Гуманитарные науки не остаются неизменными. В них появляются свои относительно самостоятельные области исследования, конституируются отдельные теории и концепции.
В конце XVII века в философии выделяется такой подраздел, как гносеология, наука о познании. Во второй половине XIX века – аксиология, наука о ценностях. В ХХ столетии – семиотика, наука и знаках.
Каждая из наук сосредотачивает свое внимание соответственно: гносеология – на проблемах знания и познания. Такой подход к культурным явлениям позволяет выяснить, что и как отражается в духовной культуре общества, каковы механизмы познания, насколько духовные отражения адекватны отображаемым объектам и др. Аксиология обращается к проблемам ценности и оценки, значений тех или иных явлений культуры для человека. Например, история человечества –
это история почти непрерывных войн. Формируется соответствующая военная культура. Она может принимать подчас весьма экзотический вид, например, восточные боевые искусства. Гносеология призвана ответить на вопрос о природе войн, понять их связь с ограниченной практикой человека. Но как относиться к войнам, какое значение они имеют в жизни человечества и человека – на этот и иные подобного рода вопросы призвана ответь аксиология. Гносеология и аксиология тесно связаны друг с другом. Не познав то или иное явление, не поняв его природы, трудно определить человеческую потребность в этом явлении, а также как эту потребность претворить в общественную практику. Но каждая из этих дисциплин обладает и собственной спецификой, а значит и относительной самостоятельностью. Обладает своей спецификой и семиотика, которая концентрирует свое внимание на вопросах знака и значения.
Первоначально проблема ценности привлекла внимание еще философов Античности. Позднее к ней обращались теоретики политической экономии.
Формально началом аксиологического этапа можно считать появление в 1856–1864 гг. книги «Микрокосм» немецкого философа Р. Г. Лотце (1817–1881). В ней он ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость», которая не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании, положив тем самым начало разработке ценностной проблематики. Философы Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургской (Г. Коген) школ неокантианства, развивая эту тенденцию, стали использовать кроме термина «значимость» и понятие «ценность», пришедшее в философию из экономической теории. Весь реальный мир делился ими на две части: бытие (действительность, существование) и ценности. Ценности не существуют, они находятся по ту сторону объекта и субъекта, но для последнего они являются общеобязательной значимостью и долженствованием.
По мнению Г. Когена, сама истина происходит не из соответствия знания реальности, а из этических норм и ценностей, привносимых в познание. Г. Риккерт считал, что сущность ценностей «состоит в их значимости, а не в их фактичности» [12.128].
Ф. Ницше, отражая поиск философской мысли своего времени, отстаивал необходимость переоценки всех ценностей и устаревших идеалов: «Вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности: последний обретает всю серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях» [ 9.287].
Само понятие «аксиология» было введено французским философом П. Лапи в 1902 году. Им философ обозначил раздел философии, занимающийся всей ценностной проблематикой, отделив его тем самым от традиционной гносеологии.
Подлинным открытием ценностного видения мира стала философия русского религиозного ренессанса. Она раскрыла в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу всеединства. Здесь мы должны назвать таких философов, как В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и др.
Интерес к аксиологии, вспыхнувший было после ее «разрешения» в России в 1965 году в качестве марксистской теории ценностей, столь же быстро и погас на стадии незавершенной дискуссии о природе самих исходных категорий. В сегодняшней России потребность в достаточно разработанной теории ценностей стоит остро как никогда, поскольку выход из общего кризисного состояния невозможен без выявления ценностных ориентаций общества и их утверждения в сознании граждан.