Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 13. »ндоктринаци€ и внедрение идей




 

—ила описанных нами принципов и методов убеждени€ порой бывает такова, что доводит людей до моральной и физической гибели. ¬спомним …озефа √еббельса, министра Ђнародного просвещени€ї и пропаганды в нацистской √ермании. ќн пыталс€ заставить немцев прин€ть нацистскую идеологию, контролиру€ прессу, искусство и кинематограф. ƒругой нацист, ёлиус Ўтрайхер, издавал тиражом 500 тыс€ч экземпл€ров антисемитский еженедельник Der Stunner Ч единственную газету, которую его близкий друг јдольф √итлер прочитывал от первой до последней буквы.  роме того, Ўтрайхер издавал антисемитские детские книги и вместе с √еббельсом выступал на массовых собрани€х, ставших неотъемлемой частью нацистской пропагандистской машины.

ƒействительно ли они Ђвливалиї €д в умы миллионов и миллионов людей (Bytwerk, 1976), как утверждали союзники в ходе Ќюрнбергского процесса во врем€ суда над Ўтрайхером? Ѕольшинство немцев не прониклись ненавистью к евре€м, но определенный успех в этом деле все же был достигнут: тех, кто одобрительно отнесс€ к антисемитской де€тельности, оказалось немало. ѕодавл€юща€ часть населени€ либо про€вл€ла нерешительность, тем самым невольно поддержива€ чудовищную по своему размаху программу геноцида, либо не смогли усто€ть под давлением угроз. Ѕез пр€мого или косвенного соучасти€ миллионов людей холокост был бы невозможен (Goldhagen, 1996).

 

 

»ндоктринаци€ культов

 

22 марта 1997 года ћаршалл ’ерфф Ёплуайт и 37 его учеников решили, что пришло врем€ покинуть свои тела Ч просто Ђоболочкиї Ч и вознестись к ЌЋќ, который следовал за кометой ’ейлаЧЅоппа к вратам ра€. — этой целью они прин€ли фенобарбитал, смешанный с €блочным пюре или пудингом, запили его водкой, а затем нат€нули на головы пластиковые мешки, чтобы задохнутьс€ во сне. ¬ тот же день взорвалась хижина во франко-канадской деревне —ен- азимир. ¬ огненном аду оборвались жизни п€ти человек Ч последних из 74 членов ќрдена —олнечного ’рама, совершивших самоубийства в  анаде, Ўвейцарии и ‘ранции. ¬се они наде€лись перенестись на рассто€ние дев€ти световых лет Ч на звезду —ириус. —ейчас, когда пишетс€ эта книга, приближаетс€ новое тыс€челетие, и все чаще на глаза попадаютс€ цитаты с предсказани€ми из мифологий различных культов Ч ожидаетс€ новый всплеск массовых самоубийств.

ћногие задаютс€ вопросом: что заставл€ет людей отказыватьс€ от прежних убеждений и присоедин€тьс€ к этим невольникам своего безуми€? ¬праве ли мы объ€сн€ть их странное поведение загадочными особенност€ми личности? »ли их опыт иллюстрирует обычную динамику общественного вли€ни€ и методов внушени€?

«десь необходимо у€снить две вещи: во-первых, это ретроспективный анализ. ќн пытаетс€ объ€снить удивительное социальное €вление post factum. ¬о-вторых, объ€снение, почему люди вер€т во что-то, еще ничего не говорит о том, правы они или нет. Ёти два вопроса логически не св€заны. ѕсихологи€ религии может объ€снить нам, почему теист верит в Ѕога, а атеист не верит, но она не в состо€нии сказать, кто из них прав. ќбъ€снение, что послужило основанием дл€ веры, это еще не разумные доводы, почему от нее следует отказатьс€. ѕоэтому если кто-нибудь попытаетс€ сбросить со счетов ваши убеждени€, говор€: Ђ¬ы верите в это просто потому, чтої, то можно вспомнить знаменитый ответ архиепископа ”иль€ма “емпла. ¬ одной из дискуссий ему было сказано: Ђƒело в том, достопочтенный архиепископ, что вы верите в то, во что верите, потому что вас так воспиталиї. јрхиепископ “емпл ответил: Ђ¬озможно, что это так. Ќо факт остаетс€ фактом: и вы верите в то, что € верю в то, во что верю, потому что мен€ так воспитали, потому что вас так воспиталиї.

¬ последние дес€тилети€ большую попул€рность завоевали несколько культов, которые социологи часто называют новыми религиозными движени€ми. ¬ их число входит Ђ÷ерковь ≈динени€ї —ан ћиунг ћуна, ЂЌародный ’рамї ƒжима ƒжонса, Ђ¬етвь ƒавидоваї ƒэвида  ореша и Ђ¬рата –а€ї ћаршалла Ёплуайта (Marshall Apple-white). –елиги€ преподобного ћуна, представл€юща€ собой смесь христианства, антикоммунизма и прославлени€ самого ћуна как нового мессии, нашла своих последователей во всем мире. ¬ ответ на декларацию ћуна: Ђ“о, чего желаю €, должно быть и вашим желаниемї многие посв€тили себ€ и все свое имущество Ђ÷еркви ≈динени€ї.  аким образом их убедили так поступить?

¬ 1978 году весь мир потр€сло сообщение о том, что в √айане 914 последователей преподобного ƒжонса, прибывшие из —ан-‘ранциско, выпили по его приказу фруктовый напиток, приправленный транквилизаторами, обезболивающими и смертельной дозой цианида.

¬ 1993 году некий ƒэвид  ореш, не закончивший даже средней школы, использовал свое знание ѕисани€ и талант гипнотизера дл€ того, чтобы захватить власть в одной из фракций секты, получившей им€ Ђ¬етвь ƒавидоваї. „ерез некоторое врем€ члены секты постепенно освободились не только от своих банковских счетов, но и от всей собственности.  роме того,  ореш убедил их соблюдать целибат, в то врем€ как сам спал с их женами и дочерьми, уверив 19 из них, что они должны родить ему детей.  огда ферма, где обосновалась секта, подверглась осаде полиции и зав€залась перестрелка, в которой были убиты шесть членов секты и четверо федеральных агентов,  ореш объ€вил своим последовател€м, что они должны как можно быстрее умереть и отправитьс€ вместе с ним пр€мо на небеса.  огда федеральные силы предприн€ли танковую атаку фермы в расчете применить слезоточивый газ, сектанты подожгли здание. ¬ пламени погибли 86 человек.

ћаршалл Ёплуайт не искал признани€ своей власти в исполнении его сексуальных желаний. ƒважды уволенный с должности преподавател€ музыки за гомосексуальные св€зи с учениками, он отказалс€ от сексуальной жизни, прибегнув к кастрации так же поступили еще семеро из 17 мужчин, принадлежащих к секте Ђ¬рата –а€ї и погибших вместе с ним (Chua-Eoan, 1997; Gardner, 1997). –анее, во врем€ пребывани€ в 1971 году в психиатрической больнице, Ёплуайт познакомилс€ с медсестрой и дилетанткой от астрологии Ѕонни Ћу Ќеттлз, котора€ Ђодарилаї впечатлительного и харизматичного Ёплуайта космологическим видением перехода на Ђдругой уровеньї. —трастными проповед€ми он убедил своих последователей отказатьс€ от семей, секса, наркотиков и личных сбережений, пообещав им путешествие на космическом корабле Ч к спасению.

—танем ли мы искать объ€снение случившегос€ в характере жертв, обвин€€ во всем их самих? ќтвернемс€ ли мы от них как от легковерных чудаков или людей со странност€ми? »ли поймем, что объ€снением их поведени€ могут служить знакомые принципы послушани€, согласи€, убеждени€ и вли€ни€ окружающих, что поставит их в один р€д с остальными членами общества, на которых пусть по-своему, но также воздействуют подобные силы?

 

 

—оциальные установки следуют за поведением

 

”ступчивость приводит к одобрению

 

–ассмотрев в 9-й главе взаимосв€зь поведени€ и убеждений, мы убедились, что люд€м свойственно внутренне признавать об€зательства, принимаемые на себ€ добровольно, публично и неоднократно. –уководители сект, по-видимому, знают это очень хорошо. Ќовички быстро узнают, что быть членом секты Ч дело непростое. “ем не менее вскоре они станов€тс€ членами команды. ¬нутренние ритуалы сообщества, публична€ агитаци€ и сбор пожертвований усиливают у вновь обращенного ощущение, что он €вл€етс€ членом группы. “очно так же, как испытуемые в социально-психологических экспериментах начинают верить в то, о чем они свидетельствовали (Aronson & Mills, 1959; Gerard & Mathewso, 1966), так и вновь обращенные постепенно превращаютс€ в убежденных сторонников религиозной доктрины. „ем сильнее личные об€зательства, тем сильнее потребность оправдать их.

 

‘еномен Ђноги в двер€хї

 

 аким образом мы принимаем на себ€ подобные личные об€зательства? Ёто редко бывает решительным, обдуманным поступком. ¬р€д ли кто-то резко решает: Ђ’ватит с мен€ господствующей религии. Ќайду-ка € какой-нибудь неофициальный культї. » вербовщики не останавливают прохожих со словами: Ђѕривет! я Ч мунист. ’отите присоединитьс€ к нам?ї —тратеги€ вербовки основана скорее на методе Ђноги в двер€хї. ¬ербовщики Ђ÷еркви ≈динени€ї сначала обычно приглашают людей на званый обед, а затем предлагают провести уик-энд в атмосфере человеческого тепла и философских дискуссий о смысле жизни. ¬ конце уик-энда воодушевленные гости присоедин€ютс€ к песнопени€м, какой-нибудь общей де€тельности, дискусси€м. » лишь намного позднее потенциальных обращенных склон€ют к тому, чтобы прин€ть участие в более продолжительном испытании на служение общему делу. ѕостепенно зан€ти€ вовлекаемых в секту станов€тс€ все более значимыми: им поручаетс€ сбор пожертвований и вербовка новых членов.

ƒжим ƒжонс также использовал прием Ђноги в двер€хї дл€ привлечени€ членов в ЂЌародный ’рамї. —начала их материальные пожертвовани€ были добровольными. «атем ƒжонс ввел об€зательную систему взносов в размере 10 % от дохода, и эти взносы вскоре увеличились до 25 %. ¬ конце концов он приказал членам передать ему все, чем они владели. –абоча€ нагрузка также становилась все более напр€женной. √рейс —тоуэн так вспоминает этот постепенный процесс:

ЂЌикогда ничего не делалось резко. ѕоэтому ƒжиму ƒжонсу и удалось так многое. ¬ы медленно уступали и сносили все большее и большее, все делалось постепенно. Ёто было так поразительно, что € иногда останавливалась и спрашивала себ€: Ђ ак же € докатилась до жизни такой? ¬едь теперь € пов€зана по рукам и ногамї. Ќо потом думала: Ђ–аз уж зашла так далеко, так кака€ теперь разница?її (Conway & Siegelman, 1979, p. 236).

 

 

—лагаемые убедительности

 

ћожно проанализировать, как происходит процесс убеждени€ в сектах, если прибегнуть к факторам, которые мы уже обсудили в главе 12: кто сказал (коммуникатор), что сказал (сообщение) и кому сказал (аудитории).

 

 оммуникатор

 

ѕреуспевающа€ секта имеет харизматического лидера Ч именно он прит€гивает и направл€ет остальных членов секты.  ак и в экспериментах, изучающих процесс убеждени€, надежным считаетс€ тот коммуникатор, кого аудитори€ воспринимает как человека компетентного и заслуживающего довери€, например такого, как Ђотецї ћун.

ѕо рассказам бывших членов ЂЌародного ’рамаї, ƒжим ƒжонс, чтобы повысить доверие к себе, устраивал Ђсеансы €сновидени€ї. ¬се делалось очень просто: впервые по€вившихс€ в секте просили назвать себ€, когда они входили в церковь перед службой. «атем один из помощников звонил этому человеку домой и говорил: Ђƒобрый день! ћы проводим опрос. ¬ы не ответите на несколько вопросов?ї ј во врем€ службы, как вспоминает один из бывших сектантов, ƒжонс называл им€ неофита и говорил:

Ђ¬ы мен€ когда-нибудь видели прежде? “ак вот, вы живете там-то и там-то, у вас такой-то номер телефона, в вашей гостиной стоит така€-то мебель, а на вашем диване такие-то подушки... ј теперь припомните, был ли € когда-нибудь у вас дома?ї (Conway & Siegelman, 1979).

Ќа то, насколько легко убедить человека, вли€ет еще один фактор Ч его доверчивость. »сследователь культового поклонени€ ћаргарет «ингер (Margaret Singer, 1979) отмечала, что молодые люди из среднего социального класса более у€звимы, потому что более доверчивы. ” них нет ни Ђуличной хваткиї молодежи из низших классов (котора€ знает, как противосто€ть такому Ђприставаниюї), ни настороженности молодежи из высшего класса (которую с детских лет пугали киднеппингом). ћногие члены сект были вовлечены туда своими друзь€ми или родственниками Ч то есть людьми, которым они довер€ли (Stark & Bainbridge, 1980).

 

—ообщение

 

ƒл€ людей одиноких или наход€щихс€ в состо€нии депрессии, живые эмоциональные призывы и то тепло и одобрение, которыми окружают их в группе, могут быть, безусловно, привлекательны. ƒоверьс€ наставнику, влейс€ в семью. ћы знаем ответ, мы знаем Ђистинный путьї. “акое сообщение повтор€етс€ по разным каналам: во врем€ проповедей, обсуждений в малых группах или при пр€мом социальном давлении.

 

јудитори€

 

Ќовообращенные зачастую молоды Ч им, как правило, нет и 25, то есть они все еще наход€тс€ в том периоде жизни, когда относительно открыты дл€ всего нового, когда установки и ценности еще не успели стабилизироватьс€. Ћишь мала€ часть последователей ƒжима ƒжонса были людьми малообразованными, которым нравилась его простота в обращении и было трудно его оспаривать. Ѕольшую же часть его аудитории составл€ли образованные представители среднего класса, которые, увлекшись идеей, не замечали противоречий между словами и делами тех, кто проповедует самоотверженность, а практикует жадность, кто притвор€етс€ заботливым, а ведет себ€ крайне бездушно.

ѕотенциальные новобранцы Ч это зачастую те, кто находитс€ на одном из поворотных моментов своей биографии, переживает личный кризис, безработицу или оторванность от семьи. ¬се эти люди в чем-то нуждаютс€, и секта предлагает им помощь (Singer, 1979; Lofland, 1965). ѕоэтому времена социальных и экономических потр€сений особенно благопри€тны дл€ любого Ђа€толлыї или Ђотцаї, который может придать нагл€дный и простой смысл любым жизненным неур€дицам (O'Dea, 1968; Sales, 1972).

 

 

√рупповые эффекты

 

—екты могут служить иллюстрацией дл€ темы, рассматриваемой в нескольких последующих главах: силы группового вли€ни€ при формировании взгл€дов и поведени€ своих членов. —екта обычно отрывает своих последователей от их прежней системы социальной поддержки и вовлекает их в изолированное сообщество. ¬ этом случае происходит то, что –одни —тарк и ”иль€м Ѕейнбридж (Rodney Stark & William Bainbridge, 1980) называют Ђсоциальным коллапсомї: внешние св€зи станов€тс€ все слабее и слабее, и наконец группа полностью отгораживаетс€ от внешнего мира и ее члены начинают общатьс€ исключительно друг с другом. ќторванные от семьи и друзей, люди обычно тер€ют способность к критическому мышлению. ≈динственной реальностью дл€ них становитс€ жизнь группы. ѕоэтому секта не одобр€ет и даже карает вс€кое про€вление несогласи€, а видимость единодуши€ помогает люд€м игнорировать любые сомнени€.

ћаршалл Ёплуайт и Ѕонни Ћу Ќеттлз (умерша€ от рака в 1985 году) сначала организовали свою собственную группу из двух человек. ќни подкрепл€ли анормальное мышление друг друга. Ќаблюдалс€ феномен, который психиатры называют folie a deux, что в переводе с французского означает Ђбезумие двоихї.  огда к ним присоединились другие люди, социальна€ изол€ци€ группы способствовала развитию еще более специфического мышлени€.  ак показывают дискуссии, ведущиес€ в »нтернете на тему эзотерических теорий (кстати, секта Ђ¬рата –а€ї очень успешно вербовала себе новых членов по »нтернету), виртуальные группы также могут благопри€тствовать развитию паранойи.

¬опреки представлени€м о том, что члены секты превращаютс€ в бездумных роботов, сила методов, примен€емых там, Ч ужесточени€ норм поведени€, процесса убеждени€ и групповой изол€ции Ч не беспредельна. Ђ÷ерковь ≈динени€ї вовлекает в свои р€ды менее 10 % из тех, кто посещал ее сборища (Ennis & Verrilli, 1989). Ѕольшинство присоединившихс€ к Ђ¬ратам –а€ї покинули секту до Ђсудьбоносного дн€ освобождени€ от оболочкиї. ƒэвид  ореш устанавливал свою власть, сочета€ убеждение, запугивание и насилие.  огда ƒжим ƒжонс начал ужесточать свои требовани€, ему также пришлось все чаще и чаще прибегать к запугиванию. ќн угрожал расправой потенциальным отступникам, подвергал избиению непокорных и примен€л наркотики дл€ нейтрализации инакомысл€щих. ѕод конец он занималс€ Ђвыкручиванием рукї не меньше, чем Ђпромыванием мозговї.

¬ методах воздействи€, примен€емых в сектах, можно найти много общего с приемами, практикующимис€ в знакомых нам группах. Ќапример, члены университетских клубов сообщают, что первоначальные Ђлюбовные атакиї, которым подвергаютс€ потенциальные сектанты, не так уж и сильно отличаютс€ от атак во врем€ периода Ђухаживани€ї, практикующихс€ в их клубе. „лены клуба окружают будущих собратьев особым вниманием и заботой. ¬о врем€ испытательного срока новобранцы по возможности изолируютс€ от своих друзей, не вступающих в тот же клуб. Ќовички трат€т массу времени на изучение истории и правил данной группы; ради своей группы они готовы пойти на многое. ѕоэтому неудивительно, что в результате группа, как правило, получает новоиспеченного энтузиаста, раздел€ющего общие убеждени€.

ћногое из сказанного выше верно и дл€ тех психотерапевтических сообществ, члены которых стараютс€ противосто€ть пагубной привычке злоупотреблени€ алкоголем или наркотиками. ѕодобно религиозным сектам, ревностные члены группы взаимопомощи формируют плотный Ђсоциальный коконї, исповедуют строгие убеждени€ и оказывают глубокое вли€ние на поведение своих собратьев (Galanter, 1989, 1990).

я выбрал в качестве примера университетские клубы и группы взаимопомощи не дл€ того, чтобы дискредитировать их, а дл€ иллюстрации двух заключительных замечаний. ¬о-первых, если мы будем приписывать вт€гивание в секту мистической силе ее лидера или особой слабости ее потенциальных адептов, то введем в заблуждение самих себ€, полага€, что уж мы-то обладаем иммунитетом от воздействи€ подобных методов социального контрол€. ѕо сути дела, наша собственна€ группа (а также бесчисленные коммерсанты, политические де€тели и прочие информаторы) успешно примен€ет к нам многое из этой тактики. ћежду просвещением и вт€гиванием, между информацией и пропагандой, предубеждением и принуждением проходит лишь тонка€ пунктирна€ лини€.

¬о-вторых, то обсто€тельство, что ƒжим ƒжонс злоупотребл€л силой убеждени€, вовсе не означает, что убеждению как таковому всегда присуща нека€ зловеща€ порочность. јтомна€ энерги€ позвол€ет нам и дома освещать, и города разрушать. —ексуальна€ страсть позвол€ет нам выражать свою любовь и быть счастливыми, но она также может привести к эксплуатации других дл€ удовлетворени€ собственных эгоистических потребностей. “очно так же и сила убеждени€ позвол€ет нам как просвещать, так и обманывать. «на€ о том, что сила убеждени€ может быть обращена во зло, мы должны быть готовы противосто€ть ее аморальному использованию. Ќо сама по себе она не хороша и не плоха. “о, к какому эффекту она приведет Ч конструктивному или разрушительному, полностью зависит от того, каким образом мы будем их использовать.

 

 

ѕрививка установок

 

ѕредшествующее обсуждение того, как протекает процесс убеждени€, возможно, заставило вас заинтересоватьс€, можно ли противосто€ть нежелательному воздействию убеждени€.  онечно, можно. ≈сли, увидев спецовку ремонтника или белый врачебный халат, мы уже готовы безоговорочно подчин€тьс€, нам €вно следует пересмотреть свои обычные реакции на авторитеты. ѕрежде чем тратить наше врем€ или деньги, нужно постаратьс€ стать более осведомленным в данном вопросе. ¬ конце концов, если мы чего-то не понимаем, можно же просто спросить.

 

 

—тимул€ци€ личных об€зательств

 

≈сть еще один способ сопротивлени€: прежде чем ознакомитьс€ с чужим мнением, публично за€вите о своей собственной позиции. Ќастаива€ на своем, вы станете менее податливым (или следует говорить: менее Ђоткрытымї?) тому, что говор€т другие.

 

¬ызов убеждени€м

 

 аким образом мы можем заставить людей отстаивать собственные позиции? „арльз  ислер (Charles Kiesler, 1971) предлагает один из возможных способов: м€гко атаковать их позицию.  ислер обнаружил, что если люди в чем-то убеждены, то после атаки, в достаточной степени сильной, чтобы вызвать ответную реакцию, но все же не настолько, чтобы переубедить, они еще более укреп€тс€ в собственном мнении.  ислер объ€сн€ет это следующим образом:

Ђјтаку€ убежденного в чем-то человека, вы провоцируете его на более экстремальное поведение, на защиту своих взгл€дов. ¬ некотором смысле происходит эскалаци€ его убежденности, поскольку при этом возрастает число его поступков, согласующихс€ с его же собственным мнением.ї

¬еро€тно, вы можете припомнить подобные ситуации, возникшие в ходе диспутов, когда оппоненты начинали все более €ростно отстаивать свою точку зрени€, переход€ на крайние позиции.

 

–азвитие контраргументации

 

—уществует и втора€ причина того, почему легка€ атака может усилить сопротивление.  огда кто-либо атакует одну из наших любимых точек зрени€, мы, как правило, чувствуем некоторое раздражение и придумываем контраргументы (Zuwerink & Devine, 1996). ѕодобно прививке от болезни, слаба€ аргументаци€ вызывает контраргументацию, котора€ впоследствии может пригодитьс€ на случай проведени€ более сильной атаки. ”иль€м ћак-√уайр (William McGuire, 1964) зафиксировал это в серии экспериментов. ≈го интересовало следующее: можем ли мы вакцинировать людей от пропаганды Ч точно так же, как мы вакцинируем их от вирусов? —уществует ли така€ вещь, как прививка социальной установки? ћожно ли у тех, кто воспитывалс€ в Ђстерильной идеологической средеї, Ч у людей, приверженных неоспоримым догмам Ч стимулировать их социальную защиту? » будут ли малые дозы возражений против их убеждений вызывать у них иммунитет против последующей пропаганды?

»менно этого ћак-√уайру и удалось добитьс€. ƒл€ начала он отобрал несколько избитых истин, таких, как: Ђѕолезно чистить зубы после едыї, и сделал их объектами атак. ≈му удалось продемонстрировать, насколько люди у€звимы перед лицом массированной авторитетной атаки (в приведенном примере предполагалось, что Ђр€д авторитетных экспертов обнаружили, что часта€ и тщательна€ чистка зубов очень вредна, так как это может повредить деснамї). ќднако оказалось, что если испытуемые были уже подвергнуты Ђиммунизацииї слабой атакой и если они читали об опровержении аргументов этой слабой атаки или даже сами писали об этом, то в дальнейшем они могли успешнее противосто€ть более сильной атаке.

 

 

ѕримеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации

 

ѕрививки дет€м против курени€

 

ƒл€ убедительной демонстрации того, как результаты лабораторных исследований могут примен€тьс€ на практике, группа психологов под руководством јльфреда ћак-јлистера (Alfred McAlister, 1980) провела Ђвакцинациюї учеников седьмого класса средней школы против пристрасти€ к курению, возникающему под вли€нием сверстников. —емиклассников учили тому, как должным образом отреагировать на телерекламу, в которой по€вл€етс€ женщина с сигаретой в зубах и говорит: Ђ“ы не станешь по-насто€щему свободным, если не отведаешь вкус табакаї. ¬ ответ старшеклассникам предлагалось произнести следующее: Ђя выгл€дел бы насто€щим салагой, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на теб€ впечатлениеї. ѕосле нескольких таких сеансов вакцинации, проведенных в седьмом и восьмом классах, Ђвакцинированныеї подростки начинали курить в два раза реже по сравнению с теми, кому не делали таких прививок (рис. 13-1).

 

[ ур€щие,  онтрольна€ шкала, ¬акцинированна€ шкала, —едьмой класс, ¬осьмой класс, ƒев€тый класс, ћес€цы исследовани€]

–ис. 13-1. ѕроцент кур€щих в Ђвакцинированнойї средней школе оказалс€ существенно ниже, чем в аналогичной контрольной школе, использующей традиционные программы профилактики против курени€ (по данным McAlister & others, 1980; Telsh & others, 1981).

 

ƒруга€ группа исследователей подтвердила, что подобна€ процедура вакцинации действительно может значительно снизить уровень курени€ среди подростков (Evans & others, 1984; Flay & others, 1985). Ѕольшинство более поздних исследований сосредоточились на стратеги€х сопротивлени€ социальному давлению. ¬ одном из исследований ученики 6Ч8 классов либо смотрели фильмы, повествующие о вреде курени€, либо получали информацию о его последстви€х и участвовали в ролевых играх отказа от курени€, сценарий которых писали сами (Hirschman & Leventhal, 1989). »з числа тех, кто смотрел фильм, через полтора года начали курить 31 %. »з тех же, кто участвовал в ролевых играх Ђотказа от курени€ї, закурили лишь 19 %. ≈ще одно исследование охватывало выборку семиклассников из 30 различных школ. ѕодростков учили, как противосто€ть тому давлению, которое могут оказывать окружающие, подстрека€ их к курению и употреблению наркотиков (Ellickson & Bell, 1990). —реди тех, кто прежде не употребл€л марихуану, веро€тность ее употреблени€ понизилась в три раза; среди тех, кто ее уже попробовал, употребление в два раза снизилось.

¬ просветительских программах, направленных против увлечени€ табаком и наркотиками, примен€ютс€ и другие принципы убеждени€. ¬ частности, дл€ распространени€ информации привлекаютс€ сверстники подростков, пользующиес€ у них авторитетом. ” подростков инициируютс€ собственные когнитивные процессы (Ђвот о чем ты мог бы подуматьї). »х склон€ют делать публичные за€влени€ (например, прин€ть рациональное решение Ч курить или не курить Ч и объ€вить его своим одноклассникам, привод€ при этом соответствующие доводы). Ќекоторые из таких программ профилактики против курени€ требуют лишь проведени€ от двух до шести одночасовых классных зан€тий с использованием готовых печатных или видеоматериалов. ¬ наши дни любой школьный совет или учитель, пожелавшие воспользоватьс€ социально-психологическим подходом к профилактике курени€, могут сделать это с легкостью, без затрат и с хорошими перспективами добитьс€ снижени€ числа кур€щих и, соответственно, будущих расходов на здравоохранение.

 

ѕрививка дет€м против рекламы

 

»сследователи изучали также, как Ђвакцинироватьї детей, чтобы они могли более эффективно анализировать и оценивать телерекламу. Ёто изучение было в какой-то мере подсказано исследовани€ми, вы€вившими, что дети (особенно до восьми лет): 1) не всегда отличают рекламу от других телепередач и не способны распознать ее назначение; 2) довольно неразборчиво довер€ют любой рекламе; 3) жаждут приобрести рекламируемый товар, не дава€ поко€ родител€м (Adler & others, 1980; Feshbach, 1980; Palmer & Dorr, 1980). ѕохоже, дети Ч мечта рекламодател€, наивные, податливые, легко попадающие в сети клиенты. ƒобавим к этому, что половина из 20 000 рекламируемых роликов, которые типичный ребенок видит за год, соблазн€ет его малополезной пищей, зачастую содержащей излишки сахара.

¬стревоженные этими данными граждане пытаютс€ дать отпор предпринимател€м, рекламирующим подобные продукты (Moody, 1980): Ђ огда искушенный рекламодатель тратит миллионы на то, чтобы продать неискушенному, доверчивому ребенку бесполезные дл€ его здоровь€ продукты, это можно назвать только эксплуатацией. Ќеудивительно, что употребление молочных продуктов упало с момента по€влени€ в нашей жизни телевидени€, в то врем€ как потребление газированных напитков почти удвоилосьї. ѕротивна€ сторона пытаетс€ защитить свои коммерческие интересы, за€вл€€, что подобна€ реклама помогает родител€м воспитывать у детей искусство быть потребителем и, самое главное, финансирует детские передачи. ¬ —оединенных Ўтатах ‘едеральна€ торгова€ комисси€, испытыва€ удары с двух сторон, подстегиваема€ результатами исследований и подвергаема€ политическому давлению, в насто€щее врем€ пытаетс€ определитьс€, вводить или не вводить новые ограничени€ на телерекламу, предназначенную дл€ детей.

ј тем временем исследователи пытаютс€ вы€снить, можно ли научить детей противосто€ть недобросовестной рекламе. “ак, группа ученых под руководством Ќормы ‘ешбах (Norma Feshbach, 1980; Cohen, 1980) провела с учениками младших классов из Ћос-јнджелеса три получасовых урока, посв€щенных анализу рекламы. Ђ¬акцинаци€ї проводилась следующим образом: дети смотрели рекламу и обсуждали ее.   примеру, после просмотра рекламы игрушек дет€м тотчас же раздавали эти игрушки и просили попробовать проделать с ними то, что они только что видели в рекламном ролике. ѕодобный опыт помогает выработать более реалистичное воспри€тие рекламы.

 

 

ѕрактические приложени€

 

»сследовани€ проведени€ Ђвакцинацийї привод€т к определенным практическим выводам. Ћучший способ сопротивл€тьс€ Ђпромыванию мозговї не всегда состоит в том, чтобы вводить в школы побольше патриотических курсов, как это предлагали сделать многие сенаторы —Ўј после корейской войны. ”иль€м ћак-√уайр утверждает, что учител€м лучше примен€ть технику вакцинации: подвергнуть слабой критике концепцию и принципы демократии, рассказать об альтернативах, например коммунизме и конституционной монархии, и таким образом помочь учащимс€ выработать защитную реакцию.

ѕо той же самой причине религиозным проповедникам стоит поостеречьс€ создавать Ђстерильную идеологическую средуї в своих церкв€х и школах. јтака, которую удалось отразить, скорее укрепит человека в его позиции, чем запугает его, особенно если то, чем предположительно будут запугивать, удастс€ обсудить с единомышленниками. ¬ сектах этот принцип используетс€ дл€ предупреждени€ возможных атак на новую веру со стороны членов семьи или друзей новобранцев.   началу ожидаемой атаки сектант уже вооружен контраргументами.

≈ще один практический вывод заключаетс€ в том, что дл€ человека, пытающегос€ в чем-то убедить других, неэффективное обращение может оказатьс€ хуже, чем его отсутствие. ¬ам пон€тно, почему? “е, кто отвергает эту попытку переубедить себ€, вакцинируютс€ против последующих пос€гательств. –ассмотрим эксперимент, в котором —ьюзан ƒарли и ƒжоэл  упер (Susan Darley & Joel Cooper, 1972) предлагали студентам написать эссе в защиту ношени€ форменной одежды. ѕоскольку это противоречило собственным взгл€дам студентов, а эссе предполагалось опубликовать, все предпочли не писать его, несмотр€ на предложенный гонорар. ќтвергнув деньги, они стали еще более радикальны и тверды в своей позиции. ¬ыступив против униформы публично, они укрепились в своем первоначальном мнении. “е, кто отверг первоначальные уговоры бросить курить, могут аналогичным образом приобрести иммунитет к последующим призывам. “аким образом, неудачна€ попытка убеждени€, стимулиру€ защиту слушател€, может оказатьс€ контрпродуктивной. ќтвергнутый призыв Ђожесточает душуї против дальнейших призывов.

»з исследований по вакцинации каждый может извлечь урок и лично дл€ себ€. ¬ы ведь хотели бы стать стойкими в своих убеждени€х, остава€сь открытыми дл€ ценных предложений? Ѕудьте активным слушателем и критическим мыслителем. «аставл€йте себ€ спорить. ”слышав политическую речь, обсудите ее с окружающими. ƒругими словами, не будьте просто слушател€ми, реагируйте. ≈сли сообщение не выдерживает строгого анализа, тем хуже дл€ него. ј если выдерживает, его воздействие на вас будет более длительным вследствие проделанной вами аналитической работы.

 

 

ѕон€ти€ дл€ запоминани€

 

¬акцинаци€ установки (Attitude inoculation) Ч слаба€ атака на установки людей, предпринимаема€ дл€ того, чтобы, когда атака будет значительно сильнее, они оказались в состо€нии ее отразить.

 ультовые секты (Cult) Ч группа, обычно характеризуема€: 1) особым ритуалом поклонени€ богу или человеку; 2) изол€цией от окружающей Ђдь€вольскойї культуры; 3) наличием харизматического лидера.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 427 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1166 - | 1205 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.075 с.