Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јмериканское определение управлени€




¬ основе американской управленческой культуры (впрочем, как и европейской) Ч англосаксонский генотип, €дром которого €вл€етс€ рационализм. ¬ нем отчетливо выражен индивидуализм, преимущественна€ опора на собственные силы, расчетливый конкурентный прагматизм. ќбычно эти качества св€зывают с протестантской этикой и духом капитализма по ћ.¬еберу, наиболее благопри€тных дл€ развити€ рыночной экономики.

ќднако в 80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвин€ть школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении Ђнаукой управлени€ї. ќни стали пристально изучать €понскую управленческую культуру. японское экономическое чудо развивалось, име€ всего три школы бизнеса.  онцепци€ €понского менеджмента предусматривала подготовку руководителей, прежде всего, посредством опыта. ”правленцы различного уровн€ целенаправленно проводились через цепочку смен должностей в разных подразделени€х фирмы. ѕри этом происходило обучение не только делу, но и искусству человеческих отношений. ” руководителей постепенно культивировались необходимые качества.

≈вропейска€ управленческа€ культура занимает промежуточную позицию между американской и €понской культурами. — одной стороны, европейцы имеют школы бизнеса и центры повышени€ квалификации по управлению, как американцы, хот€ и не в таком количестве. — другой стороны, управление как вид де€тельности, которому нужно учитьс€, до сих пор в перечне карьерных предпочтений находитс€ не на очень высоком месте и, например, в јнглии не входит даже в первую дес€тку.

“ребует отдельного рассмотрени€ советска€ управленческа€ культура. ƒаже спуст€ дес€тилетие, в услови€х смены эпох на постсоветском пространстве, эта культура по-прежнему остаетс€ господствующей. ƒл€ нее наиболее характерным было не получение специального управленческого образовани€, а приобретение основательного управленческого опыта и лична€ преданность рекомендующему.  ак отмечали социологи, произошла канонизаци€ принципа Ђначальству виднейї, который словно обручем сковал инициативу и свободу людей.

—оветскую управленческую культуру отличали высока€ эффективность и результативность в экстремальных услови€х и относительно низка€ в Ђнормальныеї времена. ”правленец часто перемещалс€ с должности на должность, кажда€ из которых требовала специальных знаний и образовани€. Ёкстремальность де€тельности в таких услови€х становилась правилом.

”спешно приспособилась к послереволюционным реали€м прежн€€ российска€ бюрократи€. ¬ результате такой адаптации утвердилась абсолютна€ и немыслима€ дл€ большинства стран мира власть чиновников. Ѕюрократизм как синоним управленческой культуры был характерен не только дл€ –оссии. ¬ полной мере его смогла на себе испытать и √ермани€. ќднако там педантизм и скрупулезность чиновников компенсировались определенными демократическими традици€ми, соответствующим Ђнародным характеромї. ¬ –оссии таким противовесом €вились неисполнительность подчиненных, противопоставл€вших самодурству начальства каприз собственной отваги (почти по-ленински: в –оссии строгость законов компенсировалась их неисполнением).

”правленческую де€тельность отличал не всегда научный и обоснованный характер, больша€ дол€ волюнтаристских решений. ¬ целом дл€ советской управленческой культуры была характерна приоритетность государственных проблем по отношению к проблемам отдельного человека. Ёто объективно вело к пренебрежению интересов отдельной личности.

—тремление высто€ть и распространить искры ќкт€бр€ дальше требовало сжать врем€, подн€тьс€ над ним. ¬се это придавало управленческой де€тельности авральный характер. ƒаже в послевоенный период, когда иде€ мировой революции €вно потускнела, авралы, став пагубной привычкой, передававшейс€ из поколени€ в поколени€ советских управленцев, продолжали торжествовать. Ћозунг первых п€тилеток Ђƒаешь!ї был актуален, как и прежде.

¬месте с тем перманентна€ экстремальность, де€тельность по принципу Ђэто надо было сделать вчераї позволили вы€вить и р€д жизнеспособных черт.   ним можно отнести относительную гибкость, умение приспособитьс€ к изменившимс€ обсто€тельствам, непредсказуемость поведени€ и де€тельности, готовность пойти на нестандартные решени€.

»стоки советской управленческой культуры. »зложение противоречивых черт советской управленческой культуры заставл€ет задуматьс€ о причинах такого ее своеобрази€. Ќаиболее продуктивным будет поиск ответов в анализе российского менталитета с присущим ему христианским смирением и долготерпением, общинным характером жизнеде€тельности, мессианским отношением к окружавшим и насел€вшим –оссию народам, посто€нной готовностью дать отпор как проискам врагов, так и капризам природы. ¬от почему, по мнению ».ј. ќганес€н (2000), у восточных слав€н преобладает ментальность подданного великой империи, завис€щего от указаний всей вышесто€щей иерархии и вынужденного их выполн€ть или обходить (ловчить) и при этом всегда наде€тьс€ на получаемые сверху блага и на уравнительное их распределение.

ѕон€тие Ђменталитетї обычно рассматриваетс€ в нескольких смыслах. ћенталитет (от фр. Mentalite Ч мышление, дух, образ, действие) Ч совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, жизненных установок, моделей поведени€, традиций, привычек и навыков, которые унаследованы от прошлых поколений и присуши данной социальной группе и определенной культурной традиции. ¬ соответствии со взгл€дами других, менталитет Ч это определенный стереотип воспри€ти€ и оценки действительности, индивидуальна€ картина окружающего мира и поведенческий саморегул€тор. “ак, по мнению ћ.  н€зевой, менталитет Ч это мировоспри€тие, мироощущение, способы воспри€ти€ мира. “о, над чем мы плачем, от чего нам стыдно, чем гордимс€, и есть наша ментальность.

ќбычно указывают на следующие черты менталитета как социально-психологического €влени€:

* он включает не вполне осознаваемые и нечетко сформулированные идеи и принципы;

* ему присуща лишь определенна€ измен€емость, без затрагивани€ сущностных основ;

* он не детерминирован (во вс€ком случае, не всецело) социальным строем и производственными отношени€ми;

* он обусловливает возрождение на принципиально новой социальной почве старых стереотипов поведени€ и легко их закрепл€ет;

* он слабо подвержен воздействию идеологических средств (они способны лишь активизировать определенные аспекты, но в большей степени вы€вл€ют и высвечивают их, нежели создают).

ƒл€ российской (а затем и советской) управленческой культуры восточнослав€нский менталитет €вилс€ благодатной почвой, давшей удивительное своеобразие и живучесть этой культуре. ≈го формирование было предопределено некоторыми социально-экономическими и природными услови€ми.

–усские начинали свою историю, говор€ словами историка —ћ. —оловьева, Ђна девственной почве, на которой истори€, цивилизаци€ другого народа не оставила никаких следовї.  роме того, нахождение Ђна краюї ≈вропы не позволило Ђчуждымї вли€ни€м интенсивно и серьезно воздействовать на российский народ.

Ќа формировании российского менталитета очень сильно повли€ли огромные масштабы территории страны, обусловившие социально-психологическую удаленность периферии от центра (Ђдо Ѕога высоко, до цар€ далекої). Ёто зачастую вело к вынужденной Ђвольницеї действий, граничившей с самоуправством и беззаконием. ¬ажную роль сыграло также многообразие национальных культур народов –оссии (последнее, кстати, обусловило уважение и терпимость к другим культурам и народам. Ќравственным стержнем традиционной российской ментальности были православные ценности.

ѕрирода и прежде всего лес, степь и река как основные стихии, говор€ словами историка ¬.ќ.  лючевского, Ђприн€ли живое и своеобразное участие в строении жизни и пон€тий русского человекаї. »менно стихи€ природы развила в русском человеке Ђизворотливость в мелких затруднени€х и опасност€х, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишени€миї.

–оссийска€ ментальность формировалась в услови€х общени€ как с европейскими, так и с азиатскими народами, что уже само по себе было феноменально. —ерьезное вли€ние оказало более чем двухсотлетнее монголо-татарское иго: лиха€ удаль, посто€нное расширение зоны обитани€, свободолюбие.

 аковы же своеобразные черты восточноевропейского менталитета, показавшие его непохожесть на все остальные?   числу главных отнесем следующие:

* противоречивость, крайности и колебани€. ¬ нашем менталитете они срослись накрепко. ќни и есть сама€ отличительна€ черта российского характера. Ђ—воей привычкой колебатьс€ и лавировать между неровност€ми пути и случайност€ми жизни великоросс часто производит впечатление непр€моты, неискренностиї, Ч подчеркивал ¬.ќ.  лючевский. ¬о всем доходим не до сути, а до кра€, как сказал поэт ѕастернак. » здесь, на краю, русский человек начинает осознавать себ€. ¬от какими эпитетами характеризует русскую душу Ќ. Ѕерд€ев Ч Ђбезграничность, бесформенность, широта, устремленна€ в бесконечностьї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 493 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2297 - | 1969 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.