Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие внимания и запоминания




Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет мальчика и т.п. Вечером можно использовать «теневой театр». Когда дети научатся следить за передвижением, которое происходит у них на глазах, можно перейти к перемещению предметов, скрытых от глаз ребенка. Проводится игра «Ку-ку»: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой, снова справа от нее, проделывая за экраном один и тот же путь. Дети, наблюдая за ней должны ожидать ее появления то наверху, то справа. Однако это не всегда происходит у детей с нарушениями интеллекта. Они не могут представить себе путь куклы за экраном, поэтому переводят взгляд с одного места на другое только после того, как появится игрушка. Чтобы побудить детей к прослеживанию, на втором-третьем занятии нужно попросить детей показать, где появится кукла сейчас. После того как дети покажут, кукла появляется и подтверждает (или опровергает) их предположение. Затем педагог показывает детям, как движется кукла за экраном. Для этого дети заходят за экран. Потом они возвращаются на свои места, и игра повторяется.

Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение игрушек.

Постепенно, на втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Дети с нарушениями интеллекта плохо ориентируются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не умеют искать, осматривать помещение. Поэтому вначале педагог или воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми. Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким образом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше. Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).

К концу второго года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание. Но работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.

Развитие внимания теснейшим образом переплетается в занятиях с развитием запоминания, формированием произвольной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого с детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на запоминание постепенно усложняются. На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изменилось», «Чего не хватает». В игре «Найди свою игрушку» детям раздают разные игрушки — кукол, машины, мишек, заек и т.п. У всех детей при этом игрушки должны быть разные. Когда дети немного поиграют с игрушками, игрушки собирают в коробку, а им предлагают пройтись по группе. После «прогулки» каждый ребенок должен найти свою игрушку среди других. В дальнейшем эту игру можно усложнить — раздать детям игрушки одного назначения, но разные по величине или по цвету (например, машины разной величины, кукол в платьях разного цвета).

Другое направление в развитии запоминания — запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном пространстве может служить игра «Шкафчик», где в шкафчик, склеенный из маленьких коробков, на глазах у ребенка прячется маленькая игрушка или предмет (пуговица, мозаика, бусинка). Потом «шкафчик» закрывается ширмой на 10 секунд. Когда ширма убирается, ребенок должен вспомнить, в какой именно «ящичек» спрятали игрушку. Сначала в «шкафчике» должно быть 3, а затем 5—7 «ящичков». В дальнейшем количество «ящичков» и время закрывания их за ширмой увеличивается.

Запоминание местоположения предметов в более широком пространстве начинается с уже описанной нами игры, во время которой педагог прячет игрушку в комнате на глазах у детей. В дальнейшем игры такого рода усложняются. Например, проводится игра «Запомни и найди свою игрушку». Педагог раздает детям игрушки, просит каждого рассмотреть и назвать свою игрушку. Затем дети прячут свои игрушки в разных местах групповой комнаты. По сигналу барабана дети «гуляют» по группе. Через некоторое время педагог предлагает им найти и принести свои игрушки. Каждый ребенок находит игрушку, приносит ее педагогу и снова называет. В случае затруднений педагог помогает детям спрятать игрушку, а затем и найти ее, напоминает, как она называется.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Например, игра «Лото с отсрочкой»: перед ребенком кладут 2 картинки — машину и мячик. У педагога тоже две картинки, точно такие же, как у ребенка. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки, а затем закрывает лежащие перед ним картинки листом картона. Свои картинки он переворачивает тыльной стороной вверх. Одну из них он показывает ребенку, затем снова переворачивает и отсчитывает 10 секунд, а затем снимает картон с картинок, лежащих перед ребенком, и просит показать картинку, которую он предъявлял. Свою картинку он переворачивает лишь после ответа ребенка и сравнивает их. Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. Только после этого результат закрепляется в слове: «Верно, я показала машину» или «Неверно, я показала машину, а ты взял мячик. Надо взять машину».

В дальнейшем игра «Лото с отсрочкой» усложняется в нескольких направлениях: во-первых, увеличивается количество картинок (до 12 к концу обучения в детском саду), во-вторых, вместо предметных картинок используются цветные карточки, геометрические формы и т.п., в-третьих, увеличивается время отсрочки (до 20 секунд). Другой вариант игры «Лото с отсрочкой» проводится с использованием речи. Вместо того чтобы показать ребенку соответствующую картинку-образец, взрослый ее называет, а затем отсчитывает время. Например, перед ребенком лежат изображения мишки, куклы, тарелки, ложки, мальчика, девочки. Педагог закрывает его карточку картоном и говорит: «Мальчик», отсчитывает 10 секунд, снимает картон и просит показать нужную картинку. Эта же игра проводится с изображением разных действий, которые педагог сначала называет изолированно («Бежит», «Прыгает», «Спит»), а потом во фразе («Мальчик бежит», «Девочка бежит», «Девочка спит» и т.п.). Этот вид игры на запоминание проводится начиная с третьего года обучения.

К концу обучения в детском саду дети должны владеть произвольным запоминанием.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2224 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.