Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аксиологический подход к воспитанию




Содержание.

 

1. Понятие аксиологии …………………………………………………………...3

2. Понятие воспитания…………………………………………………………...4

3. Аксиологический подход к воспитанию……………………………………...5

4.Список литературы………………………………………………………….…..8

 

 

Понятие аксиологии.

Аксиология (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005, с. 12-13.) философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.

Аксиология (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005, с. 16.) – 1) филос. Учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности смысл, человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Аксиология (В. А. Мижериков, Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004, с. 13.) - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит учение о природе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой, в том числе и педагогической, деятельности.

Аксиология педагогическая (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 25.) – направление в области образования, в котором рассматриваются: учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности).

 

Понятие воспитания.

Воспитание (Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.) – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.

Воспитание (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.) – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 31.) – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. Воспитание исходит из качества общественной морали, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания.

 

 

Аксиологический подход к воспитанию.

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность(по В.П. Тугаринову ) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода:
К числу аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

 

Список литературы:

1. Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Мижериков В. А., Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004.

4. Полонский В. М., Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004.

5. Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.

6. Выжлецов Г.П., Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996.

7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, -Москва, Издат. «Школа-Пресс», 2000.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8729 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2538 - | 2233 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.