Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 14 ќбразование в –оссии после распада ———–




 

—мена концептуальных приоритетов

”же в конце 1980-х гг. в обстановке общей неуверенности, разочарований после всколыхнувшихс€ было надежд на демократию, гласность, духовный и экономический подъем, т€га к образованию резко упала. “ак, в 1989 г. только 10 % выпускников про€вл€ли интерес к учебе, назвав ее лишь в середине перечн€ социальных ценностей.

¬скоре, правда, наметилс€ рост, неуклонно продолжающийс€. —ыграл роль р€д обсто€тельств. — одной стороны, и –оссию не миновало характерное дл€ капиталистических стран отношение к образованию как товару, вложению капитала, чем, в частности, объ€сн€етс€ огромна€ попул€рность и престижность не слишком привлекательных еще недавно юридических и экономических факультетов. ѕри этом нецивилизованный характер российского капитализма выражаетс€ порой и в том, что некоторые студенты, даже оплачивающие свою учебу, не слишком обремен€ют себ€ ею Ц вещь, немыслима€ за рубежом.

≈сть, безусловно, и положительна€ сторона в изменени€х, охвативших российское образование. ѕосле того, как была упразднена государственна€ монополи€ на образование, стали возникать новые учебные заведени€ с нестандартной программой и самими принципами образовани€, с творческими, ищущими преподавател€ми. ѕлатна€ система образовани€, неизбежно возникавша€ нар€ду с государственной, преодолева€ проблемы жесткой борьбы за выживание, козни, нередко чинимые против коммерческих школ, гимназий и вузов, все же прошла Ђестественный отборї, в той или иной степени поставивший все на свои места. ”чебные заведени€, успешно выдержавшие конкуренцию с сомнительными заведени€ми по выколачиванию денег, смогли привлечь профессионалов высокого класса Ц сравнительно высокой оплатой, простором дл€ творческой работы. ¬ газете краснодарского творческого объединени€ Ђѕремьераї очень хорошо описано это врем€: Ђ”празднение идеологических шор породило у части профессиональной интеллигенции, не обладающей подлинно творческим складом ума и привыкшей к спасительным шаблонам, мучительное состо€ние Ђнаркотической ломкиї, но люд€м творческим создало невиданные до сих пор стимулы дл€ новых поисковї [3. —. 7].

 онечно, в бурном движении к новому не обошлось без декларативных призывов, старой сущности в новых одеждах. “ак, автору этих строк с удивлением пришлось наблюдать в 1992 г. на зан€тии по этике, введенной в одном из престижных технических вузов ћосквы (достойное начинание) следующую сцену. ѕреподавательница рассказала, как 13-летн€€ ћаргарет “этчер, победив в школьном конкурсе по сочинению, на слова директора Ђѕоздравл€ю с удачей!ї ответила: Ђ—пасибо, но считаю, что мне не просто выпала удача Ц € ее заслужила!ї ѕример действительно интересный, а студентам предлагалось оценить этот ответ с двух возможных позиций: а) заносчивость, самоуверенность, нескромность; б) чувство собственного достоинства, уверенность в себе, реалистическа€ самооценка.  огда студент выбрал второй вариант, преподаватель остановила его: ЂЌичего подобногої. Ќет нужды говорить, что даже выбравшего иной вариант, очевидно неприемлемый сейчас дл€ очень многих, не следовало так обрезать, особенно на уроке этики.

¬сего года через 3Ц4 уже все студенты считали ответ ћэгги “этчер вполне допустимым и достойным. “огда € добавл€л вопрос: Ђј если бы это был ѕет€ »ванов?ї ≈ще пару лет находились студенты, говорившие: Ђ“ак то Ц “этчер, а то Ц какой-то ѕет€ »вановї. Ёто Ц не курьез, это рецидивы совкового мышлени€, чуть не генетически поражающего даже детей.

¬есьма характерно, что уже в 1990-е гг. некоторые студенты вузов, в которых практиковались новые формы работы с упором на самосто€тельность, писали жалобы, что они не хот€т новых форм, так как не привыкли к ним, и их удовлетвор€ет зубрежка. Ќе менее характерно, что не только старики, но и многие молодые люди убеждены, что мутный поток чернухи и порнухи, захлестнувший нашу литературу, прессу и телевидение, вызван сн€тием Ђжелезного занавесаї. ƒумаетс€, однако, что виновато в первую очередь не отсутствие Ђзанавесаї, а слишком долгое его присутствие, сделавшее многих представителей некогда Ђсамого читающего в мире народаї неспособными отдел€ть Ђзерна от плевелї в услови€х свободы от посто€нной идеологической накачки.

¬ новых услови€х смогли продолжить свои исследовани€ педагоги и философы, еще до перестройки выдвигавшие интересные идеи и проводившие давно назревшие эксперименты. Ќа концептуальном уровне особо следует выделить безвременно ушедшего √.ѕ. ўедровицкого, еще в 1960-е гг. начавшего в —ибири удивительные методологические семинары; академика педагогики ¬. «инченко, очень интересно разрабатывавшего ее психологические основани€. явл€€сь одним из руководителей »нститута „еловека, он исследовал проблемы образовани€ как органичного компонента человеческой сущности.

≈ще в советские годы была разработана концепци€ образовани€ (¬.  раевский, ». Ћернер, ћ.Ќ. —каткин), в которой глобальной целью обучени€ €вл€етс€ усвоение юным поколением социального опыта, включающего: 1) знани€ о природе, обществе, технике, человеке, способах де€тельности; 2) приобретение навыков в осуществлении известных способов де€тельности; 3) опыт творческой де€тельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношени€ к миру и де€тельности. ¬ этом контексте следует осмыслить концепцию ».—. якиманской, исход€щую из субъективного опыта жизнеде€тельности, приобретенного ребенком в конкретных услови€х семьи, социокультурного окружени€. —ледует учитывать, что Ђсубъектность личности про€вл€етс€ в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представлени€), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познани€ї [2. —. 208].

√лавное в содержании образовани€ Ц социальный заказ, который следует перевести на €зык педагогики. ¬озникают, однако, вопросы. ѕервый: каковы критерии действительно объективного, а не нав€занного или в очередной раз декларированного заказа? » второй: как перевести на педагогический €зык сущностные социологизаторские идеи? ¬.≈. √мурман считает наиболее перспективным в этом направлении воспитание через другие виды де€тельности, самоизменение и самовоспитание в процессе де€тельности, причем при отсутствии концептуально обоснованных и продуманных воспитательных усилий наблюдаетс€ неравномерное развитие личности.

—ейчас целью образовани€ все чаще признаетс€ Ђпревращение объективных общественных потребностей в субъективную норму поведени€ї [1. —. 399], Ђстремление к духовности как естественна€ потребностьї [4. “. 4. „. 2. —. 158]. ѕроизошли изменени€ и в официальной стратегии воспитани€. ѕеред школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества.  онечно, недостаточно дл€ этого вводить уроки религиозного воспитани€ и теперь уже занимать воинственную позицию ко всему, что св€зано с именем ћаркса (вплоть до его умолчани€ в новых учебниках и программах Ц достаточно глобальный рецидив ползучего Ђсовковстваї).

—овременные требовани€ к учебе предполагают теперь вместо конфронтации с «ападом как идейным и потенциально военным противником возможность работы в любой стране и конвертируемость дипломов. ”вы, пока это только усилило Ђутечку мозговї. Ќе все равноценно и перспективно в поисках современного образовани€. —удьей здесь может быть только врем€, которое покажет, какие из концепций образовани€ и воспитани€ окажутс€ созвучны происход€щим социокультурным изменени€м, какие смогут им содействовать, какие могут оказатьс€ эффективными в борьбе против негативных изменений, свидетел€ми и участниками которых (вольными или невольными) мы также €вл€емс€.

Ќе став€ целью анализ и даже просто перечисление современных направлений и школ образовани€ (и отсыла€ за этим к исследованию —елевко √. . [2], заметим, что все они осознанно опираютс€ на те или иные концепции, определенную философию образовани€. Ќа концептуальных основани€х, наиболее интересных из них, безусловно, следует, хот€ бы кратко, остановитьс€, помн€, что во многих отношени€х они €вл€ютс€ взаимодополн€ющими, а плюрализм или даже альтернативность в современной ситуации как раз €вл€ютс€ условием плодотворности (принцип избыточности, характерный дл€ любых развивающихс€ систем и организмов).

√овор€ о плюрализме как велении времени, прежде всего, отметим те концепции образовани€, которые в своей основе имеют плюралистическое, поликультурное развитие, воспитание толерантности к иным точкам зрени€, иным культурам, готовность к Ђƒиалогу культурї (именно так называетс€ комплексна€ программа, уже много лет разрабатываема€ группой ¬.—. Ѕиблера). ѕрограмма базируетс€ на иде€х ћ.ћ. Ѕахтина (о Ђкультуре как диалогеї), Ћ.—. ¬ыготского (о Ђвнутренней речиї), ¬.—. Ѕиблера (о Ђфилософской логике культурыї).

Ќовые формы образовани€ и образовательные проекты

Ќаиболее эффективным средством дл€ ощущени€ Ђмногоголоси€ мираї, Ђкарнавала мироощущени€ї (ћ. Ѕахтин), сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых пон€тий €вл€етс€ диалог (культур, ученика и учител€, всех участников творческого познавательного процесса). ƒл€ эффективности диалога культур выдел€ютс€ и изучаютс€ (последовательно, по классам) Ц антична€, средневекова€Е и т. д. культуры Ц с позиций того, как они воспроизвод€тс€, реконструируютс€ в проблемах современной культуры рубежа тыс€челетий. ѕрослеживаетс€ логика развити€ и исчерпани€ каждой из них и перехода к следующему этапу. ѕосле такого изучени€ (с I по X классы) заключительный XI Ц это класс диалогический.  аждый автор Ц педагог вместе с учениками выдел€ет Ђточки удивлени€ї, некую сквозную Ђпроблему-воронкуї, способную вт€нуть в себ€ все проблемы, предметы, возрасты, культуры в их целостном диалогическом сопр€жении. «авершает школу состо€ние кануна де€тельности.

¬ подобном же классе в р€де авторских проектов ввод€тс€ интегративные курсы (например, Ђќкружающий мирї в проекте Ћ.¬. “арасова, разделенный на Ђћир знакомый и незнакомыйї Ц I класс; Ђћир красивый и некрасивыйї Ц II класс; Ђћир изменчивый и посто€нныйї Ц III класс; Ђћир таинственный и познаваемыйї и так далее).

Ўирокое признание (с 1994 г. уже и официальное) получила концепци€ развивающего обучени€. ≈е сторонники ¬. ƒавыдов, ƒ. Ёльконин, Ћ. «анков делают упор не на общеприн€тые критерии учебных успехов, а на развитие (саморазвитие) ученика. ¬ методике Ёльконина Ц ƒавыдова сочетаютс€ содержательный анализ и содержательное абстрагирование, поднимающие на уровень теоретического освоени€ материала. ¬место традиционного линейного структурировани€ учебного материала движение происходит Ђпо спирали от центра к периферииї, где в центре находитс€ абстрактно-общее представление о формируемом пон€тии, а на периферии оно конкретизируетс€, обогащаетс€ частными (нагл€дными) представлени€ми.

¬опреки мнению, что участие в учебном процессе само по себе и есть учебна€ де€тельность, на первый план выходит целенаправленна€ учебна€ де€тельность, имеюща€ целью получение не внешних, чисто фактуальных, а внутренних результатов, теоретического уровн€ мышлени€. —тимулом и движущей силой здесь €вл€етс€ наличие внутренних познавательных мотивов, цели сознательного самоизменени€ (Ђ€ это узнаю, пойму, решуї). ѕри таком подходе ученик становитс€ субъектом учебного процесса, творческого исследовани€, самоизменени€. «адача же учител€ Ц организовать это движение (не Ђобъ€сн€тьї, а Ђпомочь найтиї). ¬ современных концепци€х образовани€ стиль отношений учител€ и учеников: Ђне командовать, а организовывать; не запрещать, а направл€ть; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставл€ть свободу выбораї. ѕриоритетным €вл€етс€ положительное стимулирование. —одержание обучени€ Ц средство развити€ личности, а не самоцель.

¬оспитание, обучение и развитие рассматриваютс€ как диалектические составл€ющие единого процесса. ¬о всех указанных методиках центральное значение приобретают Ђточки удивлени€ї (Ђчто такое число? что такое цвет?ї). ¬  расно€рской школе диалога культур ученики и учитель строили фантастические образы (Ђмонстрыї Ц а лучше: Ђкентаврыї), сочетающие звуки, числа, слова, событи€ с целью развить мышление, приобща€ при этом к зародышам других культур.

Ќовые импульсы получают попул€рные в 1970-1980-х гг. технологии технического творчества, решени€ изобретательских задач (“–»« Ц ».ѕ. ¬олков, √.—. јльтшулер), где упор делаетс€ не на традиционную последовательность предметов и разделов, а на выделение и объединение узловых вопросов, Ђмозговые атакиї. ћотивацией в них €вл€етс€ стремление к творчеству, самовыражению, самоактуализации.

ѕри всем различии современных концепций их объедин€ет надежда, что Ђпри сложившейс€ в насто€щее врем€ в нашем обществе и школе обстановке безыдейности, безвери€ формирование идеала самосовершенствовани€ как смысла жизни, соединенного с верой в себ€ї может служить идейной основой новой системы образовани€ и воспитани€.

ќтдельно следует сказать о концепции Ђ–усска€ школаї, возрождающей задачу формировани€ подлинно русского человека Ц высоконравственного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, преданного своей отчизне, уважающего и знающего свою богатую культуру, ответственного за ее насто€щее и будущее. »деалы такой школы Ц единение и согласие (Ђладї), стремление к истине и справедливости, соборность, всечеловечность. ¬ Ђ–усской школеї ввод€тс€ курсы Ђ—веточи –оссииї, Ђ—в€тыни –оссииї, Ђ–усска€ душаї. ¬ажное значение в концепции Ђ–усской школыї вновь приобретает семейное воспитание. ѕомимо ћосквы, такие школы организуютс€ и в других городах.

¬ ћоскве функционирует и сегодн€ ÷ентр ¬альдорфской педагогики под руководством ј. ѕинского. ¬ числе новых программ внешкольной де€тельности можно назвать: Ђ¬озрождениеї, Ђя самї, Ђ—талкерї. ¬недр€ютс€ новые, в том числе элективные программы, вариативные программы, сокращенные об€зательные. —ейчас узаконено право на домашнее образование, в некоторых школах и вузах обеспечиваетс€ возможность выбора не только класса, но и преподавател€. ћеньше обсуждаетс€ вопрос о праве выбора дл€ самого преподавател€.

ќсобое внимание удел€етс€ воспитанию одаренных, талантливых детей. ¬. ёркевич различает 3 типа одаренности: академическа€ (€рко выраженна€ способность учитьс€); интеллектуальна€ (умение мыслить, анализиру€ и сопоставл€€ факты); творческа€ (нестандартное мышление и видение мира). ƒл€ всех одаренных детей характерны выраженна€ познавательна€ потребность, стремление и умение на равных обращатьс€ со взрослыми, уважение к себе, чувство меры, особый строй речи, часто способность к парадоксам, чувство юмора. Ёти качества не мешают им быть обычными в других отношени€х мальчишками и девчонками, люб€щими играть в футбол, плавать. ¬ажно не форсировать их одаренность, не делать белыми воронами, об€занными побеждать на олимпиадах и шахматных соревновани€х, перескакивать из класса в класс, отрыва€сь от друзей и так далее.

ќтрадно, что в последнее врем€ выдающиес€ де€тели науки и искусства (ћ. –остропович, ¬. —пиваков) оказывают спонсорскую помощь одаренным дет€м. ’арактерно, что сам —пиваков со своим оркестром Ђ¬иртуозы ћосквыї не захотел остатьс€ в »спании, где им были предоставлены все услови€ дл€ жизни и творчества. ¬ернулс€ из »зраил€ талантливый актер и режиссер ћ.  озаков. ¬се это позвол€ет верить, что в –оссии происходит процесс ее возрождени€, восстановлени€ духовности.

¬ числе приоритетов современного образовани€ начинает выступать воспитание, основанное на сотрудничестве, самоуправлении, Ђколлективных способах учебной работыї. –асшир€ютс€ контакты с зарубежными сверстниками, что лучше всего позвол€ет преодолеть Ђобраз врагаї.

 

’арактер проблем российского образовани€ в современных услови€х

Ќа фоне перспективных подходов не снижаетс€ острота серьезнейших проблем: работа с девиантными (отклон€ющимис€) детьми, детьми с задержкой психического развити€ («ѕ–), которых становитс€ все больше в услови€х нынешней –оссии. ”грожающие размеры принимает рост функциональной неграмотности. ћало удел€етс€ внимани€ физическому воспитанию, досугу учащихс€: на смену пионерлагер€м с Ђкострами и синими ночамиї пришла улица с катастрофически растущей в услови€х бездуховности, невнимани€ взрослых преступностью. “рудно поверить, но сейчас обществу внушаетс€ мысль, что намечаемый переход к 12-летнему школьному обучению приведет к снижению преступности. Ѕезусловно, проект 12-летки требует серьезного анализа всех его плюсов и минусов, и самое важное Ц избежать просто Ђприн€ти€ решени€ї. Ѕыло бы слишком заманчиво, чтобы снижение преступности было достигнуто прин€тием решений. ≈ще свежи в пам€ти Ђрешени€ї о достижении коммунизма в 1980 г., обеспечени€ каждой советской семьи квартирой к 2000 г. Ётот сюжет был даже обыгран в годы Ђперестройкиї одесской командой  ¬Ќ, провозгласившей задачу боротьс€ за звание Ђкажда€ советска€ семь€ї. –ешение советского телевидени€ сн€ть одесскую команду оказалось неспособным помочь в осуществлении провозглашенного ћ.—. √орбачевым прожекта.

¬ этой св€зи вспоминаетс€, как в 1991 г., в эпоху Ђбури и натискаї, два именитых академика-гуманитари€ предложили на страницах Ђ»звестийї отменить в –оссии преподавание философии вообще Ц как зап€тнавшей себ€ Ђслужением советской идеологииї. —оветскими методами против советской идеологии! “огда прин€тию подобного решени€ помешало напоминание о том, что в таком случае мы окажемс€ единственным подобным государством в мировом культурном пространстве (как в свое врем€ исключению ј. —ахарова из јкадемии наук помешало напоминание о том, что даже √итлер не решилс€ исключить из академиков Ёйнштейна!). Ќовую атаку на философию предприн€ли некоторые сегодн€шние академики, требующие отменить кандидатский экзамен по философии. Ќе исключено, что ссылка на мировой опыт сегодн€ может не подействовать.

¬ свое врем€ автор этих строк попыталс€ возразить академикам Ц гонител€м философии на страницах тех же Ђ»звестийї.   чести газеты, она опубликовала письмо (16.01.1992), но с сокращени€ми, благодар€ которым имена авторов новаторской идеи вовсе не упоминались.  онечно, опущена была и иллюстраци€ такого подхода анекдотом, который уместно привести и сейчас. —пецслужбам стало известно, что шпионы ƒжонсон и ƒжексон встрет€тс€ в ÷ентральном универмаге в среду в 9.00 в отделе Ђ√алантере€ї. » что же? ѕосетителей встретила табличка Ђќтдел закрыт на переучетї, не позволивша€ нашим врагам сделать свое черное дело. ѕодобна€ логика примерно в те же годы привела к предложению на заседании ÷   ѕ—— (не анекдотическому, а реальному) Ц дл€ решени€ проблемы залежалых товаров. построить склады дл€ их хранени€.

ќтверга€ залежалые подходы, методы и рецепты, изжившую себ€ философию образовани€, необходимо предлагать новые. ѕроблемам и перспективам современного образовани€ посв€щен заключительный раздел.

¬опросы и задани€

1. –асскажите об изменении концептуальных установок образовани€ в 1990-х гг. Ќасколько они оказались естественными и в какой форме про€вились?

2. ¬ыделите, на ваш взгл€д, интересные экспериментальные проекты и учебные заведени€.

3. ќхарактеризуйте проблемы российского образовани€ в современных услови€х и подходы, предлагаемые дл€ их решени€.

–екомендуема€ литература к главе 14 раздела II

1. ƒжуринский ј.Ќ. »стори€ педагогики. ћ., 1999.

2. —елевко √. . —овременные образовательные технологии. ћ., 1998.

3. “ихомиров ¬.–. ”влекательнее детектива и фантастики // ƒуша мо€.  раснодар. 1999. є 12.

4. “орос€н ¬.√. ∆изнь в культуре как непрерывное образование // ћатериалы II ¬сероссийского философского конгресса. ≈катеринбург, 1999.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2211 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1251 - | 1164 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.