Итальянское Возрождение представляет классический тип возрожденческой культуры, который пытались копировать в других европейских странах, но который нигде точно повторен не был. Этому есть ряд причин экономического и политического характера.
В Италии раньше, чем где-либо появляются элементы раннекапиталистических отношений - уже в XIV- XV в. Экономическое могущество Италии основывается на торговле и банковском капитале. Французский историк школы "Анналов" Ф. Бродель среди причин, приведших к быстрому росту торгового могущества Италии, указывает на возрождение торговых путей по Средиземному морю в связи с крестовыми походами рыцарей. Находившиеся на побережье или имевшие выход к морю города-порты: Венеция, Флоренция, Генуя - стали быстро развиваться и богатеть с установлением торговых связей между христианским и арабо-исламским миром.
Венецианские корабли, груженные сукнами местного производства, пряностями с Востока и другими товарами, регулярно отправлялись в различные порты. Венеция была главным поставщиком пряностей, которые особо ценили в Европе.
Генуэзская знать занималась преимущественно финансовой деятельностью, извлекая из нее более половины своих доходов. Генуя стала полноправной хозяйкой общеевропейской финансовой биржи - Безансонских ярмарок, проводившихся в различных европейских городах. Кроме того, только генуэзские купцы обладали монопольным правом скупать все товары на территории Северной Африки.
Крупнейшим финансовым магнатом Италии и всей Европы была Флоренция. Торгово-банковские дома Флоренции выступали кредиторами для многих европейских государей. Флоренция одна в Европе имела в обращении золотую монету – флорин.
Развитие на базе городов торгового и финансового капитала приводило их к дальнейшему политическому обособлению. Дело в том, что Италия в эпоху Возрождения была политически раздроблена и не представляла собой единого национального государства. Решающую роль играли Неаполитанское королевство, Миланское герцогство, Папское государство, Флорентийская и Венецианская республики. Более мелкими государствами были республика Генуя, герцогство Савойское, Мантуанское и др.
Как уже отмечалось, Возрождение представляло собой тип городской элитарной культуры, и Италия не стала исключением, именно в городах-республиках Возрождение достигает своих вершин. Здесь формируется новый человек, не похожий своим обликом, своим мироощущением на средневековую «персону».
Итальянское Возрождение принято делить на несколько этапов.
1.Проторенессанс (XIII - XIV вв.), когда характерные черты эпохи только зарождаются.
2.Раннее Возрождение (XIV в.) - указанные тенденции набирают силу.
3.Высокое Возрождение (XVI в.) - время расцвета идей и принципов эпохи, а также канун последующего затем кризиса культуры.
Итальянское Возрождение дало миру величайших поэтов (Данте Алигьери, Франческо Петрарку, Джованни Бокаччо) и гуманистов (Леонардо Бруни, Пико делла Мирандолу, Марсилио Фичино). Произведения живописцев и скульпторов - Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти - преобразили итальянскую культуру и облик итальянских городов.
Признанным центром Раннего и Высокого Возрождения в Италии стала Флорентийская республика (рис.46).
Итальянские города-республики имели особую систему управления. Это были либо коммуны, либо сеньории (рис. 47). Власть в городе принадлежала Совету ста. В Совет входили влиятельные и богатые люди города из старейшин ремесленных цехов, глав купеческих гильдий и т. д. Но парадоксальность ситуации состояла в том, что, обычно власть в городе захватывал один человек, опираясь при этом не на наследственные феодальные права, а исключительно на собственную предприимчивость, смелость, умение привлекать или устрашать людей.
Не имея формально должности, дающей ему право властвовать, такой человек был в современной интерпретации неформальным лидером, и значит он должен был быть незаурядной, оригинальной и выдающейся личностью. С именем такого человека - Лоренцо Медичи, которого современники прозвали Лоренцо Великолепный, и связан расцвет Возрождения во Флоренции. Весь XY в. прошел под властью правления семьи Медичи в городе (файл 19).
Лоренцо Медичи, как и его дед Козимо Медичи, не имел никаких официальных прерогатив и не занимал ключевых государственных должностей, оставаясь частным лицом. Его могущество строилось на поддержке банковско-торговой олигархии (сам Лоренцо стоял во главе банковского дома Медичи), на искусно подогреваемой популярности, связанной с заслугами перед городом, на замечательных дипломатических способностях.
Изо дня в день Лоренцо должен был поддерживать систему личных связей, чтобы удержаться у власти. Хотя Лоренцо, ведя переговоры от имени Флоренции, представал в глазах папы или европейского короля именно государем, внутри города он занимал положение только гражданина.
На примере Лоренцо Великолепного рассмотрим особенности образа или представления о человеческой индивидуальности, сложившиеся на почве итальянского Возрождения.
Фактически Лоренцо Медичи в течение двадцати лет был руководителем Флоренции в эпоху ее расцвета и поражал Европу своими государственными талантами. Но еще примечательнее тот факт, что незаурядность Лоренцо проявилась не только на почве политики. Свое заслуженное прозвище - Великолепный - Лоренцо получил за сочетание в его натуре политического дара с подлинно художественными способностями и поэтическим талантом. Он обладал прекрасной гуманистической выучкой, полученной им в одной из гуманистических Академий, был знатоком и собирателем античности, замечательным поэтом. Многие историки называли Лоренцо гением, в то же время пытаясь понять, как уживались в одном человеке расчетливость политика и мечтательность поэта, трезвый холодный ум банкира и склонность к романтическим любовным приключениям. Сам Лоренцо писал в своих сонетах, что ему ничего не нужно, кроме желанной донны (рис.48).
Приведем одно из суждений о Лоренцо Великолепном его соотечественника Н. Макиавелли: "В обсуждении тех или иных вопросов он бывал красноречив и богат доводами, в решениях благоразумен, в осуществлении решений быстр и смел. А между тем он был весьма склонен к любовным наслаждениям, играм и забавам. Видя, как он одновременно ведет жизнь и легкомысленную, и полную забот, можно было подумать, что в нем немыслимым образом сочетаются две разные натуры" [1, с. 107-108].
Каждая эпоха создает свой тип, свой идеал образцового человека. Культура итальянского Возрождения видит свой идеал, свой образец для подражания в человеке, которого трудно определить через одно доминирующее качество. Сравним: в Античности идеал достигается служением Отечеству и выполнением гражданского долга, в Cредневековье - служением Богу. Итальянское Возрождение создает идеал человека, в котором трудно найти стержень, пластический центр его натуры. Отсюда и возникает фраза Н. Макиавелли о немыслимом сочетании в одном человеке двух разных натур, что абсолютно справедливо и по отношению к самому Макиавелли, и ко многим другим выдающимся людям этой эпохи.
Это и есть идеал для подражания - отсутствие единообразия. Достоинство человека выражалось через его разнообразие, неповторимость, оригинальность. Попутно заметим, что на Востоке, в Китае, охарактеризовать человека как оригинального значит оскорбить его.
Более всего Возрождение не любит похожесть одного человека на другого, не признает узкой профессиональной специализированности, что было типично в Средневековье. Человек эпохи Ренессанса - это человек неимоверных возможностей. Его зачастую определяли как титана.
Не случайно появление людей, одаренных и проявлявших себя столь разносторонне: одновременно и скульптор, и живописец, и поэт, и философ - это было культурно-психологической установкой эпохи. Леонардо да Винчи в рекомендательном письме герцогу Миланскому пишет о себе, что он - инженер, изобретатель, математик, философ, поэт и только в последнюю очередь указывает, что он еще может заниматься и живописью [2, с. 339].
Философским обоснованием идеального образа ренессансного человека стал принцип «варьета»,что в переводе с итальянского и означает разнообразие.
Напомним еще раз, что активное деятельное постижение человеком мира через внимательное «всматривание» в окружающую природу путем раздвижения границ мира до пределов Нового Света становится одной из мировоззренческих установок людей Возрождения. Вглядевшись пристальней в привычное окружение, человек обнаружил необычайное разнообразие всего, что сушествовало рядом. Это было так ново, что целые страницы книг заняты перечислением различных видов животных, растений и т.п. Основное кредо разнообразия можно кратко сформулировать так: как нет двух одинаковых деревьев и нет двух одинаковых цветов, так нет и двух одинаковых людей.
Именно с идеей разнообразия –«варьеты» - связано особое привилегированное положение живописи в эпоху Возрождения. Человеческий глаз не знает себе равных среди других органов чувств в обнаружении разнообразия. Взгляд охватывает одновременно множество разных вещей, от небес до земли, и по этой причине только живопись дает возможность показать разнообразие мира. Только живопись позволяет точно и верно запечатлеть красоту мира.
Возрождение в выборе своего жизненного кредо следовало античному принципу: нужно жить естественно, подражая природе. А поскольку природа разнообразна, то и человек должен быть разнообразен.
Принцип «варьета» реализовался в Возрождении в трех аспектах.
Первое - существует природная «варьета». Вся природа разнообразна. Нет двух одинаковых деревьев, двух одинаковых цветов, двух одинаковых птиц, насекомых, зверей и т. д. до бесконечности. И только глаз способен ухватить и передать это разнообразие.
Второе - существует также и социальная «варьета». В противовес средневековым принципам социального неравенства и иерархичности сословий, проявлявшимся через идею родовитости и благородного происхождения (есть сословия «лучше» - рыцари, аристократы и сословия «хуже» - купцы, крестьяне), социальная варьета утверждала, что нет человека «хуже» или «лучше» по своему происхождению, а все общество должно состоять просто из разных людей, к которым неприменим принцип оценочности.
И третье - человек должен обязательно обладать индивидуальной "варьетой". Каждый сочетает в себе разнообразие способностей и такое же разнообразие черт характера. Возрождение формирует идеал универсального человека - Homo universale, проявляющего свой талант в разных сферах жизни. Именно по этой причине в таком человеке трудно было выделить доминанту, найти стержень личности. Такой человек не мог быть постоянным, неизменным, к нему нельзя было применить понятие "герой", он сочетал в себе высокое и низменное, героическое и подлое, духовное и прагматическое. Вероятно, в реальной жизни трудно было следовать указанному принципу. Скорее, это был идеал, образец для подражания, возможно полностью никогда и недостижимый.
Исходя из индивидуальной "варьеты", можно объяснить возникшую в Возрождении огромную популярность портретного жанра в живописи. Художники стремились передать неповторимость, оригинальность человека своей эпохи.
И все же идеал, образец для подражания удалось воплотить и реализовать в жизни выдающимся людям эпохи, чьи имена остались в истории, и кого мы сейчас называем титанами - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Лоренцо Великолепный.
Таким образом, идея разнообразия человека разрушила средневековую типичность, одинаковость и вывела обособленно-индивидуальное в человеке с положения вторичного, случайного в положение главной социо-культурной установки эпохи Возрождения.
Контрольные вопросы
1.Как Вы понимаете понятие "переходный" тип культуры?
2. Каковы взгляды исследователей на характер эпохи Возрождения?
Чем можно объяснить столь разнородные оценки?
3. Каковы типологические признаки культуры Возрождения?
4. Какая из европейских стран дала пример классического типа культуры Возрождения?
5. Какой смысл вкладывался в понятия "гуманизм" и "гуманист" в эпоху Возрождения? Назовите итальянских представителей движения гуманистов.
6. Что означает принцип "варьета"? В каких аспектах реализуется данный принцип?
7. Кто такой универсальный человек эпохи Возрождения? Приведите примеры.
Библиографический список
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты в поисках индивидуальности. – М., 1989.
2. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи. – М.,1990.
3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995.
4. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. – Т.1. – М., 1994.
5. Бокаччо Дж. Декамерон. - М., 1992.
6. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. – Т.3.– М., 1993.
7.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1984.