Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оздание психологии: –ене ƒекарт




»деи –енессанса и научной революции слились воедино в работах –ене ƒекарта (1596-1650), заложившего основы теорий о разуме и теле, которые послужили фундаментом дл€ создани€ психологии. Ќабожный католик и одновременно ученый-практик, ƒекарт попыталс€ совместить религиозную веру в существование души с механистическим взгл€дом на материальную вселенную как некий часовой механизм, подчин€ющийс€ жестким математическим законам. ’от€ многие из весьма специфических утверждений ƒекарта были позднее отвергнуты, заданные им рамки сохран€лись на прот€жении нескольких веков. ƒекарт утверждал, что люди представл€ют собой души, соединенные с механическими телами. ∆ивотные, по его мнению, Ч бездушные машины. ƒуше он приписывал единственное психическое свойство Ч мышление (широко известно его высказывание Ђя мыслю, следовательно, € существуюї), включающее в себ€ самосознание и €зык.

ƒуша и тело. ќт древнегреческой философии и медицины ƒекарт унаследовал проблему, котора€ стала гораздо более насущной во врем€ научной революции. Ћюди и животные обладают тем, что обычно называют психикой; так, очевидно, что животные обладают воспри€тием, пам€тью и способны к научению. —ледовательно, поскольку животные не имеют души, то воспри€тие, научение и пам€ть должны быть функци€ми тела, а не души или разума. ѕонимание этого привело многих мыслителей к формулированию двух идей о разуме и теле, кото-


52 „асть I. ¬ведение

рые католическа€ церковь сочла еретическими. ќдна из этих идей, аверроизм, помещала человеческую душу вне тела, счита€ ее божественным внутренним светом, исход€щим от √оспода в течение жизни человека и возвращающимс€ к Ќему после смерти. ƒруга€, александризм, восприн€та€ натурализмом эпохи ¬озрождени€, считала людей разумными животными, а разум Ч функцией мозга. ’от€ аверроизм и александризм придерживались различных точек зрени€ на душу, они соглашались с тем, что не может быть личного духовного бессмерти€, поскольку пам€ть человека умирает в момент смерти, лиша€ его идентичности личности. —редневекова€ католическа€ ортодокси€, разработанна€ ‘омой јквин-ским (1225-1274), избежала —циллы аверроизма и ’арибды александризма благодар€ тому, что провозгласила воскресение из мертвых, когда душа и тело навеки объедин€тс€.

Ќо во времена –ене ƒекарта надежды на воскресение угасли, и католическа€, равно как и недавно возникша€ протестантска€ церкви обратились к вечной жизни души на небесах. Ёто привело к возрождению ереси аверроизма и александризма, поскольку возможное существование индивидуальной души приобрело важное значение. —обственна€ позици€ ƒекарта осложн€лась его приверженностью новому научному мировоззрению.  ак ученый, он верил в то, что животные представл€ют собой машины и, следовательно, больша€ часть Ђпсихическихї функций на самом деле €вл€етс€ результатом функционировани€ тела.  ак христианин, он верил, что человеческа€ душа Ч это дух, а не матери€. ћетани€ ƒекарта достигли кризиса в 1633 г., когда инквизици€ осудила √алиле€. ƒекарт остановил публикацию своего труда по физике Ђћирї и отказалс€ от своей книги по физиологической психологии Ђ„еловекї. ¬ этой книге ƒекарт рассматривал людей только в качестве машин, исследу€ вопрос о том, как объ€снить поведение человека с позиций физиологии. ѕосле 1633 г. ƒекарт сделал попытку в двух своих философских трудах, Ђ–ассуждени€ о методеї и Ђ–азмышлени€ о первой философииї, создать философию, котора€ оправдала бы его научные взгл€ды и защитила бы от обвинений в ереси. ¬ этих книгах он изобразил совершенно новую картину сознани€, разума и мозга.  артезианские взгл€ды стали началом современной психологии.

 артезианский дуализм и пелена идей. ƒуализм представлений ƒекарта относительно души и тела стал отражением новых научных различий между физическим и психическим мирами. ƒекарт предполагал, что живые организмы €вл€ютс€ сложными машинами, не отличающимис€ от машины мира. ∆ивотные представл€ют собой только машины; люди Ч это машины, в которых обитает душа Ч их Ђяї. ѕредставлени€ ƒекарта получили меткое прозвище картезианского театра: душа сидит внутри тела и смотрит на мир, как на театральную сцену, а между знанием своего Ђяї и знанием мира существует пелена идей.

¬ рамках картезианства любой может выбирать между двум€ позици€ми по отношению к опыту. ѕерва€ позици€ Ч это позици€ естественных наук. ”ченые продолжали считать идеи в какой-то степени отражением окружающего мира. ѕервичные свойства относились к реальности, вторичные Ч нет. “ем не менее существование мира идей, отличного от мира вещей, побуждает нас исследовать


√лава 2. «аложение основ 53

этот новый мир, как в те времена исследователи активно изучали Ќовый —вет «ападного полушари€. ћетодом естественных наук было наблюдение. »сследование нового мира сознани€ потребовало создани€ нового метода Ч интроспекции (самоанализа).

»нтроспекци€. ѕредставление о сознании, населенном иде€ми, породило вторую, отличающуюс€ от картезианской, позицию по отношению к опыту, котора€ дала толчок развитию психологии. ћожно исследовать идеи не как проекции внешнего мира, а как объекты субъективного мира сознани€. ƒекарт предложил отступать от опыта и подвергать его сомнению. ’орошим способом пон€ть картезианский театр €вл€етс€ современное искусство, возникшее в XIX в., практически одновременно с научной психологией. ƒо импрессионистов художники, в основном, пытались рисовать людей и пейзажи так, как они есть. “ак, портрет Ќаполеона интересен дл€ нас, поскольку дает представление о том, как он выгл€дел. –еализм в живописи олицетвор€л традиционное отношение к опыту; наши интересы касались изображенного объекта, а не самой живописи. Ќо начина€ с импрессионистов художники стали придерживатьс€ нового отношени€ к искусству, призыва€ людей смотреть на полотно, а не сквозь него на окружающий мир. ќни попытались постичь субъективный опыт, то, что художник видел и чувствовал в какой-то момент. ѕервые экспериментальные психологи делали то же самое, прос€ наблюдателей описывать, какие вещи возникают в сознании, а не спрашива€, как, по мнению наблюдателей, дело обстоит в действительности.

ѕсихологи€ была создана интроспекцией, €вл€ющейс€ отражением Ђсцены сознани€ї. ”ченые-естественники исследуют объективный мир природы, мир физических объектов; психологи всматриваютс€ в субъективный психический мир идей. ѕеред психологами была поставлена задача пон€ть, из чего возникают вторичные свойства. ≈сли цвет не существует в мире, то почему же и как мы видим цвет?  роме того, ƒекарт сделал психологию важной дл€ философии и науки. „тобы искать истину, конструировать современное мировоззрение, философи€ и наука должны были отделить объективный опыт от субъективных порождений сознани€.

‘изиологический подход.  ак ученый, а особенно как автор Ђ„еловекаї, ƒекарт прин€л участие и в другом важном проекте, положившем начало научной психологии: вы€снении св€зи разума и мозга. ѕо мере развити€ медицины различные мыслители выдвигали предположени€ о том, как процессы в мозге и нервной системе обусловливают воспри€тие и поведение. ѕредставители наиболее выдающейс€ медицинской школы средневековь€ Ч арабские врачи выдвинули идею локализации функции, утвержда€, что различные психические возможности, или способности, такие как воображение или пам€ть, располагаютс€ в различных част€х головного мозга. ’от€ врачи древности видели св€зь между психическими и физиологическими процессами, только немногие напр€мую отвергали существование души. “е, кто отвергал существование индивидуальной души, продолжал верить в дух, оживл€ющий живые организмы, уход которого вызывает смерть. ƒаже натуралисты эпохи ¬озрождени€ т€готели к тому, чтобы приписывать нечто вроде души живым ткан€м.


54 „асть I. ¬ведение

ƒекарт придерживалс€ более радикальных взгл€дов на взаимоотношени€ души и тела. ќн рассматривал тело, включа€ мозг и нервную систему, как некую машину, ничем не отличающуюс€ от созданных людьми. ¬ своем труде Ђћирї ƒекарт описал механистическую вселенную, ведущую себ€ точь-в-точь как наша, призыва€ нас таким образом поверить в то, что это и есть наша ¬селенна€. ¬ книге Ђ„еловекї ƒекарт просит читател€ представить себе Ђлюдей-машинї, внутреннюю работу которых он детально описывает, призыва€ нас поверить в то, что это мы сами, за исключением отсутстви€ души. ≈го оптимизм в отношении того, что он в состо€нии объ€снить поведение животных (и большую часть поведени€ людей) как продукт внутренней де€тельности машин, в значительной степени питали достижени€ современных ему механиков, способных сооружать статуи людей и животных, действующие наподобие живых организмов. ¬ то врем€ врачи даже пытались изготавливать механические протезы частей тела (рис. 2.1). –ассматрива€ механические статуи, которые двигались и реагировали на раздражители, ƒекарт пришел к заключению о том, что животные также €вл€ютс€ умными машинами. ќн сформулировал важную концепцию нервного рефлекса, создав образ телесной машины как устройства, автоматически реагирующего на внешние раздражители. ѕо мнению ƒекарта, душа Ч духовна€ субстанци€, абсолютно непохожа€ на тело. Ќо он так и не решил проблему того, каким образом душа и тело св€заны между собой.

¬озможно, сегодн€ трудно по достоинству оценить новизну и смелость начинаний ƒекарта. ћы живем в окружении машин, способных воспринимать, помнить и, возможно, думать. ѕоскольку мы строим и программируем компьютеры, при необходимости мы можем объ€снить, как они работают на любом уровне математической или механической точности. Ќам известно, как работает аппарат мозга, вплоть до биофизики отдельных клеток. Ѕор€сь за освобождение материи от магических, оккультных сил, ƒекарт положил начало сведению психических функций к механическим процессам, которое только сейчас начало приносить свои плоды. ¬се основатели психологии искали подходы к изучению разума через его св€зь с телом.




 


–ис. 2.1. »скусственна€ рука и кисть, разработанные јмбруазом ѕаре (»сточник: Heller, Labour, Science and Technology in France, 1500-1620)


√лава 2. «аложение основ 55





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 313 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1308 - | 1148 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.