Лекции.Орг


Поиск:




Темы для докладов и рефератов. 1. Социально-политические трансформации и проблемы защиты прав человека в Российской Федерации в 90-е годы




 

1. Социально-политические трансформации и проблемы защиты прав человека в Российской Федерации в 90-е годы.

2. Региональные модели социальной защиты населения.

3. Российская благотворительность: история и современность.

4. Русская православная церковь в современных подходах к личности нуждающегося.

5. Динамика и развитие отечественной теории социальной работы: национальное своеобразие и зарубежное влияние.

 

 

Основные понятия

 

Благотворительность, государственные программы, клиент, конфессиональная помощь. Министерство социальной защиты права человека, социальная работа, социальное обеспечение социальное развитие, социальное страхование, теория социальной работы, учреждения социального обслуживания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Процесс становления социальной помощи в России — явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков. Однако в этом сложном переплетении практики и познания можно выделить те важнейшие доминанты, которые позволяют в цивилизационном пространстве оформиться социальной помощи в особую сферу бытия человека. Такими доминантами являлись: Власть, Закон, Общество, Церковь, Клиентелла, Понятия, Язык.

В парадигме социальной помощи развитие власти осуществлялось под влиянием двух важнейших процессов реципрокации и редистрибуции. Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я — тебе, а ты — мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному. Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. И в этом отношении в таких социальных акциях, как «десятина», «секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация» на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические принципы общественного бытия. Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.

В парадигме помощи и поддержки можно наблюдать, как закон распределения и перераспределения проходит свои определенные стадии. В родовой общине это было связано с законами отцов и дедов, первоначально эти традиции воспринимает и княжеская власть. Однако после принятия христианства в Древней Руси начинают осуществляться новые подходы к проблемам нуждающихся, которые выстраиваются на основе греческого номоканона, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения различных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 г. в Стоглаве, как мы видели, появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, бельцов, нищих. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений различных групп населения в период массового голода, эпидемий. С XVIII в. окончательно оформляется законодательная практика помощи и поддержки на государственном уровне. В начале XIX в. появляется Устав общественного призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до советского периода. В советский период не было специального законодательства, регулирующего помощь и поддержку в обществе, оно входило в состав различных областей права. В постсоветский период наблюдается тенденция формирования отдельного законодательства в области социальной поддержки, направленного на защиту прав различных групп населения, таких, как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и т. п. С возрождением традиций благотворения государство берет под законодательный контроль данный вид общественной помощи.

Общество — то социальное пространство, где происходило оформление исторических связей помощи и поддержки. Родовая община сформировала принципы и методы поддержки выживания отдельных субъектов в «пандемических» обстоятельствах. Именно там вырабатывались нормы поведения и отношения к людям, которые в силу разных причин не могли участвовать в общественно-трудовой деятельности. Архаический традиционализм в деле помощи и поддержки стал основой средневекового общества. В традициях нищепитательства и рационального использования средств нуждающимся начинает формироваться гражданское общество. Благотворительность как Общественный феномен отражает то качественное состояние общества, когда законы эквивалента работают на иных принципах. Здесь принцип «я — тебе, а ты — мне» реализован частично, только как принцип «я — тебе». Внутренняя мотивация поступка, оказывающего помощь, связана не с идеей справедливого распределения и перераспределения, а с идеей солидарности, с осознанием, что бедность и нищенство — объективные факторы общества. Философия солидарности сформировала в XIX в. не только принципы фасилитарного, альтруистического поведения по отношению к бедным, обездоленным, падшим, но позволила применительно к проблемам нищенства и бедности увидеть дальние и ближние перспективы.

Поэтому не случайно, что зрелость гражданского общества определяет не только развитое законодательство, защищающее права отдельного гражданина, но и наличие благотворительных организаций, чья деятельность направлена на те болезни, которые в силу разных причин не может локализировать государство. Однако в советский период, когда происходит слияние государства и общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает. Государство, исповедуя классовый подход в деле помощи и поддержки, сворачивает многие виды общественной помощи: частную, конфессиональную, сословную, благотворительную. Именно в этот период законодательно оформляется принцип приоритетов, помощь и защита в зависимости от заслуг, выслуги, статуса и т. д. В конце 80-90-х годах происходит расширение парадигмы помощи, появляются тенденции благотворительности, но в отличие от тенденций XIX в. она выступает как один из путей негосударственной деятельности в социальной сфере, а не как потребность гражданского общества. Тем не менее возвращение к видам деятельности, не связанных с государственными институтами, позволяет говорить о формировании самостоятельных общественных тенденций в конце XX в.

Институт церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из жизненных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются больницы и странноприимницы. Оформление ктиторской системы поддержки и перерастание ее в вотчинную приводит к тому, что церковно-монастырская система защиты начинает распространяться не только на людей церкви, но и на свободных землепашцев, бобылей, бельцов. Это не могло не войти в противоречие с государством, поэтому на определенном этапе оно стремится ограничить влияние церковных институтов, а затем, как это мы видели в период петровских реформ, использовать их для своих нужд. Секуляризация церковных земель не могла не пройти бесследно и для системы призрения нуждающихся. Власть вынуждена заново тратить средства, чтобы организовать институты призрения, восстанавливая то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, внутрицерковная жизнь имела жесткие противоречия, однако традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Такая же участь постигла систему государственного призрения в советский период, а в постсоветский период система социального обеспечения заменяется системой социальной защиты. Все же церковно-монастырская система помощи в конце XIX в. и сегодня, в конце XX в. возвращается к своим исконным традициям в деле милосердия, когда призрение оказывается не только через монастыри, но и через приходы, где предоставляется комплекс услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, приют.

Изменение форм защиты неотъемлемо от изменения паттернов клиентов: они касались то стариков, то вдов, то сирот, то инвалидов. Постепенно к различным формам патологии вырабатывались оперативные и превентивные меры. Можно отметить одну устойчивую тенденцию — в культурно-исторической перспективе клиентелла не уменьшается, с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдовы; инфатицид считается преступлением и т. п. Возможно, гуманизация общества связана с выявлением на том или ином историческом отрезке определенного типа нуждающегося в помощи и поддержке.

Парадигма помощи и взаимопомощи складывалась не только как совокупность видов общественной практики, но и как система определенных смыслов и понятий. Анализ научной мысли в области социальной работы в России позволяет сделать вывод о том, что исторически теория познания сложилась в результате четырех понятийных взрывов в XI, XVII, XIX, XX вв. Концепции милосердия, призрения, социальной помощи, социального обеспечения подготовили основу для теории социальной работы. Каждая концепция была следствием ориентации общества на восточную и западную цивилизацию. Но преломление ее на отечественную почву позволяло находить свои ориентиры для построения теоретических конструкций. Несмотря на то, что проблемы инфатицида, нищенства, прав человека и т. п. носят характер планетарный, российская действительность вносит в них свои понятийные и смысловые коррективы.

Проблема теории социальной работы неотъемлема от проблем ее общественной практики и мирового опыта познания. Практика общественной помощи была лабораторией гражданской культуры, заставляющей не только находить новые модели поддержки, но и осмысливать тенденции и противоречия общественной жизни. Дихотомия понятийного поля — христианского и языческого, между христианскими традициями и рациональными началами общественного призрения, противоречия между государственным характером призрения и частными формами благотворительности, между общественным призрением и социальными формами страхования и обеспечения, между социальной педагогикой и социальной работой как феноменами понятийного пространства — вот те основные дихотомические пары, позволившие осмыслять процесс помощи и взаимопомощи на отечественной почве. На пересечении этих координат формировалось предметное поле теории познания современной социальной работы.

Для отечественной практики социальной работы характерно определение не только границ познания, объекта, принципов, закономерностей, но и самого научного знания, обозначение области научного познания в традиции отечественной науки о помощи. В конце XIX в. различные ученые предлагали назвать ее и христианской политэкономией, и социальной медициной, и социальной благотворительностью. Находясь в традициях отечественной школы, российские ученые предлагают теорию познания социальной работы определить как эдологию, науку о помощи человеку в различных жизненных ситуациях.


Вопросы к итоговому контролю

 

 

1. История социальной работы в России как раздел российской истории.

2. Проблемы периодизации истории социальной работы в России.

3. Предметно-понятийные интерпретации отечественной социальной помощи в контексте ее генезиса.

4. Отечественная и западная парадигмы помощи: сущность и различие.

5. Архаическая идеологема поддержки и защиты.

6. Групповые нормы помощи в отношении стариков, вдов, детей и процесс инфатицида.

7. Исторические паттерны помогающего субъекта и динамика развития.

8. Родовые модели взаимопомощи и взаимоподдержки.

9. Парадигма помощи и поддержкив X-XIII вв.

10. Историческое значение княжеского нищелюбия.

11. Институт церкви как носитель новой государственной идеологии и философии помощи.

12. Зарождение идей помощи поддержки и защиты в древнейший период.

13. Социально-философское осмысление милосердия в работах древнерусских книжников.

14. Тема милосердия и праведного суда в светской литературе.

15. Определения Владимирского собора 1274 года как первое практическое руководство христианского социального служения.

16. Историческое значение идей древнерусских книжников для становления отечественной теории социальной работы.

17. Парадигма помощи и поддержки в период XIV — первой половины XVII вв.

18. Монастырская система помощи и основные этапы развития монастырей.

19. Государство как субъект помощи и поддержки.

20. Государственные законодательные мероприятия против профессионального нищенства, голода, эпидемий.

21. Исторические тенденции светской благотворительности.

22. Изменения в подходах к милосердию и милостыни в XIV-XVIII вв.

23. Тенденции «теории милосердия» в работах И. Волоцкого, Ермолая-Еразма, М. Грека.

24. Законодательство и традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви.

25. Историческое значение подходов Епифания Славинецкого и составителей «Указа» для оформления «теории общественного призрения».

26. Развитие системы государственного призрения со второй половины XVIII в. — по вторую половину XIX в.

27. Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающихся.

28. Приказы общественного призрения и новое административное уложение о губерниях.

29. Историческое значение приказов для становления отечественной модели помощи и защиты.

30. Частная и общественная благотворительность в конце XVIII в.

31. Проекты реформ общественного призрения Ф. Салтыкова и А. Курбатова.

32. Законодательная деятельность Петра I, Екатерины II и государственные подходы к проблемам нуждающихся.

33. Проблемы общественного призрения в социально-философском осмыслении в пореформенный период.

34. Историческое значение теории и практики общественного призрения пореформенного периода российской истории.

35. Отмена крепостного права и реорганизация общественного призрения в России.

36. Земские и городские учреждения общественного призрения.

37. Приходская деятельность Русской православной церкви в селениях и городах в 80-90-е годы.

38. Учреждения, «управляемые на особых основаниях», историческая практика поддержки нуждающихся, динамика развития и формы защиты.

39. Министерство государственного призрения как государственный институт помощи и защиты.

40. Становление научной парадигмы общественного призрения на рубеже XIX-XX вв.

41. Основные теоретические проблемы общественного призрения на рубеже веков.

42. Теория и практика «трудовой помощи».

43. Формирование нового геополитического пространства в России и изменение системы помощи и поддержки.

44. Политика упразднения институтов помощи и административные, законодательные и воспитательные мероприятияполокализации социальных болезней.

45. Создание системы социального страхования и пенсионного обеспечения в СССР.

46. Оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.

47. Структурный кризис 90-х годов и мероприятия правительства по социальной защите населения.

48. Министерство социальной защиты как государственный институт поддержки населения.

49. Территориальные институты социальной работы.

50. Современная отечественная благотворительность и благотворители.

51. Конфессиональные модели помощи и поддержки нуждающихся.

52. Социальная работа — новый этап развития теории социальной помощи нуждающимся.

53. Исторические основания отечественной теории социальной работы, тенденции и направления развития.

54. Социальная работа — новая общественная профессия.


Литература

К Введению

 

Основная

 

Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк.М., 1993.

Бадя Л. В., Демина Л. И., ЕгошинаВ. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

Сорвина А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях// Проблемы социальной работы в России. М., 1995.

Стог А. О общественном призрении. СПб, 1818.

Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

 

Дополнительная

 

Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки// Вопросы истории,1991.

Жуков Е. М. Очерки методологии истории. М., 1987.

Иванов Г. М., Коршунов А. М„ Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

 

К главе 1

 

Основная

Афанасьев Г. Е. Заметки о русской религии// Православие и культура. Берлин,1923.

Балушок В. Г. Инициации древнерусских дружинников// Этнографическое обозрение. 1995. № 1.

Бернштам Т. А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX — начало XX века)// Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.

Боровский Я. Е. Мифологический мир древних славян. Киев, 1982.

Белецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.,1978.

Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1913.

Элиаде М. Космос и история.М 1987.

 

Дополнительная

 

Котляр Н. Ф„ Смолий В.А. История в жизнеописаниях. Киев, 1990. Деркач В. П. К вопросу о «двоеверии» в Древней Руси// Восточная

Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. М.,1995.

 

К главе 2

Основная

 

Бензин В. М. Церковно-приходская благотворительность на Руси// Трудовая помощь. СПб., 1906. Май-декабрь.

Златоструй. Древняя Русь X-XIII в. М.,1990.

Изборник 1076 г. М., 1965.

Горемыкина В. И. Классовый и политический характер «нищелюбия» древнерусских князей// Вопросы истории. Минск, 1975. Вып. № 2.

Деркач В. П. К вопросу о «двоеверии» в Древней Руси// Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. М.,1995.

ЗамалеевА. Ф„ Зои В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987.

КлибановА. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

Фроянов И. Я. Древняя Русь. М.-СПб., 1995.

 

Дополнительная

 

Бибанов Т. П., Бронский М. В., Гречин В. П. Предпринимательство и благотворительность в России: история и современность. Н.-Новгород, 1994.

Щапов Я. Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию// Россия в XX веке. Историки Мира спорят. М., 1994.

 

К главе 3

 

Основная

 

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. Т. 1. М., 1952.

Акты исторические, собранные и изданные археологическою комиссией. Т. 1-3. СПб., 1841.

Данилова Л. В. Сельская община в средневековой Руси. М.;, 1994.

Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1987.

Клибанов А. И. Духовная культура средневековойРуси. Приложения.М„ 1994.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

Прыжов И. Г. Нищие на Святой Руси. М., 1862.

Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI в. // Сост. Д. С. Лихачев, Л. А. Дмитриев. М., 1978; М., 1986.

Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в.// Сост. Д. С. Лихачев, Л. А. Дмитриев. М., 1978; М., 1985.

 

Дополнительная

 

Будоениц И. У. Монастыри на Руси и борьба крестьянства в XIV-XVI вв. М.,1966.

Благотворительные учреждения Российской Империи. Т. 1.СПб., 1900.

 

К главе 4

 

Основная

 

Архангельский В. М. Филантропические начинания русского правительства XVIII века. Смоленск, 1910.

Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. М., —Л.,.1945.

Егошина В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1994.

Зубанова С. Г. Православная церковь в России в XIX веке: социальный и духовно-культурный аспекты. М., 1995.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897.

Пестель П. И. «Русская Правда»// Восстание декабристов. Т. VII. М., - Л, 1958.

Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М., 1951.

 

Дополнительная

 

ПапковА. Упадок православного прихода в XVIII и XIX в.: Историческая справка. М., 1899.

Попков А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902.

Рункевич С. Приходская благотворительность в С.-Петербурге: Исторические очерки. СПб., 1900.

 

К главе 5

 

Основная

 

Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993.

Бибанов Т. П., Бронский М. В., Гречин В. П. Предпринимательство и благотворительность в России; история и современность. Н.-Новгород, 1994.

БохановА. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.,1989.

Власов П. Б. Обитель милосердия. М., 1991.

Всероссийский Союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению // Труды первого съезда русских деятелей по общественному призрению, 8-13 марта 1910 г.

Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1992.

Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения России. СПб., 1874.

Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894.

Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом или наказ на будущее?//Социальная работа. 1991. № 1.

 

Дополнительная

 

Щапов Я. Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию// Россия в XX веке. Историки мира спорят. М.,1994.

Энциклопедический словарь. Т. XIX. СПб. 1896.

 

К главе 6

 

Основная

 

Бабкин В. А. Советская система социального обеспечения. М., 1971. Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

Коржихина Т. П., Сенин А. С. История Российской государственности. М.,1995.

Социальное обеспечение в СССР. М., 1986.

Социальное обеспечение и страхование в СССР. М., 1964.

Фирсов М. В. Антология социальной работы в России. Т. 1-3. М.,1994-

1995.

ХанкинА.Д., Шарапов М. Е. и др. Трудовое устройство, профессиональное обучение и бытовое обслуживание инвалидов // 50 лет советского социального обеспечения. М., 1968.

Холостова Е. И. Генезис социальной работыв России. М., 1995.

 

Дополнительная

 

Винокуров А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк. М.,1919.

Эльцин Б. Октябрьская революция и перспективы социального обеспечения. М.,1921.

 

К главе 7

 

Основная

 

Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.

Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития, МГСУ «Союз». М., 1995.

Коржихина Т. П., Сенин А. С. История Российской государственности. М.,1995.

Лобанова Е. Э. Региональные аспекты решения социальных проблем// Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.

Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. М.,1995.

Митев Ю. К. Социальные проблемы города и структура управления// Территориальные службы города: теория и практика функционирования. М.,1995.

Нечаев В. Я. Благотворительная деятельность предприятий// Деньги и благотворительность М., 1995. № 4.

Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий.СПб., 1994.

Сорвина А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях// Проблемы социальной работы в России. М., 1995.

Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. М., 1995.

 

Дополнительная

Серых Н.А. Территориальная социальная служба Орловской области: ее достоинства и недостатки// Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.

Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом или наказ на будущее?// Социальная работа. 1991.,№ 1.


Краткий историко-понятийный словарь социальной работы [1]

АГАПЕ — (греч.) — любовь к ближнему. В отличие от эроса, страстной любви, А. имела значение деятельной, одаряющей любви; специальный термин, в I в. н.э. обозначает вечернюю трапезу у ранних христиан, во II в. А. — самостоятельный культовый обряд; А. важное понятие в философии Плотина.

АЛЬТРУИЗМ — (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму; данное понятие вводится Контом.

АРХИАТЕР — начальник аптекарского приказа. Приказ состоял из несколько придворных медиков, начальствующий над ними и назывался архиатером. Звание просуществовало до 12 сентября 1763 года, когда была учреждена медицинская коллегия.

БАЛИЧ — обаятель; врач; отравитель; баловати врачевать, лечить.

БАНЯ — русск. церковнослав., с XI в., («баня пакибытия» — святое крещение, где омываются первородные грехи); др. русск — «мовь», от «мыть», впоследствии употребляется как «мовьница».

БЛАГОТВОРЕНИЕ — благодеяние, доброделание.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — впервые встречается у Н. Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В XX веке до 90-х годов данное понятия интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

БОБЫЛЬ — по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее неимущий. Бобыли принадлежали к крестьянству, которые не имели пашни. Основное занятие — промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.

БОГАДЕЛЬНИ — образовано от словосочетания «Бога деля», в XIX в. социальные учреждение приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения. В Б. за определенную плату принимались инвалиды, нижние чины сухопутных и морских войск, сыновья нижних почтовых чиновников, не имеющих средств к существованию, солдатки, вдовы, неизлечимо больные, умалишенные, престарелые, калеки.

БОЖЕДОМЬЕ — усыпальница, место погребения неизвестных лиц, погребаемых за счет общества.

БОЖНИЦА — храм, церковь; странноприимница, странноприимный дом. В летописи говорится, что в 1147 г. был убит князь Игорь Ольгович, «повелел Лазарь взяти Игоря и понестии и в церквовь св. Михаила, в новгородскую божницу, и ту положивши и во гробъ».

БОЖЬИ ДОМА (см. СКУДЕЛЬНИЦЫ)

БОЛЬНИЦА — место в монастыре, особенно отдаленное для призрения и врачевания скорбных, не только тут живущих, но и странников; больная женщина.

БРАТСКИЙ ДВОР — слободской двор, построенный или нанятый на общественные слободские деньги для собраний по делам общины. Такие дворы находились в каждой слободе и управлялись своими выборными людьми.

БРАТЧИНА — древнейший обрядовый обычай славян. «Братья» — люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Б. — так назывались совместные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У южных славян Б. выражалась в призрении больных и бедных, погребении усопших.

БРАШНО — яства (выносят вместе с вином кн. Олегу из Царьграда в 907 г.); б. — снедь, съестные припасы (согласно договору 945 г., б. выдают отправляемым из Царьграда); б. — мучное кушанье, борошно — ржаная мука; возможно, именно эти съестные припасы развозили по улицам русские князья для раздачи убогим, «больным по затворам» (упоминается в летописях о деяниях кн. Владимира, кн. Андрея Георгиевича, внука Владимира Мономаха, и др.)

ВДОВА, ВДОВИЦА — женщина, лишившаяся мужа; состояние, оцениваемое в народной традиции как социально ущербное. Согласно законам Моисея, вдовы имели те же льготы, что и бедные и неимущие, они предоставлялись попечению родственников, обществу, имели долю в жертвах и десятине, им отдавались снопы, забытые в поле, остатки маслин на деревьях и виноград. В период раннего христианства В. содержались на общественный счет, получая ежедневное пособие.

В Древней Руси (возможно, впервые) официально «институт вдов» на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I (Устав 996 г.). Именно тогда вдовы попадают под защиту церкви с рядом других категорий нуждающихся.

В народных традициях у южных и восточных славян В. не могли участвовать в целом ряде культовых ритуалов, с ними связывают как злое, так и доброе начало. Так, во время мора скота В. совместно с невинными девушками и беременными опахивают село, либо для предохранения от чумы девять В. изготавливают обыденную рубашку.

ВЕНЕЧНЫЕ ПАМЯТИ (ПОШЛИНЫ) — денежный сбор со вступающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче установил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы и вдовца — по три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667 году Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый брак — шесть алтын, с прочих «брачных» — по десяти алтын.

ВЕРВЬ — волость, округ, община, мир; мера земли в Древней Руси.

ВЗАИМОПОМОЩЬ — взаимовыручка, в более узком экономическом смысле форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

ВРАЧ — гадатель, первоначально знахарь, колдун, лечивший чарами, заговорами и наговорами.

ГОБИНО — урожай. В 1071 году волхвы говорили, что виновны в наступившем голоде старые женщины, которые держали «обилие», но если истребить их, как они утверждали, появится урожай, «будет гобино».

ГОСТИНИЦА — постоялый двор.

ГОШПИТАЛЬ — дома призрения для больных, увечных, престарелых обоего пола.

Выступали в качестве пенитенциарных учреждений для следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к следованию в Сибирь; женщин с грудными младенцами, высланных на поселение до истечения срока кормления; увечных из арестантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; нищих из разночинцев, по состоянию здоровья не имеющих возможности к самообеспечению.

ДЕСЯТИНА — десятая часть чего -либо, выделяемая русскими князьями часть доходов от сбора различных налогов на нужды церкви.

ДЕТСКИЕ ДОМА — воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Организовываются в 20-х гг. XX столетия в связи с ликвидацией детской беспризорности. Реорганизованы в 50-60-х гг. в школы-интернаты.

ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ — благотворительные (негосударственные) учреждения различных ведомств. Предназначены для призрения и воспитания сирот и бездомных детей (напр. Ведомство учреждений Императрицы Марии, Общество посещения бедных и т. д.).

Воспитание и призрение детей в Д.п. осуществлялось на средства частной благотворительности. Как правило, дети получали начальное сельское образование. В зависимости от финансирования в этих заведениях могли открываться ремесленные классы. Д.п. были распространены не только в городах, но и деревнях, к 1917 году их насчитывалось 538, где одновременно призревалось около 30 тыс. детей.

ДОМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ — (то же, что и дома (гошпита-ли) для «зазорных младенцев» в XVIII в., дома ребенка в XX в.). С начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачивалось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспитывать до 18 лет с последующей припиской их к мещанским, цеховым, сельским казенным обществам.

ДОМА ДЛЯ ЗАЗОРНЫХ МЛАДЕНЦЕВ — (то же, что и воспитательные дома в XIX-XX вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополитом Иовом под г. Новгородом основан первый приют для «зазорных» (оставшихся без попечения) детей. Согласно Указу 31 января 1712 г., Петр I официально узаконил дома для зазорных младенцев, а 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфатицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной казни. Позднее в Д.м. позволялось принимать малолетних арестантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по достижению совершеннолетия.

ДОМА ДЛЯ НЕИЗЛЕЧИМЫХ — в XIX в. учреждения общественного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых больных.

ДОМА РЕБЕНКА — учреждения в РФ для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, а также детей с дефектами психического и физического развития.

ДОМА СИРОТСКИЕ — в XIX в. государственные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для воспитания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цеховых, посадских, разночинцев, свободного состояния. Сироты-мальчики по достижению 12 лет устраивались в местные гимназии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства, виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к купцам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и частные типографии. Сироты-девочки — в девичьи воспитательные заведения, частные пансионаты, к благотворителям, к мастерам. Сироты-мальчики по усмотрению приказов общественного призрения после окончания гимназии могли продолжать обучение в университетах (согласно Указу от 30 декабря 1852 г.).

ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ — благотворительные заведения, осуществляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставления им работы и приюта. Основателем первого Д.т. в России был о. Иоанн Кронштадский, в 1881 г. открывший такое заведение.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ — устав Российской православной церкви, по которому Правительствующий Синод в XVIII в. поступал в распоряжение Сената, а служители церкви приравнивались к чиновникам.

ДЬЯКОН — служитель, прислуживающий пресвитерам и епископам. К обязанностям дьяконов относилось: хранение сосудов, наблюдение за чистотой престола, церковное письмоводство.

ЕПИСКОП — главный надзиратель за паствой в епархии, управляющий нижними священными чинами.

ЖИТНЫЕ ДВОРЫ — учреждения на Руси, учрежденные в период правления Ивана IV. Они находились в городах и предназначались для запаса хлеба в период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало натри года, с учетом того, чтобы в год продавать одну треть, а на место проданного вновь столько же закупать в деревнях. При Борисе Годунове хлеб заготавливают из расчета четырех лет. Преобразованы в дальнейшем в Житный приказ, а позднее в соединении со Стрелецким приказом реорганизованы в провиантскую канцелярию.

ЗАДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК — раб, осовобожденый господином для спасения своей души. В церковных Уставах кн. Владимира и Всеволода причисляется к церковным людям наряду с пономарем, вдовицей, каликой и другими.

ЗАЗОРНЫЕ МЛАДЕНЦЫ (НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ) — понятие в XVIII в., применяемое к родившимся детям, чьи родители не состояли в законном браке.

ЗАТВОР — темница, тюрьма; иногда так называлась пещера, где в уединении жили монахи-отшельники «с целью христианскго богомыслия».

ИГУМЕН — настоятель мужского монастыря, сан ниже архимандрита.

ИЗГОЙ — субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с крестьянской, родовой, семейной общностью. «Гоить» — принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следовать ее нормам и ценностным стереотипам. В Уставе о церковных судах XII в. к И. относились: попов сын, грамоте не обученный, холоп, разорившийся купец, «аще князь осиротеет».

ИНВАЛИДНЫЕ ДОМА — в XIX в. учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для увечных воинов.

КАЛИКА — название происходит от названия греческой обуви — «калиги», которая надевалась паломниками, отправляющимися по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий милостыню обычно во время церковных праздников. В целях взаимной безопасности они объединялись в артели, выбирали себе атаманов, которые смотрели за нравами.

КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ — странники, побывавшие в святых местах; бродячие нищие, живущие подаянием «Христовым именем».

КЛИРОШАНИН— духовенство, «певчий».

КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ — употребляется для обозначения Святого писания, под книгами в XI в. понимались священные тексты, подобно тому как переводится «библия» — книги.

КРЕСТОВЫЕ ПОПЫ — безместные священники, которые нанимались «править кресты», т. е. совершать в домах церковные службы.

КТИТОР — создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.

МИЛОСЕРДИЕ — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. Дела милостей телесных: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела: обратить грешника от заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды. ВXI в. милостыня милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние; милость милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь; милование сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение; миловати поддерживать, помогать. В XII в. милостыня благотворение, добрые дела; милость милостыня, подаяние; плата, жалованье.; милование готовность помочь, оказание милости; миление сострадание. В XIII в. милость прощение, снисхождение; милование благосклонность, любовь.

МИРСКОЕ ПРИЗРЕНИЕ — территориальная система помощи в XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные виды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных; попечение умалишенных.

НИЩЕЛЮБИЕ — добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» — основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив».

НИЩЕПИТАТЕЛЬСТВО — кормление нищих; в XVI в. одна из открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст. 10, 73) применительно к людям церкви.

НИЩИЕ — определенное сословие, не имеющие собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющие сбором подаяний; в народных поверьях нищий — посредник между реальным и потусторонним миром, непременный участник всех похорон и поминок, а также связанных с ними обрядов. К XVII в. оформляются определенные «разряды» нищих: богадельные, кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки. В XVIII в. институт нищенства объявляется вне закона (Указ от 21 января 1712 года). Трудоспособных нищих определяют насильно в работные и прядильные дома. Тем не менее это явление продолжает существовать и в XIX и в XX в., как в его начале, так и в 90-х годах, приобретая формы профессиональной деятельности (см.ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НИЩЕНСТВО).

НОМОКАНОН (НОМОКАНУН) — собрание законов или правил церковных и царских. Составитель законов — Иоанн Схоластик, патриарх Константинопольский (545 г.). Положения и правила номоканона использованы русскими князьями для составления свода древнерусских законов.

ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ, ВСПОМОЖЕНИЯ — частная организованная благотворительная помощь; определенная форма сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе обществ — касса взаимопомощи, капитал, который образуется посредством ежегодных частных взносов. Касса используется для нужд лиц, не имеющих средств к существованию. Первые кассы учреждены в Саратове на содержание вдов и сирот пасторов протестантских колоний (1806 г.), в Дерпте (1813 г.), в С.-Петербурге в 1822 г. — для вдов и сирот биржевых маклеров.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ — организованная система помощи в XIX в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения представлена Министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями Императрицы Марии, Императорским Человеколюбивым Обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами (историческая парадигма помощи — модель защиты и поддержки нуждающихся).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ — государственная форма поддержки нуждающихся в XIX в. предоставление заработка крестьянам в период массового голода и неурожаев. Основные виды общественных работ: работы по водоснабжению, устройству плотин, водохранилищ, каналов; работы по укреплению почвы; дорожные работы; лесорубные и распилочные работы; строительные работы, работы по заготовке материалов.

ОБЫДЕННАЯ ЦЕРКОВЬ — строилась по обету за один день для избавления города или «земли» от какого-то общественного бедствия. Одним из примеров может служить Десятинная церковь в Василеве, построенная князем Владимиром в 996 году. Мор и моровые поветрия были главными причинами построения обыденных церквей.

ПАНСИОНЕРЫ ПРИКАЗОВ — стипендиаты приказов общественного призрения, обучающиеся за казенный счет в гимназиях и университетах. По окончании учебных заведений пансионеры обязаны служить по гражданскому ведомству не менее восьми лет, получая оклады согласно занимаемым должностям.

ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ — появляются в период правления ' Федора Иоанновича, который запретил в 1597 г. переход крестьян от одного помещика к другому.

ПЕЧАЛОВАТЬСЯ — предаваться печали, заботиться о ком-либо. В Русской Правде печаловаться означало еще и быть опекуном; печальник — тот, который имеет о других попечение.

ПИТАНИЕ — образ жизни, уклад, обычай.

ПОГОСТ первоначально место «гощения», стан для князей, княжих мужей для сбора дани и суда; исторически сложившееся место строительства церквей, в дальнейшем церковный двор получил название погост, позднее — кладбище при церкви.

ПОДЬЯЧИЕ — чиновники. Подьячие делились на три класса: молодые, средние, старые. Из старых «искусные» выбирались в дьяки.

ПОЛЕ — судебный поединок тяжущихся сторон. В народных представлениях правда за сильным, победившим. На поединок могли вызывать любого свободного человека, при этом ни сан, ни знатность, ни богатство не освобождали от вызова. Если обвиняемый или обвинитель были старик, юноша, больной, увечный, монах, поп, женщина, то они могли нанимать себе «поединщика» и присутствовать при «суде Божьем». В этом случае на поединке обязательно присутствовали окольничий, дьяк, подьячий и стряпчие. Поединщики платили особые пошлины, полевые. В Москве было несколько полей для поединков — в Белом городе, у церкви Параскевы Пятницы, в Охотном ряду, у церкви Святого Георгия на Всполье, у Троицы, за городской стеной на берегу речки Ниглинной и в других местах. Судебные поединки были уничтожены в 1556 г.

ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ — сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

ПОМОЧИ — совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка чего-либо (хлеба, проса, и др. культур); «толоки», «зажоны», покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или коней для обработки земли); помочное — судебная пошлина; пособие невинно оклеветанному; помощник — в христианском мировоззрении «существо», подобное Адаму, которое должно «вспомоществовать», помогать в воспитании детей и во всех нуждах.

ПОМОЩЬ НА ДОМУ — особый вид лечебно-профилактической помощи в СССР. Медицинская помощь оказывается на дому всем больным, не могущим по состоянию здоровья явиться в поликлинику.

ПРАВДА — употреблялось в значении слова «закон»; старинный обычай.

ПРАКТИКА ЦЕРКВИ — совокупность учений, уставов, обычаев и обрядов для определенного исторического времени.

ПРЕЛЮБОДЕЙЧИШ — незаконнорожденный ребенок.

ПРИВЕНЧИВАТЬ — заимствованный от греков обычай в Древней Руси официально узаконивать детей, рожденных до брака. Во время венчания детей обводили вместе с отцом и матерью вокруг налоя, тем самым они официально признавались общностью. Древнейший пример встречается в Киевской летописи 1187 г.

ПРИЗРЕНИЕ — понятие, которое появляется в XVII в. и имеет следующие смысловые значения: видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство. В активной профессиональной лексике XIX столетия употребляется в виде словосочетания«общественное призрение».

ПРИЗРЕТИ, ПРИЗРЮ — посмотреть, взглянуть; оказать внимание, оказать милость, приласкать. Даниил Заточник:

«Аще кто человека въ печали призритъ, как студеною водою напоитъ во знойный день».

ПРИЙМАЧЕСТВО — древнейший гражданский обычай у восточных и южных славян (просуществовал до XIX в.). Выражался в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. К ним относились дети, оставшиеся в силу разных причин без попечения родителей («годованцы», «выхованцы»), старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых нет земли.

ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ — территориально-административный орган управления учреждениями Государственной помощи. П.о.п. образованы 7 ноября 1775 г. Екатериной II. В их состав входили: народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных и сумасшедших, работные дома, смирительные дома. Капиталы П.о.п на 1857 г. составляли 133 056 662 рубля 37 копеек. Основные категории нуждающихся: убогие, не имеющие возможность по своим физическим или психическим данным получить работу и пропитание; дети, которые призреваются и воспитываются в данных учреждениях.

ПРИХОД — земская и церковная единица общественного управления; церковная община, принадлежащая к одной церкви.

ПРИХОДСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — система территориальной поддержки нуждающихся на основе конфессионального и гражданского благоустройства. Основные формы поддержки нуждающихся: милостыня, беспроцентное кредитование, материальная помощь, просветительская деятельность. П.б. в XIX в. осуществлялась на средства от кружечных сборов, пожертвований, членских взносов, подушного сбора, процентов с капитала и т. п. Приходское благоустройство включало в себя следующие мероприятия: строительство храма, приходской школы и других объектов конфессионального и жизненного обеспечения.

ПРОСКУРНИЦА — просвирня (пекущая просвиры). Старица, вдова или девица, обязанная печь просфоры. П. — определение этих особых лиц начинается со Стоглавого Собора, 1551г., к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НИЩИЕ — профессиональный нищий есть субъект, по своему состояния здоровья способный трудиться, но в виде промысла занимается прошением подаяния в той или иной форме. Основные типы П.н. в XIX в. — христорадники: богомолы, могильщики, горбачи, иерусалимцы, железнодорожники, севастопольцы, барабанщики, безродные, складчики, погорельцы, переселенцы; охотники: сочинители, протекционисты; нищие-калеки; нищие-дети; церковные сборщики. Как социальное явление П.н. существуют в России с 20-х гг. XX в. Новый виток П.н. наблюдается в России в начале 90-х годов, чему во многом способствовало решение Верховного Совета РФ (ноябрь 1991 г.) об отмене уголовной ответственности за бродяжничество. Основные типы П.н. в 90-е гг.: нищие-дети; нищие-инвалиды; жертвы: репрессий, администрации, психиатрических больниц, вымогательств; семейные пары: имеющие ребенка-инвалида, собирающие средства на дорогую операцию для ребенка, беженцы, просящие деньги на билет до дома, на обустройство на новом месте; женщины: «матери-одиночки», не имеющие работы, просящие на что-либо.

ПРОЩЕННИК — церковные люди, получившие исцеление от святых мощей или от иконы. По свидетельству иностранца Мажерота, в XVII в. лица, соборованные, но не умершие, носили до конца жизни монашеское платье, а их жены имели право выходить замуж за другого человека. Возможно, такие люди выбывали из своего сословия, а потому находились под патронажем церкви.

ПРЯДИЛЬНЫЕ ДОМА (ШПИНГАУЗЫ) — spinnhaus, прядильный дом — место, где в принудительном порядке женщинам, профессиональным нищим, предоставляли работу.

РАБОТНЫЕ ДОМА — учреждения общественного призрения, где в принудительном порядке осуществлялось трудовое воспитание профессиональных нищих.

РЕДИСТРИБУЦИЯ — передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды.

РЕЦИПРОКАЦИЯ — взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

СВЕЩНИКИ — молодые люди, носившие восковые свечи жениха и невесты. Свеча жениха весила «пуд с четвертью», невесты — «пуд без четверти». С. во время обручения на дому стояли против новобрачных, по окончании обряда ставили свечи в спальни новобрачных, в «головах постели», где они горели всю ночь.

СИРОТСКИЕ ДОМА (см. ДОМА СИРОТСКИЕ)

СКЛАДЧИНА (см. БРАТЧИНА)

СКУДЕЛЬНИЦЫ — первоначально могилы массового захоронения (приблизительно XI-XV вв.), куда во время эпидемий свозили покойников; на основе летописных сводов с. определяются как дома для убогих; с. — часовня, при общих местах погребения (возможно, одним и тем же словом обозначали разные институты); с. — глиняный кувшин; скудельничное село — земля, которая принадлежала горшечникам. Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 27,7), такое село было куплено иудеями для кладбища, для погребения странников на деньги, за которые Иуда продал Христа.

СКУДСТВОВАТЬ — нищенствовать, быть убогим.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — стратегия государственной политики в переходный период в 90-е гг. в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА — предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С.п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потери кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».

ССУДНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ КАПИТАЛЫ — в XIX в. финансовая помощь некредитоспособным налогоплательщикам с целью предупреждения разорения их производства или хозяйства.

СТАРОСТА ПРИХОДСКОЙ — выборная должность в приходе. С.п. с введения «мирского совета» ведал хозяйственной деятельностью, приобретал земельные угодья, собирал долги, помогал из церковной казны неимущим хлебом, деньгами и т.д.

СТОЛОВЫЕ — учреждения частной благотворительности, предназначенные для раздачи малоимущим бесплатных обедов. Первая народная кухня открыта 21 февраля 1872 г. в Москве на Хитровом рынке Обществом поощрения трудолюбия. В 1876 г. на Международной выставке в Брюсселе модель Московской народной столовой удостоена похвального отзыва и бронзовой медали.

СТРАННОПРИИМНИЦА — покой или дом, где принимаются странники.

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть.

УБОГИЕ (см. ЮРОДИВЫЕ)

УБОГИЙ ДОМ — место, где погребали умерших насильственной смертью.

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения РФ в 90-е годы. Основные У.с.о.: центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин, геронтологические центры, центры экстренной психологической помощи по телефону.

ФИЛАНТРОПИЯ — (греч. любовь к людям). В V до н.э. божественная благосклонность, с IV в. н.э. — благожелательное отношение к человеку, в новое время — индивидуальная благотворительность.

ЧЕРНЕЦ, ЧЕРНИЦА — монах, монахиня.

ЧЕРНИЩЕ — ребенок от чернеца, рожденный вне брака.

ЭМИРЕТАЛЬНЫЕ КАССЫ — в XIX в. земские пенсионные фонды для государственных служащих. Согласно постановлению от 5 апреля 1883 г., земские Э.к. учреждаются по ходатайству губернских земских собраний. Фонд Э.к. образовывался из вычетов из содержания служащих, наград и пособий, из ежегодных ассигнований. Пенсии выдавались по достижению определенного возраста как самому служащему, так и его родственникам в случае его смерти. Пенсионное обеспечение назначалось в случае увечья и тяжкой болезни. Пенсию могли наследовать дети до поступления на службу или до совершеннолетия.

ЮРОДИВЫЙ — (др. славянское — уродивый или урод) — урод, калека, симулирующий помешательство. Для Ю. характерно три типа поведения: «похаб» (непристойный), «блаженный» (тихий, святой), «буй» (буйный).

ЯЗЫК — оговорщик. В период правления Алексея Михайловича они ходили по рынкам и площадам в маске с прорезями для глаз, выведывая об измене. По их приговору, «Слово и дело!», на кого они указывали, отправляли в тюрьму и подвергали без суда жестоким пыткам.


Синхроническая таблица становления социальной помощи в цивилизационном пространстве мира [2]

 

 

Наша эра   Западная Европа   Восток  
V в.   438 г. Кодекс Феодосия запрещает нищенствовать.   440 г. В Индии создаются «больницы», убежища для бедных, бездомных, калек.  
VI в.   529 г. Кодекс Юстиниана запрещает нищенствовать здоровым людям. Франция 542 г. В Лионе открыт первый приют для бездомных.   Распространение «больниц» в Китае и Среднем Востоке.  
VIII в.   Франция 779 г. Карл Великий издает указы о помощи дворянства бедным епископам и аббатам. Италия 787 г. В Милане открыт первый приют для найденных детей.      
Период Западная Европа   Древняя Русь  
Хв.     996 г. Устав кн. Владимира о попечении нуждающихся духовенством.  
XI в.   Англия 1084 г. В Кентербери открыт Дом милостыни для бедных.   1016 г. Начало составления Русской Правды. 1051 г. Основан Киево-Печерский монастырь. 1091 г. Ефрем Переяславский построил больницу.  
XII в.   Возникновение богоугодных и благотворительных заведений в связи с образованием каноникатов. Появление специализации у монашеских орденов: тринитарии — освобождение пленных, v сепулькринки — найденыши и больные дети. Появление религиозных братств, не порывающих с миром. Бегарды и бегинки: помощь вдовам, сиротам, больным, умирающим. Италия В Милане— 11 больниц. Франция В Париже открыта Лазаревская больница. Основание «Ордена госпиталитов Святого духа». В Лондоне открыта Варфоломеевская больница.   Оформление ктиторской монастырской формы поддержки нуждающихся. Зарождение княжеских традиций попечения.  
XIII в.   Открытие в городах богатыми гражданами полумонашеских приютов для бедных девушек и. вдов. Организация религиозных братств из мирян средних и низших классов: взаимопомощь посещение больных, общая касса. К 1291 г. «Орден госпиталитов» насчитывает около 100 госпиталей: 60—в Италии, 25—во Франции, 5 — в Испании, 7 — в Германии. Германия 1256 г. Рейнский союз городов учреждает налог в пользу бедных. В Гамбурге открыты 2 больницы. Англия В Бристоле организовано благотворительное общество.    
       
XIV в.   Италия 1316 г. Во Флоренции организован приют. 1338 г. Во Флоренции — 30 больниц и богаделен более чем на 1000 кроватей. Франция 1354 г. Запрещение нищенства. 1362 г. В Париже организован приют для нищих. Англия 1349 г. «Закон о труде» — запрещение здоровым людям нищенствовать и попрошайничать.   1371,1376, 1398 гг. Отправление милостыни на Афон. Переход к вотчинской системе помощи. Оформление института «бельцов».  

 

Период Западная Европа   Российское государство  
XV в.   Франция 1445 г. В Париже организован приют для детей-сирот.   1497 г. Судебник Ивана III. Указы Ивана III о запасах хлеба на житных дворах на случай неурожая.  
XVI в.   Франция 1531 г. В Лионе открывается Центральное заведение по сбору милостыни. 1536 г. Франциск I издает Указ об оседлой жизни бедных, неспособных к труду людям, учреждаются налоги. 1545 г. В Париже открыт приют для детей-сирот. К концу XVI в. во Франции около 2000 заведений помощи. Германия 1529 г. Гамбургский устав: доставление работы, беспроцентная ссуда, милостыня. 1536 г; Генриховские законы о бедности: нищих разделяют на «законных» и «незаконных». В конце века выходят законы, запрещающие подавать милостыню. Англия 1531 г. Английский закон о помощи бедным. Выдач



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 805 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

789 - | 787 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.