Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Путешествие героя: ритуализация мистерии




 

Герой отважно пускается в путь из мира повседневности в область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со сказочными силами и одерживает решающую победу: герой возвращается из этого таинственного приключения наделенным силой приносить блага своим соплеменникам.

Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лиц

 

 

Мифология становится все более важной в нашей повседневной жизни. Она привлекает большие аудитории через популярные телевизионные программы и книги-бестселлеры, и ее влияние особенно глубоко в области современной глубинной психологии. Со времени открытий К.Г. Юнга и его последователей знание мифологии стало незаменимым инструментом как для понимания человеческой психики, так и для эффективной психотерапии. Концепция коллективного бессознательного и его универсальных организующих принципов — архетипов — создала принципиально новую основу для понимания и лечения умственных расстройств, в особенности психозов.

Однако в прошлом практическая работа с мифологическими элементами была по большей части косвенной, как при анализе сновидений. Калифорнийский психолог и актер Пол Ребилло (Paul Rebillot) разработал уникальный тип ритуала, посредством которого можно получать доступ к мифологическим слоям психики и непосредственно выражать их в форме психодрамы *. Его подход может быть использован для самоисследования, для обучения профессионалов в области психического здоровья или как терапевтический метод.

Мы выбрали статью Ребилло для этой антологии по нескольким причинам. Его метод использования мифологии в сочетании с музыкой и психодрамой для терапевтических целей особенно эффективен. Это прекрасный пример того, как в будущем целительские способности, ритуал, искусство и просто человеческая взаимоподдержка могли бы заменить или хотя бы дополнить зачастую лишенные воображения и сухие подавляющие методы современной психиатрии. Кроме того, мы включили в наш сборник эту статью и потому, что сам Ребилло пережил особенно драматический эмоциональный и духовный кризис, который он сегодня считает чрезвычайно целительным и преображающим. По сути дела этот эпизод был главным побудительным началом его нынешней работы. Здесь мы видим выдающийся пример того, как одаренный человек может в высшей степени творчески подойти к весьма неприятному и расстраивающему опыту и тем самым принести пользу многим другим людям.

Ребилло родился в 1931 г. в Детройте (Мичиган). Он получил степень бакалавра философии в университете Детройта и магистерскую степень в области театрального искусства в Мичиганском университете. Много лет его чрезвычайно привлекало театральное искусство — режиссура, актерская игра, работа сценариста, — и его академические исследования помогали ему выявлять и формулировать теоретические и практические аспекты своего увлечения.

Во время военной службы он попал на год в Японию, где он работал в армейской дальневосточной радиосети. Знакомство с эстетически утонченной культурой, обладающей древними традициями, оказало глубокое влияние на его личную жизнь и профессиональную ориентацию. Особенно сильное впечатление на него произвели японские театральные школы Кабуки и Но. После возвращения в США Ребилло включал разнообразные элементы этих восточных театральных искусств в свою собственную работу.

Внезапно его жизнь совершила неожиданный поворот. Ребилло пережил глубокий экзистенциальный перелом, за которым последовало то, что бы мы назвали “духовным кризисом”. Посреди спектакля, где он играл главную роль, его вдруг одолели серьезные сомнения и вопросы относительно смысла его жизни и жизни вообще, и он почувствовал неодолимую потребность предпринять путешествие самооткрытия.

Он оставил театральное искусство и ушел в уединение, где практиковал интенсивную медитацию. Кульминацией этого периода стал двухмесячный эпизод, в ходе которого он переживал глубокие неординарные состояния сознания. Он вышел из этих переживаний с совершенно новым пониманием потенциальных возможностей подлинного театра — его целительной, ритуальной, магической и духовной силы. Этот личный опыт позволил ему по-новому оценить преемственную связь европейского театра с древнегреческой трагедией, с ее очистительным воздействием.

Ребилло чувствовал потребность исследовать переживания, которые столь глубоко преобразили всю его жизнь, и каким-то образом выразить их в своей работе. Эти искания привели его в Эсаленский институт в Биг Суре (Калифорния). Во время своего длительного пребывания здесь он познакомился с Фрицем Перлзом, основателем гештальттерапии, и стал одним из его ближайших и самых преданных учеников. Практика гештальта представляет собой уникальный метод экспириенциальной психотерапии, в котором интенсивное сосредоточение осознавания на эмоциональных и физических процессах, происходящих здесь и теперь, используется для психологической проработки и завершения разнообразных не доведенных до разрешения травмирующих проблем в жизни человека *.

Еще одним влиятельным мыслителем и учителем, с которым Ребилло встретился в Эсалене, был покойный Джозеф Кэмпбелл, считавшийся величайшим в мире специалистом в области мифологии. Книга Кэмпбелла “Герой с тысячью лиц”, в которой описан универсальный миф о путешествии героя, стала для Ребилло чрезвычайно важным источником вдохновения. Основываясь на своем театральном опыте, необычайном музыкальном таланте, личных переживаниях неординарных состояний сознания, а также на знании гештальттерапии и на мифологических открытиях Кэмпбелла, Ребилло создал оригинальную форму терапевтического ритуала, который он назвал “Путешествием героя” и который первоначально предназначался для того, чтобы позволить профессионалам в области психического здоровья заглянуть в мир их пациентов-психотиков.

Нам посчастливилось несколько раз работать с Ребилло, и на нас произвела большое впечатление глубина переживаний и самоисследования, которой достигали участники этой удивительной смеси театра, ритуала, музыки, песен, создания масок, терапии и изысканной формы развлечения. После исследования наших отношений и чувств — к самим себе, нашему дому, работе и тем, кого мы любим, — “Путешествие героя” увлекает нас в наш внутренний мир, чтобы выявить наше героическое “я” и нашего демона. Руководимые им, мы переживаем противостояние этих двух аспектов самих себя, его разрешение и интеграцию. По возвращении к повседневной реальности мы исследуем, как эта внутренняя трансформация изменила наши чувства — к нам самим, нашему дому, работе и близким.

На протяжении многих лет Ребилло проводит такие занятия во всех уголках США и в Европе. Ту же форму он использует и для своих семинаров “Смерть и возрождение”, “Путешествие любовников”, “Овладение тенью” и других. В настоящее время, благодаря щедрой стипендии Лоренса Рокфеллера, он работает над книгой под названием “Путешествие героя”. Она станет учебником для тех, кто хотел бы освоить методы, необходимые для руководства другими людьми в этом удивительном внутреннем приключении.

 

Я создал методику “Путешествия героя” несколько лет назад, после того как сам пережил духовный кризис. Первоначально она была задумана в качестве возможности для тех, чья профессиональная деятельность связана с помощью другим людям, в упорядоченной форме пережить опыт, напоминающий шизофренический эпизод. Я надеялся, что тогда в своих контактах с людьми, переживающими аналогичные эпизоды, они смогли бы, вдобавок к профессиональной подготовке, руководствоваться своим личным опытом. Я работал с персоналом психиатрической больницы, стараясь научить их, как поддерживать контакт с людьми, пребывающими в экстраординарных пространствах, и как быть достаточно уверенными в себе, чтобы позволять своим пациентам завершать их процесс, не вмешиваясь в него из страха.

Буддисты говорят, что один из основных наших страхов — это страх необычных состояний сознания. Мы боимся их в самих себе и боимся их в других. Справиться с этим фундаментальным страхом можно, пережив необычное состояние сознания в безопасной ситуации, чтобы исследовать, как входить и, самое важное, как выходить из него. Танцевальный транс, дыхательная медитация, определенные виды йоги и методы кружения дервишей — вот лишь некоторые из различных способов произвольно входить в измененные состояния сознания. Лично для меня самым интересным и привычным из них является ритуальная драма. Эта форма ценна тем, что позволяет людям ясно отдавать себе отчет в том, что они могут входить в экстраординарное пространство и выходить из него полностью осознанно.

“Путешествие героя” — это шанс разыграть драму внутреннего преображения так, что она будет обладать упорядоченностью и управляемостью ритуала. Ритуал — это событие, в котором пересекаются вечность и хронологическое время. Благодаря обращению к архетипической структуре и ее отреагированию здесь и теперь, повседневную жизнь индивида озаряет свет вечного. Это создает возможность взаимообмена между двумя измерениями: открываются врата, через которые архетипический мир может входить в жизнь человека, тем самым привнося новую энергию и форму в повседневный мир. В этом взаимопроникновении двух миров и состоит суть ритуальной драмы.

Когда я создавал этот процесс, первым шагом было найти какую-то схему, сюжет, который я мог использовать для построения ритуальной драмы. Такой сюжет четко обрисован в книге Джозефа Кэмпбелла “Герой с тысячью лиц”. Работая вместе с Джоном Перри, Кэмпбелл обнаружил, что многие из элементов, существующих в героической мифологии, по-видимому, встречаются также и в эпизодах шизофрении — быть может, не в тех же самых пропорциях и порядке, но сходные образы действительно возникают. Используя центральную сюжетную линию героического мифа, я задумал процесс, позволяющий провести группу людей через архетип трансформации так, чтобы они затем могли применить этот опыт в собственной жизни. Касается ли изменение дома, отношений, работы или точки зрения, все это, судя по всему, происходит по одной и той же схеме. Многие люди, пережив “Путешествие героя”, пришли к выводу, что знают форму трансформации, так что, когда в их жизни случается та или иная перемена, она больше им не угрожает. Они знают, что она будет происходить в определенной последовательности. У них есть карта.

 

 

История

История путешествия героя подчиняется основному сюжету. Герой — это тот, кто услышал зов к приключению и следует этому зову. В общем случае этот человек, мужчина или женщина, достаточно хорошо приспособлен к социокультурной среде, но испытывает тягу к необычному. В какой-то момент эта склонность усиливается, превращаясь в переживание зова. Этот зов может приходить извне в виде приглашения или предложения от другого лица или же принимать форму внутреннего голоса. В любом случае он гласит: “В жизни могло бы быть нечто большее, чем то, чем ты живешь”. Как бы он ни приходил, этот зов глубоко проникает в существо человека и остается там до тех пор, пока не поведет за собой героя или не будет убит тем, кто не последует стремлению своего собственного сердца.

Зов пробуждает к жизни первый уровень сопротивления: все, что в текущей жизненной ситуации поддерживает существующее положение дел или зависит от него, как-то: работа, дом, обязанности или характер отношений с другими людьми. Все это нужно учесть и со всем нужно разобраться, прежде чем герой может начать свое путешествие.

Вступив на свой путь, он встречает помощников — людей, которые оказывают ему поддержку и направляют его, или друзей, которые указывают ему на опасные места. Дух-проводник дает герою инструмент его силы, чтобы вооружить его для битв на пороге мира Тайны и для испытаний в этом мире. Королю Артур Мерлин дает меч Экскалибур; Афина дает Персею свой собственный щит; Золушка получает бальное платье и карету от своей крестной-феи.

Вооруженный таким образом, герой продолжает свой путь до того места, откуда уже нет возврата и которое называется “порогом приключения”. Это место обычно выглядит как врата, зев пещеры или вход в лес — то есть проход в иной мир. Когда герой подходит к проходу, он встречает дракона, дворцовую охрану, трехглавую собаку или какого-то еще стража порога, который отказывается его впускать. Образ стража — это второй уровень сопротивления, представляющий все те силы, которые существуют в личности как противодействующее начало.

Между героем и этим стражем, которого я называю “демоном сопротивления”, происходит противоборство, которое завершается тем, что герой тем или иным способом добивается права следовать дальше. Тогда герой, порой в сопровождении преображенного демона, вступает в таинственный внутренний мир.

Это необычайное место, заколдованный лес сверхъестественных чудес. Герой следует дальше, по пути встречая новые и странные вещи. Но, будучи теперь вооружен знанием, полученным в противоборстве на пороге, равно как и своим инструментом силы, он чувствует себя готовым справиться с любыми ситуациями. Вскоре героя ждет его высшее испытание, титаническая битва с собственным глубинным страхом.

Наконец герой заслужил награду за свое путешествие. Это Грааль — сокровище, или внутренний брак, которого искал этот конкретный герой. Это дар жизни, которая приходит после долгой ночи смерти, исцеление, с которым герой возвращается домой. Когда герой снова переступает через порог, волшебные аспекты Тайны остаются позади, но осознание и исполненность путешествия остаются при нем, делая его способным улучшить или изменить ситуацию у него дома. Таким образом путешествие завершается.

 

 

Процесс

“Путешествие героя” разворачивается вокруг темы героя и его двойника, демона сопротивления. Оно состоит из ряда точно отмеренных испытаний, которые, если человек рискует их пройти, высвобождают творческое самовыражение и таким образом создают более широкую основу для полной самореализации. Я проводил процесс “Путешествия героя” за месяц, за две недели или даже всего за два выходных дня. Наиболее предпочтительная продолжительность — семь дней, и описываемый здесь процесс происходит в течение именно этого промежутка времени.

Участники становятся “племенем”, группой людей, которые согласились совместно прорабатывать данный ритуал. Основная функция группы заключается в поддержке эволюции каждого индивида. По мере того как каждый человек последовательно прорабатывает этапы своего собственного процесса, группа поддерживает его разнообразными способами, принятыми в “племени”, — музыкой, танцами, криками и возгласами одобрения. Это создает мощное чувство общности, которое, в свою очередь, порождает ощущение безопасного места, которое необходимо человеку, который собирается глубоко заглянуть в свой собственный процесс. И хотя мы работаем над историей героя, вся первая часть путешествия посвящена созданию тесно сплоченной группы.

Каждое путешествие начинается с отправной точки — места, где человек физически, физиологически и духовно чувствует себя как дома. Таким образом, исходным пунктом являются “родные стены”. Люди как можно полнее переживают эту ситуацию “родных стен” телом, сердцем и умом. Посредством танцевально-двигательной медитации они представляют себя взирающими на четыре аспекта своей жизни: на мой дом, мою работу, мою любовь и себя самого.

Затем каждого по очереди подводят к золотому трону, “трону чудес”. Ему предлагают, сев на него, дать подняться из глубины своего существа образу того, что было бы исполнением всех его желаний, того, что бы исцеляло или разрешало любые противоречия или неудобства, с которыми он столкнулся в своей жизни. Каждый позволяет этому образу возникнуть, необязательно зная, что он означает. Этот образ становится видением, которое призывает его к путешествию.

После этого они выбирают “духа-проводника”. Это понятие очень важно, так как дух-проводник превосходит и героя, и демона. Если герой и демон — это тезис и антитезис, то дух-проводник — это не синтез, а беспристрастный наблюдатель, который не принимает ни ту, ни другую сторону, видя в двух аспектах личности просто то, чем они являются, — два аспекта, а не двух врагов. Чтобы найти духа-проводника, каждый участник выбирает одну из карт Таро, изображающую какой-то архетип, который его привлекает, — некое существо, которое могло бы оказаться ему полезным в достижении волшебной цели. Участники хранят в себе этот внутренний образ-хранитель на протяжении всего путешествия. Иногда они даже берут выбранную карту с собой в постель, чтобы она вдохновляла их сновидения. Позднее именно этот дух-проводник дает им их инструмент силы.

Затем они начинают создавать в себе образ героя, вызывая в памяти образы героев своего детства, животных, кинозвезд, людей, сыгравших важную роль в их жизни, образы искателей приключений, богов и богинь. Через посредство этих идеальных образов они обнаруживают в себе выбранные качества. Однако они также обнаруживают, чего им не хватает, — они находят то отдельное качество, которое более всего нуждается в поддержке. На этом этапе остальные члены группы становятся помощниками, которые оказывают поддержку в обретении этого самого необходимого качества.

Этот процесс взаимной поддержки является самой “первобытной” и “племенной” из всех структур “путешествия”. Участники образуют круг. Затем один человек выходит на середину, а остальные участники группы окружают его, играя на различных ритмических инструментах наподобие барабанов и тамбуринов. Человек описывает то, что бы ему хотелось чувствовать в большей мере — например, силу или нежность. Затем группа поддерживает его ритмами и чувствами, соответствующими этому качеству, создавая своего рода песню из фраз типа “ты силен” или “ты нежен”. Участник, находящийся в центре, выражает свое сопротивление этому посланию группы до тех пор, пока оно не истощается.

Постепенно он начинает позволять ритмическому воздействию группы проникать в свое тело и во все свое существо, добавляя к нему слова “я силен” или “я нежен” и делясь ими с другими членами группы.

Следующий шаг — знакомство с героем. С помощью управляемого воображения человек представляет себе, что идет к дому где-то в лесу, где, возможно, обитает его собственная героическая сущность. Он уже отреагировал образы героических качеств. Теперь, открывая дверь дома героя, он ощущает, как его психика собирает все эти качества воедино, в фигуру, которая становится его собственным, личным и уникальным образом героя. Он проводит с этим персонажем некоторое время, ощущая свою связь с ним. При этом он узнает тайное имя и миссию героя. Под конец он на прощание обнимает героя, представляя при этом, как их тела сливаются. Теперь он сам стал своим героическим “я”.

На этом этапе участники надевают костюмы и гримируются, устраивая грандиозный праздник, на котором каждый из них провозглашает себя героем своего путешествия. Это очень важное событие: образы в уме участников, чувства в их сердцах и движения их тел сливаются воедино, придавая экзистенциальный драматизм их героическим “я”. Это чествование героя сочетает в себе несколько элементов средневекового ритуала. Часто рыцарь, перед тем как отправиться в свой поиск, проводил ночь за размышлениями в часовне. Наутро приходил священник и служил первую мессу, во время которой рыцарь проходил посвящение и помазание, призванные пробудить в нем ощущение духовного аспекта его миссии, таким образом связывая его индивидуальную задачу с задачей всего человечества. Если рыцарь затем прибывал ко двору и просил его членов присоединиться к его поиску, то согласие двора выражалось в церемонии, во время которой королева подносила рыцарю бокал вина. Это символизировало заключение дружественного союза между королевским двором и рыцарем. Поэтому, после того как герой получил благословение, выбирают кого-либо из участников, чтобы поднести ему церемониальную чашу. Эти два ритуала, в ходе которых многие люди впервые в жизни встают и произносят речь перед большой аудиторией, делают все это празднество величественным, пугающим и очень трогательным событием.

Следующая стадия — нахождение инструмента силы. Здесь, однако, задачи ритуальной драмы требуют некоторого отступления от сюжетной линии истории героя. Теперь необходимо пробудить персонаж демона, вредителя, который стоит на пороге Тайны и сталкивает героя с его собственным сопротивлением. Чтобы найти его, участники начинают осознавать все напряженности и зажимы, которые они испытывают, медитируя на таких словах:

 

“Ты недостаточно хорош!”

“Тебе не следует этого делать!”

“Ты слишком толстый”.

“Ты слишком тощий”.

“Ты слишком стар”.

“Ты слишком молод”.

 

Демон существует на всех уровнях — физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это архетипическое “Нет!”, то внутреннее ограничение, с которым мы сталкиваемся всякий раз, когда возникает та новая ситуация, которую мы хотим пережить и, как мы знаем, ни физически, ни эмоционально нам не повредит, но тем не менее все равно нас пугает — короче говоря, ситуация потенциального роста.

Демон развивается из физических и эмоциональных блоков, которые препятствуют нашему самовыражению и проявляются в виде “телесной брони”*. Исследуя костную структуру тела и находя те места, где она уравновешена и подвижна, а где — ограничена, мы обнаруживаем паттерн сопротивления. “Какие мышцы вам приходится напрягать, чтобы сохранять такую неподвижность грудной клетки, и как это связано с наклоном головы и втягиванием таза?” Достаточно скоро возникает полная картина, которая, если намеренно преувеличивать каждое напряжение, создает впечатление мощной телесной брони. Люди начинают понимать, каким образом они одновременно удерживают себя внутри, а весь остальной мир — снаружи.

Участников обучают безопасным методам разрядки любых бурных эмоций, которые могут быть спровоцированы такой работой. Подобная разрядка поощряется, и для нее создаются необходимые условия, однако главной задачей является завершение архетипа. Выражение сдерживаемых отрицательных эмоций в безопасной ситуации дает людям шанс научиться тем или иным способом справляться с собственными страхами и проявлениями враждебности. Развитие демона учит их, как превращать эти чувства в настойчивость и возбуждение.

В серии театрализованных игр демон получает возможность разыгрывать всю сдерживаемую в детстве злость, делая это одновременно с юмором и с полной эмоциональной отдачей ребенка, изображающего чудовище.

Теперь, когда участники уже развили в себе и пережили, эмоционально и психологически, как героический, так и демонический аспект самих себя, они должны готовиться к противостоянию. Однако, после того как члены группы вступили в контакт со своим более первобытным аспектом, их само-отождествление зачастую сдвигается от героя к демону. Следовательно, необходимо снова перенести отождествление на образ героя, так, чтобы противостояние было уравновешенным с обеих сторон. Отсюда возврат к инструменту силы на этом этапе путешествия.

Инструмент силы является неким физическим объектом, который члены группы наделяют силой иного мира. Героям, которым предстоит переход из повседневного мира в мир чудесного, важно обладать чем-то, что они смогут противопоставить силам, ожидающим их в этом мире. Они открывают это для себя, воображая, что их духи-проводники ведут их через окрестности и дарят или указывают им некий объект, который они находят по пути. Таким образом, после интенсивного внутреннего переживания сопротивления и телесно-физического опыта демона, они теперь выходят на открытый воздух. Когда они находят объект, они садятся напротив и выполняют активную медитацию, в которой призывают образ духа-проводника и спрашивают его об имени инструмента силы и о магии, на которую он способен. Таким образом они обретают понимание того, как можно использовать этот инструмент, когда они снова вернутся в фантазию о противостоянии между героем и демоном. Затем они приносят этот объект в комнату, где собирается группа, и проводят ритуал, в котором посвящают свой инструмент силы осуществлению своей миссии, просветлению своей жизни и великой задаче человечества.

Вслед за этим каждый из героев в направляемом воображении представляет, что находит порог, по ту сторону которого он может исполнить свою миссию или воплотить чудо, которого он желал, сидя на золотом троне. Но герой также знает, что, прежде чем войти в это волшебное место, он должен встретиться лицом к лицу с демоном сопротивления. Поэтому он бросает вызов демону и требует, чтобы тот появился перед ним. Таким образом противостояние может состояться. На этом этапе человек становится неофитом, проходящим инициацию, потому что в противостоянии на пороге участвуют оба аспекта его психики или многие ее аспекты и вступление в Тайну в действительности является первым шагом в новое измерение его самости. Поэтому теперь этого человека называют не героем или демоном, а неофитом.

Противостояние осуществляется в духе гештальттерапии, и неофит сам разыгрывает все роли в собственной драме. Образуются небольшие внутриплеменные подгруппы из 4–5 человек, которые работают вместе. Неофит завязывает глаза и представляет себе сцену, на которой герой и демон стоят друг против друга. Другие члены подгруппы играют роль проводников, заместителей и покровителей. Их задача в этой драме сводится к усилению ощущения “внутреннего театра”. Когда неофит играет роль героя, один из членов подгруппы играет роль демона. Проводник подсказывает, когда нужно сменить роли и напоминает неофиту о его возможностях. Покровитель обеспечивает безопасность окружающей обстановки. Использование повязки на глазах усиливает переживания и позволяет неофиту глубже погрузиться в свой внутренний мир. Противостояние героя и демона продолжается до тех пор, пока не достигается решение, удовлетворяющее их обоих.

На предшествующих этапах форма драмы представляет собой “внешний театр”. Это представление, требующее от участников идти на риск проявлять свои героические и демонические аспекты перед зрителями. По мере того как путешествие продвигается в направлении Тайны, фокус переносится на “внутренний театр”, где драма разыгрывается не для публики, а перед собственной глубочайшей сущностью каждого участника. Здесь испытание состоит в том, чтобы безоговорочно подчиниться и вверить себя собственным внутренним процессам исцеления и развития.

После того как конфликт между героем и демоном разрешен, неофиты вступают в страну чудес. Лежа с завязанными глазами, они представляют себе, как переступают порог и идут дальше по пути, на котором они оказались. Возле каждого неофита сидит партнер, который записывает его историю и просит его подробнее описывать любые образы, встречающиеся ему при исследовании этого волшебного места, и вступать с ними в общение. В помещении создается музыкальное оформление, которое стимулирует воображение участников в процессе их движения по пути в глубину себя.

Спустя примерно час после начала путешествия участников по стране Тайны, их просят отказаться от слов и просто следовать своим образам в безмолвии. Затем постепенно вносится идея высшего испытания. Неофитов просят вообразить, что путь приводит их к пещере. Над входом в пещеру они видят надпись: “Высшее испытание дыхания”. Они входят в пещеру и в темноте обнаруживают ложе, обтянутое черным бархатом. Они ложатся на это ложе и затем, шаг за шагом следуя за музыкой, погружаются в интенсивную дыхательную медитацию. Обычно, когда человек некоторое время интенсивно медитирует над дыханием, можно ожидать, что он будет испытывать переживания рождения и смерти или околосмертный опыт, поскольку именно в эти моменты дыхание имеет решающее значение. Потому этот процесс может заставлять неофитов сталкиваться лицом к лицу со своими основными страхами и, делая это и проходя через них, быть может, достигать трансперсонального измерения.

Последняя стадия путешествия — нахождение награды. Награда — это символический дар, который неофиту преподносит его психика в знак успешного завершения путешествия. В двигательной медитации участники представляют себе, как получают этот дар от своих духов-проводников, которые объясняют им его смысл и то, как им его использовать в своей жизни. Они выражают эту награду песней и танцем и приносят ее с собой в то место, откуда начинали путешествие. Они исследуют, как обретение этой награды меняет имеющиеся у них образы дома, работы, любви и самих себя. Участники заключают сами с собой соглашение о том, какие простые и конкретные шаги они предпримут, чтобы позволить этой награде проявиться. Это способ “заземления”* наработанного материала, поскольку каждый неофит знает, что только он сам может проявить обретенную им награду в своей жизни; это произойдет не извне, а изнутри его самого. Так, если дар — любовь, то он задумывает конкретный шаг, чтобы помочь ей проявиться. Шаг из мифического мира в мир повседневной жизни — это шаг принятия на себя ответственности за проявление награды.

В последней части медитации участники представляют себе, что полученный ими дар становится маленьким огоньком, который они помещают в центре своего сердца, — светом, который они могут унести с собой как символ своего нового самосознания. Очень важно, чтобы они оставили магические силы позади, в ином мире. Переносить магические силы через порог — это попытка навязывать другим людям свое обретенное взаимоотношение с архетипическим миром, не признавая, что у каждого человека существует собственная, уникальная связь с этим миром. Это также и отрицание реальности этих двух миров и различия между ними. Метафоры и символы принадлежат архетипическому миру и выражают отношение к нему индивида. Те, кто пытается принести магическое с собой, рискуют либо попасть в сумасшедший дом, либо быть зачисленными в святые.

В любом случае они не смогут с состраданием соприкасаться с другими человеческими существами. Поэтому, чтобы защититься от раздувания личного эго, они оставляют магические силы позади, в стране чудес, и возвращаются с осознанием того, что они пережили. Их “путешествие героя” заканчивается. Теперь им предстоит новое путешествие.

 

 

Уроки “Путешествия героя”

Чему же научило меня “Путешествия героя”, что я могу сказать об этом теперь, после того как проводил через это путешествие людей на протяжении пятнадцати лет? Тому, что в человеческой психике можно находить ужасы — чудовищ, привидения, “то, что бродит в ночи”. Но я научился и тому, что, если достаточно долго и достаточно глубоко смотреть в глаза самого пугающего внутреннего монстра, это превратит его в сокровище. Часто я советую людям, которым предстоит пережить противостояние между их героическим и демоническим “я”, чтобы они поглубже заглянули в глаза демону, потому что, если они сумеют заглянуть достаточно глубоко, быть может, маска демона спадет и тогда им откроется то, что за ней. За сопротивлением всегда что-то есть. Если герой спрашивает, подобно Парсифалю: “Что тебя беспокоит?”, он, пожалуй, может переживать исцеление, которое приходит с пробуждением сострадания. А сострадание к другим начинается с любящего приятия опороченной и раненой внутренней сущности. То, что человек переживал как апокалипсическую войну ради окончания всех войн, нередко оказывается не более чем ссорой любовников.

Я также научился и тому, что мы можем с большей уверенностью подходить к переживанию хаоса, если он окружен формами. Любые изменения требуют прохождения через хаос. “Путешествие героя” придает структуру тому, что, в сущности, является опытом уничтожения структуры — опытом, в котором старые формы и точки зрения разрушаются для того, чтобы смогли возникнуть новые. Так что это разрушительное переживание, и оно может быть очень пугающим. Структура ритуала может обеспечивать уверенность в упорядоченном развертывании событий. Зная, что после этого есть что-то еще, люди способны противостоять даже самым пугающим образам; они знают, что это еще не конец. Поскольку изменение — это единственное, в чем мы можем быть уверены в своей жизни и в мире, важно быть способными двигаться через хаос к нашим будущим “я”. Ибо, как говорил Фриц Перлз, “единственный выход — пройти через это”.

 

 

Театр или терапия?

Многие люди спрашивали меня: театр это или терапия? Я не уверен, что здесь существует четкое различие. В конце концов, корни нашего театра уходят в ритуальную драму Древней Греции. В незапамятные времена люди проделывали длинный путь на повозке, запряженной ослом, или пешком, чтобы участвовать в том, что, как я себе представляю, было своего рода племенным экзорцизмом. Они приходили не для того, чтобы узнать, что происходит с Медеей или Электрой; им уже были хорошо известны мифы, которые сегодня являются основой множества психологических гипотез. Этих людей приводило нечто большее, чем зрительский интерес. Это называли “энтузиазм”, “en theos” — “Бог внутри”. Интенсивное отождествление с героем в его момент истины, должно быть, напоминало высвобождение, переживаемое при первичном крике*. Однако я думаю, что это в большей степени было разновидностью трансценденции — пробуждением Бога внутри, нежели терапией. Хаос творческих энергий высвобождался в форме и структуре искусства. И именно это, как я полагаю, дает людям “Путешествие героя” — возможность создавать произведение искусства из первичных материалов собственной жизни.

 

 

Жанин Прево, Расс Парк

СЕТЬ ПОДДЕРЖКИ В ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ (SEN)

 

Я перенесся в место по ту сторону слов, за пределами символов и образов — в сферу небытия, но небытия, которое вмещало в себя все знание о том, что есть, что может быть и что будет; небытия, в котором я был светом, готовым засиять, звуком, бьющимся в ожидании рождения… Проходя через уровни реальности между материальным миром и чистой энергией, я видел свое тело облаченным в слова, определенным, ограниченным, скованным словами. И двигаясь туда, куда я шел, я вырывался из этих словесных оков в бесконечность бессловесного и безвременного, в бесконечность любви, экстаза, блаженства, в “мир превыше всякого понимания” Я был — и остаюсь — единым со Вселенной, я сам и есть Вселенная; Бог и я — одно”.

Дин Браун. Психоз как преображающий опыт

 

 

Уточнение концепции духовного кризиса и разработка новых стратегий лечения представляют собой первый важный шаг в подходе к эволюционному кризису. Следующим и более трудным шагом является создание широкой опорной структуры для внедрения этих новых стратегий. Хотя первые усилия по организации подобной сети были предприняты еще в 1980 г., она пока только выходит из младенческого возраста, и предстоит проделать колоссальный объем работы, прежде чем она сможет полностью удовлетворять существующие потребности. В этой статье Жанин Прево и Расса Парка, которые оба тесно связаны с деятельностью “Сети поддержки в духовном кризисе” (SEN) в Менло Парк (Калифорния), обсуждают ее историю и первые итоги работы.

Жанин Прево — координатор SEN и консультант трансперсональной и юнгианской ориентации, специализирующийся на работе с детьми, подростками и взрослыми, переживающими психодуховный кризис. Она — педагог, консультант, администратор и разработчик программ, способствующих индивидуальному развитию. Последние тринадцать лет она участвовала в работе психологических и психиатрических служб помощи людям, страдающим от пренебрежения и жестокого обращения окружающих. После трехлетнего обучения в Институте Юнга в Цюрихе она начала свою теперешнюю работу в SEN.

Расс Парк в настоящее время — аспирант и интерн в Институте трансперсональной психологии в Менло Парк, при котором и создана SEN. Он использует интегральный подход в психологии, сочетая работу с телом, процессуально-ориентированную психотерапию, работу со сновидениями, а также юнгианский и трансперсональный подходы. В круг его интересов входят проблема человеческих отношений как духовного пути, наркомания, развитие возможностей личности, духовный кризис, роль духовности в повседневной жизни и исследования в сфере трансперсональной методологии. Он имеет профессиональную подготовку в области медицинской биохимии, альтернативного целительства, информатики и охраны окружающей среды.

 

Сеть поддержки в духовном кризисе (SEN) была основана в 1980 г. в качестве стихийного ответа на растущую потребность в признании, информации и поддержке со стороны тех, кто переживает духовные кризисы. В прошлом людей, переживающих подобные неординарные состояния сознания, нередко объявляли психотиками, помещали в психиатрические больницы и подвергали медикаментозному лечению. Сеть поддержки в духовном кризисе была основана Кристиной Гроф в Эсаленском институте в Биг Суре (Калифорния) в качестве альтернативы традиционной системе психиатрического лечения. Энтузиасты SEN начали формировать список “добровольных помощников” SEN из числа исследователей передовых рубежей человеческого сознания и духовного опыта. Некоторые из этих людей сами пережили трансформирующий кризис.

SEN ставит свой целью формирование на общественных началах системы помощи людям, переживающим духовный кризис или духовное раскрытие, через посредство которой они могли бы получать соответствующую информацию и поддержку. “Помощниками” SEN могут быть друзья, психотерапевты, врачи, тренеры и массажисты, духовные учителя и члены местной общины, которые искренне готовы помогать своей заботой и поддержкой тем, кто переживает внутренний кризис. Именно благодаря такой поддержке и необходимой информации люди могут начать интегрировать свой опыт и возвращаться к нормальной, нередко более здоровой жизни.

В настоящее время SEN размещается в Институте трансперсональной психологии в Менло Парк (Калифорния) и является некоммерческой международной организацией, оказывающей бесплатные консультационные и информационные услуги. SEN снабжает профессиональные и непрофессиональные организации и сообщества информацией о формах, причинах, проявлениях и методах преодоления духовного кризиса.

После девяти лет своего существования SEN продолжает работать и обслуживает все возрастающий контингент населения. Она выросла в международную организацию с объемом переписки свыше 10 тысяч адресов. В настоящее время SEN принимает до 150 телефонных звонков в месяц, из которых 46 % являются обращениями людей, нуждающихся в “помощнике”. Последний анализ телефонных звонков (501) и писем (117) за период с ноября 1986 г. по июнь 1987 г. показал, что наиболее типичными корреспондентами являются женщины сорока лет (69 %), переживающие какую-либо из форм пробуждения Кундалини (24 %).

В число “помощников” SEN входят более 1100 человек — профессионалы и обычные люди, которые выразили готовность помогать тем, кто переживают психодуховные кризисы. Помимо указания адресов помощников SEN предлагает новейшую теоретическую информацию, списки литературы, тренинги и ежемесячные программы семинаров, посвященных концепции и опыту духовного кризиса. SEN служит связующим звеном между многими психологическими, духовно-религиозными и другими аналогичными организациями в США и по всему миру.

 

 

Как работает SEN

Одна из главных услуг, предлагаемых SEN, — выслушивать рассказы людей, которые нам звонят, и подтверждать значимость переживаемого ими опыта. Основываясь на системе убеждений, выражаемой корреспондентом в своем рассказе, персонал или добровольцы SEN стараются подобрать по меньшей мере трех помощников, проживающих в том же регионе, которым ранее уже приходилось так или иначе иметь дело с кризисом данного типа. Таким образом, подход SEN к помощи обратившимся к нам людям является эклектическим, поскольку ее персонал и помощники имеют разную психологическую и духовную ориентацию.

Мы советуем тем, кто к нам обращается, связываться с помощниками из предлагаемого нами списка и самим определять для себя, подходит ли им тот или иной конкретный помощник. Это способствует усилению их независимости и поощряет их активно соучаствовать в процессе исцеления. Если предложенные помощники по той или иной причине не удовлетворяют позвонившего, мы рекомендуем ему снова обратиться к нам за дополнительными адресами. В некоторых случаях человек, вступающий с нами в контакт, может нуждаться в более чем одном виде помощи. Тогда он будет располагать выбором ресурсов, к которым он может прибегнуть, чтобы облегчить протекание своего индивидуального процесса. Мы также можем помочь ему установить связь с региональным координатором SEN по месту жительства. Сорок три региональных координатора SEN обеспечивают дополнительные ресурсы и располагают добавочными списками помощников в своих регионах, а кроме того, выступают проводниками на местах той помощи, которую мы оказываем из центрального офиса.

В дополнение к информационным и консультационным услугам SEN также предлагает образовательные программы и тренинги для профессионалов и непрофессионалов, активно участвующих в оказании помощи людям, переживающим духовный кризис. Образовательный элемент работы SEN включает в себя проведение регулярных лекций, посвященных обсуждению различных путей понимания психических и духовных кризисов. Эти лекционные программы основываются на уважении к богатству и разнообразию человеческого опыта и призваны способствовать развитию у людей адекватного и сострадательного отношения к духовному кризису и методам его преодоления.

Чтобы обучать людей, мы должны четко определить проблему. Поэтому кроме лекционных программ мы предлагаем практические занятия, посвященные каким-либо из следующих вопросов:

 

1. Что такое духовный кризис? Как он проявляется и как человек на него реагирует?

2. В чем состоит различие между психозом и мистическими состояниями? Как поставить диагноз и избрать нужный метод излечения?

3. Как обществу лучше всего реагировать на подобные случаи и какую оно может оказать поддержку человеку, находящемуся в кризисе, и его семье?

4. Какую помощь в подобных случаях могут оказать друг другу психотерапевты? Какие модальности лучше всего подходят для проведения и эффективной поддержки процесса?*

 

Практические занятия повышают эффективность нашей текущей деятельности за счет сбора личных историй и накопления фактического материала. Это позволяет SEN постоянно быть в курсе насущных потребностей людей, чтобы поддерживать более тесный диалог с общественностью. И наконец, такие программы создают ориентированную на будущее базу для подготовки интернов, направляемых к нам из местных колледжей и университетов.

Мы стараемся способствовать интеграции стратегий, разработанных трансперсональной психологией, в основное течение психологии, а не противопоставлять или не объявлять их альтернативой сложившимся традициям в этой области. Исследование и описание духовного кризиса и его отличий от других психических состояний едва началось. Еще предстоит сформулировать фундаментальные психологические и духовные вопросы, не говоря уже о том, чтобы начинать поиск ответов на них. Именно этим мы руководствовались, начав программу исследований.

Ниже приводятся некоторые вопросы, которые всплыли по мере изучения и обобщения индивидуальных переживаний тех, кто к нам обращался.

 

1. Является ли духовный кризис состоянием или переживанием, которое поддается определению и измерению с помощью тестовых методик современной психологии?

2. Каковы закономерности проявлений духовного кризиса в популяции? Например, четвертая часть обращающихся к нам людей переживает проявления пробуждения Кундалини. Так ли обстоит дело в других регионах мира? Если да, то что это означает? Почему в некоторые дни нам звонят несколько человек из одного и того же города и независимо друг от друга рассказывают о переживании одного и того же феномена? Какова корреляция между переживаемыми феноменами и местом, где это происходит? Существуют ли коллективные “спусковые механизмы” духовного кризиса? Если да, то какова их природа?

3. Являются ли эти психодуховные кризисы результатом нормального индивидуального развития человека, или они представляют собой коллективное эволюционное событие?

4. Существуют ли какие-либо другие, пока еще не выявленные категории духовного кризиса?

5. Соответствуют ли описания духовного кризиса — как он проявляется в психике современного западного человека — классическим религиозным описаниям?

6. Добавляет ли современный западный опыт этих психодуховных кризисов — как он видится через “окно” SEN — какое-либо новое измерение к классическому пониманию этих феноменов?

7. Насколько действенными могут быть обычные методы лечения по отношению к этим переживаниям и какие новые терапевтические методики необходимы для понимания и интеграции подобного опыта в контекст повседневной жизни?

 

Накапливаемые SEN фактические данные могут оказать существенную помощь исследователям, которые занимаются тем или иным из этих вопросов. В настоящее время SEN собирает информацию, касающуюся демографических данных каждого клиента, вида оказываемых ему услуг, характера переживаемых им феноменов, его терапевтической и духовной ориентации и предоставляемых адресов помощников. Вся эта информация собирается через посредство компьютерной системы и добавляется к банку данных, на основе которых SEN формирует списки имеющихся ресурсов и адресов помощников. Этот же банк данных используется для ведения списка адресатов, через которых SEN распространяет информацию и просьбы о спонсировании.

Банк данных SEN и имеющаяся в ее распоряжении информация далеки от совершенства и в отдельных случаях неполны. В настоящее время внедряется более основательная программа исследований в целях обеспечения лучшей поддержки людей, работающих в этой области.

 

 

Перспективы SEN

Поскольку количество людей, нуждающихся в поддержке в духовном кризисе, постоянно растет, мы изучаем возможность оказания новых видов услуг. Мы получаем много звонков с просьбами указать адрес стационара — места, где бы люди могли позволить своему процессу разворачиваться в полной мере, без помех со стороны требований повседневной жизни. Пока у нас очень немного адресов учреждений, которые могли бы удовлетворить такого рода потребность. Нам бы хотелось, чтобы SEN стала инициатором и проводником в деле создания стационарных центров для оказания круглосуточной помощи.

Слишком часто традиционная система психиатрической помощи требует от человека согласия на существующие методы лечения, не позволяя исцелению происходить за счет ресурсов его собственного процесса. Мы убеждены в том, что у каждого индивида есть собственный путь, который приведет его к исцелению. Если бы мы располагали средствами творческого воздействия на развитие процесса, наряду с обеспечением безопасности и заботливого ухода, результаты кризиса могли бы быть для клиента бесценными.

Кроме того, SEN предполагает начать подготовку команд для оказания помощи на дому. Такая домашняя опека способствует развитию понимания у семьи и ее вовлечению в уход за клиентом и его восстановление так, чтобы участие членов семьи могло стать для него частью целительного процесса. Это поощряет их быть участниками, а не оказываться в роли беспомощных жертв непонятного и нежелательного события.

Чтобы сделать диапазон доступных мер помощи более полным, SEN хотелось бы обеспечивать подготовку групп поддержки в рамках наших тренинговых программ. Это могло бы дать людям не только пространство для обсуждения своих переживаний друг с другом, но и возможность прийти к некоторому пониманию своего “глубокого погружения” в бессознательное. Можно создать группы поддержки, которые могли бы не только поддерживать индивидуума, переживающего кризис, и заботиться о нем, но и способствовать оздоровлению ситуации в семье и в повседневной жизни. Кроме того, для психотерапевтов, занимающихся проблемой духовного кризиса, также может оказаться полезным участие в подобных группах поддержки совместно со своими коллегами. Это не только создало бы благоприятную среду для творческого исследования и обмена идеями, но и способствовало бы лучшему пониманию их собственных проблем, возникающих вследствие глубокой психологической работы с клиентами.

Еще одна проблема, на которую мы должны будем откликнуться, связана с подростками. Наша западная культура не признает значения ритуала перехода от подросткового возраста к взрослому. Игнорируя этот процесс, мы обесцениваем визионерские переживания, через которые проходят многие из наших молодых людей во время такого перехода. Некоторые из этих состояний могут быть спровоцированы наркотиками, тогда как другие возникают спонтанно. SEN получает много телефонных обращений, касающихся людей этой возрастной группы, в то время как наши возможности помощи им весьма ограниченны. Поэтому в ближайшем будущем SEN надеется организовать службу поддержки подростков, основанную на привлечении помощников из числа их сверстников.

И наконец, мы начинаем понимать, каким образом духовный кризис стремится выразить себя в искусстве. Зачастую символизм, присущий танцам, живописи, музыке и литературе, позволяет нам изучить и освоить язык души. Начав собирать материал, относящийся к творческому самовыражению, можно создать живой архив, который будет отражать, что означал для каждого индивидуума переход в процессе кризиса трансформации. Кроме того, SEN надеется основать библиотеку видео— и аудиозаписей, соответствующей литературы и всевозможных мифологических материалов, имеющих отношение к переходным и неординарным состояниям сознания.

SEN располагает уникальной возможностью наблюдать разнообразные формы и проявления духовных и психологических феноменов, происходящих во всем мире. SEN служит “окном” в эти неповторимые и зачастую весьма яркие психодуховные переживания. Через это окно мы можем начать усматривать некоторые индивидуальные, социальные и даже коллективные закономерности духовного кризиса и таким образом прийти к пониманию его природы и значения.

 

 

Станислав Гроф, Кристина Гроф





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.