Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ценности как предмет изучения




 

Гуманитарные науки не остаются неизменными. В них появляются свои относительно самостоятельные области исследования, конституируются отдельные теории и концепции.

В конце XVII века в философии выделяется такой подраздел, как гносеология, наука о познании. Во второй половине XIX века – аксиология, наука о ценностях. В ХХ столетии – семиотика, наука и знаках.

Каждая из наук сосредотачивает свое внимание соответственно: гносеология – на проблемах знания и познания. Такой подход к культурным явлениям позволяет выяснить, что и как отражается в духовной культуре общества, каковы механизмы познания, насколько духовные отражения адекватны отображаемым объектам и др. Аксиология обращается к проблемам ценности и оценки, значений тех или иных явлений культуры для человека. Например, история человечества –

это история почти непрерывных войн. Формируется соответствующая военная культура. Она может принимать подчас весьма экзотический вид, например, восточные боевые искусства. Гносеология призвана ответить на вопрос о природе войн, понять их связь с ограниченной практикой человека. Но как относиться к войнам, какое значение они имеют в жизни человечества и человека – на этот и иные подобного рода вопросы призвана ответь аксиология. Гносеология и аксиология тесно связаны друг с другом. Не познав то или иное явление, не поняв его природы, трудно определить человеческую потребность в этом явлении, а также как эту потребность претворить в общественную практику. Но каждая из этих дисциплин обладает и собственной спецификой, а значит и относительной самостоятельностью. Обладает своей спецификой и семиотика, которая концентрирует свое внимание на вопросах знака и значения.

Первоначально проблема ценности привлекла внимание еще философов Античности. Позднее к ней обращались теоретики политической экономии.

Формально началом аксиологического этапа можно считать появление в 1856–1864 гг. книги «Микрокосм» немецкого философа Р. Г. Лотце (1817–1881). В ней он ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость», которая не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургской (Г. Коген) школ неокантианства, развивая эту тенденцию, стали использовать кроме термина «значимость» и понятие «ценность», пришедшее в философию из экономической теории. Весь реальный мир делился ими на две части: бытие (действительность, существование) и ценности. Ценности не существуют, они находятся по ту сторону объекта и субъекта, но для последнего они являются общеобязательной значимостью и долженствованием.

По мнению Г. Когена, сама истина происходит не из соответствия знания реальности, а из этических норм и ценностей, привносимых в познание. Г. Риккерт считал, что сущность ценностей «состоит в их значимости, а не в их фактичности» [12.128].

Ф. Ницше, отражая поиск философской мысли своего времени, отстаивал необходимость переоценки всех ценностей и устаревших идеалов: «Вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности: последний обретает всю серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях» [ 9.287].

Само понятие «аксиология» было введено французским философом П. Лапи в 1902 году. Им философ обозначил раздел философии, занимающийся всей ценностной проблематикой, отделив его тем самым от традиционной гносеологии.

Подлинным открытием ценностного видения мира стала философия русского религиозного ренессанса. Она раскрыла в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу всеединства. Здесь мы должны назвать таких философов, как В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и др.

Интерес к аксиологии, вспыхнувший было после ее «разрешения» в России в 1965 году в качестве марксистской теории ценностей, столь же быстро и погас на стадии незавершенной дискуссии о природе самих исходных категорий. В сегодняшней России потребность в достаточно разработанной теории ценностей стоит остро как никогда, поскольку выход из общего кризисного состояния невозможен без выявления ценностных ориентаций общества и их утверждения в сознании граждан.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 657 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.