Лекции.Орг


Поиск:




Поучение в Неделю дванадесятую




О спасении

Учителю благий, вопросил Господа нашего Иисуса Христа некоторый юноша, что благо сотворю, да имам живот веч­ный? [609] то есть что мне делать, чтоб спастись? Вопрос — весьма важный! Вопрос, долженствующий особенно занимать каждого человека во время его земного странствования! Как тихая при­стань представляется непрестанно воображению и воспоминанию путешественника, преплывающего обширное море, так и мы, несясь по волнам житейского моря, должны непрестанно иметь пред мысленными очами вечность, и на поприще временной жизни устраивать нашу участь в вечности. Какое приобрете­ние, сделанное нами на земле, может остаться навсегда на­шею неотъемлемою собственностию? Это — наше спасение. Кто употребил земную жизнь для накопления богатств, тот оставит богатства при переходе в вечность. Кто употребил земную жизнь на приобретение почестей и славы, у того отни­мет их жестокая смерть. Кто же употребил земную жизнь на стяжание спасения, тот возьмет с собою спасение свое в веч­ность и на небе будет вечно утешаться приобретением, сде­ланным на земле.

Возлюбленные братия! Что делать нам, чтоб спастись? Ответ на этот вопрос, ответ удовлетворительнейший находим в Еван­гелии. Господь объявил, что для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасе­ния верующих во Христа необходимо жительство по запове­дям Божиим. Неверующий во Христа погибнет навеки, и ве­рующий во Христа устами, но не исполняющий Его всесвятых заповедей и потому отвергающийся Его делами, погибнет на­веки. Иначе: для спасения нужна живая вера во Христа.

Когда Иудеи спросили Господа: Что сотворим, да делаем дела Божия? — Господь отвечал им: Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он [610]. Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столь обширное, что им вполне совер­шается спасение. Такая вера выражается всею жизнию, всем существом человека: она объемлет его мысли, его сердечные чувствования, всю деятельность его. Веруяй такою верою имать живот вечный [611]. Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истинного Бога, и Егоже послал ecu Иисус Христа [612]. Живая вера — зрение и познание Бога[613]. Живая вера — жизнь, посвященная всецело благочестию и умерщвлению для мира. Живая вера — дар Божий. Испрашивали себе этот великий дар у Господа Его святые Апостолы, когда говорили Ему: Приложи нам веру [614]. Только при посредстве живой веры мо­жет человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разу­мом и деятельностию, подобающими естеству обновленному.

Духовный чертог, в котором хранится и из которого нео­скудно преподается духовное сокровище — истинная вера, — есть Единая, Святая Православная Церковь. По этой причине необходимо для спасения принадлежать к Православной Цер­кви: не повинующийся Церкви буди тебе якоже язычник и мытарь [615], сказал Господь. Напрасно некоторые признают грех ума грехом легким, ничтожным! Сколько дух выше тела, столько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее доб­родетели, совершаемой телом; сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом. Грех тела — очевиден; грех духа весьма часто малоприметен, иногда совсем неприметен для людей, погруженных в попечения мира. Тем более он стра­шен! тем вернее удары его! тем неисцельнее язвы, им наноси­мые! Сраженный греховною мыслию светоносный Ангел со-делался мрачным демоном и, изгнанный из обителей небес­ных, низвергся в преисподнюю. Он увлек туда множество Ангелов и множество человеков, допустивших образу мыслей своих заразиться мнениями ложными. Господь, наименовав падшего ангела отцом лжи, наименовал его и человекоубий­цею, как не пребывающего в истине[616]. Ложь есть источник и причина вечной смерти; напротив того, истина есть источник и причина спасения, по определению Самого Господа[617]. Свя­тую истину хранит в лоне своем Святая Церковь. Принадле­жа ей и повинуясь ей, можно иметь правильный образ мыслей о Боге, о человеке, о добре, о зле, — следовательно, и о спа­сении. Очевидно, что, не имея правильного образа мыслей о спасении, невозможно иметь и самого спасения. Начало спа­сения — истина! начало спасения — правильная мысль! За­лог погибели — отступление от истины мыслию ложною. Вся­кое уклонение от учения святой истины и принятие мысли ложной, противной этому учению, сопряжено со страшным грехом богохульства и отречения от Бога. Опытное доказа­тельство этого видим в падении праотцов, начавшемся с при­нятия мысли ложной; опытное доказательство видим во всех ересях. Из них одни похулили Бога, стремясь отвергнуть Бо­жество Господа нашего Иисуса Христа и исказить всесвятой догмат о Его вочеловечении, другие похулили Бога, приписав человеку Божеские достоинства[618]; иные похулили Бога, на­звав Святого Духа тварию; другие похулили Бога, отвергши действие Святого Духа в церковных таинствах и назвав их вымыслом человеческим[619]. Наконец, некоторые похулили Бога, потребовав пренебрежения к жительству по заповедям Хрис­товым, лукаво умалчивая о догматах веры, но вместе умерщ­вляя веру, которая для жизни своей необходимо нуждается в делах веры. Вера без дел мертва есть [620], сказал Апостол. Самое величайшее бедствие, пред кончиною мира, должно постигнуть тех человеков, по учению Апостола, которые любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог, то есть попустит действо льсти в лице величай­шего беззаконника, во еже веровати им лжи, да суд приимут ecu неверовавшии истине, но благоволивший в неправде [621]. Признав злодея из злодеев богом, люди обличат и исповедают этим достоинство своего разума, достоинство своего сердеч­ного настроения. Наш образ мыслей, или наш разум, может быть духовным только тогда, когда он пребывает всецело в истине, вознесшись к ней живою верою во Христа[622]. Отступ­ление от истины есть падение с духовного неба в плотское мудрование, в лжеименный разум, в погибель.

Возлюбленные братия! Принесем Господу теплейшую мо­литву, как принесли ее Апостолы, о том, чтоб Он даровал нам единственное средство спасения — живую веру. Испрашивая молитвою получение этого дара, докажем искренность жела­ния получить бездонный дар нашим собственным усилием к стяжанию его. Уклонимся от зла, и сотворим благо [623]. С на­силием отторгнем наше сердце от греха, и с насилием усвоим ему добродетель. Ныне мы предстоим в святом храме невиди­мому Богу и имеем возможность испросить у Него все, потреб­ное для нашего спасения; настанет и то время, в которое мы предстанем вместе со всем человечеством лицу Его, чтоб дать отчет в нашей земной жизни. Остережемся, чтоб не принести тогда Богу одно тщетное имя христиан без дел, требуемых Богом от христиан. Он обетовал дать страшный ответ лице­мерным христианам, и даст его. Тогда исповем им, сказал Он, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающий безза­коние [624]. Аминь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 307 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1404 - | 1369 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.