Лекции.Орг


Поиск:




Исторические аспекты приобщения дошкольников к словесному искусству




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ПРИОБЩЕНИЕ К СЛОВЕСНОМУ ИСКУССТВУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Дипломная работа

 

Автор Шестакова Г.Н. Ф.И.О.
  Студент 64 (2) группы
  Специальность 050704 «Дошкольное воспитание»
  Дата_________________Подпись_________
Научный руководитель Е.Ю Волыхина Ф.И.О.
  ________________________

 

Архангельск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЛОВЕСНОМУ ИСКУССТВУ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………..

1.1. Понятие словесного искусства, его роль в развитии дошкольников

1.2. Психологические основы восприятия старшими дошкольниками словесного искусства……………………………………………………….

1.3. Исторические аспекты приобщения дошкольников к словесному искусству …………………………………………………………………….

1.4. Анализ программных задач приобщения дошкольников к словесному искусству………………………………………………………

1.5. Педагогические условия использования методов и приемов приобщения к словесному искусству детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….

1.6. Анализ рекомендуемой литературы для чтения детям по приобщению дошкольников к словесному искусству по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой…………………………………………………………..

ГЛАВА 2. …………………………………………………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Словесное искусство является важнейшим условием формирования мыслительных способностей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством познавательного, нравственного и эстетического воспитания детей. Актуальность проблемы приобщения к словесному искусству детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство с художественным словом происходит через интернет и телевизор. Таким образом, снижается самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений и дает прекрасные образцы русского языка.

Каждый литературный жанр способствует раскрытию особых явлений. В рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; В народных сказках постигают меткость и выразительность русского слова, осваивают богатство родной речи, юмором, наполненными живыми и образными выражениями.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЛОВЕСНОМУ ИСКУССТВУ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Понятие словесного искусства, его роль в развитии дошкольников

Термин «словесность» в лингвистической литературе трактуется неоднозначно. Обратимся к словарям. Толковый словарь С.И. Ожегова: «Словесность» – художественное литературное творчество и словесный фольклор. Изящная словесность (устарелое название художественной литературы).

«Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова словесность определяется так: Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество.

«Популярный словарь русского языка» дает такое определение: «Словесность – это художественная литература и устное народное творчество, а также совокупность литературных и фольклорных произведений какого-либо народа».

В современной литературной энциклопедии под словесностью понимается совокупность всех текстов, которые находятся в культурном обращении общества. Понятие словесность шире, чем литература, поскольку включает и устную словесность, в том числе фольклор, а также деловую, академическую и другие виды словесности.

Эти и другие словари в основном совпадают в формулировке данного понятия.

Таким образом, строгого различия между терминами словесность и литература нет, можно одинаково употреблять тот и другой. Разница в том, что литература относится к произведениям писанным, а словесность к устным. Устное творчество осуществляет народ: от поколения к поколению, из уст в уста переходят сказки, песни, былины, пословицы — все то, что можно объединить под названием словесности. «Литература» происходит от латинского слова litera, которое означает буква, письмо, написание, а отсюда следует, что литература – словесное творчество, запечатленное, закрепленное в письме. Таким образом, «словесность» или словесное искусство – это художественная литература и фольклор.

Литература – наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи.

В работе с детьми активно используются малые фольклорные жанры: приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребенка, пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Обращенные к детям пословицы могут им внушить некоторые правила поведения. Сказки самый любимый детьми вид народного творчества. Народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. (7. 35-39)

Таким образом, словесное искусство помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с произведениями словесности отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного вкуса ребенка.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

 

1.2. Психологические основы восприятия старшими дошкольниками словесного искусства

В возрасте 5-7 лет ребенок достигает достаточно высокого уровня умственной активности в восприятии художественных произведений. Данный возраст является этапом интенсивного психического развития. Особая роль принадлежит мышлению. В этом возрасте происходит совершенствование наглядно-действенного мышления, улучшение наглядно-образного мышления, начинает активно формироваться словесно-логическое мышление.

Мышление становится внеситуативным, детские вопросы являются показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка, появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство удовлетворения при победе справедливости. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой и образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Быстрому, правильному пониманию рассказа, сказки, (а к концу дошкольного возраста перевертышей, небылиц) способствует сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставлять события, описанные в произведении с тем, что ему приходилось наблюдать в жизни. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, требует помощи взрослого.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности старшего дошкольника. Этот период характеризуется активным развитием речи. Словесное искусство становится одной из важных составляющих способствующих расширению словарного запаса. В активный словарь детей данного периода развития входят 2500—3000 слов, ребенок активно пользуется всеми частями речи, формируется навык словообразования. Ребенок осваивает форму диалога.

Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают использование наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам. В процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Усложняется понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным, характером (плохой или хороший), но и более сложный, чье поведение характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку проникнуть в такие мотивы поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами.

С развитием восприятия идет процесс совершенствования внимания.

Внимание старших дошкольников становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе с взрослым, но редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели.

Характерной особенностью внимания ребёнка старшего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее, становится управляемым. Достигает так же высокого уровня деятельность воссоздающего воображения. В старшем возрасте ребенок способен воспринимать текст без помощи иллюстраций. Необходимые для осознания произведения ассоциации могут возникать без непосредственной наглядной опоры. Иллюстрация в книге помогает ребенку уточнить возникающие представления, облегчая понимание смысла произведения. В основе воображения дошкольников лежит небольшой жизненный опыт, поэтому происходит перекомбинирование накопленной информации. Это связано с тем, что дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. Другая особенность воображения детей это то, что для них интересен сам процесс создания новых образов, ситуаций, персонажей.

У дошкольника преобладает непроизвольное воображение (создаваемые образы чаще всего связаны с тем, что сильно взволновало и увлекло). К концу дошкольного возраста ребенок начинает произвольно планировать некоторые свои действия. Рост произвольности воображения особенно проявляется в развитии умения создавать замысел действия и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче, все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами и личностным смыслом. Память в старшем дошкольном возрасте непроизвольная, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Поэтому объем фиксированного материала определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память.

В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, но развивается память словесно-логическая, дети при воспоминании начинают выделять существенные признаки предметов

Ребенок способен удерживать в памяти большой объём информации, ему

доступно чтение с продолжением. Анализ текстов, рассматривание иллюстраций способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно заключить, что дети в этом возрасте отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается мышление, воображение, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать, что способствует полноценному восприятию словесного искусства.

 

 

Исторические аспекты приобщения дошкольников к словесному искусству

В 30-е годы двадцатого столетия были предприняты попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников. Л.С. Выготский - выдающийся советский психолог, размышлял об особенностях образовательной программы для детского сада. Излагая взгляды на то, как следует знакомить детей с художественной литературой, он указывал: задача дошкольного образования, в отличие от школьного, состоит не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы ввести ребенка в мир словесного искусства, открыть ему этот удивительный мир, воспитать чувство слова, вызвать любовь и тягу к книге. (1, с.6)

В дальнейшем особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста исследуются в трудах известных русских психологов и педагогов С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых.

Б. М. Теплов продолжил начатые Выготским исследования, изучив восприятие ребенком сказки и рассмотрев природу художественного восприятия ребенка, указал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений. В ряде исследований показано, что дети дошкольного возраста относятся к изображению как к реальному предмету. Ребенок начинает понимать изображенное и изображаемое: таковы реальные предметы и явления, а таково их изображение в сказке. Они связаны друг с другом, но они не одно и, то же. Это важный шаг в понимании художественного образа.(2; 69)

А. В. Запорожец, изучая художественное воздействие литературных произведений, особое внимание уделял пониманию их детьми дошкольного возраста. В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» Запорожец обратил внимание на то, что, хотя ребенка увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения».

Рассматривая механизм восприятия и понимания, А.В. Запорожец утверждал, что «слушание сказки, наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности - умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность»

А.В. Запорожец подчеркивал, что правильно организованное художественное воспитание позволит приобрести не только отдельные знания и умения, но и изменит отношение к действительности и будет способствовать более высоким мотивам деятельности.(2, с. 66)

Отечественный педагог Н. С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Психолог О. И. Никифорова определила следующие уровни восприятия

художественного произведения: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений (5, 352)

Выдающийся теоретик и педагог Е А. Флёрина занималась исследованиями в области дошкольного детства, главной из которых проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки.

К художественному чтению и пересказу Е.А. Флёрина подходит с позиции разработанной ею концепции. Художественное слово она рассматривает как важнейшую часть всестороннего воспитания детей; искусство слова - средство развития творческих способностей, творческих стремлений и возможностей детей; художественное слово – средство общения и взаимопонимания детей. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Слушая рассказ, сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий, в этом заключается секрет того глубокого влияния, которое оказывает художественное произведение на ребенка, оставляя яркий след в его душе. (4, с.293)

Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделял два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Над проблемой восприятия детьми художественного произведения продолжают работать многие исследователи, такие как И. А. Зимняя, А. А. Мелик - Пашаев, Н. Д. Молдавская, М. И. Оморокова.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи приобщения к словесному искусству.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

1026 - | 847 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.