Основным видом курсовых работ научно-исследовательского характера является реферативно-аналитический. Его сутью являются: разностороннее исследование творческих явлений, характеристика их освещения в специальной литературе, самостоятельный анализ конкретных произведений и выводы о художественном значении рассматриваемых явлений.
Курсовая работа по композиции – независимо от темы - должна иметь чёткую структуру (план), согласно которой излагается собранный материал. Как правило, исследование состоит из вступления, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во вступлении необходимо обосновать актуальность избранной темы, изложить цель работы, определить объект и предмет исследования а так же сформулировать задачи, которые требуется решить для раскрытия темы. Предмет исследования обычно является одной из граней объекта. Чаще всего их определение уже обозначено в формулировке темы таким образом, что первая часть фразы является предметом, а заключительная – объектом. Например: в теме «Композиционные основы решения художественного образа в плакате Ар-нуво» плакат конца ХIХ – начала ХХ столетия является объектом исследования, а композиционные основы решения художественного образа - предметом.
Основная часть курсовой работы для студентов 4 курса состоит как минимум из двух глав, одна из которых является теоретической, а вторая – исторической. В первой из них обычно излагаются определения понятий, касающихся избранной темы и обозначается общая картина по интересующей проблеме. Вторая глава является аналитической и опирается на самостоятельный поиск автором аналогов, т.е. группы произведений, которые в комплексе позволяют раскрыть наиболее существенную часть заявленной темы. Тем не менее, в этом вопросе не существует жёстких рамок. Если тема работы сугубо теоретическая, обе главы могут быть однотипными или же вся работа будет состоять из одной главы, поделенной на параграфы. В других случаях, когда композиция рассматривается в искусствоведческом разрезе – для постижения стиля, манеры, художественных качеств произведения и т.д., вся основная часть может иметь историко-искусствоведческую ориентацию. Для более чёткой систематизации и изложения собранного материала главы разбиваются на параграфы, позволяющие последовательно и подробно рассмотреть каждую из поставленных задач.
В Заключении подводятся итоги т.е. кратко суммируется рассмотренный материал (согласно плана). Необходимо подчеркнуть значимость изложенного вопроса, сделать выводы о перспективности дальнейшей разработки.
Студенты 5 курса – исходя из задач будущего диплома на присвоение квалификации специалиста ( где одной из составляющих должна быть глава или параграф, посвященные использованию результатов работы в практике преподавания в различных учебных заведениях ), в структуру курсовой работы включают главу или параграф, рассматривающий методику проведения занятий по композиции в ДХШ, школах искусств, гимназиях и т.д. В частности, после краткой характеристики исходных данных (программ по предмету или планов работы кружка) разрабатывают 2 плана-конспекта уроков – теория, история, практика на выбор – по композиции согласно рекомендаций частной методики. Это предполагает более сжатое изложение теоретических основ.
Одним из основных методов исследования в курсовых по композиции любого направления является комплексный композиционный анализ. Продуктивным является последовательный поочерёдный анализ каждого из группы отобранных произведений а так же - сравнительный анализ, целью которого может быть как подтверждение сходства приёмов, манеры, стиля т т.д. так и выявление отличий между ними. Студенты 4 курса проводят и комплексный анализ одного произведения и сравнительный анализ. На 5 курсе можно ограничиться сравнительным анализом, но в педагогический параграф ввести элементы композиционного анализа.
Как правило, композиционный анализ содержит:
1. схему построения композиции, её конструктивную идею;
2. схему, отражающую геометрические принципы упорядочивания (симметрия, вертикальная, горизонтальная, диагональная центральная и др. типы композиций);
3. схему формальных средств (ритмические связи, контрастные отношения, композиционный узел (центр), перспективные системы и др.);
4. схему визуального равновесия;
5. анализ цветового строя работы;
6. аннотацию. Графический анализ сопровождается вербальными пояснениями, которые в связном виде комментируют перечисленные компоненты. Эти комментарии могут быть разбиты на отдельные пункты соответственно схемам либо излагаться виде связного текста со ссылкой поочерёдно на ту схему (например, рис. 2), о которой идёт речь.
Этапы выполнения курсовой работы по композиции и принципы её оформления те же, что и в аналогичных исследованиях по другим дисциплинам.
Работа над текстом.
Объём курсовой работы, как и её план, зависит от специфики темы, но, как правило, не превышает 30 страниц. Приблизительный объём текста – 24-28 страниц набора (Times New Roman № 14, интервал 1,5; поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2,5, левое – 2,5см; правое – 1,5). Работа может писаться от руки, но в соответствующем пересчёте.
Каждая работа должна дополняться иллюстративным материалом. Он может располагаться как в тексте, так и в приложении. При сравнительном композиционном анализе желательно располагать его так, чтобы удобно было рассматривать одновременно. Каждая репродукция должна быть подписана. Если все работы размещены в приложении, то они могут лишь нумероваться; при этом репродукции предваряет список с полным перечнем данных. Текст курсовой работы завершается Библиографией т.е. списком использованной литературы – не менее 20 наименований. В тексте, когда высказанная мысль опирается на мнение специалиста, необходимо делать ссылку на источник информации. Для этого используется упрощённый вариант: в нужном месте текста, в конце фразы в квадратных скобках обозначается сначала номер журнала, книги и т.д. Вашего библиографического списка, а через запятую – номер страницы [3, 79].
Перед распечаткой работы необходимо всё проверить, уточнить названия разделов и подразделов. Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами, в одной строке, причём в конце точка не ставится. Например:
Раздел (Глава) 1. Эволюция европейской стенописи Нового времени
1.1. Европейская монументальная живопись 17 столетия
1.2. Монументально-декоративная живопись рококо и неоклассицизма
Страницы работы нумеруются от первой до последней. Первой считается титульный лист, но на нём номер страницы не ставится; вторая страница с Содержанием тоже не нумеруется, а на первой странице текста (Вступление) проставляют цифру 3 и далее по порядку.
На титульном листе указываются министерство, название ВУЗа, название кафедры, полное название темы работы, фамилия и инициалы студента, курс, группа, факультет, Ф.И.О. научного руководителя, год и место выполнения работы.
Темы курсовых работ.
1. Маринистические мотивы в декоре керамики: этапы эволюции и композиционные решения
2. Трактовка пространства в монументальной стенописи Новейшего времени (вт. пол 19 – 20 ст.)
3. Конструктивная система монументальной живописи: этапы эволюции
4. Сакральные мотивы в монументальной живописи 19 – 20 столетий
5. Композиционно-колористические решения в декоративной живописи по ткани
6. Монументально-декоративные рельефы в интерьерах: пространственные взаимосвязи
7. Точка зрения и перспектива в монументальной живописи 20 века
8. Стилистические особенности витража Новейшего времени (сер.19 – п. ч. 20 в)
9. Движение и пространство в монументально-декоративной живописи.
10. Ритмическая организация изобразительной плоскости линейно-колористическими средствами в декоративных панно
11. Выявление движения в сюжетной монументально-декоративной живописи
12. Абстрагирование (трансформация) натурных мотивов в декоративной живописи
13. Визуальное пространственное равновесие в монументально-декоративных ландшафтно-сюжетных композициях
14. Передача покоя, нерушимости в сюжетных композициях
15. Взаимосвязь формы и декора в бытовой керамике
16. Пластика малых форм: выявление замысла в пространственной композиции
17. Композиционная функция цвета в витражных композициях
18. Композиционная функция цвета в монументально-декоративной живописи
19. Глубинно-пространственная композиция в монументальной живописи ренессанса и Барокко
20. Конструктивная схема как средство обеспечения целостности композиции
21. Гармония формы и содержания в монументально-декоративной живописи
22. Композиционные средства передачи замысла в гобелене.
23. Выбор ракурса, точки зрения для воплощения замысла в декоративной живописи
24. Композиция как система выявления тематической направленности сюжета
25. Использование линейной (прямой) перспективы в монументальной живописи
26. Использование ритма в передаче движения в декоративных композициях
27. Композиционные средства создания художественного образа в мозаике античности, средневековья и новейшего времени
28. Композиционный анализ как средство постижения художественного образа в живописи (графике, костюме, скульптуре и т.д.
Удрис Ирина Николаевна
097 353 49 90; 095 785 19 12 sudris @ mail. ru