Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсиходели€ в нашем отечестве




¬се упом€нутые обсто€тельства привели советских искателей тайного духовного знани€ к весьма своеобразной отечественной Ђпсиходелической революцииї. ќднако сами Ђпсиходеликиї Ц конкретные химические вещества Ц играли в ней малую, почти незаметную роль.

≈сли в јмерике стремительно нарастающа€ молодежна€ революци€ имела свои отчетливые этапы в виде волнообразного использовани€ LSD и следовавшего за ним поиска психологических аналогов наркотического транса, то отечественна€ психодели€ изначально зан€лась поиском того, что мы назвали Ђособыми состо€ни€ми сознани€ї

¬озможно, весь феномен Ђпсиходелии по-советскиї более всего описываетс€ пон€тием Ђэзотерические искани€ї. —амое точное название использует ¬. Ћебедько, называющий этот феномен Ђроссийской сань€сойї (Ђсань€синї в индуизме Ц искатель духовного откровени€, не определив-

шийс€ еще с выбором учител€). Ёпидеми€ мистических исканий лавинообразно распростран€лась по нашей стране на прот€жении 70-х годов, точно так же, как Ђпсиходелическа€ революци€ї в јмерике на прот€жении 60-х.

Ќе все ее участники были в состо€нии определить, что именно они ищут. ќдин из наших пациентов определ€л чувство, за которым следовал, как Ђсжигающий все внутри голод на познание всего запретного и запредельногої.

≈сли бы читатель во второй половине 70-х годов оказалс€ бы, например, в выходной день около кинотеатра Ђ осмосї в ћоскве, то в пестрой толпе, шумевшей на площади около кинотеатра, он обнаружил бы большую группу парапсихологов и несколько знаменитых Ђцелителейї. ћежду ними вы об€зательно встретили бы двух-трех биологов, наход€щихс€ в поиске снежного человека и обменивающихс€ Ђксероксамиї с последними данными о нем; большую группу людей, обсуждающих проблему летающих тарелок и намечающих место очередной подпольной лекции очередного Ђгуруї от проблемы ЌЋќ.

¬месте с ними вы об€зательно увидели бы одного или двух откровенно больных людей, пытающихс€ по глазам найти в толпе преследующих их инопланет€н. «десь же вы встретили бы кого-нибудь из учителей карате, занимающихс€ набором в подпольную группу, и пару мрачных бородатых д€дек, одетых Ђпо-таежномуї, Ц скорее всего, это кто-то из посто€нно путешествующих эзотерических отшельников. “ам же вы смогли бы записатьс€ на трансцендентальную медитацию у кого-нибудь на квартире и встретитьс€ с последовател€ми суфизма вообще и √урджиева в частности и особенности.

ѕочему существовали подобные посто€нные места встреч Ђэзотериковї Ц до сих пор не пон€тно до конца.  онечно, Ђорганамї они были известны, но почему-то слабо их интересовали. ћожет быть, потому, что так было удобно наблюдать всех Ђсумасшедшихї одновременно.

¬озможно, службы эти, зна€ отнюдь не по слухам факты из истории американской психоделии, понимали, что все усили€ Ђдуховных диссидентовї ни к каким социальным изменени€м привести не могут, и относились к Ђсань€синамї по принципу Ђчем бы дит€ ни тешилось, лишь бы в политику не игралої. ѕрофессионалы из  √Ѕ отчетливо понимали Ђидеологическую близостьї психоде-

лии и коммунизма Ц их совместную направленность на растворение личного в человеке.

—корее всего, они отдавали себе отчет в том, что ничем, кроме безуми€, игры в Ђэзотерикуї, закончитьс€ не могут, и просто следили за тем, чтобы наиболее активные Ђискатели истиныї своевременно оказывались в психиатрических больницах. ѕреследованию подвергались лишь откровенно противоречащие уголовному законодательству выходки.

ќднако панический страх  √Ѕ Ц бытовало даже специальное словечко Ђгэбэфрени€ї Ц делал духовные искани€ еще более запретными и заманчивыми. ќн Ђдобавл€л эзотеризма в эзотерикуї, по выражению одного из наших пациентов, Ц прибавл€л искател€м чисто советскую ауру нелегальности знани€.

‘еномен эзотерических поисков был настолько массовым, что советска€ психиатри€ была вынуждена выработать собственное к нему отношение. ¬ 70-е годы по€вилс€ новый дл€ этой науки термин Ц Ђметафизическа€ интоксикаци€ї. ќбратите внимание на близость этого пон€ти€ к наркологии вообще. ќно подразумевает отравление (интоксикацию) человеческой психики мистическими, философскими или религиозными знани€ми.

Ёто был очень удобный термин. ќн позвол€л описывать любой искренний интерес к религии и к духовному опыту... как форму шизофрении.

—ам факт существовани€ психиатрического синдрома как бы объ€вл€л любые метафизические знани€ бессмыслицей, Ђотравл€ющейї человеческую психику, и позвол€л официальной медицине объ€вить сумасшедшим любого человека, искренне увлеченного проблемами души, которые, увы, могут иметь лишь метафизическое выражение.

ќднако главный парадокс духовных поисков 70Ц80-х годов заключалс€ в том, что, несмотр€ на всю политическую ангажированность самого термина, феномен Ђметафизической интоксикацииї существовал в действительности.

—обственно говор€, само это пон€тие было лишь феноменологическим описанием тех же процессов распада и диссоциации личности, которые мы описывали в главе Ђ—уществует ли зависимость от LSD?ї.

‘еномен отечественной Ђэзотерической эпидемииї 70-х годов никем толком еще не описан (по€вилась перва€ книга, пытающа€с€ в мемуарной форме рассказать об участни-

ках этой эпидемии, Ц это Ђ’роники российской сань€сыї ¬. Ћебедько), статистических данных нет и, скорее всего, никогда не будет. ќтечественные психиатри€ и психологи€, как нам кажетс€, вообще не считают эру Ђэзотерических исканийї отдельным, достойным внимани€, социально-психологическим процессом.

ќднако число Ђискателей духовной истиныї в 70-е годы измер€лось, как минимум, сотн€ми тыс€ч, а скорее всего, и миллионами людей. ќтечественна€ психодели€ имела отнюдь не меньший размах, чем американска€.

ƒавайте, дл€ того чтобы сориентироватьс€, попробуем разделить отечественные мистические искани€ 70-х и начала 80-х годов хот€ бы на несколько условных направлений.

1. ”ченые.

  этой большой и противоречивой группе искателей чудесного автор относит людей, которые хотели встретитьс€ с тайной, не измен€€ научному мировоззрению. “о были Ђромантики материализмаї Ц люди, верившие в возможность прорыва к чудесному внутри той или иной формы научного знани€. ќни последовательно и убежденно искали преображени€ в просвещении.

ѕервой разрешенной свободой советского человека была свобода мышлени€ физиков. ‘изики и математики создавали дл€ советской власти атомную бомбу и ракеты. ќни не могли работать не опира€сь на современную информацию, приход€щую из-за железного занавеса. ƒаже в Ђшарашкахї Ц тюремных лаборатори€х за колючей проволокой Ц они могли позволить себе думать о том, что им было интересно. ѕрорывы математического и физического мышлени€ 50Ц60-х годов были настолько мощными, что казалось, еще одно усилие Ц и науке откроетс€ единое уравнение ¬селенной Ц формула √оспода Ѕога.

ћир физической науки казалс€ люд€м, наход€щимс€ вне стен лабораторий и Ќ»», миром особой романтики и духовности, а сами физики не хотели ограничиватьс€ Ђоборонкойї и прикладной наукой. ћногие из них на основе своих знаний пытались строить разнообразные теории о строении мира и поведении человека Ц физические теории психологии, медицины и... магии.

ќптимистическим ощущением возможности познани€ мира чудесного с помощью физики проникнуты, например,

книги братьев —тругацких. ¬озможно, все мысл€щее поколение 70-х проникнуто этим ощущением возможности постижени€ чуда с помощью науки. Ѕиологические и психологические теории физиков вырастали как грибы после дожд€. »менно в их рамках возникла парапсихологи€ как отдельное научное направление, описывающее физические представлени€ об экстрасенсорных (внечувственных) возможност€х человека и целительстве.

√лавным, повтор€ющимс€ в сотн€х разных интерпретаций, пон€тием новой науки стало представление о Ђбиологическом полеї Ц некоей не уловимой приборами полевой информационной структуре.

Ќовые шаманы (они же маги и спириты), имеющие врожденный дар управлени€ энерги€ми вновь открытого пол€, получили названи€ Ђэкстрасенсовї. «а одну-две недели Ђнасто€щий экстрасенсї мог обучить любого желающего исцел€ть людей от самых разнообразных заболеваний.

Ќо, кроме парапсихологии, существовал и целый р€д других Ђнаучных концепцийї, которые пытались использовать физические теории дл€ духовного преображени€ своих последователей. „его здесь только не было!

”чение о блок-схемах человеческой индивидуальности; математические модели всех (!) ситуаций, возникающих в человеческой жизни, со способами преодолени€ Ђстереотипности жизненных константї; разнообразные варианты Ђсверхновой научной астрологииї, учени€ о кристаллическом строении «емли и Ђгеомагнитном программированииї человеческого поведени€.

–€дом с теори€ми Ђэкстрасенсовї находились учени€ о вли€нии на человеческое поведение электромагнитных колебаний различной частоты и разработка соответствующих им приборов, которые за один сеанс электромагнитного облучени€ позвол€ют поднимать человека Ђвверх по лестнице эволюционного развити€ї; учение о взаимодействии с энергоинформационным полем растений; учение о мистической сущности золотого сечени€ любых физических объектов...

ѕеречень Ђнаукї такого рода можно продолжать до бесконечности.

ќднако самой попул€рной и распространенной среди искателей таинственного была наука о ЌЋќ Ц неопознанных летающих объектах. ¬ 70-е годы у этой науки, кото-

рой изначально были присущи черты спиритизма и религиозного фанатизма, возникли свои учител€, Ђпророкиї и Ђпроповедникиї. „аще всего Ђпророкамиї тоже были ученые-физики или астрономы.

ќбратите внимание. ¬ 70-е годы над нами летало просто невообразимое количество Ђинопланетных тарелокї. ќно было сравнимо разве что с числом лекций и самиздатовских материалов, им посв€щенных. ¬ 80-е годы количество тарелок существенно уменьшилось. ¬ 90-е почему-то напр€женность потока информации о ЌЋќ и социальный резонанс подобных сообщений практически сошли на нет.

ќт физиков и астрономов не хотели отставать биологи. »х уже не удовлетвор€ла теори€ ƒарвина, но наука еще не знала, что можно предложить взамен, и занималась поиском недостающего звена эволюции в виде снежного человека и... все тех же пришельцев, в древние времена Ђосеменившихї землю своим ƒЌ . —ама€ знаменита€ группа таких биологов-мистиков существовала при московском ƒарвиновском музее.

 ак это ни покажетс€ странным, но именно к кругу мистиков относились и так называемые Ђгрупповые терапевтыї и Ђпсихоаналитикиї 70Ц80-х годов. ƒело в том, что ни дипломированных психоаналитиков, ни психотерапевтов, прошедших обучение в европейских или американских центрах групповой психотерапии, в те годы у нас практически не было.

ѕоэтому большинство людей, которые называли себ€ Ђпсихоаналитикамиї или Ђгрупповыми терапевтамиї, в лучшем случае учились по обрывочным и некачественно переведенным ксерокопи€м, а в худшем Ц просто использовали эти слова, преподнос€ пациентам под видом западных учений собственную дикую смесь из Ђэкстрасенсорикиї, обрывков религиозных учений и психологических терминов.

2. ѕоклонники восточного мистицизма.

  этой группе автор относит искателей духовного знани€, объедин€вшихс€ в более или менее регул€рные группы. Ёти группы были убеждены в том, что чудо преображени€ может произойти с ними только при использовании древних духовных практик ¬остока.

¬ российской психоделии к этим практикам относили в первую очередь индийскую йогу, св€занные с ней техники





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

1711 - | 1490 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.