Лекции.Орг


Поиск:




Формы любви в функциональной психологии




Номер цвета   Цвет   Форма любви   Плюс - функция Роль-идол   Минус-функция Роль-защита  
  Синий   Симпатия   Гармонирование   Ажитированность (пустота, неудовлетво - ренность)  
  Зеленый   Связан­ность   Фиксирование   Эмансипирование себя (стеснен­ность, препят­ствия, помехи).  
  Красный   Раздра­жение тела   Трогание, дотрагивание, охватывание   Морализирование (неохота, отвра­щение, защита от раздражения).  
  Желтый   Эротика   Идеализиро­вание   Цепляние (потерянность, разочарование).  

 

Неверному и ветреному Дон Жуану в качестве бабника, юбочника и волокиты, стреляющего стрелами «любви», очень трудно найти свой идеал там и оставаться там, где он всадил свою стрелу в челове­ческую плоть. С другой, стороны, мечтательному и восторженному Тристану затруднительно удержать («до­тронутся, охватить и овладеть», плюс «красный») чувственное тело.

Тристан ищет лишь душу и не хотел бы -найти ее в теле. Дон Жуан находит тело, но не хотел бы открывать в нем душу. Оба они не в состоянии принести эротику и секс для гармонического совершенства.

Эти два противоположных по своей ориентации парня полярно противостоят Ромео и Джульетте как верной паре. Связанность зафиксирована (плюс «зеленый») вопреки всем неприятностям и бедам, поскольку их любовь исполнена безграничного и доверительного понимания, которое способно преодолеть все преврат­ности жизни. Свой покой и свою гармонию (плюс «синий») Ромео и Джульетта находят в окончательной связанности, в совместной смерти.

Из неограниченной готовности к пониманию (плюс «синий») и вырастающей из нее ответственной связан­ности (плюс «зеленый») проистекает потребность в верности.

Самопонимание и ролевое поведение взаимно зави­сят друг от друга(например:

(+)синий (-)зеленый <———> (—)синий (—)зеленый.
+1 +2 —1 —2

Таблица 4

Соче­тание цветов и функ­ций   Значение сочетания   Соче­тание-цветов и функции   Значение сочетания  
+1 +2   Потребность в верности, «мы оба».   -1 -2   Отворачивание, избегание  
+1 -2   Взаимоуступчивые и взаимоадаптиро-ванные совместные действие.   +2 -1   Господствование с целью самоутвержде­ния, фригидная ро­ковая женщина, женщина-вампир  
+1 +3   Готовность к нежности   -1 -3   Презрение, ненависть.  
+1 -3 «Оральное» одурма- нивание, еда, алкоголь, молитва наркотики +3 -1 «Генитальное» стиму­лирование, страстность, похотливость, сладострастие

 

 

Соче­тание цветов и функ­ций   Значение сочетания   Соче­тание цветов и функ­ций   Значение сочетания  
+1 +4   Дружественность, заботливость.   -1 -4   Заброшенность, од ино­чество, покинутость, беспомощность, несчастливая связанность  
+1 -4   Цепляние за партнера, стремле­ние к укрытости и защищенности   +4 -1   Поиски  
+2 +3   Авторитарность, возня, толкотня, совокупление   -2 -3   Оборонительное пове­дение, насильничание, изнасилование  
+2 -3   Нетерпимость, морализирование.   +3 -2   Решительность, бой­кость, ухарство, без­рассудная смелость, напористость.  
+2 +4   Нарциссизм, тщес­лавная и заносчивая самовлюбленность   -2 -4   Кабала, безнадежная независимость.  
+2 -4   «Анальное» принужление, неизбежная (принудительная) связанность.   +4 -2   «Визуальное» исследование, флирт.  
+3 +4   Воодушевление, влюбленность   -3 -4   Ревность, страх перед утратой.  
+3 -4   Форсируемое на-расстание раздра­жения, шлепки, щипки. царапание.   +4 -3   Стыдливый (застенчи­вый) страх ожидания, эстетическая сублимация.  

 

ГЛАВА 5.

ЭРОТИЧЕСКИЕ «ВЫСКАЗЫВАНИЯ» УКРАШЕНИЙ

 

Есть много видов украшений, от бус из семечек до многократных ожерелий из бриллиантов чистейшей воды. Есть много возможностей демонстрации украше­ний от интимной золотой цепочки вокруг живота до украшающих наклеек на стекле автомобиля или чемо­дане.

Однако есть лишь немного мотивов, побуждающих людей украшать собственное тело с ног до головы и собственное имущество от постельного белья до запас­ной автопокрышки какими-либо украшениями. Тот же самый мотив, то же самое притязание на значимость может породить: у женщины желание спать на постельном белье с вышитой монограммой, у мужчины вызвать чувство гордости от украшения своего автомо­биля серией фар и прожекторов, а также пестрыми наклейками везде и повсюду.

Когда африканский негр продевает палочку сквозь собственный нос, когда индийская женщина украшает свой нос бриллиантом или когда люди на другом континенте надевают перстень с печаткой, то все эти действия могут оказаться вызванными одним и тем же мотивом. Поэтому, когда мы рассматриваем украшение в качестве сигнала личности, то имеем в виду не квалифицирование предмета-украшения, а мотивацию его владельца.

Украшение не служит никакой полезной цели. И даже когда хотят ложно представить якобы практиче­скую полезность такого рода действий или предметов, утверждая, что монограмма на простынях исключает возможность их перепутывания, что панель управления дополнительными фарами дает возможность особенно хорошо освещать ночную дорогу, а перстень служит для запечатывания писем, едва ли кто-либо поверит, что это было истинной причиной приобретения этих украшений. Как раз именно бесполезность и техническая нецелесообразность всех украшений делают их особо богатыми своей выразительностью сигналами личности.

Поскольку при покупке любою украшения для себя его выбор осуществляется с особо тонкой чуткостью и внимательностью и направлен на то, чтобы определить, «красив» ли этот предмет, то есть соответствует ли он собственному вкусу, вид выбранного украшения рас­крывает образ или способ чувствительного эротического переживания.

Чувствительность и эротику причисляют к интимной области потому, что они охватывают ожидания и отношения, которые их обладатели хотели бы в наименьшей степени подвергать критике или ставить в невыгодное положение. При эротическом поведении и равным образом при выборе, украшений имеется в виду эмоциональная-согласованность. То, что в интимной области выражается как эротика, может соответственно отразиться в установке по отношению к украшению. Именно поэтому украшение становится эротическим сигналом личности, ее эротическим «высказыванием».

Украшать можно окружающий мир, рабочее место и особенно — собственное жилище. Предметы, служа­щие для практического использования, такие, например, как - наручные часы, дамская сумочка, чемодан или автомобиль, также могут быть по собственной воле их хозяев украшением или, по крайней мере, обретать функции украшений.

Третья область — это украшение собственной личности одеждой и предметами украшения.

Четвертая область — это украшение собственного тела с помощью цвета: окраска волос, макияж, солнечный загар, маникюр и педикюр.

В каждой из этих четырех сфер, отдельные люди могут иметь установки различного рода. Так, у одной и той же женщины может быть прекрасно выполненный макияж, платье при этом может быть не совсем в порядке, а квартира вообще напоминать поле сражения после битвы.

У прирожденной домохозяйки квартира может быть в идеальном порядке, но ее платье может представлять собой образец безвкусицы, а весь ее макияж может состоять из одной кислой мины.

В это разделе мы ограничимся украшениями третьей сферы, то есть теми украшениями, которые одевают на себя.

Здесь обязательно следует различать, какая именно часть тела и каким украшением украшается. Ведь одна и та же золотая цепочка говорит о разном в зависимости от того располагается ли она на животе, на шее или на суставе ноги. Одно и то же бриллиантовое колечко изменяет свое значение в зависимости от того, надето ли оно на безымянный палец или на мизинец и находится ли оно на пальце в единственном числе или рядом с ним располагается еще одно кольцо.

Телесное украшение обычно подчеркивает всю об­ласть тела, а не только украшенное им определенное место. Укрепленные на мочках ушей клипсы подчер­кивают и отмечают не ухо, а скорее лицо в целом. Браслет притягивает взгляд не к суставу руки, а к предплечью. Цепочка на голеностопном суставе направ­ляет взгляд на область ноги. Расположенное на пальце кольцо вводит в поле зрения всю кисть руки.

Каждый палец руки имеет собственное выразитель­ное значение. Поэтому то, на каком пальце надето кольцо, изменяет также и назначение сигнала.

Безымянный палец располагается с пассивной ин­дифферентностью между более длинным суверенным средним пальцем и готовым к «прыжку налево» (увлечению, любовным интрижкам, шашням) мизинцем.

Безымянный палец представляет восприимчивую, чувствительную и сентиментальную область человече­ского нрава. Если на него надето обручальное кольцо, то это указывает на супружество, как на состояние. Если же на безымянный палец надето украшающее кольцо, то выразительная характеристика и «высказы­вание» кольца относятся к области душевного состоя­ния. Если кольцо небольшое и отделано традиционно случайными декоративными формами, то это позволяет предположить, что душевная установка по отношению к любовному партнеру является недифференцированной и подобной клише. Но если кольцо на безымянном пальце большое, чрезмерно украшенное и провокаци­онно бросается в глаза, то можно предположить, что и эмоциональное поведение носителя такого кольца чрезмерно бурное, экзальтированное или даже истери­ческое.

То же самое кольцо, носимое на среднем пальце, еще больше подчеркивает и драматизирует эту харак­теристику, так как средний палец представляет область чувства собственного достоинства, самолюбия и тщесла­вия.

Указательный палец, который столь часто при говорении становится жестикулирующим актером, вы­ражает целеустремленное волевое поведение, инициа­тивное действие. Тот, кто украшает кольцом свой указательный палец, тот декорирует свои волевые импульсы и предположительно является самовластным диктатором, самонадеянным, самоуверенным и надмен­ным человеком (Генрих VIII, Ришелье).

Мизинец в качестве аутсайдера (крайнего) может легко оттопыриваться. Он легко отходит в сторону в прямом и в переносном смысле и совершает «свои отклонения от заданного маршрута» (имеются в виду любовные интрижки, походы «налево» и т.п.). Такие эротические или духовные «уходы в сторону» могут быть своенравными, капризными или оригинальными. Тот, кто украшает мизинец, показывает с помощью кольца в качестве выразительного средства, каким образом он хотел бы переживать свое личное своеоб­разие.

Если кто-либо носит на мизинце традиционный, оправленный в золото бриллиант, то этот человек притязает на особую, выделяющуюся общественную, значимость.

Если же молодая дама носит на мизинце несколько эстетически изысканных, согласованно подобранных нетрадиционных колец, то в этом случае можно предположить, что она ищет оригинальные побуждения или импульсы (стимулы) и с любопытством идет навстречу эротически привлекательному и особенному и хотела бы при этом с чувствительным вниманием переживать много новых впечатлений.

Ну, а что же за сигналы представляют собой золотые цепочки на животе и на голеностопном суставе? Манекенщицы часто совершенно необоснованно утвер­ждают, что они носят золотую цепочку вокруг бедер для того, чтобы можно было мгновенно регистрировать любое изменение охвата бедер и веса. Но на самом-то деле при этом «на цепи» пребывает не одна лишь плоть. Сюда следует присовокупить также чувственный и сладострастный взгляд, а также игру обнаружения, удерживаемую этой цепью на ее кульминационном. уровне.

Золотая цепочка в качестве декоративного символа стыдливого покрова осуществляет свою кокетливую привлекательность.

Золотая цепочка на голеностопном суставе — это вовсе не тайный знак лесбиянских отношений или лесбиянской связанности, как многие полагают. На самом деле — это сигнал полностью раскрываемой, раскрепощенной, охватывающей все тело сексуальной физической осознаваемости.

Тот, кто ухаживает не только за своим лицом и руками, но также за своими ногами и ступнями и украшает их, тот любит не только головой и сексу­альным органом, но всем своим телом, которое является у него чувствительным сладострастным органом.

Спрашивая о мотивах, почему люди украшают себя, следовало бы спросить и о том, почему некоторые из них не украшают себя. Одни хотели бы появляться в окружающем их мире украшенными и «подгримирован­ными», другие — предпочитают не украшать себя вообще.

Первые, применительно к нашим культурным собы­тиям, и в первую очередь женщины, хотели бы с помощью эмоционально привлекательного возбуждаю­щего средства — украшения представить себя как личность. Вторые, группы без украшений, хотят, чтобы их ценили в качестве личностей без этих материальных сигналов. Ремесленники и деловые люди воспринимают внешнее проявление по функциональному целесообраз­ному поведению. Противоположность этому разумному деловому фасаду являются богато декорированные хиппи и панки с их идеологиями чувств.

Подчеркнуто неукрашенным является отрешенный от всех радостей монах. Насильственно захваченной, ук­рашенной одним лишь галстуком, является сухая душа служащего. Сухая педантка, лишенная женственности — синий чулок, чувствующая свою непривлекатель­ность, с упорством самоотречения также избегает всяческих "украшений.

Женщины, чувствующие себя покинутыми или обманутыми, либо такие, партнеры которых не удов­летворяют ни одному из их притязаний, не имеют никакой охоты делать себя привлекательными с по­мощью украшений. Однако сверкающий гарнитур из­влекается на поверхность всякий раз, когда возникает новая влюбленность или по крайней мере внутренняя готовность к ней.

Тот, кто украшает себя украшениями, делает это под влиянием мотивов четырех различных видов и тем самым непреднамеренно выдает образ (или вид) своих интимных эротических переживаний:

1. Стремление к защищенности, безопасности, укрытости.

2. Стремление к престижу.

3. Стремление к сексуальному раздражению.

4. Стремление к красоте.

Эти четыре совершенно различных мотива имеют своим следствием то, что в соответствии с ними выбираются также четыре различных вида украшений. И поскольку эти четыре вида украшений должны удовлетворять различные потребности, они различаются своим материалом, размерами и обработкой.

При оценке мотивов потребностей форма и цвет украшения имеют значение, как выражение эмоцио­нальных установок, в то время как стоимость важна лишь для престижных украшений.

 

НЕБОЛЬШИЕ, ТЩАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫЕ

УКРАШЕНИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К

ЗАЩИЩЕННОСТИ И УКРЫТОСТИ

СИНЕГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «синий»)

 

Это не случайно, что украшение в большинстве случаев является маленьким. То, что является малень­ким и слабым, то, что подобно новорожденному должно быть окружено заботой, нуждается в бережном и исполненном любви внимании. Точно такую же эмо­циональную установку по отношению к украшению обретают те люди, которые хотели бы видеть в нем достойную любви драгоценность. Они ищут и восхища­ются такими украшениями, которые своим внешним видом создают впечатление, что они изготавливались с очень большой любовью, с бесконечными стараниями и терпением.

Такое преимущество имеет место по отношению к античным и традиционным украшениям, созданным с огромным чувством формы, с техническим умением и с большими затратами труда. В таком украшении восхищает прежде всего его миловидность, его «славность», «приятность», «симпатичность».

Миловидное и симпатичное украшение вовсе не обязательно должно быть дорогим. Иногда, особенно это характерно для украшений, являющихся продуктами народных ремесел, украшения изготавливаются из простого металла, керамики и полудрагоценных камней, или из дерева и фруктовых косточек.

Поэтому тот, для кого в первую очередь важным является распознание, вложенных в украшение стараний и любви, заботливого внимания и терпеливости, тот ищет на самом деле в украшении символ окруженности заботой, символ укрытости и защищенности. Миловид­ные и симпатичные украшения, маленькие драгоценно­сти... для взрослого — это то же самое, что плюшевый мишка для ребенка.

Частыми формами таких украшений-драгоценностей являются округлости, переплетенные гирлянды и круги. Типичные цвета — темно-синий (как, например, сапфир) и темно-красный (как, например, рубин). Такое украшение носят преимущественно вблизи сердца, в большинстве случаев на нашейной ленточке и часто в качестве броши на груди,

Символика креста (горизонталь — покой; вертикаль — стабильность; прямой угол — фиксированность (определенность, прочность) передает формально и одновременно религиозность, безопасность и укрытость. Поэтому «бойкие и бесшабашные» девушки, образ жизни которых является настолько «нехристианским», что их потребность в безопасности и укрытости (защищенности) становится особенно большой л силь­ной, удивительно часто носят крестик на шее.

 

ПРЕСТИЖНОЕ УКРАШЕНИЕ, СТРЕМЛЕНИЕ

К ЗНАЧИМОСТИ ЗЕЛЕНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «зеленый)

 

Дорогое украшение является разумным капиталов­ложением с распределенным риском за счет многократ­ного использования. Украшение в качестве капиталов­ложения имеет то преимущество, что им можно одарить супругу и затем демонстрировать ее или выставлять на показ богато украшенной, чтобы через нее указывать всем, что и сколько имеет супруг такой женщины. Такая оргия удовольствия от владения превращает престижное -украшение в кредо высшего снобизма. Поэтому, само собой разумеется, что утонченная дама носит свое жемчужное ожерелье подобно тому, как собака носит ошейник, когда выходит погулять. Поэ­тому же сверкающая бриллиантовая булавка, воткнутая в галстук джентльмена, столь же необходима, что и деревянная зубочистка, торчащая из маринованной селедки. Колышащийся подобно жирному двойному подбородку висит на запястье золотой браслет. Подобно пронизанному скучищей глазу карпа таращится в своей округлости солитер на безымянном пальце в надежде пробудить восхищение в чьем-либо завистливом взгляде.

Такие традиционные украшения, как кольцо с жемчужиной, кольцо с бриллиантом, сапфир в брил­лиантовой оправе, золотые браслеты и ожерелья — все это сигналы традиционного притязания на престиж.

Когда же человек, придерживающийся мнения, что «всякое маленькое не может быть ценным», подстегивает свое признание на престиж к тому, чтобы сделать как можно больше «регионов своего тела» предметом «золотой лихорадки», то он начинает напяливать на свои пальцы по стольку колец рядом друг с другом, сколько ему позволяет его дурной вкус.

Престижное украшение — это сигнал притязания на значимость (плюс «зеленый»). Но потому, что под золотой и бриллиантовой горой постоянно скрывается личинка майского жука, которая хотела бы стать не только майским жуком, но и бабочкой и которая с трепетом жаждет признания, учит нас детская школа человековедения.

Престиж желает импонировать. Ему так и хочется недвусмысленно дать понять своему ближнему: «Я тот, кем ты никогда не станешь, так как я обладаю тем, чего ты не имеешь.» И для этого вовсе не нужен человеческий замок, который все равно можно показать, лишь находясь у себя дома, а не на людях. Для этого достаточен всего-то маленький гербик в петлице, показывающий на: каждом шагу, везде и повсюду любому и каждому, почему он должен почтительно и благоговейно опускаться на колени перед носителем такого знака. Этих гербиков и значков существует великое множество, не менее, чем песчинок в море. Будь то знак ротарианского (масонского) клуба, орден почетного легиона, значок футбольного клуба или союза певцов, спортсменов, квартиросъемщиков и т.п., во всех случаях каждый, кто украшает себя таким престиж-сигналом, тот свидетельствует, что он является совер­шенно особенным человеком. Но, несмотря на это, у таких людей есть и кое-что общее: каждый из них самый важный.

 

РАЗДРАЖАЮЩЕЕ УКРАШЕНИЕ

СТРЕМЛЕНИЕ К СЕКСУ КРАСНОГО

ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «красный»)

 

Шикарная Лола, вытатуированная на груди моряка, — это не всегда искусство, но в каждом случае — это украшение. Кожаный браслет на запястье — это не всегда защитная повязка, но гораздо чаще — украша­ющий поясок, особенно для подчеркнуто мужского запястья, сигнал-украшение «твердого и сурового муж­чины».

Стальные цепочки на запястье являются не призна­ком пленения, а признаком твердого и жесткого мужчины, который хочет освободиться от собственной неуверенности в себе.

Зубы, клыки, кусочки меха, болтающиеся на шее; кисточки, блестки и мишура, а также меховые воротники и меховые оторочки на рукавах верхней одежды и на пальто — все это украшения с сексуально подчеркнутым характером раздражения. Однако они подчеркивают не твердую и суровую мужскую вырази­тельность, как это имеет место в случае металлических цепочек и кожаных деталей, а они выпячивают (как, например, мех и мишура) привлекательность и раздра­жение мягкого, увлеченного игрой, ласкового и легко сближающегося.

Раздражающие украшения (как, например, татуи­ровка или бросающийся в глаза макияж) часто носят провоцирующий, привлекающий внимание, а иногда явно экстравагантный характер. И намерение носителей таких украшений вовсе не в том, чтобы быть прекрасной подобно мадонне, но в том, чтобы раздра­жать, стимулировать, провоцировать, возбуждать.

 

ЭСТЕТИЧЕСКИ ОФОРМЛЕННЫЕ

УКРАШЕНИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К КРАСОТЕ

ЖЕЛТОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ (плюс «желтый»)

 

В качестве «прекрасного» воспринимается то, с чем бывают единодушны, с чем бывают согласны. Поэтому и говорят: «Погода прекрасная» или «Это прекрасно, что ты пришел». Однако объективная эстетическая красота не спрашивает о персональном совпадении вкусов по поводу предметов или ситуаций, она спрашивает лишь о том, гармонируют ли отдельные части как целое.

Эстетически прекрасной является картина, чьи формы, цвета и найденное содержание гармонируют как единое целое. Поэтому эстетически прекрасным может быть даже велосипедное колесо с ржавыми спицами. Престижные же или сексуально раздражающие украшения с их провоцирующей экстравагантностью часто противоречат эстетической оформленности.

Мы обозначаем как эстетически оформленное укра­шение, такое украшение, которое выбрано или отобрано по эстетически оформленному желанию. Это могут быть, например, клипсы или серьги, отобранные так, что они эстетически подходят к прическе или платью. Это может быть пояс с соответствующей пряжкой, если цвета брюк и рубашки или платье требуют такой горизонтальной разделительной линии.

Наручные часы-браслет, которые надевают подобно ботинкам по соображениям полезности и целесообраз­ности, могут висеть на руке просто в качестве технического хронометра. Но они могут быть и деталью, украшающей руку.

Однако тот, кто надевает часы, отделанные брил­лиантами, солитер или жемчужное ожерелье, отправ­ляясь на прогулку на парусной лодке или собираясь заняться верховой ездой, тот может, конечно, разби­раться в ветрах, и лошадях, но в украшениях он, вероятнее всего, ничего не понимает.

Тот, кто использует украшения для того, чтобы эстетически украсить себя, то есть тот, кто комбинирует на себе элегантно подходящие друг к другу вещи и комплектует их в - соответствии со своей личной оригинальностью так, что все они вместе образуют единое эстетическое целое, тот действительно понимает, что такое красота.

Эстетически оформленная красота — это сигнал для личности, которая держит себя открытой для привле­чения к себе своего окружения с высокой чувствитель­ностью и стремится создать (или сформировать) гармо­нию ощущений.

К этому однако вовсе не стремятся так называемые «нанятые» или «приглашенные на работу» представи­тели искусства. Когда они создают заказанные выска­зывания и, например, малюют социальную критику, по всем правилам искусства ваяют образы героев или в качестве первооткрывателей и провозвестников хаоса штурмуют «целостный мир», то они пропагандируют свою личную точку зрения на окружающий мир. И это не только их личная тема, но почти всегда также и их собственная проблема.

 

ГЛАВА 6.

РЕЧЕВЫЕ

ОБОРОТЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК

 

«Собственно говоря, можно, так сказать, сказать многое без того, чтобы, по сути дела что-либо сказать. Или нет?» Краткую суть длинной речи измеряет теоретик в области информатики. Все, что имеет смысл, он называет «битом». Если из длинной речи- извлечь то, что называется битом и информацией, то все остальное — это «бла-бла-шум», называемый избыточ­ностью (информации). Но как раз постоянно повторя­ющиеся и не несущие значимой информации «слова-наполнители», «слова-вставки», называемые в лингви­стике «цеппа», например: «не правда ли?», «так сказать» и т.п., относятся к наиболее показательным и к наиболее содержательным сигналам, поскольку они очень точно отражают эмоциональную установку чело­века. Всего лишь в нескольких фразах такие опреде­ленные, «выдающие человека» выражения могут повто­ряться столь часто, что поразительно быстро позволяют познать образ мыслей и манеру переживаний говоря­щего.

«Да» и «нет» в словесных выражениях могут проявляться в замаскированном виде, но они порой делают образ или манеру переживаний человека гораздо более очевидными, нежели прямо высказываемые им его утвердительные или отрицательные точки зрения. Так, на вопрос о том, понравилась кому-то постановка того или иного фильма, можно получить ответы «да» или «безумно хорошая», «нет» или «дикая чепуха».

 

СТУПЕНИ ПРИЯТИЯ И НЕПРИЯТИЯ

 

Приятие, согласие, утвердительный ответ и непри­ятие, отрицательный ответ могут быть выражены на различных эффективных ступенях. Деловитое «да» на второй эффективной ступени может стать подчеркнутым и подтверждающим «совер­шенно верно», «так точно», «точно», «правильно». На третьей ступени согласие, например, с похвальным отзывом, которым хотят поощрить другого человека, может принять формы: «отлично», «очень хорошо», «замечательно».

При переходе от третьей к четвертой ступени, то есть, например, от «очень хорошо» к «чудесно» происходит преодоление определенного существенного (психологического) порога. После похвального отзыва или похвальной квалификации, которая всегда остается деловой и подразумевается как деловяя, следует сту­пень, на которой человек прежде всего хотел бы выразить свое умиление, волнение, взволнованность: «великолепно», «неописуемо», «чудесно», «сильно» или «фантастично».

Высшей аффективной ступенью приятия, согласия, утвердительного ответа хотят сообщить другим о своей полной захваченности (чувствами) и, тем самым, способности к наиболее, интенсивному выражению чувств. В этом случае считают что-либо «безумно замечательным», «ну просто с ума сойти можно», «ужасно великолепным», «жуть, как здорово» (или у современной молодежи: «ну, я тащусь», «обалдеть можно», «я балдею» и т.п.).

Отрицание также может выражаться на пяти аф­фективных ступенях. Деловитое «нет» в качестве ответа на первой ступени может возрасти до критической оценки: «неправильно», «не соответствует» или «иск­лючено» на второй ступени.

На третьей ступени оно вырастает до дисквалифи­кации: «плохо», «неразумно», «безрассудно», «неумело» или «глупо».

При отрицании переход от третьей к четвертой ступени также образует важный порог. Здесь также деловитая квалификация переходит в субъективное эмоциональное выражение. Вместо дисквалификации «плохо», «неразумно» появляется аффективная ступень возмущения: «абсолютная бессмыслица», «не может быть и речи», «ужасно», «отвратительно», «страшно», «ужасающе», «мерзко», «дело дрянь». Возмущаются при этом в тонкой манере, перенося ударение на «очень», «очень неприятно».

На пятой, высшей аффективной ступени отрицание выражается как отвращение. С помощью слов «чепуха», «дерьмо» и тому подобных стилистических упражнений выражаются неудовольствие. Тот, кто часто употребляет такие слова, показывает их однообразие, что его установка на неудовольствие становится его жизненной позицией, его образом жизни.

По повторению не несущих информацию аффектив­ных слов можно очень быстро распознать, на какой именно аффективной ступени находится человек. Эмо­циональная установка может быть легко считана со шкалы от + 5 до -5, как со шкалы термометра, от «безумно замечательно» до «ерунда».

Аффективное поведение может быть различным в зависимости от окружающей среды. Так, бизнесмен, который старается стимулировать отношение своего служащего к работе, как «пришпоривая»его упреками, так и «подмазывая» его похвалами, обычно предпочи­тает обходиться такими формулировками как «очень неприятно» и «очень хорошо». Однако, находясь в домашней обстановке и держа перед своим лицом газету подобно разведенному разводному мосту, он выражает свое согласие вместо артикулированного «да» гнусавым «угу», а свое «нет» — растянутым «не-а». В комнате же своей подружки показания его аффективного термометра подскакивают довольно высоко. Он начинает считать все «просто чудесным» и «жутко хорошим». Ну, а если он почувствует себя здесь разочарованным, то выражает это словами «ужасно», «потрясающе плохо» и «страшно».

Когда приходится наблюдать человека, который по одному и тому же поводу один раз аффективно соглашается и приемлет что-то, а в другой раз аффективно отрицает -это, то в большинстве случаев удастся установить, что оба аффективных выражения (плюс- и минус-функция) находятся на соответствую­щих равнозначных по своей интенсивности ступенях.

Тот, кто подтверждает словами «так точно», тот определенно говорит и «об этом не может быть и речи». Тот, кто высказывает свою похвалу словом «отлично», тот дисквалифицирует что-либо на той же третьей аффективной ступени словами «глупо», «неразумно».

Тот, кто выражает свою эмоциональную захваченность и восторг словами «упоительно», «неописуемо прекрасно», тот отрицает также с позиций четвертой аффективной ступени, выражая свое разочарование словами «ужасно», «страшно», «отвратительно» и счи­тает «совершенно невозможным» все, что противоречит его высказываниям.

Тот же, кто переполнен позитивными эмоциями на пятой аффективной ступени и находит ситуацию «безумно замечательной» или «нестерпимо прекрасной», тот переключает выражение своих аффектов в случае разочарования в собственных ожиданиях на слова: «это мне осточертело», «проклятая чепуха», «дерьмо».

В таблице 5 дано сопоставление на словесных примерах пяти аффективных ступеней приятия (одоб­рения) и отвергания.

Между одобрением (приятием) и отрицанием (отверганием) располагается нерешительность (неопреде­ленность). Она может быть лишенной аффекта и натуральной «может быть», «дело в том, что...».

Однако только кажущаяся нерешительность типа «я не знаю, но...», как выражение эмоциональной уста­новки, — это уже содержательный сигнал. Тот, кто говорит: «Я нe знаю, но полагаю, что...», тот очень хорошо знает, каково его мнение, однако он опасается, что его правота не будет признана и что его мнение не будет ни разделено другими, ни подтверждено ими.

 

Таблица 5

Аффективные ступени приятия (одобрения) и неприятия (отрицания)

Номер ступени   Одобрение (+)   Неодобрение (—)  
  Без аффекта Да   Без аффекта Нет  
    Подтверждение Так точно Точно Правильно В порядке Согласен О'Кэй Ясно Критика Ни в коем случае не пойдет Неправильно Невозможно Не может быть и речи Исключено Никогда
  Похвальная аттестация Очень хорошо Шикарно Замечательно Отлично Исключительно Грандиозно Дисквалификация Плохо Скверно, никудышно Негодно Неразумно Глупо По-дилетантски
  Умиление Великолепно Чудесно Упоительно Баснословно Сказочно Фантастично Неописуемо Ужасно сильно Восхитительно Негодование Придурковато, глупо Очень неприятно Совершенно невозможно Абсолютно не подлежит обсуждению Ужасающе Ужасно неприятно Просто жуть какая-то Страшно Проклято
  Торжество Ну просто жуть, как замечательно Безумно великолепно С ума сойти можно Отвращение Чепуха, ерунда Дерьмо Отвратительно, Просто рвать тянет

 

 

Человеку даны два уха, чтобы он мог различать на слух в избыточной болтовне, что является действитель­ной информацией, а что является просто болтовней, своего рода упругим пенообразным веществом для умягчения собственного самолюбия или тщеславия.

За аффективными оценками типа «с ума сойти можно» или «абсолютная ерунда» скрывается самовос­хищение, и ничего кроме самоутверждения не добива­ются "набрасыванием лассо" на слушателей, которых хотелось бы видеть "нанятыми" в качестве поддакива­ющих соглашателей, непрерывно утвердительно киваю­щих головами.

Постоянно повторяемые через несколько слов «Не правда ли?!», «Вы понимаете?», «Не так ли?», «Понял?» и т.п. — это ведь не что иное, как бесстыдное требование, чтобы каждый слушатель на каждое банальное выражение реагировал подтверждением «Со­вершенно верно, Вы очень умный человек».

В то время как идол-Я самоотражается и самопод­тверждается в своих аффектах («Ну это просто с ума сойти можно!»), роль-идол своими ложными вопросами типа «Вы понимаете?!», «Не правда ли?!», «Не так ли?!» выуживает подтверждение у слушателей ("Ну, наконец-то я взрослый человек, не так ли?!»).

Точно также и тот, кто играет отрицательную оборонительную роль, тоже хочет получить подтверж­дение. Но поскольку нельзя ожидать, что найдешь воодушевленное одобрение на свое отрицание или отклонение чего-либо, то происходит подмена объек­тивной необходимости; и тогда вместо «Я не хочу» говорят «Это не выйдет» или «Это не возможно».

В случае трудолюбивой установки никто не скажет: «Я не хочу, так как это не выгодно для меня», а скажет: «У меня нет времени». Тот, кто хочет, тот найдет время, так как в распоряжении менеджера высшего звена, как и в распоряжении монаха, живущего в монастыре, имеется ровно 24 часа в сутки. Нехватка времени — это просто отговорка для «нехотения».

 

СЛОВА-СИГНАЛЫ

 

Люди, которые при отсутствии всякой необычности в них, вначале остаются в анонимной тени, распознаются ясно и отчетливо, как при освещении фотовспыш­кой, стоит им обнаружить свою эмоциональную уста­новку и их тайную жизненную философию с помощью характерных для них оборотов речи.

По выражению типа «Все идет как должно идти» или «Тут уж ничего не поделаешь» легко распознать покорность и безропотное смирение улиткоподобного существа со слабым «Я».

А о чем говорят часто используемые определенными людьми слова-вставки типа «конечно», «точно», «на­верняка», «собственно говоря», «в некотором смысле»? Тот, кто однажды хорошо обдумал эти слова, тот умеет улавливать их на слух в любом разговоре и рассматривает их как «отпечатки пальцев» личности.

Вместо того, чтобы анализировать их часто довольно сложные структуры, классифицируем их в первом приближении на две группы: на выражения самоутвер­ждения и на выражения неуверенности в себе и самоизвинения.

За частым употреблением выражений: «конечно», «само собой разумеется», «разумеется, я об этом думал» или «конечно же, я дал ему после этого пощечину» скрывается отчетливая самозащита. Это вовсе не само собой разумеется, что я думал об этом, и не было никакой естественной необходимости давать ему поще­чину.

Выражения «Конечно» и «Само собой разумеется» употребляются тогда, когда ожидают критики и заранее хотят защитить себя от нее.

«Принципиально», «Я хотел бы сделать еще одно принципиальное замечание» — тот, кто склонен к таким принципиальным разъяснениям, тот хочет выно­сить в качестве высшего судьи обобщающие, директив­ные приговоры. В этом случае самоутверждение станет виться высокомерной заносчивостью и чванством.

«В сущности говоря», «по сути дела», «собственно говоря», «само по себе» — все эти выражения раскрывают скромную, ориентированную на объективность оценочную установку. Когда студентка радуется встрече со своим сокурсником и говорит: «Собственно говоря, у меня с трех до четырех - лекция», то на самом деле она хочет дать ему понять, что объективно правильным было бы, если бы я пошла на лекцию; но если у тебя нашлось для меня время, то я предпочла бы посещению лекции возможность побыть с тобой.

Слова типа «собственно», «собственно говоря» («Собственно говоря, этому следовало бы что-либо противопоставить»), которые часто вставляются в свою речь, осмотрительными и критичными людьми, означа­ют: «То, что, собственно, есть, я считаю объективно правильным в противоположность другим возможно­стям». Тот, кто критически противопоставляет «объек­тивно правильному» другие возможности, тот ориенти­руется на идеальные целевые установки и этические требования.

«Очень просто» — является предпочтительным выражением тех людей, которые стараются утвердиться по отношению к неуверенности и неясности. «И тогда я очень даже просто спросил его, что я должен делать».

«Честно» и «действительно по-настоящему» являют­ся излюбленными словами многих наших современни­ков, которые рассматривают свои бессмысленные будни как самообман и из-за этой жизненной лжи сомнева­ются в своей собственной правдивости. Пища для них всегда «честно» вкусная, вино они находят «по-насто­ящему» превосходным, а сыр их «на полном серьезе» вполне устраивает. Они «без лишних слов», «честно», «по-настоящему» и «вполне серьезно» воодушевлены. И это вполне очевидно, так как их сигнальные слова подтверждают, что: «Мое высказывание в данном случае соответствует также моему убеждению». В противном случае их образ жизни противоречит их убеждению. И об этом следует «честно», «по-настоящему», «вполне серьезно» сожалеть.

Есть определенное количество слов-сигналов, выра­жающих неуверенность вообще или неуверенность в себе, например: «кое в чем», «отчасти», «в неизвестной мере», «кое-как», «как-нибудь», «в некотором смысле», «некоторым образом», «так сказать», «в определенной степени», «или как». Тот, кто часто вставляет слова в свою речь, показывает, что он говорит о чем-либо или оценивает что-либо такое, о чем он знает, что оно неточно ему известно и что он за это не отвечает. «Это, в известной степени, может быть решено как-нибудь технически», «Отчасти можно представить, что тогда случится», «Это, в определенной степени точно».

«Наверняка», «уверенно» — гласит клейкий пла­стырь при неуверенности. «Завтра наверняка будет хорошая погода». «Наверняка будет не так плохо». Тот, кто хотел бы успокоить собственные и чужие сомнения, выдает свою собственную неуверенность путем оценки «наверняка».

«Практически» — излюбленное слово людей, кото­рые чувствуют себя неуверенно по отношению к теоретически - интеллектуальным понятиям. Они с гени­альной краткостью резюмируют рассуждения о сложных функциях какого-либо аппарата, например, следующим образом: «Значит практически мне достаточно повер­нуть эту ручку». Когда слово «практически» необосно­ванно часто используется в речи, то это, по сути дела означает: «В деталях я этого совершенно не понимаю, я просто неспособен это понять». Часто это люди, которые именно поэтому ведут себя импульсивно.

«Ну конечно», «да, пожалуй» или «ну, так», «ну и...» — все это смиренное «аминь» человека, который полагает, что он знает, что именно надо сделать, но не верит в практическую осуществимость этого и «капитулирует».

Слова «уж», «поди», «бишь», «небось» — означают, что с данной ситуацией приходится с сожалением смириться: «Он, небось, Скорпион», «Я, небось, жен­щина».

Слова «ведь», «Он ведь Скорпион», «Я ведь женщина», однако означают, что данная ситуация оправдывает поведение.

Выставляемая на передний край кажущаяся неуве­ренность, тактическое самоизвинение может также быть выражением самовосхищения и высокомерия. Так, например, важничающий честолюбец выходит, наконец, из своего бюро, с подчеркнутой сердечностью хватает посетителя за руку и за локоть и изрекает: «Вы должны меня извинить, у меня как раз сейчас был звонок из другой страны.» Выставляемая на передний план просьба «Вы должны меня извинить» в каждом отдельном случае, а особенно, если она произносится часто, является снисходительно - покровительственным мнимым извинением человека, восхищающегося собст­венной важностью. Человек, который столь настойчиво произносит прощение, без которого несмотря на все его усилия, так и не смогли обойтись, просто должен быть очень значимой личностью. И эта ханжеская просьба произносится им вовсе не для того чтобы его извинили, но для того, чтобы им восхитились.

«Я полагал бы, что...». Столь осторожно и столь терпимо, но в то же время столь механически и столь принужденно выражаются многие духовные обитатели мансард. Среди этих людей нелегко найти духовную, личность, которая имеет свое мнение и допускает, что оно может быть верным или неверным. «Я полагал бы, что дважды два четыре». Эмоциональная установка манеры выражения «Я полагал бы» наряду с выдвига­емым на первый план самоотречением позволяет также увидеть самонадеянную переоценку собственного мне­ния, поскольку оно оценивается как объективная точка зрения. Выражение «Я полагал бы, что...» говорит о том, что «Я, как скромная личность, не хочу ничего утверждать субъективно, но объективно я вижу это так, как я это сейчас представляю».

Это означает также: «Я выражаю не личную точку зрения, но даю оценку от имени объективности». В выражении «я бы», кроме того, нельзя не услышать возможность к трусливому отступлению: «Если оценка, несмотря на ожидания, окажется неверной, то я тем не менее не потеряю доверия к себе».

Переплетение кажущейся терпимости с незаконно присвоенным правом на объективность и с возможно­стью оппортунистического увиливания и отговорок позволяет предположить при такой распространенной манере речи часто самонадеянное или дипломатическое поведение.

Выражение «ибо», «Ибо я подруга вашей жены», «Ибо у меня нет с собой денег», всегда означают то, чего Вы еще не знали. Однако откровения, вводимые словом «ибо», вовсе не всегда обозначают что-то неожиданное. В выражениях: «Ибо я ваш шеф», «Ибо я твой муж" с помощью слова «ибо» вводится то, что Вы должны были знать.

«Я, как президент», «Я, как офицер» и т.п. высказывания людей типа «Я, как...» представляют собой предлог (причину) показать, что они из скром­ности всегда хотели бы оставаться на заднем плане подобно собственной тени, коль скоро их «Я, как...»-роль не заставит их представить себя в качестве важной персоны. И поскольку на большинство своих «Я, как...»-ролей они постоянно вскарабкиваются с высу­нутыми от потери сил языками, то этими своими «Я, как...» они попросту в своей беззастенчивой скромности водружают на себя собственные короны.

«Отлично, но...» — так называется большой нож для нарезания жаркого, которым еще древние римляне, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», крошили великое. Изрекающий подобное сначала взды­мается с помощью похвалы «отлично» до уровня мастера, извещающего ученика о благосклонном к нему отношении, а затем, поводив на помочах льстивого признания свою мелочно опекаемую жертву, он выдает ему последующее «но» в виде пришпоривающей кри­тики и еще удивляется тому, что порожденные им же самим противоречия и отклонения выпячиваются и торчат подобно кинжалу между ребер.

«Это, пожалуй, наглец и нахал» — означает не то, что человек, о котором так говорят, может быть наглецом при определенных обстоятельствах, а то, что он является таковым вне всяких сомнений. Логическое «сальто-мортале» слова «пожалуй» действует непонятно, поскольку утверждение тотчас кажется поставленным под вопрос. Выражением «пожалуй, наглец» хотят сказать, что имеет место наглость неимоверно большая, совершенно неожиданная, удивляющая и ошарашиваю­щая. Кажущаяся непонятной бессмыслица становится само собой разумеющимся буквальным смыслом, если слово «пожалуй» переместить в последующее придаточ­ное вопросительное предложение. Ведь предложение «это, пожалуй, наглец» — это сокращенный вариант выражения: «Это наглый парень, или Вы, пожалуй, так не считаете?»: Противоречащей смыслу является лишь позиция слова «пожалуй», но ведь это не что иное, как обычный вопрос типа «Не правда ли?» либо «Или нет?», который рассчитан на подтверждающий кивок головы слушателя.

«Восхитительное платье!» — заверяет продавщица. «Ах, как чудесно, что Вы подумали о моем дне рождения!» — уверяет бизнесмен. Слова «восхититель­ный», «чудесный», «привлекательный» — это прилага­тельные, которые характеризуют не предмет или ситуацию, а неприкрыто и явно выставляют напоказ собственную захваченность эмоциями.

Тот, кто произносит слова «очаровательно» и «восхитительно», тот не только констатирует положение вещей, но и демонстративно заверяет, что он обраща­ется к своим чувствам и что он очень тронут.

Тот, кто разделяет одобрительные суждения типа «привлекательное платье», «восхитительная фигура», чтобы снискать к себе расположение, тот вместе со смягчающим похлопыванием по плечу занимает само­довольную позицию. В насмешливо-ироническом пори­цании и упреке типа «Да уж, это действительно привлекательно» это скрытое самодовольство распозна­ется особенно отчетливо.

Одобрительная оценка, высказываемая на уровне третьей аффективной ступени; «великолепно», «отлич­но», «исключительно», при ее регулярном употреблении постоянно является сигналом самовосхищения. Лишь тот, кто чувствует себя в качестве мастера, может похвалить или одобрить другого в качестве ученика за его достижения словами «отлично» или «исключитель­но».

Неуверенность в себе, перекрываемая авторитарной нетерпимостью и упрямым самоутверждением, сквозит из абсолютизированной манеры речи вида «ни в коем случае», «вообще не...», «ни при каких обстоятельст­вах», «не может быть и речи».

Невзрачно ноющим звучит словечко «также» или «тоже»: «я тоже хотел бы попробовать», «и соль также забыл?», «и салфеток тоже нет» в речи вечно фрустрированного брюзги и привередника, который полагает, что жизнь его обделила.

От отдельных слов-сигналов путь ведет к манере речи, сигналы которой не менее отчетливо раскрывают эмоциональные установки личности.

Продавец знает, как наверняка «поймать на удочку» удобного или неуверенного в себе покупателя с помощью таких, например, слов: «Я сделаю это для Вас, и тогда Вам самому не придется больше ничего для этого делать».

Мудрое изречение «Живем только один раз» говорит тому, к кому оно обращенно, не что иное, как: «Растормозись», «Ну, давай».

Если даже отказаться от функционально-психологи­ческого анализа слов-сигналов, то все равно полезна точно знать их содержательное значение, поскольку при употреблении в отдельных случаях они раскрывают мотивацию, а при обращающем на себя внимание повторении — сокровенный и тайный эмоциональный образ жизни.

 

 

МАНЕРА ПОВТОРЕНИЯ

 

Не только виды изречений, но и манера речи (манера говорения) является сигналом, который молни­еносно позволяет проникнуть в ролевое поведение человека и распознать его.

Высота звучания голоса, темп речи, ее громкость, артикуляция и ритм говорения являются для каждого человека настолько уникально характерными, что ко­го-либо знакомого при разговоре по телефону узнают по одному единственному произнесенному им слову. Или стоит включить радио- и уже по половине услышанного предложения можно угадать, например, что это именно проповедник читает свою проповедь, даже если в данный момент он как раз предпринял экскурс в область борьбы с загрязнением окружающей среды.

Мелодику речи не очень трудно описать без вспомогательных акустических средств, поскольку по повышению и понижению тона звучания последних слогов слов, по их протяжности можно отчетливо почувствовать, какую именно роль хотел бы играть говорящий.

Особенно показательным является характер или вид речи, когда кто-либо говорит по телефону, так как это позволяет распознать какова установка ожиданий гово­рящего и какого рода личностью он хотел бы быть в глазах собеседника.

Еще более отчетливо видимой становится играемая человеком роль, когда есть возможность не только слышать речь этого человека, но и наблюдать его мимику и жестикуляцию. Некоторые люди даже заку­ривают «сигарету смущения» перед тем, как поднять телефонную трубку.

Для того, чтобы грамотно вслушаться в выразитель­ное содержание манеры говорения человека, следует вначале обратить на восемь отличительных признаков. Путем их взаимного попарного связывания можно различать 24 различных манеры говорения.

 

Эти восемь критериев манеры говорения суть:

мягкая   = (+) синий   жесткая (твердая)   =(-) синий  
громкая   = (+) красный   тихая   =(-) красный  
артикули­рованная (отчетливая)   = (+) зеленый   неотчетливая   =(-) зеленый  
быстрая   = (+) желтый   медленная   =(-)желтый  

 

Человек с синим типом поведения разговаривает мягко и тихо, часто расслабленно и вяло.

Человек с красным типом поведения разговаривает громко и жестко, часто резко (пронзительно).

Человек с зеленым типом поведения разговаривает артикулированно (отчетливо) и, как человек тщеслав­ный, в большинстве случаев — напористо, с оказанием давления, а иногда — рубленными словами (говорит, как топором рубит).

Человек с желтым типом поведения разговаривает быстро и иногда неотчетливо, торопливо, несобранно.

Громкая и артикулированная речь звучит энергично (+3+2).

Громкая и быстрая речь звучит угрожающе (+3+4).

Громкая и мягкая речь звучит сонорно, звучно, звонко (+3+1).

Мягкая и быстрая речь звучит окрыленно, вооду­шевленно (+1+ 4).

Мягкая и артикулированная речь звучит осторожно и рассудительно (+1+2).

Подобным же образом можно сделать вывод и об остальных видах характера и культуры речи. Так, стремление к укрытости и защищенности характеризу­ется манерой речи, которая является мягкой. (+ 1) и медленной (-4), она звучит по-детски жалостливо («нытиково») и гнусаво. Тот, кто чувствует себя неуверенно из страха перед неудачей, говорит тихо (-3) и неотчетливо (-2), он буквально бормочет и мямлит.

 

ГЛАВА 7.

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ «НЕБОЛЬШОГО ПОРОКА»

 

«Ты не должен» — так называется кислый соус, которым часто поливается сладкая радость желания. Требования вроде «Ты всегда должен приветливо улыбаться» и запреты вроде «Ты не должен позволять себе прелюбодействовать» образуют заборные колья и жерди, с помощью которых моралист загоняет себя в свой тесный манеж. И за этими баррикадами против желания ищет он безопасность и неприкосновенную уютность (удобность).

Моральные концепции становятся однако сомнитель­ными, когда они ратуют за одни лишь отказы, исключая любые радости, охоту и удовольствия. Такого рода моралистическая односторонность создает мотивирован­ную страхом и лишь кажущуюся «разумность» в качестве противника партнеру по игре, именуемому «страстное желание». «Я очень хотел бы, но я не могу на это решиться».

Разум и страстное желание лишь тогда не проти­воречат друг другу, когда по каждому из этих путей идут до конца. Тот, кто разумно размышляет, тот не оставляет своим чувствам никаких обманчивых иллю­зий. Тот, кто обладает мужеством вникнуть в ситуацию, которая представляется ему непонятной или противо­речивой, тот развивает столь разумную ясность в своих чувствах, что для иллюзий не остается места. Если разум и чувство непротиворечиво проникают друг в друга, если они взаимно совпадают, то тогда обретается благоразумие, дающее возможность для принятия ре­шений и для действий. Это состояние «зрелости» чуждо невротикам, которые никак не могут решиться. Зрелый же человек, напротив, действует фактически. Он в состоянии поменять место работы или свою профессию, вступить в брак или развестись. Он действует (ведет себя) в соответствии с реальностями. И поскольку чувство и разум, поскольку его личные потребности и его эстетическая ответственность у него взаимно согласованы и совпадают, он живет в состоянии внутренней гармонии, чувствует себя счастливым и соответствующим образом удачливым.

Если же глупый разум и неразборчивые чувства начинают выставлять свои требования, то они приходят в противоречие и порождают страх. Последствия могут быть весьма серьезными. Противоречие между разумом и чувством — это противоречие в себе самом и против себя самого. Оно препятствует самовоплощению. Оно вредит откровенности, прямоте, искренности, честности, социальной солидарности по отношению к окружающим людям.

Характерология «небольшого порока» не стремится к морализированию; она направлена на то, чтобы вскрыть, где именно чувство страха и безрассудные притязания забаррикадировали самовоплощение или этическую ответственность.

Неразумное притязание (+), роль-идол и неразумный страх (-), роль-защита отягощают человека в виде «небольшого порока».

Неразумное или безрассудное притязание: «Я хочу безусловно слыть богатым и великодушным» и страх: «Я ни в коем случае не хочу казаться скупым и неимущим» сопринадлежат друг другу подобно наруж­ной и внутренней сторонам одной перчатки. Когда хотят снять перчатку, когда она мешает или почему-либо обременительна, то нельзя стянуть одну лишь ее внутреннюю сторону.

Внутренняя сторона и внешняя сторона, чувство страха и неразумное, чрезмерное притязание должны «сниматься» одновременно.

 

ПОРОК ИЗ СТРАХА

 

Под «небольшим пороком» мы понимаем то, что делается из слабости и страха, например, ложь или торговля одурманивающими средствами, и то, что из слабости или из страха не делается, например, неспособность ставить требования и неспособность говорить «нет». Действие или бездействие, которое часто является вредным для здоровья (алкоголизм или пристрастие к таблеткам), или иногда является социально безответст­венным (ложь или агрессия), мы оцениваем лишь с точки зрения упущенного или недостигнутого самовоп­лощения.

«Хорошо то, что способствует оптимальной жизни, и плохо то, что этому препятствует» — эта базовая этическая норма является действующей для психологии самовоплощения и равным образом — также и для социальной ответственности. Тот, кто вместо соответ­ствующего реальностям самовоплощения впутывает себя в роль-идол (+) и в роль-защиту (-), тот приводит свои базовые психические структуры в состояние разногласия. Безоглядное равнодушие или раздражение (раздражительность) в межчеловеческих отношениях говорит о том, что в эмоциональных отношениях имеет место микро-криминал.

Этические нормы могут быть установлены также и в эмоциональной области, например: «Ты не должен быть безучастным», «Ты не должен притворяться заинтересованным», «Ты не должен добиваться распо­ложения к себе путем тактического шарма».

Здесь также можно легко распознать слабость и страх, как и в больших, малых и самых малых пороках, так как часто повторяемые вопросы-вставки типа «Не правда ли?», «Ты понимаешь?», «Не так ли?» — это все порожденные страхом вопросы, имеющие целью установить, воспринимается ли произносящий их всерь­ёз.

Страх, оборонительность (защита) или отвращение — это фундамент каждого порока. «Отвратительно» — таково ощущение каждого заядлого курильщика, когда он впервые делает свою первую затяжку. «Отврати­тельным» воспринимает каждый будущий пьяница свой первый глоток алкоголя. Пиво вначале тоже кажется противным. Водка жжет горло, пока ее «кусающий» вкус, не станет привычным. Наркоман чувствует себя при первой попытке лишенным уверенности, так как его чувства реагируют при этом совершенно необычным образом. Курильщику опиума становится плохо после первого раза. Многие раздражения, которые затем вырождаются в болезненную страсть, вначале воспринимаются как отвратительные и неприятные, что преодолевается лишь постепенной но, что позднее становится страстью и непреодолимым влечением, вначале порождает страх и защиту. Тот, кто впервые балансирует на крупе лошади, в большинстве случаев испытывает страх. Иногда этот страх полностью не покидает даже опытного кавалериста. Тот, кто лазает по горам или доказывает свое мужество прыжками с парашютом, тот через демонстративную роль бесстрашия преодолевает свой внутренний страх.

Преодоление начальной отвратительности и сильного начального страха, а затем все новое и новое их преодоление порождает чувство силы и превосходства. И чем большим является преодоленный страх, тем большей становится кажущаяся «прибыль» в самоуве­ренности.

В таком компенсационном самоутверждении нужда­ются люди, которые страдают от страха или бессозна­тельно мотивируются им. Страх и самоутверждение образуют два полюса, в круге между которыми вращается порок. Вращение в этом «дьявольском круге» называется «страстью».

Страсть может приводить в движение все, что предлагает компенсационное самоутверждение: от без­обидных игр в бридж и разгадывания кроссвордов до бесшабашно смелых автогонок, от безучастного наряжательства и яростного стремления работать и работать до бешеного погружения в секс без всякой любви. Всякая чрезмерность — это попытка уравновесить нехватку, порождающую страх.

Это утверждение может показаться удивительным, поскольку при таких «пороках» как заядлое курение и алкоголь не очевидно, какой именно страх и какое именно самоутверждение поддерживают порок на ходу и не дают ему остановиться. Представляется однако, что начальное преодоление страха и отвращения, которое первоначально переживалось, как самоутверж­дение, теперь продолжается как символическое поведение и, будучи постоянно повторяемым, становится ритуальным поведением. —

Как и при всяком другом ритуале — молитве ли, праздновании нового года или при протягивании руки для приветственного рукопожатия, смысл эмоциональ­ного содержания всегда остается одним и тем же. Он может даже путем повторения суггестивно интенсивироваться и возрасти до условного рефлекса. Так, у курильщика гашиша состояние приятности может воз­никнуть уже при ощущении лишь запаха этого наркотика.

В ритуальном символическом поведении идеализи­руют себя до уровня героя: «Вчера мы здорово надрались» или до уровня эксперта: «Если у вас нет этой марки, то я лучше не буду пить виски вообще» (даже в том случае, когда напитки обеих «марок» наливались в стакан из одного сосуда!). «Раз у вас нет сигарет моей марки, то я вообще лучше не буду курить» (При проведении эксперимента по определению марки сигарет на вкус (то есть вслепую) лишь 2% заядлых курильщиков смогли распознать «свою» марку).

Этими кажущимися особыми «достижениями» (уметь надраться до чертиков; предпочитать только одну марку и т.п.) хвастают таким образом, что нормальный потребитель выставляется рядом с этими хвастунами либо «слабаком», либо невеждой с некультивированным вкусом. Пренебрежительное или презрительное отноше­ние к Другим людям — это дополнительный трюк для того, чтобы почувствовать собственное превосходство и внушить себе собственное самоутверждение.

«Небольшие пороки» — это сигналы тайного страха. Виды пороков раскрывают сведущему, какой именно вид страха они должны компенсировать. Представляет­ся, что курильщик - трубки, например, хотел бы освободиться от страха иного рода, чем курильщик кильских сигарет или курильщик сигарет.

Курильщик сигарет — это единственный из всех курильщиков табака, который курит затягиваясь дымом для того, чтобы «заполнить» (компенсировать) чувство пустоты (минус «синий»). Он ингалирует теплый, пощипывающий и щекочущий дым в легкие. Он воспринимает или ощущает его, как удовлетворяющий отклик. А это как раз именно то, что отсутствует в его отношениях с окружающими и близкими ему людьми.

Наши исследования 6000 курильщиков показали, что те из них, кто предпочитает курить сигареты без фильтра и крепкий, темный натуральный табак, в Цветовом Тесте отклоняли темно-синий цвет. А откло­нение синего цвета означает: «Страх перед лишенной всяких раздражений и привлекательности пустотой, перед скукой и перед неудовлетворенностью». Ингалирование табачного дыма имеет очевидный смысл заполнить эту пустоту теплым раздражением дыма.

В отличие от этого, курильщик трубки, который крепко держит в руке ее головную часть, копается в ней, набивает ее табаком и прикуривает, прежде чем он неохотно согласится с чем-либо или выскажет свое суждение, ищет прочной опоры. Корни его неуверен­ности проистекают из страха перед потерянностью (минус «желтый»). Но он хочет удержаться, он хочет обладать влиянием и значимостью. То, как он держится за свою курительную трубку, говорит о его потребности ухватится за какую-нибудь солидную надежность или гарантию (бог, деньги или политика), чтобы обрести успокоение.

Совершенно иначе, чем беспомощный «сосунок», ищущий укрытости, уверенности и безопасности, ведет себя курильщик длинных, узких кильских сигарет. Перекатывая между плотно сжатыми губами свое духовое ружьё, как иной человек — карандаш, он стреляет из него меткими мысленными стрелами, часто не произнося ни единого слова. Он втыкает кильскую сигару в свой рот как некое жало или колючий шип, будто хочет с помощью этой длинной колючки отгородиться от всех, чтобы никто не мог прорваться в его мыслительную зону. Искоса следит он за каждой мелочью, за каждой подробностью. Будучи критической и хитроумной личностью, этот Шерлок Холмс никому не позволяет загнать себя в безвыходное или затруд­нительное положение. Он хочет доказать себе самому и другим,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 298 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

795 - | 768 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.