Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“очка зрени€ –оджерса на научные исследовани€




–оджерс был привержен феноменологии как основе дл€ развити€ науки о человеке и как методу исследовани€ эмпирической валидности теоретических концепций. —воей задачей феноменологический подход считает изучение и объ€снение €влений, имеющих место в субъективном мире сознательных переживаний человека. –оджерс полагал, что такой метод обеспечит самую выгодную позицию дл€ понимани€ сложных процессов, лежащих в основе человеческого поведени€.

–оджерс считал, что нар€ду с экспериментальными исследовани€ми достоверным источником феноменологических данных €вл€ютс€ клинические наблюдени€, полученные, например, в ходе психотерапии. “акие клинические наблюдени€, обычно представл€ющие собой отдельные выдержки из записанных на магнитофон интервью в клиент-центрированной терапии (иногда также сн€тых на видеопленку), позволили исследовател€м впервые изучить взаимодействие клиент Ч психотерапевт. —ледует отметить, что –оджерс всегда заранее спрашивал разрешение клиента на запись или съемку и обнаружил, что это не мешает курсу терапии. ¬ то же врем€ он подчеркивал, что процесс научного исследовани€ никогда не должен отклон€тьс€ от рамок ценностей и целей человека. ЂЌаука существует только в люд€х.  аждый научный проект имеет свое творческое начало, свое течение и гипотетическое заключение в человеке или люд€х. «нание Ч даже научное знание Ч это то, что субъективно приемлемої (Rogers, 1955, р. 274). –оджерс распростран€л этот принцип на область науки. ќн полагал, что поскольку наука сама €вл€етс€ нейтральной, она никогда не обезличивает, не контролирует людей и не манипулирует ими. Ёто могут делать только сами люди. —ледовательно, способ, каким используютс€ научные открыти€ в персонологии, будет зависеть от выбора ценности,сделанного людьми.

ѕонимание науки –оджерсом диаметрально противоположно ее пониманию —киннером и другими представител€ми бихевиорального направлени€. ¬згл€ды этих двух выдающихс€ психологов на проблему научного контрол€ поведени€ человека были €сно сформулированы в дискуссии, проведенной перед съездом јмериканской психологической ассоциации в 1956 году. ¬ ходе дискуссии –оджерс (Rogers, 1956) отметил, что и он, и —киннер посв€тили себ€ изучению поведени€ человека. Ѕолее того, оба согласны, что психологическа€ наука значительно продвинулась в объ€снении поведени€ человека и разработала способы его прогноза и контрол€. ќднако –оджерсу казалось, что —киннер переоценивает серьезность проблем, св€занных с поведенческим контролем. ѕо мнению –оджерса, за€вление, что бихевиоральные принципы можно использовать в создании культуры, котора€ будет более эффективно удовлетвор€ть потребности человека, вызывает р€д принципиальных вопросов.  то кого будет контролировать?  то будет контролировать контролирующих? ¬ какой степени будет осуществл€тьс€ поведенческий контроль? » какие формы поведени€ будут считатьс€ желательными в обществе, организованном по —киннеру? “от факт, что ценности и субъективный выбор не€вно включены в рассмотрение такого рода вопросов, вызвал у –оджерса крайнее нежелание отдать неограниченную власть ученому-бихевиористу. ѕо иронии судьбы, хот€ –оджерс гор€чо верил в человечество, ему не хватало скиннеровской уверенности в ученом. –оджерс предположил, что науку можно использовать дл€ создани€ открытого общества (в противовес закрытому скиннеровскому), в котором люд€м будет дана возможность развивать ценности ответственности, счасть€, безопасности, продуктивности и креативности. ќн утверждал, что персонологические исследовани€ должны в конечном итоге решать вопросы, относ€щиес€ к хорошей жизни и к тому, как ее достичь как можно большему числу людей.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1483 - | 1290 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.