Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологическа€ утопи€: Ёупсихе€




¬клад ћаслоу в персонологию не был бы полным, если он не обратил бы внимани€ на те необходимые изменени€, которые, как он чувствовал, вызывают самоактуализацию в широком объеме. ќн утверждал, что обсто€тельства окружени€ могут либо способствовать, либо преп€тствовать стремлению к метажизни. ’ороший человек и хорошее общество, с точки зрени€ ћаслоу, одно и то же. ќн считал, что наша современна€ культура и социальные институты основаны на гедонически извращенной концепции природы человека. ј именно, он полагал, что суть главных положений, лежащих в основе воспитани€ детей, официального образовани€, отношений работодатель Ч работник и даже ведущих религиозных конфессий, состоит в том, что человек €вл€етс€ не более чем нарциссическим животным.  онтролировать поведение такого создани€ можно только с помощью строгой дисциплины и посто€нной угрозы наказани€. Ѕездна энергии тратитс€ на то, чтобы подавить в человеке дь€вола. Ќапротив, ћаслоу чувствовал, что веро€тность самоактуализации возрастает, когда окружение способствует удовлетворению потребностей человека: Ђ¬ таких услови€х самые глубинные пласты природы человека могут про€вл€тьс€ с большей легкостьюї (Maslow, 1987, р. 122).

ћаслоу (Maslow, 1971, 1987) мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тыс€ча здоровых семей, мигрировавших туда с целью самим определить свою судьбу. ќн назвал эту потенциальную утопию Ёупсихе€. ¬ ее основе должна была лежать философи€ анархизма, то есть правительство не должно было бы ограничивать свободу индивида. ќсновные потребности и метапотребности уважались бы гораздо больше, чем в нашем обществе. Ћюд€м позвол€ли бы свободно делать какой угодно выбор. ¬ Ёупсихее был бы полный синергизм, или работа вместе. “акое общество также было бы обществом, цен€щим простоту и бескорыстие. —ловом, обитатели Ёупсихеи были бы честны друг с другом и менее внушаемы, жестоки и высокомерны, чем мы.

»стинна€ ценность ћаслоу как психолога-теоретика заключаетс€ в его интересе к таким сферам функционировани€ человека, которые большинство других ученых почти полностью игнорировали. ќн один из немногих персонологов, кто серьезно исследовал позитивные измерени€ человеческого опыта и, что важно, сформулировал свои идеи как дл€ широкого круга общественности, так и дл€ своих эрудированных коллег-психологов. ќн предвидел общество, которое позволило бы нам подн€ть нас и наше отношение друг к другу на истинно гуманистический уровень, основанный на достижени€х психологии. ƒл€ ћаслоу конечна€ ценность психологии состоит именно в этом: Ђ≈сли мы умрем в другой войне или если мы будем оставатьс€ напр€женными, невротичными и тревожными в нарастающей холодной войне, то это благодар€ тому, что мы не понимаем себ€ и друг друга. ”лучшите природу человека, и вы улучшите все... Ќам нужна психологи€...ї (Maslow, 1956, р. 227). Ёти слова, написанные почти 40 лет назад, звучат актуально и сегодн€, когда мы приближаемс€ к новому столетию, исполненные новых надежд на перспективы развити€ человеческого общества.

–езюме.

√уманистическа€ психологи€, или движение третьей силы, положила начало изображению человечества, радикально отличному от изображени€ его в психоанализе или бихевиоризме. Ќаход€сь под вли€нием эксзистенциальной философии, гуманистическа€ психологи€ в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, несообразность исследований на животных, воспри€тие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, и делает акцент на изучение психического здоровь€.

Ѕудучи основным направлением гуманистической психологии, теори€ јбрахама ћаслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Ќизшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровн€ станов€тс€ доминантой побудительных сил в поведении человека. ¬от иерархи€ потребностей по ћаслоу в пор€дке их доминировани€ или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализаци€. √уманистическа€ природа теории ћаслоу особенно €рко про€вл€етс€ в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала.

ћаслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. ƒефицитарные мотивы нацелены на снижение напр€жени€, тогда как мотиваци€ роста (также называема€ метамотивацией) нацелена на повышение напр€жени€ посредством поиска новых и волнующих переживаний. ћаслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихс€ людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в люд€х так же, как и дефицитарные потребности. Ќеудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. јпати€, цинизм и отчуждение Ч вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

ќсновные положени€ ћаслоу относительно природы человека точно сформулированы. ≈го гуманистическа€ теори€ отражает:

Ч сильную приверженность положени€м свободы, рациональности, холизма, измен€емости, субъективности, гетеростаза и непознаваемости;

Ч промежуточную позицию по положению проактивностьЧреактивность;

Ч слабую приверженность положению конституционализма.

Ёмпирические исследовани€, порожденные теорией ћаслоу, главным образом сконцентрированы на концепции самоактуализации. —обственное исследование ћаслоу, проведенное на избранной группе самоактуализирующихс€ людей и основанное на биографическом материале, обсуждалось в этой главе. ћаслоу критиковали за использование субъективных критериев в выборе испытуемых. Ђќпросник личностной ориентацииї Ч это тест самоотчета, разработанный дл€ измерени€ самоактуализации, концептуализированной в теории ћаслоу. ћногочисленные исследовани€ показали, что POI имеет адекватную надежность и валидность и обладает прогностической ценностью в различении нормальных и аномальных групп. Ђ раткий индекс самоактуализацииї также применим дл€ исследовательских целей. » наконец, исследовани€, основанные на шкале вершинных переживаний, поддерживают концепцию ћаслоу о вершинных переживани€х.

¬ заключительном разделе главы дл€ дальнейшей детализации концепции самоактуализации были предложены некоторые идеи, вытекающие из исследовани€ ћаслоу. Ѕыли перечислены и обсуждены 15 основных характеристик самоактуализирующихс€ людей.  ратко описано представление ћаслоу о психологической утопии, называемой Ёупсихе€, Ч обществе, в котором основные потребности и метапотребности людей будут удовлетворены.

¬опросы дл€ обсуждени€.

1.  акое из трех основных направлений психологии XX века Ч психоанализ, бихевиоризм и гуманистическа€ психологи€ Ч наиболее адекватно отвечает вашей точке зрени€ на личность и поведение человека? ѕочему? ¬идите ли вы св€зь между вашим теоретическим предпочтением и вашими основными положени€ми относительно природы человека? ќбъ€сните.

2. ќдним из ключевых принципов гуманистической психологии €вл€етс€ неуместность исследований на животных дл€ понимани€ человека. ¬ы согласны с этой идеей? ѕочему? ≈сли нет, уточните, что вы узнали о поведении человека, изуча€ поведение животных.

3.  ак бы вы оценили иерархическую теорию мотивации ћаслоу? »меет ли смысл его точка зрени€ на мотивацию человека в ключе понимани€ вашего собственного поведени€ и поведени€ других? ѕриведите пример.

4. ¬ объ€снении ћаслоу потребностей самоуважени€ выдел€ютс€ две группы: самоуважение и уважение другими людьми. ѕодумайте, какую из этих двух групп потребностей вы считаете наиболее важной дл€ сохранени€ своего психического здоровь€? ќбъ€сните.

5. Ќазовите некоторые главные причины того, что так мало людей достигают самоактуализации, как ее понимает ћаслоу? „то, по ћаслоу, €вл€етс€ следствием неудачи человека в удовлетворении его метапотребностей?

6. ќбсудите разницу между дефицитарным образом жизни и метаобразом жизни.

7. „ем отличаетс€ точка зрени€ ћаслоу на природу человека от точки зрени€ ‘рейда? ѕодтвердите ваш ответ иллюстрацией их позиции по основным положени€м.

8.  ак бы вы оценили эмпирический статус гуманистической теории ћаслоу? —уществуют ли эмпирические доказательства ключевых концепций и/или принципов работ ћаслоу?  ак обычно исследователи измер€ют индивидуальные различи€ в самоактуализации?

9. Ќазовите некоторые из основных характеристик самоактуализирующихс€ людей.  ак ћаслоу выделил эти характеристики?  ритиковалось ли его исследование за недостаточную методологическую точность? ќбъ€сните.

10.  ратко опишите психологическую утопию ћаслоу, то есть тип общества, наилучшим образом способствующий достижению самоактуализации дл€ большинства людей. —читаете ли вы, что эту утопию можно осуществить на практике в услови€х нашего быстро мен€ющего мира или это просто кабинетное философствование? ѕо€сните вашу точку зрени€.

√лоссарий.

Ѕ-любовь (B-love). Ѕытийна€ любовь, тип любви, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого-либо желани€ изменить или использовать этого другого.

¬ершинное переживание (Peak experience). —осто€ние сильного возбуждени€ или, напротив, умиротворени€. “акое состо€ние часто сопровождаетс€ ощущением силы и уверенности, чувством, что нет ничего такого, что нельз€ выполнить или кем стать.

ƒ-любовь (D-love). ƒефицитарна€ любовь, эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому.

ƒефицитарные мотивы, ƒ-мотивы (Deficiency motives, D-motives). ќсновные потребности, нацеленные на устранение напр€жени€ организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. ѕо ћаслоу, дефицитарные потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек сможет двигатьс€ к самоактуализации.

√уманистическа€ психологи€ (Humanistic psychology). ѕсихологи€, в первую очередь сконцентрированна€ на изучении здоровых и творческих людей. √уманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существовани€, а также свободу, выражающуюс€ в самоуправлении и самосовершенствовании. “акже называетс€ психологией третьей силы.

»ерархи€ потребностей (Hierarchy of needs). –асположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтени€ или необходимости.

»змерение личностной ориентации (Personal Orientation Dimensions, POD). Ќовый тест дл€измерени€ самоактуализации.

»нстинктоид (Instinctoid). “ермин, используемый ћаслоу дл€ описани€ врожденной основы потребностей человека.

 омпетентность во времени (Time competence). √лавна€ шкала Ђќпросника личностной ориентацииї, котора€ оценивает тенденцию человека жить в насто€щем, а не концентрироватьс€ на прошлом или будущем.

 омплекс »оны (Jonah complex). —трах и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.

ћетапатологи€ (Metapathology). “ермин, используемый ћаслоу дл€ обозначени€ психических расстройств (например, апати€, депресси€, цинизм), развивающихс€ в результате фрустрации метапотребностей.

ћетаценности (Meta value). ¬ысшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующимис€ индивидами. ¬ключают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство. “акже называютс€ метапотребност€ми.

ћотивы роста (Growth motive). ѕотребности высшего уровн€ (метапотребности), св€занные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. ћотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. ќни увеличивают радость жизни. “акже известны как бытийные,или Ѕ-мотивы.

Ќаправленный на других (Other-directed). √лавна€ шкала Ђќпросника личностной ориентацииї, котора€ оценивает тенденцию индивида зависеть от других людей и от социальных норм как основы дл€ суждений и действий.

Ќаправленный на себ€ (Inner-directed). √лавна€ шкала Ђќпросника личностной ориентацииї, котора€ оценивает тенденцию индивида зависеть от собственных принципов и мотивов как основы дл€ суждений и действий.

ќпросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI). Ћичностный опросник самоотчета, разработанный дл€ измерени€ степени самоактуализации индивида.

ѕотребность в безопасности и защите (Safety-security need). ќсновна€ потребность, котора€ мотивирует человека установить разумный пор€док, структуру и прогнозируемость своего окружени€.

ѕотребность в принадлежности (Belongingness need). ќсновна€ потребность, котора€ мотивирует человека к близким взаимоотношени€м с другими. ”довлетворение этой потребности наход€т в друзь€х, семейной жизни и членстве в группах и организаци€х.

ѕотребность в самоуважении (Self-esteem need). ќсновна€ потребность, котора€ мотивирует человека достигать признани€ и уважени€ других.

ѕсихологи€ третьей силы (Third force psychology). Ќаправление в психологии, которое ћаслоу и другие рассматривали как жизнеспособную альтернативу психоанализу и бихевиоризму (также называетс€ гуманистической психологией).јкцент на способности человека к личностному росту €вл€етс€ определ€ющей чертой психологии третьей силы.

—амоактуализаци€ (Self-actualization). ѕроцесс, постулированный ћаслоу, включает в себ€ здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит Ч жить осмысленно и совершенно.

—амоактуализирующиес€ люди (Self-actualizers). Ћюди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считатьс€ в высшей степени здоровыми людьми.

—тановление (Becoming). ѕроцесс развити€, в котором индивид берет на себ€ ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.

‘еноменологическое направление (Phenomenological). ”тверждение, что единственна€ Ђреальностьї, известна€ кому-либо, это реальность субъективна€ или лична€, но не объективна€.

‘изиологические потребности (Physiological need). ќсновна€ и наиболее сильна€ группа из всех потребностей человека, включает в себ€ потребность в воде, пище, кислороде, сне и т. д.

Ўкала вершинных переживаний (Peak scale). Ўкала самоотчета, используема€ дл€ измерени€ тенденции к вершинным переживани€м.

Ёкзистенциальна€ философи€ (Existential philosophy). ‘илософска€ точка зрени€, состо€ща€ в том, что каждый человек сам ответствен за свою жизнь. јкцент на человеке как на Ђсущем-в-миреї.

Ёупсихе€ (Eupsychia). √уманистическа€ утопи€ ћаслоу, общество, характеризующеес€ свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.

Ѕиблиографи€.

Abraham Ќ. Maslow: A memorial volume. (1972). Monterey, —A: Brooks/Cole.

Braun J., Asta P. (1968). Intercorrelations between the Personal Orientation Inventory and the Gordon Personal Inventory scores. Psychological Reports, 23, 1197-1198.

Coopersmith S. (1967). The antecedents of self-esteem. New York: Freeman.

Crandall R., McGown D. A., Robb Z. (1988). The effects of assertiveness training on self-actualization. Small Group Behavior, 19, 134-145.

Daniels M. (1982). The development of the concept of self-actualization in the writings of Abraham Maslow. Current Psychological Review, 2, 61-76.

Daniels M. (1988). The myth of self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 28, 7-38.

Dosamantes-Alperson E., Merrill N. (1980). Growth effects of experiential movement psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 17, 63-68.

Durant W. (1977). Humanism in historical perspective. The Humanist, January/February. 37, 24-26.

Eagly A. H. (1987). Sex difference in social behavior: A social-role interpretation. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Fox J., Knapp R., Michael W. (1968). Assessment of self-actualization of psychiatric patients: Validity of the Personal Orientation Inventory. Educational and Psychological Measurement, 28, 565-569.

Grossack M., Armstrong “., Lussiev G. (1966). Correlates of self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 6, 87.

Hall M. H. (1968). A Conversation with Abraham H. Maslow. Psychology Today, 2, 35-37, 54-57.

Hardeman M. (1979). A dialogue with Abraham Maslow. Journal of Humanistic Psychology, 19, 23-28.

Haymas M., Green L. (1982). The assessment of motivation within Maslow's framework. Journal of Research in Personality, 16, 179-192.

Hoffman E. (1988). The right to be human: A biography of Abraham Maslow. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher.

Ilardi R. L., May W. T. (1968). A reliability study of Shostrom's Personal Orientation Inventory. Journal of Humanistic Psychology, 8, 68-72.

Jansen D. G., Knapp R. R., Michael W. B. (1979). Construct validation of concepts of actualizing measured by the Personal Orientation Dimensions. Educational and Psychological Measurement, 39, 505-509.

Jones A., Crandall R. (1986). Validation of a short index of self-actualization. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 63-73.

Kelly R. ¬., Choran V. (1985). Yet another empirical test of the relationship between self-actualization and moral judgment. Psychological Reports, 56, 201-202.

Keys A., Brozek J., Henschel A., Mickelson H. (1950). The biology of human starvation. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Knapp R. R. (1965). Relationship of a measure of self-actualization to neuroticism and extraversion. Journal of Consulting Psychology, 29, 168-172.

Knapp R. R. (1976). Handbook for the Personal Orientation Inventory. San Diego, CA: EdITS Publishers.

Knapp R. R., Knapp L. (1978). Conceptual and statistical refinement and extension of the measurement of actualizing concurrent validity of the Personal Orientation Dimensions (POD). Educational and Psychological Measurement, 38, 523-526.

Leonard G. (1983). Abraham Maslow and the new self. Esquire, December, 326-336.

LeMay M., Damm V. (1968). The Personal Orientation Inventory as a measure of self-actualization of underachievers. Measurement and Evaluation in Guidance, 110-114.

Lester D., Hvezda J., Sullivan S., Plourde R. (1983): Maslow's hierarchy of needs and psychological health. The Journal of General Psychology, 109, 83-85.

Maddi S. R. (1988). Personality theories: A comparative analysis (5th ed.). Chicago: Dorsey Press.

Maddi S. R., Costa P. (1972). Humanism in personology: Allport, Maslow, and Murray. Chicago: Aldine-Atherton.

Maslow A. H. (1950). Self-actualizing people: A study of psychological health. Personality symposia: Symposium #1 on values (pp. 11-34). New York: Grune & Stratton.

Maslow A. H. (1956). A philosophy of psychology. In J. Fairchild (Ed.). Personal problems and psychological frontiers. New York: Sheridan House.

Maslow A. H. (1964). Religions, values and peak experiences. New York: Viking Press..

Maslow A. H. (1965). Eupsychian management: A journal. Homewood, IL: Irwin-Dorsey.

Maslow A. H. (1966). The psychology of science: A reconnaissance. New York: Harper and Row.

Maslow A. H. (1967). A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life. Journal of Humanistic Psychology, 7, 93-127.

Maslow A. H. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand.

Maslow A. H. (1969). Toward a humanistic biology. American Psychologist, 24, 724-735.

Maslow A. H. (1970). Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row.

Maslow A. H. (1971). The farther reaches of human nature. New York: Viking Press.

Maslow A. H. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row.

Mathes E. W., Zevon M. A., Roter P. M., Joerger S. M. (1982). Peak experience tendencies: Scale development and theory testing. Journal of Humanistic Psychology, 22, 92-108.

Mattocks A. L., Jew C. (1974). Comparison of self-actualization levels and adjustment scores of incarcerated male felons. Journal of Educational and Psychological Measurement, 34, 69-74.

McClain E. (1970). Further validation of the Personal Orientation Inventory: Assessment of self-actualization of school counselors. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 35, 21-22.

Ravizza K. (1977). Peak experiences in sport. Journal of Humanistic Psychology, 17, 35-40.

Sartre J. P. (1957). Existentialism and human emotions. New York: Wisdom Library.

Shostrom E. L. (1964). An inventory for the measurement of self-actualization. Educational and Psychological Measurement, 24, 207-218.

Shostrom E. L. (1974). Manual for the Personal Orientation Inventory. San Diego, CA: EdITS Publishers.

Shostrom E. L. (1975). Personal Orientation Dimensions. San Diego, CA: EdITS Publishers.

Shostrom E. L. (1977). Manual for the Personal Orientation Dimensions. San Diego, —A: EdITS Publishers.

Shostrom E. L., Knapp R. R. (1966). The relationship of a measure of self-actualization (POI) to a measure of pathology (MMPI) and to therapeutic growth. American Journal of Psychotherapy, 20, 193-202.

Stewart R. ј. (1968). Academic performance and components of self-actualization. Perceptual and Motor Skills, 26, 918.

Tavris C., Wade C. (1984). The longest war: Sex differences in perspective. New York: Harcourt Brace Jovanovich.

Wilson C. (1972). New pathways in psychology: Maslow and the post-Freudian revolution. New York: Taplinger Publishing.

Zaccaria J. S., Weir R. W. (1967). A comparison of alcoholics and selected samples of non-alcoholics in terms of a positive concept of mental health. Journal of Social Psychology, 71, 151-157.

–екомендуема€ литература.

Csikszentmihalyi M. (1982). Toward a psychology of optimal experience. In L. Wheeler (Ed.). Review of personality and social psychology (Vol. 3, pp. 13-36). Beverly Hills, —A: Sage.

Deci E. L., Rayn R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum.

Goble F. (1970). The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books.

Royce J. R., Mos L. P. (1981). Humanistic psychology: Concepts and criticisms. New York: Plenum.

Valle R. S., Kennedy J. F., Hailing S. (Eds.) (1989). Existential-phenomenological perspectives in psychology: Exploring the breadth of human experience. New York: Plenum.

Walsh R., Shapiro D. (Eds.) (1983). Beyond health and normality: Explorations of exceptional psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold.

Williams D. E., Page M. M. (1989). A multidimensional measure of Maslow's hierarchy of needs. Journal of Research in Personality, 23, 192-213.

Yankelovich D. (1981). New rules: Searching for self-fulfillment in a world turned upside down. New York: Random House.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 362 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

1455 - | 1259 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.069 с.