Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ерапевтические услови€ дл€ изменени€ личности




–оджерс (Rogers, 1959) предположил, что дл€ осуществлени€ конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий. ¬з€тые вместе, эти услови€ иллюстрируют, что в действительности происходит во врем€ курса терапии, центрированной на человеке.

1. ƒва человека наход€тс€ в психологическом контакте. ¬ действительности будучи скорее предусловием, чем условием, первое утверждение –оджерса означает, что должны существовать какие-то взаимоотношени€ или психологический контакт между двум€ людьми. ѕсихотерапевт, вне зависимости от своего опыта, не может помочь клиенту, если этот клиент не знает психотерапевта. „то еще более важно, –оджерс постулировал: не может быть никакого существенного позитивного изменени€ личности вне взаимоотношений.

2. ѕервый человек, клиент, находитс€ в состо€нии несоответстви€, он у€звим и тревожен.  ак описывалось ранее, –оджерс объ€сн€л личностные расстройства и психопатологию в терминах значительного несоответстви€ между действительным переживанием человека и его я-концепцией относительно этого переживани€. „тобы проиллюстрировать это положение, –оджерс (Rogers, 1957) приводил случай студента колледжа, который на общем, или организмическом, уровне бо€лс€ университетского двора и экзаменов на третьем этаже определенного здани€, что делало его существенно неадекватным. ќн панически бо€лс€ своей неадекватности, и это не сочеталось с его я-концепцией. —ледовательно, он искажал организмическое переживание в сознании, представл€€ его в виде необоснованного страха (фобии) подниматьс€ по лестнице в этом (или любом) здании и такого же сильного страха идти по открытой территории университета.

— точки зрени€ –оджерса, этот студент потер€л св€зь с источником своего осознанного опыта, общим организмическим переживанием; в самом пр€мом смысле он был дл€ себ€ чужим. “ака€ экзистенциальна€ ситуаци€ непременно делала его очень у€звимым, поскольку в самый неожиданный момент он мог оказатьс€ лицом к лицу с реальностью. Ѕолее того, он неизбежно испытывал напр€жение или тревогу в той степени, в какой смутно осознавал глубокое несоответствие в себе. ќн напоминал несчастного ÷ыпленка из детской сказки, который все врем€ ждал, когда свалитс€ небо. ”читыва€ такое тревожное субъективное состо€ние, легко пон€ть, почему студент обратилс€ в консультативный центр колледжа за помощью.

3. ¬торой человек, психотерапевт, €вл€етс€ гармоничным или интегрированным.  огда клиент приходит в консультативный центр, указывает третье условие –оджерса, он должен встретить человека гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношени€х. “о есть в терапевтических взаимоотношени€х психотерапевт должен быть цельным и насто€щим (полностью самим собой), а клиент должен €сно и четко чувствовать, что он обнажает свою душу искреннему в этих взаимоотношени€х человеку.

–оджерс не считал, что психотерапевт должен быть открытым дл€ всех жизненных переживаний. Ќапример, вне терапевтических отношений психотерапевт может иногда испытывать тревогу, депрессию, враждебность или какие-то другие чувства, говор€щие о том, что он не €вл€етс€ полностью интегрированным во всех аспектах жизни. Ќо в терапевтических взаимоотношени€х, час или два в неделю, он об€зательно должен находитс€ в гармонии с самим собой. Ёто означает, что психотерапевт может иногда испытывать чувства, которые обычно не считаютс€ идеальными дл€ психотерапии, например: Ђ’от€ мне нравитс€ этот клиент, но мне не хочетс€ слушать его сегодн€, € бы с большим удовольствием поиграл в теннисї. –азумеетс€, поскольку терапи€ сконцентрирована на чувствах клиента, а не психотерапевта, ему не нужно вербализировать эти чувства, когда он осознает их. »ногда, однако, чувства психотерапевта станов€тс€ настолько сильными, что ему необходимо выразить их непосредственно клиенту или коллеге, например: Ђ лиент посто€нно показывает, что € отношусь к нему как расист, и у мен€ из-за этого большие трудности в прин€тии егої.

4. ѕсихотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. —ловосочетание Ђбезусловное позитивное вниманиеї в основном означает, что психотерапевт относитс€ к клиенту с теплом, хвалит его как человека в процессе становлени€ и не дает оценок его чувствам или переживани€м.  ороче, психотерапевт не про€вл€ет Ђусловий ценностиї по отношению к клиенту, а полностью принимает его без одобрени€ или порицани€. ѕоэтому, когда студент начинает описывать, как он боитс€ подниматьс€ по лестнице или идти по кампусу, психотерапевт безусловно принимает эти чувства как часть мира субъективных переживаний студента. ќн не высказывает суждений по поводу этих чувств, например: Ђ«наешь, сынок, € служил в морской пехоте и могу тебе сказать, что единственный способ стать насто€щим мужчиной Ч это забыть о своих глупых страхах, выйти отсюда и пр€мо сейчас подн€тьс€ по лестнице и с высоко подн€той головой пройти по открытой территории университетаї.

“аким образом, сеансы терапии, центрированной на личности, проход€т в спокойной атмосфере, создающей у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают. “акой терапевтический климат позвол€ет клиенту соприкоснутьс€ со своим организмическим уровнем переживани€, позвол€ет ему осознать это переживание, не чувству€ угрозу. ¬озможно, клиент подумает: Ђ≈сли психотерапевт, искренне люб€щий мен€, может решительно прин€ть эти чувства как допустимую часть моей личности, почему и € не могу сделать это?ї —ледовательно, терапевтические услови€ позвол€ют клиенту еще более погрузитьс€ в себ€, выразить свои истинные чувства, не бо€сь упрека, и, в конечном итоге, интегрировать эти чувства с неизбежно измененной я-концепцией. Ѕезусловное позитивное внимание в той степени, в какой его можно достичь в терапевтических отношени€х, позвол€ет клиенту оценить переживани€, которые не соответствовали его я-концепции и которые он раньше не осознавал, потому что они вызывали тревогу.

5. ѕсихотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремитс€ передать это клиенту. ѕсихотерапевт, центрированный на личности, испытывает к клиенту эмпатию. ѕо –оджерсу, эмпати€ показывает, что психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным, но никогда не переход€ условие Ђкак если быї (Rogers, 1959).  ороче говор€, психотерапевт понимает. ќн способен свободно переноситьс€ в субъективный мир клиента, воспринимать так же, как воспринимает он, чувствовать так же, как чувствует он, переживать так же, как переживает он.

„асто дл€ клиента эмпати€ психотерапевта сходна с внезапным солнечным лучом, прорвавшимс€ сквозь густую листву в лесу (Rogers, 1959). ѕо мере того как клиент боретс€ со своей запутанной и искаженной символизацией переживани€, психотерапевт, поскольку он полностью вошел в субъективный мир клиента, может эмпатийно высказыватьс€, что значительно помогает инсайту. ѕсихотерапевт понимает и принимает клиента, и в процессе терапевтических отношений оба идут к значительно более высоким вершинам взаимного прин€ти€ и понимани€.

6.  ак минимум, должна произойти передача клиенту эмпатийного понимани€ и безусловного позитивного внимани€ психотерапевта. ¬нимательное отношение к этому условию должно стереть стереотип теперь уже исчезнувшего недирективного психотерапевта, который сидел, слушал клиента и только иногда одобр€юще похмыкивал. “акже устарел и образ Ђклиент-центрированногої психотерапевта, который мог только повторить и/или уточнить то, что говорит клиент (например: Ђя только что порезалс€, и если вы не дадите мне стерильный пластырь, € до смерти истеку кровьюї Ч Ђ¬ы чувствуете, что истекаете кровью до смертиї). ѕовтор€€сь достаточно часто, подобные диалоги, возможно, вызывали у многих клиентов желание спросить: Ђѕопка хочет печень€?ї

ѕрослушивание записей интервью сегодн€шнего дн€ показывает, что психотерапевты, центрированные на человеке, тоже часто говор€т Ђугуї или Ђпон€тної, отража€ и уточн€€ чувства клиента Ч они делают это, чтобы использовать любую возможность передачи своей эмпатии и позитивного внимани€ к клиенту. Ѕессмысленно испытывать подобные чувства, если клиент не будет знать о них. ѕоэтому психотерапевт должен передавать свое отношение в каждом слове и действии, а клиент должен воспринимать это как отражение прин€ти€ и понимани€ психотерапевтом. Ќасколько клиент чувствует, что его принимают, настолько будет выполнено условие шесть, и тогда у клиента по€витс€ возможность достичь позитивного изменени€ личности.

–оджерс утверждал, что именно клиент, а не психотерапевт, ответственен за личностный рост во врем€ курса терапии. ѕсихотерапи€ создает дл€ изменени€ необходимые услови€, но только клиент €вл€етс€ реальным действующим фактором изменени€ своей личности.

Ётот подход к терапии пон€тен любому, кто раздел€ет оптимистический взгл€д –оджерса на человеческую природу. ѕолага€, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигатьс€ к росту, актуализации и здоровью, –оджерс в психотерапии, центрированной на человеке, просто создает эти услови€. ¬о всем остальном можно положитьс€ на организмический оценочный процесс клиента. ¬ этом смысле психотерапевты, придерживающиес€ теории –оджерса, скорее Ђспособствуют ростуї, а не Ђлечат больныхї (как в психоанализе) или Ђмодифицируют поведениеї (как в бихевиоральной терапии). ѕсихотерапи€, центрированна€ на личности, предназначена дл€ того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью.  огда человек действует в соответствии с организмическим оценочным процессом, а не с услови€ми ценности, ему не нужна защита в форме отрицани€ или искажени€, и про него можно сказать, что он €вл€етс€ полноценно функционирующим человеком. «акон жизни полностью функционирующего человека Ч стать тем, кем он может стать в течение жизни.

Ќикто, кроме ‘рейда, не оказал такого вли€ни€ на практику психотерапии, как –оджерс. ≈го подход, центрированный на личности, успешно примен€етс€ при консультировании и терапии в таких разных област€х, как образование, расовые отношени€, семейные отношени€, политика и менеджмент (Levant, Sehlien, 1984). ”тверждение целостности и уникальности человека, св€занное с акцентом на важность я-концепции, также имело громадное вли€ние на современную теорию и практику психологии. ћы можем заключить, что роджерсовска€ теори€ человека не утратит свое вли€ние на персонологию еще в течение многих лет.

–езюме.

¬ феноменологическом направлении центральное место занимает положение, что поведение человека можно пон€ть только в терминах его субъективных переживаний. ‘еноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, €вл€ютс€ целеустремленными, заслуживающими довери€ и самосовершенствующимис€.  арл –оджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваютс€ тезисы, св€занные с феноменологией, нар€ду с особым вниманием к самости.

¬ теории –оджерса все мотивы человека включены в один мотив достижени€ мастерства Ч тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохран€ть и интенсифицировать себ€. Ёта тенденци€ побуждает всех людей двигатьс€ в направлении большей сложности, автономии и раскрыти€ потенциала. Ќесколько более специфично пон€тие организмического оценочного процесса, который показывает, соответствуют ли насто€щие переживани€ тенденции актуализации. ѕо –оджерсу, люди стрем€тс€ к тем переживани€м, которые воспринимаютс€ как я-интенсифицирующие, и избегают тех переживаний, которые воспринимаютс€ как я-отрицающие.

’арактеризу€ феноменологическое направление, –оджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрени€ воспри€ти€ человека, €вл€етс€ субъективна€ реальность Ч личный мир переживаний человека. ÷ентральное место в этом субъективном мире принадлежит я-концепции, наиболее важному персонологическому конструкту –оджерса. ¬ его системе элементами, определ€ющими развитие я-концепции, €вл€ютс€ потребность в позитивном внимании, услови€ ценности и безусловное позитивное внимание. –оджерс подчеркивал, что дет€м дл€ развити€ позитивной я-концепции, котора€ позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. ¬ то же врем€ услови€ ценности заставл€ют детей жить в соответствии с нав€занными ценност€ми, а не с собственным организмическим оценочным процессом.

–оджерс утверждал, что люди большей частью ведут себ€ в соответствии с их я-концепцией. ”гроза возникает, если человек ощущает несоответствие между я-концепцией и общим организмическим переживанием; тогда он пытаетс€ защитить целостность Ђяї с помощью искажени€ или отрицани€ воспри€ти€. —лишком большое несоответствие между я-концепцией и действительным переживанием приводит к личностным расстройствам и психопатологии. ¬ качестве образца психического здоровь€ описываютс€ люди, которые открыты переживани€м, полностью довер€ют им и свободно движутс€ в направлении актуализации себ€. “акие люди в системе –оджерса называютс€ Ђполноценно функционирующимиї.

ѕозици€ –оджерса по основным положени€м относительно природы человека определенна, недвусмысленна и отражает фундаментальное расхождение между феноменологией и бихевиоризмом в американской психологии. ‘еноменологическа€ теори€ –оджерса отражает:

Ч сильную приверженность положени€м свободы, рационализма, холизма, измен€емости, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

Ч умеренную приверженность положению конституционализма.

‘еноменологический подход –оджерса к личности, в частности, в терминах ее психотерапевтических аспектов послужил стимулом дл€ значительного количества исследований. ¬ этой главе основной метод изучени€ я-концепции Ч Q-сортировка Ч обсуждалс€ нар€ду с иллюстративными исследовани€ми я-концепции. ћы также кратко остановились на том, как –оджерс рассматривал науку в св€зи с изучением человека.

¬ заключительном разделе главы был описан уникальный и широко примен€емый в психотерапии подход Ч терапи€, центрированна€ на человеке, ее разработка и развитие. Ѕыло обращено внимание на исключительную важность, которую –оджерс придавал взаимоотношени€м психотерапевтЧклиент, и обсуждены шесть условий, необходимых дл€ позитивного изменени€ личности. ѕо –оджерсу, цель терапии Ч ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, тем самым открыва€ дл€ него возможность жить более богатой, полной жизнью.

¬опросы дл€ обсуждени€.

1.  ак бы вы оценили концепцию тенденции актуализации –оджерса? Ѕолее точно, считаете ли вы, что все мотивы человека можно включить в один мотив достижени€ совершенства? ќбоснуйте свою позицию, за или против.

2. Ќасколько феноменологическа€ позици€ –оджерса соответствует вашему собственному опыту? ј именно: чувствуете ли вы, что живете в мире личных переживаний, центром которого €вл€етесь, и, исход€ из него, можно объ€снить ваше поведение лучше, чем основыва€сь только на объективных факторах окружени€?

3. ќбъ€сните концепцию организмического оценочного процесса и его св€зь с потребностью самоактуализации. ѕриведите примеры.

4. ќбсудите термины Ђпотребность в позитивном вниманииї, Ђпотребность в позитивном внимании к себеї и Ђуслови€ ценностиї в их применении к процессу развити€ я-концепции.

5. —равните роджерсовскую концепцию полноценно функционирующего человека с вашим представлением о том, что лежит в основе психического здоровь€. ¬ы стремитесь стать полноценно функционирующим человеком? ѕочему да или почему нет?

6.  ак вы€снилось, —киннер и –оджерс резко расход€тс€ практически по всем важным вопросам в персонологии.  акую из двух позиций вы предпочитаете? ¬ы видите какую-то св€зь между вашим предпочтением и вашими собственными положени€ми относительно природы человека?

7.  ак измерить я-концепцию с помощью техники Q-сортировки?

8. „то говор€т исследовани€ о несоответствии между осознанным Ђяї и я-идеальным и их св€зи с психологической адаптацией?

9. ¬ы верите, что шесть условий терапевтического изменени€ личности, описанные в св€зи с терапией, центрированной на личности, применимы к другим значимым взаимоотношени€м человека? “о есть применимы ли эти шесть условий к позитивному личностному росту, который имеет место в любовных взаимоотношени€х, браке, дружбе и воспитании детей? ѕриведите примеры.

10.  ак –оджерс объ€сн€ет личностные расстройства и психопатологию? ќбъ€сните, чем феноменологический подход –оджерса к расстройствам поведени€ отличаетс€ от психоаналитического подхода ‘рейда.

√лоссарий.

Ѕезусловное позитивное внимание (Unconditional positive regard). –оджерсовский термин дл€ обозначени€ уважени€ и прин€ти€ другого, независимо от того, ведет или нет себ€ человек в соответствии с ожидани€ми того, кто демонстрирует прин€тие. ƒругими словами, позитивное внимание не зависит от определенных действий или мыслей.

Ѕезусловное позитивное внимание к себе (Unconditional positive self-regard). “ермин, используемый дл€ обозначени€ человека, который не воспринимает ни одно переживание как достойное более или менее позитивного внимани€ по сравнению с любым другим. ѕо –оджерсу, безусловное позитивное внимание к себе позвол€ет человеку развиватьс€, чтобы стать полноценно функционирующим.

«ащита (Defence). ѕопытка человека изменить или модифицировать угрожающее переживание с помощью отрицани€ или искажени€.

»деал-сортировка (Ideal-sort). ”тверждени€, которые выбирает испытуемый, описыва€ человека, которым он хотел бы быть.

»скажение воспри€ти€ (Perceptual distortion). “ип механизма защиты, используемый, чтобы трансформировать угрожающие переживани€ в форму, соответствующую или согласующуюс€ с актуальным я-образом человека.

 реативность (Creativity). ’арактеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решени€ проблем.

Ќесоответствие (Incongruence). —осто€ние дисгармонии, имеющее место, когда существует несоответствие между переживанием человека и его я-концепцией.

ќбусловленное позитивное внимание (Conditional positive regard). —итуаци€, когда человек получает похвалу, внимание и одобрение за то, что ведет себ€ в соответствии с тем, чего от него ожидали другие. »наче говор€, обусловленное позитивное внимание зависит от определенных действий или мыслей.

ќрганизмический оценочный процесс (Organismic valuing process). –оджерсовский принцип, согласно которому переживани€, которые воспринимаютс€ как сохран€ющие или развивающие человека, оцениваютс€ позитивно, в то врем€ как переживани€, которые воспринимаютс€ как негативные или противоречащие сохранению или развитию человека, оцениваютс€ негативно или их избегают.

ќрганизмическое доверие (Organismic trusting). —пособность полагатьс€ на наши внутренние переживани€ и чувства как на основу дл€ прин€ти€ важных решений.

ќткрытость переживанию (Openness to experience). —пособность человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы; противоположное пон€тие Ч защита.

ќтрицание (Denial). «ащитный механизм, посредством которого человек защищает себ€ от непри€тных аспектов действительности, отрица€ их существование.

ѕолноценно функционирующий человек (Fully functioning person). “ермин, используемый –оджерсом дл€ определени€ человека, который функционирует в соответствии со своим организмическим оценочным процессом, а не с интернализованными услови€ми ценности.

ѕотребность в позитивном внимании (Need for positive regard). ѕриобретенна€ потребность человека получить при€тие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении.

ѕотребность в позитивном внимании к себе (Need for positive self-regard). ѕриобретенна€ потребность, котора€ развиваетс€ из ассоциации я-переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. ”довлетворение при одобрении и неудовлетворение при неодобрении человеком самого себ€.

—оответствие (Congruence). —осто€ние гармонии, которое ощущаетс€, когда нет несоответстви€ между переживанием человека и его я-концепцией.

“енденци€ актуализации (Actualizing tendency). ¬ теории –оджерса Ч основной мотив в жизни людей. «аключаетс€ в стремлении сохран€ть и интенсифицировать себ€, стать настолько хорошим, насколько позвол€ет присуща€ им природа.

“енденци€ самоактуализации (Self-actualizing tendency). “енденци€ человека к развитию в направлении возрастающей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности.

“ерапи€, центрированна€ на человеке (Person-centred therapy). ‘орма психотерапии, разработанна€ –оджерсом на основе прин€ти€ и безусловного внимани€ к клиенту. ќсобо подчеркиваютс€ взаимоотношени€ между психотерапевтом и клиентом как средство достижени€ личностных изменений.

“ехника Q-сортировки (Q-sort technique). ћетод самооценки, используемый дл€ того, чтобы измерить, в какой степени действительна€ и идеальна€ я-концепци€ человека соответствуют или не соответствуют друг другу.

“ревога (Anxiety). Ёмоциональна€ реакци€ на то, что человек осознает переживание как несоответствующее или несообразное с его я-структурой и ее интернализованными услови€ми ценности.

”гроза (Threat). Ћюбое переживание, которое воспринимаетс€ как несогласующеес€ с я-структурой человека.

‘еноменальное поле (Phenomenal field). ¬сеобщность переживани€ человека (также определ€етс€ как поле воспри€ти€).

‘еноменологи€ (Phenomenology). ѕодход в персонологии, подчеркивающий важность понимани€ субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрени€ на мир и себ€.

Ёкзистенциальный образ жизни (Existential living). ќбраз жизни, характеризующийс€ существованием Ђздесь и сейчасї так, что каждый момент жизни нов и отличаетс€ от всего, что было ранее.

Ёмпирическа€ свобода (Experiential freedom). —убъективное чувство, что можно жить свободно, как хочешь, например, Ђя один ответствен за свои действи€ и их последстви€ї.

я-идеальное (Ideal self). „еловек, каким, индивид полагает, он сможет или должен стать (включа€ стремлени€, нравственные идеалы и ценности).

я-концепци€ (Self-concept). ¬сеобщий паттерн или конфигураци€ самовоспри€ти€: концепци€ человека о том, каков он.

я-сортировка (Self-sort). ”тверждени€, которые испытуемый сортирует при описании человека, которым он в данное врем€ €вл€етс€.

Ѕиблиографи€.

Achenbach “., Zigler E. (1963). Social competence and self-image disparity in psychiatric and nonpsychiatric patients. Journal of Abnormal and Social Psychology, 67, 197-205.

Berger E. (1955). Relationships among acceptance of self, acceptance of others and MMPI scares. Journal of Counseling Psychology, 2, 279-284.

Bergin A. ≈. (1979). The evaluation of therapeutic outcomes. In A. Bergin, S. Garfield (Eds.). Handbook of psychotherapy and behavior change (2nd ed.). New York: Wiley.

Bergin A. E., Strupp H. H. (1972). Changing frontiers in the science of psychotherapy. New York: Aldine-Atherton.

Carkhuff R. (1969). Helping and human relations (Vols. 1 and 2). New York: Holt, Rinehart and Winston.

Coopersmith S. (1967). The antecedents of self-esteem. New York: Freeman.

Epstein S. (1973): The self-concept revisited: Or a theory of a theory. American Psychologist, 28, 404-416.

Eysenck H. J. (1952). The effects of psychotherapy: An evaluation. Journal of Consulting Psychology, 16, 319-324.

Eysenck H. J. (1966). The effects of psychotherapy. New York: International Science Press.

Frick W. (1971). Humanistic psychology: Interviews with Maslow, Murphy, and Rogers. Columbus, OH: Merrill.

Fromm E. (1956). The art of loving. New York: Harper and Row.

Hales, S. (1979). Developmental processes of self-esteem. Paper presented at the Society for Research in Child Development, San Francisco.

Higgins E. T. (1987). Self-discrepancy: A theory relating self and affect. Psychological Review, 94, 319-340.

Holdstock T. L., Rogers C. R. (1977). Person-centered therapy. In R. J. Corsini (Ed.). Current personality theories. Itasca, IL: Peacock Publishers.

Kirschenbaum H. (1979). On becoming Carl Rogers. New York: Delacorte Press.

Landman J. “., Dawes R. M. (1982). Psychotherapy outcomes. American Psychologist, 37, 504-516.

Levant R. F., Schlien J. M. (Eds.) (1984). Client-centered therapy and the person-centered approach: New directions in theory, research, and practice. New York: Praeger.

Mahoney J., Hartnett J. (1973). Self-actualization and self-ideal discrepancy. Journal of Psychology, 85, 37-42.

Markus H. (1983). Self-knowledge: An expanded view. Journal of Personality, 51, 543-565.

Markus H., Nurius P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41, 954-969.

Medinnus G., Curtis F. (1963). The relation between maternal self-acceptance and child acceptance. Journal of Counseling Psychology, 27, 542-544.

Patterson C. (1973). Theories of counseling and psychotherapy (2nd ed.). New York: Harper and Row.

Rogers C. R. (1939). The clinical treatment of the problem child. Boston: Houghton Mifflin.

Rogers C. R. (1942). Counseling and psychotherapy: New concepts in practice. Boston: Houghton Mifflin.

Rogers C. R. (1951). Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin.

Rogers C. R. (1954). The Case of Mrs. Oaks: A research analysis. In C. R. Rogers, R. F. Dymond (Eds.). Psychotherapy and personality change: Co-ordinated research studies in the client-centered approach. Chicago: University of Chicago Press.

Rogers C. R. (1955). Persons or science? A philosophical question. American Psychologist, 10, 267-278.

Rogers C. R. (1956). Some issues concerning the control of human behavior (symposium with B. F. Skinner). Science, 124, 1057-1066.

Rogers C. R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting Psychology, 21, 95-103.

Rogers C. R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.

Rogers C. R. (1961). On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin.

Rogers C. R. (1963). The actualizing tendency in relation to Ђmotivesї; and to consciousness. In M. Jones (Ed.). Nebraska symposium on motivation (Vol. 2, pp. 1-24). Lincoln: University of Nebraska Press.

Rogers —. R. (1967). Autobiography. In E. Boring, G. Lindzey (Eds.). A history of psychology in autobiography (Vol. 5, pp. 341-384). New York: Appleton-Century-Crofts.

Rogers C. R. (1969). Freedom to learn: A view of what education might become. Columbus, OH: Merrill.

Rogers C. R. (1970). Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper and Row.

Rogers C. R. (1972). Becoming partners: Marriage and its alternatives. New York: Delacorte Press.

Rogers C. R. (1973). My philosophy of interpersonal relationships and how it grew. Journal of Humanistic Psychology, 13, 3-15.

Rogers C. R. (1974). In retrospect: Forty-six years. American Psychologist, 29, 115-123.

Rogers C. R. (1977). Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press.

Rogers C. R. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin.

Rogers C. R. (1983). Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merrill.

Rogers C. R. (1984). Rogers calls peace results Ђsurprisingї. ј–ј Monitor, November.

Rogers C. R. (1986). Client-centered therapy. In I. L. Kutush, A. Wolf (Eds.). Psychotherapist's casebook. San Francisco: Jossey-Bass.

Rogers C. R., Dymond R. (Eds.) (1954). Psychotherapy and personality change. Chicago: University of Chicago Press.

Rogers C. R., Stevens B. (1967). Person to person: The problem of being human. New York: Simon and Schuster.

Smith M. L., Glass G. V., Miller R. L. (1980). The benefits of psychology. Baltimore: Johns Hopkins University Press.

Stephenson W. (1953). The study of behavior: Q-technique and its methodology. Chicago: University of Chicago Press.

Suinn R. (1961). The relationship between self-acceptance and acceptance of others: A learning-theory analysis. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 37-42.

Suls J., Greenwald A. G. (Eds.) (1983). Psychological perspectives on the self (Vol. 2). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Turner R. H., Vanderlippe R. H. (1958). Self-ideal congruence as an index of adjustment. Journal of Abnormal and Social Psychology, 57, 202-206.

Watzlawick P. (Ed.) (1984). The invented reality. New York: Norton.

–екомендуема€ литература.

Evans R. I. (1975). Carl Rogers: The man and his ideas. New York: Dutton.

Gendlin E. T. (1988). Carl Rogers (1902-1987). American Psychologist, 43, 127-128.

Harrington D. M., Block J. H., Block J. (1987). Testing aspects of Carl Rogers' theory of creative environments: Child-rearing antecedents of creative potential in young adolescents. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 851-856.

Lietaer G. (1984). Unconditional positive regard: A controversial basic attitude in client-centered therapy. In R. F. Levant, J. M. Schlien (Eds.). Client-centered therapy and the person-centered approach: New directions in theory, research and practice. New York: Prager.

Ogilvie D. M. (1987). The undesired self: A neglected variable in personality research. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 379-385.

Wexler D., Rice L. (1974). Innovations in client-centered therapy. New York: Wiley.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1300 - | 1226 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.09 с.