Да еще с Опраксой королевичной.
У него ведь есте много да князей-бояр,
Кормит их и поит да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владимира.
И поехал Илья в одиночку мочить поганых в сортирах, и, понятное дело, попал в плен.
Говорил собака Калин-царь да таковы слова:
-Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да садись-ко ты со мной а за единый стол,
Ешь-ко ествушку мою сахарнюю,…
Золоту казну держи по надобью,…
Не буду служить тобе, собаке царю Калину
Еще буду служить я за веру за отечество.
Тут и богатыри опомнились, их вместе с Ильей 13 человек было. Наши все равно победили. Но при чем здесь Ахтыкар? Он тоже вел себя на пиру «неподобающим» образом, был оклеветан, и подобно Илье угодил в темницу, и точно так же чудесным образом был спасен дочкой правителя.
Сказание об Ахтыкаре в Греции превращаются в басни Эзопа, а на востоке порождают «Тысяча и одна ночь». Поразительно напоминает Ахтыкара премудрого и Хаджа Насредин.
Сюжеты былин в течение веков питали русскую литературу. Злободневны они и сегодня.
Славянское язычество – обожествление сил природы. Термин условный, объединяет магию, анимизм, тотемизм и т.д. Эти «ранние формы религии» не более чем научная градация, поскольку в чистом виде их не существует, они постоянно плавно перетекают друг в друга. Славяне верили в духов, сопровождавших человека от рождения до смерти. Весной устраивались праздники, посвященные солнцу. О том периоде мы мало что знаем. Согласно одной из точек зрения загробный мир язычников – отражение мира реального. Нет такого понятия как грех. Тот, кто был богат и знатен в этом мире будет богат и знатен в загробном. Ну, а если здесь был рабом, то будешь рабом и там. В этом смысле язычество противостоит укреплению государственной власти князя, т.к. отчисления в пользу государства делают людей более бедными. А народ вооружен. Следовательно, языческое мировоззрение приходит в столкновение с реальностью становления княжеской власти.
980 г. – попытка создать единую языческую религию (князь Владимир). Создан пантеон славянских богов, во главе – бог полян Перун. Провалилась, так как почему Перун, бог дружинников-полян главный? Остальным обидно.
988 г. – введение Христианства. И с этого момента культура Древней Руси очень тесно начинает соприкасаться с культурой Восточной Римской империи – Византии. В архитектуре усиливается связь с древне-римскими строительными технологиями. Активно использовался так называемый «римский бетон». Основной строительный материал – плинфа (более плоская, чем современный кирпич и менее правильной формы, далее шел слой бетона, снова плинфа и т.д.), существовала и система расчета конструкций.
Крестово-купальный тип храма напрямую заимствован из Византии. В нем прямоугольный интерьер рядами столбов делится на продольные части – нефы (3-5 или более). Четыре центральных столба соединялись подруженными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершающийся полусферическим куполом. К подкупольному квадрату в центре храма обращены 4 цилиндрических свода, образующих в плане крестообразную структуру (отсюда и название).
Восточная часть – апсиды (полукружья). Поперечное пространство в задней части храма называется притвором или нартексом. Здесь на втором этаже – хоры.
Главные строители – византийцы, но им приходилось считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях древнерусского деревянного зодчества, по этой схеме и шла выработка собственных национальных архитектурных традиций.
В живописи традиции так же заимствованы. Византийские мастера для изображения потустороннего мира отказались от изображения прямой перспективы. Их перспектива обратная, а святые изображаются в плоскостной манере. Ведь не мы смотрим на икону, а икона на нас. Для иконописи того времени характерно: следование канону (один набор сюжетов, типов изображения и т.д.) и импересональность (роль творца играет церковь, художник лишь исполнитель божьей воли). Развивается монументальная живопись – мозаика и фреска и искусство книжной литературы.
В 1187 г появляется «Слово о полку Игореве». Подлинники не сохранились. «Слово» приобрел известный коллекционер Мусин-Пушкин. Вместе с Троицкой летописью оно хранилось в Москве. Все это было в единственном экземпляре и сгорело, когда в Москву вошел Наполеон (1812г.). Сохранилось несколько копий. Однако в те времена древнерусский язык понимали немного хуже. Отсюда – некоторые перлы, например «растекается мыслью по древу». Как известно, мысль по древу не течет (хотя у кого как). А вот мысию – это белочка (перед этим ведутся, сравнивая с другими животными), т.е. мысль скачет подобно белочке по дереву. Но при переводе на современный русский, теряется вся поэтичность этого произведения, поскольку, автор передает шипящими шелест ковыля в степи, в звуках той речи слышно даже завывание волков. Современному языку передать это недоступно.
Понять суть «Слова» невозможно не зная канвы исторических событий. То было наследие киевского величия. В эпоху усобиц народ сохранял единую волю, верил в свои силы. Вот эту веру и воспевает автор «Слова о полку Игореве».
Половцы – кочевой народ, угрожавшие существованию не только России, но и Византии. Византия часто обращалась за военной поддержкой. Но были две княжеские ветви: Ольговичи и Монамаховичи. Игорь - Ольгович, а они традиционно дружили с половцами. И уж если Ольгович пошел в бессмысленный поход, значит дело единения Руси намного выше интересов борьбы за власть. Ведь незадолго до своего похода Игорь на ладье Кончака бежал от Монамаховичей. Чтобы не возникло ложных представлений о мощи половцев, мы должны знать, что у них огнеметные машины, стреляющие греческим огнем и луки на повозках, тетиву которых натягивало 50 человек. Военные машины в то время назывались на Руси «пороки».
Расцвет культуры домонгольской Руси (XII-30-е гг. XII)
В 30-е гг. XII в.- дробление Древнерусского государства пошло ускоренными темпами. Появился ряд крупных самостоятельных государств, развиваются местные особенности в культуре, самостоятельные художественные школы: новгородская, владимирская, галицко- волынская и другие. В каждой вырабатывались собственные эстетические идеалы, новое понимание красоты. Летописание не только в каждом княжестве, но часто в отдельных городах, монастырях и даже при некоторых церквях, летописи отражали даже местные политические тенденции. Знали о Европе, Индии, Китае, Ближнем Востоке, части Африки (которая граничила с Палестиной). Элементарные математические знания применялись в строительстве и военном деле.
Архитектура XII – XIII в. – уменьшение масштабов и конфигураций зданий, более скупое декоративное убранство. Заказчики – бояре, купцы, коллективы прихожан.
Новгород – церкви без украшений, красный кирпич Владимир – виртуозная резьба по камню, церкви белые. Исчезает мозаика т.к. слишком дорогая, основную роль украшения церкви играют фрески. Во всей русской поэзии, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник Владимиро-Суздальской Руси воспринимается как поэма, запечатленная в камне. И кажется нам правдивым предание, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», после кончины любимого сына Изяслава, в память о нем и в умиротворение своей печали…
Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород) строил зодчий Петр (летопись сохранила его имя; он же, вероятно, возвел до этого два других княжеских собора). В самом храме вас охватит ощущение единства окружающего вас внутреннего архитектурного пространства, как будто бы устремленного к куполу. А если смотреть на него снаружи то кажется, что это многотонное здание невесомо и летит в небеса, подобно ракете. Возникает впечатление порыва, нигде не задерживающегося и сразу все поглощающего.
Но более для Новгорода характерны одноглавые, четырехстолпные храмы, кубом вросшие в землю. Их объемы не столь велики, каждый храм образует плотный массив без лестничной башни, без галерей. Внушительны гладь и толщина стен, шлемообразный купол виден издали. Храм – как вобравшая в себя все свои силы твердыня, как богатырь, что ни на шаг не отступит. Эти сооружения отражают вольный и бесшабашный характер свободолюбивого новгородца, которого никакая сила не свернет с выбранного пути.
Новгород в основном был деревянным городом, но из его памятников архитектуры дошли до нас только каменные. Но и многие из тех, что сохранили века, постигла горькая участь уже в нашу эпоху – во время Великой Отечественной войны.
Во всех княжествах работают русские художники: зодчий Петр, строитель знаменитого Георгиевского собора, его земляки, новгородские чеканщики-ювелиры Братило и Коста, создатели знаменитых серебряных сосудов Софийской ризницы. Литейщик Авраамий, чей рельефный автопортрет (первый в истории русского искусства) сохранился до наших дней на вратах новгородского собора. А сколько имен не дошло до нас!
Но при всем различии местных художественных школ XII века, все они сохранили в своем многообразии русское единство, все они обладали вместе со своими особенностями и ярко выраженными общими чертами. Их основной в прошлом являлась общность киевской художественной традиции, в настоящем их питало сходство общих условий, но главное – эти общие черты художественных школ отражали нарождавшееся и крепнувшее сознание единства русского народа… В народном богатырском эпосе воспевались защита родной земли, воинская доблесть и верность родине.
Храмы Владимиро-Суздальской Руси украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут, и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением.
Народное начало, питавшее древнерусское искусство, проявилось особенно ярко в рельефе, сливающемся с архитектурой, дополняя ее и украшая. Любовь к природе, прославление ее красоты – вот что составляет истинное содержание декоративной скульптуры.
Каменная резьба украшает и церковь Покрова. Там, наверху каждого из трех фасадов, библейский царь Давид изображен с гуслями среди львов, лишенных всякой свирепости, и птиц. Но эта сцена, лишь прекрасное украшение.
Вспомним киевскую Софию, раскинувшуюся и в длину и вширь, в ней не было ничего замкнутого, обособленного.
Княжества обособленные, но туго спаянные русским национальным сознанием миры. Первенство досталось княжеству Владимиро-Суздальскому: там сложилась великорусская народность. В совсем иных природных условиях, чем на юге страны, жили там предки наши.
В.О.Ключевский. отмечал, что Великороссия, «со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячу мелких опасностей. Это приручало смотреть в оба, развивало изворотливость. Великоросс боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке».
На самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.