Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќеолитическа€ революци€ как переход от присваивающих к производ€щим формам хоз€йства




»так, теперь, когда мы уделили достаточное внимание содержательной стороне дела, мы можем обратитьс€ к некоторой схеме, изображающей начальные этапы человеческой истории. «десь очень удобной будет классификаци€ по характеру материальной культуры. “огда можно выделить следующие этапы:

 аменный век

а) палеолит (до 10 тыс. лет до н. э.). ¬ это врем€ по€вл€ютс€ оруди€ из камн€, дерева и кости, люди впервые овладевают огнем, хот€ еще и не умеют добывать его. ќсновными видами де€тельности €вл€ютс€ охота и собирательство, позднее Ч рыболовство;

б) мезолит (10Ч5 тыс. лет до н. э.). ¬ это врем€ происходит значительное сокращение численности человечества из-за его вымирани€, которое было вызвано уменьшением численности животных в качестве объектов охоты. ƒанный период характеризуетс€ также по€влением лука, стрел и приручением собаки;

в) неолит (9Ч5 тыс. лет до н. э.). ѕереход к оседлому образу жизни, земледелию и скотоводству, изобретение различных способов добывани€ огн€, начало изготовлени€ предметов потреблени€.

ѕоследний период называют (вслед за английским археологом √ордоном „айлдом (1892Ч1957)) "неолитической революцией". Ёто была и в самом деле революци€, поскольку именно тогда произошли качественные изменени€ в экономике, по степени воздействи€ сравнимые только с промышленной революцией XVIIIЧXIX вв. в «ападной ≈вропе. Ёто был переход от присваивающего к производ€щему хоз€йству. –ассмотрим эти процессы подробнее.

 ак мы видели, члены рода в качестве первой формы человеческой общности Ч это брод€чие, кочевые охотники и собиратели, не знающие ни единой территории, ни посто€нного поселени€. “олько с многими оговорками можно утверждать, что они были зан€ты систематическим трудом. –од Ч ограниченна€ форма человеческой общности, и он способен подн€тьс€ лишь над крошечным участком пространства ("территории") и времени. “ак, во времени род обычно способен учесть не более семи поколений (три в прошлом и три Ч в будущем). –од посто€нно тер€ет несогласных, исчезающих в джунгл€х, примыкающих к другим родам или создающих свои роды. Ќо и сам по себе род не может быть многочисленным.

≈ще одной особенностью, свидетельствующей об ограниченности рода в качестве формы общности, €вл€етс€ то, что он не создает возможностей дл€ более или менее структурированного разделени€ труда. –азделение труда внутри рода не выходит за пределы самого необходимого Ч установлени€ мира между полами и возрастами (поколени€ми). ѕрактически всех род превращает в воинов. ¬ роду господствует военное и сословное "право", и внутри рода царит равенство, делающее невозможным развитие разделени€ труда. √лавное преп€тствие на пути модернизации рода Ч это сам принцип его построени€ Ч равенство перед лицом умершего предка (культурного геро€). ѕоэтому вс€кий непослушный должен был быть принесен в жертву духу предка. Ќо непослушный Ч это тот, кто не принадлежит к роду, чужак. ћир внутри рода покупаетс€ ценой посто€нной войны со всеми остальными родами, либо попыткой включить чужаков в "корпоративное" тело своего рода (этим объ€сн€етс€ така€ характерна€ черта любого рода, как гостеприимство). »ными словами, род либо просто убивает чужака, либо пытаетс€ его "ассимилировать".

Ќеудовлетворенность внутренним пор€дком рода Ч это источник его разложени€. –од "смотрит" в прошлое и требует от всех своих членов слепого подчинени€ этому прошлому, слепого повторени€ его архетипов. ¬с€кое новшество и вс€ка€ инициатива наказуемы, вс€кий несогласный Ч потенциальна€ жертва. Ёта жертва должна подкрепить дух рода в качестве объедин€ющей силы, т.е. "сплотить р€ды" рода. ѕоэтому нанесение ущерба духу рода не прощаетс€ никому и никогда. ≈сли, скажем, убивают одного члена рода, то это не убийство индивида, а нанесение ущерба именно духу рода в целом. »менно в этом заключена причина по€влени€ самого страшного продукта рода Ч кровной мести. ќна буквально обескровливала род, делала его малочисленным, немощным и, в принципе, могла уничтожить полностью. ¬ этой ситуации насто€тельной становитс€ потребность в новом типе мира между людьми. ¬се это было найдено на пут€х перехода к оседлости в процессе "неолитической революции". ƒл€ этого необходимо было выйти из структуры рода, из круговорота кровной мести, отказатьс€ от почитани€ умерших предков и животных.

 очевничество как определенный способ организации жизни включает в себ€ как собственно кочевые, так и полукочевые и полуоседлые формы. "„истые формы" кочевничества Ч это таборное кочевание с незамкнутым циклом и замкнутое циклическое кочевание по определенным маршрутам, не предполагающее, однако, посто€нных жилищ. ѕолукочевые формы уже св€заны с наличием посто€нных жилищ в местах зимовок. ѕолуоседлые формы предполагают совершение только двух перекочевок (с зимников на летники и обратно), а также наличие и зимних, и летних поселений с посто€нными жилищами.

¬ противоположность кочевничеству, оседлость означает проживание продолжительное врем€ в поселени€х. ќседлость не требует сезонного или круглосуточного перемещени€ людей. ѕри переходе к оседлости происходит и переход от "присваивающего" к "производ€щему" типу хоз€йства. Ёто был довольно длительный процесс, потребовавший, по оценкам ученых, около двух-трех тыс€челетий.

ѕод "присваивающим" хоз€йством понимают обычно такой тип хоз€йственной де€тельности, в которой преобладающее значение имеют охота, собирательство и отчасти рыболовство. »менно такой тип хоз€йствовани€ лучше всего соответствует консервативной и инертной структуре первобытной родовой общины. ¬ этот период человек практически ничего не производил и жил исключительно тем, что добывал.

"ѕроизвод€щее" хоз€йство, возникшее при переходе к оседлости, основываетс€ не на пассивном "добывании", а именно на производстве, основными элементами которого €вл€ютс€ земледелие и скотоводство. ѕереход к "производ€щему" хоз€йству был, веро€тнее всего, полицентрическим, т.е. происходил практически одновременно во многих местах. ѕо мнению археологов, этими процессами была охвачена огромна€ территори€ Ч от «ападного »рана до √реции, включающа€ в себ€ некоторые области »рака, —ирии, Ћивана, »ордании, »зраил€, јнатолийского плато в “урции. ≈стественно, это означало ослабление зависимости человека от природы и по€вление новых возможностей его развити€.

ѕод земледелием обычно понимаетс€ совокупность определенных меропри€тий, целью которых €вл€етс€ повышение плодороди€ почвы. —юда же относитс€ использование различных орудий дл€ обработки почвы, удобрение почвы, ее орошение либо, наоборот, осушение. ѕервые формы земледели€ были св€заны как с неорошаемым, так и орошаемым земледелием. ѕереход к земледелию был св€зан с фундаментальным открытием. Ћюди случайно обнаружили, что зерна дикорастущих пшеницы и €чмен€, опущенные в землю, дают новые колось€. ѕостепенно становилось также €сно, что дл€ посева нужны самые лучшие семена. », наконец, было открыто скрещивание разных видов зерна, которое приводит к по€влению нового сорта. ¬ сущности, за всеми этими открыти€ми сто€л один смысл: человек начал постепенно осознавать, что он в состо€нии не только пассивно приспосабливатьс€ к природе, но и активно воздействовать на нее.

¬торым фундаментальным новшеством был переход к скотоводству, которое, как считаетс€, вошло в жизнь почти одновременно с земледелием. —котоводство Ч это содержание и разведение именно домашних животных. —ледовательно, определенные виды животных сперва необходимо было сделать домашними (доместифицировать), что произошло в мезолите-неолите. –азличные животные Ч козы, овцы, туры, буйвол, лошадь, собака, осел, верблюд, лама, северный олень и др. Ч были одомашнены в разных регионах и в разное врем€. —котоводство регул€рно давало м€со и молоко, тем самым существенно расшир€€ "ассортимент" питани€. ѕо-видимому, именно это посто€нство в обеспечении продуктами питани€ сыграло свою роль при переходе от кочевничества к оседлости. ¬озникновение скотоводства повли€ло на развитие права собственности. ѕервоначально скот отождествл€лс€ с его хоз€ином, и его нельз€ было наследовать. Ќа могиле умершего не только ломали его личные вещи, но и убивали принадлежавший ему при жизни скот. Ћишь по прошествии долгого времени скот начал наследоватьс€. Ѕолее того, именно скот начал отождествл€тьс€ с богатством (интересно, что во многих €зыках слова "деньги" и "скот" либо происход€т от одной основы, либо просто совпадают). ќтсюда же и огромна€ роль образов животных в мифологии практически всех народов.

ѕереход к оседлости, земледелию и скотоводству был насто€щим качественным скачком в истории человечества. “ак, земледельческий труд имеет циклический характер, обусловленный сменой времен года. Ёто создает предпосылки дл€ прогрессирующего разделени€ труда и, следовательно, повышени€ общественного благососто€ни€. »змен€ютс€ и жилищные услови€. Ќа смену земл€нкам и хижинам приход€т глинобитные и каркасные жилища. Ќе менее существенным оказываетс€ и прогресс в интеллектуальной сфере. ѕрежде всего, потребовалось совершенствование техники счета времени, ибо земледельцу нужно предвидеть врем€ сева и врем€ уборки урожа€. ј это наложило отпечаток на весь образ жизни, сделав его более организованным. —котоводство еще сильнее прив€зало человека к определенному месту проживани€. ј это, в свою очередь, создало предпосылки дл€ по€влени€ пон€ти€ о "территории", представление о которой нельз€ обнаружить у кочевых охотников и собирателей.

¬ духовной жизни новые процессы вызвали по€вление различных культов плодороди€ и, соответственно, культов женской плодовитости, способной породить новую жизнь. ѕовсеместно распростран€ютс€ культы Ѕогини-матери, статуэтки которой, находимые археологами, уже довольно выразительны. —ложные символические отношени€ св€зывают женскую сексуальность с лунными циклами. ћужчины могли претендовать на такую же, как у женщин, способность порождать новое лишь тогда, когда они смогли производить новые предметы потреблени€. ќдновременно по€вл€ютс€ и мифы, которые следует признать мифами об умирающем и воскресающем боге, что соответствует соотношению жизни и смерти в живой природе. „еловечество переходило на новый этап своего развити€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 809 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1569 - | 1438 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.