Нам осталось сделать следующий, не менее ответственный шаг в построении нашей материалистической модели вечной жизни вдохнуть нее жизнь, иными словами, во-первых, заменить в модели абстрактную копию реальным человеком (таковым, конечно же, должен быть новорожденный); во-вторых, вместо абстрактной изолированной системы, где все детерминировано или, в крайнем случае, псевдослучайно, перейти к реальной жизни, в которой господствует его величество Случай. Кого рождает женщина, как не себе подобного, вобравшего в себя некую интегральную массу свойств и качеств таких же подобных, нанизанных на общую жизненную нить? Природа человека такова, что он сам создает свои копии самым естественным образом. Но копии ли это в том понимании, как это требовалось для нашей модели?
Внимательный читатель должен понимать, что судьба ставки, поставленной на карту бессмертия, зависит от ответа на этот вопрос. Ответим да и принципиальные трудности позади, остаются лишь технические детали; ответим нет модель рушится, как карточный домик, и вряд ли можно построить другую.
Подобие одного человека другому условное понятие; естественно, каждый человек уникален и чем-то отличается от любого себе подобного. В то же время предлагаемая модель вечной жизни предусматривает наличие у каждого человека некоей постоянной сущности, при этом не какой-то второстепенной для данной модели (например, пяти пальцев на руке или двух глаз и т. д.), а основополагающей, определяющей статус человеческого сознания, его Я. Эта константная сущность, возникая каждый раз при рождении нового человека, и должна постоянно создавать ощущение Я, как данности. В последующих главах будет показано, что упомянутая константная сущность не авторский вымысел.
Таким образом, не имея для воплощения бессмертия возможности искусственного создания копии человека, можем себя утешить тем, что копии мозговых механизмов, обеспечивающих возникновение способности субъективного начала, создаются в реальной жизни постоянно с помощью естественного механизма размножения.
Переход от абстрактной изолированной системы, в которой действовали абстрактные оригинал и копия, к реальной жизни вносит в рассматриваемую картину принципиальную коррективу: в абстрактной модели при бесчисленных копиях мы имели фактически личное бессмертие; в реальной действительности бессмертие становится безличностным. Иными словами, существование в лице новорожденных детей копий (будем далее употреблять термин репродукций) вполне обосновывает реальное, объективное существование феномена вечной жизни как циклически повторяющейся и динамически изменяющейся от элементарной к более сложной внутри каждого цикла способности к субъективному восприятию себя и окружающего мира. Безграничная индивидуальная жизнь каждый раз в образе вновь формирующейся в новом теле личности, каждый раз в новом, неизведанном и, тем не менее, старом мире.
Когда я, автор этих строк (здесь, в самом деле, удобнее перейти к первому лицу) буду умирать, то для меня это будет как бы засыпание, после которого обязательно наступит как бы пробуждение. Но это будет пробуждение, имеющее два свойства, отличающих его от обычного пробуждения после обычного сна (поэтому мы и называем его как бы пробуждением). Во-первых, оно будет похоже на возникновение, имевшее место в детстве каждого; во-вторых, я ничего не буду помнить (точнее, знать) о том, что было со мной до этого пробуждения. Я в первой половине фразы когда я автор и Я в начале следующей фразы я ничего не буду помнить это Я, принадлежащие разным личностям, но как субъективно воспринимаемая и воспринимающая данность это одно Я.
Препарируем сознание
Теперь мы можем высказать следующее предположение: чтобы модель безличностного бессмертия работала, необходимо наличие структурированности человеческого сознания. Оно должно состоять, по крайней мере, из двух частей постоянной и переменной. Одна часть переменная обусловленная генной природой конкретного человека, особенностями социальной среды, в которой он живет, вполне удовлетворяет реальному факту уникальности человеческой личности. Далее мы, уже на другом уровне, проследим, как реализована модель этой неповторимости и как она (неповторимость) могла бы соотноситься с проблемой человеческого сознания и с проблемой субъективно воспринимаемого бессмертия. Другая часть, одинаковая у всех людей, и есть та репродукция, которая должна в предлагаемой модели обеспечивать постоянство восприятия бытия. Это имманентное каждому человеку свойство, обусловленное структурой его мозга, которое мы называем способностью к возникновению субъективного начала и которое в границах существования этой способности одинаково у каждого человека и репродуцируется естественным образом.
В этой части книги мы еще не готовы утверждать, что упомянутые две части сознания действительно существуют. Мы просто констатируем: если бы сознание было структурировано в указанном смысле, то предложенная модель субъективного бессмертия могла бы реально существовать. Со всей определенностью нужно сказать, что обозначенная здесь модель вечной жизни не определяет бессмертие как таковое, то есть отвержение смерти: в данной модели смерть присутствует, и в этом, видимо, заключен глубокий философский смысл. В предложенной модели сошлись две диалектические противоположности смерть и новая жизнь. С этой точки зрения для данного феномена термин бессмертие, возможно, не совсем удачен. Однако, избегая введения новых сущностей, мы в дальнейшем будем часто пользоваться именно этим термином, всегда имея в виду не отсутствие смерти, а нечто похожее на жизнь после смерти.
Пройдена еще одна часть пути. Отвергнув вечную жизнь, предлагаемую теологией и теософией, мы придумали свою модель бессмертия как последовательность обычных человеческих жизней. Эта модель предполагает особое устройство сознания. Мы еще не знаем, так ли оно устроено, и вообще, что такое сознание. Однако ясно одно именно в сущности сознания скрыто то, что нам предстоит понять.