Методы создания колорита.
Из рассмотренных ранее пяти типов колоритов: насыщенного (яркого), разбеленного, ломаного, зачерненного, классического можно выделить в три вида: монохромный, полихромный и декоративный tсли рассматривать колорит как гармоничное цветовое сочетание, которое определяется пропорциональным и количественным соотношением светлоты насыщенности и контраста.
Художественные произведения, созданные хроматическими цветовыми отношениями, подразделяются на монохромную и полихромную локальность. Исходя из этого, цветовой колорит предполагает не менее одного хроматического цвета, с изменением его по насыщенности, светлоте и по количественным соотношениям.
Цветовой колорит предполагает использование не менее одного хроматического цвета с изменением насыщенности, светлоты и их количественных соотношений.
Ограничение цветовых оттенков в пределах одного визуально воспринимаемого локального цвета с изменяющейся светлотой и насыщенностью называют монохромным колоритом. Например пограничные цвета в пределах оного цвета – желтого (темно – желтый и желто- оранжевый) при растяжке по светлоте от зачерненных оттенков до разбелов дают колористическую гамму цветовых оттенков составляющих цвета монохромного порядка. монохромные колориты обычно ярко выражены и определяются как основные локальные цвета, желтый, синий, зеленый и т. д.
Полихромный колорит или полихромный – Цветовые соотношения составленные из двух контрастных ахроматических цветов в определенных количественных соотношениях. Два условно противолежащих цветов в цветовом круге являются контрастными, приих смешении в разных пропорциях получится гамма хроматических оттенков полихромного звучания. такой хроматический ряд из двух цветов представляет собой плавный переход от теплого к холодному, но не исключает и контрастных соотношений. Но равнозначная полярность создает равновесие, но не колорит. Только при соответствующем повышении цвета полярность становится колоритом, если количественно один больше другого. В полихромном колорите гармоничное пропорциональное соотношение можно определить как, 1:3, 2:3, 1:10 или любое парное сочетание из ряда Фибоначчи. Правило золотого сечения выражающееся математическим значением как 1:1,62 позволяет установить колористические соотношения на уровне логического вывода. Отношения 1:1 не дают колористических соотношений.
Декоративный колорит или цветовой – гармоничное сочетание разнообразных локальных цветов и их пропорциональное смешение в количественных соотношениях называется декоративным или цветовым колоритом. В декоративном колорите цветовые отношения строятся на цветовом многообразии например на трех цветах основных и их смешениях. рвносторонний треугольник в цветовом круге при его вращении позволяет определить гармоничные в колористическом отношении цветаВсе цвета расположенные по сторонам треугольника практически относятся к гармоничной цветовой комбинации. второй вариант треугольник с углами с двойным золотым соотношением угловых градусов 18:54:108. Вращая треугольник получаем цветовые сочетания декоративного колорита в соответствии с соотношением сторон треугольника. Каждая сторона треугольника проходит через множество цветовых оттенков цветового круга, которые всегда согласуются в полученном колорите.
Нормативная колористика.
Цвет является важнейшим средством в дизайне, поэтому в своей профессиональной деятельности дизайнер должен свободно оперировать его различными возможностями, опираясь на цветовое чутье, цветокомпозиционное мышление и определенную систему гармонизации. Наиболее приемлемой обучающей системой стал цветовой круг В.М.Шугаева. Теория Шугаева базируется на исследованиях Манселла и Бецольда.
А. Манселл изобрел модель цветового тела и составил цветовой атлас из 10 таблиц, а также определил три типа гармонических сочетаний цветов:
1. Однотонная гармония основана на использовании одного цвета и его оттенков разной светлоты и насыщенности, из рядов зачернений и разбелов в восьмичастном цветовом круге.
2. Гармония родственных цветов цветового круга (красный и оранжевый, желтый и зеленый).
3 .Гармония дополнительных цветов (Желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).
В. Бецольд написал книгу «Учение о цветах по отношению к искусству и технике». Наиболее интересны в его труде попытки определить правила составления цветовой гармонии. Все цвета им подразделены на «декоративные цветовые ряды»:
1. Первый ряд: золото и серебро, черный и белый. Последний часто заменяет серебро, между тем, во многих случаях вместо золота употребляется желтый, который следует рассматривать, как заменяющее средство, а не как настоящий цвет.
2. Второй ряд: все насыщенные цвета, следовательно, спектральные цвета и пурпурный средней яркости. Представителями их будут, так называемые полные цвета, т.е. сильнейшие краски… К этому порядку принадлежат все цвета, которые находятся на окружности таблицы цветов.
Третий ряд: также состоит из трех различных групп, которые все по силе производимого впечатления стоят ниже только что названных, но между собой имеют довольно равное значение: темные, бледные и ломаные цвета.
Бецольд строил теории цветовых гармоний в пределах интервалов 12-частного цветового круга, в котором цвета отстоят драг от друга на 4 тона, т.е. между ними присутствует интервал в три тона. (Исходной является цветовая триада – желтый, красный, синий, поэтому противолежащими являются 4 тона соответственно: желтый - фиолетовый, голубой -оранжево-красный)
Бецольд считал, что противолежащие цвета образуют гармоничные пары, а сочетание цветов у вершин треугольников (равносторонних) образуют гармоничные триады.
Взяв за основу исследования этих ученых, Шугаев в основу формирования 16 частного цветового круга заложил 4 основных цвета: желтый, красный, синий и зеленый.Пары основных цветов противоположны по своим качествам, но в то же время и взаимодополнительны, а сочетание красного и синего, желтого и красного, синего и зеленого, зеленого и желтого нейтральны в отношении родства и контрастности. Цветовой круг Шугаева является цветовой моделью высокой практичности. Он равноступенный, матматизированный и симметричный, что значительно упрощает работу с ним.
Шугаев предложил 4 вида цветовых сочетаний:
- Сочетание родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый).
- Сочетание родственно-контрастных цветов (желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый) от желтого до фиолетового по спектру.
- Сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов: желтый, красный, синий (чистые цвета, без разбелов и зачернений).
Шугаев выявил 120 возможных гармонических сочетаний цветов ля 16 частного цветового круга.при трех промежуточных цветах т.е. при трех интервалах между главными цветами. Он полагал что гармония возникает если соблюдать следующие условия:
В гармонизируемых цветах присутствует равное количество главных цветов.