Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–елиги€ Ц ритуал Ц культ




 

ѕрежде всего необходимо определить пон€ти€, которыми мы будем оперировать в этом разделе, и в первый черед дать рабочее определение самому пон€тию Ђрелиги€ї. ќговоримс€, что данное определение имеет смысл лишь в рамках предлагаемой нами парадигмы и не исключает других возможных определений религии, разработанных в других парадигмах (например, в рамках социологии религии) и дл€ других целей.

«десь и всюду в этой работе под религией мы будем понимать комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующийс€ на трансперсональном переживании[31]того или иного типа и предполагающий установку на воспроизведение этого базового переживани€.

ѕротив этого определени€ можно высказать два основных возражени€. ¬о-первых, можно за€вить, что не все религии базируютс€ на трансперсональном опыте и на религиозном опыте вообще. Ќа это возражение мы ответим очень просто: такие формы идеопраксиологических комплексов мы просто не считаем религи€ми, даже если в них наблюдаютс€ некоторые признаки или свойства религии (культ, ритуал и т. д.) или если подобные комплексы в своих обществах выполн€ют функции религии в социологическом смысле. Ёто относитс€, например, к конфуцианству, которое никоим образом не €вл€етс€ религией и его определение как этико-политического учени€, прин€тое р€дом синологов, признаетс€ нами вполне корректным.  онфуцианство осуществило радикальную трансл€цию архаики древнего ритуализма и магизма на €зык этики и этизированной социальной мысли, сохранив древние формы, но влив в эти старые мехи совершенно новое вино, причем отнюдь не насто€нное на духе (spiritus) религиозности.

¬о-вторых, можно также утверждать, что отнюдь не все религии ориентированы на воспроизведение базового глубинного переживани€. Ќапример, религии откровени€ (догматические религии) избегают переразвити€ психотехнического элемента, оставл€€ его уделом членов элитарных монашеских сообществ, причем корректность, истинность (ортодоксальность) их опыта посто€нно свер€етс€ с позицией догматических авторитетов.

Ёто возражение основывалось бы на недоразумении, поскольку мы отнюдь не утверждали, что все религии предполагают установку на достижение тех или иных трансперсональных уровней всеми своими последовател€ми здесь и теперь. Ѕолее того, мы даже не утверждали, что это воспроизведение базового религиозного опыта мыслитс€ во всех традици€х как результат некой психотехнической процедуры (что характерно только дл€ религий чистого опыта).

ѕо€сним сказанное на примере христианства. Ѕазовым дл€ этой религии €вл€етс€ опыт основател€ христианства, выразившийс€ прежде всего в переживании личностного и сущностного единства с Ѕогом, рационализированном позднее в догмате о богочеловечестве ’риста. — точки зрени€ церкви ’ристос €вл€етс€ уникальной личностью, поскольку он был богочеловеком по своей природе. » в то же врем€ та же церковь утверждает, что все верующие могут обрести (в ином зоне, Ђбудущем векеї, после —трашного —уда) богочеловечество по благодати, через искупительную жертву ’риста, что приведет к по€влению богочеловечества. Ќа этой же идее базируютс€ и многочисленные средневековые практики подражани€ ’ристу (imitatio Christi), наиболее известным обоснованием которых €вл€етс€ одноименный трактат ‘омы  емпийского.

ƒругими словами, христианство не предполагает, что богочеловеческое состо€ние может быть реализовано здесь и теперь (по крайней мере, всеми верующими) и тем более исключительно при помощи психотехники (аскетики). ќднако в принципе в гр€дущем зоне богочеловечество должно стать реальностью дл€ спасшихс€. ј это богочеловечество и есть по существу воспроизведение опыта и состо€ни€ »исуса ’риста (хот€ и не в силу природы, а под воздействием благодати). Ќа это указывают и многие евангельские тексты, €вно противоречащие мнению о принципиальной невоспроизводимости опыта »исуса. ЂЅудьте совершенны, как совершен ќтец ваш Ќебесныйї Ц только один из примеров, но очень показательный, поскольку имеет форму императива. јналогична ситуаци€ и в исламе, где психотехника как такова€, а следовательно, и трансперсональный опыт в качестве актуального переживани€ €вл€етс€ уделом мистиков-суфиев. ќднако и более экзотерический ислам также предполагает опосредованное воспроизведение базового опыта пророка ћухаммада: разве образы ра€, ада и Ѕога на престоле сил не были действительными видени€ми (психическими переживани€ми) пророка? ѕриведенный пример поверхностен, но тем более показателен. –азумеетс€, мусульманин не может стать, подобно ћухаммаду, пророком (ћухаммад Ц последний пророк, Ђпечать пророковї), но тем не менее ча€ни€ и устремлени€ мусульманина в конечном итоге определ€ютс€ содержанием религиозного опыта ћухаммада и надеждой на возможность повторного переживани€ по крайней мере некоторых аспектов этого опыта (райское блаженство).

» несколько слов о сопоставлении предлагаемого нами психологического подхода к религии с традиционным социологическим.

ѕожалуй, классическим дл€ социологической парадигмы €вл€етс€ функциональное определение религии, принадлежащее ћ. ¬еберу, который рассматривает религию как рационализацию (систематизацию) человеческих отношений к божественному (сакральному).

Ёто знаменитое определение, несмотр€ на всю его значимость дл€ социологии религии, представл€етс€ малоудовлетворительным дл€ религиоведа. ѕомимо того, что оно использует термины, не охватывающие всего спектра содержани€ религии, всего объема ее пон€ти€, такие, как Ђбожественноеї или Ђсакральноеї, оно имеет смысл лишь при двух услови€х. ¬о-первых, мы должны понимать под религией лишь ее упор€дочивающую, рационализирующую сакральное сторону (догматы, теологические системы и т. д.), а во-вторых, согласитьс€ с чисто идеологической установкой, провозглашающей в человеческой экзистенции примат рационально-рассудочного и, как следствие, рассматривающей процесс десакрализации быти€ и секул€ризации культуры как единственно возможный, ценностно оправданный и необратимый, а это, в свою очередь, предполагает идею однонаправленного линейного прогресса, идею, милую сердцу XIX в. и трагически пережитую, оплаканную и отвергнутую веком XX. » сейчас, может быть, более чем когда бы то ни было ранее, мы понимаем всю бедность культур и ущербность цивилизаций, базирующихс€ лишь на голой рациональности целей и средств. „еловеческий дух не исчерпываетс€ монетаристской доктриной, и экзистенци€ не сводитс€ к рассудочной жизни по принципу Ђты мне, € тебеї. Ѕольше мы не станем критиковать односторонность социологического подхода к религии, а позволим себе привести две цитаты из ћ. Ёлиаде, религиоведа и мыслител€, пожалуй представл€ющего собой тип наиболее €рко выраженного антагониста веберианского (и социологического вообще) подхода.

 

1. Ђƒл€ религиоведа историческа€ обусловленность мифа и ритуала не объ€сн€ет самого существовани€ мифа и ритуала. ѕознать св€щенное можно только через его исторические про€влени€. Ќо эти про€влени€ не ответ€т на вопросы: что св€щенно? что значит религиозный опыт? –елигиоведу исторические документы не только сообщают факты, но открывают важную истину о человеке и его отношении к св€щенномуї. (Eliade M. The Quest, History and Meaning in Religion. Chicago, 1969. P. 52Ц53. ÷ит. по: Ёлиаде ћ.  осмос и истори€. ћ., 1987. —. 257Ц258.)

 

 

2. ЂЁкономические, социальные, национальные, культурные и все прочие вли€ни€ на идеологию (в том смысле, какой придает этому термину  арл ћанхейм) не могли бы лишить ее объективной ценности, как и лихорадка и опь€нение, вызвавшие y поэта новый творческий порыв, не умал€ют достоинств его произведений. ¬се эти Ђсоциальные, экономические и т. п. Ђвли€ни€ї представл€ли бы возможность наблюдать духовный мир под новым углом зрени€. Ќо само собой разумеетс€, что социологи€ познани€ (изучение социологической обусловленности идеологий) сумела бы избежать рел€тивизма, лишь утвержда€ автономность духа Ц чего, если мы правильно пон€ли,  арл ћанхейм утверждать не решилс€ї. (Ёлиаде ћ.  осмос и истори€. —. 141Ц142.)

 

  этому одновременно и глубокому, и красноречивому тексту ћ. Ёлиаде добавим лишь, что социологический подход в религиоведении очень полезен дл€ изучени€ конкретных форм про€влени€ религиозности или типов ее инобыти€, самоотчуждени€, но никак не сути религии как таковой.  роме того, в нем всегда присутствует опасность редукционизма Ц сведени€ содержани€ поэмы к лихорадке, стимулировавшей ее написание.  онечно, достаточно полезно изучить характер лихорадки и симптоматику ее воздействи€ на творческий процесс поэта. Ќе надо только думать, что пон€в все это, мы поймем и поэму. –елиги€ Ц это прежде всего переживание присутстви€ экзистенциально подлинного, которое может называтьс€ сакральным, божественным и т. д. » если цель религиоведени€ Ц пон€ть суть религии, то мы и должны стремитьс€ к постижению природы и характера такого переживани€, такого внутреннего опыта, а именно на это и направлен психологический подход к религии.[32]

ѕерейдем теперь к определению двух других пон€тий, вынесенных нами в заголовок этого подраздела.

ѕод ритуалом мы будем понимать совокупность определенных актов, имеющих сакральный смысл и направленных или на воспроизведение того или иного глубинного переживани€, или на его символическую репрезентацию. –итуал, утративший св€зь с глубинным переживанием даже в форме символической репрезентации, будет называтьс€ нами обр€дом. —овокупность ритуально-обр€довых норм и практик в рамках одной конфессии будет называтьс€ нами литургикой.

¬се сказанное выше справедливо только относительно религиозного ритуала. –азумеетс€, имеютс€ и многие другие типы ритуалов (государственные, воинские и т. п.), но они никак не св€заны с религией и поэтому нами никак затрагиватьс€ не будут.

ѕод культом мы будем понимать почитание тех или иных объектов (исторических и мифологических персонажей, их изображений, различных живых существ, предметов, элементов ландшафта и т. д.), которые рассматриваютс€ в той или иной религиозной традиции как сакральные и в той или иной степени св€занные с религиозной прагматикой конфессии.

ћы не будем использовать слово Ђкультї в следующих случа€х: а) тогда, когда это слово употребл€етс€ в расширительном смысле или как синоним религии вообще, что просто неправильно, либо как синоним всего культово-ритуального ее аспекта; в таких случа€х обычно указывают на родство слов Ђкультї и Ђкультураї (оба эти слова восход€т к латинскому корню, обозначающему возделывание земли, ее обработку, Ђструктурализациюї, Ђокультуриваниеї). ѕодобное сближение иногда приводило к глубоким философским выводам Ц например, y о. ѕ. ‘лоренского; б) тогда, когда слово Ђкультї употребл€етс€ дл€ выражени€ идеи высокой ценностной значимости того или иного €влени€: культ телесной красоты в античности, культ семьи в традиционном  итае и т. д.; также нелишне отметить, что в таких сочетани€х, как Ђкульт личностиї, слово Ђкультї употребл€етс€ метафорически, а не терминологически.

» ритуал, и культ тесно св€заны с религией, хот€ возможны и не религиозные ритуалы и культы.

√овор€ о св€зи ритуала не столько с религией как таковой (поскольку ритуалы религиозного характера органически вход€т в структуру религии), сколько с психологическим €дром религии, следует отметить несколько обсто€тельств.

1. Ќе во всех религи€х ритуал играет одинаковую роль. ¬ некоторых конфесси€х роль ритуала чрезвычайно велика (христианство, особенно католицизм и православие, даосизм, маха€нский буддизм), в других Ц минимальна (джайнизм, тхеравадинский буддизм, некоторые направлени€ протестантизма и ислама). ѕоэтому невозможно однозначно оценить место ритуально-литургического элемента в религиозной жизни.

2. –итуалы весьма разнообразны и полифункциональны. Ќаиболее непосредственно св€заны с психологическим €дром религии ритуалы, целью которых €вл€етс€ достижение совершающим их человеком определенных трансперсональных состо€ний сознани€. Ётот тип ритуала наделен, таким образом, психотехнической функцией, и поэтому ритуалы такого рода мы будем называть психотехническими. —амым чистым примером психотехнического ритуала €вл€ютс€ ритуалы тантрического буддизма, представл€ющие собой, по существу, форму созерцани€, объективированного во времени и пространстве через совершение ритуальных действий. ¬ целом все формы практики тантрического буддизма на уровн€х кри€, чарь€ и отчасти йога тантр и €вл€ютс€ такими ритуализованными созерцани€ми.   этому же типу относ€тс€ и многие даосские ритуалы (например, принадлежащие к литургической традиции Ќебесных наставников), также включающие в себ€ методы созерцани€, визуализации божеств и парафизиологических структур тела-микрокосма и т. д.

¬торой тип св€зи ритуала с психологическим €дром религии представлен теми литургическими традици€ми, которые тоже объективно способствуют переживанию тех или иных глубинных состо€ний, однако делают это опосредованно; в этих традици€х отсутствует осознание адептом психотехнического характера ритуала и его воздействие на верующих объ€сн€етс€ воздействием на них сакральных сил Ц божественной благодати, милости богов и т. п.   ритуалам этого типа относ€тс€ ближневосточные и эллинистические мистерии, а также христианские таинства (прежде всего крещение и евхаристи€ как мистериальное действо, моделирующее, воспроизвод€щее литургическими средствами искупительное жертвоприношение »исуса ’риста; в услови€х резкой секул€ризации христианской цивилизации мистериальный характер христианской литургики постепенно утрачиваетс€, замен€етс€ обр€довым, что особенно хорошо видно на примере протестантизма как наиболее €ркого представител€ христианства секул€рной эпохи). ƒалее мы будем называть такой тип ритуала мистериальным.

“ретий тип ритуала наиболее далек от психологического €дра религии. –итуалы данной группы практически лишены психотехнической функции и не стимулируют глубинных переживаний. “ем не менее они могут иметь определенную св€зь с религиозным опытом, оказыва€ в р€де случаев эмоциональное воздействие на верующих и сказыва€сь на их ценностных ориентаци€х, повыша€ уровень их религиозности. Ќо глубже эмоционального уровн€ их воздействие не проникает. Ётот тип в наиболее чистом виде представлен протестантскими ритуалами, а также не мистериальными ритуалами других христианских конфессий, хот€ примеры ритуалов такого рода можно найти во всех религи€х. Ётот тип ритуала мы будем называть обр€довым.

» наконец, уже за пределами ритуально-литургической сферы наход€тс€ обр€ды, практически никак не св€занные с психологическим €дром религии и потому внеположные области религиозности как таковой. √лавный признак обр€да Ц формализм в его совершении, св€занный с верой в необходимость лишь точного и чисто механического воспроизведени€ технических моментов обр€да, что роднит его не с религией, а с магией. —овершаютс€ обр€ды обычно с сугубо утилитарными цел€ми.

—ледует оговоритьс€, что психологический момент играет чрезвычайно важную роль в функционировании ритуальной сферы. Ћюбой, даже самый серьезный психотехнический или мистериальный ритуал может превратитьс€ в обр€д, если таково будет отношение к нему совершающего его человека (профанизаци€ сакрального). Ёто зачастую имеет место в народных (попул€рных) формах религии, в которых доминирует именно магическое, а не религиозное отношение к ритуалу. ѕо существу обр€д есть средство достижени€ утилитарной цели через формальное воспроизведение обр€довых актов, малейша€ ошибка в выполнении которых ведет к утрате действенности обр€да. ќбр€довое истолкование литургии (обр€доверие) осуждаетс€ духовенством самых различных конфессий, а его нарастание свидетельствует о глубоком кризисе религиозности (об этом достаточно красноречиво свидетельствуют, например, многие страницы истории русского раскола XVII в.).  райние формы обр€довери€, св€занные с зацикленностью на совершении внешних обр€довых действий, уже, возможно, пограничны с областью нав€зчивых состо€ний и могут интерпретироватьс€ в рамках теоретической модели «. ‘рейда.

¬ целом же ритуальна€ сфера €вл€етс€ одним из важнейших источников религиозного опыта, и ее роль в религиозной жизни трудно преувеличить, учитыва€ и глубокую древность этого элемента, корен€щегос€ в синкретической духовности архаической эпохи.

ќбласть культа настолько близка к ритуалу, что порой их трудно разграничить.  ак правило, ритуалы группируютс€ вокруг того или иного культа, €вл€€сь как бы религиозно-практическим его выражением. ѕоэтому классификаци€ культов чрезвычайно близка классификации ритуалов.

1. ѕсихотехнические культы. Ёто культы, весьма далекие от тех форм религиозности, которые обычно обозначаютс€ данным словом. ¬ качестве примера можно привести культы тантрических божеств в буддизме, которые обычно известны под тибетским названием Ђйидамї. “антрические божества, по существу, представл€ют собой искусственно сконструированную форму архетипа, кодирующую высшие состо€ни€ сознани€, реализуемые адептом в ходе йогической психотехнической процедуры, имеющей образ йидама своим фокусом. “акие процедуры и будут представл€ть собой ритуальное выражение данного культа. —ама тантрическа€ традици€ при этом отнюдь не предполагает онтологичности йидамов как неких божественных личностей, и в таком смысле их нет, однако в качестве символических репрезентантов пробужденного (просветленного) сознани€ они есть Ц в высшем смысле, в котором они тождественны буддам. ƒанное обсто€тельство, конечно, не мешает образам йидамов быть объектами почитани€ и поклонени€ в народном буддизме, окружающем их даже своей вторичной мифологией. “аким образом, объекты психотехнических культов непосредственно выступают в качестве созерцательных символов и своего рода образной опоры психотехнического процесса.

2. ћистериальные культы.   ним относ€тс€ культы божеств, €вл€ющихс€ центральными персонажами мистериальных ритуалов. Ѕолее того, зачастую сам культ такого божества приобретает значимость и широкое распространение именно благодар€ высокому авторитету и эффективности его ритуалов и мистерий (ƒионис, ќрфей y орфиков, ƒеметра и ѕрозерпина, »сида и ќсирис/—ерапис, јттис, јдонис и др.). ¬ народных веровани€х те же самые божества могут почитатьс€ в ритуалах обр€дового типа.

3. ”ниверсальные культы. Ёто специфический тип культа, не соотнос€щийс€ однозначно с определенным типом ритуалов. —юда вход€т культы, выражающие суть центральной доктрины той или иной конфессии и кодирующие все базовые идеи данной конфессии: культ единого Ѕога в монотеистических религи€х, культ основоположника той или иной религии и т. п. ”ниверсальные культы могут выражатьс€ в ритуалах всех типов. Ќапример, дл€ монаха-исихаста культ »исуса ’риста выражаетс€ в духовном (психотехническом) делании Ц иисусовой молитве, направленной на созерцание нетварных энергий Ѕога (‘аворский свет) и обретение обожени€ (теозис). “от же монах, участвующий в литургической жизни церкви, или догматически образованный клирик, или мир€нин почитают »исуса ’риста в ритуалах мистериального типа (например, таинство евхаристии). » наконец, носитель народного религиозного сознани€ может почитать »исуса ’риста совершением ритуалов обр€дового типа, дела€ этот культ аспектом так называемой бытовой религиозности.

«десь же следует отметить интересный аспект семиотичности (знаковости) культа и ритуала. Ёта знаковость €вл€етс€ многоуровневой, и дл€ разного типа верующих один и тот же ритуал (или культ) может означать нечто совершенно различное в зависимости от того семиотического уровн€, на котором этот ритуал воспринимаетс€ и истолковываетс€. “ак дл€ кочевника-монгола тантрический ритуал может восприниматьс€ как магическое действо ст€жани€ сил и подчинени€ воле ламы гневных божеств дл€ мирского благополучи€ верующих, последователь классической ћаха€ны увидит в нем одно из про€влений упайи Ц искусных методов, примен€емых бодхисаттвой дл€ спасени€ живых существ, а дл€ йогина-тантрика этот ритуал представл€ет собой форму йогической созерцательной практики, направленной на трансформацию сознани€ дл€ обретени€ просветлени€.

“о же характерно и дл€ семиотики культа. “антрическое божество (йидам) будет восприниматьс€ на профаническом уровне как грозный и ужасный бог, уничтожающий врагов ”чени€ и сокрушающий силы зла, а на йогическом уровне Ц как созерцательный психотехнический символ. ѕри этом внешние ритуальные действи€, совершаемые носител€ми двух указанных типов религиозного сознани€, внешне будут совершенно одинаковыми.

–азлична может быть и ритуальна€ интенсивность выражени€ культов (или даже одного и того же культа в разных традици€х).

Ќапример, в маха€нском буддизме Ѕудда почитаетс€ как одно из земных выражений (нирманака€) вечной и абсолютной истины (дхармака€), что находит свое продолжение в культе ¬ечного Ѕудды (обычно под именем ¬айрочана), тогда как в южной тхеравадинской традиции ритуалы, выражающие культ Ѕудды, имеют почти светский характер Ц это просто дань пам€ти великого человека, первоучител€, открывшего путь к освобождению, или средство (как в случае совершени€ подношений изображению Ѕудды) дл€ культивации добродетели да€ни€ (дана-парамита). јналогичным образом ритуалы конфуцианства могут быть направлены на обретение искренности (чэн), важнейшего дл€ этого учени€ нравственного качества. —ходный пример можно привести и с культом ’риста как богочеловека в православии и католицизме и как человека Ц учител€ нравственности и некоторых модернистских направлени€х протестантизма. —ильно варьирует и культ пророка ћухаммада: это посланник Ѕога и печать пророков, но тем не менее только человек в ортодоксальном суннизме и про€вление одного из высших метафизических принципов в некоторых направлени€х суфизма и неимамитского шиизма (исмаилизм и др.).

4. ќбр€довые культы.  ульты, выражаемые в ритуалах обр€дового типа. ќни характерны практически дл€ всех религий, особенно на народном (попул€рном) уровне. Ёто может быть культ св€щенных животных, сакральных предметов, св€тых избранников и угодников и т. п.

≈сли в архаических веровани€х подобного рода культы служили выражением благоговейного чувства эпифании св€щенного, то в более развитых религи€х они утратили свой глубинный смысл, превратились в форму про€влени€ бытовой религиозности, ориентирующейс€ на обслуживание бытовых потребностей верующих.   этому же типу может быть отнесен и любой иной тип культов (культ сакрализованных героев, исторических де€телей и т. п.), утративших и пр€мую, и косвенную св€зь с глубинным религиозным опытом и в предельном случае затрагивающих лишь эмоциональную сферу верующего.

5. Ќерелигиозные культы, присутствующие в религи€х. ѕрежде всего это Ђкультыї, св€занные с различными типами магии и ошибочно принимаемые за религиозные. ќни могут контаминироватьс€ с религиозными представлени€ми, особенно на уровне народных верований, во многом сохран€ющих природу архаического синкретизма. Ќапример, это различные формы фетишизма, чрезвычайно характерные дл€ африканских магических представлений. ќт собственно магии фетишизм отличаетс€ только тем, что в нем, видимо, имеет место определенна€ сакрализаци€ средства совершени€ магического действа. Ќо это отнюдь не превращает фетишистские культы в религиозные. ¬ качестве реликта фетишистские представлени€ могут сохран€тьс€ и в развитых религиозных учени€х, особенно на их низовом уровне.

Ќапример, в раннее средневековье культ мощей в «ападной ≈вропе при своей чрезвычайной распространенности прин€л отчетливо фетишистские формы, что побудило церковь даже боротьс€ с такими про€влени€ми почитани€ реликвий.

ѕриведенные обосновани€ данной классификации ритуалов и культов показывают ошибочность существовавшего в отечественной религиоведческой литературе представлени€, согласно которому научна€ аргументаци€ разграничени€ таких пон€тий, как Ђритуалї, Ђтаинствої, Ђобр€дї, невозможна, поскольку они €вл€ютс€ синонимами и приобретают терминологическую значимость только в рамках религиозного или даже конфессионального сознани€. ћы, напротив, постарались показать правомерность различного словоупотреблени€, указав на сущностное и функциональное разнообразие религиозных ритуалов и литургических традиций. Ќадеемс€, что эта проблема в дальнейшем привлечет пристальное внимание исследователей.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1240 - | 1271 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.