В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.
В 1847 г. была издана книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» — одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность наилучшего устройства России, в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия.
В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818—1883), И.А. Гончаров (1812—1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889), А.Н. Островский (1823— 1886), поэты Н.А. Некрасов (1821—1878), Ф.И. Тютчев (1803—1873), А.А. Фета (1820—1892) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского («Не в свои сани не садись», «Не так живи как хочется», «Бедность не порок», «Гроза» и др.) явились продолжением традиций «натуральной школы» Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на «свет божий» «темное царство» жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.
МузаН.А. Некрасова, «муза мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.
В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого (1828— 1910) и Ф. М. Достоевского (1821—1881) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу XDC в. великой.
Театр |
В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты.
Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин (1788—1863). Разработав свою реалистическую манеру игры, он создал обобщенные образы, обличавшие крепостнические порядки, самодурство, невежество и тупость дворянского, купеческого и чиновничьего быта. А.И. Герцен писал о Щепкине: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре», а о Малом театре — он был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов».
Изобразительное искусство |
Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции.
М.С. Щепкин в роли Чупруна («Москаль-чаривник» И.П, Котляревского). 1840. |
С картины К.П. Брюллова (1799—1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начался расцвет русской живописи. Идейное содержание картины сложно. Автор стремился воплотить образ жестокого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти.
В замечательных портретах современников художника О.А. Кипренского (1782—1836) отразилось влияние романтизма и.в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность.
А.Г. Венецианов (1780—1847) — первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты:
«Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством». Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы. Произведения художника были по своему содержанию национальными, русскими, хотя не стали подлинно реалистическими.
Основоположником реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815—1852)— создатель картин «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Игрок» и др.
Над монументальным полотном «Явление Христа народу» АЛ. Иванов (1806— 1856) работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Действительно, кратко смысл картины можно определить — человек в изменяющемся мире. Художник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда меняются пророки и появляется надежда на избавление от зла.
Архитектура |
Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем aмnup1, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761—1811), А.Н. Воронихина (1750—1814), К.И. Росси (1775—1849), В.П. Стасова (1769—1848).
Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Архитектор А.Д. Захаров |
Характерная черта зодчества того времени — создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана (1786—1858) создан Исаакиевский собор — самое высокое здание того времени в России.
После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784—1834) — представитель ампира. Так, возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором Д.И. Жилярди (1785—1845), и зданием Манежа (архитектор О.И. Бове). О.И. Бове была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.
Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794 —1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г.
По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России. Архитектор А.И. Мельников (1784—1854), представитель позднего ампира, создал ансамбль полукруглой площади в Одессе. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю, торговые ряды в Ростове, кафедральный собор в Кишиневе, лицей в Ярославле. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор.
Музыка |
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787 —1851), А.Е. Варламов (1801- 1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800—1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799—1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.
И.Е. Репин. М.И. Глинка в период сочинения
оперы «Руслан и Людмила»
Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804— 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская. Глинка говорил:
Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем.
Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.
Его симфонические произведения («Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.
Огромно вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»), М.Ю. Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского («Ночной смотр»), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.
Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1813— 1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму — оперу «Русалка» (по одноименной поэме А.С. Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку.
Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив1. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).
Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.
Просвещение |
Пореформенные годы
Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ 60—70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.
Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызывала к себе огромный интерес во всем мире.
Развитие капиталистических отношений, становление индустриального общества, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа настоятельно требовали повышения общего и специального образования. Между тем, положение народного просвещения было тяжелым. Царизм рассматривал культуру как идеологическую базу монархического строя и поддерживал такое просвещение, науку, искусство и литературу, которые способствовали укреплению данного строя. По подсчетам историков, в середине XIX в. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях — 18 тыс., а в шести университетах — 3,5 тыс. студентов. 80% учащихся средней и высшей школ были дворяне. Передовая общественность России выступала за развитие общего образования, которое должно быть базой профессионального, и ликвидацию сословности школы.
Выдающийся ученый-педагог К.Д. Ушинский (1834—1871) — основоположник народной школы и научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского — идея народности воспитания. Он утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Педагогические идеи воплощены им в учебных пособиях для начальной школы «Детский мир» и «Родное слово».
В период школьных реформ 60-х гг. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникли новые учебные заведения — воскресные школы для взрослых, число которых уже в начале 60-х гг. достигло 316. С конца 80-х гг. их деятельность активизировалась. Заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения огромна. Значительна была роль вольной крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. чел. Но основным звеном начального образования была земская общественная школа. В 1864—1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.
Господствующим типом средней школы утвердились классические гимназии с преподаванием греческого и латинского языков и реальные училища с преимущественным преподаванием естествознания и точных дисциплин.
В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882 г. был открыт женский медицинский институт. С открытием в 1888 г. Томского университета началось развитие высшего образования в Сибири. В начале XX в. открыт университет в Саратове. В связи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и связи увеличилась численность отраслевых вузов. Были открыты политехнические, технологические, сельскохозяйственные высшие учебные заведения. К концу XIX в. в России функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.
Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование добровольно нес народ. В 1880 г. 77,8% бюджета на образование составляли взносы сельских обществ и уездных земств.
В 1893 г. в России действовало 44545 правительственных школ с 2,7 млн. учащихся, 567 средних школ с контингентом 159 тыс. чел., 9 университетов с 14 тыс. студентов. Около 50% общей численности учащихся средней и высшей школ составляли дворяне.
По данным переписи 1897 г., только 21% населения России умело читать. Число грамотных среди женщин было меньше 13%. Крайне низкой была грамотность среди нерусского населения: среди таджиков — 3,9%, казахов.— 2,1%, узбеков — 1,6%, киргизов — 0,7%. Многие народы не имели своей письменности.
В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны.
Подъему культурного уровня населения способствовали различные средства просвещения и образования. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличивала выпуск продукции. В 1894 г. насчитывалось 1315 типографий, издававших 804 периодических издания (из них 112 ежедневных газет), 10651 книгу. К концу XIX в. Россия заняла третье место в мире по количеству наименований издаваемой литературы. Однако насчитывалось всего 2812 книжных магазинов и лавок, главным образом в столицах и крупных городах, деревня была лишена возможности приобретения необходимой литературы. В 1980 г. на человека приходилось всего лишь 0,16 экземпляра книги.
В 80—90-х гг. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851—1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа, учебники, детские книги, календари, собрания сочинений русской классики и т. д., братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834—1912), Ф.Ф. Павленков (1839—1900), П.П. Сойкин (1862—1938).
Значительную роль в общественной жизни играли журналы, ориентированные на образованные слои русского общества: «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» и др. Пользовались популярностью сатирические журналы и листки — «Свисток», «Искра», «Гудок», «Заноза», «Нива» и др.
Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек. В 1861 г. в Москве была открыта публичная библиотека при Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека), фонд которой вначале составил собрания книг, рукописей, произведения искусства графа Н.П. Румянцева (1754— 1826), затем в фонд библиотеки вошли собрания книг Г. Р. Державина, П. Я. Чаадаева, российского предпринимателя и издателя К. Т. Солдатенкова1. В стране возросло число общедоступных общественных и частных библиотек.
В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898 г. был открыт императорский Русский музей.
Развитие науки и техники |
Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. — это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, и Вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», — писал К.А. Тимирязев. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.
В стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей. Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества. В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ.
Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831—1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.
В Киеве возникла алгебраическая школа во главе с Д.А. Граве (1863— 1939).
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д. И. Менделеев (1834—1907). Он доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.
Ученые Н.Н. Зинин (1812—1888) и А.М. Бутлеров (1828—1886) — основоположники органической химии. В середине XIX в. Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин — основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.
Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839—1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.
Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847—1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» — практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847—1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859—1905). 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» — радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.
А.Ф. Можайский (1825—1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета. Н.Е. Жуковский (1848—1921) — автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования машин. Он создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Им была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, определена подъемная сила крыла самолета и разработан метод ее вычисления.
Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857—1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.
Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866—1912), который доказал и измерил давление света.
Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.
Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М. Сеченов (1829—1905) — основоположник естественно-научного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его умение о рефлексах И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли».
Научные интересы И.П. Павлова (1849—1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессе пищеварения и кровообращения. Учеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.
И.И. Мечников (1845—1915) — выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. Он основоположник (совместно с А.О. Ковалевским, 1840—1901) новой научной дисциплины — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии. Его труды в 1905 г. были отмечены Нобелевской премией (вместе с П. Эрлихом).
Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843— 1920). Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растений под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.
В.В. Докучаев (1846—1903) — создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Много сделали в исследовании Севера России, Урала и Кавказа основатель русской геологической научной школы А.П. Карпинский (1846/47—1936) и А.А. Иностранцев.
Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839—1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского). П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827— 1914) — руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве (с В. И. Ломанским) труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».
Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) — русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.
Развитие гуманитарных наук |
Общественно-политическая жизнь, рост национального самосознания, усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. В области историко-экономической науки одной из серьезных работ была книга В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России».
В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика. И.И. Срезневский (1812—1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801—1872) — создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» (свыше 200 тыс. слов), который, в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи, собранную автором в разных областях России, а также сборника «Пословицы русского народа» (свыше 30 тыс. пословиц и поговорок).
Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50—70-х гг. над 29-томным изданием «История России с, древнейших времен» работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820—1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.
В.О. Ключевский (1841—1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества.
В работах Н.И. Костомарова (1817—1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».
Литература |
Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам — вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.
На вторую половину XIX в. и первое десятилетие XX в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828—1910), создавшего такие шедевры, как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.
Творчество Толстого в основном посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала — все это делает феномен Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы. Толстой писал:
Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими принципами и переживают их.
Его произведения в полной мере отвечают этому определению. Они воздействуют на умы и чувства людей и способствуют их единению. «50 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и вся, он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература», — так писал М. Горький о значении творчества Л.Н. Толстого.