В Восточной империи (Византии), пережившей Западную почти на тысячелетие, положение церкви было иным. Она оказалась в почти полной зависимости от государства и практически идентифицировала себя и свои интересы с его интересами. Но с усилением Древней Руси, заимствованное ею из Византии православие постепенно укреплялось, пока назначавшиеся из Константинополя митрополиты не превратились в XVI в. в самостоятельных патриархов. Русская православная церковь поддерживала царскую власть, и подчинялась ей. Вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые приняли православие, церковь сумела переработать и использовать их во имя укрепления своего авторитета. Лишь немногие чересчур откровенные языческие обряды, как, например, поклонение идолам, преследовались и постепенно отмирали. Теория «Москва – Третий Рим» была сформулирована монахом Псково-Печерского монастыря Филофеем около 1524 года: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Два павших Рима – это собственно Рим и Константинополь, погибший в результате отхода от истинного православия (Флорентийская уния 1439 г.). После падения Константинополя в 1453 году главой правоверного христианства стала Москва.
Культура Киевской Руси (IX - н.XII в.)
Русское средневековье (IX-XVII в.в.) Истоки средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен до киевского периода, и в культуре за этот период произошли огромные изменения с учетом того, что каждая местность развивается по-своему. Но при всем многообразии прослеживаются и некие общие черты:
1) влияние религии на все сферы культуры.
В это время идет баталия патриархального и феодального укладов; борьба двух форм религиозного мировоззрения языческого и христианского, откуда и вытекает противоречивость и двойственность всей русской культуры;
2) традиционализм, возможно связанный с господством консервативных форм хозяйствования основной части землевладельцев;
3) локальность, замкнутость, соответствующие разобщенности людей и земель в условиях натурального хозяйства;
4) авторитарность мышления, возникшая из-за длительного господства внеэкономического принуждения в отношении основной массы населения.
Огромную роль в жизни населения играли устная народная поэзия, охотничьи, пастушеские, земледельческие заговоры и заклинания, песни на пирах и тризнах, похоронные плачи, пословицы и поговорки, отражавшие быт. С языческим прошлым связано и происхождение народных сказок.
Созданный народным сознанием Владимир Красное Солнышко объединил в себе два исторических персонажа: Владимира Святого и Владимира Мономаха. В былинах киевского цикла мы встречаем не один «бродячий сюжет». В некоторые моменты своей жизни И.Муромец очень напоминает Ахтыкара Премудрого, за свои советы не раз пострадавшего, будучи невинно осужденным. Приняв лишнего на княжеском пиру, Илья волочил он по полу шубу, крича, что так будет поступать со всеми врагами князя. Но «доброжелатели» донесли князю совсем иные слова, дескать, бранил он князя непотребно… А дальше сюжетная линия жизни Ильи таинственным образом перекликается с жизнью Ахтыкара Премудрого… Взять, например только один сюжет былины «Илья Муромец и Калин царь»:
Как Владимир князь да стольнё-киевской
Поразгневался на старого казака
Илью Муромца,
Засадил его во погреб во глубокии,
Во глубокий погреб во холодныи
Да на три-то году поры-времени.
Так заживо погребали богатырей. Но дочь князя Владимира, видя несправедливость, приказала своим людям сделать ключи поддельные, да ухаживать за Ильей Муромцем.
Когда «внезапно» пришел собака Калин-царь, Илью выпустили и сам Владимир «целовал в уста его сахарни» и просил: «А постой-ко ты за веру за отечество». Понятно, что Илья забывает про все обиды, садится на «добра коня» и едет сражаться с «погаными». Но когда он обращается за помощью к другим богатырям, то они ему довольно резонно заявляют: