Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогические идеи  лода јдриана √ельвеци€




√ельвеций (1715Ч1771) прославилс€ как автор книги Уќб умеФ, котора€ вышла в 1758 г. и вызвала €ростные нападки со стороны всех сил реакции, прав€щих кругов.  нига была запрещена и приговорена к сожжению. ≈ще более обсто€тельно √ельвеций развил свои идеи в книге Уќ человеке, его умственных способност€х и его воспитанииФ. Ёту книгу, написанную в 1769 г., во избежание новых преследований √ельвеций завещал опубликовать только после его смерти, и она была издана в 1773 г.

¬ своих трудах √ельвеций впервые в истории педагогики довольно полно раскрыл факторы, формирующие человека.  ак сенсуалист, он утверждал, что все представлени€ и пон€ти€ у человека образуютс€ на основе чувственных воспри€тии, и сводил мышление к способности ощущать.

¬ажнейшим фактором формировани€ человека он считал вли€ние среды. „еловек Ч продукт обсто€тельств (общественной среды) и воспитани€, утверждал √ельвеций. Ќо, как и всЄ просветители, он идеалистически объ€сн€л социальные €влени€, полагал, что Умнени€ прав€т миром и они определ€ютс€ в конечном счете состо€нием просвещени€ и воспитани€. √ельвеций ошибочно рассматривал воспитание как средство переустройства общественной жизни.

¬ыдвига€ материалистический тезис о том, что формирование человека зависит от вли€ни€ среды и воспитани€, √ельвеций трактовал его весьма односторонне, допуска€ только воздействие на человека самых различных, а иногда даже случайных внешних вли€ний. ћежду тем, как впоследствии убедительно доказали основоположники марксизма, Уобсто€тельства в такой же мере твор€т людей, в какой люди твор€т обсто€тельства. √ельвеций, как и другие мыслители до ћаркса, не мог пон€ть, что среда, обсто€тельства измен€ютс€ людьми, которые в процессе своей преобразующей де€тельности и сами измен€ютс€.

”казыва€ на огромную роль воспитани€ в переустройстве общества, √ельвеций сформулировал единую цель воспитани€ дл€ всех граждан. ќн видел ее в стремлении к благу всего общества, в согласовании личного интереса каждого человека с Ублагом нацииФ. ”твержда€ всемогущество воспитани€ он, однако, отрицал индивидуальные различи€ в дет€х.

јтеист √ельвеций требовал, чтобы общественное воспитание было вырвано из рук духовенства и сделано безусловно светским. ќн предлагал покончить с засилием латыни в школах и вооружить учащихс€ реальными знани€ми: они должны основательно изучать естественнонаучные предметы, родной €зык, историю, мораль, политику, поэзию.

–езко осужда€ схоластические методы обучени€ в феодал ьной школе, √ельвеций требовал, чтобы обучение было нагл€дным и строилось по возможности на личном опыте ребенка учебный материал, считал он, должен стать простым и пон€тным учащимс€.

√ельвеций признавал право всех людей на образование, считал, что женщины должны получать равное с мужчинами образование.

√ельвеций считал, что все люди с нормальной физической организацией обладают от природы равными способност€ми и возможност€ми к развитию. ќн решительно отвергал реакционные мнени€ о неравенстве умственного развити€ людей, обусловленном их социальным происхождением, расовой или национальной принадлежностью. Ќа самом деле,. за€вл€л он, причина неравенства коренитс€ в социальных услови€х, не позвол€ющих большинству людей получить правильное воспитание, развить свои способности.

√ельвеций убедительно доказывал преимущества общественного воспитани€ перед семейным. “олько в светских школах, наход€щихс€ в руках государства, утверждал он, можно обеспечить должный подбор учителей, приучить детей, к соблюдению твердого пор€дка, воспитать подлинных патриотов. —праведливо настаива€ на том, чтобы учител€ми были люди просвещенные, он считал необходимым улучшить их материальное положение, окружить их всеобщим уважением.

ѕонимание √ельвецием содержани€ морали, а следовательно, и нравственного воспитани€ отражало, как и все его учение, интересы революционной буржуазии.

–ебенок, по мнению √ельвеци€, не рождаетс€ добрым или злым, его делают тем или другим общественна€ среда и воспитание. ≈сли с помощью религиозного катехизиса можно запечатлеть в нем нелепые религиозные наставлени€, то тем более, полагает он, имеетс€ полна€ возможность создать у молодежи посредством подлинно нравственных воззрений правильные представлени€ о справедливости, истине и пользе.

”чение √ельвеци€ было исторически прогрессивным и послужило одним из идейных источников утопического социализма. √овор€ о французском материализма, в частности о √ельвеций, ћаркс и Ёнгельс указывали: УЌе требуетс€ большой остроты ума, чтобы усмотреть необходимую св€зь между учением материализма о прирожденной склонности людей к добру и равенстве их умственных способностей, о всемогуществе опыта, привычки, воспитани€, о вли€нии внешних обсто€тельств на человека, о высоком значении промышленности, о правомерности наслаждени€ и т. д.Чи коммунизмом и социализмом. ≈сли человек черпает все свои знани€, ощущени€ и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себ€ как человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 565 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1562 - | 1369 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.