Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 16. ¬месте мы делаем то, чего не стали бы делать поодиночке




 

¬ 1991 году очевидец засн€л на видеокамеру, как четыре сотрудника полиции Ћос-јнджелеса нанос€т удары дубинками невооруженному –одни  ингу, в то врем€ как 23 других полицейских безучастно наблюдают за происход€щим. ¬ общей сложности было нанесено более п€тидес€ти ударов,  ингу пробили череп в дев€ти местах, повредили мозг и выбили зубы. ¬оспроизведение этой записи ввергло страну в продолжительную дискуссию о полицейской жестокости и групповом насилии. Ћюдей интересовало: где же была пресловута€ гуманность полицейских? „то случилось с нормами профессионального поведени€? „то за зла€ сила вызвала такие действи€?

 

 

ƒеиндивидуализаци€

 

Ёксперименты по социальной фасилитации показывают, что объединение в группу может возбуждать людей, а эксперименты по социальной лености демонстрируют, что в группе лична€ ответственность за соде€нное может становитьс€ размытой.  огда возбуждение накладываетс€ на размытость ответственности и нормативное сдерживание ослабевает, результаты бывают поразительны. ƒействи€ могут варьироватьс€ от сравнительно незначительно выход€щих за общеприн€тые рамки дозволенного (бросание друг в друга хлебом в столовой, оскорбительные выкрики в адрес спортивного арбитра, безудержные вопли во врем€ рок-концерта) до импульсивного самоудовлетворени€ (групповой вандализм, оргии, грабежи) и даже до разрушительных социальных взрывов (полицейска€ жестокость, уличные беспор€дки, линчевание). ¬ 1967 году около двухсот студентов университета ќклахомы собрались посмотреть на своего товарища, угрожавшего спрыгнуть с крыши. “олпа стала скандировать: Ђѕрыгай, прыгайї ќн прыгнул и разбилс€ насмерть (UPI, 1967).

 

–ис.  адры избиени€ –одни  инга полицейскими из Ћос-јнджелеса заставили людей задуматьс€: почему при групповых действи€х люди так часто преступают привычные запреты?

 

¬ этих примерах необузданного поведени€ есть нечто общее: так или иначе все они спровоцированы групповым давлением. ќсознание принадлежности к группе может вызвать у человека возбуждение: он вырастает в собственных глазах, ему уже кажетс€, что он €вл€етс€ выразителем чего-то большего, чем просто свое собственное Ђ€ї. “рудно представить себе рок-фаната, в одиночку исступленно воп€щего на рок-концерте, оклахомского студента, в одиночку пытающегос€ подбить кого-то на самоубийство, и даже полицейского, в одиночку избивающего беззащитного шофера. ¬ определенных ситуаци€х объединенные в группу люди склонны отбрасывать общеприн€тые нормативные ограничени€, они утрачивают чувство личной ответственности и станов€тс€ деиндивидуализированными (термин, введенный Ћеоном ‘естингером, јльбертом ѕепитоуном и “еодором Ќьюкомбом (Leon Festinger, Albert Pepitone & Theodore Newcomb, 1952)). ѕри каких же обсто€тельствах возникает подобное психологическое состо€ние?

 

 

–азмер группы

 

√руппа не только способна возбуждать своих членов, она обеспечивает им анонимность.  ричаща€ толпа скрывает кричащего баскетбольного фаната. „лены бесчинствующей своры линчевателей вер€т, что им удастс€ избежать наказани€; они воспринимают свои действи€ как групповые. ”частники уличных беспор€дков, ставшие обезличенной толпой, не стесн€ютс€ грабить. ѕровед€ анализ 21 случа€, когда потенциальный самоубийца в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Ћеон ћанн (Leon Mann, 1981) обнаружил: если толпа была сравнительно небольшой и освещалась дневным светом, то попыток спровоцировать самоубийство, как правило, не делалось. Ќо когда размер толпы и ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, вс€чески издева€сь над ним. Ѕрайен ћаллен (Brian Mullen, 1986) сообщает о подобных эффектах на сборищах линчевателей: чем многочисленнее сборище, тем в большей мере его члены утрачивают чувство личной ответственности и тем с большей готовностью идут на беспредельные зверства Ч сожжение, растерзание или расчленение жертвы. ƒл€ каждого из приведенных примеров, от толпы болельщиков до своры линчевателей, характерно то, что у людей в таких случа€х резко падает бо€знь оценки. ѕоскольку Ђтак делали всеї, то и свое поведение они объ€сн€ют сложившейс€ ситуацией, а не собственным свободным выбором.

‘илип «имбардо (Philip Zimbardo, 1970) предположил, что обезличенность в больших городах уже сама по себе гарантирует анонимность и предусматривает нормы поведени€, разрешающие вандализм. ќн приобрел два подержанных автомобил€ дес€тилетней давности и оставил их с подн€тыми капотами и сн€тыми номерными знаками на улице: один Ч в старом кампусе Ќью-…оркского университета в Ѕронксе, а другой Ч вблизи кампуса —тэнфордского университета в небольшом городке ѕало-јльто. ¬ Ќью-…орке первые Ђраздевальщикиї по€вились уже через дес€ть минут, они сн€ли аккумул€тор и радиатор. „ерез трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны людей, по всем приметам, отнюдь не бедных), машина превратилась в груду металлолома. ѕо контрасту с этим, единственным человеком, дотронувшимс€ в течение недели до автомобил€ в ѕало-јльто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начиналс€ дождь.

 

 

√аранти€ анонимности

 

ћожно ли быть уверенным, что разительный контраст между Ѕронксом и ѕало-јльто объ€сн€етс€ большей анонимностью в Ѕронксе? јбсолютной уверенности в этом нет. Ќо зато можно поставить соответствующие эксперименты, чтобы убедитьс€, действительно ли анонимность снимает запреты с поведени€ людей. ¬ одном из экспериментов «имбардо (Zimbardo, 1970) попросил женщин из Ќью-…оркского университета надеть одинаковые белые халаты и колпаки, похожие на оде€ние ку-клукс-клана (рис.16-1). ѕолучив указание нанести жертве удар током, эти испытуемые держали палец на кнопке в два раза дольше, чем те, у кого можно было разгл€деть лицо и большую бирку с именем.

 

–ис. 16-1. »спытуемые, чьи лица скрыты под маской, нанос€т более сильные удары током беззащитной жертве, чем те, кого можно идентифицировать.

 

√руппа исследователей под руководством Ёда ƒинера (Ed Diener, 1976) изобретательно продемонстрировала, что происходит, когда участникам группы гарантируетс€ полна€ анонимность. ¬ канун ’эллоуина было установлено наблюдение за 1352 детьми из —иэтла, ходившими по домам с традиционным Ђtrick or treatї. [”гощайте, а не то подшутим над вами. –од кол€довани€. (ѕрим. переводчика) ]

¬ 27 домах различных районов города детей, приход€щих поодиночке или в группе, поджидали экспериментаторы. ’оз€ин приветливо приглашал гостей в дом и предлагал вз€ть Ђкаждому по одной шоколадкеї, после чего выходил из комнаты. —крытые наблюдатели установили, что дети в группе брали лишнюю шоколадку в два с лишним раза чаще, чем те, кто заходил поодиночке. “очно так же дети, остававшиес€ анонимами, в два с лишним раза были более склонны к обману по сравнению с детьми, у которых вы€сн€ли их им€ и адрес. Ёти примеры демонстрируют, что степень честности во многом зависит от ситуации.  ак показано на рис. 16-2, в том случае, когда растворенность в группе сочеталась с гарантией анонимности, дети брали лишнюю шоколадку чаще всего.

 

[Ќарушители, »дентифицированные, јнонимные, »ндивидуально, ¬ группе]

–ис. 16-2. ƒети более склонны брать лишнюю шоколадку, когда наход€тс€ в группе, когда выступают как анонимы и особенно тогда, когда они деиндивидуализированы и тем и другим (данные из Diener & others, 1976).

 

ѕодобные эксперименты заставили мен€ заинтересоватьс€ эффектом ношени€ униформы. √отов€сь к сражению, воины некоторых племен деперсонализируют себ€: раскрашивают лицо и тело или надевают специальные маски (подобно €рым фанатам спортивных команд). “акже известно, что в одних культурах врагов, оставшихс€ в живых после победы, прин€то убивать, мучить и калечить; в других Ч пленных просто отправл€ют в тюрьмы. –оберт ”отсон (Robert Watson, 1973) скрупулезно изучил антропологические данные и обнаружил, что культуры, в которых воины деперсонализированы, Ч это и есть те самые, где жестоко расправл€ютс€ с пленными. ќдетые в форму сотрудники лос-анджелесской полиции, которые избили –одни  инга, были рассержены его вызывающим отказом остановитьс€, они ощущали взаимную поддержку и не подозревали, что за ними наблюдают. “аким образом, они попали под власть ситуации, забыв о привычных нормах поведени€.

¬сегда ли гарантированна€ анонимность высвобождает наши худшие инстинкты?   счастью, нет. ѕрежде всего следует отметить, что ситуации, в которые были поставлены испытуемые во врем€ большей части описанных выше экспериментов, имели €вно выраженные антисоциальные черты. –оберт ƒжонсон и Ћесли ƒаунинг (Robert Johnson & Leslie Downing, 1979) указывали на то, что в эксперименте «имбардо жестокость могла быть спровоцирована костюмами ку-клукс-клана. ¬ одном из поставленных экспериментов в университете ƒжорджии испытуемые женщины, перед тем как наносить удары током, надевали халаты медсестер.  огда женщины в таких халатах выступали как анонимы, они про€вл€ли меньше агрессивности по отношению к жертве, чем когда подчеркивались их имена и индентификационные данные. ќчевидно, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих действи€х и становитс€ более восприимчивым по отношению к ситуационным намекам Ч как негативным (костюм ку-клукс-клановца), так и позитивным (халат медсестры). „увству€ альтруистские намеки, деиндивидуализированные люди жертвуют даже больше денег, чем тогда, когда их имена оглашаютс€ (Spivey & Prentice-Dunn, 1990).

Ёто помогает объ€снить, почему ношение униформы черного цвета Ч котора€ традиционно ассоциируетс€ со злом и смертью и которую носили средневековые палачи, ƒарт ¬ейдер и воины ниндз€ Ч дает эффект, противоположный эффекту от ношени€ одежды медсестры. ћарк ‘ранк и “омас ƒжилович (Mark Frank & Thomas Gilovich, 1988) сообщают, что с 1970 по 1986 год спортивные команды с черной формой (в первую очередь Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers) посто€нно находились на первых местах в Ќациональной футбольной и хоккейной лиге по числу полученных взысканий. ѕоследующие лабораторные эксперименты установили, что ношение простого черного свитера уже может спровоцировать человека на более агрессивные действи€.

 

 

¬озбуждающие и отвлекающие зан€ти€

 

¬зрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и сбивают с толку. √руппы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно дл€ того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание. ќчевидец из секты ћуна вспоминает, как скандирование Ђчу-чу-чуї помогало деиндивидуализации:

Ђ¬се брать€ и сестры вз€лись за руки и начали кричать с нарастающей силой: чу-чу-чу, „у-„у-„у, „”-„”-„”! яј! яј! ѕј”! Ёто действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. ¬ласть Ђчу-чу-чуї испугала мен€; но она же дала мне ощущение комфорта. ѕосле освобождени€ от накопленной энергии мы чувствовали себ€ совершенно расслабленнымиї (Zimbardo & others, 1977).

Ёксперименты Ёда ƒинера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней и хоровое пение, могут подготавливать почву дл€ более необузданного поведени€. ≈сть самоподкрепл€ющеес€ удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действи€ и при этом наблюдать, как окружающие делают то же самое. ¬ид€, что другие делают то же самое, мы полагаем, что они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепл€емс€ в своих чувствах (Orive, 1984). »мпульсивные групповые акты захватывают наше внимание.  огда мы возмущаемс€ действи€ми арбитра, мы не думаем о наших ценност€х, мы реагируем на непосредственную ситуацию. ѕозднее, когда мы задумываемс€ о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. »ногда. Ќо порой мы сами ищем возможности деиндивидуализироватьс€ в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспор€дках Ч везде, где можно предатьс€ сильным позитивным эмоци€м и ощутить единение с окружающими.

 

 

ќслабленное самосознание

 

√рупповые переживани€, ослабл€ющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать поведение и установки. Ёксперименты Ёда ƒинера (Ed Diener, 1980), а также —тивена ѕрентис-ƒанна и –ональда –оджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald Rogers, 1980, 1989) вы€вили, что деиндивидуализированные, утратившие самосознание люди меньше себ€ сдерживают и контролируют; они склонны действовать, реагиру€ непосредственно на ситуацию, даже и не вспомина€ о своих ценност€х. ¬се это подтверждаетс€ в экспериментах по самосознанию. —амосознание и деиндивидуализаци€ Ч как две стороны одной медали. “е, у кого повысили самосознание, скажем, поместив их перед зеркалом или телекамерой, демонстрируют повышенный самоконтроль, их действи€ в большей мере отражают их установки. Ќаход€сь перед зеркалом, люди, бо€щиес€ прибавить в весе, съед€т меньше мучного и сладкого (Sentyrz & Bushman, 1997).  роме того, люди, не утратившие самосознание, менее склонны к уловкам и обману (Beaman & others, 1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое верно и дл€ тех, кто остро чувствует свою индивидуальность и независимость (Nadler & others, 1982). Ћюди, которым свойственно повышенное самосознание или у которых его вызвали, демонстрируют большее соответствие между тем, что они говор€т, и тем, что они делают.

ќбсто€тельства, понижающие самосознание, такие, как алкогольное опь€нение, соответственно повышают деиндивидуализацию (Hull & others, 1983). » напротив, дейндивидуализаци€ уменьшаетс€ в обсто€тельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом и телекамерой, в маленьких поселках, на €рком свету, при использовании именных бирок или нестандартной одежды и т. д. (Ickes & others, 1978).  огда подросток идет на вечеринку, мудрое родительское напутствие могло бы звучать так: Ђ∆елаю тебе при€тно провести вечер, и не забывай, кто ты такойї. ƒругими словами, наслаждайс€ пребыванием в группе, но не утрачивай самосознани€: не поддавайс€ деиндивидуализации.

 

 

ѕон€ти€ дл€ запоминани€

 

ƒеиндивидуализаци€ (Deindividuation) Ч утрата самосознани€ и бо€зни оценки; возникает в групповых ситуаци€х, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1418 - | 1376 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.