Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬.Ќ. “атищев и начало профессионального образовани€ в –оссии




¬асилий Ќикитич “атищев (1686Ц1750), автор многотомной Ђ»стории –оссийскойї, философ, составитель энциклопедического словар€ ЂЋексикон –оссийскийї, был создателем и р€да интересных педагогических сочинений, таких как Ђ«аписка об учащихс€ и расходах на просвещение в –оссииї, Ђ–азговор двух при€телей о пользе наук и учи≠лищї, Ђƒуховна€ моему сынуї, Ђ”чреждение, коим пор€д≠кам русским школам имати поступатьї, Ђќ пор€дке препо≠давани€ в школах при уральских казенных заводахї и др.

¬ 1721 г. по его инициативе была открыта перва€ про≠фессиональна€ горнозаводска€ школа, а затем возникла це≠ла€ сеть подобных училищ. ¬ г. ≈катеринбурге, возникшем на базе основанного¬.Ќ. “атищевым металлургического заво≠да, была организована центральна€ горнозаводска€ школа. €вивша€с€ своеобразным административным и методическим центром дл€ всех подобных школ. ћожно даже утверждать, что уральские профессиональные школы, видоизмен€€сь,носохран€€ первоначальное назначение, существовали до кон≠ца XIX столети€.

¬.Ќ. “атищев был €рким представителем светского направ≠лени€ в русской педагогической мысли XVIII столети€. ¬ его педагогических воззрени€х деловой характер петровской эпо≠хи отразилс€ более, чем у кого-либо другого, отразилась иде€ практицизма и профессионализма. ¬ сочинении Ђ–азговор двух при€телей о пользе наук и училищї (1733) он одним из пер≠вых поставил перед образованием сугубо светские, более того. утилитарные цели, вынос€ за пределы школьной жизни зада≠чи религиозного, духовно-нравственного воспитани€.

Ўколы, по его мнению, должны были формировать у учащихс€ светское сознание, воспитывать дл€ жизненного благополучи€, формиру€ Ђразумного эгоистаї. ¬ его понима≠нии Ђразумный эгоизмї должен был предполагать в первую очередь осознание человеком самого себ€, своего внутрен≠него мира, понимани€, что ему во вред, а что на пользу, т.е уметь различать добро и зло и идти по пути добра.

≈стественный закон человеческой природы Ц желание бла≠гополучи€ себе и божественный закон любви к Ѕогу и ближне≠му, по мнению ¬.Ќ. “атищева, не противоречат друг другу: первое включает в себ€ второе, так как без любви к Ѕогу и ближнему челове≠ческое благополучие невозможно. “очно так же не €вл€ютс€ противо≠положными нравственность и лич≠ное счастье: разумное удовлетворе≠ние потребностей справедливо по≠лезно Ц оно и есть добродетель; тогда как зло Ц чрезмерное удовлетворе≠ние потребностей или излишнее воз≠держание от них. ѕотребности чело≠веку даны от природы, т.е. Ѕогом, главное Ц соблюдение меры.

 

¬. Ќ. “атищев

 

¬ Ђ–азговоре о пользе наук и учи≠лищї ¬.Ќ. “атищев высказывал убеждение в необходимости дл€ каждого просвещенного человека познани€ самого себ€: внешнего, те≠лесного и внутреннего, духовного, а это познание возможно только с помощью науки. ќно также помогает правильно пони≠мать веру, не противоречит религии: истинна€ философи€ нуж≠на дл€ познани€ Ѕога и служит на пользу человечеству, помога€ разумно управл€ть государством. Ќезнание или глупость только вред€т обществу, личности, народу; от них, по мнению ¬.Ќ. “а≠тищева, случаютс€ все бедстви€ в государстве, народные бунты.

—ама сущность науки состоит в ее практической полезнос≠ти, потому что знание Ц это умение различать добро и зло. ¬ результате¬.Ќ. “атищев делил все науки: 1) на нужные (до≠моводство, врачевание, «акон Ѕожий, умение владеть оружи≠ем, логика, богословие); 2) полезные (письмо, грамматика, красноречие, иностранные €зыки, истори€, генеалоги€, гео≠графи€, ботаника, анатоми€, физика, хими€); 3) Ђщеголь≠скиеї (стихотворство или поэзи€, живопись, музыка, танцы, верхова€ езда); 4) любопытные (астрологи€, физиогномика, хироманти€, алхими€); 5) вредные (гадани€ и волшебства разного рода). Ёта, пожалуй, перва€ в отечественной педаго≠гике классификаци€ наук сделана¬.Ќ. “атищевым исключи≠тельно с утилитарной точки зрени€, так как в ней соединены вместе и науки, и искусства, и €зыки, и гадани€ с волшеб≠ством. √лавное же в ней Ц польза или вред, которые они при≠нос€т. — этой же точки зрен般.Ќ. “атищев рассматривал со≠держание школьного образовани€.

ќбщее образование, по его мнению, должно было пред≠шествовать профессиональному. √лавна€ задача обучени€ на этом этапе состо€ла в освоении школьниками Ђнужных, по≠лезныхї наук. ¬ содержание общего образовани€ должны были входить письмо, грамматика родного €зыка, обучение крас≠норечию, иностранные €зыки, математика, физика, ботани≠ка, анатоми€, русска€ истори€, отечественные законы, вра≠чевание, умение владеть оружием. ќни дополн€лись науками Ђщегольскимиї: поэтикой, музыкой, танцами, живописью, а в совокупности должны были служить цел€м самопознани€ и подготовки к практической жизни. ¬ св€зи с этим он полагал, что в процессе общего образовани€ следовало бы удел€ть ме≠сто домоводству Ц обучение ведению домашнего хоз€йства.

ѕедагогические идеи ¬.Ќ. “атищева не избежали двойствен≠ности, характерной дл€ петровского времени. ¬ Ђƒуховной мо≠ему сынуї он пр€мо писал о том, что главнейшим в жизни €вл€етс€ вера, что «акону Ѕожьему от юности до старости нужно поучатьс€ день и ночь, посто€нно читать Ѕиблию и катехизис, молитьс€, ходить в церковь и т.д. ќднако вместе с этим ¬.Ќ. “а≠тищев одновременно рекомендовал и чтение книг, излагаю≠щих иные веры, что ранее нельз€ было себе представить.

¬.Ќ. “атищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходи≠мо обучать ремеслу, что должно быть основной задачей вто≠рого этапа обучени€ Ц собственно профессионального. ¬ ин≠струкции Ђќ пор€дке преподавани€ в школах при уральских казенных заводахї (1736), составленной ¬.Ќ. “атищевым на основе изучени€ им школьного дела в Ўвеции, где он ста≠жировалс€ по горнозаводскому делу, и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учител€м. — точки зрени€ ¬.Ќ. “атищева, учитель Ц не толь≠ко преподаватель общеобразовательных и специальных дис≠циплин, но и воспитатель молодежи, который готовит ее к полноценной жизни в обществе и к труду. ќн должен подхо≠дить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, больше внимани€ удел€€ тем предметам и наукам, к кото≠рым ученик про€вл€ет склонность.

ћетоды обучени€, предлагаемые¬.Ќ. “атищевым, впол≠не традиционны дл€ российских училищ того времени. ¬ ча≠стности, он рекомендовал широко использовать метод обу≠чени€ старшими учениками младших. ƒл€ начального обуче≠ни€ им рекомендовалс€ учебник ‘. ѕрокоповича Ђѕервое учение отрокамї, а в качестве прописей Ц листы заводской документации. ¬ содержание профессионального обучени€ входили такие предметы, как геологи€, механика, архитек≠тура, рисование и др., по мере практической надобности.

ѕроблемам школьного обучени€ и нравственного воспита≠ни€ детей двор€нского сослови€ посв€щено произведение ¬.Ќ. “атищева Ђƒуховна€ моему сынуї (1734). ¬ содержание об≠разовани€ двор€нских детей он помимо письма и знани€ зако≠нов вводил широкий круг точных и прикладных наук: арифме≠тику, геометрию, пушкарское дело, фортификацию, русскую историю и географию, немецкий €зык, открывающий путь к новой европейской школьной учебной книге. ѕосле школьно≠го этапа образовани€ двор€не с 18 до 30 лет должны были, по мнению ¬.Ќ. “атищева, совершенствовать свои познани€, уме≠ни€ и навыки, наход€сь на государственной службе, и лишь после 30 лет думать о женитьбе.

Ќравственное воспитание двор€нские дети в ту эпоху по≠лучали в домашних услови€х.  ачества личности, которые следовало у них воспитывать, ¬.Ќ. “атищев ставил в зависи≠мость от будущего рода де€тельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, но не безрассудство, по≠слушание начальству, но не раболепие, рассудительность и все то, что помогает достижению благополучи€ в жизни и успеху по службе. ≈сли же двор€нский отпрыск предназна≠чалс€ дл€ гражданской службы, то в первую очередь у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюби€, прилежание, тер≠пеливость, самосто€тельность в делах и т.п. ѕрограмму вос≠питани€ двор€нина, таким образом, ¬.Ќ. “атищев строил в духе гуманистических идей эпохи ѕросвещени€.

—амым €рким детищем ѕетра I в области науки и просве≠щени€, по€вившемс€ уже после его смерти, но по его про≠екту, €вилась —анкт-ѕетербургска€ академи€ наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимна≠зией (1726). Ќеобходимо подчеркнуть, что это было не учеб≠ное, а научное учреждение, хот€ при нем по обыкновению того времени и осуществл€лась определенна€ педагогичес≠ка€ де€тельность.

јкадемическую гимназию можно считать первой в –ос≠сии государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого. √имнази€ состо€ла из двух отделений: немецка€ школа (3 года обучени€) и латинска€ школа (2 года обучени€). ќсновными учебными предметами были €зыки, словесность, истори€, географи€, математика и естествознание. ¬ 1726 г. к обучению в ней приступило 112 че≠ловек, дети из знатных семей.

»з-за границы в јкадемию наук были приглашены 16 из≠вестных европейских ученых, преимущественно из германс≠ких университетских центров. ќднако следует заметить, что если в «ападной ≈вропе начала XVIII в. уже был высок интеpec к естественнонаучным знани€м, вызванный развитием промышленной цивилизации и рациональной философии и удовлетвор€лс€ он прежде всего в частных школах и обще≠ствах, то в крепостнической –оссии в государственной јка≠демии наук копировали уже устаревший университетский по≠р€док с его традиционными, уход€щими в средневековье ме≠тодами схоластического обучени€. » все же опыт де€тельности јкадемии наук послужил основанием дл€ создани€ через 30 лет первого в –оссии светского высшего учебного заведени€ и научного центра, в том числе и центра развити€ русской пе≠дагогической мысли Ц ћосковского университета.

–азвитие просвещени€ в –оссии потребовало создани€ новых собственно российских учебных книг. — 1708 г. книги стали печа≠тать новым шрифтом, сменившим прежний церковнослав€нс≠кий. Ёта перемена возникла как бы сама собой. ¬ эпоху ѕетра I книги печатались не только в –оссии, но и за границей, в част≠ности в јмстердаме. ѕри печатании возникали чисто техничес≠кие трудности, св€занные с изготовлением витиеватых церков≠нослав€нских литер. ¬ результате некоторые слав€нские буквы в своих очертани€х были приближены к латинским: резкие углы сглажены, утолщени€ исчезли, и печатные буквы в голландских издани€х приобрели округлость, которой не было в московской церковной печати. — €нвар€ 1708 г. на основе царского указа и московские типографии приступили к печатанию книг новым шрифтом, что значительно облегчало процесс обучени€ письму и чтению. ÷ифровой текст стали набирать арабскими цифрами, вышли новые арифметические таблицы, что упростило и при≠близило к мировым стандартам изучение математических дис≠циплин в русских школах.

Ќовым шрифтом были напечатаны первые книги, став≠шие учебниками: Ђ√еометри€, славенски землемериеї, Ђѕри≠клады, како пишутс€ комплименты разные на немецком €зы≠ке, то есть писани€ патентантов к патентантам поздрави≠тельные и сожалительные и иные, такожде между сродников и при€телевї. ¬ 1708 г. была переиздана учебна€ книга ЂЅук≠варь €зыка славенска сиречь начало учени€м дет€м, хот€≠щим учитес€ чтени€ писанийї. ¬ том же году по€вилось пе≠чатное руководство по правилам этикета Ц Ђёности честное зерцало, или ѕоказание к житейскому обхождению —обранное из разных авторовї.

¬ эпоху петровских преобразований, внесших изменени€ во все сферы экономики и культуры, резко мен€етс€ быт семей, прежде всего в среде двор€нского сослови€. ¬ это врем€ на го≠сударственном уровне стали вырабатыватьс€ строгие требова≠ни€ к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах книги Ђёнос≠ти честное зерцалої. ¬ нем гово≠рилось, что задача родителей в деле воспитани€ детей должна решатьс€ не на основе право≠славной народной традиции, а на правилах придворного этикета. ќдно из требований Ц говорить с детьми в домашних услови€х на иностранных €зыках, обучать детей светским манерам, прави≠лам культурного поведени€ за столом, в обществе, на улице, учить танцам, умению красиво говорить. ƒанное произведение настраивало родителей на то, что путем домашнего воспитани€ можно сформировать насто€ще≠го двор€нина, подготовить его к будущей придворной жизни.


 

“итульный лист книги Ђёности честное зерцалої

 

ѕетровские преобразовани€ в сфере просвещени€ достаточно быстро стали давать ощутимые результаты. ѕодготовка профес≠сионалов по различным специальност€м, несомненно, способ≠ствовала процессу развити€ промышленности, строительству крупных предпри€тий, росту ремесленного производства, сти≠мулировала внутреннюю и внешнюю торговлю в стране. “ак, к 1725 г. в –оссии уже было около 240 государственных и частных предпри€тий, среди которых особенно выдел€лись металлур≠гические заводы. ѕо выплавке металла –осси€ в начале XVIII в. обогнала јнглию, вышла в число передовых европейских стран. «начительно расширилось производство кожи, разных видов тканей. Ѕыло начато строительство водоканальных систем дл€ облегчени€ торговых операций (¬ышневолоцка€, Ћадожска€, ћариинска€ и др.). ƒл€ закреплени€ победы –оссии в —евер≠ной войне на берегах реки Ќевы по указу ѕетра I в 1703 г. была заложена нова€ столица Ц г. —анкт-ѕетербург, который в ко≠роткий срок стал важнейшим военным, торговым, политичес≠ким, культурно-научным центром страны. »менно здесь была устроена перва€ ѕублична€ библиотека, выпущена перва€ га≠зета Ђ¬едомостиї, открылись јкадеми€ наук, первый естествен≠нонаучный музей Ц  унсткамера.

јктивизаци€ отечественной науки в начале XVIII в. сказалась также и на педагогической мысли той эпохи. ќсобенное вли€≠ние на ее развитие оказали, в частности, педагогические взгл€≠ды и де€тельность ».». Ѕецкого, речь о котором пойдет позже.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 489 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1314 - | 1284 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.