Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


».√. √ердер и его теори€ культуры




 

“ретьей крупной фигурой европейского ѕросвещени€, оказавшей существенное вли€ние на развитие культурологической мысли, был »оганн √отфрид √ердер ( 1744Ч1803).

√ердер вошел в историю европейской социально-философской мысли как основоположник историософии, предложивший оригинальную трактовку исторического процесса. ≈го считают также одним из создателей оригинальной исторической теории €зыка, основные положени€ которой были в дальнейшем использованы √ум-больтом, Ўтейнталем и ѕотебней при разработке Ђфилософии €зыкаї. ћногие исследователи (прежде всего отечественные) вид€т в нем отца-основател€ современной культурологии, утвержда€, что именно он сформулировал проблему культуры как проблему теоретического знани€. — этими суждени€ми в принципе можно согласитьс€, ибо действительно √ердер первым дал определение культурного прогресса и раскрыл его содержание. ≈му же принадлежит иде€ об особой эвристичности культурологического подхода, который, с его точки зрени€, дает более весомые результаты, чем все остальные. Ќаконец, √ердер выдвинул и обосновал тезис о цели человеческой истории, состо€щей в том, чтобы Ђшире распростран€ть гуманный дух и культуру человеческого родаї12.

»оганн √отфрид √ердер родилс€ в маленьком городке в ¬осточной ѕруссии в семье учител€ местной школы. ≈е же он и закончил в шестнадцатилетнем возрасте. √од спуст€, благодар€ протекции одного русского офицера, прин€вшего участие в его судьбе, √ердер поступает на медицинское отделение известного  енигсбергского университета, однако вскоре переводитс€ на теологический факультет, который и заканчивает в 1764 г. ¬ университете кумирами √ердера были  ант и антипод  анта по образу мыслей »оганн √еорг √аман, который был известен в научных кругах √ермании не только как блест€щий знаток античной литературы, но и как глубоко религиозный человек, увлеченно занимающийс€ вопросами теологии. ¬ли€ние этих двух людей на √ердера было определ€ющим и во многом обусловило выбор им своего жизненного пути.

ѕосле университета √ердер получает приглашение зан€ть пост помощника ректора церковной школы в –иге. ƒл€ юноши из бедной семьи это был неплохой шанс подн€тьс€ на более высокую ступень на сословной лестнице, и √ердер принимает приглашение. ¬ –иге на прот€жении нескольких лет он ведет насыщенную заботами и хлопотами административно-преподавательскую де€тельность, об успехах которой можно судить хот€ бы тому факту, что его приглашают зан€ть преподавательское место в ѕетербурге, что по тем временам считалось публичным признанием заслуг. ќднако √ердер отклон€ет это предложение. Ќо судьба не благоволит к нему, и вскоре под давлением ортодоксально настроенных св€щенников и преподавателей, весьма негативно относившихс€ к увлеченности √ердера иде€ми пантеизма, он вынужден покинуть –игу и переехать в ѕариж Ч центр европейского свободомысли€. «десь он близко сходитс€ с издател€ми ЂЁнциклопедииї ƒидро и д'јламбером, идеи которых были во многом созвучны тем мысл€м, которые √ердер вынашивал еще в –иге. Ќо парижский период жизни √ердера был весьма краток. ѕробыв во французской столице менее года, он возвращаетс€ в √ерманию, где поступает на службу к одному известному немецкому аристократу. ќднако роль наперсника принца и воспитател€ его наследника т€готила √ердера, и как только ему предложили место советника консистории в Ѕрюкебурге, он тотчас же оставл€ет службу. ѕ€ть лет, которые √ердер провел в этом городе, были весьма насыщенными с точки зрени€ интеллектуальной жизни. ¬ этот период √ердер пишет р€д своих сочинений, зав€зывает плодотворные контакты со многими немецкими знаменитост€ми того времени, в том числе с √Єте, с которым он издает сборник Ђќ немецком характере и искусствеї. Ќо вскоре следует новое приглашение, в этот раз на должность суперинтенданта кафедрального собора в ¬еймаре, и в 1776 г. √ердер переезжает в ¬еймар, который в те годы был духовной столицей √ермании. ћинистром ¬еймарского герцогства был √ете. ¬ нем проживали Ўиллер, брать€ Ўлегели и многие другие де€тели движени€ ЂЅур€ и натискї. ¬округ этих фигур сложилс€ кружок талантливой молодежи, весьма плодотворно работавшей в области философии, €зыкознани€, литературоведени€, истории. »х труды во многом определ€ли интеллектуальный климат в √ермании тех лет, задава€ весьма высокую планку размышлений о Ѕоге и человеке, природе и истории, пут€х развити€ искусства и музыки. ¬ ¬еймаре √ердер провел все последующие годы своей жизни, сочета€ проповедническую де€тельность с интенсивными зан€ти€ми наукой. »менно в этот период √ердер создает главный труд своей жизни Ч знаменитую книгу Ђ»деи к философии истории человечестваї, пишет р€д богословских работ, в частности трактат ЂЅог. Ќесколько диалоговї, а также Ђћетакритику критики чистого разумаї и Ђ аллигонуї, где подвергает скрупулезному критическому разбору философию  анта.

”мер √ердер в 1804 г.. ќн был похоронен у стены ¬еймарского кафедрального собора. Ќа его могиле был поставлен пам€тник, у подножи€ которого посто€нно лежат белые розы как дань пам€ти выдающемус€ мыслителю немецкого ѕросвещени€, внесшему существенный вклад в развитие европейской философской мысли.

—удьба сурово обошлась с √ердером после его смерти. —лучилось так, что его работы были забыты на долгие годы.   ним не обращалс€ практически никто, даже те, кто был по своим теоретическим воззрени€м весьма близок немецкому мыслителю. √егель в своей знаменитой Ђ»стории философииї, котора€ писалась буквально через несколько лет после смерти √ердера, не упоминает о нем ни одной строчкой. ¬ широко известном исследовании  уно ‘ишера Ђ»стори€ новой философииї воззрени€м √ердера посв€щено 4 страницы, тогда как его духовному наставнику и, впоследствии, оппоненту »ммануилу  анту Ч целый том. ѕричем эти страницы написаны в уничижительном тоне, из-за чего у читател€ создаетс€ совершенно превратное впечатление о √ердере и его месте в пантеоне европейских мыслителей. Ѕолее справедливыми по отношению к одному из основоположников Ђфилософии историиї были русские читатели, дл€ которых идеи √ердера не пропали втуне. “очна€ характеристика гердеровского учени€ о природе и обществе содержитс€ в Ђјрабескахї √огол€. ќказал √ердер вли€ние и на мировоззрение Ћьва “олстого, который устами ѕера Ѕезухова в Ђ¬ойне и миреї излагает его теорию исторического процесса. ѕо достоинству он был оценен и советскими исследовател€ми (¬.‘. јсмусом, ј.¬. √улыгой и др.), которые посв€тили свои книги исследованию его творчества. ¬ библиотеке Ђѕам€тники исторической мыслиї в последние годы был издан с подробными комментари€м основной труд √ердера. —егодн€ никто из зарубежных и отечественных исследователей не сомневаетс€, что √ердер был оригинальным мыслителем, чьи идеи не потускнели со временем, и что его с полным основанием можно причислить к числу патриархов культурологической науки.

 ультурологические воззрени€ √ердера наиболее полно изложены в его уже упоминавшемс€ труде Ђ»деи к философии истории человечестваї. »менно здесь содержитс€ определение культуры, раскрываетс€ генезис культуры, вы€сн€етс€ ее роль в жизни человеческого общества.

Ђ ультура народа, Ч пишет √ердер, Ч это цвет его быти€, из€щное, но бренное и хрупкое откровение его сущностиї13. ¬ этом определении содержитс€ квинтэссенци€ гердеровского подхода к культуре, понимаемой как результат де€тельности человеческого рода на прот€жении всей истории его существовани€.

—праведливости ради необходимо сказать, что у √ердера есть и другое определение культуры, где он совершенно однозначно говорит о соотношении культуры с пон€тием Ђвоспитаниеї, предлагает вспомнить образ света и называет культуру результатом просвещени€14.

ќднако первому определению √ердер отдает €вное предпочтение, ибо, отталкива€сь именно от него, он выстраивает свою теоретическую конструкцию.

 ультура, по √ердеру, не даетс€ божественным откровением, а создаетс€ в процессе человеческой практики, преобразовани€ природного и социального мира.

¬ дальнейшем иде€ о св€зи культуры с человеческой де€тельностью будет развита отечественными культурологами, в частности Ё.—. ћаркар€ном, ј. Ѕаллером, Ћ.Ќ.  оганом и другими, создавшими Ђде€тельностнуюї концепцию культуры.

√ердер считал, что, создава€ культуру, человек одновременно создает самого себ€. ¬ этом смысле генезис человека есть генезис культуры, и наоборот.

“аким образом, процесс развити€ человека как рода, процесс человеческой де€тельности и процесс человеческой истории тесно св€заны. Ёта мысль √ердера получила свое дальнейшее развитие в так называемой Ђперсоналистическойї концепции культуры, у истоков которой сто€ли такие отечественные культурологи, как ћ.Ѕ. “уровский и Ќ.—. «лобин, которые рассматривают культуру как субъектный аспект истории, а также в работах ¬.ћ. ћежуева, дл€ которого мир культуры есть не что иное, как мир опредмеченных человеческих сущностей.

Ќо, рассматрива€ культуру прежде всего как результат человеческой де€тельности, √ердер обращает внимание на то, что она одновременно €вл€етс€ и процессом.

ѕо его мнению, не существует культуры, котора€ оставалась бы неизменной на прот€жении всех тыс€челетий существовани€ человеческого рода. ѕо мере того как человечество продвигаетс€ по пути исторического развити€, по мере того как растет Ђмасштаб исторического действи€ї и расшир€етс€ поле приложени€ человеческих сил, измен€етс€ и культура, котора€ становитс€ более многогранной и сложной.

“аким образом, можно говорить о культурном прогрессе, хот€ этот прогресс скорее количественный, чем качественный.

√ердер пишет: Ђ ультура движетс€ вперед, но совершеннее от этого не становитс€; на новом месте развиваютс€ новые способности; прежние, развившиес€ на старом месте, безвозвратно уход€т. Ѕыли ли римл€не мудрее и счастливее греков? ћудрее ли мы и счастливее ли римл€н и греков?ї15 Ќа эти вопросы он отвечает отрицательно, ибо Ђприрода человека остаетс€ неизменной; и на дес€титыс€чном году от сотворени€ мира человек родитс€ все с теми же страст€ми, что и на втором году, и он проходит весь круг своих благоглупостей и достигает поздней, несовершенной и бесполезной мудрости. ћы бродим по лабиринту, в котором наша жизнь занимает одну п€дь, и поэтому нам все равно, есть у лабиринта выход или нетї16. “ем не менее культура развиваетс€, однако следствием трансформаций, посто€нно происход€щих в ней изменений не €вл€етс€ по€вление новых культур на каждом новом этапе движени€ на пути прогресса.  ультура, по √ердеру, сохран€ет свои базовые характеристики, что позвол€ет говорить о существовании целостных культур тех или иных наций и народов. Ќа последней мысли √ердер особо акцентирует внимание, настойчиво подчеркива€, что в реальности существует не культура вообще, а культуры различных этносов, которые вступают друг с другом в сложное взаимодействие, рожда€ в конечном счете тот сложный континиум, который при теоретическом анализе может быть назван культурой человеческого общества. ѕричем эти культуры ценностно равнозначны. — точки зрени€ √ердера, представлени€ о европейской культуре как культуре высшего типа совершенно безосновательны, точно так же, как безосновательны все рассуждени€ о культурах других народов как культурах низших, не способных конкурировать с европейской ни по одному из параметров. ќбраща€сь к многочисленным примерам из истории, √ердер показывает, что истоки европейской культуры следует искать в культуре народов, насел€ющих јзиатский континент, где по его мнению, и зародилась человеческа€ цивилизаци€. »менно из јзии, считает √ердер, пришла на ≈вропейский континент письменность, наука, изобразительное искусство, летоисчисление и навыки предсказани€ различных событий (от разливов рек до войн) по звездам. »менно здесь впервые человек приручил диких животных, которые стали давать ему необходимые продукты питани€. »менно здесь был накоплен первый опыт обработки земли и культивировани€ полезных злаков. »менно здесь возникли первые религиозные учени€ и мифы. Ќаконец, именно в јзии была изобретена наука управлени€ государством, которую только начинают постигать народы, насел€ющие другие континенты. Ђ√де, Ч вопрошает √ердер, Ч впервые по€вились самые обширные монархии? √де прочнее всего царства земные?ї » отвечает Ч в јзии. Ђ итай, Ч пишет он, Ч тыс€челети€ми придерживаетс€ одного и того же стро€, и хот€ этот мирный народ не раз наводн€ли татарские орды, побежденные вс€кий раз укрощали победителей и приковывали их к цеп€м своего древнего государственного стро€.  ака€ европейска€ форма правлени€ может похвастатьс€ этим?ї18

»з јзии, по представлени€м √ердера, культура распространилась на другие континенты, где народы, насел€ющие их, модифицировали ее в соответствии со своими особенност€ми мировоспри€ти€, психического склада и образа жизни. “ак по€вились национальные культуры, которые существенно отличаютс€ одна от другой, хот€ и возникли из одного корн€. √ердер дает описание р€да национальных культур, в том числе китайской, индийской, корейской, €понской, стран ƒвуречь€, хот€ справедливости ради необходимо сказать, что портреты национальных культур, нарисованные им, страдают фрагментарностью и р€дом неточностей. Ёто объ€сн€етс€ тем, что во времена √ердера еще не были расшифрованы ни древнеегипетские иероглифы, ни ассирийско-вавилонска€ клинопись; не были сделаны еще открыти€ Ўлимана; весьма скудными были сведени€ о культурах стран ƒальнего ¬остока, куда только начали проникать миссионеры. ѕодлинное открытие  ита€ и японии состо€лось только в XIX в., когда возникли регул€рные торговые контакты и установились дипломатические отношени€ между этими странами и р€дом государств ≈вропы.

»так, культура, по √ердеру, измен€етс€, но, измен€сь, она сохран€ет свои конституирующие характеристики, и ведущую роль в этом играет феномен преемственности.

ЂЌова€ї культура, согласно мысли √ердера, отнюдь не отрицает Ђстаройї. »з последней она сохран€ет все самое ценное, дополн€€ и развива€ его. «акон преемственности, по √ердеру, действует не только внутри национальной культуры, но ему подчин€етс€ и бытование культуры человеческого рода.  ультурна€ традици€ передаетс€ от одной нации к другой, и так возводитс€ совместными усили€ми различных этносов величественное здание культуры мирового сообщества.

ѕоказыва€ генезис культуры, раскрыва€ взаимосв€зь между культурами различных стран и народов,

√ердер касаетс€ такого сложного вопроса, как причина ее возникновени€. — его точки зрени€, мир культуры возникает потому, что существуют объективные человеческие потребности, которые не могут удовлетвор€тьс€ только тем, что люд€м предоставл€ет природа. Ќужда Ч вот что лежит, по √ердеру, в основе культурно-творческой де€тельности человека, вот что €вл€етс€ конечной причиной, вызывающей к жизни культуру и детерминирующей процесс ее развити€.

¬месте с тем он считает, что по дороге культурного прогресса человечество двигают также обсто€тельства и случай, которые обусловливают по€вление тех или иных новшеств, объективно способствуют тем или иным открыти€м.

»сследу€ причины, обусловливающие возникновение и развитие культуры, √ердер касаетс€ роли географического фактора в формировании культуры. ќн считает, что Ђвсе уходит в почвуї.

“ип религии, форма государственного устройства и тип экономических отношений определ€ютс€ прежде всего тем, где расположена та или ина€ страна, каков ее ландшафт и климат. ¬ этом он идет по пути ћонтескье, который также выводил Ђдух законовї из географического положени€ страны. ќднако √ердер идет дальше ћонтескье. ќн обращает внимание на то, что народы, расположенные в одной климатической зоне, обладают весьма разной культурой. ¬ доказательство он приводит различи€ между образом жизни и духовным обликом абиссинцев и египт€н, персов и арабов. »з этого он делает вывод, что не только местоположение страны, но и какие-то другие факторы детерминируют тип культуры. ¬ качестве одного из таких факторов √ердер называет разделенность территории естественными рубежами (мор€ми, горами), тонко подметив, что именно по этим рубежам проход€т линии раздела между культурами. √ердер особо подчеркивает роль морей, которые, по его мнению, €вл€ютс€ не только разъединител€ми, но и объединител€ми народов. ќн приводит пример —редиземного мор€, которое стало подлинным мостом, по которому, как он пишет, Ђпереходила в ≈вропу культура древности и —редневековь€ї19.

¬ы€сн€€ истоки культуры, √ердер вводит пон€ти€ Ђкультура ученыхї и Ђкультура народаї, которые, по его представлени€м, существенно отличаютс€ друг от друга не только количественно, но и качественно. ≈сли перва€ сложна, и овладеть ею могут только посв€щенные, то втора€ проста и доступна всем.  ультура ученых представл€ет собой сложную культуру особого сослови€, на которую прежде всего возлагаетс€ задача воспитани€ и просвещени€ масс, а также вмен€етс€ в об€занность сохранение и передача от поколени€ к поколению знаний,' накопленных человечеством за многие столети€ существовани€ цивилизации. Ћица, приобщенные к культуре ученых, владеют тайнами медицины, математических исчислений, приемами управлени€ людьми. »менно благодар€ их усили€м сохран€ютс€ в пам€ти многих поколений верные представлени€ о тех событи€х, которые совершались много веков назад. –оль таких хранителей знани€ выполн€ют брахманы в »ндии, мандарины в  итае, ламы в “ибете, св€щенники и монахи в ≈вропе. Ётот род людей, как пишет √ердер, возник и существует дл€ того, чтобы Ђраспростран€ть семена искусной и сложной культурыї по всем странам и континентам. Ѕез них существование культуры как таковой в принципе невозможно.

 ультура народа Ч это культура масс, которые вовсе не об€зательно должны знать высшую математику, законы музыкальной гармонии или принципы построени€ перспективы в изобразительном искусстве.  ультура народа состоит в овладении добронравием и полезными ремеслами, а также в знании основных религиозных догматов и исполнении тех предписаний, которые определены церковью. “от, кто неустанно трудитс€ на благо своей семьи и государства, соблюдает религиозные обр€ды и живет в соответствии с установками —в€щенного писани€, тот может с полным основанием называтьс€ культурным человеком. √ердер считает, что Ђнарод не создан дл€ обширных теорий в философии и религииї, он уверен, что Ђони не пойдут ему на пользуї20. ¬ силу этого обсто€тельства любые попытки сблизить две культуры как в теории, так и на практике √ердер считает не только неприемлемыми, но и абсурдными. ќн весьма критически высказываетс€ относительно опыта де€телей французского ѕросвещени€, вид€ в попытках внесени€ новых идей в массовое народное сознание, предпринимаемых ими, не столько добро, сколько зло. Ђћы теперь во многом смешали круг культуры ученой и культуры народной, Ч пишет √ердер, Ч и эту последнюю довели почти до объема первой, а это, нужно сказать, и бесполезно, и вредно21. ¬ этой постановке проблемы отчетливо просматриваютс€ рудиментарные остатки обскурантизма, чем грешили многие де€тели европейского ѕросвещени€, в частности ¬ольтер, который при всем его критицизме считал, что религи€ играет исключительно большую роль в жизни человеческого общества и резко негативно высказывалс€ по отношению к своим современникам, сто€щим на позици€х материализма и атеизма. ѕриблизительно так же мыслит себе роль религии и церкви как социального института и √ердер.

— его точки зрени€, религи€ сыграла определ€ющую роль в становлении и развитии культуры. ќна €вл€етс€ главным и самым древним элементом последней, подчин€ющим себе все другие составл€ющие культуры. Ќемецкий просветитель пишет:

 

Ќельз€ отрицать, что только религи€ принесла народам науку и культуру и что культура и наука были в первое врем€ просто особой религиозной традицией.

” всех диких народов незначительные их знани€ и культура до сих пор св€заны с религией. язык религии у этих диких народов Ч торжественный, более высокий, на этом €зыке говор€т, когда совершают св€щенные ритуалы, с песн€ми и пл€сками; €зык этот идет от сказаний глубокой древности, это то единственное, что осталось от древней истории, пам€ть о первобытных временах, мерцающий свет знани€. „исло и счет дней Ч основа исчислени€ времени Ч это знание всегда было св€щенным, св€щенным осталось и поныне; знани€ о природе и о небе, каковы бы они ни были, эти знани€ с давних пор присвоили себе маги всех частей света. ¬ руках жрецов Ч и все темное царство вопросов и решений, которые беред€т душу человека, знание тайн истолковани€ снов, медицина и искусство предсказани€, знание букв и способов примирени€ человека с Ѕогом...22.

 

¬ дальнейшем иде€ о религии как первоэлементе культуры была развита многими зарубежными и отечественными культурологами, в частности Ќ.ј. Ѕерд€евым, который провозгласил, что культура сакральна по своей природе, ибо Ђу храма зачалась онаї. ќднако в своем понимании природы религии √ердер отходит от религиозных догматов. — его точки зрени€, возникновение религии объ€сн€етс€ естественными причинами. ќн считает, что воображение человека оживл€ет все, что он видит, наполн€ет воздух, землю, воду незримыми существами, которых он боитс€ и почитает. ѕуть религии, по √ердеру, Ч это путь от анимализма и первобытных верований к €зычеству и многобожию, а от него к монотеизму с его детально разработанной догматикой, этикой, гносеологией и онтологией. –оль религии в жизни человеческого общества настолько велика, что без нее ни один народ не вступил бы на путь культуры, и горе тем, кто, поддавшись соблазну атеистической ереси, не способен пон€ть столь простой истины и закрывает свою душу и сердце дл€ веры.

—оставной частью культурологической концепции √ердера €вл€етс€ его учение о €зыке. –ассмотрению вербальных способов передачи информации посв€щен трактат √ердера Ђќ происхождении €зыкаї, однако и в книге Ђ»деи к философии истории человечестваї данной проблеме удел€етс€ немало места. √ердер считает, что €зык сыграл не менее важную роль в становлении человеческой культуры, чем религи€.

«начение €зыка, по √ердеру, состоит в том, что он €вл€етс€ формой, в которую отливаетс€ культура той или иной нации.

Ђ¬с€кий €зык, Ч пишет √ердер, Ч это сосуд, в котором отливаютс€, сохран€ютс€ и передаютс€ идеи и представлени€ народа. ќсобенно, если народ прив€зан к своему €зыку и всю свою культуру выводит из €зыкаї23. язык, по мысли √ердера, возник не в результате вмешательства Ѕожественного промысла, и не потому, что у человека по€вилась необходимость устанавливать коммуникативные св€зи с себе подобными. ќтрицает он и идею Ћейбница о том, что €зык произошел от подражани€ человека звукам природы. Ќе согласен он и с –уссо, который считал, что первые звуки были вызваны к жизни эмоциональным напр€жением и сопровождали про€вление разнообразных человеческих страстей. ѕо √ердеру, €зык возник тогда, когда, по€вились Ђзвучащие действи€ї Ч глаголы, то есть, логика развити€ €зыка тесно св€зана с логикой развити€ человеческой де€тельности. »з глаголов, по его мнению, постепенно возникли первые существительные, которые фиксировали определенные свойства вещей. «атем вокруг них произошло наращивание пласта причастий, местоимений, прилагательных. ѕра€зык был отлит в поэтическую форму, потому что он был тесно св€зан с магической практикой и религиозными обр€дами, и только потом человек стал говорить прозой и употребл€ть общие пон€ти€. язык символов, на котором говор€т математики и представители естественных наук, €вл€етс€ результатом длительного исторического развити€. ≈го по€вление свидетельствует о весьма высокой ступени, на которой находитс€ культура того или иного общества. √ердер считает, что €зык Ч универсальна€ форма выражени€ человеческих ощущений. — его помощью можно выразить различные состо€ни€ человеческой души, тончайшие нюансы психических переживаний. ¬от почему в €зыках различных народов так много синонимов, антонимов, причастий и деепричастий, которые передают различные оттенки чувственных воспри€тии. Ѕогатство €зыка определ€етс€ богатством родственных слов, отражающих одно и то же действие или отношение, но с различными вариаци€ми. ¬ этом смысле особенно богатым может считатьс€ арабский €зык, где существует п€тьдес€т синонимов дл€ обозначени€ льва, двести Ч дл€ змеи, тыс€ча Ч дл€ меча.

»счезновение €зыка дл€ √ердера Ч предпосылка утраты культуры. ѕоэтому в сохранении и развитии €зыка нации он видит важнейшую государственную задачу.

√ердер формулирует четыре закона, которые с полным основанием могут считатьс€ базовьми дл€ €зыкознани€. ѕервый из них звучит так: человек Ч свободное мысл€щее существо, силы которого непрерывно растут, поэтому он говор€щее создание. јлогичное, на первый взгл€д, соединение посылки и вывода в этой формулировке закона имеет глубокий смысл. √ердер исходит из того, что человек €вл€етс€ далеко не самым сильным существом в животном мире; выжить ему в процессе естественного отбора позволила Ђсмышленостьї, под которой √ердер понимает интеллект в потенции.

¬торой закон формулируетс€ √ердером следующим образом: Ђ„еловек по своему назначению есть создание стада, общества; поэтому развитие €зыка дл€ него естественно, существенно, необходимої. ¬ этом законе подчеркиваетс€ социальна€ сущность человека, который становитс€ homo sapiens только в процессе совместной де€тельности и общени€ с другими людьми.

“ретий закон, сформулированный √ердером, звучит так: Ђ“ак как весь человеческий род не мог оставатьс€ одним стадом, он не мог сохранить один €зык; поэтому стало необходимостью образование различных национальных €зыковї.  ак уникален и неповторим каждый человек, точно так же уникален и неповторим каждый €зык. ¬месте с тем между различными €зыками есть нечто общее, ибо на них говорит один исторический субъект Ч человеческий род. языки, как и народы, считает √ердер, вступают в контакты, взаимообогаща€ друг друга путем заимствований отдельных слов, выражений и целых лексических оборотов. язык, которым пользуютс€, посто€нно развиваетс€, становитс€ все более совершенным, сложным, способным отражать все более значительную гамму человеческих переживаний и оттенков мысли. ѕонимание этого обсто€тельства приводит √ердера к формулировке четвертого закона, который звучит так: Ђѕодобно тому, как... человеческое общество с момента возникновени€... представл€ет прогрессирующее целое, то же самое можно сказать о всех €зыках и о всей цепи культурного развити€ї.

ћесто √ердера в истории культурологической мысли прежде всего определ€етс€ тем, что он мыслит не как экономист, не как политический де€тель, не как естествоиспытатель, а как философ. Ќе будет преувеличением сказать, что именно в трудах √ердера следует искать корни философии культуры, котора€ начала интенсивно разрабатыватьс€ его восприемниками на философском поприще.) –аботы √ердера были последними в европейской культурологической мысли, написанными с позиций натуралистического подхода. ѕосле них практически не публиковалось трудов, где доказывалось бы, что бог природы и бог истории Ч один и тот же, что внутренний пор€док, который человек открывает в природе, царит и в истории, что счастье и благополучие человека полностью завис€т от природы, котора€ выступает единственным гарантом достижени€ человеком конечной цели.

—мена исследовательских парадигм была св€зана с кризисом просветительского сознани€, доверие к которому было подорвано практическими результатами ¬еликой французской буржуазной революции, развенчанием идеологии €кобинцев, ставших в глазах европейского обывател€ выразител€ми взгл€дов народных низов, кровожадного и необразованного плебса.

ѕервым, кто пон€л невозможность обосновани€ просветительского идеала Ђразумного человекаї, исход€ из его Ђестественныхї устремлений, был »ммануил  ант, которого по праву называют одним из величайших мыслителей конца XVIII Чначала XIX вв.

 

* * *

 

«аверша€ рассмотрение культурологических идей, содержащихс€ в работах р€да крупных представителей европейского ѕросвещени€, прежде всего следует сказать, что именно в данную историческую эпоху вопрос о том, что такое культура был поставлен как научна€ проблема.  ультура начала осмысливатьс€ как онтологическа€ реальность, развивающа€с€ по своим собственным законам, далеко не совпадающим с законами развити€ общества и природы. »менно в это врем€ было осознано, что культурный прогресс отнюдь не напоминает пр€мую линию, соедин€ющую две точки в историческом времени и пространстве, что он представл€ет более сложный процесс, где есть не только движение вперед, но и откаты назад. »менно в эти годы пон€тие Ђкультураї из семантической единицы, обладающей весьма расплывчатым содержанием, превратилось в научную категорию, наполненную достаточно определенным смыслом, тогда же был проведен водораздел между культурой и цивилизацией, которую начали рассматриватьс€ как результат мутационных изменений культуры. Ќаконец, именно в эпоху ѕросвещени€ проблема культуры была навсегда св€зана с проблемой человека и его свободы, и истори€ стала рассматривать не как собрание неких событий, а как процесс „еловекотворчества с большой буквы. » самое последнее. ѕросветители заложили традицию сравнительно-исторического изучени€ культуры, котора€ была развита европейскими романтиками и классиками немецкой идеалистической философии, о культурологических взгл€дах которых речь пойдет в следующей главе.

 

 онтрольные вопросы

 

1. „ем эпоха ѕросвещени€ отличаетс€ от других культурно-исторических эпох?

2.  акие изменени€ произошли в XVIII в. в проблематике, разрабатываемой гуманитарными науками?

3. ѕочему XVIII в. в истории ≈вропы называют Ђвеком философовї?

4. „то дает основание рассматривать ∆ан-∆ака –уссо в качестве человека, внесшего заметный вклад в развитие культурологической теории?

5. Ќа что направлено острие критики –уссо?

6.  ак видитс€ –уссо выход из того кризиса, в котором оказалась культура западноевропейской цивилизации?

7.  аков вклад ¬иктора –икети де ћирабо в теоретическую культурологию?

8.  аковы достоинства и недостатки того представлени€ о цивилизации, что было выработано ћирабо?

9. „то дает основание причисл€ть »оханна √отфрида √ердера к кругу тех, кто заложил основы научного теоретического знани€ о культуре?

10. —уществует ли кака€ либо св€зь между культурологическими воззрени€ми √ердера и трактовками культуры, которые были выработаны отечественными культурологами в 60Ч70 гг.?

11. ћожно ли считать √ердера в качестве одного из основоположников современной лингвистики?

12. ѕочему концепци€ культуры √ердера носит название Ђнатуралистическойї?

 

 

Ћитература

ѕервоисточники

–уссо ∆-∆. —пособствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов // ∆.-∆. –уссо. —оч. в 3 т. Ч T.I. Ч ћ., 1961.

–уссо ∆-∆. ќпыт о происхождении €зыков, а также о мелодии и музыкальном подражании // “ам же.

√ердер ».√. »деи к философии истории человечества. Ч ћ., 1977. ¬ольтер. ‘илософские повести // ¬ольтер. —оч. в 3 т. Ч “.«. Ч ћ., 1998.

ћонтескье Ў. Ч Ћ. ќ духе законов. Ч ћ., 1964. ћонтескье Ў. Ч Ћ. ѕерсидские письма. Ч ћ., 1969. ƒидро ƒ. —оч. - ћ., 1976.

 

Ќаучные работы

Ѕоголюбова ≈.¬.  ультура и общество. ћ., 1978.

»конникова —.Ќ. »стори€ культурологии. »деи и судьбы. —ѕб., 1996.

√улыгај.¬. √ердер. - ћ., 1975.

Ќарский ».—. «ападноевропейска€ философи€ XVIII века. Ч ћ., 1973.

Ѕарска€ “. ƒидро. Ч ћ., 1962.

 очар€н ћ.“. √ольбах. Ч ћ., 1978.

Ѕаскин ћ.ѕ. ћонтескье. Ч ћ., 1975.

Ќарский ».—. «ападноевропейска€ философи€ XVIII века. Ч ћ., 1973.

ћотрошилова Ќ.¬. –ождение и развитие философских идей. Ч ћ., 1991.

»стори€ философии. «апад-–осси€-¬осток. ¬ 4 т. Ч “.«. Ч ћ., 1996.

 

ѕримечани€

 

1. Ёнгельс ‘. јнти Ч ƒюринг // ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч. Ч 2-е изд. - “.20. - —. 16-17.

2. ÷ит. по.: –озанов ћ.Ќ. ∆ан ∆ак –уссо и литературные движени€ конца XVIII - начала XIX вв. - ћ., 1910. - —.432.

3. –уссо ∆.-∆. –ассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?// –уссо ∆.-∆. »збр. соч: ¬ 3 т. - T.I. - ћ., 1961. - —.46.

4. “ам же. —.52.

5. “ам же. —.53.

6. –уссо ∆.-∆. ѕисьмо к д'јламберу о зрелищах// “ам же. —.91.

7. –уссо ∆-∆. –ассуждение способствовали ли возрождение науки и искусства улучшению нравов?// “ам же. —. 55.

8. “ам же.

9. “ам же.

10. –уссо ∆.-∆. ќ причинах неравенства между людьми. Ч —ѕб,1907. - —.68.

11. ÷ит. по: Ѕенвенист ќсновы лингвистики. Ч ћ, 1976. Ч —. 13.

12. “ам же. —.448.

13. √ердер ….√. »деи к философии истории человечества. Ч ћ 1977. - —.388.

14. “ам же. —.230

15. “ам же. —.426.

16. “ам же. —.427.

17. Ѕолее подробно см. там же Ч —.267Ч270.

18. “ам же. —.269.

19. “ам же. —.32.

20. “ам же. —.311.

21. “ам же.

22. “ам же. —.253-254.

23. “ам же. —.297.

 

√лава 6





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2115 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1442 - | 1398 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.079 с.