Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕедагогическа€ система  . ƒ. ”шинского, основоположника рус≠ской педагогии (’1’в.)




 . ƒ. ”шинский €вл€етс€ основоположником русской педагогической науки. Ѕлижайший его соратник Ћ. Ќ. ћодзалевский справедливо писал: "”шинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ћомоносов - наш первый народный ученый, —уворов - наш народный полководец, ѕушкин - наш народный поэт. √линка - наш народный композитор".

ѕосле окончани€ юридического факультета ћосковского университета, в 1846 г.,  онстантин ”шинский был назначен исполн€ющим об€занности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) ярославского ƒемидовского юридического лице€. ћолодой профессор отличалс€ смелостью и самосто€тельностью суждений. ¬ своих лекци€х он увлекательно раскрывал передовые дл€ того времени идеи и пользовалс€ любовью у студентов. Ќекоторое врем€ (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "—татьи, написанные  . ƒ. ”шинским дл€ €рославской газеты, - пишет ƒ. Ќ. »ванов, исследовавший жизнь и де€тельность великого педагога в ярославле, - были его первыми литературными выступлени€ми... ¬ них достаточно €рко отразились его общественно - политические взгл€ды. ¬ них он ставил и обсуждал вопреки инструкци€м дл€ местных газет вопросы государственного значени€".

ярославский период в жизни ”шинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгл€ды. Ќачальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лице€. Ёто было большой потерей дл€ передовой демократической интеллигенции и студенчества ярославл€. "Ќе покидайте нас, - писали студенты ”шинскому. - ћы так привыкли к ¬ашему живому слову, так полюбили ¬ас, что не хотим примиритьс€ с мыслью о разлуке с ¬ами". ѕереехав в ѕетербург, ”шинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образовани€ в Ќекрасовском "—овременнике", преподает словесность и географию в √атчинском сиротском институте, работает инспектором —мольного института.

ѕрогрессивна€ де€тельность в —ильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный дл€ молодежи педагог. ¬ последующие годы ”шинский всецело отдалс€ литературно - педагогической де€тельности. "—делать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственна€ цель моей жизни, и к ней-то € должен направл€ть все свои способности".

Ќаучно-педагогическа€ и литературна€ де€тельность ”шинского была глубоко чужда и враждебна официальной –оссии.  огда ƒ. ”шинский 22 декабр€ 1870 (3 €нвар€ 1871) года умер, Ћ.Ќ. “рефолев подготовил дл€ ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство €рославского вице-губернатора. Ќаши современники глубоко чт€т пам€ть великого русского педагога. ≈жегодно провод€тс€ педагогические чтени€, учреждена медаль  . ƒ. ”шинского, издано ѕолное собрание его сочинений. ¬ ярославле улица названа его именем.

»м€  . ƒ. ”шинского носит ярославский педагогический университет

ƒ≈ћќ –ј“»„≈— јя Ќјѕ–ј¬Ћ≈ЌЌќ—“№ ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— ќ… —»—“≈ћџ ¬≈Ћ» ќ√ќ –”—— ќ√ќ ѕ≈ƒј√ќ√ј  .ƒ.”Ў»Ќ— ќ√ќ.

 .ƒ.”шинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

 ак отмечали современники ”шинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

”шинский универсален как педагог, как педагог перспективного видени€. ѕрежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понима€, что педагогика может базироватьс€ только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитани€, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитани€.

”шинский - теоретик воспитани€, его отличает глубина проникновени€ в сущность педагогических €влений, стремление вы€вить закономерности воспитани€ как средства управлени€ развитием человека.

”шинский как методист разрабатывал вопросы содержани€ образовани€, сущность процесса обучени€, принципы, частные методики обучени€, создал замечательные учебники "–одное слово" и "ƒетский мир", которые, по словам исследовател€ Ѕел€вского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

 ак педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучени€, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышлени€, пам€ти, внимани€, воображени€, чувств, воли).

”шинский выступал и как школовед. »м выдвинута программа преобразовани€ русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребност€ми развити€ страны и демократизацией образовани€.

», наконец, ”шинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики ƒ. Ћокка, ∆.-∆. –уссо, ».ѕесталоцци, —пенсера и др. Ќа основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрени€ данных своих на блюдений и педагогического опыта ”шинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "„еловек как предмет воспитани€" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).

”шинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учител€.

ƒе€тельность ”шинского всецело отвечала назревшим потребност€м исторического развити€ страны, преобразовани€ системы просвещени€.

ѕосле окончани€ ћосковского университета ”шинский преподавал в ярославском юридическом лицее, плодотворно занималс€ педагогической де€тельностью в √атчинском сиротском институте и —мольном институте благородных девиц, редактировал "∆урнал министерства просвещени€".

”шинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.

»сход€ из своих прогрессивных взгл€дов, ”шинский по-новому взгл€нул на педагогику как науку. ќн был глубоко убеждЄн, что ей нужна прочна€ научна€ база. Ѕез неЄ педагогика может превратитьс€ в собрание рецептов и народных поучений. ѕрежде всего, по мнению ”шинского, педагогика должна опиратьс€ на научные знани€ о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психологи€ и физиологи€.

”шинский пон€л необходимость всестороннего изучени€ человека. ќн утверждал: "≈сли педагогика хочет воспитывать человека во всех отношени€х, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношени€х". (ќ пользе педагогической литературы). “аким образом, ”шинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, подн€л педагогику на качественно новый уровень. »звестный ученый јнаньев, оценива€ целостный подход ”шинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышлени€ и педагогического убеждени€, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современна€ наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознани€ и психологии.

ƒругой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы ”шинского, €вилась выдвинута€ им концепци€ народности воспитани€. ќтечественна€ педагогическа€ наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитани€. ¬ статье "ќ народности в общественном воспитании" ”шинский дает глубокий анализ воспитани€ в духе народности. ѕод народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. »стори€ народа, его характер и особенности, культура, географические и природные услови€ определ€ют направленность воспитани€ со своими, ценност€ми и идеалами.

—оздава€ русскую педагогику, ”шинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитани€ других народов.  аждый народ создает свою собственную систему обучени€ и воспитани€ со своими национальными чертами и творческими про€влени€ми. ѕри этом педагог не отрицал возможности использовать достижени€ в области педагогики других народов, разумно преломл€€ их к своим национальным особенност€м.

Ќародность воспитани€ в трактовке ”шинского раскрываетс€ как принцип преобразовани€ всей системы образовани€ на основе св€зи с жизнью народа. ќтсюда и требовани€:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;

- дело народного образовани€ должно находитьс€ в руках самого народа, который бы занималс€ его организацией, руководил и управл€л школой;

- народ определ€ет содержание и характер воспитани€;

- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;

- воспитание женщин наравне с мужчинами;

- подлинна€ народность выражаетс€, прежде всего в родном €зыке. √имном родному €зыку €вл€етс€ стать€ ”шинского "–одное слово", написанна€ вдохновенно, эмоционально. ¬ ней он сравнивает €зык народа с распускающимс€ цветом всей духовной жизни нации, утвержда€, что в €зыке одухотворен народ и его родина, что €зык - сама€ жива€ св€зь, соедин€юща€ отжившее, живущее и будущее. –одной €зык €вл€етс€ лучшим средством воспитани€, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

- принцип народности св€зан и с задачами формировани€ личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюби€, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюби€ в его правильном понимании, эстетического отношени€ к жизни. ¬се эти качества исход€т от народа и соотнос€тс€ с его характером и традици€ми, помогают формировать национальное самосознание народа.

- принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведени€: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы –оссии и др.

»де€ народности у ”шинского, €вл€€сь идеей демократической, определ€ла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельз€ лучше отвечала потребност€м народа и народно образовани€.

≈ще одним основанием педагогики как науки ”шинский считает единство теории и практики. »стинна€ наука педагогика может развиватьс€ только на основе св€зи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теори€ не может отказатьс€ от действительности, факт не может отказатьс€ от мысли". ”шинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Ёта. приложимость законов педагогической науки и практической де€тельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитани€". ¬ педагогической де€тельности, котора€ строитс€ на научной основе нельз€ отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. ”шинский отмечает, что "¬оспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерска€.

јктуально звучит сегодн€ положение ”шинского о том, что "передаетс€ мысль, выведенна€ из опыта, но не самый опыт".

¬ажным основанием педагогики ”шинский считает формирующую роль де€тельности и активности личности. —тремление детей к разнообразной де€тельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. ƒе€тельность ”шинский рассматривал как основу воспитани€ и обучени€, ибо без самосто€тельной творческой де€тельности, без активности самого ребенка успешность воспитани€ и обучени€ невозможна.

ќдной из важнейших форм де€тельности ”шинский считал груд. ¬ своей работе "“руд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развити€ человека, необходимое условие гармонического развити€ - физического, умственного, нравственного, эстетического.   тому же де€тельность и труд €вл€ютс€ и условием развити€ познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формировани€ способностей и характера ребенка.

Ўкола должна готовить человека к свободному и творческому “–”ƒ”, вызывать у него "жажду серьЄзного труда", формировать привычку трудитьс€ и находить счастье в наслаждении трудом.

  обоснованию процесса воспитани€ ”шинский подходит с научных позиций, подвод€ под него психологический и естественнонаучный фундамент.

"¬оспитание мыслитс€ ”шинским как целенаправленный, преднамеренный процесс "управлени€ личностью" цель которого -подготовить человека к жизни и активной трудовой де€тельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. »з направлений воспитани€ главную роль, по ”шинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. ќно важнее, чем наполнение головы познани€ми. ”шинский пишет, что обогащение познани€ми принесет много пользы, но, увы, € никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познани€... могли сделать гоголевского городничего "сытным человеком".

¬оспитание, по мнению ”шинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. ¬ажно воспитывать в дет€х стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может измен€ть не только душу, но и тело. ¬ процессе нравственного воспитани€ необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упр€мство, леность, скуку, тоску, эго изм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.

¬ажными задачами нравственного воспитани€ €вл€ютс€:

- формирование мировоззрени€, моральных знаний, правильных взгл€дов на жизнь и формирование системы убеждений, которую ”шинский считает главнейшей дорогой человеческого поведени€;

- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. —амым высоким, пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом" ”шинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". „увство переведет сознание, убеждение в поведение человека. ¬оспитанию чувств посв€щена специальна€ глава;

- воспитание навыков и привычек поведени€. ѕо убеждению ”шинского, человек, благодар€ хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". ѕроцесс их формировани€ длительный, требующий настойчивости и терпени€.

Ќравственное воспитание не должно строитьс€ на страхе наказани€, утомительных "словесных назиданий". ћетоды и средства воспитани€ завис€т от его содержани€ и цели.„то касаетс€ метода убеждений, то им надо пользоватьс€ в меру, не нав€зывать своих убеждений, а, по словам ”шинского, пробуждать жажду этих убеждений.

¬ воспитании важны и метод упражнений, режим дн€, авторитет родителей, личность учител€, пример (организованна€ среда), поощрени€ и разумные, предупреждающие наказани€, организаци€ детского общественного мнени€. ¬ деле воспитани€ большую роль играет общий дух в школе, благопри€тна€ атмосфера. ќдним из сильных средств воспитани€ ”шинский считает природу: "«овите мен€ варваром в педагогике, но € вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное вли€ние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать вли€нию педагога". Ёту идею более конкретно будет развивать в своих трудах наш современный педагог ¬.ј.—ухомлинский.

¬оспитание ”шинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучени€ и протестовал против разделени€ воспитани€ и обучени€, между учителем и воспитателем.

Ѕольшой вклад внес ”шинский в разработку вопросов дидактики. ќсобое внимание он удел€л проблемам содержани€ образовани€. ¬ услови€х общественно-педагогического движени€ 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейс€ дискуссии о классическом и реальном образовании.

—истему образовани€ в –оссии с ее классической, античной направленностью ”шинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказатьс€ и начать создавать школу на новой основе. —одержание образовани€ должно включать прежде всего изучение родного €зыка, так как "родное слово есть основа вс€кого умственногоразвити€ и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику.

ќсобое место ”шинский отводит изучению природы, называ€ ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значени€.

¬ первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегос€ в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знани€ и идеи должны выстраиватьс€ в светлый и, по возможности, обширный взгл€д на мир и его жизнь.

”шинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образовани€ (цель обучени€ - развитие умственных способ ностей учащихс€), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. ѕоказыва€ несосто€тельность формального образовани€, он подчеркивал, что "рассудок развиваетс€ только в реальных знани€х... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". ћатериальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. ”шинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихс€, и овладение знани€ми, св€занными с жизнью.

»сход€ из того, что в школе изучаютс€ не науки, а основы наук, ”шинский различал пон€ти€ наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. «аслуга его в том, что он занималс€ переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенност€ми учащихс€, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

ќбучение рассматривалось ”шинским как посильна€ де€тельность детей под руководством учител€. ”чение должно быть трудом, развивающим и укрепл€ющим волю детей.

ќбучение как специфическа€ форма процесса познани€ имеет свою логическую структуру: 1-€ ступень - познание на стадии чувственного воспри€ти€ (ощущени€, представлени€). ”читель должен способствовать накоплению учащимис€ материала, учить их наблюдать, втора€ - познание на стадии рассудочного процесса (пон€ти€ и суждени€). ”читель учит сравнивать, сопоставл€ть факты, обобщать, делать выводы, умозаключени€. “реть€ ступень идейного (разумного) познани€, это ступень формировани€ самосознани€, мировоззрени€. ”читель приводите систему знани€, способствует формированию мировоззрени€. » следующа€ ступень освоени€ приобретенных знаний - закрепление.

ѕреподавание и учение св€заны в единое целое тогда, когда преподавание начинаетс€ своевременно, развертываетс€ постепенно и органично, сохран€ет посто€нство, возбуждает самоде€тельность учащегос€, избегает как чрезмерной напр€женности, так и чрезмерной лЄгкости зан€тий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применени€.

¬ области организации и конкретной методики учебного процесса ”шинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учитьс€, проблему активизации учебного процесса, познавательной де€тельности, развити€ мышлени€, сочетани€ механического и логического запоминани€, повторени€, единства наблюдени€ и интереса, внимани€, речи. ¬еликий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы нагл€дности (св€зыва€ еЄ с проблемой мышлени€, речи (особенно, младших школьников) и в целом развити€ личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

ѕреподавание осуществл€етс€ двум€ главными методами - синтетическим и аналитическим. ћетоды дополн€ютс€ приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). ¬се они, сочета€сь или соедин€€сь в преподавании, примен€ютс€ в каждом классе и на каждом уроке с учЄтом возраста учащегос€ и содержани€ предмета.

ћысли ”шинского об обучении объедин€ютс€ общей идеей воспитывающего и развивающего обучени€. ≈сли развитие, формирование и воспитание личности осуществл€етс€ в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению ”шинского, должно быть развивающим и воспитывающим. ќбучение ”шинский считал могущественным органом воспитани€. Ќаука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. ќн пишет: "  чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ". ѕо мнению ”шинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные услови€: св€зь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенност€ми его психофизического развити€, и обучени€ на родном €зыке.

Ѕольшое внимание ”шинским удел€лось уроку, разработке требований к организации классных зан€тий: они должны давать прочные глубокие знани€, учить добывать их самосто€тельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. ”шинский выступает против трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. »м дана типологи€ уроков.

ћного внимани€ ”шинский удел€ет проблеме первоначального обучени€. ќн пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическа€ подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Ќачальна€ школа должна закладывать фундамент общего образовани€ и воспитывать положительные качества личности.

”шинский написал дл€ начальной школы учебные книги: "–одное слово" и "ƒетский мир", в которых реализовал свои методические принципы. ¬ эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, св€занные с изучением –одины жизненные факты и €влени€, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал дл€ умственных упражнений и развити€ дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте €зыка.

”шинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучени€ грамоте в начальной школе, объ€снительное чтение. »м показана необходимость изучени€ природы и использовани€ ее как средства всестороннего развити€ личности школьника, воспитани€ наблюдательности, развити€ логического мышлени€, т.к. логика природы - сама€ доступна€ и сама€ полезна€ логика дл€ детей, и она - "великий наставник человечества".

¬ правильно организованной школе, св€занной с жизнью и со временностью, ведущую роль ”шинский отводил учителю. ¬ статье "ќ пользе педагогической литературы" ”шинский делает попытку подн€ть авторитет учител€, показать его огромную общественную роль. ¬ ней предстает €ркий образ народного учител€ и сформулированы основные требовани€ к нему: "¬оспитатель, сто€щий в уровне с современным ходом воспитани€, чувствует себ€... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем св€тых заветов людей, боровшихс€ за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории".

”шинский утверждал личность учител€-воспитател€ центром и душой школы: "¬ воспитании все должно основыватьс€ на личности воспитател€, потому что воспитательна€ сила изливаетс€ только из живого источника человеческой личности... “олько личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

”читель должен иметь твердые убеждени€; глубокие знани€ и умени€ по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавани€; любить свое дело и беззаветно ему служить. "ƒл€ народного учител€, писал ”шинский, необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе способность и готовность к посто€нному расширению своего научного и педагогического кругозора". ¬ 1961 году ”шинский пишет большую работу "ѕроект учительской семинарии", в которой излагает систему подготовки учителей. ћногие принципиальные положени€ этой работы €вл€ютс€ актуальными и в наше врем€.

 

”шинский о педагогике, как науке и искусстве

¬ статье " ќ пользе педагогической литературы" ”шинский писал: "Ќи медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова". ќднако ему же принадлежат и такие слова: "ѕедагогика - не наука, а искусство".

¬ конце 19 в. нередко можно было услышать суждени€, будто ни кто другой, как сам ”шинский отказывал ѕедагогике в праве называтьс€ наукой. ќднако сам ”шинский рассматривал этот вопрос достаточно обсто€тельно.

  вопросам о соотношении науки и искусства воспитани€ как практической учебно-воспитательной де€тельности  .ƒ. ”шинский обращалс€ с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относ€тс€: "Ћекции о камеральном образовании" (1846-1848), "ќ пользе педагогической литературы"(1857), "ќ народности в общественном воспитании" (1857), а также во всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной де€тельности.

¬ своих работах ”шинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остаетс€ посто€нным, но €вл€етс€ исторически изменчивым.

ќн не соглашалс€ с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической де€тельностью, а правила именовались законами. ”шинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихс€ открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. ”шинский так же говорил: "возле вс€кой науки может образоватьс€ искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользу€сь положени€ми науки; но эти правила пользовани€ наукой не составл€ют еще науки..."

ƒл€ доказательства своей точки зрени€ ”шинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложени€ выводов науки может состо€ть из бесконечного множества бесконечно измен€ющихс€ правил, определ€емых произвольными желани€ми человека. ¬ыводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применени€ преобладает субъективное начало. ¬ отличии от правил, которые могут измен€тьс€ в зависимости от воли и желани€ человека, "истины науки не измен€ютс€ произвольно, а только развиваютс€; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближаетс€ более и боле к сущности предмета".

¬ отличии от своих предшественников ”шинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую де€тельность и стрем€тс€ творить то, чего нет. Ќеправильно считать, что люба€ теори€, люба€ наука, приложенна€ к практике, перестает быть наукой и становитс€ искусством.

Ќ. . √ончаров считал, что ”шинский не про€вл€л последовательности в решении вопроса о педагогике как науке или искусстве.

–азграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитани€ - с другой, имело место в тех случа€х, когда ”шинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучени€ сущности предметов и €влений, изучени€ закономерных, объективных, от воли человека независ€щих св€зей между предметами €влени€ми. —мысл противопоставлени€ искусства воспитани€ таким наукам при этом заключалс€ в указании на практические задачи и цели педагогики - совершенствование воспитательной де€тельности на научной основе.

ќфициальной педагогике, котора€ основывалась на божественном откровении, он противопоставл€л свое понимание св€зи искусства воспитани€ с действительной, а не мифологической наукой о человеке, котора€ одна только и должна служить основанием практической педагогической де€тельности.

ƒл€ педагогики представл€ют интерес науки, "из которых почерпает знани€ средств, необходимых ей дл€ достижени€ ее цели... все те науки, в которых изучаетс€ телесна€ или душевна€ природа человека, и изучаетс€ притом не в мечтательных, но в действительных €влени€х".

  данной науке ”шинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть "собранием фактов, группированных на столько, насколько позвол€ют сами эти факты".

 .ƒ. ”шинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимаетс€ разработкой их приложени€ и практической де€тельности, то педагогика существенно отличаетс€ в этом отношении.

«адачу педагогики ”шинский видел в "изучении человека во всех про€влени€х его природы со специальным приложением к искусству воспитани€". ѕрактическое же значение педагогики заключаетс€ в том, чтобы "открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противосто€л бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего вли€ни€ и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты".

 

”шинский о народном учителе и его подготовке

ѕроблема подготовки современного учител€ - одна из важнейших социально-педагогических проблем. –азрабатыва€ педагогику как науку,  . ƒ. ”шинский особое внимание уделил проблеме учител€ и системе его подготовки. ¬згл€ды по этому вопросу изложены им в целом р€де работ.

¬ самом начале своей педагогической де€тельности  . ƒ. ”шинский в р€де статей показывает, что "самый существенный недостаток в деле русского народного просвещени€ есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих об€занностей"

ѕон€тие "народный учитель" в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведени€, ¬ 60-е гг. учител€ми немногочисленных неродных школ работали дь€чки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образовани€.

¬ статье "ќ пользе педагогической литературы" (1857)  , ƒ. ”шинский делает попытку подн€ть авторитет учител€, показать его огромную общественную роль. ¬ ней был представлен €ркий образ народного учител€ и сформулированы основные требовани€ к нему. ѕрежде всего  , ƒ. ”шинский утвердил мысль о том, что учитель - самый важный элемент в педагогическом процессе: "...вли€ние личности воспитател€ на молодую душу составл€ет ту воспитательную силу, которую нельз€ заменить ни учебниками, ни моральными сентенци€ми, ни системой наказаний и поощрений".

¬ этой же статье  . ƒ. ”шинский дает €ркую характеристику общественного значени€ народного учител€: "¬оспитатель, сто€щий в уровень с современным ходом воспитани€, чувствует себ€... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем св€тых заветов людей, боровшихс€ за истину и за благо. ќн чувствует себ€ живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,- одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутс€ царства и им живут целые пополнени€".

¬ысокое общественное значение учител€ определ€ет, по мнению ”шинского, серьезные требовани€ к нему. ќдним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, €вл€етс€ убеждение;_”_читель об€зан воспитать у своих воспитанников определенные взгл€ды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. "√лавнейша€ дорога человеческого воспитани€ есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением". ”беждени€ учител€ нельз€ заменить ни инструкци€ми, ни контролем, никакими программно-методическими указани€ми. ”читель, лишенный твердых убеждений, превращаетс€ в слепого исполнител€ чужих инструкций.

¬о многих своих работах  . ƒ. ”шинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учител€ €вл€ютс€ знани€, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. ѕриродные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаютс€ редко, "знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым люд€м, и не обладающим особенными способност€ми". ”шинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учител€. ”читель должен обладать разнообразными, €сными, точными и определенными знани€ми по тем наукам, которые он будет преподавать. ƒл€ народного учител€, писал  . ƒ. ”шинский, необходимо всестороннее широкое образование.

ѕодчеркива€ важность педагогической направленности преподавани€ наук в учительской семинарии, ”шинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учител€. ”читель должен получить такие специальные педагогические знани€, которые бы помогли ему €сно и четкое определить цель воспитани€ и €сно руководить процессом воспитани€ на всех его этапах. —пециальные педагогические знани€ нужны учителю также дл€ развити€ умственных способностей детей и привлечени€ их активного внимани€.

ќднако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавани€, получить навыки в педагогической работе. Ёти навыки стро€тс€ на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

 роме того, ”шинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый р€д педагогических навыков, необходимых в работе. “ак, учитель должен научитьс€ красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать €сно и выразительно и, если возможно, даже петь.

ѕеред педагогическими факультетами  . ƒ. ”шинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека "со специальным приложением к искусству воспитани€"; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Ќар€ду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.

–азрабатыва€ проблему подготовки учител€,  . ƒ. ”шинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. ќн выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть "не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом - преподавательницами таких предметов, каковы, например, хими€, физика, высша€ геометри€ и т. д.".

”шинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиватьс€ полученными знани€ми. ќчень важно развить в учителе способность и готовность к посто€нному расширению своего научного и педагогического кругозора. ”читель учит успешно до тех пор, пока учитс€ сам.

ѕри всем разнообразии и многоплановости взгл€ды  . ƒ. ”шинского на учител€ и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. ”шинский высоко подн€л общественное значение учител€, разработал систему его научной и педагогической подготовки. «начительную часть своих работ он посв€тил именно народному учителю. ≈го понимание проблемы народного учител€ было прогрессивным в свое врем€ и теперь остаетс€ созвучным нашей эпохе. »деи  . ƒ. ”шинского сохран€ют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. ¬о всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используетс€ прогрессивное наследие великого русского педагога.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3147 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1328 - | 1263 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.054 с.