Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ворчество как воплощение замысла




3. “ворчество как воплощение замысла. “ворческий процесс начи≠наетс€ с замысла. ѕоследний есть результат воспри€ти€ жизненных €вле≠ний и их понимани€ личностью на основе ее глубинных индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт, общекультурна€ подготовка). ѕарадокс художественного творчества: оно начинаетс€ с конца или, вер≠нее, конец его неразрывно соединен с началом. ’удожник Ђмыслитї зри≠телем, писатель Ч читателем. ¬ замысле присутствует не только установ≠ка писател€ и его видение мира, но и конечное звено творческого процесса Ч читатель. ѕисатель хот€ бы интуитивно Ђпланируетї художественное воздействие и пострецепционную активность читател€. ÷ель художест≠венного общени€ обратной св€зью воздействует на его начальное звено Ч замысел. ѕроцесс творчества пронизан встречными силовыми лини€ми: идущими от писател€ через замысел и его воплощение в художественном тексте к читателю и, с другой стороны, от читател€, его потребностей и рецепционного горизонта к писателю и его творческому замыслу.

1) «амыслу свойственна неоформленность и одновременно семиоти≠чески не оформленна€ смыслова€ определенность, намечающа€ очерта-

ни€ темы и идеи произведени€. ¬ замысле Ђсквозь магический кристалл еще не€сної (ѕушкин) различаютс€ черты будущего художественного текста

2) «амысел формируетс€ вначале в виде интонационного Ђшумаї, воплощающего эмоционально-ценностное отношение к теме, и в виде очертаний самой темы в несловесной (= интонационной) форме. ћа€ков≠ский отмечал, что начинал писать стихи с Ђмычани€ї. Ќицше писал: ЂЌа процесс своего поэтического творчества бросил свет Ўиллер в одном ему самому необъ€снимом, но, по-видимому, не представл€ющемс€ сомни≠тельным наблюдении: он признаетс€ именно, что в подготовительном к акту поэтического творчества состо€нии он не имел в себе и перед собой чего-либо, похожего на р€д картин со стройной причинной св€зью мыс≠лей, но скорее некоторое музыкальное настроение (ЂЌекоторый музы≠кальный строй души предшествует, и лишь за ним следует у мен€ поэти≠ческа€ иде€ї)ї (Ќицше. “. 1. 1912. —. 56).

3) «амыслу присуща потенциальна€ возможность знакового выраже≠ни€, фиксации и воплощени€ в образы.

‘актор, порождающий художественный замысел в его неповторимом своеобразии Ч креатив (твор€щий глубинный слой личности), центр творчества, некое творческое €дро личности, определ€ющее инвариант всех художественных решений ¬округ этого центра группируетс€ все создаваемое художником (—м –озанов 1990 — 39) ¬оздействие креа≠тива определ€ет личностное своеобразие и инвариантное €дро всех художественных произ≠ведений данного писател€ “ак Ђосновна€ мысль ѕушкина представл€ла как бы канон, которому неизменно, помимо его воли, подчин€лось его художественное созерцаниеї (√ер≠шензон 1919 — 13Ч14) » по мнению – якобсона, существуют посто€нные организую≠щие принципы Ч носители единства многочисленных произведений одного автора Ёти принципы накладывают печать единой личности на все ее творени€ “ак у ѕушкина пам€т≠ники оживают и двигаютс€ (стату€  омандора в Ђ аменном гостеї, монумент ѕетру в Ђћедном всадникеї, пам€тник, который оживл€етс€ тем, что Ђк нему не зарастет народна€ тропаї) ≈сть неслучайна€ устойчивость в таком развитии темы пам€тника ¬ творчестве писател€ есть инварианты, обусловленные глубинным порождающим слоем его духовного мира ѕисатель создает свой художественный мир ѕри этом каждый поэт отличаетс€ своим видением реальности, про€вл€ющимс€ в любой клеточке его текстов

“ворчество Ч это процесс воплощени€ замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждени€ замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.

4. ’удожественное творчество Ч создание непредсказуемой худо≠жественной реальности. »скусство не повтор€ет жизнь (о чем говорит теори€ отражени€), а создает особую реальность. ’удожественна€ реаль≠ность может быть параллельна истории, но она никогда не бывает ее слеп≠ком, ее копией.

Ђ»скусство тем и отличаетс€ от жизни, что всегда бежит повторени€ ¬ обыденной жизни вы можете рассказать тот же самый анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказать≠с€ душою общества ¬ искусстве подобна€ форма поведени€ именуетс€ Ђклишеї »скусство есть орудие безоткатное, и развитие его определ€етс€ динамикой и логикой самого мате≠риала, предыдущей судьбой средств, требующих найти (или подсказывающих) вс€кий раз качественно новое эстетическое решение »скусство в лучшем случае, параллельно ис≠тории, и способом его существовани€ €вл€етс€ создание вс€кий раз новой эстетической ре≠альности ¬от почему оно часто оказываетс€ Ђвпереди прогрессаї, впереди истории, основным инструментом которой €вл€етс€ Ч а не уточнить ли нам ћаркса? Ч именно кли≠шеї (Ѕродский 1991 — 9)

’удожественна€ реальность непредсказуемо случайна. ¬ Ђ≈гипет≠ских ночахї ѕушкина, импровизиру€ на заданную „арским тему (Ђпоэт сам избирает предмет дл€ своих песен; толпа не имеет права управл€ть вдохновениемї), импровизатор говорит:

- «ачем крутитс€ ветр в овраге, ѕодъемлет лист и пыль несет,  огда корабль в недвижной влаге ≈го дыханье жадно ждет? «ачем от гор и мимо башен Ћетит орел, т€жел и страшен, Ќа чахлый пень? —проси его «ачем арапа своего ћлада€ любит ƒездемона,  ак мес€ц любит ночи мглу9 «атем что ветру и орлу » сердцу девы нет закона '' “аков поэт как јквилон,

„то хочет, то и носит он Ч ќрлу подобно, он летает », не спрос€сь ни у кого,  ак ƒездемона избирает  умир дл€ сердца своего

(ѕушкин “ VI 1957 — 380)

ƒл€ ѕушкина художественный мир, создаваемый поэтом, произволен и непредсказуем “еори€ ѕригожина о случайности и непредсказуемости истории может быть распространена на особо таинственный и случайный процесс, создани€ художественной реальности, рождающейс€ из хаоса во им€ гармонии.

¬ сознании художника параллельно существуют первоэлементы (= атомы) сознани€ впечатлени€ быти€, самопроизвольные фантазии, рож≠денные внутренними потребност€ми личности, ее индивидуальными особенност€ми. ќднажды (непредсказуемо когда), Ђне спрос€сь ни у ко≠гої, эти первоэлементы сознани€ соедин€ютс€ в смутный образ геро€ и обсто€тельств. » дальше пошло: герой начинает действовать, обсто€тель≠ства Ђзасел€ютс€ї взаимодействующими персонажами. Ёто и есть стади€

хаоса, ибо рождаетс€ множество героев, персонажей, обсто€тельств. Ђ¬ыживаютї (работает Ђестественный отборї!) наипрекраснейшие: эсте≠тический вкус художника отсеивает одних и сохран€ет других. ’аос начи≠нает жить по законам красоты, и из него рождаетс€ прекрасна€, неожи≠данна€ художественна€ реальность. » весь этот процесс спонтанен и не вполне управл€ем самим художником. ћ. ÷ветаева писала: Ђ≈динствен≠на€ цель произведени€ искусства во врем€ его совершени€ Ч это завер≠шение его, и даже не его в целом, а каждой отдельной частицы, каждой молекулы. ƒаже оно само, как целое, отступает перед осуществлением этой молекулы, вернее: кажда€ молекула €вл€етс€ этим целым, цель его всюду на прот€жении всего его Ч всеместно, всеприсутственно, и оно как целое Ч самоцель. ѕо свершении же может оказатьс€, что художник сде≠лал большее, чем задумал (смог больше, чем думал!), иное, чем задумалї. (÷ветаева. 1991. —. 81).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 521 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1404 - | 1345 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.