Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–аздел III. —оциальные институты.  ак социологи классифицируют религии.




√лава 15. –елиги€

 

“»ѕџ –≈Ћ»√»…

 ак социологи классифицируют религии? ¬ходит ли буддизм в систему, включающую также и науковедение? ћожно ли охарактеризовать христианство и учение ’ари  ришны, употребл€€ одинаковые термины?

Ћучше всего классифицировать религии по названи€м, данным их приверженцами: протестантска€, католическа€, иудаистска€, мусульманска€ и т.д.

¬ табл. 15-1 показано распространение среди населени€ мира основных религий, классифицированных по названи€м.  оличество христиан превышает численность представителей других религий, но это не означает, что большинство всех верующих составл€ют христиане; в действительности их насчитываетс€ лишь 20 процентов.  роме того, интересно отметить, что обща€ численность приверженцев (около 2,5 млрд.) основных мировых религий намного меньше общей численности населени€ всего мира (примерно 4,5 млрд. человек) (см. главу 18).

 

“аблица 15-1. „исленность представителей основных религий мира

—истема Ѕеллаха

—истема ¬ебера

 

 


–аздел III. —ќ÷»јЋ№Ќџ≈ »Ќ—“»“”“џ.

√лава 15. –елиги€

 

—»—“≈ћј Ѕ≈ЋЋј’ј

 

—оциологи разработали р€д систематичных способов классификации религий. ќдин из них - система эволюции от примитивных до современных вероучений. ¬первые она была попул€рно изложена антропологами в конце XIX в. ¬ начале XX в. эта система осуждалась, но социологи одобрили новую теорию, предложенную –обертом Ѕеллахом.

Ѕеллах классифицировал религии прошлого и насто€щего времени, выделив п€ть категорий: примитивную, архаичную, историческую, раннемодерную и модерную. Ёти категории не св€заны с "прогрессом" - Ѕеллах не считает, что более сложные религии совершеннее, чем простые. ќни лишь описывают переход от простых форм религии к более сложным. ќн учитывает самобытность каждой религии; не об€зательно все они должны проходить в своем развитии одинаковые этапы; у некоторых религий могут быть черты, присущие двум или нескольким стади€м.  роме того, не всегда на основе простых вероучений формируютс€ более сложные - иногда наблюдаетс€ возврат к более ранним стади€м или отсутствие какого бы то ни было развити€. ¬ табл. 15-2 кратко характеризуютс€ п€ть стадий развити€ религий по классификации Ѕеллаха.

 

“аблица 15-2. —тадии анализа религии по системе Ѕеллаха

 

 

 

 


–аздел III. —ќ÷»јЋ№Ќџ≈ »Ќ—“»“”“џ.

√лава 15. –елиги€

 

 

—»—“≈ћј ¬≈Ѕ≈–ј

 

ћакс ¬ебер классифицировал религии в зависимости от их подхода к спасению души.  акое поведение принесет после смерти вечное блаженство?  акое поведение обрекает на ад или забвение? ¬ебер проанализировал различные воззрени€ на спасение души, обратив особое внимание на два момента:

1) требует ли спасение души пассивного созерцани€ (мистицизма) или активного управлени€ своей волей (аскетизма) и

2) происходит ли спасение души в этом или в каком-то ином мире (во внутреннем мире человека или вне его, в царстве небесном)?

—огласно большинству восточных религий, спасение души обретаетс€ на основе мистицизма - индуисты занимаютс€ к медитацией или йогой, буддисты воспевают духовное просветление. ¬ западных религи€х главное значение придаетс€ аскетизму, требующему самопожертвовани€ и самодисциплины во им€ высокого идеала.  огда мусульмане жертвуют любимой пищей и не занимаютс€ делами в праздник рамадана (напоминающий великий пост), они про€вл€ют аскетизм.

 

Ќа основе этих подходов к спасению души, можно, несколько упроща€, составить классификацию основных религий мира. — одной стороны, принимаетс€ во внимание различи€ между этим и потусторонними мирами, с другой - между мистицизмом и аскетизмом.  онфуцианство, индуизм, иудаизм и католицизм отличаютс€ друг от друга в зависимости от того, какие из этих особенностей преобладают.

”чение  онфуци€ предполагает спасение души в нашем, посюстороннем мире. Ёто мистическое вероучение призывает к созерцанию окружающего мира и достижению гармонии с ним. »ндуизм также призывает к созерцанию, но главное в нем - вера в потустороннее перерождение душ.

»удаизм подчеркивает значение активных действий - строгого ритуала. ќкончательна€ награда воздаетс€ в этой жизни в результате божьей милости или гнева. », наконец, ранние христиане и католики придают главное значение загробной жизни; воскресение ’риста - олицетворение веры в загробную жизнь; этот призыв к самопожертвованию, самоотречению ове€н духом аскетизма (ƒемерат, ’эммонд, 1969).

 

 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 423 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1284 - | 1250 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.