Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–екомендации дл€ зан€тий, которые нужно пон€ть и внимательно соблюдать. 2 страница




„тобы пон€ть, как это получаетс€, мы должны держать в уме концепцию ин и €нь - кажда€ мысль или действие включает свою противоположность, и единство этих противоположностей создает истинную целостность. ќсновополагающа€ иллюстраци€ этого - концепци€ жизни и смерти. ∆изнь и смерть противоположны, но ни одно из них не существует без другого. ¬се живые существа должны когда-нибудь умереть; смерть - это часть жизни. ћир без смерти - это мир без жизни; не умирает только то что не живет.

ћастер работы с мечом, которого учили убивать, не делал это только ради идеи убийства. ќн убивал, чтобы защитить что-то ценное дл€ себ€ - свою собственную жизнь, свою честь, своего хоз€ина, свой народ, или все это вместе. ѕоэтому, искусство владени€ мечом было св€зано одновременно с двум€ противоположными иде€ми - сохранением и разрушением жизни.

ƒл€ успешного достижени€ этой двойственной цели мастеру, работающему с мечом, было необходимо развить в себе сознание, основанное еще на одном противоречии. ≈го стремление к цели должно было быть столь велико, чтобы с ним была несравнима ценность собственной жизни. ќн должен был быть готов пожертвовать своей жизнью, чтобы добитьс€ смерти врага. ¬ этом состоит принцип ai uchi - "взаимного уничтожени€". ќднако, когда сознание человека действительно достигает такого состо€ни€ решимости и определенности, когда собственна€ смерть становитс€ безразличной, он парадоксальным образом увеличивает свои шансы выжить. »де€ ai uchi выводит единоборство на тот уровень, когда сила и слабость не имеют значени€. ∆изнь и смерть каждого человека равны, и решаетс€ только вопрос жизни и смерти.  роме того, когда мастер, работающий с мечом, принимает идею о неизбежности своей смерти, он избавл€етс€ от страха перед ней. ќн может действовать без сомнений и с полной решимостью.

ќсознание идеи ai uchi не может быть достигнуто на основе развити€ презрени€ к жизни. ќно может быть достигнуто только при условии осознани€ истинной ценности жизни. –еальный человек не может расстатьс€ с жизнью, если не имеет представлени€ о ее ценности. ≈сли он сталкиваетс€ со смертью, не понима€ ценности своей жизни, излишнее сожаление и раздумье может охватить его, довед€ до паники. јналогично, человек не может желать смерти врага, не зна€ цены того, чего желает. ƒостигаема€ мастером работы с мечом готовность умереть может быть только результатом его подн€ти€ над прит€гательностью жизни, но не недооценки этого ценного дара.

—ледовательно, мастер, работающий с мечом, при своей готовности к смерти вынужден считатьс€ с жизнью. ѕри попытках сохранить жизнь он вынужден спокойно воспринимать смерть. ѕринима€ идею смерти, он достигает внутренней собранности и решимости, помогающей ему сохранить жизнь, и отверга€ прив€занность к жизни, он получает большее понимание ее значени€. ¬ этом заключаетс€ концепци€ ai uchi.

“ем не менее, ai uchi остаетс€ философией разрушени€ и смерти. Ќекоторые мастера владени€ мечом смогли преодолеть ограниченность ai uchi и достичь еще большего уровн€ развити€ сознани€ и внутренней собранности. ќдним из них был ’арига€ —екиун, великий мастер работы с мечом, живший в 17 веке. ќн пон€л, что никакой уровень силы и ловкости не гарантирует душевного спокойстви€ или физической безопасности. ќн писал:

"“ех, кто по уровню ниже мен€, € смогу победить. “е, чьи возможности выше, чем мои, смогут победить мен€. ≈сли мои возможности и возможности противника будут сходными, произойдет ai uchi. Ёто вершина неведени€ и глупости. Ёто про€вление умственного состо€ни€ и тактики зверей - тигров, волков и других диких животных, борющихс€ за свое существование. я полностью отвергаю этот путь. Ёто не ѕуть ћеча, и не так должны вести себ€ люди".

’арига€ —екиун €вно не относилс€ к многочисленным сторонникам идеи ai uchi, считающим ее состо€нием просветлени€. ќн чувствовал, что из-за инстинкта самосохранени€, присущего человеку по его природе, ни один человек не расстанетс€ с жизнью добровольно. ƒоказательства своих убеждений он находил в истории человеческой цивилизации. Ћюбой человек, вынужденный выбирать между жизнью и смертью, захочет быть победителем.

—екиун ввел концепцию ai nuke, или взаимного сохранени€ жизни. ѕо его словам, дл€ постижени€ ai nuke человек должен проникнуть в сущность mu - внутренней силы. ќн должен осознать единую основу существовани€ всего живого и прин€ть принцип любви как основу жизни. ќн считал борьбу за свою жизнь и стремление к победе про€влени€ми слишком узкого представлени€ и жизни. √овор€ собственными словами —екиуна:

"ѕуть меча основан на сознании мудрости. ќн предусматривает соответствующий умственный настрой. —уществует единственный путь, про€вл€ющийс€ в разнообразных формах. ќб этом говорит и древн€€, и современна€ ћудрость. ќдинаковый умственный настрой ведет к тому, что отсутствуют мысли о том, кто выше и кто ниже. »сходом противоборства двух мудрых людей неизбежно будет ai nuke"

 азуми »зе но  ами Ќобутсена, основатель школы работы с мечом Shin Kage Ryu, имел сходные представлени€:

"ѕобеда над злом или защита от него - основна€ цель боевого искусства. «анимающийс€ должен стремитьс€ к такому умственному настрою, когда происходит полное избавление от остановок и желаний. „тобы хот€ бы на шаг приблизитьс€ к такой цели, необходимо научитьс€ понимать значение жизни. Ќужно иметь меч мудрости и учитьс€ соединению со вселенной. ¬ процессе этого можно прийти к пониманию истинного значени€ bu в реальных услови€х."

ћастера работы с мечом, достигшие такой степени просветлени€, участвовали во многих сражени€х и преодолевали большие трудности, прежде чем их умственный настрой стал именно таким. —екиун участвовал более, чем в 50-ти схватках с мечом и выжил. —уровый опыт войны показал этим люд€м духовную пустоту противоборства. ¬ окружении смерти они открыли дл€ себ€ красоту жизни. ќни пон€ли, что satsu jin ken - убийство врага - равносильно духовному самоубийству. ¬ katsu jin ken - сохранении жизни врага они увидели единственную возможность истинной победы, единственный путь к сохранению в целости собственной жизни.

Ёта концепци€ budo - наличие любви к жизни, котора€ столь велика, что дает возможность любить своего врага и духовную силу, чтобы примен€ть это на практике - составл€ет суть философии јйкидо. ≈е физические и практические аспекты про€вл€ютс€ в принципе ikkyo.

Satsu jin ken: убийство врага
Katsu jin ken - сохранение жизни врага
Kurai dori: контроль сознани€ врага

Ikkyo: оружие духа

Ќелегко стать бойцом, идущим по ѕути budo.  ак ai nuke, взаимное сохранение жизни, так и katsu jin ken, сохранение жизни врага, предусматривают могущество, дающее возможность выбора. “от, кто полностью зависит от других, никогда не сможет определить ход поединка. ¬ы никогда не сможете спасти собственную жизнь, жизнь тех, кого вы хотите защитить, а также не сможете сохранить душу врага от ¬ашего разрушающего воздействи€. „тобы применить ai nuke на практике, нужно обладать огромной силой.

я не имею в виду концепцию "мира, основанного на силе", которой придерживаютс€ многие современные лидеры - сторонники интенсивной разработки €дерного оружи€. я говорю о внутренней силе, дающей человеку возможность сохранить смелость и спокойствие перед лицом опасности и разрушени€. ¬озможно, ¬ы поймете, что € имею в виду, если € скажу, что ћахатма √анди про€вл€ет дух будо и соответствует образу истинного бойца в значительно большей степени, чем многие современные военнослужащие. ќн использовал не оружие, а смелость и высокий дух. ќн был готов вновь и вновь пожертвовать своей жизнью ради сохранени€ и улучшени€ жизни других. » вновь и вновь его враги, вид€щие его смелость и вынужденные анализировать свое собственное состо€ние, не давали ему умереть, а подчин€лись его воле. ≈го отсутствие прив€занности к собственной жизни основывалось не на презрении к ней, а на глубоком понимании ее ценности. ќн посв€тил свою жизнь улучшению жизни других. Ѕойца формирует не оружие, которым он владеет, а дух, с которым он владеет оружием.

Ѕазовый принцип ikkyo - kurai dori, достижение духовного контрол€ над противником. Ikkyo значит "перва€ техника", но также "первый момент". —уть ikkyo в том, чтобы добитьс€ контрол€ над противником с первого же момента, а не в определенных движени€х. ¬о многих сери€х фотографий, иллюстрирующих ikkyo в этой книге, вы увидите многие варианты движений, выполн€емых как с оружием, так и без него. ќднако, общее дл€ них всех то, что защищающийс€ контролирует центр нападающего с самого начала движени€ (Uke и nage - не подход€щие дл€ работы с мечом названи€, к тому же, когда ¬ы и ¬аш партнер вооружены, граница между победой и поражением значительно менее заметна. “ем не менее, описанные в главе 4 творческие взаимоотношени€ uke и nage существуют и здесь.) — момента достижени€ состо€ни€ контрол€ ¬ы имеете выбор - нанести партнеру травму или беречь его. ¬ыбор јйкидо - беречь. ¬ыбор есть и у нападающего. Ёто четко видно в форме ikkyo, известной под названием ichi no tachi. Ichi no tachi - это формы техники, в которых оба партнера вооружены мечами. ќни включают разные способы достижени€ положени€, в котором контроль защищающимс€ жизни нападающего св€зан с одним движением. ¬ одной из показанных ниже форм в момент, когда нападающий поднимает меч дл€ удара, защищающийс€ направл€ет свой меч ему в горло. ¬ этот момент у атакующего есть выбор - прекратить сопротивление или умереть. «ащищающийс€ скорее предлагает нападающему жизнь, чем угрожает смертью. ≈сли в этот момент нападающий продолжает борьбу, он просто совершает самоубийство.

ќсновной элемент ikkyo - это духовный настрой. Ќикакое оружие и никакие технические навыки не дадут эффективного ikkyo, если им не будет сопутствовать ¬аша смелость и уверенность в себе. ¬ы должны войти и перекрыть дух врага с бесстрашием, которое лежит в основе принципа irimi. ѕри этом ¬аше бесстрашие не должно противоречить принципу ai nuke. ¬ы должны преодолеть желание победить противника, стрем€сь закончить конфликт до того, как он началс€.

Ќаиболее важный аспект изучени€ ikkyo - это применение его принципа к ¬ашей повседневной жизни. ћы занимаемс€ јйкидо не дл€ того, чтобы стать мастерами работы с мечом, или достигнуть совершенства в рукопашной схватке. Ќо умственный настрой мастера работы с мечом окажетс€ очень полезным. –азвитием в себе способность встречать все жизненные ситуации смело и спокойно, полностью выкладыватьс€ в каждом случае, как если бы он был последним в жизни, смотреть на своих врагов с прощением любовью и пониманием их человеческой природы ни в коей мере нельз€ пренебрегать. ≈сли ¬ы будете посто€нно старатьс€ использовать принцип ikkyo в повседневной жизни, ¬аша жизнь наполнитс€ содержанием и удовлетворением. “ренировка ikkyo должна научить ¬ас смелости и решительности в стрессовых ситуаци€х, сохранению миролюби€ перед лицом агрессии. Ikkyo - это состо€ние разума в той же мере, что и техника. ќно дает ¬ам силу вли€ни€ на других с тем, чтобы их улучшить, а не уничтожить.

ќднажды € спросил ќ —енсе€ в чем заключаетс€ тайна€ истина јйкидо. ќн ответил: "Ёто ikkyo - € учил ¬ас этому с самого начала". ѕотребовались многие годы зан€тий, прежде чем € осознал правильность этих слов. —ейчас, гл€д€ на собственных учеников, € могу пон€ть почему ќ —енсею не нравилс€ мой отказ прин€ть эту точку зрени€. Ќо мне пон€тно и то, насколько сложно люд€м осознать, что нечто очевидно простое может быть порогом, за которым открываетс€ дверь к пониманию.

Ikkyo - это одно движение.  роме того - это основа всех движений в јйкидо. Ёто одновременно первое и последнее движение, начало и конец техники. ƒействительно, контролиру€ противника в начале вы будете контролировать его и в конце. Ёто простейшее движение - просто вход без страха. ќднако, за этим простым движением лежат сотни лет сражений, труда и тренировки, а также умственное и духовное очищение. Ёто принцип, позвол€ющий убить одним ударом, но при этом его можно использовать дл€ прекращени€ конфликта и достижени€ мира. Ёто начало ¬аших зан€тий јйкидо, хот€ развити€ истинного понимани€ может продолжатьс€ в течение всей ¬ашей жизни.

»спользование оружи€ в јйкидо

¬ас может удивл€ть, почему нужно заниматьс€ с мечами и другим устаревшим оружием, изуча€ не собственно работу с мечами, а принцип движени€. «ачем использовать старомодное оружие, бесполезное в наше врем€? ƒействительно, в наше врем€ на войне не используютс€ ни мечи, ни копь€, ни jo. ¬ерно и то, что такие виды оружи€ бессильны против даже самого примитивного ружь€ с хорошим прицелом, не говор€ уже о разрывных снар€дах и других современных военных видах вооружени€. » притом, мы изучаем принципы и духовные аспекты budo а не собственно kata с мечом.

¬се же € считаю, что работа с оружием на тренировках позвол€ет добитьс€ того, к чему сложно прийти, отрабатыва€ только технику без оружи€. Ѕезусловно, оружие увеличивает интенсивность тренировки. √ораздо больнее и опаснее пропустить удар, нанесенный боккеном или джо, чем рукой без оружи€. –абота€ без оружи€, можно не замечать собственного эгоизма и грубости. ¬ы можете обращатьс€ с партнерами грубее, чем следует, не обраща€ внимани€ на причин€емую ¬ами боль. «анима€сь же с оружием, ¬ы очень быстро осознаете, что последстви€ небрежного, агрессивного или упр€мого поведени€ могут оказатьс€ очень серьезными. ¬ы начинаете внимательнее относитьс€ к возможности повреждени€ или травмы у себ€ и у партнера. ¬ы стараетесь лучше защищатьс€ и не причин€ть партнеру вреда. Ќачать видеть и чувствовать боль другого и жалеть своего партнера - значит сделать важный шаг к развитию ai nuke.

„тобы избежать травм при работе с оружием, ¬ы должны научитьс€ концентрации, гибкости, точности и решительности. –азвитие всех этих качеств полезно как дл€ зан€тий јйкидо, так и дл€ формировани€ человеческой личности. „увства времени реагировани€, равновесие, интуици€ и скорость прин€ти€ решений - все это усиливаетс€ при работе с оружием. ¬ы не можете избежать последствий медлительности и невнимательности, на которые можно иногда не обращать внимание при работе без оружи€. ” ¬ас развиваетс€ также чувство уважени€ к партнерам. ≈сли ¬ы не уважаете партнеров и про€вл€ете по отношению к ним невнимание, они могут сильно повредить ¬ам, даже не намеренно.

ќружие удивительно уравнивает возможности. ѕусть ¬ы - крупный сильный мужчина. Ќо маленька€ женщина, которую ¬ы с таким удовольствием бросали через мат, име€ в руках боккен может победить ¬ас. Ѕольшой вес, который помогал ¬ам в технике без оружи€, может замедлить ¬аши движени€, в то врем€ как ее движени€ будут быстрыми и точными. ¬аш упор на развитие мышечной силы может мешать развитию реакции, точности и интуиции, которые она могла выработать в себе за неимением возможности увеличить массу и силу. ќружие учит ¬ас человечности и показываем ¬ам истинную цену ошибок.

Ќаконец, применение в јйкидо очень старых видов оружи€ имеет очень важное значение еще в одном аспекте процесса обучени€. “акое оружие, как меч или нож, обладает качеством, которого лишено современное оружие - это оружие примен€етс€ непосредственно. —егодн€ можно, выпустив реактивный снар€д на большое рассто€ние, совсем не видеть своих жертв и разрушений. ¬ таких случа€х не приходитс€ смотреть в глаза своим жертвам. –абота€ с мечом, ¬ы должны встречать врага лицом к лицу. Ќельз€ переоценить значение чувства реальности боли и воспри€ти€ своего противника как живого человека.

Ќесомненно, в современном dojo мы не убиваем друг друга и не собираемс€ этого делать. Ќо использование оружи€, при наличии даже небольшого воображени€, очень хорошо показывает ¬ам серьезность зан€тий и трагические последстви€ неконтролируемой агрессии. “ренировки с оружием должны развивать одновременно миролюбие и способность к сопротивлению.  роме того, старые виды оружи€ дают ¬ам власть выбора от начала и до конца поединка. ¬ыстрелив из ружь€, ¬ы уже не можете изменить свое решение. ¬ы не можете остановить смертельный полет пули. ћеч дает ¬ам возможность про€вить милосердие. ƒостигнув состо€ни€ контрол€, ¬ы можете пожалеть врага и подарить ему жизнь. ≈сли ¬ы будете учитывать этот аспект зан€тий с мечом и джо на тренировках, то это поможет ¬ас научитьс€ контролировать свою агрессию. ¬аша сознание станет более миролюбивым, и ¬ы начнете видеть свою цель не в победе, а в прекращении схватки. “аким образом, оружие - это средство дл€ тренировки духа и очищени€ сознани€. ”величива€ ваши физические возможности, оружи€ расшир€ет область психического воспри€ти€, показыва€ реальность концепций, на которых основаны зан€ти€ јйкидо.

¬ заключение, позвольте мне привести слова ќ-—енсе€ о символическом значении меча, которые он произнес перед исполнением ритуального танца с боккеном. ¬споминайте эти слова, занима€сь в оружием, и, может быть, ¬аш меч поможет проникновению в ¬аше сознание абсолютных истин.

"јйкидо развивает человеческий дух, пробужда€ великий дух мира. ƒержа этот боккен в руке, € воспринимаю энергию вселенной, вобрав в себ€ эту ki, € разрубаю дь€вола. Ёто абсолютна€ вершина техники - misogi harai. ¬ы должны уметь показать свой свет любви и мудрости, иначе вы не уловили истинный дух bu. ћы должны быть зеркальным отражением души меча, достигнув абсолютного состо€ни€ единства с внешним миром. “акое сознание необходимо дл€ выполнени€ миссии bu - установлени€ мира во всем мире. —то€ в центре вселенной, мы должны освободитьс€ от желани€ соревноватьс€ и необходимости победить. ћы должны непосредственно чувствовать тройственную сущность вселенной, наход€сь одновременно в физическом, астральном и божественном мирах и при этом сохран€€ воспри€тие единой реальности - в этом высший уровень јйкидо.

— древних времен три драгоценные вещи выражали дух японии - зеркало, меч и четки. ќни символизируют мудрость, милосердие и смелость - три самых ценных компонента нашего hara, отражающие глубину нашего быти€ и сознани€, развивающегос€ в процессе тренировок. Ётот путь, известный из глубины веков и ведущий начало от богов, приведет нас к просветлению, если мы будем внимательно ему следовать. ѕробуждение начинаетс€ изнутри в глубине нас самих. јйкидо дает возможность загл€нуть в эту глубину, чтобы узнать откуда мы возникли и в чем наше предназначение. ≈сли эти вопросы будут правильно поставлены, мы безусловно должны найти на них ответ. ћы ответственны за знание себ€, а такое знание существенно при выполнении божественной миссии. „еловечество дает составную часть духа вселенной, и у каждого человека есть существенна€ роль, св€занна€ с развитием вселенной, идущим от Ѕога. яркий и прекрасный мир - это про€вление божественной гармонии, а мы - носители обусловленного ею дара жизни. ƒуховное значение меча состоит в воздержании от его применени€. ѕод знаком меча мы должны жить в мире. ћы должны очиститьс€. ћы должны избавитьс€ от темноты в своей душе. ћы не можем проводить жизнь в поисках удовольстви€ или особых преимуществ. ћы должны избавитьс€ от злобы, зависти и ревности. ћы не должны страдать от жизненных трудностей. ћы не должны допускать, чтобы демон нашего подсознани€ про€вл€лс€ в нашей жизнеде€тельности. — храбростью в сердце мы должны вз€ть меч справедливость, создава€ гармоничное общество. Ёто мисси€ меча, начата€ предком человечества - богом »занаги. Ётот миф дает нам урок о секретах bu.

јйкидо, которым € занимаюсь - это конструктивный путь, предназначенный дл€ формировани€ истинного „еловека. ќно не учит только броскам. ќно не имеет ничего общего с самоутверждением. ќно не предназначено дл€ того, чтобы отнимать жизнь. Ёто путь об единени€ тела, разума и духа. ¬се, кто занимаетс€ јйкидо должны прин€ть эти истины всерьез и умом и сердцем.

Ichi-no-tachi shomenuchi ikkyo irimi. Somenuchi ikkyo irimi включает одни и те же движени€ в случа€х работы с мечом и без оружи€. ¬ обоих случа€х основное значение имеет первое движение, первое касание. (Ichi значит Ђодинї; название ikkyo - производное от ichi). «аметьте, что защищающийс€ начинает двигатьс€ одновременно с нападающим; их движение едино. Ќанос€ удар, нападающий раскрываетс€. ѕервое движение защищающегос€ одновременно и последнее - на первом движении он контролирует разум и тело нападающего. Ќачало и конец одномоментны.

Kumiiai shomen ikkyo irimi. »з-за неодновременного начала движени€ защищающийс€ вынужден контролировать нападающего, зайд€ ему за спину. ќднако, и в этом случае защищающийс€ контролирует центр нападающего с самого начала движени€; выполнение техники определ€етс€ входом. Kumitachi shomen ikkyo irimi. ¬ этом варианте shomenuchi ikkyo используетс€ принцип ude osae - контрол€ центра uke за счет воздействи€ на руку.

Kumiiai shomen ikkyo. ¬ этом варианте kumiiai ikkyo защищающийс€ достает свой меч одновременно с первым ударом нападающего. Ѕлокировав удар, защищающийс€ наносит руб€щий удар вниз - в направлении центра uke, затем заканчивает движение уколом (tsuki). ќбратите внимание на его конечную стойку - он поднимает меч на блок, закрыва€ голову, и сохран€ет концентрацию на нападающем. Ёто пример состо€ни€ zanshin - посто€нной готовности и контрол€ окружени€.  роме того, сравнива€ этот вариант ikkyo с другими, можно заметить, что реакци€ nage на атаку определ€етс€ дистанцией и временем реагировани€. ¬ то же врем€, базовые принципы ikkyo во всех случа€х остаютс€ одними и теми же.

Ikkyo с jo. ¬ технике работы без оружи€ этому варианту ikkyo с jo соответствует tsuki ikkyo (здесь не рассматриваетс€). »спользование jo обуславливает необходимость согласованного движени€ рук и сбалансированность и взаимосв€зь движени€ обеих сторон корпуса. ¬ технике работы без оружи€ эта согласованность столь же важна, но труднее вырабатываетс€. —равнива€ эту серию фотографий с иллюстраци€ми техники ikkyo при работе без оружи€, заметьте что движени€ рук защищающего в целом одни и те же Ikkyo kumijo. Ёто первое ката в серии шести базовых ката с jo. ѕерва€ атака и блок аналогичны выполн€емым без оружи€ в технике tsuki ikkyo (здесь не рассматриваетс€). »спользование оружи€ увеличивает амплитуду движений, что дает ученикам возможность лучше почувствовать правильное выполнение движени€.  роме того, использование оружи€ приучает ученика к более точной и аккуратной работе на зан€ти€х, поскольку ошибки представл€ют опасность как дл€ нападающего, так и дл€ защищающегос€. –абота с jo вырабатывает плавность и свободу движений, поскольку дл€ блоков, круговых и пр€мых ударов используют оба конца палки, ее вращение часто входит в ката. Jo ikkyo от захвата рукой. ¬ этом случае действие начинает nage, нанос€ uke пр€мой удар jo. «ащища€сь от tsuki, uke захватывает конец jo. »спользу€ этот захват uke, nage выполн€ет ikkyo. »спользование jo увеличивает амплитуду используемых движений - четко видны характерные дл€ ikkyo спирали, контроль центра и ude osae. Jo ikkyo от наносимых без оружи€ ударов - shomen и tsuki. Ёти две серии также показывают св€зь техники работы с оружием и без него. јнализ этих серий и их сравнение с другими вариантами ikkyo, как с оружием, так и без, дает возможность увидеть сходство движений. ќтработка приемов дл€ случаев, когда один партнер вооружен, а второй нет, дает хорошую св€зь техники работы с оружием и без него. Shomenuchi ikkyo irimi. ѕроследите как двигаетс€ nage, который с самого начала выполнени€ техники ikkyo перекрывает и контролирует центр uke. Nage использует то, что uke, поднима€ руку дл€ удара, открываетс€. —равнива€ этот вариант ikkyo, выполн€емый без оружи€, с ikkyo с мечами об€зательно обратите внимание на то, что движени€ рук nage в начале движени€ в точности соответствуют подниманию меча в ответ на tsuki. Shomenuchi ikkyo tenkan. Ќебольшие различи€ времени реагировани€ и дистанции определ€ют различие ikkyo irimi и ikkyo tenkan. ¬ этом случае когда uke открываетс€, nage уходит с линии атаки uke, слегка заход€ ему за спину. ƒела€ шаг за спину uke, nage выводит его из равновеси€. Ёта техника показывает хороший пример ude osae - контрол€ центра uke путем воздействи€ на его руку. Shomenuchi ikkyo (детальное изображение). ¬ыполнение ikkyo определ€етс€ пр€мым проникновением nage в центр uke. ѕроследите как nage блокирует руку uke и использует atemi дл€ контратаки. —обственно захват руки uke nage производит почти в конце движени€. Ёта сери€ фотографий показывает неразделимость защиты и нападени€.

“≈’Ќ» ј ќ“ SHOMENUCHI

 ак и многие элементы айкидо, shomen uchi, удар в голову спереди ребром ладони, основан на технике работы с мечом. Ёто одна из причин, по которым в айкидо необходимо удел€ть большое внимание св€зи техники работы с оружием и без него. јйкидо произошло от искусств, изучавшихс€ самура€ми дл€ борьбы с вооруженными противниками на тот случай, если им не повезет настолько, что они в схватке потер€ют или сломают свое оружие. ¬ процессе зан€тий не забывайте об этом. »ногда, из-за акцента на духовные аспекты айкидо люди забывают, что техника айкидо построена на приемах самообороны в критических дл€ жизни ситуаци€х. Ёто не искусство уличной драки, но искусство, предусматривающее полное осознание своих собственных слабых и открытых мест. Ёто еще одна причина, делающа€ физическую силу и соревнование бессмысленными дл€ айкидо. Ѕезвредный или, в лучшем случае, непри€тный удар безоружного противника может стать смертельным при использовании оружи€. Ёто следует помнить при отработке любой техники. Shomenuchi, наносимый без оружи€ не особенно эффективен как удар на поражение, но если представить себе эффект аналогичного удара мечом, то ¬ы получите грустное изображение себ€, разрубленного пополам. “рениру€сь, ¬ы должны реагировать на каждую атаку так, как если бы противник был вооружен. ≈сли ¬ы утратите это чувство, то нарушитс€ чистота воспри€ти€. ¬ы потер€ете возможность почувствовать свои слабые места и будете бесцельно старатьс€ выполнить прием или уйти от приема будучи, в действительности, уже убитым.

ƒействительно, тренировка в айкидо м€гка€, но за этой м€гкостью лежит сурова€ решимость - вопрос жизни и смерти. ѕри этом грубость и жестокость не имеют смысла. ѕоэтому, человечность не просто делает зан€ти€ при€тными, она существенно необходима. ¬ы и ¬аши партнеры довер€ете друг другу свою жизнь.

“очки atemi дл€ shomenuchi

Ќа зан€ти€х айкидо нечасто используют atemi и пр€мые удары, хот€, тем не менее, они играют важную роль в развитии воспри€ти€ nage. ≈сли дистанци€ не позвол€ет nage нанести эффективный удар, то он не сможет и выполнить эффективный прием.  роме того, использование atemi приучает как nage, так и uke чувствовать открытые места, по€вл€ющиес€ при атаке. ≈сли nage знает чувствительные места uke, то он знает и дополнительные возможности защиты. ≈сли nage знает разные пути реакции на атаку uke, то его не будет волновать удачное или неудачное выполнение определенного приема; он будет свободен в выборе эффективного метода контрол€ uke. ≈сли nage не имеет представлени€ об открытых местах uke и св€занных с ними дополнительных возможност€х, то он с большей веро€тностью будет жестким и агрессивным. Atemiwaza усиливает представление о возможност€х техники в случа€х, когда решаетс€ вопрос жизни и смерти.

„тобы избежать грубого поведени€, нужно знать имеющиес€ возможности поражени€ и защиты. ¬ приведенных ниже сери€х фотографий показаны некоторые возможности atemi с использованием открытых мест, по€вл€ющихс€ при атаке shomenuchi. –ассматрива€ эту технику, помните, что каждой атаке соответствуют свои открытые места и слабые стороны. ƒержите это в уме и при изучении атак, дл€ которых atemiwaza не показана.

 

Seiza и suwariwaza

¬се боевые искусства имеют свои особенности и отличительные черты. ќдна из характерных черт айкидо - suwariwaza или техника работы в положении, называемом seiza, когда ¬ы сидите на своих согнутых колен€х. ¬ некоторые из этих форм техники, например, nage и uke практически не двигаютс€. ¬ других случа€х используетс€ shikko - традиционный €понский метод передвижени€ на колен€х.

Ќаличие suwariwaza в айкидо обусловлено традици€ми и историей; оно еще раз подчеркивает происхождение айкидо от боевых искусств самураев. Seiza и shikko были очень характерны дл€ жизненного уклада самураев. японские помещики - представители высшего класса обычно покрывали свои полы матами tatami и крайне мало использовали мебель. Ћюди сидели на полу в положении seiza или скрестив ноги. ќни часто перемещались с места на место, использу€ shikko, чтобы не надо было вставать на ноги, идти и потом снова садитьс€. ѕоскольку внутри помещений самураи проводили большую часть времени в seiza, они должны были учитьс€ защищатьс€ из этого положени€. »з того, что было необходимым дл€ самураев, сформировалась техника suwariwaza в айкидо.

¬ насто€щее врем€ у нас нет необходимости защищатьс€ от наглых вооруженных мечами джентльменов, пришедших в наш дом под видом гостей. Ќекоторые зададут вопрос: "ѕочему бы не покончить с техникой suwariwaza? ќна не нужна и к тому же очень неудобна и сложна в исполнении." Ёто так, но тем не менее эта техника при правильном изучении имеет огромные возможности дл€ физического развити€ занимающихс€ айкидо. Suwariwaza сделает ¬аши ноги сильными и гибкими. ѕеремеща€сь близко к земле вы углубите св€зь с силой т€жести и ощущение устойчивости. Suwariwaza разовьет ¬аше чувство центра и за счет этого улучшит равновесие. ѕоскольку в suwariwaza движени€ ног значительно более ограничены, чем при работе сто€, suwariwaza будет способствовать лучшему расслаблению и увеличению гибкости верхней части корпуса. ≈сли верхн€€ часть корпуса жестка€: то передвигатьс€ в shikko очень сложно. ≈сли ¬ы будете удобно себ€ чувствовать и эффективно работать в suwariwaza, это улучшит ¬ашу технику работы сто€. ¬ы поймете, что достигаемые сила, гибкость и чувство центра оправдывают сложность отработки техники suwariwaza.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 238 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1301 - | 1161 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.04 с.