Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—амобытность русской философии




 

 иреевский и ’ом€ков €вл€ютс€ основоположниками самобытной традиции в русской философии. Ќ. Ѕерд€ев писал: "–усска€ философи€ имеет характер онтологический по преимуществу; в ней гносеологи€ всегда занимает подчиненное место, а проблемы логические не разрабатываютс€ специально.  онкретное сущее - вот к чему устремл€етс€ слав€нофильска€ и русска€ философи€. Ќо может ли существовать национальна€ философи€, не должна ли философи€ стремитьс€ к тому, чтобы быть истинной, а не национальной?  онечно, к истине должна стремитьс€ философи€, в любви к мудрости пафос ее. Ќо истина не бесплотно и не бескровно раскрываетс€ в человечестве. ¬ великом деле раскрыти€ истины, всегда единой, могут быть разные миссии и назначени€. –азным наци€м в разные эпохи поручено раскрывать разные стороны истины. Ёто св€зано с умопостигаемой волей нации, с основным устремлением ее духа. ”мопостигаема€ вол€ русского народа, целость духа его направлена на раскрытие тайны сущего, ставит русской мысли задачи онтологические. –елигиозна€ природа русского народа ставит перед русским сознанием задачу создани€ синтетической религиозной философии, примирени€ знани€ и веры, в эту сторону направл€ет творческую мощь нашу. ќнтологическое и религиозное устремление русской философии не есть подчинение истины национальности, а есть раскрытие нашей национальностью онтологической и религиозной стороны истины" (2. 114).

–усска€ философи€ есть философи€ цельного духа, в ней преодолеваютс€ отвлеченные начала. ¬с€ русска€ философи€, как отмечал Ѕерд€ев, боретс€ с индивидуализмом, с падшим разумом за соборность сознани€.

  представител€м старого классического слав€нофильства можно отнести единомышленников и учеников ј. —. ’ом€кова - ј. ».  ошелева, ё.‘. —амарина. ѕоследним представителем этого направлени€ был ». —. јксаков. ¬ более позднее врем€ были и другие представители слав€нофильства, практически утер€вшие духовную св€зь со своими предшественниками, их национализм принимает €зыческую антихристианскую окраску.

¬ работе Ќ.я. ƒанилевского "–осси€ и ≈вропа" заметно натуралистическое перерождение слав€нофильства. ¬ его концепции преимущества –оссии нет ничего религиозного и христианского. ќн обосновывает преимущество –оссии с точки зрени€ позитивистского культа естественных наук. языческий национализм в его подходе торжествует над христианским мессианизмом.

  слав€нофилам по ошибке относ€т и ћ.Ќ.  аткова, который был всегда чужд религиозным уповани€м –оссии и со слав€нофилами не имел ничего общего. «а консервативные и националистические взгл€ды  аткова часто приходитс€ расплачиватьс€ слав€нофилам. »з-за катковщины, по словам Ќ. Ѕерд€ева, не люб€т слав€нофилов.

ќсобое место в истории русской философии занимает  .Ќ. Ћеонтьев, удел€вший большое внимание ¬изантии, ее государственности, культуре, аскетике и монашеству. Ќо его трудно назвать в точном смысле слав€нофилом.

—лав€нофильское сознание более всего развилось в творчестве ‘.ћ. ƒостоевского. ћногие темы своей философии получил от слав€нофилов B.C. —оловьев. ¬ первую очередь это религиозна€ направленность его философии и вера в особое призвание –оссии. ¬ отношении к католичеству он ближе к „аадаеву. ѕо замечанию Ѕерд€ева, в —оловьеве встречаютс€ два антипода - „аадаев и ’ом€ков. —оловьев и ƒостоевский внесли в русскую философию пророческий дух.

¬ начале XX века религиозно-философские собрани€, на которых встречались церковные иерархи и интеллигенты, показали религиозное бессилие последних, их способность ставить вопросы, но не решать их. Ќо все же это было началом новой религиозной эпохи, новым возрождением русской религиозной философии. –усские религиозные философы унаследовали от  иреевского и ’ом€кова православное направление мысли, национальное сознание, свободу в постановке и решении философских и богословских проблем и главное - церковный образ жизни, вплоть до прин€ти€ св€щеннического сана —ергием Ѕулгаковым и ѕавлом ‘лоренским, √еоргием ‘лоровским и ¬асилием «еньковским. ћногие работы этих мыслителей смущают своей смелостью и кажущейс€ несовместимостью с догматами ÷еркви. Ќо только Ѕожественной мудростью можно объ€снить отношение ÷еркви к их творени€м. ÷ерковь различала богословие и религиозную философию и оставл€ла за второй свободу творчества, направленную на продолжение национальной традиции в русской духовной культуре.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 516 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1461 - | 1257 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.