Лекции.Орг


Поиск:




Политическая власть как социальное явление. 4 страница




В конечном счёте смысл изучения политической культуры общества заключается в выявлении социально - политических механизмов укрепле­ния стабильности политической системы или её потенциально деструктив­ных элементов. В любом обществе возможны элементы контркультуры, которые способны противоречить доминирующим в обществе политическим ценностям и выполнять в политической жизни дестабилизирующую роль. Исследование контркультур необходимо для предупреждения их не­гативного влияния на стабильность и уравновешенность общественной жизни. В западной политологической литературе ценность изучения поли­тической культуры усматривается в её способности предсказывать поли­тическое поведение людей, укреплять взаимосвязи между политическим режимом, политическими ориентациями населения, соотношением поли­тической культуры общества и политическими субкультурами.

Рассматривая феномен политической культуры можно отметить, что она представляет собой относительно самостоятельный, наряду с матери­альной и духовной, вид культуры. Своеобразие её определяется особенно­стями сферы политики, функционирования политической власти, а также спецификой элементов, характеризующих данный вид культуры, в частно­сти, политические представления, ценности, политические установки и по­ведение. Учёт органической связи политической жизни общества, меха­низма существования политической власти с политической культурой не­обходим для уяснения особенностей и определения её границ. Недооценка и забвение этого ведёт к размыванию содержания политической культуры, к слиянию её с другими социально - культурными явлениями. Важное зна­чение для определения политической культуры имеет представление о её структуре, хотя в среде учёных по этому вопросу возникли некоторые раз­ногласия и прежде всего по вопросу, включать ли в политическую культу­ру только элементы сознания или наряду с ними и политическое поведе­ние. Вообще, политическая культура - явление полиструктурное, много­уровневое.

Политическая культура как процесс воспроизводства и производства её элементов - это явление динамическое, развивающееся, постоянно обо­гащающее свою историю в содержании и формах. Политическая культура - это явление, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно - техническая, компьютерная, ин­формационная или иные революции. Говоря об особенностях политиче­ской культуры можно отметить, что она неразрывно связана с че­ловеческой субъектностью и представляет собой как бы своего рода «субъективный объект».

Политическая культура ещё истолковывается как комплекс пред­ставлений той или иной национальной или социально - политической общности о мире политики и политическом функционировании. В полити­ческой сфере сплошь и рядом значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных обществен­но - политических образований, но и то, как они оцениваются, восприни­маются, в каком контексте подаются. Время реализации этих мер, их при­нятие или непринятие подавляющим большинством населения, во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры. Политическая культура включает в себя элементы и феномены обществен­ного сознания, духовной культуры страны, которые связаны с обществен­но - политическими институтами, политическими процессами и, которые оказывают влияние на формы, формирование, функционирование, разви­тие государственных, политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом, а также политическому по­ведению широких масс населения.

Политическая культура включает в себя в качестве важных состав­ных элементов сформировавшиеся в течении жизни многих поколений по­литические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции, убеждения, относящиеся к взаимоотношениям различных об­щественно - политических сил. Она включает ориентации и установки людей в отношении существующей общественной системы в целом, в от­ношении составляющих её институтов и действующих в ней важнейших правил игры, принципов взаимоотношений индивида, общества и государ­ства. Эти компоненты, обусловленные социально - экономическими и об­щественно - историческими долговременными факторами, характеризуют­ся относительной устойчивостью, живучестью и постоянством; они под­вержены медленным изменениям в процессе глубоких сдвигов в общест­венном бытии.

Политическую культуру можно трактовать в качестве ценностно-нормативной системы, положения которой разделяются большинством на­селения политического сообщества. Сюда относятся базовые убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую систему. Американ­ский политолог Д. Дивайн, характеризует политическую культуру как ис­торическую систему широко распространённых, фундаментальных, пове­денческих политических ценностей, которых придерживаются члены дан­ной общественно - политической системы. Политическая культура охваты­вает не только политические идеи, ценности, установки, но и действующие нормы политической практики. Её исследование предполагает анализ та­ких категорий как политическая идеология, легитимность, суверенитет, политическое правление и д.р. Политическая культура в определённом смысле устанавливает рамки, в которых члены общества применяют суще­ствующую форму правления как законную (легитимную), чувствуют себя политически дееспособными, выражают согласие с действующими прави­лами игры. Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности про­являются в политических процессах и политическом поведении, сами со­ставляют важнейший компонент политической культуры. Политическая культура включает в себя из политического сознания и политического по­ведения то устоявшееся, типичное, что характерно для политической жиз­ни общества, его политического сознания и поведения основной массы на­селения, то, что вошло в привычку. Таким образом, политическая культура включает в себя усвоенные представления, навыки и умения, которые типичны для данной социальной обыденности.

Неотъемлемой частью политической культуры являются домини­рующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социаль­ной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни, политической системе, политическом режиме, меха­низмах власти и управления, принципах политических решений и их реа­лизации, о собственном месте в политической жизни политических лиде­ров и граждан страны, о их компетентности и эффективности действий. Политические представления могут иметь теоретически системати­зированный характер, основываться на объективных знаниях и могут быть на уровне обыденного сознания в виде чувств, настроений и д.р. Источни­ками их формирования могут выступать как правдивая информация, так и слухи, и даже дезинформация.

В политической культуре на практике складываются относительно устойчивые представления, которые принимают форму образов или сте­реотипов. Независимо от того, являются ли эти представления правдивыми или ложными, носитель политической культуры воспринимает их как ис­тинные. Устойчивые политические представления, выступая компонентом политической культуры, способны играть весьма существенную роль в со­циальной практике, во многом определяя состояние политического созна­ния.

Существенным элементом политической культуры являются типич­ные для общества или группы политические установки, которые способст­вуют переводу представлений и ценностей в практику бытия. Политиче­ская установка - это есть отношение субъекта к различным аспектам поли­тической действительности, отношение к политическим явлениям, которые могут выражаться в стремлении к получению политических знаний или, напротив, негативное отношение к их приобретению, стремление к актив­ному или пассивному участию в политической деятельности. Это означает что, политическая культура имеет важный поведенческий аспект. В реаль­ной действительности она представляется в виде образов или стереотипов политического поведения, проявления которых весьма многообразны. Од­ним из ценностных признаков, например, авторитарно - патриархальной политической культуры, долгие годы господствовавшей в нашем, бывшем советском обществе и не преодоленной полностью до настоящего времени, является модель отношений государства и человека, тотальное подчинение последнего высшим государственным интересам, превращение человека в «винтик» в огромном социальном механизме, принебрижение его интере­сов и прав, ограничение форм политического участия, нетерпимость к ина­комыслию.

Важную роль в формировании образцов политического поведения играют политические традиции, в которых отлагаются те элементы политического опыта предшествующих поколений, которые объективно отве­чают интересам и целям общества, признаются и закрепляются в качестве соответствующих нормативных установлений. Политические традиции яв­ляют собой способ передачи образцов политического сознания и поведе­ния народа. Политические представления, ценности, установки и модели поведения в совокупности раскрывают содержание политической культу­ры. Все эти элементы самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, не­редко переплетены, составляя единое целое в рамках политической сферы. Поэтому политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих в себе опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения и функционирования, которые проявляются в непо­средственной деятельности субъектов политического процесса, которые фиксируют принципы их отношений к этому процессу в целом и его эле­ментам, друг к другу, к самим себе, политической системе, в рамках кото­рой протекает этот процесс.

Политическая культура всегда связана с сознательной деятельностью человека. Внешне это может быть выражено в институализированных формах, приобретших характер социальных ценностей. Если политиче­скую культуру рассматривать на уровне личности, то важнейшим её ком­понентом выступает политическое сознание, которое представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к го­сударству и партиям, политическим ценностям и целям развития, тра­дициям и нормам политической жизни. Политическая культура предпола­гает определённый запас политических знаний, понимание человеком по­литики, прочные политические убеждения, а так же способность человека к эффективным политическим действиям. Она как целостная система фи­лософских, экономических и социально - политических взглядов даёт не только знание окружающего социального мира, законов его развития, но и правильный подход к пониманию сущности, направленности происходя­щих процессов и расстановки политических сил.

Важной мировоззренческой основой политической культуры явля­ются фундаментальные положения философии, экономической теории и политологии. Они определяют место политической культуры в решении стратегических задач общества. Мировоззрение, как ядро политической культуры, складывается в итоге всего духовного развития субъекта, ос­мысления им всех общественных отношений на базе самых высоких обобщений и предполагает способность индивида к абстрагированию и теоретическому мышлению. Основу формирования политической культу­ры составляют прежде всего общеобразовательные знания и специальные политические знания о власти, политике, государстве. Знание существа политики, власти, принципов, норм, идей и воззрений, лежащих в основе управления социально - политическими процессами, позволяет оценить характер политики и реализующих её сил. Знание политической системы, форм и способов участия граждан в управлении государством и обществом даст возможность правильно подходить к решению политических во­просов и проблем.

Наличие политической культуры означает, что у индивида сформи­рован известный запас политических знаний, имеется информация о суще­ствующих в обществе социальных политических отношениях, социальных ролях личности, о политических ценностях и ценностных ориентациях. Политическая культура предполагает широкую информированность субъ­екта о событиях, происходящих внутри государства и на международной арене. Обширная, надёжная, качественная информация также является по­казателем политической культуры общества, развитости функ­ционирующих в нём политических структур и их отношений. Оператив­ное, объективное и обстоятельное освещение и анализ политической жиз­ни способны формировать высокую политическую культуру в обществе, потребности быть в курсе политических событий в стране.

Политическая культура, предполагая культуру политического мыш­ления, означает умение пользоваться знаниями, сопоставлять факты и яв­ления, давать им точные оценки и определения, делать правильные выво­ды и находить оптимальные решения политических задач и проблем. В механизме этих взаимодействий, взаимозависимостей и взаимоотношений формируется политическая образованность, основой которой является об­щая образованность и культура человека.

Центральным элементом политической культуры является осозна­ние политических принципов, норм и идей, что может способствовать вы­работке устойчивых ценностных ориентации в сфере политических явле­ний, действий и поступков социальных субъектов. Сформировавшиеся убежденческие установки и политические ценности влияют на восприятие политической информации, на интерес к ней, на поведение в сфере поли­тики.

Политическая культура предполагает сочетание общечеловеческих начал и классовых позиций, умение видеть целостную картину социально­го и политического развития, определяющие тенденции, своевременное, активное противодействие политическому противнику. Степень понима­ния и осознания происходящих социальных процессов свидетельствует о политической зрелости субъекта и о его политической компетенции.

Политическая культура, наряду с политической психологией и эти­кой, относится к важнейшим сторонам гуманитарного измерения полити­ки. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические но­вации и заимствования в одном месте прививаются легче, а в другом - труднее. Человек, как носитель политической культуры не является автоматически действующим механизмом, он всегда - активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Поэтому источником таких ин­терпретаций является общая культура социальных субъектов.

Характер политической культуры влияет на протекание по­литического процесса в стране, повышая или, напротив, снижая вероят­ность согласования различных групповых интересов, политической пред­сказуемости, стабильности. В опыте модернизации обнаружено, что новые технологии невозможно произвольно пересаживать на любую культурную почву. Будучи, например, импортированными с Запада на Восток, в разви­вающиеся страны, они дают заметно меньший эффект, хуже «приживают­ся». Импортированный извне парламентаризм, «импортированная демо­кратия» оставляют впечатление глубокой профанации. Поэтому изучение условий успешности нововведений и модернизаций имеет особо важное значение. Политология, не ограничиваясь исследованием политической системы как механизма, требующего взаимодействия и пригнанности сво­их «деталей», она анализирует условия интеграции этого механизма в «ме­тасистему» социума, где традиции и нормы, ценности и образцы поведе­ния играют не меньшую роль, чем прагматически понимаемые интересы и инструменты их достижения.

В политическом процессе всегда существуют и сталкиваются поли­тические идеи двух основных типов: представительские, выражающие ин­тересы и позиции различных групп общества (социопрофессиональных, региональных, этических и т.п.) и глобальные, конкурирующие на рынке политических проектов «лучшего будущего». Эти типы обычно связаны отношением дополнительности. Если политика превращается в конкурс одних только глобальных мироустроительных идей, а представительские функции оказываются подавленными, то это грозит вырождением полити­ческой культуры и утратой способности соизмерять «высшие смыслы» с запросами человеческой повседневности. Если же политические идеи все­цело заполнены формами представительства групповых интересов, это чревато потерей ценностных ориентации и складыванием целиком прагма­тической политической культуры, в которой гаснет творческое поли­тическое воображение, обращённое к будущему. Сегодня вновь стал во­прос о культурной и цивилизованной идентичности между Западом и Вос­током, Севером и Югом, индустриальным и постиндустриальным общест­вом, понимание специфики и перспектив политической культуры.

Сегодня многим нашим исследователям представляется всемирная история в виде неуклонной поступи победоносной западной цивилизации, всюду демонстрирующей свои преимущества. Эта линейная перспектива игнорирует реальные альтернативы, а также соблазны и искушения чело­века в истории, которые сами по себе принадлежат не к миру незначащих иллюзий, а имеют онтологический смысл: способны увлечь человеческие общества на неожиданный путь, невразумительный для адептов теории прогресса.

Нынешний статус Запада, полученный в результате краха тоталитар­ной сверх державы и ее сателлитов, отнюдь не является закономерным итогом и единственно возможной перспективой истории. В этом нас убеж­дает опыт 70-х гг. - периода активной ревизии статуса и роли Запада в ми­ровой культуре.

Современная культура власти в многонациональных обществах мо­жет быть определена как способность использовать либеральную концеп­цию плюрализма и консенсуса применительно уже не к взаимодействию групп и партий, а к взаимодействию культур. Либерализм как идеология и как политическая «технология согласия» должен овладеть этим новым для него рубежом. Только преодолев этот барьер, он способен утвердить свой статус в качестве не только западной, но и общемировой универсальной ценности.

Ставя проблему современной политической культуры, необходимо учитывать завоевания культурной антропологии, этно-социологи, сравни­тельной политологии, научных направлений, утверждающих новую пара­дигму. С этих позиций открывается та истина, что разные культуры спо­собны добиваться сходных результатов разными путями и методами. Про­блема не в том, что какая-то из культур грешит «неисправимо плохой на­следственностью» и от нее надо «просто отказаться». Дело в том, что отка­заться от собственной культуры, видимо так же невозможно, как от собст­венной наследственности. Выгнанная в двери, она вернется через окно. Современный мир слишком велик и сложен, чтобы им можно было управ­лять из одного центра. Кроме того, любая цивилизация, в том числе и за­падная, не настолько безупречна и универсальна в своих политических по­тенциях, чтобы стать эталоном для всего мира.

Функционирование политической культуры это такой процесс, который осуществляется на ряде уровней, начиная от обычного житейско­го до научно обоснованного. В частности, уровень политической культуры личности зависит от следующих факторов: от характера политических знаний (обыденно-эмпирических или теоретико-прикладных), уровня ин­теграции профессиональных, общегуманитарных и политических знаний, степени осознания своих политических прав и обязанностей, осознания се­бя в политике, стремления участвовать в политической жизни в качестве компетентного лица, умения применять политические знания в конкретном виде деятельности, степени политического видения последствий общест­венных и личных решений и действий, а также понимания значения и при­знания необходимости политического творчества индивидов для развития общества. Множество уровней политической культуры соответствует ми­ровоззрению классов, социальных, профессиональных, демографических слоев и групп.

Особенностью развития нашего общества до недавнего времени бы­ло такое явление, как монополизм в политической жизни и деятельности. Оно обусловило формирование и функционирование единой по своей на­правленности для всех социальных общностей политической культуры. В настоящее время складывание и усиление социальной неоднородности ве­дёт к образованию различных политических культур, что предполагает дальнейшее совершенствование работы по формированию и повышению уровней политической культуры всех слоев населения. В обществе имеет место целевая, нормативная и реальная политические культуры. Целевая, нормативная - это та, которая утверждается специальной пропагандой. Ре­альная - это та, что фактически бытует в обществе на различных социаль­ных уровнях. В силу этого анализ и оценка уровней культур производится не по какому-то единому критерию, а включает в себя на уровне соци­ального субъекта его оценки, степень социальной информированности, компетентность и активность.

На уровне общества в качестве критерия политической культуры вы­ступают оценки развитости теорий и идей существующей политической системы и организации общества, а так же система включенности граждан в политическое руководство. Важнейшим показателем политической куль­туры личности является степень достигнутого единства политических зна­ний, убеждений и практического опыта, степень сочетания интересов и це­лей с интересами и целями политических организаций и институтов, осо­бенно, партий и государства. На уровне общества показателем политиче­ской культуры является глубина научного обоснования политических ре­шений и рациональный контроль над политическими процессами, а также степень гарантированности жизни от разрушительного воздействия слу­чайных обстоятельств, стихийности в политических решениях.

Политическая культура находится в тесной связи с политической системой. Эта связь проявляется в том, что политическая культура моди­фицирует политическую систему на протяжении своей истории. Институ­ты и принципы политической жизни создаются и воссоздаются участника­ми политического процесса. Образцы позиций и поведения определяются и обусловливаются широким диапазоном явлений политической и вне по­литической природы, часть из которых формируется под влиянием тради­ций и социального политического опыта. Поэтому в политической культу­ре любого общества важную роль играют стереотипы. Стереотипы - это укоренившаяся модель восприятия общественных явлений, включающая признание этих явлений. Стереотипы формируют чувство политической идентичности. В поле индивидуального политического действия стереоти­пы выполняют идентификационно-интегрирующую, ориентационную и компенсационно-регулирующую функции. В связи с этим можно говорить о формировании политических характеров личности и политической индивидуальности. Согласно научной классификации выделяют следующие ти­пы личности по критерию отношения к политической культуре:

1.Автомат - лицо, которое бежит от свободы, восприняв для себя общепринятые формы индивидуальности, лишившись чувства личной са­мобытности; на политические стимулы реагирует без какой бы то ни было индивидуально - особенной ориентации.

2.Политический агитатор - политический лидер, умеющий воз­буждать у других эмоции.

3.Политический администратор - лицо, умеющее манипулировать делами и ситуациями.

4.Псевдоконсерватор - консерватор, но по личным поводам - радикал.

5.Политический теоретик - лицо, умеющее манипулировать идея­ми.

6.Бюрократическая личность - лицо, интерперсональные отно­шения которого были привычно парализованы условиями его жизни.

7.Индифферентный - лицо, которое не имеет никакого отношения к политике, не имеющее по этому поводу ни чувств, ни мыслей; избегает быть втянутым в политику.

8.Моралист - лицо, реакции которого на политические ситуации отличаются большой эмоциональностью, но малым знанием сути дел.

На уровне общества или больших общественных групп стереотип выполняет роль конституционно - интегрирующую или дезинтегрирую­щую. Стереотипы, укоренившиеся в историческо-культурной основе, со­держаться чаще всего в застывшем мыслительном образе, существуя как бы потаенно и каждый раз оживляются общественно - политической прак­тикой.

Для более глубокого познания и сравнительной характеристики ис­торически изменяющихся типов политических культур используется метод их типологизации. Так Г. Алмонд и С. Верба на основе анализа различного вида политических ориентации вывели такие типы политической культуры как патриархальный, подданнический и активистский. Патриархальная по­литическая культура основывается на полном отсутствии у подданных ин­тереса к политической жизни и системе. Подданническая политическая культура ориентируется на политическую систему и результаты её дея­тельности при весьма низком уровне активности граждан в политической жизни, в функционировании политической системы. И наконец, активист­ская политическая культура или «культура участия». При активистской политической культуре граждане заинтересованы не только в существова­нии политической системы, но и в своём активном участии в политической деятельности. Единение этих типов может порождать, смешанные типы политической культуры, высшей из которых признаётся «культура граж­данственности». Она характеризуется активным участием граждан в политической жизни при лояльном отношении к существующей политической системе. Именно такой тип политической культуры, способен обеспечи­вать наибольшую стабильность политической системы.

Представляет интерес обстоятельная типология политических куль­тур, основанная на формационном подходе, которую предложил польский политолог Е. Вятр. По его мнению докапиталистическим формациям была присуща традиционная политическая культура, которая характерна при­знанием священного характера власти, признанием регулирования прав, признанием неизменности политической системы и её основных форм. Для капитализма, по его мнению, основным типом политической культуры яв­ляется буржуазно - демократическая, а для социалистического строя ха­рактерна политическая культура социалистической демократии.

Существует множество и других типологических систем. Так, мар­ксистский подход к анализу феномена политической культуры позволяет сконструировать её типологическую модель, основанную на членении по уровню общественного развития. В политической области этот уровень проявляется в типе существующих отношений между гражданским обще­ством и политической системой. Тип таких отношений может рассматри­ваться как показатель, отражающий объективные различия. Членение по этому показателю позволяет выделить следующие политические культуры:

1. Архаическая политическая культура. Главные её отличительные черты - это отсутствие дистанции между общностью и государством, вы­сокий уровень коллективизма, активность индивидов при решении об­щих, в том числе и политических проблем.

2. Элитарная политическая культура. Главные её отличительные черты - это углубление дистанции между гражданским обществом и поли­тической системой, и прежде всего государством, ослабление чувства кол­лективизма, отстранение основной части общества от решения политиче­ских дел, низкий уровень её политической активности.

3. Представительская политическая культура. Главные её отли­чительные черты - это возникновение опосредованных форм связи между гражданским обществом и политической системой, сочетание индивидуа­листских и коллективистских форм поведения, более высокая, чем при элитарной политической культуре, степень политизации общества.

4. Политическая культура гражданственности. Её отличительные черты - это ликвидация дистанций между гражданским обществом и поли­тической системой, их слияние и высокий уровень коллективизма

В отечественной политической науке типологизация политических культур осуществляется преимущественно в соответствии с исторически­ми типами общественных формаций и классовой структурой общества. Выделяют такие исторические типы политической культуры, как напри­мер, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистиче­ская. Хотя классовый критерий в типологии политической культуры является определяющим, он не исчерпывает всего её многообразия. Поэтому в рамках классовой культуры различают: демократическую, авто­кратическую, монархическую и др. политические культуры. Однако, было бы не совсем точным непосредственно проектировать на политическую культуру особенности форм правления и политических режимов ибо поли­тическая культура - явление более устойчивое, чем формы правления. Сле­дует учитывать и воздействие на характер политической культуры нацио­нальных факторов.

В годы перестройки в нашем обществе обнажился широкий спектр политических субкультур. Выделяют отдельные национальные, регио­нальные, внутриклассовые и межклассовые субкультуры. Московский фи­лософ В.Н. Амелин на основе проведённых исследований попытался дать типологию политических субкультур, увязав их характер с уровнем реали­зации провозглашенных прав и свобод. Он выделяет радикальную полити­ческую субкультуру, носителями которой являются неформалы с высоким уровнем социальной ущемленности, положительно относящиеся к офици­альным и неофициальным политическим лидерам, отрицательно относя­щиеся к официальным политическим ценностям, положительно - к неофи­циальным. Затем Амелин В.Н. обозначает реформистскую политическую субкультуру, носителями которой являются рядовая интелегенция со сред­ним уровнем социальной ущемленности и высоким уровнем политической активности. Следующая политическая субкультура оппортунистическая. Её носители - это творческая элита с низким уровнем социальной ущем­ленности с высоким уровнем официальной политической активности. Ещё Амелин выделяет конформистскую политическую субкультуру, носителя­ми которой является партактив с низким уровнем социальной ущемленно­сти и с высоким уровнем официальной политической активности. Наконец, среди субкультур выделяется лояльная. Её носители - «население» с низ­ким уровнем социальной ущемленности и низким уровнем официальной политической активности.

Функции политической культуры определяют её место и роль в об­ществе. Так, познавательная функция позволяет субъекту приобретать зна­ния, необходимые для его успешной деятельности в сфере политики. При этом обязательным условием является творческое применение и развитие знаний, поиск наиболее эффективных форм открытия и познания новых путей, направлений, явлений общественной жизни, наиболее полное овла­дение законами общественного развития. Нормативно - регулятивная функция обеспечивает функционирование и развитие политической систе­мы, укрепление сознательной общественной дисциплины, принципиально­сти, непримиримости к недостаткам, ответственности перед обществом. Нормативно - ценностная функция состоит в определении системы ценно­стей, входящих в политическую культуру. Ценности политической культу­ры поддерживаются идеологией, общественным мнением, моралью и правом. При этом социальные нормы закрепляют общественно - политические ценности общества, сами являются ценностями и ориентирами политиче­ской сферы общества. Став содержанием жизни человека, ценности пре­вращаются в мотивы деятельности. Коммуникативная функция политиче­ской культуры выступает как форма связи гражданина с политической системой и другими членами общества. Средствами реализации этой функции являются народное образование, средства массовой информации, литература, искусство и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

847 - | 684 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.