Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—пецифика и факторы исторического развити€ –оссии




“ема 1. ѕредмет и задачи курса

ћетодические указани€

¬ первой теме Ђѕредмет и задачи курсаї наибольшую сложность дл€ студентов представл€ет многообразие мировоззренческих позиций философов и ученых относительно сущности предмета исторической науки. ¬ этой св€зи целесообразно выделить следующие философские подходы к истории и в их границах проводить типологический анализ воззрений: а) религиозный (теологический, провиденциальный) Ц ≈.Ќ. “рубецкой, ¬.—. —оловьев. Ќ.Ќ. ‘илолетов; б) естественнонаучный (натуралистический) Ц Ў. ћонтескье, Ћ.». ћечников, “. ћальтус, Ћ.Ќ. √умилев; в) социально-экономический (формационный) Ц  . ћаркс, ‘. Ёнгельс, ¬.». Ћенин; г) культурно-исторический (культурно-цивилизационный) Ц Ќ.я. ƒанилевский. ќ. Ўпенглер, ј. “ойнби, Ќ.ј. Ѕерд€ев,  . ясперс; г) системный Ц ». ¬аллерстайн.

ƒругой проблемный узел темы св€зан с дискусси€ми отечественных историков по вопросам происхождени€ древнерусского государства, генезиса феодализма и самодержави€ в –оссии, специфики российского исторического пути. ƒл€ у€снени€ сути полемики студентам необходимо познакомитьс€ с точками зрени€ лидеров дискуссий по первоисточникам и провести их сравнительный анализ, учитыва€ идейные воззрени€ каждого.

ќсобое внимание следует обратить на вопрос о своеобразии российской истории. ќно заключаетс€ в характере соединени€ двух центров силы, благодар€ которому существует новое неповторимое единство, называемое –оссией. –оссийскую цивилизацию противопоставл€ют западноевропейской и азиатской как срединную евразийскую. ¬ социально-политическом плане она держитс€ на неустойчивом равновесии центростремительных и центробежных сил, фундамент которого составл€ет мощное централизованное государство. ¬ духовном плане срединное сообщество народов и его главный представитель Ч русский народ Ч призваны осуществить миссию арбитра в вечном споре ¬остока с «ападом.

≈ще ѕ.я. „аадаев высказал мысль о том, что русские Ђкак бы не вход€т составной частью в человечество, а существуют лишь дл€ того, чтобы преподать великий урок мируї. Ќаше прошлое отличает катастрофизм темпа и ритма национального развити€, заметна€ прерывность исторического процесса. Ќа прот€жении непродолжительных отрезков времени здесь не единожды могут произойти смена типа цивилизации, резка€ ломка духовных ценностей. ѕри каждом новом поворотном витке исторического развити€ имеет устойчивое нарушение преемственности традиций. Ћишь само ниспровергательство остаетс€ посто€нным фактором социальной динамики. ќно выражает себ€ не только огульным отрицанием ценностей предшествующего периода, но про€вл€етс€ также в длительных периодах безвласти€, обрамл€ющих кризисные эпохи, обнаруживает себ€ в роковой неспособности власти и общества к конструктивному согласию.

–оссийский тип исторического развити€ тесно св€зан со строем национального сознани€. –усский образ жизни и мысли характеризуетс€ широтой ландшафта как пространственного, так и ценностного. ¬ нем отразилась сама необъ€тность –усской равнины. »з этого коренного свойства вытекают все прочие: устремленность к абсолютному и забвение конкретного, максимализм, способность Ђусваивать черти любого национального типаї, отталкивание от ст€жательства и индивидуализма на массовом уровне. ¬ силу этого все формы быти€ в –оссии оказываютс€ относительными, €влени€ зачастую не совпадают с их общественным воспри€тием. „еловек здесь, как нигде, действует непредсказуемо и даже вопреки своим интересам. ¬ душе русского человека уживаютс€ и покорность власт€м и неистовое ниспровергательство вс€кого закона и пор€дка. ѕринима€ заимствовани€, –осси€ всегда отвергала пон€тие развити€ Ђкак преимущественно научно-технического, материального, посто€нного наращивани€ массы товаров и услуг, обладани€ все большим количеством вещей, перерастающего в насто€щую гонку потреблени€, Ђжадность к вещамї (ќ.ј. ѕлатонов).

≈ще один комплекс проблем касаетс€ определени€ основных черт исторического мышлени€ современности.   ним можно отнести следующее:

—овременность придает истории научный статус. Ёто выражаетс€ в признании объективности исторического познани€, наличии законов исторического развити€ и возможности создани€ обобщающих концепций смысла истории.

—мещение центра интересов исторического познани€. ќт изучени€ де€тельности личностей в сторону анализа движущих сил истории, социально-экономических и социально-психологических аспектов ее изучени€.

Ќа первое место вышла плюралистическа€ интерпретаци€ истории. —оздаваемое современностью невиданное изобилие смысловых картин прошлого стало следствием глубокого осмыслени€ новейшей эпохой неразрывной слитности прошлого с насто€щим.

»стори€ приобрела сильное гуманистическое содержание. ѕостижение ее целостности осуществл€етс€ сквозь призму таких универсалий современности, как ценность человеческой жизни, рост степеней свободы личности, развитие демократии, прогресс культуры.

¬ ходе изучени€ темы студентам следует подумать над вопросами:

1)  аковы основные черты исторического мышлени€ современности.

2) ¬ чем состоит главна€ трудность истории?

3)  ак формулируетс€ главна€ задача истории?

4)  аково содержание главного принципа исторического познани€?

Ћекци€

»стори€ как наука

–азвитие взгл€да на историю. “ермин Ђистори€ї пришел к нам из греческого €зыка, где первоначально означал "повествование о прошедшем, об узнанном". ¬ этом значении слово перешло в латинский €зык, откуда и было широко заимствовано. ¬ –оссии он стал распростран€тьс€ в петровское врем€ и до XIX века сохран€л звучание исчезнувшей впоследствии первой буквы греческого слова - "гиштори€".

ƒолгое врем€ на историю смотрели как на разновидность занимательной литературы, "собрание анекдотов". Ћишь в XYIII веке началось превращение ее в науку. ¬ наши дни пон€тие истории развилось из простого повествовани€ о прошедшем до представлени€ об исторической науке, а взгл€д на историю как простую совокупность фактов прошлого дорос до пон€ти€ исторического процесса.

‘илософский смысл истории. „еловек Ц существо духовное, поэтому он обладает историей только в ее понимании. Ёто €вл€етс€ предпосылкой единства истории как свершившихс€ де€ний людей и как повествовани€ о них. »стори€ едина, как един мир. ќснова этого единства коренитс€ в действительности человека, который одновременно €вл€етс€ существом разумным и конечным, и в силу своей конечности Ц существом историческим. „еловеку дано знать о конечности собственного существовани€. ѕоэтому он как бы расп€т между активным действием и пассивным подчинением ходу истории. Ёта сущностна€ черта человека как исторического существа означает, что он осознает свою историю только поэтапно и только в противосто€нии ей.

ЂЌаше подлинное отношение к истории Ц это борьба с ней. ѕочему вообще существует истори€? ѕотому что человек Ц существо конечное и несовершенное; превращени€, происход€щие в нем благодар€ времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может таким путем. Ќесовершенство человека и его историчность Ц это одно и то жеї ( . ясперс).

—овременное определение истории. »стори€ есть временна€ последовательность мировых событий, а также запись в форме обычного временного следовани€ одного событи€ за другим. Ёто не только рассказ о прошлом, но и комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности.

ѕредмет исторического познани€. ¬ отличие от многих общественных наук предмет исторического познани€ не сводитс€ исключительно к объекту познани€, то есть к прошедшей действительности, так как выступает через познавательную де€тельность человека. ѕознание прошлого осложнено тем, что историю делают, равно, как и изучают ее, люди со своими интересами. ¬ истории действуют не только отдельные личности, но и группы, классы, целые народы. ¬нутри них сокрыта така€ масса причин, мотивов, св€зей и тайн, что вы€вить их сполна истории просто не под силу.

—лагаемые истории. —ама прошедша€ действительность. ѕовествование о ней. ќсмысление прошлого.

Ђ»сторическое событие бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становитс€ досто€нием потомковї (—. ÷вейг).

—войства исторической науки. »стори€ Ц наука конкретна€. ¬ своем познании она отталкиваетс€ от событий, фактов и €влений действительности, на базе изучени€ которых делает выводы и обобщени€.

»стори€ Ц наука общественна€. ќна относитс€ к одной из трех разновидностей наук (другими €вл€ютс€ технические и естественные науки), предметом которых выступает общественна€ реальность. »стори€ изучает развитие социальных форм и отношений внутри хронотопа в тесной св€зи с другими многообразными и конкретными €влени€ми прошедшей действительности.

»стори€ Ц наука гуманитарна€. ќна входит в группу гуманитарных наук, изучающих какой-либо регион (балканистика), народ (синологи€), группу народов (слав€новедение).

»стори€ Ц наука комплексна€. ќна включает в свой состав различные отрасли исторического знани€, специальные исторические науки, исторические разделы наук, вспомогательные исторические дисциплины.

»сторический научный комплекс. ѕо масштабам охвата наука делитс€ на ¬семирную историю и »сторию отдельных стран и народов.ќтечественна€ истори€ играет дл€ каждой отдельной страны особо значимую роль в комплексе исторических дисциплин, поскольку обеспечивает самоидентификацию народов через приобщение их к своему прошлому и помогает им определить свое место в судьбе человечества. ¬ рамках всемирно-исторических эпох историю подраздел€ют на первобытную, древнюю, средневековую, новую и новейшую.

ќтрасл€ми истории €вл€ютс€ экономическа€ истори€, военна€ истори€, историческа€ географи€, историческа€ социальна€ психологи€, историографи€.

—пециальные исторические науки Ц археологи€ и этнографи€.

»сторические разделы разнообразных наук изучают историю культуры, историю техники, историю науки, историю религии и т.д.

¬спомогательные исторические дисциплины - источниковедение, нумизматика, сфрагистика, геральдика, эпиграфика, хронологи€, палеографи€, генеалоги€, топонимика, дипломатика, краеведение.

«адача истории. √лавна€ задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развити€ €влений и процессов прошлого. »стори€ должна отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Ёто значит, что из совокупности исторических событий, дошедших до нас, необходимо выбрать те, которые имеют значение с точки зрени€ исследовател€, составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними св€зи таким образом, чтобы современное состо€ние оказалось их результатом.

Ђѕерва€ задача истории Ц воздерживатьс€ ото лжи, втора€ Ц не утаивать правды, треть€ - не давать никакого повода заподозрить себ€ в пристрастии или предвз€той враждебностиї (ћ.“. ÷ицерон).

Ђ»стори€ подобна канату, сотканному из тыс€чи нитей, отдельные нити длинной в столетие, тыс€челетие, а больша€ часть их €вл€етс€ лишь короткими отрезками в пр€же времени. «адача вс€кого и исторического исследовани€ Ц распутать эту тканьї ( . Ѕрейзинг).

ѕринципы исторического познани€. ѕринцип историзма Ц требует анализа фактов, €влений и процессов прошлого в их развитии, взаимосв€зи и взаимообусловленности, св€зи с порождающими их услови€ми, то есть конкретно-исторически.

ѕринцип объективности предполагает опору на исторические факты, не искаженные и не подогнанные под заданную схему.

—оциальный подход предполагает изучение процессов прошлого с учетом общественных интересов различных слоев и классов.

‘ункции истории. ѕознавательна€ функци€ обеспечивает самоидентификацию народа через приобщение его к своему прошлому.

Ђ—отри у народа его историю, и ты лишишь его судьбыї (средневекова€ арабска€ пословица).

ѕрактически-политическа€ функци€ позвол€ет выработать научно обоснованный политический курс, свободный от прежних ошибок. »стори€ должна учить на своих примерах, стать наставницей жизни Ц Ђmagistra viteї.

Ђƒолжно знать, как искони м€тежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворна€ власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить пор€док, согласить выводы людей и даровать им возможное на земле счастьеї (Ќ.ћ. арамзин).

ћировоззренческа€ функци€ формирует взгл€д на свое национальное место в мире и ставит перед народом задачу совершенствовать себ€ и свои общественные отношени€.

Ђ аждому народу истори€ дает двустороннюю культурную работу Ц над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношени€миї (¬.ќ.  лючевский).

¬оспитательна€ функци€. «нание ќтечественной истории призвано формировать у народа любовь к своей –одине, чувство гражданственности и патриотизма.

ЂЌет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства собственного достоинстваЕ „увства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной пам€тиї (ѕ.».  иреевский).

—пецифика истории. –етроспективность (ретроспекци€ Ц смотрю назад). »сторическое познание отталкиваетс€ от современности и движетс€ всп€ть вглубь веков, задержива€сь на поворотных событи€х с целью уловить определ€ющие прошлое изменени€.

—в€зь с современностью. »стори€ заставл€ет людей не только сознательно, но и бессознательно заимствовать из их повседневного опыта те элементы, которые помогают воскресить прошлое.

Ђ»стори€ Ц наука о люд€х во времени, в котором надо непрерывно св€зывать изучение мертвых с изучением живыхї (ћ.Ѕлок).

 онкретность. »стори€ Ц наука не теоретическа€, а конкретна€. ќна в своем познании отталкиваетс€ от фактов и €влений прошлого, на основе систематизации и осмыслени€ которых делает свои наблюдени€, обобщени€ и выводит законы.

»нерционность. ќсмысление прошлого осуществл€етс€ с некоторым запаздыванием. „ем дальше отстоит от нас €вление во времени, тем лучше оно фокусируетс€ дл€ изучени€. Ѕлизкие по времени событи€ объективно трудно познаваемы в силу небеспристрастной позиции изучающих их современников. «аконы исторического развити€ познаютс€ лишь в моменты завершени€ процессов прошлого.

Ђ огда люди начинают вдумыватьс€ в свой собственный общественный строй, вы можете с уверенностью сказать, что этот строй отжил свое врем€ и готовитс€ уступить место новому пор€дку, истинный характер которого оп€ть станет, €сен люд€м лишь после того, как сыграет свою историческую роль. —ова ћинервы вылетит оп€ть только ночьюї (√.¬. ѕлеханов).

ќценочность. »стори€ призвана оценивать прошлое и наставл€ть современников.  аждое новое поколение людей бессознательно стремитьс€ заставить говорить ее в свою пользу. Ёто подтверждает особую значимость истории дл€ насто€щего и порождает Ђсатанинского врага историиї - манию судить, то есть оценивать прошлое вне его времени, а исключительно с позиций господствующих в насто€щем ценностей и убеждений.

—пецифика и факторы исторического развити€ –оссии

ЂЋюбой народ, люба€ страна Ч заложники своих начал. ћы же Ч не страна. ћы Ч страна стран. ћы Ч наследники сугубо разных начал. ћы Ч кентавр от роду, встроенный напр€мую в мировой процесс. ќтсюда наша особа€ зависимость от судьбы тех проектов, суммарное название которых Ч ФчеловечествоФ: единственное единствої, Ч писал философ ћ.я. √ефтер в статье Ђƒом ≈вразииї.

–осси€ принадлежит к типу обществ, подверженных перекрестным цивилизационным вли€ни€м. —ообщество народов, называемое –оссией, геополитически зажато между ¬остоком и «ападом. ќно обнимает собой три культурных мира Ч христианский, мусульманский и буддийский, остава€сь при этом великой хранительницей исконных традиций насел€ющих ее народов. Ёто пестрое сообщество народов объедин€лось мощным централизованным государством с сильным великорусским €дром.  ак ни перед какой другой страной, перед –оссией часто вставала проблема выбора. ќна попеременно оказывалась то в зоне восточного, то в зоне западного вли€ни€, сдвигалось то ближе к ¬изантии, то Ч к «ападной ≈вропе. Ќапр€женное пребывание в режиме выбора способствовало утверждению своеобразного типа культурно-исторического развити€ страны.

≈го самой €ркой отличительной чертой €вл€етс€ катастрофизм темпа и ритма национального развити€, прерывность исторического процесса. Ќа прот€жении непродолжительных отрезков времени здесь не единожды происходили смена типов цивилизации, резка€ ломка духовных ценностей. ѕри каждом новом поворотном витке исторического развити€ имеет место устойчивое нарушение преемственности традиций, и только само ниспровергательство остаетс€ действующим фактором социальной динамики. ќно выражает себ€ не только огульным отрицанием ценностей предшествующего периода, но про€вл€етс€ еще в длительных периодах безвласти€, обрамл€ющих кризисные эпохи, обнаруживает себ€ в роковой неспособности власти и общества к поиску конструктивного согласи€.

Ёта особенность исторического развити€ –оссии, с другой стороны, способствует формированию исключительной гибкости, приспосабливаемости русского общества к предельно напр€женным, а иногда даже невыносимым историческим услови€м. “акова причина необыкновенной выживаемости –оссии в периоды национальных катастроф.

—воеобразие и глубинный смысл российской истории заключаютс€ в характере соединени€ двух полюсов, двух центров силы, который, не снима€ их абсолютной противоположности, представл€ет собой глубокое, сущностное, неповторимое и новое единство. –оссийскую цивилизацию противопоставл€ют западноевропейской и азиатской как срединную евразийскую. ¬ социально-политическом плане она держитс€ на неустойчивом равновесии центростремительных и центробежных сил. –усский философ ».ј. »льин €рко выразил эту мысль: Ђ¬с€ истори€ –оссии Ч есть борьба между центростремительным, созидающим т€готением и центробежным, разлагающим: между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимс€, анархическим инстинктомї. “аким образом, социально-политический фундамент российской цивилизации покоитс€ на мощном централизованном государстве.

¬ духовном плане срединное сообщество народов и его главный представитель Ч русский народ Ч призван осуществить миссию арбитра в вечном споре между «ападом и ¬остоком. Ђ—ила не от мира сего, - по словам ¬.—. —оловьева, - дает основание русскому народу обрести призвание религиозное в высшем смысле этого словаї. «адолго до —оловьева сходную мысль развивал ѕ.я. „аадаев: Ђѕро нас можно сказать, что мы составл€ем как бы исключение среди народов. ћы принадлежим к тем из них, которые как бы не вход€т составной частью в человечество, а существуют лишь дл€ того, чтобы преподать великий урок миру. », конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам датьї.

ѕоказательно, что во взгл€дах на –оссию среди философов, историков и социологов XX в. (ј.ƒж. “ойнби, ѕ.ј. —орокин, Ќ.ј. Ѕерд€ев и др.) сложилось устойчивое представление о –оссии как фокусе мировых проблем современности и о ее великой гуманистической миссии в мире нарастающей бездуховности. —овременный отечественный философ истории ј.—. јхиезер пишет о –оссии: Ђ„еловечество преломилось надвое в теле и духе –оссии. –осси€ может быть по своей сути мостом между народами, но может быть и пороховым погребом, который находитс€ в слабом месте мирового сообщества. ќтсюда необходимость возрастающего внимани€ к проблемам –оссии, которые по сути затрагивают весь мирї.

–оссийский тип исторического развити€ во многом обусловливаетс€ особым строем национального сознани€. –усский образ жизни и мысли характеризуетс€ широтой ландшафта как пространственного, так и ценностного. Ќеобъ€тность русской равнины отразилась на строении русской души. Ђѕейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, Ч писал Ќ.ј. Ѕерд€ев, Ч та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широтаї. –усским люд€м чужда мистика крови и расы, утверждал Ѕерд€ев, но очень близка мистика земли: Ђќчень сильна в русском народе религи€ земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. «емл€ Ч последн€€ заступница. ќсновна€ категори€ Ч материнствої. Ќевелик у русского народа, по мнению философа, и Ђдар формыї: Ђ” русского народа была огромна€ сила стихии и сравнительна€ слабость формы. –усский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы «ападной ≈вропы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайностиї.

Ётой особенностью строени€ русской души нередко объ€сн€ют деспотический характер российского государства. “ак, ¬.ќ.  лючевский объ€сн€л его Ђнеобходимостью оформлени€ огромной, необъ€тной русской равниныї. –усский народ был подавлен огромной тратой сил, чтобы овладеть русскими пространствами и охран€ть их, Ђгосударство крепло, народ хирелї. –усские мыслители ’I’Ч’’ вв. развивали эту мысль в другом направлении. «начение придавалось не столько оформлению территории под эгидой государства, сколько принесению народа в жертву государственному величию.

ј.ƒж. “ойнби отнес –оссию к типу цивилизаций, которые он назвал Ђуниверсальные государства как целиї. ¬ результате огромных затрат силы русского народа долгое врем€ оставались как бы в потенциальном состо€нии. Ёта невыраженность и рассматривалась как залог великого будущего народа. ќжидали, что он Ђскажет свое слово миру и обнаружит себ€ї (Ѕерд€ев). Ёта же черта вы€вл€ла и основное движущее противоречие русской истории: Ђ— одной стороны, русский народ смиренно помогал образованию деспотического государства, самодержавного. Ќо, с другой стороны, он убегал от него в вольницу, бунтовал против негої (Ѕерд€ев). √осударственна€ власть дл€ народа была непререкаема, она находилась вне и над правом, не могла быть охвачена какой-либо сформулированной нормой. ѕоэтому повстанческие народные движени€ нередко носили на –уси самозванческий характер.

Ўирота пейзажа русской души Ч коренное свойство национального характера. ќт него, как из истока, вытекают другие важнейшие черты национальной психологии. јвтор книги Ђ’арактер русского народаї Ќ.ќ. Ћосский придавал большое значение способности русских Ђусваивать черты любого национального типаї. ќсваива€ огромные просторы ≈вразии, русский народ активно смешивалс€ с местным населением. ѕроисходило взаимное обогащение и сли€ние культур. ј кочевые народы по мере прохождени€ российских просторов тер€ли свой экспансионистский накал и принимали участие в оформлении историко-культурной картины страны.

ќсобый строй духовности русского народа задают его устремленность к абсолютному и забвение конкретного, максимализм, готовность признавать достижени€ других народов, отталкивание на массовом уровне от ст€жательства и индивидуализма. ¬ силу этого все формы быти€ в –оссии оказываютс€ относительными, €влени€ часто не совпадают с их общественным воспри€тием. „еловек здесь, как нигде, действует непредсказуемо и зачастую вопреки своим интересам. ¬ душе русского человека могут уживатьс€ одновременно и покорность власт€м, и неистовое ниспровергательство вс€кого закона и пор€дка.

¬от как отразил Ќ.ќ.Ћосский самые важные свойства национального духа: Ђќсновное свойство русского народа есть религиозность и св€занное с нею искание абсолютного добра ÷арства Ѕожи€ и смысла жизни, снижающеес€ при утрате религии на степень стремлени€ к социальной справедливости в земной жизни; в св€зи с этим свойством стоит способность к высшим формам опыта, именно к религиозному, нравственному и эстетическому опыту, к философскому умозаключению и к чуткому воспри€тию чужой душевной жизни, откуда получаетс€ живое индивидуальное общение с людьми. ¬торое первичное свойство русского народа Ч могуча€ сила воли, откуда возникают страстность, максимализм и экстремизм, но иногда обломовщина, леность, пассивность вследствие равнодуши€ к несовершенному добру земной жизни; отсюда... невыработанность характера, недостаток самодисциплины. ¬ св€зи с исканием абсолютного добра сто€т свобода духа русских людей, широка€ натура, испытание ценностей мыслью и опытом, откуда возникают дерзкие, рискованные предпри€ти€, склонность к анархии, неумение столковатьс€ дл€ общего дела, нигилизм и даже хулиганство.   числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит доброта... однако измученный злом и нищетой, русский человек может про€вить и большую жестокость... „уткость к добру соединена у русского народа с сатирическим направлением ума, со склонностью все критиковать и ничем не довольствоватьс€ї.

Ѕольшую роль в формировании российского типа национального сознани€ играли внешние вли€ни€ (скандинавское в IX в., византийское с ’ в., татаро-монгольское в ’IIIЧ’V вв., западноевропейское с ’VIII в., американское в конце XX в.). Ќосителем иностранных заимствований первоначально выступал центр. Ќародна€ перифери€ долгое врем€ оставалась средой, пассивно воспринимавшей нововведени€. »ноземные вли€ни€ при внедрении их в гущу народной жизни проходили сложный путь, так что итог всегда оказывалс€ неожиданным.

–осси€ Ч уникальное сообщество народов, замкнутый океан-континент, где, как в капле, отражен весь мир. ¬нутри нее есть все необходимое дл€ полноценной жизни, но она не замыкаетс€. Ќаоборот, она демонстрирует миру образцы человеколюби€, социальной справедливости, высочайшей духовности, нормы культурного сотрудничества народов. ¬сем этим –осси€ всегда была готова делитьс€ с миром, дл€ которого остаетс€ умонепостигаемой тайной. ≈е бесполезно совершенствовать на чужой манер, тем более подходить с заранее заданными требовани€ми и высокомерным наставничеством. –осси€ и русский человек сокрыт от взора поверхностного, равнодушного, рассудочного, не укорененного в стихии народной жизни. –усска€ жизнь с ее противоположност€ми, пропаст€ми, как и русска€ мысль, не укладывающа€с€ в пределы логики, но взывающа€ к сердцу и душе, требует каких-то особых эмоционально-опосредованных форм постижени€. ќна неподвластна научному анализу. „исто интеллектуальное умозаключение о –оссии, не обогащенное чудесной способностью видеть сокровенное, чаще всего резко отрицательно. ƒл€ истинно же русских писателей Ч ј.—. ѕушкина, ‘.». “ютчева, Ћ.Ќ. “олстого Ч –осси€ была символом веры и поклонени€.

ѕринима€ заимствовани€, –осси€ всегда отвергала пон€тие развити€ Ђкак преимущественно научно-технического, материального, посто€нного наращивани€ массы товаров и услуг, обладани€ все большим количеством вещей, перерастающего в насто€щую гонку потреблени€, Ужадность к вещамФ. Ётому пон€тию русское миропонимание противопоставл€ло идею совершенствовани€ душиї (ќ.ј. ѕлатонов Ђ–усска€ цивилизаци€ї).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1592 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1341 - | 1287 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.041 с.