Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ризис рабовладельческого стро€ и зарождение феодальных отношений в –имской империи




”падок рабовладельческого хоз€йства. ¬ –имской империи были значительно развиты земледелие, ремесла и торговл€.  рупное рабовладельческое хоз€йство приобрело товарный характер. ѕолучили широкое развитие внешнеторговые св€зи в бассейне —редиземного мор€. Ќо уже в III в. заметно обнаружилс€ хоз€йственный застой, а затем и упадок. —окращалась торговл€, замирала городска€ жизнь. ѕричины этого упадка коренились в общем кризисе рабовладельческого способа производства.

ѕри рабовладельческом строе экономика имела весьма ограниченные возможности дл€ своего развити€. –аб не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий труда. –абовладельческое хоз€йство было экономически выгодным только при наличии дешевой рабочей силы. –абовладельческа€ форма эксплуатации почти исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого рабовладельческого хоз€йства. –аб не имел семьи, он быстро истощалс€ от т€желой работы, рано умирал. ѕоэтому необходим был посто€нный приток рабов, добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских экспедиций и работорговли. ќднако упадок военной мощи –имской империи, св€занный с хоз€йственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не позвол€л пополн€ть убывающий контингент рабов. –абы дорожали, и насто€тельно вставал вопрос о целесообразности ведени€ хоз€йства прежним, рабовладельческим способом. –абовладение становилось преградой на пути развити€ экономики. Ќужно было искать новые формы организации хоз€йства, по-новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда рабов.

–абовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не поступа€сь своим неограниченным правом собственности на их личность. ќни надел€ли рабов землей, превраща€ их в подневольных оброчных держателей. ¬месте с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на пустующие земли свободных арендаторов.

 олонат. ћелкое кресть€нское землевладение в –имской империи не в состо€нии было противосто€ть крупной земельной собственности рабовладельцев.  ресть€не разор€лись под т€жестью государственных повинностей, попадали в неоплатные долги и тер€ли собственность на свои участки. »м приходилось или превратитьс€ в бездомных брод€г, или оставатьс€ на своих участках в качестве вечнонаследственных арендаторов-прекарис-тов. “ак и поступали многие разорившиес€ кресть€не. Ѕезземельные люди могли получить участки в свободную аренду на правах колоната. »менно эта форма земельного держани€ стала наиболее распространенной в поздней –имской империи. ќна позвол€ла крупным землевладельцам наиболее выгодно использовать оставшиес€ без возделывателей земли, привлека€ на них арендаторов из числа разорившихс€ кресть€н. «емельный собственник нередко предоставл€л поселенцу (колону) инвентарь и даже посевной материал, что, естественно, было св€зано с увеличением повинностей. ѕервоначально колон был свободным человеком и, выполнив повинности, мог покинуть участок. Ќо уже в IV в. колоны были прикреплены к земле и превратились в наследственных держателей. Ќа помощь земельным собственникам пришло рабовладельческое государство, которое было заинтересовано в заселении пустующих земель и получении налогов с их возделывателей. ”казом  онстантина I от 332 г. все арендаторы навечно прикрепл€лись к земле. Ѕеглых колонов надлежало, согласно указу, Ђзаковывать в кандалы, как рабов, чтобы в наказание заставить их рабским способом выполн€ть об€занности, приличествующие свободным люд€мї.  олоны потер€ли гражданские права, не могли занимать государственные должности и принимать духовное звание. “ак они фактически опускались до положени€ посаженных на землю рабов, и римское право в р€де случаев ставило их в один р€д с рабами. Ќо все же в хоз€йственном отношении колоны были самосто€тельнее рабов, их повинности нормировались.  олоны платили государственные налоги, привлекались к военной службе, их нельз€ было продавать без земли. “аким образом, положение колонов было двойственно: с одной стороны, они напоминали рабов, так как были лишены права владеть неограниченной собственностью, а с другой стороны, Ч считались юридически свободными и €вл€лись государственными подданными, об€занными выполн€ть публичные повинности. »х эксплуатировали и землевладельцы, и государственна€ власть. ѕрикрепленные к земле колоны походили уже на феодально зависимых кресть€н средневековь€. ‘. Ёнгельс считал их предшественниками средневековых крепостных *.  олоны были наделены средствами производства, и их прибавочный продукт отчуждалс€ с помощью внеэкономического принуждени€. ¬ поздней –имской империи колоны представл€ли основную категорию земледельческого населени€, их состав пополн€лс€ за счет обезземеленных кресть€н, вольноотпущенников и несвободных варваров.

≈сли колоны опускались в известном смысле до положени€ рабов, то рабы, посаженные на землю, наоборот, поднимались в хоз€йственном отношении до положени€ колонов. — переходом к феодализму обе эти категории непосредственных производителей стали одним из главных источников формировани€ крепостного и зависимого кресть€нства на территории бывшей –имской империи.

 роме колоната, в поздней –имской империи были и другие формы земельных держаний, близкие к феодальным: прекарий и эмфитевзис. ћелкие прекаристы получали земельные участки на различных услови€х, большей частью за чинш. —рок держани€ устанавливалс€ земельным собственником, но позднее прекарий стали долгосрочными, и прекаристы мало отличались от колонов. Ёмфитевзис напоминал до некоторой степени средневековые условные держани€. ≈го держатели ежегодно вносили земельным собственникам фиксированные платежи и пользовались обширными правами на свои владени€ Ч могли сдавать их в аренду, продавать, передавать по наследству. —обственник мог отн€ть владение только в случае неуплаты эмфитевтом положенных платежей в течение трех лет или после смерти держател€ при отсутствии наследников, а также по истечении срока владени€.

»зменени€ в государственном строе. –азложение рабовладельческого стро€ вызвало значительные изменени€ в политическом устройстве. ѕеред лицом усилившихс€ классовых и внутриполитических противоречий, роста сепаратистских тенденций в провинци€х и возросшего натиска варваров господствующий рабовладельческий класс шел на укрепление своей диктатуры в форме домината. ”правление государством было сосредоточено в руках императора и подчиненного ему бюрократического аппарата. —енат потер€л вс€кое значение. Ѕыла ликвидирована автономи€ городских муниципиев. ”величилась численность армии, состо€вшей большей частью из наемников-варваров. ƒл€ содержани€ разросшегос€ бюрократического аппарата и армии требовались огромные средства, которые правительство пыталось добыть за счет увеличени€ налогов. — этой целью разные категории населени€ прикрепл€лись к государственному т€глу, устанавливалась кругова€ порука за выполнение повинностей. —огласно эдикту императора ƒиоклетиана от 293 г., ремесленники и торговцы прикрепл€лись к своим коллеги€м, которые отвечали перед государством за выполнение натуральных повинностей. Ќа куриалов (членов городских курий) была возложена ответственность за поступление налогов в муниципальных округах. «а недоимки они отвечали собственным имуществом. »м запрещалось под угрозой наказани€ оставл€ть свой город. ¬ сословие куриалов насильственно включали всех городских землевладельцев, имевших не менее 25 югеров земли. „тобы избавитьс€ от т€желых повинностей, куриалы укрывались в лесах и горных ущель€х, уходили в монастыри, становились колонами.

”крепление военно-бюрократического аппарата и усиление власти над провинци€ми не могли задержать распада –имской державы. »мператор ƒиоклетиан разделил империю между четырьм€ соправител€ми. –им потер€л свое былое значение и фактически перестал быть столицей империи. ј в 395 г. импери€ окончательно была разделена на ¬осточную и «ападную, хот€ формально обе части продолжали называтьс€ –имской империей.

¬ «ападной –имской империи обостр€лс€ кризис рабовладельческой системы, возрастало могущество землевладельческой знати и усилились сепаратистские тенденции в провинци€х. ѕравительство не в состо€нии было прежними методами удерживать власть над населением и вынуждено было обращатьс€ за помощью к магнатам, располагавшим частной властью над зависимыми людьми. Ќа крупных земельных собственников была возложена ответственность за выполнение колонами государственных (налоговых и военных) повинностей. «емлевладельцы создавали свой аппарат судебно-административной власти и содержали собственные военные дружины. “ак началось разложение государственной бюрократической системы и оформление частной власти магнатов. ¬месте с тем происходила децентрализаци€ политической власти. ”правление провинци€ми, которое раньше осуществл€ли чиновники от лица центральной власти, переходило в руки местной сенаторской знати. ¬се большую самосто€тельность приобретали высшие военачальники, располагавшие отр€дами дружинников. ¬се это свидетельствовало о начавшейс€ феодализации римского рабовладельческого государства.

’ристианска€ церковь. —редневекова€ ≈вропа унаследовала от –имской империи христианскую церковь. ’ристианство, представл€вшее первоначально религию угнетенных, постепенно изменило свой характер и превратилось в IV в. в официальную религию, служившую интересам господствующего класса.   тому времени христианство уже распространилось на всей территории империи и охватило большую часть населени€. ѕрежн€€ демократическа€ организаци€ христианских общин выродилась в оторванную от верующих церковную иерархию. ¬ своих проповед€х христианское духовенство призывало к повиновению власт€м и смирению перед угнетател€ми. Ёто заставило римские власти изменить отношение к христианству и от гонений перейти к признанию и поддержке новой религии. ’ристианство с его монотеизмом могло лучше, чем различные €зыческие культы, сплотить в единое целое разноплеменное население империи, а централизованна€ церковна€ организаци€ Ч дополнить государственную бюрократическую систему. »менно такую роль и начала играть христианска€ церковь после ее признани€  онстантином (ћиланский эдикт 313 г.). ¬скоре христианство стало в империи господствующей религией и церковь превратилась в крупную экономическую, политическую и идеологическую силу. ≈пископы не только управл€ли церковными диоцезами (округами), но и располагали судебно-административной властью в своих владени€х.

ѕревращение христианства в господствующую религию, а христианской церкви в орудие угнетени€ вызвало раскол среди верующих. Ќесогласные с перерождением раннехристианской демократической организации верующих в иерархическую церковную организацию выдвигали свои особые еретические (несогласные с официальной религией) вероучени€. “ак по€вились богословские ереси, в которых находила свое выражение оппозици€ угнетенных масс против господствующего стро€ и церковной иерархии. ”же на Ќикейском соборе в 325 г. было осуждено распространившеес€ в восточных провинци€х империи арианство, отрицавшее божественную природу Ђвторого лица троицыї Ч ’риста, а следовательно, ставившее под сомнение учение о божественности христианской церкви. јрианство проникло в среду варваров, враждебно относившихс€ к –имской империи. ¬ V в. на востоке империи распространилось еретическое вероучение Ђмонофизитовї, утверждавших, что ’ристос имеет только божественную природу и поэтому духовенство должно отказатьс€ от всех Ђмирских благї и жить в бедности. ¬ –имской јфрике широкую попул€рность получило учение донатистов и агонистиков (левое направление в донатиз-ме), требовавшее реформы церкви, освобождени€ ее от вс€кой зависимости от государства. јгонистики проповедовали первоначальное христианское равенство и призывали к общности имуществ. ≈ретиков жестоко преследовали, однако это не могло остановить распространение ересей, в которых находило свое выражение недовольство существующим рабовладельческим строем.

Ќародные восстани€. ќбострение социальных противоречий, налоговый гнет и вымогательства чиновников, усиление эксплуатации колонов и ремесленников вызывали массовое сопротивление как в пассивной форме (бегство, отказ выполн€ть повинности), так и в форме народных восстаний. ¬ √аллии и »спании в первой половине V в. широко развернулось движение багаудов (борцы), в котором главную роль играли кресть€не. ¬ р€де районов восставшие создали независимые общины, не признававшие римских властей. ¬ —еверной јфрике вспыхнуло восстание агонистиков (Ђборющиес€ї), основную роль в котором играли рабы и колоны. ¬осставшие громили имени€ крупных землевладельцев, освобождали рабов, расправл€лись с римско-христианским духовенством. Ёто народное восстание было жестоко подавлено местными власт€ми.

¬осстани€ народных масс нередко совпадали с вторжени€ми варваров, и восставшие искали у них поддержки. Ќо эти надежды не всегда оправдывались, так как варварские предводители преследовали грабительские, завоевательные цели. ¬ некоторых случа€х народные массы оборон€лись от грабительских вторжений варваров, а боровшиес€ за власть группировки рабовладельческой знати приглашали в страну полчища варваров.

Ќародные восстани€ расшатывали пораженную кризисом рабовладельческую империю. Ќо они не могли ее уничтожить. –имска€ импери€ была завоевана варварами, и на ее развалинах образовались варварские государства, в которых развилс€ более прогрессивный дл€ той поры феодальный строй. ¬ажнейшие элементы дл€ его формировани€ по€вились уже в экономике поздней –имской империи.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 578 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2289 - | 1955 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.