Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќпределение предмета психологии 8 страница




ћожно выделить несколько уровней средств хранени€ информации Ч физи≠ческий, биологический, физиологический и психологический.

Ќа физическом уровне информаци€ сохран€етс€ за счет структурных преоб≠разований, осуществл€емых с физическими телами Ч это Ђвнешн€€ї пам€ть че≠ловека (узелки на пам€ть, записна€ книжка и т.д.). Ќа биологическом уровне с целью сохранени€ информации происход€т преобразовани€ биологических структур, например молекул ƒЌ , –Ќ  и др. Ќа физиологическом уровне ин≠формаци€ хранитс€ и преобразуетс€ на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаютс€ от биологических своим функциональным ха≠рактером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относи≠тельной кратковременностью. “ак, в структуре нервных импульсов, несущихс€ по афферентным волокнам от рецепторов к центру, хранитс€ информаци€ о структуре тех мгновенных изменений в состо€нии рецепторов, которые имели место при воздействии на них раздражителей. Ќа собственно психологическом уровне происход€т качественные преобразовани€ информации, ее организаци€ и хранение, которые основываютс€ на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значени€ дл€ субъекта тех происход€щих на предыдущих уровн€х изменений, которые ему доступны.

—оответственно этим уровн€м рассматриваютс€ и механизмы, принимающие участие в процессах пам€ти человека, из которых, по сути дела, только два вхо≠д€т в компетенцию психологии Ч физический и собственно психологический.

Ќар€ду с механизмами психологи€ изучает три группы €влений, относ€щих≠с€ к феноменологии пам€ти.

  первой группе можно отнести те качественные характеристики хран€щего≠с€ опыта, которые представлены в разнообразных видах пам€ти. Ёто эмоцио≠нальна€, образна€, словесно-логическа€ и двигательна€ пам€ть. Ќетрудно по≠н€ть, что в данной классификации вновь наход€т отражение три наиболее об≠щие психологические категории: мотив, отраженный в эмоции, образ и действие. ќтсюда еще раз отчетливо видно, что пам€ть пронизывает все компоненты пси≠хической регул€ции приспособительного акта.

¬тора€ группа феноменов образована по признаку длительности хранени€ опыта. Ёто формы пам€ти: мгновенна€ (иконическа€, экоическа€), кратковре≠менна€ и долговременна€ пам€ть.

», наконец, в третьей группе феноменов представлены этапы преобразова≠ни€ информации в пам€ти и закономерности, характеризующие каждый из них. Ёто процессы пам€ти: запоминание, забывание и сохранение и воспроизведение опыта.

–ассмотрим коротко основные закономерности, характеризующие каждую из этих групп €влений.

¬иды пам€ти. Ёмоциональна€ пам€ть. Ёмоции человека тесно св€заны с его потребност€ми или мотивами, поскольку, как будет показано ниже, в них отра≠жаютс€ отношени€ между потребност€ми и особенност€ми ситуации, способ≠ствующими или преп€тствующими их удовлетворению. Ёмоции выступают в качестве сигналов о том, в какой мере удовлетвор€ютс€ или могут быть удовлет≠ворены наши потребности. ѕоскольку эмоци€ Ч это сигнал, он может хранить≠с€ в пам€ти в той или близкой к той форме, котора€ сопровождала событи€, пе≠реживаемые впервые. ѕри повторном воспри€тии или представлении ситуации, вызвавшей эмоцию, ее оценка как желательной или, наоборот, угрожающей, мо≠жет производитьс€ за счет немедленного по€влени€ хран€щейс€ в пам€ти эмо≠ции. Ёта оценка позвол€ет построить соответствующее поведение еще до того, как ситуаци€ будет осмыслена и проанализирована с помощью мышлени€. Ёмо≠циональна€ пам€ть, таким образом, способствует обобщенной, глобальной оцен≠ке ситуации с точки зрени€ ее ценности дл€ субъекта. “о, что одни и те же пред≠меты и ситуации вызывают (актуализируют) у разных людей различные эмо≠ции, указывает на субъективный характер св€зи между запечатленной эмоцией и вызвавшей ее ситуацией. Ќапример, по€вление контролера у одного человека вызовет панику, а у другого Ч желание подшутить над ним. Ёто можно объ€с≠нить тем, что у первого эмоци€, возможно, св€зана с потребностью предохранени€ самооценки от падени€, а у второго Ч с потребностью в самоутверждении или самовозвеличивании. ѕо€вление ситуации, подобной той, в которой один человек когда-то пережил (или часто переживал) унижение, а другой Ч восхи≠щение, воскрешает в пам€ти и соответствующие эмоции. ќсобенность эмоцио≠нальной пам€ти заключаетс€ в том, что повторно переживаемые эмоции никогда не воспринимаютс€ как ожившее воспоминание, поэтому эмоции, возникающие у человека вс€кий раз при столкновении с какой-то типичной ситуацией, могут ка≠затьс€ ему непон€тными и даже загадочными. ¬ св€зи с этим следует сказать, что дл€ произвольного воспроизведени€ (или его избежани€) желательной (нежелательной) эмоции необходимо представить, а еще лучше создать (избежать) типичную дл€ ее возникновени€ у данного субъекта ситуацию, что люди осо≠знанно, а чаще неосознанно, и делают весьма успешно по несколько раз на дню.

ќбразна€ пам€ть сохран€ет пережитый опыт в форме образов. ќбразна€ па≠м€ть Ч суть представлени€, о которых говорилось в соответствующем разделе. ¬ форме образов в пам€ти хран€тс€ не только доступные сознанию впечатле≠ни€, полученные с помощью органов чувств, но и неосознаваемые образы, такие как эталоны или паттерны, которые принимают участие в процессах воспри€≠ти€, например при распознавании образов. ¬ процессе хранени€ в пам€ти запе≠чатленные образы претерпевают изменени€, которые придают представлени€м специфические свойства или характеристики, о которых также уже говорилось. »меютс€ индивидуальные различи€ в способности произвольно вызывать в со≠знании образы пам€ти. Ёти различи€ касаютс€ как преимущественной модаль≠ности, в которой человек переживает наиболее €ркие образы, так и самой живо≠сти и €ркости представлений. ¬ пам€ти могут хранитьс€ не только предметные образы воспри€ти€, но и беспредметные образы, св€занные с пережитыми ощу≠щени€ми. „еловек может, например, представить себе просто синий цвет, или звук определенного тона, или ощущение зубной боли, или кислый вкус.

¬ словесно-логической пам€ти хран€тс€ наши умственные образы мира в форме обобщенных категорий, суждений, абстрактных концептуальных схем и, наконец, мировоззрени€ в целом.  роме того, в словесно-логической форме хра≠н€тс€ также сознательно планируемые программы де€тельности.

¬ двигательной пам€ти хран€тс€ схемы различных движений и их систем, образующие двигательные навыки, которые обеспечивают автоматизированный характер действий в повтор€ющихс€ или типичных ситуаци€х. »менно двига≠тельна€ пам€ть позвол€ет нам думать о чем-то постороннем в тот момент, когда мы открываем дверь в собственную квартиру.

¬се виды, или компоненты, пам€ти тесно св€заны друг с другом, поскольку они €вл€ютс€ компонентами единого, целостного поведенческого акта. “ак, на≠пример, определенные эмоции можно вызвать, соверша€ определенные движе≠ни€, о чем говорил еще ”. ƒжемс: отголоски скорби можно почувствовать, опу≠стив плечи, сделав скорбное лицо и говор€ тихим голосом, в то врем€ как энер≠гичные, резкие движени€, сопровождаемые боевым кличем, способны возбудить уверенность в себе и даже гнев. »нтересно, что при этом будут возникать и со≠ответствующие образы. » наоборот, €ркие образы и представлени€, как извест≠но, привод€т к по€влению не только так называемых идеомоторных движений, но и соответствующих эмоциональных состо€ний. Ќаблюда€ за человеком, мы судим о переживаемых им эмоци€х прежде всего по его движени€м, интонаци≠€м и преимущественной тематике высказываний, в которых отражаютс€ погло≠щающие его представлени€ и мысли. ” человека, кроме того, все три компонен≠та можно вызвать при помощи слова.

” человека словесно-логическа€ пам€ть €вл€етс€ ведущей. ¬ силу ее смысло≠вой (семантической) организации, она может оказывать деформирующее вли€≠ние, как организующее, так и искажающее, на остальные виды пам€ти. ¬ частно≠сти, в экспериментах было обнаружено, что при предъ€влении дл€ запоминани€ неоднозначных контуров предметов с одновременным словесным их обозначе≠нием, воспроизводимые впоследствии образы определ€лись именно их названи≠ем. “ак, два кружка, соединенные между собой короткой пр€мой чертой, воспро≠изводились в дальнейшем в рисунке по пам€ти в соответствии с данным им наименованием Ч либо в виде очков, либо в виде гантелей. “акое деформирующее вли€ние словесно-логическа€ пам€ть оказывает и на запоминание конкретных, житейских ситуаций: в пам€ти детали образа ситуации трансформируютс€ та≠ким образом, чтобы соответствовать позднейшей ее словесно-логической интер≠претации. Ѕыло, в частности, обнаружено, что свидетельские показани€ о дорожно-транспортном происшествии существенно мен€ютс€ в зависимости от того, какой глагол используетс€ в вопросе о детал€х происшестви€ Ч Ђразби≠лисьї, Ђударилисьї или Ђпришли в соприкосновениеї. Ёти глаголы измен€ют смысл ситуации, в соответствии с которым и происходит деформаци€ образов пам€ти. ќценка скорости автомобилей при дорожно-транспортном происше≠ствии зависела от включенного в вопрос глагола Ч наивысшую оценку скорости давали те свидетели, которым задавалс€ вопрос, содержащий глагол Ђразби≠лисьї.

‘ормы пам€ти. “ри формы пам€ти Ч мгновенна€, кратковременна€ и долго≠временна€ Ч отличаютс€ друг от друга как по способу представлени€ в них по≠лучаемой извне информации, так и по времени хранени€, а также по тем функ≠ци€м, которые кажда€ из них выполн€ет в процессах пам€ти человека. “ри фор≠мы пам€ти представл€ют собой не только формы, но и этапы переработки информации в процессе ее хранени€.

ѕам€ть человека, таким образом, состоит из трех блоков, работающих в це≠л€х сохранени€ информации как единого целого. —хема св€зи между ними име≠ет примерно следующий вид.

¬нешнее воздействие приводит к возбуждению чувствительных клеток, вследствие чего в данном Ђсенсорном регистреї остаетс€ след от этого воздей≠стви€ в виде образа соответствующей модальности. ¬озникший в сенсорном ре≠гистре образ опознаетс€ и через очень короткое врем€ пересылаетс€ в следую≠щий блок хранени€. «десь он после некоторых преобразований хранитс€ чуть дольше, после чего либо исчезает (забываетс€), либо, при его повторении в пре≠делах времени его существовани€ в кратковременной пам€ти, передаетс€ на хранение дальше Ч в долговременную пам€ть, где, в случае попадани€ в нее, он может хранитьс€ неопределенно долго. ƒолговременна€ пам€ть в свою очередь €вл€етс€ хранилищем, из которого поступает информаци€ как дл€ нужд сенсор≠ного регистра, так и дл€ нужд кратковременной пам€ти.

“еперь кратко рассмотрим специфику и функции каждого из этих блоков.

ћгновенна€, или сенсорна€, пам€ть Ч это пам€ть тех сенсорных органов, на которые поступила информаци€. Ћучше всего она изучена в отношении зрени€ и слуха. ќбраз, возникший в результате возбуждени€ рецепторов каким-либо единичным воздействием, сразу же не исчезает, он продолжает существовать в той же форме, в которой он возник, постепенно затуха€ в пределах одной секун≠ды дл€ зрительной системы и гораздо дольше дл€ слуховой. »зображение про≠должает как бы сто€ть перед глазами, а звук звучать в ушах, несмотр€ на то что стимул уже исчез. “акое продолжение существовани€ образа после воздействи€ имеет важное функциональное значение. ¬о-первых, это врем€ необходимо си≠стеме воспри€ти€ дл€ того, чтобы опознать образ. ¬ жизни организма эти доли секунды могут иметь очень важное значение. ≈сли бы образ исчезал вместе с ис≠чезновением предмета, его опознание было бы затруднено или невозможно в силу ограниченности скоростных характеристик физиологических систем. ¬о-вторых, некотора€ инертность сенсорного образа приводит к тому, что система воспри€ти€ неизбежно объедин€ет дискретные, т.е. отдельные, единичные сен≠сорные образы в образ воспри€ти€, непрерывный в пространстве и во времени. Ёто про€вл€етс€ в том, что при наших перемещени€х или при перемещени€х объекта его образ мен€етс€ не скачками (в св€зи со скачкообразными перехода≠ми изображени€ на сетчатке с одной группы рецепторов на другую), а плавно, градуально. “о же самое происходит и в слуховом анализаторе Ч мы восприни≠маем не р€д отдельных звуков, а плавные переходы мелодии. ћежду зрительной и слуховой сенсорной пам€тью имеютс€ различи€ в том, что в зрительной системе последующие воздействи€ Ђстираютї предыдущие образы так, что они не накладываютс€ друг на друга. ¬ слуховой сенсорной пам€ти последующие обра≠зы не Ђстираютї предыдущие, поэтому они могут существовать какое-то врем€ вместе. Ёто имеет очень важное значение дл€ понимани€ речевых сообщений: если бы каждый последующий звук услышанной фразы стирал предыдущий, мы не могли бы услышать всей фразы целиком. “о же касаетс€ прослушивани€ му≠зыки, котора€ благодар€ этому воспринимаетс€ как некое завершенное целое.

 ратковременна€ пам€ть ( ¬ѕ) представл€ет собой хранилище, в котором происходит Ђработаї не только с той информацией, котора€ поступила от сенсорных органов, но и с той, котора€ извлекаетс€ из долговременной пам€ти.  ратковременна€ пам€ть Ч это пам€ть, котора€ обслуживает текущую работу с образами, пон€ти€ми и словами. »звестный американский психолог –.  ладки предложил нагл€дную модель кратковременной пам€ти в виде верстака стол€≠ра в стол€рной мастерской. Ќа верстак попадают только те предметы, которые какое-то врем€ необходимы дл€ текущей работы: детали будущего издели€, ин≠струменты, клей и т.д. ¬ качестве аналога долговременной пам€ти здесь высту≠пают полки вдоль стены, на которых материалы аккуратно разложены по назна≠чению, наименованию или как-то еще иначе. —тол€р берет с полки и кладет на верстак то, что ему нужно на данном этапе, оставл€€ достаточно места дл€ рабо≠ты.  огда на верстаке скапливаетс€ слишком много предметов, стол€р может дл€ удобства разложить их на кучки или в стопки, что позволит поместить на верстаке больше разных материалов. ≈сли число предметов на верстаке стано≠витс€ слишком велико, они могут с него упасть или же стол€р ставит их обрат≠но на полку.

ѕодобна€ аналоги€ описывает суть функционального назначени€ кратковре≠менной пам€ти как хранилища, где образы и пон€ти€ по€вл€ютс€, обрабатыва≠ютс€, сортируютс€ и какое-то врем€ хран€тс€. “аким образом, это Ч рабоча€ пам€ть, где над входными элементами в течение какого-то короткого времени производ€тс€ различные операции Ч структурирование, опосредование или по≠вторение.

¬рем€ хранени€ материала в кратковременной пам€ти Ч около 30 с. ѕри по≠вторении материала в пределах этого времени он может хранитьс€ в ней гораз≠до дольше.

ќбъем  ¬ѕ составл€ет 7 ± 2 единицы хранени€. ѕод единицами здесь пони≠маютс€ не только отдельные буквы, цифры или звуки, но и их группы. —ледова≠тельно, дл€ того чтобы запомнить большее количество элементов, их можно объединить в группы, однако все же с увеличением количества элементов, вхо≠д€щих в группу, число групп, хран€щихс€ в  ¬ѕ, уменьшаетс€. ќграничен≠ность объема  ¬ѕ имеет разнообразные психологические последстви€. Ќе ис≠ключено, что магический характер числа Ђсемьї, нашедший отражение в посло≠вицах (например, Ђ—емь раз отмерь...ї), текстах и веровани€х, обусловлен именно объемом  ¬ѕ. ќбъем  ¬ѕ несомненно вли€ет на организацию речи. ќбнаружено, что число смысловых единиц во фразе дл€ ее правильного осмыс≠лени€ не должно превышать семи. ѕодсчитано также, что частота слов с количе≠ством слогов в пределах четырех составл€ет 90Ч99% в различных €зыках. ѕо≠этому лучше запоминаютс€ и больший эффект производ€т €сные короткие фра≠зы, состо€щие из коротких слов.

—труктурирование входной информации не сводитс€ только к группирова≠нию, оно представл€ет собой сложный процесс ее преобразовани€, в котором принимают участие образные, речевые и смысловые компоненты. ¬ кратковре≠менной пам€ти происходит перекодирование формы входной информации из образной в речевую. ѕод кодом понимают форму представлени€ информации. ƒоминирующим кодом  ¬ѕ €вл€етс€ слуховой код. Ёто значит, что зрительные образы у человека в  ¬ѕ перекодируютс€ в звуки речи и в такой форме  ¬ѕ с ними оперирует. “ак, например, дл€ запоминани€ зрительно воспринимаемого номера телефона, мы его обычно проговариваем. —луховой речевой код, однако не €вл€етс€ единственным в  ¬ѕ, поэтому дл€ лучшего запоминани€ необходи≠мо пользоватьс€ всеми трем€ средствами Ч зрительными образами, проговариванием и осмыслением материала. ѕроговаривание и осмысление материала и есть его опосредование.

ƒолговременна€ пам€ть (ƒ¬ѕ). ≈сли в кратковременной пам€ти мы живем, то долговременна€ пам€ть хранит знани€, придающие смысл нашему непосред≠ственному существованию (—олсо –., 1996). ¬ долговременной пам€ти хра≠н€тс€:

Х пространственна€ модель мира, представленна€ здесь в виде отвлеченных структур, соответствующих образам нашего дома, города, страны и всей планеты;

Х знани€ о законах, устройстве мира и свойствах объектов;

Х наши представлени€ о люд€х, самих себе, социальных нормах и жизненных ценност€х;

Х моторные навыки, например, звуковой и письменной речи, одевани€, езды на велосипеде, умени€ решать задачи в различных област€х де€тельности;

Х навыки понимани€ речи или интерпретации произведений живописи или музыкальных произведений;

Х планы и программы будущей де€тельности.

»нформаци€ в ƒ¬ѕ организована определенным образом. »меетс€ суще≠ственное различие в организации информации личного и отвлеченного характе≠ра. ¬ св€зи с этим было предложено даже говорить о двух видах ƒ¬ѕ Ч эпизо≠дической и семантической. ¬ эпизодической пам€ти содержатс€ закодирован≠ные сведени€ и событи€, прив€занные к определенному времени, информаци€ о том, как выгл€дели те или иные вещи, когда мы их видели. ¬ этой пам€ти хра≠н€тс€ вс€кого рода автобиографические данные, например ЂЋетом 1983 года мы с при€телем ездили на рыбалкуї. Ёпизодическа€ ƒ¬ѕ содержит сведени€, зави≠с€щие от контекста: Ђћо€ жена надевает золотые сережки, когда к нам приезжа≠ет тещаї. ¬се остальные сведени€ внеличного характера хран€тс€ в семантичес≠кой пам€ти Ч это, во-первых, факты и знани€, не св€занные с личными пережи≠вани€ми в определенном месте и времени, и, во-вторых, все, что нам нужно дл€ того, чтобы пользоватьс€ речью. ћатериал, хран€щийс€ в этих двух видах ƒ¬ѕ, различаетс€ не только по своему характеру, но и по подверженности забыванию. Ёпизодическа€ пам€ть находитс€ в состо€нии непрерывного изменени€, по≠скольку измен€етс€ личный опыт, поэтому информаци€ в ней легко может стать недоступной, однако она не исчезает совсем, о чем свидетельствуют эксперимен≠ты ѕенфилда, в которых при электрическом раздражении ассоциативных зон коры в пам€ти пациентов возникали давно забытые картины.

»нформаци€ в ƒ¬ѕ хранитс€ в различных кодах Ч визуальном, акустиче≠ском и семантическом. ƒоминирующим кодом €вл€етс€ семантический, т.е. ос≠нованный на смысловой сортировке материала. ѕо всей веро€тности, многие зрительные образные представлени€ €вл€ютс€ результатом перекодировани€ с семантического кода в визуальный. ѕоскольку в символьном, семантическом коде информаци€ хранитс€ в обобщенной форме, образы представлени€ и имеют такой обобщенный характер, даже тогда, когда мы вспоминаем о конкретных событи€х.

¬рем€ хранени€ информации в ƒ¬ѕ неограниченно.

ѕроцессы пам€ти.   процессам пам€ти относ€т запоминание, хранение и за≠бывание и воспроизведение.

«апоминание. ѕроцесс запоминани€ Ч это активный процесс, при котором с исходным материалом производ€тс€ какие-то действи€. ѕроцесс запоминани€ начинаетс€ в  ¬ѕ и завершаетс€ в ƒ¬ѕ. ѕри этом происходит следующа€ по≠следовательность действий.

¬  ¬ѕ из сенсорной пам€ти попадает только тот материал, который опознан путем сличени€ актуального сенсорного образа с эталонами, хран€щимис€ в долговременной пам€ти. ѕосле того как зрительный или

акустический образ попал в  ¬ѕ, он переводитс€ на €зык звуко≠вой речи и существует в ней дальше в основном именно в та≠кой форме. ¬ процессе этого преобразовани€ происходит классификаци€ материала на основе смысловых признаков дл€ отправки его в соответствующий отдел долговременной пам€ти. ¬ действительности этот процесс еще более сложный и представл€ет «нание, приобретенное с помощью простого зубрени€, почти неизбежно забываетс€ совер≠шенно бесследно. ”. ƒжемс  

собой установление смысловых св€зей между полученным материалом и семантически родственными обобщени€ми, хран€щимис€ в ƒ¬ѕ. ѕри этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур ƒ¬ѕ.  ак толь≠ко эти св€зи установлены и закреплены, материал остаетс€ в ƒ¬ѕ Ђдл€ вечного хранени€ї. ”спешность установлени€ смысловых св€зей зависит от р€да сопут≠ствующих процессу запоминани€ факторов:

Х от объема материала, наход€щегос€ в  ¬ѕ: он не должен значительно пре≠вышать 7±2 единицы хранени€;

Х времени пребывани€ материала в  ¬ѕ; это врем€ можно неограниченно увеличивать за счет повторени€ материала;

Х от наличи€ Ђмешающихї факторов Ч побочного материала, по€вл€ющего≠с€ в сознании в пределах 30 с до или после получени€ материала, предна≠значенного дл€ запоминани€;

Х от действи€ мотивационного фактора в самых разных его формах: эмоций, интереса, выраженности мотива запомнить;

Х от разнообрази€ форм представлени€ материала в  ¬ѕ, т.е. от наличи€ разнообразных кодов; визуального, акустического и смыслового;

Х от степени Ђзнакоместаї материала, его осмысленности, т.е. наличи€ зна≠ний сходного содержани€, хран€щихс€ в ƒ¬ѕ;

Х от количества смысловых св€зей, устанавливаемых в процессе запомина≠ни€, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контек≠стах, т.е. его осмысление.

’ранение и забывание. ’ранение означает наличие информации в ƒ¬ѕ (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда св€зано с ее доступностью дл€ сознани€. «абывание Ч неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. „еловек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладени€ речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что восприн€л в форме образной. «абы≠вание может означать также то, что человек Ђзабываетї сделать что-то из на≠меченного ранее, например что-то купить в магазине. «абывание может быть св€зано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть об€зано своим возникновением так называемому вытеснению Ч непроизвольному забы≠ванию событий, вызывающих душевную боль. ¬ св€зи с этим под забыванием в психологии называетс€ все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удаетс€ извлечь из па≠м€ти.

«десь необходимо повторить, что процессы пам€ти тесно св€заны друг с дру≠гом. ¬ некоторых отношени€х забывание €вл€етс€ функцией от запоминани€ Ч чем прочнее материал запомнен (а это зависит от перечисленных выше фак≠торов), тем меньше он забываетс€. “ем не менее забывание может иметь и собственные причины, о части которых было сказано в предыдущем абзаце. ¬ целом можно сказать, что чем реже материал включаетс€ в активную де€тель≠ность, тем менее доступным, при прочих равных услови€х, он становитс€ Ч утрачиваютс€ знани€, распадаютс€ навыки, угасают чувства. ¬торым важным фактором €вл€етс€ количество устанавливаемых и возобновл€емых смысловых св€зей между содержанием данного материала и другими материалами, хран€≠щимис€ в ƒ¬ѕ. ¬ св€зи с этим можно сказать, что люба€ смыслова€ перестрой≠ка опыта, например перемена образа жизни, веры, убеждений, мировоззрени€, может сопровождатьс€ утратой или недоступностью прежних элементов опыта. ћеханизмами забывани€ €вл€ютс€ интерференци€, т.е. подавл€ющее вли€ние одного материала на другой при его по€влении, а также затухание Ч угасание следов пам€ти и несоответствие признаков, которое означает, что при воспроиз≠ведении наличные коды не соответствуют тем, с помощью которых информаци€ вводилась в пам€ть.

¬оспроизведение хран€щегос€ в ƒ¬ѕ материала заключаетс€ в переводе его из ƒ¬ѕ в  ¬ѕ, т.е. в его актуализации в сознании. ¬оспроизведение, как видим, зависит от процессов запоминани€ и забывани€, но имеет и свои особенности и механизмы. ¬оспроизведение может выступать в трех формах Ч узнавани€, припоминани€ и воспоминани€. —мысл узнавани€ пон€тен и без особых разъ€с≠нений, он св€зан с сознательной идентификацией образов. ѕрипоминание Ч сложный процесс пам€ти, который представл€ет собой поиск требуемого мате≠риала в долговременной пам€ти. ѕоскольку материал в пам€ти организован определенным образом на основе смысловых признаков, составл€ющих данное пон€тие или образ, его поиск также представл€ет собой не слепое блуждание по €чейкам пам€ти, а определенное движение к нужному материалу по семантиче≠ской сети или дереву. ѕримером поиска нужного материала посредством тако≠го движени€ может быть следующа€ задача: Ђѕрипомните, что вы делали 5 ма€ 1993 годаї. Ќа первый взгл€д задача кажетс€ невыполнимой Ч разве можно вспомнить событи€ конкретного дн€ многолетней давности? Ёксперименты, однако, показывают, что, ид€ путем рассуждений, люди в состо€нии не только вспомнить событи€, но и описать некоторые их детали. “аким образом, усили€ при припоминании направлены на организацию поиска информации, соответствующую ее организации в пам€ти. ƒл€ облегчени€ произвольного воспроизве≠дени€ материала эффективным оказываетс€ использование элементов Ђвнеш≠ней пам€тиї Ч использование знаков, заметок (Ђузелков на пам€тьї), записей и т.д.

ћы уже говорили выше, что различают эпизодическую и семантическую па≠м€ть. ¬оспроизведение событий из эпизодической пам€ти может обладать осо≠бой €ркостью именно вследствие того, что при их запоминании в пам€ти сохра≠н€етс€ материал, относ€щийс€ не только к различным модальност€м, но и к пе≠режитым в тот момент эмоци€м и действи€м.  роме того, он локализован в определенном месте и времени. ¬се это делает его более содержательным и от≠личает от знаний, получаемых опосредованно. ¬оспроизведение таких лично пережитых образов называетс€ воспоминанием.

ћнемоника. ¬ психологии в св€зи с проблемами пам€ти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга Ч Ђмнемическийї и Ђмнемоническийї, значени€ которых различны. ћнемический означает Ђимеющий отношение к пам€тиї, мнемонический Ч Ђимеющий отношение к искусству запоминани€ї. ќсновыва€сь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что, зна€ законы, регулирующие процессы пам€ти, можно этими процессами управл€ть. ѕриемы управлени€ пам€тью и называютс€ мнемоникой. Ќекоторыми из них люди пользуютс€ стихийно, не замеча€ их действие в повседневной жизни. Ќаиболее распространенным приемом €вл€етс€ уже упоминавшеес€ использование меток пли предметов в качестве напоминающих знаков. ¬осприн€в эти знаки, человек вспоминает и содержание того, что с ними св€зано.

ƒругим распространенным мнемоническим приемом €вл€ютс€ разного рода группировки исходного материала дл€ его запоминани€. — помощью группиро≠вок, например, легче запоминаютс€ телефонные номера. Ќапример, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.

ќдним из наиболее известных мнемонических приемов €вл€етс€ метод раз≠мещени€. ≈го суть заключаетс€ в том, что запоминаемый материал разбиваетс€ на части, которые затем помещаютс€ в различных местах зрительно представл€≠емого образа какого-нибудь помещени€ или хорошо знакомой улицы. —леду€ затем мысленно по привычному маршруту по улице или по помещени€м дома, человек просто Ђподбираетї то, что хранитс€ в разных их углах.

≈ще одним распространенным приемом €вл€етс€ придание осмысленной св€зи материалу, между исходными элементами которого осмысленной св€зи нет. Ёто относитс€ к запоминанию р€дов не св€занных между собой слов или букв, последовательностей наименований. ѕримером такого приема может быть способ запоминани€ последовательности цветов светового спектра по их на≠чальным буквам: Ђ аждый ќхотник ∆елает «нать, √де —идит ‘азанї (крас≠ный, оранжевый и т.д.). “аким же приемом студенты-медики запоминают по≠следовательность 12 пар черепно-мозговых нервов: Ђќ «иночка, √олубка Ѕелоока€, “еб€ ќдну Ћишь —лышу я, Ѕедна€ ƒевочка ѕечальна€ї (ќбон€тельный, «рительный, √лазодвигательный, Ѕлоковый и т.д.).

’орошим приемом запоминани€, например, текстов или последовательности изложени€ €вл€етс€ создание плана или разбиение текста на части с поименованием каждой из них.

»меютс€ и другие мнемонические приемы, дл€ перечислени€ и описани€ ко≠торых здесь, к сожалению, нет места.

–езюме

—оздание психических образов окружающей среды осуще≠ствл€етс€ посредством познавательных психических процессов. Ёлементарным познавательным психическим процессом €вл€етс€ ощущение.  аждый вид ощу≠щени€ представл€ет собой специфический субъективный образ какого-то свой≠ства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. ѕредметные психические образы создаютс€ воспри€тием, в процессе которого в субъектив≠ном пространстве воспроизвод€тс€ не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с фор≠мой и местоположением объекта. ¬оспроизведение формы и местоположени€ объекта €вл€етс€ новой по сравнению с ощущением характеристикой психичес≠кой де€тельности. ѕсихическа€ де€тельность на уровне воспри€ти€ позвол€ет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспе≠чить вычленени€ и обобщени€ отношений между объектами в чистом виде. ¬ычленение и обобщение этих отношений становитс€ возможным на уровне мышлени€ за счет использованием знаковых систем Ч €зыка. «нак становитс€ той Ђвещьюї, чувственно воспринимаемым объектом, с которым более или ме≠нее однозначно св€зываетс€ данный тип вычлененных отношений или системы отношений. Ѕлагодар€ знаку становитс€ возможным формирование пон€тий как систем отвлеченных отношений между объектами. ѕон€тийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познани€, но в то же врем€ вследствие искусственности зафиксированных в пон€ти€х систем отношений оно может приводить и к заблуждени€м. ќсуществление познавательной психи≠ческой де€тельности невозможно без процессов пам€ти. ѕам€ть скрепл€ет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую де€тельность человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 380 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

1507 - | 1318 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.039 с.