Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘еминистска€ кинокритика




 иноведение (Film Studies) становитс€ важным компонентом феминистской теории с конца 1960-х гг., и дебаты того времени фокусируютс€ в основном вокруг трех центральных тем: стереотипы (см. √ендерные стереотипы), порнографи€ и идеологи€; а также касаютс€ различных моментов технологии конструировани€ гендера. при≠писывани€ смыслов женскому и мужскому посредством кино и массмедиа. ќсновные направлени€ современной феминистской кинокритики делают акцент на тендерной специфике таких ипостасей кино, как: 1) со≠циальный институт; 2) способ производ≠ства; 3) текст; 4) чтение текста аудиторией.

 ино как социальный институт включает целый комплекс разнообразных социальных ролей, в том числе зрител€ и режиссера фильма, критика и продюсера, актера и сценариста, администрацию телеканала, кинотеатра или студии видеозаписи. ¬ качестве усто€вшейс€ и регул€рной соци≠альной практики, санкционируемой и поддерживаемой социальными нормами, кино играет важнейшую роль в социальной структуре современного общества, удовле≠твор€ет потребности различных социальных групп, и поэтому подчин€етс€ вкусам зри≠телей. —оциокультурный контекст практик


кинопотреблени€ при этом, очевидно, обладает тендерной спецификой. √ендерна€ структура производства фильма выражает≠с€ в конкретных позици€х, задачах, опыте, ценност€х, наградах и оценке женщин-созда≠телей картины и может быть рассмотрена на микро-, мезо- и макроуровне, например, в таких аспектах: 1) служащие в кинопроизвод≠стве - на какую работу и как нанимают женщин, а также как с ними обращаютс€; 2) профессионалы в кино - как женщины работают, как воспринимают свою профес≠сиональную роль, и как эта роль воспри≠нимаетс€ их коллегами-мужчинами; 3) тендер и организаци€ - институт или факультет кинематографии, киноведени€; 4) ориентаци€ кинопродукции на женщин; 5) тендер и экономический, социальный и правовой контексты кинопроизводства.

“екстуальный анализ гендера в кино развиваетс€ в двух направлени€х: коли≠чественный контент-анализ и семиотика. ¬ случае количественного контент-анализа исследуютс€ роли, психологические и физические качества женщин и мужчин, по€вл€ющиес€ в разных жанрах; насилие на экране, при этом исследователи формули≠руют р€д категорий, которые передают проблемы исследовани€, а затем в соответ≠ствии с этими категори€ми классифицируют содержание текста. “ипичный вывод феминистского контент-анализа кино: кино≠продукци€ не отражает действительное количество женщин в мире и их вклад в социальное развитие. Ќапример, в работе √. “ачмен на основе контент-анализа утверждаетс€, что недостаток позитивных женских образов на телевидении ухудшает положение женщин на рынке труда. —емиологи€ или семиотика, привлека€ качественные методы социальных наук, методы философии и лингвистики, позво≠л€ют обнаружить структуры смыслов, а не ограничиватьс€ констатацией присутстви€ или отсутстви€ женщин в культурных репрезентаци€х. ‘еминистский семиоти≠ческий анализ развиваетс€ в более широкую культурную критику, и аналитические проблемы, которые решаютс€ в исследовании


ф


кинорепрезентаций социального неравенства - это определение, кто допускаетс€, а кто вытесн€етс€ на периферию социальной приемлемости, а также вопрос о том, каким образом в репрезентаци€х оформл€ютс€ тендерные, расовые и иные социальные различи€, как сравниваютс€ между собой и характеризуютс€ группы в отношении друг к другу.

ѕсихоаналитический подход в феминист≠ской кинокритике, или screen theory, относитс€ к текстуальному анализу кино и представлен, прежде всего, статьей Ћоры ћалви "¬изуальное удовольствие и нарратив≠ное кино". ¬ли€ние подхода, предложенного ћалви, распростран€лось на исследовани€ кино, телевидени€, рекламы и других форм визуальной культуры. —тать€ ћалви стала частью политического проекта, нацеленного на разрушение тендерных удовольствий классического голливудского кино. ¬опросы мужского и женского удовольстви€, проблемы зрелища и зрительской аудитории обсуждаютс€ не только в рамках психоаналитического подхода. ≈сть целый р€д исследований, посв€щенных тому, каким способом нарра≠тивные и визуальные средства допускают разные "прочтени€" текстов. –азличи€ и сам факт этих "прочтений" завис€т от конкрет≠ных характеристик и рассматриваемых контекстов, а не только от психоаналити≠ческой драмы, вписанной в текст.

“акое развитие аналитических подходов привело к переориентации исследований, к анализу реальных аудиторий, которые оказы≠ваютс€ в центре современных феминистских проектов исследовани€ кино и массмедиа. Ќекоторые феминистские исследовани€ обвин€ют кинематограф в поддержании стеореотипов половых ролей, предполага€, что аудитории попадают под вли€ние его сексистского (см. —ексизм) содержани€. ƒругие доказывают, что фильмы, телепро≠граммы и порнографические медиа, в част≠ности, побуждают мужчин на агрессивные и насильственные акты против женщин. “ретьи используют логику психоанализа и теории идеологии, утвержда€, что кино и сред≠ства массовой информации способствуют


распространению в обществе доминантной идеологии. Ёто направление разрабатываетс€ в таких исследовательских проектах, как интерпретативные исследовани€ медиа, этнографии аудиторий. јудитории при этом следует понимать не как пассивно при≠нимающих информацию потребителей, но как производителей смыслов. Ќекоторые ученые провод€т включенные наблюдени€, другие примен€ют метод опроса, как, например, в работах ƒж. —тейси о женском зрительстве, »ен Ёнг и ƒороти ’обсон об аудитори€х мыльных опер и телесериалов.

ѕредметна€ область феминистской кино≠критики простираетс€ за пределы текста, до отношений фильма и зрител€ в контексте культуры. ј.  ун называет такой контекс≠туальный подход, основанный на семиотике и феминистском психоанализе, "делать видимым невидимое". Ёто феминистское прочтение фильма, которое вы€вл€ет способы конструировани€ "женщин" в кинообразах или нарративной структуре, помеща€ сюжет в конкретные социальные практики властных отношений, учитыва€ услови€ производства фильма и более широкий социальный контекст.

[—м. также ‘еминистский анализ текс≠тов]

Feminist film criticism (англ.)

Ћитература:

ƒе Ћауретис “ереза. ¬ «азеркалье: женщина, кино и €зык // ¬ведение в тендерные исследовани€. „. II: ’рестомати€ / ѕод ред. —. ¬. ∆еребкина. ’арьков: ’÷√», 2001; —ѕб.: јлетей€, 2001. —. 738-758. ћалви Ћ. ¬изуальное удовольствие и нарративный кинематограф // јнтологи€ тендерных исследова≠ний. —б. пер. / —ост. и комментарии ≈. ». √аповой и ј. –. ”смановой. ћинск: ѕропилеи, 2000. —. 280-296.

“икнер Ћ. ‘еминизм, истори€ искусства и сексу≠альное различие // ¬ведение в тендерные исследо≠вани€. „. II: ’рестомати€ / ѕод ред. —. ¬. ∆ереб≠кина. ’арьков: ’÷√», 2001; —ѕб.: јлетей€, 2001. —. 695-717.

”сманова ј. ∆енщины и искусство: политики репрезентации // ¬ведение в тендерные исследова≠ни€. „. I: ”чебное пособие / ѕод ред. ». ј. ∆ереб-киной. ’арьков: ’÷√», 2001; —ѕб.: јлетей€, 2001. —. 465-492.


ф


ярска€-—мирнова ≈. –. ћужчины и женщины в стране глухих. јнализ кинорепрезентации // “ендерные исследовани€, N 2. (1/1999): ’арьков≠ский цент тендерных исследований. ћ: „еловек &  арьера, 1999. —. 260-265.

ярска€-—мирнова ≈. –. “ендер, власть и кинема≠тограф: основные направлени€ феминистской кинокритики // ∆урнал социологии и социальной антропологии. N 2, 2001. —. 100-119. Kuhn A. Women's Pictures. Feminism and Cinema. London, New York: Verso, 1994. Tuchman G. Hearth and Home: Images of Women and the Media. New York: Oxford University Press, 1978. Zoonen, van. Feminist Media Studies. London: Sage, 1996. P. 108.

© E. P. ярска€-—мирнова

‘≈ћ»Ќ»—“— јя  –»“» ј »—“ќ≠–»» исходит из убежденности, что тради≠ционный вариант истории почти полностью основываетс€ на опыте мужчин, поэтому исторические работы содержат р€д патри-архатных последствий (см. ѕатриархат). ∆енщины оказались практически невидимы≠ми по самому объекту изучени€, потому что основной поток такой истории был помещен в сферу публичного, откуда они были исключены (Gordon. P. 20).

„резвычайно важно и то, что в историчес≠ком познании весьма значительной оказалась роль самого исследовател€. ѕредполагаетс€, что »сторик - "человек высокой пробы", т. е. бесстрашный, свободный мыслитель (кото≠рый готов ставить под сомнение даже то, что твердо установлено), облеченный полномо≠чи€ми детектива и судьи в том, что называетс€ "судом истории", об€занный провер€ть не только те гипотезы, которые "за", но и те, которые "против". Ќо все перечисленное - это маскулинные (см. ћаскулинность) качества (не случайно в русском €зыке нет слова дл€ обозначени€ женщины-историка). Ќеудивительно, что в истории "видели" - хот€ и непреднамеренно -только то, что могли и хотели видеть. ћожно было, не ид€ против истины, по-другому озаглавить многие исторические труды: например, не "»стори€ рабочего класса", а "»стори€ мужского рабочего класса" (Allen. –. 179). ƒл€ изменени€ такого положени€


необходимо понимание того, что в истории имеют место событи€ не только глобального значени€ (фиксирующие смену политических стратегий или изменени€ общественных формаций), но и событи€, относ€щиес€ к таким нетрадиционным темам, как домашнее хоз€йство, различные модели организации населени€, брак, фертильность, контроль над рождаемостью, диета, общес≠твенное здоровье, урбанизаци€, маги€, поп-культура и т. д. (Allen. P. 180). — по€влением интереса к этим темам истори€ "обнаружит" и женщин, откроет то, что феминистские теоретики называют "другой половиной" истории (Kelly-Gadal. P. 24). ¬месте с тем, станет очевидно, что женщины всегда €вл€лись агентами истории.

ќднако "включение" женщин в истори≠ческое поле - процесс не механический: патриархатные культурные услови€ предпо≠лагают нечувствительность к проблемам, имеющим отношение к женщинам, т. е. не действует сам "механизм" образовани€ очевидности, на котором основываетс€ исто≠рическое знание. ѕримеров тому огромное множество. ќдин из наиболее рельефных -присутствующие на прот€жении всей истории избиени€ и другие виды насили€ над женщинами в семь€х. —овременна€ статис≠тика убийств женщин, совершаемых в семь€х, свидетельствует о катастрофе, но и в наше врем€ общество, в общем про€вл€ющее достаточную чувствительность к проблеме убийств, в том числе к гибели военно≠служащих в мирное врем€ - не замечает этой проблемы. ѕоэтому дл€ исследовани€ таких "немых" тем необходимы новые методы, которые пересматривают сами услови€ образовани€ исторических очевидностей.  огда феминистские теоретики прин€ли это во внимание, нова€ стратеги€ позволила прежде всего установить, что сами патри≠архатные отношени€ не относ€тс€ к "естес≠твенным" и неминуемым, они случайны и изменчивы (Davin. P. 224). ƒалее было осознано, что одними попытками "местного" вторжени€ в историю (в ее традиционном варианте) не обойтись, принцип "добавь женщин и потом размешай" (то есть просто


ф


добавь данные о женщинах в исследование) был неоднократно оспорен феминистскими авторами, поскольку пропущенные струк≠туры исторического опыта женщин не укладывались в существующий канон исто≠рического познани€. ¬озникло даже новое название: "Herstory" вместо "History" (Gordon. P. 20). ¬ результате по€вилс€ целый р€д работ (Daly; Smith; Fox-Genovese. P. 5-24), создающих первичные контуры того, что условно может быть названо женской историей (см. »сторическа€ феминологи€). јвторы этих работ шли в разных направлени€х, но их объедин€ло представ≠ление о том, что необходимо искать ответы на вопросы, которые в традиционной системе координат казались "неадекватными". √овор€ иными словами, полагание женщин как особого субъекта истории привело к осознанию необходимости не только ревизии существующих терминов и методов истори≠ческого описани€, но и смене исследова≠тельской парадигмы. »стори€, центром которой стали бы женщины, должна опиратьс€ на опыт женских жизней так же серьезно, как обычна€ истори€ опираетс€ на опыт мужских жизней. Ёто требует перепрочтени€ и переоценки существующих источников и открыти€ новых. ѕоэтому жен≠ска€ истори€ не может стать лишь одним из подчиненных элементов "большой истории", ≈е метод предполагает взгл€д на историчес≠кое познание с более широких позиций. Feminist criticism of history (англ.)

Ћитература:

Allen J. Evidence and Silence: Feminism and the lim≠its of history // Feminist challenges. Social and Political Theory. Sydney, London, Boston, 1986. Daly M. Gin/Ecology. The Metaethics of Radical Feminism. Boston, 1978.

Davin A. Women in history // The Body Politic: Women's Liberation in Britain 1969-1972. London, 1972.

Fox-Genovese E. Placing women's history in History //New Left Review. 133. May-June. 1982. Gordon L. What's new in Women's History // Feminist Studies/Critical Studies. London, 1986. Kelly-Gadal J. The Social Relation of the Sexes: Methodological Implication of Women's History // Feminism and Methodology. Bloomington, 1987.


Smith H. Feminism and the Methodologies of Woman's History // Liberating Women's History. Urbana, 1976.

© “. ј.  лименкова

‘≈ћ»Ќ»—“— јя  –»“» ј —ќ÷»≠јЋ№Ќќ… ѕќЋ»“» ». ќриентиры феми≠нистской критике социальной политики задают следующие базовые предпосылки: 1) существует разделение труда по признаку пола: мужчины зарабатывают доход посредством зан€тости, а женщины берут на себ€ заботу о домохоз€йстве, дет€х и пожилых членах семьи; 2) единственный вид работы, признаваемый и одобр€емый обще≠ством - это оплачиваемый труд; 3) среди паттернов участи€ женщин в рабочей силе преобладают неполный рабочий день, низко≠оплачиваема€ работа, прерванна€ форма зан€тости; 4) модели социальной политики, св€занные с рынком и зан€тостью, €вл€ютс€ ключевыми механизмами распределени€ социальных ресурсов (Djoric). јнализ тендерных аспектов социальной политики основываетс€ как на общих теори€х социальных прав, гражданства (“. Marshall), режимов социальной политики (Esping-Andersen), так и на гендерно-чувствительных концепци€х феминистских ученых. ѕервые феминистские исследовани€ социальной политики не занимались сравнением тендерных аспектов в различных странах, концентриру€сь на изучении опыта англо≠саксонских стран как универсального случа€ дл€ анализа отношений между тендером и социальным государством (Wilson; Fraser; Skocpol and Ritter; Gordon).

ќднако вскоре стали развиватьс€ компаративные феминистские исследовани€ социальной политики, которые продемон≠стрировали, что государства отличаютс€ друг от друга по степени "дружественности женщине" в аспектах равного социального участи€ и распределени€ социальных ресурсов между полами. Ёти исследовани€ были стимулированы, во-первых, книгой Ёспинг-јндерсена о сравнении режимов социальной политики в разных капиталис≠тических странах (Esping-Andersen), а также


Ђ4ї


феминистской критикой вли€ни€ скандинав≠ского "социализма" на жизнь женщин (Hernes). Ёспинг-јндерсен предлагает трак≠товать социальную политику в широком смысле как особую организацию экономики, котора€ устанавливает правила распреде≠лени€ экономических ресурсов между разными группами людей, а также распре≠деление ответственности за благополучие населени€ между семьей (домохоз€йством), рынком и государством. ќн сравнивает режимы социальной политики в зависимости от конкретной конфигурации семь€-государство-рынок в разделении ответствен≠ности за обеспечение благополучи€ людей.  роме того, он показывает, как социальна€ политика см€гчает классовое деление в капиталистическом обществе, нейтрализу€ товарный статус работника в отношении к работодателю. Ёти и другие позиции были пересмотрены по причине игнорировани€ тендерных особенностей рынка труда и гендерно-специфического распределени€ об€занностей в семье. ƒжейн Ћьюис (Lewis) подвергла критике установки исследователей и политиков относительно традиционной формы семьи с характерной композицией типичных гендерных ролей. ћодель семьи с мужчиной-кормильцем в ее идеально-типической форме применима лишь к женщинам среднего класса в конце XIX века, но в р€де индустриальных стран стала общим идеалом, базовым дл€ моделей современного социального обеспечени€. ¬ св€зи с этим замужние женщины оказываютс€ исключен≠ными с рынка труда, они подчинены мужь€м посредством особого устройства социальной защиты и налоговой системы, получают социальные гарантии на основании своего зависимого статуса в семье как жен и матерей, причем ожидаетс€, что они возьмут на себ€ заботу о дет€х и других иждивенцах в доме без вс€кой публичной поддержки. “ем самым государству удаетс€ существенным образом сэкономить ресурсы на социальное обеспечение и социальную защиту, поскольку эту ответственность несет на себе женщина в качестве неоплачиваемой домашней работы. Ћьюис показывает, как


измен€лась в разных странах модель соци≠
альной политики, основанна€ на представ≠
лении о "типичной" форме семьи (‘ранци€,
Ўвеци€, Ѕритани€ и »рланди€). ‘еми≠
нистска€ критика, по мнению Ћьюис, должна
рассматривать характер отношений между
трудом (как оплачиваемым, так и
неоплачиваемым) и системой социальной
политики. ƒай€н —эйнсбэри (Sainsbury 1994,
1996) примен€ет сравнительный подход к
анализу гендерных аспектов социальной
политики, обратив внимание на следующие
параметры: права женщин на социальное
обеспечение, единицы обеспечени€, источ≠
ник и получатель обеспечени€, особенности
налоговой политики и политики зан€тости.
≈е интересует, кто именно оказывает услуги
по воспитанию детей, заботе о престарелых и
больных и как оцениваетс€ такой труд.
Ѕарбара ’обсон (Hobson 1990, 1994) исполь≠
зует категорию "соло-матери" или "одинокие
матери" как аналитическую категорию дл€
понимани€ тендерного измерени€ системы
социальной политики. ѕоложение соло-
матерей в государстве синтезирует в себе все
гендерно-релевантные черты данной соци≠
альной политики. —уществует труд по
воспитанию детей, заботе о заболевшем
ребенке, который следует оценивать по
заслугам независимо от брачного статуса.
ѕоэтому, если мать зарабатывает на рынке
труда, то ее зарплата должна включать
стоимость услуг по воспитанию ребенка в
учреждении или частным образом; если же
она остаетс€ дома, чтобы заботитьс€ о дет€х
самосто€тельно, то ей следует предоставить '
достаточно средств дл€ достойной жизни.
 роме того, государственна€ поддержка,
которую получают матери, должна способ- i
ствовать установлению эгалитарных
отношений с партнером, поскольку стано- I
витс€ возможным выйти из угнетающего и j
насильственного брака. '

јнн Ўола ќрлофф предложила анали≠тическую схему дл€ оценки режимов! социальной политики (Orloff). ƒанна€ | объ€снительна€ модель включает три j компонента. ¬о-первых, в ней принимаютс€ в расчет отношени€ государство-рынок-семь€


ф


в контексте социальной политики, которые показывают вклад женской неоплачиваемой работы в социальное обеспечение и артикулируют разделение труда между государством и семьей (домохоз€йством). —оциальна€ политика, позвол€юща€ смес≠тить нагрузку за оказание заботы с семьи на государственные сервисы, а внутри семьи

- с женщин на мужчин, действует в интересах
женщин и организует соответствующие
паттерны женской зан€тости. ¬о-вторых, в
фокусе анализа - стратификаци€ по признаку
пола под действием режима социальной
политики. –ечь идет о том, что женщины
получают диспропорционально меньше
привилегий, чем мужчины, поскольку
система социального страховани€ св€зана с
оплачиваемой зан€тостью на рынке труда, где
преобладает мужское население.  роме того,
такое социальное устройство усиливает
тендерную иерархию, создава€ привилегии
работникам, зан€тым на полную ставку, в
большей степени по сравнению с неопла≠
чиваемыми работниками (домашний труд) и
работниками на полставки (кто сочетает
частично оплачиваемую работу с домашним
трудом). —огласно ќрлофф, такое положение
вещей было достигнуто посредством
направлени€ женских и мужских требований
в два разных сектора системы социального
обеспечени€ - программы социального стра≠
ховани€ (в основном мужчины) и социальной
помощи (нацеленные преимущественно на
женщин). Ёти программы содержат разные
политические оценки в терминах "заработан≠
ного" - "незаработанного", "заслуживаемого"

- "незаслуживаемого", а следовательно, ведут
к разным уровн€м бенефиций. —оциальное
страхование покрывает домохоз€йства с муж≠
чинами-кормильцами, включа€ зависимых
членов семьи - жен и детей. —оциальна€
помощь доступна домохоз€йствам, поддер≠
живаемым безработными или не полностью
зан€тыми женщинами, которые должны
базировать свои требовани€ пособий на
своем статусе матерей - одиноких матерей.
“ем самым, двойна€ система социального
обеспечени€ делит женщин на жен
(застрахованных мужь€ми) и одиноких


матерей, усилива€ различи€ между семь€ми с двум€ родител€ми и монородительскими семь€ми. Ёту св€зь необходимо эксплици≠ровать, так как равное отношение к разным семь€м помогает женщинам избежать потенциально угнетающих, насильственных отношений. ¬-третьих, ќрлофф вводит такой параметр, как способность женщины поддерживать автономное экономически независимое домохоз€йство. Ёто качество входит в более широкое пон€тие самоопре≠деление женщин, позвол€€ охарактеризовать, в том числе, отношени€ власти в брачных отношени€х: "способность формировать и поддерживать автономное домохоз€йство освобождает женщин от об€зательства вступать и оставатьс€ в браке по причине экономической у€звимости" (Orloff. P. 321). —тратегии "дружественной женщинам" политики могут быть следующими: 1) доступ к оплачиваемой зан€тости (и сдвиг в разделении домашнего труда) и 2) стабиль≠ные доходы дл€ тех, кто работает дома полное врем€, обеспечива€ заботу слабым, больным и иждивенцам. ѕоследн€€ стратеги€ возможна при условии, если заработок на рынке труда сравним с обеспечением тех, кто зан€т дома, а также если уровень жизни одиноких матерей сравним с их замужними подругами. »ными словами, степень само≠определени€ женщин зависит а) от доступа женщин к оплачиваемой работе (женщины-работницы и женщины-субъекты заботы), б) от различий в уровне жизни в зависимости от формы семьи (одинокие матери в сравнении с замужними матер€ми).

‘еминистский анализ социальной поли≠тики стран с переходной экономикой (Ѕаскакова, ¬оронина, ћезенцева, –има-шевска€, ’одкина, Ashwin, Bowers, Djoric, Dominelli и др.) показывает, что положение женщин во многих постсоциалистических странах ухудшилось в аспектах зан€тости и трудовых отношений, уменьшени€ государ≠ственных расходов на заботу о материнстве и детстве. ¬ качестве стратегии совладани€ женщины стрем€тс€ найти работу в незащищенной сфере теневой экономики; измен€ютс€ паттерны репродуктивного


поведени€ и усиливаютс€ проблемы здо≠ровь€ (√ригорьева).

Feminist criticism of social policy (англ.)

Ћитература:

√ригорьева Ќ. —. “ендер и государство благососто≠€ни€: к постановке вопроса // “еори€ и методо≠логи€ тендерных исследований.  урс лекций. ћ.: ћ÷√», 2001.

ќна же. “ендерные измерени€ здравоохранени€ // “ам же.

Ashwin S., Bowers E. Do Russian Women Want to Work? // Buckley M. (ed.). Post-Soviet Women: from the Baltic to Central Asia. Cambridge University Press, 1997.

Djoric G. Gender Contract of Social Policy Changes in East Central Europe since 1989. A thesis submitted in partial fulfilment of the requirements of the Open University for the degree of Master of Philosophy. Program on Gender and Culture, CEU. Budapest, 2000.

Dominelli L. Women Across Continents. Feminist Comparative Social Policy. New York, London: Harster Publishing, 1991.

Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity Press, 1990. Fraser N. Women, Welfare and the Policies of need interpretation // Unruly Practices. Cambridge: Policy Press, 1989. P. 144-60.

Gordon L. (ed). Women, the State and Welfare. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1990. Hernes H. Welfare State and Woman Power. Oslo: Universitetsforlaget, 1987. P. 26-45. Hobson B. No exit, no voice: Women's economic dependency and the welfare state// Acta Sociologica. N33, 1990. P. 235-250.

Hobson B. Solo mothers, social policy regimes and the logics of gender // Sainsbury D. (ed.). Gendering Welfare States. Sage, 1994. P. 170-188. Lewis J. Gender and the Development of Welfare Regimes // Journal of European Social Policy. N 3, 1992. P. 159-173.

Orloff A. S. Comment on Jane Lewis's "Gender and welfare regimes: further thoughts" // Social Politics. Summer, 1997. P. 189-200.

Sainsbury D. (ed.). Gendering Welfare States. Sage, 1994.

Sainsbury D. Gender, Equality and Welfare States. Cambridge University Press, 1996. Skocpol T. and Ritter G. Gender and the Origins of Modern Social Policies in Britain and the United States. Studies in American Political Development 5, 1991. P. 36-93.

© E. P. ярска€-—мирнова


‘≈ћ»Ќ»—“— јя  –»“» ј я«џ≠ ј (феминистска€ лингвистика) - своеобраз≠ное направление в €зыкознании, его главна€ цель состоит в разоблачении и преодолении отраженного в €зыке мужского домини≠ровани€ в общественной и культурной жизни. ќно по€вилось в конце 1960-х - начале 1970-х годов в св€зи с возникновением Ќового женского движени€ в —Ўј и √ермании.

ѕервым трудом феминистской критики €зыка стала работа –. Ћакофф "язык и место женщины" (Lakoff), обосновавша€ андроцен-тризм €зыка (см. “ендерна€ асимметри€ в €зыке) и ущербность образа женщины в картине мира, воспроизводимой в €зыке.   специфике феминистской критики €зыка можно отнести ее €рко выраженный поле≠мический характер, разработку собственной лингвистической методологии, а также р€д попыток повли€ть на €зыковую политику и реформировать €зык в сторону устранени€ содержащегос€ в нем сексизма.

«ародившись в —Ўј, наибольшее распро≠странение в ≈вропе феминистска€ критика €зыка получила в √ермании с по€влением работ —. “ремель-ѕлетц (Tromel-Pl6tz) и Ћ. ѕуш (Pusch). —ущественную роль сыграли также в распространении феминистской критики €зыка труды ё.  ристевой.

¬ феминистской критике €зыка просма≠триваютс€ два течени€: первое относитс€ к исследованию €зыка с целью вы€влени€ асимметрий в системе €зыка, направленных против женщин. Ёти асимметрии получили название €зыкового сексизма. –ечь идет о патриархатных стереотипах (см. ѕатриар≠хат), зафиксированных в €зыке и нав€зыва≠ющих его носител€м определенную картину мира, в которой женщинам отводитс€ второстепенна€ роль и приписываютс€ в основном негативные качества. »сследуетс€, какие образы женщин фиксируютс€ в €зыке, в каких семантических пол€х представлены женщины и какие коннотации сопутствуют этому представлению. јнализируетс€ также €зыковой механизм "включенности" в грам≠матический мужской род: €зык предпочитает мужские формы, если имеютс€ в виду лица обоего пола. Ќа взгл€д представителей этого



направлени€, механизм "включенности способствует игнорированию женщин в кар≠тине мира. »сследовани€ €зыка и гендерных асимметрий (см. √ендерна€ асимметри€ в €зыке) в нем основываютс€ на гипотезе —епира-”орф а: €зык не только продукт общества, но и средство формировани€ его мышлени€ и ментальности. Ёто позвол€ет представител€м феминистской критики €зыка утверждать, что все €зыки, функцио≠нирующие в патриархатных культурах, суть мужские €зыки и стро€тс€ на основе мужской картины мира. »сход€ из этого, феминист≠ска€ критика €зыка настаивает на переосмыслении и изменении €зыковых норм, счита€ сознательное нормирование €зыка и €зыковую политику целью своих исследований.   насто€щему времени разра≠ботаны - особенно на материале английского и немецкого €зыков - многочисленные рекомендации по политически корректному употреблению €зыка и устранению тендер≠ной асимметрии в нем. ѕредлагаютс€ так называемые феминистские неологизмы, параллельное употребление форм мужского и женского рода дл€ обозначени€ лица или нейтральные словоформы, не вызывающие ассоциаций с полом лица, о котором идет речь (например, не ученики, а учащиес€). Ќекоторые из этих рекомендаций учтены в современных лексикографических трудах. ¬месте с тем, нейтрализаци€ тендерного фактора в €зыке может идти разными пут€ми. “ак, рекомендации на материале английского €зыка имеют тенденцию к устранению обозначени€ пола лица, а рекомендации на материале немецкого во многих случа€х требуют об€зательного обозначени€ женского пола.

¬торое направление феминистской крити≠ки €зыка - исследование особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах, в основе которого лежит предпо≠ложение о том, что на базе патриархатных стереотипов, отраженных в €зыке, развива≠ютс€ разные стратегии речевого поведени€ мужчин и женщин. ќсобое внимание удел€≠етс€ выражению в речевых актах отношений власти и подчинени€ и св€занным с ними


коммуникативным неудачам (прерывание говор€щего, невозможность завершить вы≠сказывание, утрату контрол€ над тематикой дискурса, молчание и др.).

¬ лингвистике не прекращаетс€ полемика вокруг теоретических положений феминист≠ской критики €зыка и их практической реализации (Gliick, Gutte, Pusch, Homberger). ќсобенно серьезной критике подверглись ранние установки феминистского подхода к изучению коммуникативной интеракции мужчин и женщин (Gal, Hirschauer, Kotthoff, «емска€,  итайгородска€, –озанова).

ѕервоначально феминистска€ лингвис≠тика исходила из того, что женское речевое поведение способствует поддержанию зави≠симого статуса и €вл€етс€ нагл€дным примером воспроизводства патриархатных отношений. ѕри этом был допущен р€д мето≠дологических ошибок, обнаружить которые удалось посредством эмпирических исследо≠ваний гендерных аспектов коммуникации (Kotthoflf).   числу таких заблуждений относ€т≠с€: интенционализм, приписывание фактору пола чрезмерной значимости, игнорирование роли контекста, недооценку качественных методов исследовани€ и преувеличение роли гендерно специфичных стратегий и тактик общени€ в детском и подростковом возрасте (см. также ћужска€ и женска€ речь).

Feminist criticism of language (англ.)

Ћитература:

«емска€ ≈. ј.,  итайгородска€ ћ. ј., –озанова Ќ. Ќ. ќсобенности мужской и женской речи // –усский €зык в его функционировании. ѕод ред. ≈. ј. «емской и ƒ. Ќ. Ўмелева. ћ.: Ќаука, 1993. —. 90-136.

 ирилина ј. ¬. ‘еминистское движение в линг≠вистике √ермании // “еори€ и практика изучени€ €зыков. ћежвузовский сборник. —ургутский гос. ун-т. —ургут, 1997. —. 57-62.  ирилина ј. ¬. “ендер: лингвистические аспекты. ћ.: »нститут социологии –јЌ, 1999. 189 с. —мит —. ѕостмодернизм и социальна€ истори€ на «ападе: проблемы и перспективы // ¬опросы исто≠рии. 1997. N8. —. 154-161. Gal S. Between speech and silence: The problematics of research on language and gender // Papers in Pragmatics. 1989. N 3. Vol. 1. P. 1-38 Gliick Helmut. Der Mythos von den Frauensprachen //


OBST (Osnabrucker Beitrage zur Sprachtheotie).

1979, Beiheft 3, S. 60-95.

Gutte Rolf. Mannomann - 1st das Deitsche eine

Mannersprache? // Diskussion Deutsch. 1985, 86. S.

671-681.

Hirschauer St. Dekonstruktion und rekonstruktion.

Pladoyer fur die Erforschung des Bekannten //

Feministische Studien. 1993. N 2. S. 55-68.

Homberger Dietrich. Mannersprache - Frauen-

sprache: Ein Problem der Sprachkultur? // Mutter-

sprache. 1993. 193. S. 89-112.

Kotthoff H. Die geschlechter in der Gesprachs-

forschung. Hierarchien, Teorien, Ideologien // Der

Deutschunterricht. 1996. N 1. S. 9-15

Lakoff Robin. Language and women's Place //

Language in Society, 1973, N 2. P. 45-79.

Pusch Luise. Alle Menschen werden Schwestern.

Frankfurt am Main, 1990.

Pusch Luise. Das Deutsche als Mannersprache //

Linguistische Berichte 69. 1981. S. 59-74.

Tromel-Plotz Senta. Linguistik und Frauensprache //

Linguistische Berichte. 57. 1978. S. 49-68.

ќ ј. ¬.  ирилина

‘≈ћ»Ќ»—“— јя Ћ»Ќ√¬»—“» ј,

см. ‘еминистска€ критика €зыка.

‘≈ћ»Ќ»—“— јя Ћ»“≈–ј“”–Ќјя  –»“» ј исходит из признани€ особого женского быти€ в мире и соответствующих ему женских репрезентативных стратегий. ќсновна€ цель феминистской литературной критики - переоценка классического канона "больших" литературных текстов - с точки зрени€ женского авторства, женского чте≠ни€, так называемых женских стилей письма. ¬след за Ёлизабет √росс, следу€ логике эссенииализма. феминистскую литературную критику можно разделить на следующие основные составл€ющие: 1) женска€ литера≠тура - акцентируетс€ пол автора; 2) женское чтение - акцент ставитс€ на воспри€тие читател€; 3) женское письмо - акцентируетс€ стиль текста; 4) женска€ автобиографи€ -акцент на содержание текста. ¬ соответствии с этим √росс различает также три основных вида текстов: женские тексты - написанные авторами-женщинами; фемининные тексты -написанные в стиле, культурно означенном как "женский"; феминистские тексты -сознательно бросающие вызов методам,


цел€м и задачам доминантного фаллогоцен-тристского/патриархатного литературного канона.

ƒругой методологический подход феминистской литературной критики строит≠с€ на основе постмодернистских концепций децентрированного субъекта (в частности, перформативной гендерной идентификации в литературе).

Feminist literary criticism (англ.)

Ћитература:

Grosz Elizabeth. Space, Time, and Perversion: Essays

on the Politics of Bodies. New York and London:

Routledge, 1995.

Showalter Elaine (ed.). The New Feminist Criticism.

Essays on Women, Literature and Theory. New York:

Pantheon Books, 1985.

Toril Moi. Sexual/Textual Politics: Feminist Literature

Theory. London & New York: Routledge, 1985.

ќ ». ј. ∆еребкина

‘≈ћ»Ќ»—“— јя ѕ≈ƒј√ќ√» ј,

см. ∆енские и гендерные исследовани€ за рубежом.

‘≈ћ»Ќ»—“— јя —ќ÷»јЋ№Ќјя –јЅќ“ј ставит целью активизацию ресур≠сов клиента, чтобы человек самосто€тельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношени€ между работниками социальных служб и их клиентами, выступа€ альтернативой патерналистским отношени€м между клиентом и специалистом, а также психо≠аналитической социальной работе, нацелена на активное изменение отношений, процес≠сов и институтов социального, в том числе гендерного неравенства. Ѕольшинство совре≠менных моделей социальной работы испы≠тало вли€ние теории и практики феминизма. Ёмансипаци€ сегодн€ становитс€ неотъем≠лемым признаком социальной работы во всем мире, когда речь идет о сопротивлении бедности, насилию против женщин и детей, жестокому обращению с детьми; о семейных конфликтах, изол€ции пожилых людей, преступности, ¬»„, —ѕ»ƒе и проституции.

ѕрактика феминистской социальной ра≠боты основана на принципах переосмыслени€


власти, равноценности процесса и конечного результата, экосистемного подхода, переопределени€, убежденности в том, что личное есть политическое (ван ƒен,  упер). ѕереосмысление власти - принцип,

который бросает вызов традиционным иерар≠хи€м и подвергает критике властные отно≠шени€ между профессионалом-экспертом и зависимым от него клиентом, между менеджером агентства и его подчиненными, между политиками, администрацией и населением. ¬ласть подразумевает контроль и господство над подчиненными дл€ превращени€ их в пассивных и зависимых, поэтому те, кто обладает властью, сами определ€ют и диктуют цели, утаивают или искажают информацию и создают правила дл€ контрол€ над поведением. — феминист≠ской точки зрени€, така€ патриархатна€ концепци€ власти, узурпируемой небольшой группой, должна быть изменена и наделена смыслами партнерства, созависимости, делегировани€ полномочий, широкого рас≠пределени€ вли€ни€, силы, эффективности и ответственности. ¬ласть в социальной работе должна рассматриватьс€, скорее, как фактор, необходимый дл€ создани€ определенных условий де€тельности других, нежели как господство. ѕолучение права на власть или прит€зание на нее €вл€етс€ политическим актом, так как власть позвол€ет люд€м осуществл€ть контроль над собственной жизнью и дает возможность самим принимать решени€.

–авноценность процесса и конечного результата означает, что нельз€ достигать цели с помощью принудительных, неспра≠ведливых, жестоких или патерналистских методов. ѕоэтому именно то, как достигаетс€ цель, само по себе становитс€ целью. Ќапример, чтобы помочь матери-одиночке в поиске работы, вр€д ли достаточно лишь обеспечить ей социальное пособие, необхо≠димо предоставить возможности профессио≠нальной подготовки и доступ к приемлемым услугам дошкольных учреждений. ћежду тем, существующие программы поиска работы или переподготовки не учитывают особые услови€, необходимые дл€ самой


большой социальной группы бедных в совре≠менной –оссии - женщин, воспитывающих своих детей без поддержки со стороны мужчин или других родственников.

Ёкосистемный, или холистский подход требует учитывать целостность и устой≠чивость изменений дл€ индивидов, семей и сообществ, отрица€ разобщенность и изолированность людей и общества. »зменение вр€д ли можно осуществить лишь на микроуровне, так как в феминистской социальной работе дл€ решени€ проблемы одного человека, семьи или группы приходитс€ задействовать формальные и неформальные социальные сети, различные организации и разных специалистов, часто необходимо инициирование коллективного действи€ и привлечение внимани€ средств массовой информации к проблеме. Ќапри≠мер, случай домашнего насили€ в отношении женщин (см. Ќасилие в отношении женщин): порой кризисные центры, которые в принципе воплощают идеи феминистской социальной работы, занимаютс€ лишь психологической и юридической помощью конкретным пострадавшим женщинам, хот€ во многих других случа€х подобные организации воплощают стратегию действий по предотвращению насили€, представл€€ себе данную проблему не индивидуальной, а политической. “ака€ стратеги€ подра≠зумевает создание групп самопомощи, ини≠циирование движений против насили€, образовательные программы дл€ детей и молодежи, просветительскую работу с журналистами и другими профессионалами.

ѕринцип переопределени€ означает, что представители общественного движени€ за гражданские права, члены женских органи≠заций имеют право голоса и самосто€≠тельного определени€ своих проблем (см. также √ендерна€ идентичность инвалидов). ¬ этом случае используютс€ новые термины, чтобы называть людей и их проблемы, измен€ютс€ значени€ привычных терминов путем изменени€ конфигурации €зыка, лексических инноваций (например herstory вместо totory), производ€тс€ переимено≠вани€ мест и предметов, пересмотр старых


пон€тий и создание новых. “ем самым осу≠ществл€етс€ вызов власти, господствующим стереотипам и доминирующей культурной группе, присвоившей право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. ќбладание правом на пере≠именование собственного опыта становитс€ акцией свободного волеизъ€влени€. ‘еми≠нистска€ социальна€ работа примен€ет этот принцип в процессе активизации коллек≠тивного потенциала социальных групп дл€ решени€ политически важных задач. "Ћичное есть политическое" в св€зи с феминистской социальной работой соотносит индивиду≠альное поведение, ценности и убеждени€ личности с социальной политикой. —оциаль≠ные движени€, которые рождаютс€ из совместных действий людей, вли€ют на поведение личности. ”казанные принципы используютс€ как в практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в исследовании качества социальных услуг.

‘еминистска€ социальна€ работа осно≠вана на представлении, что идеологи€, социальна€ структура и поведение взаимо≠св€заны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных рол€х. “ем самым феминистска€ интервенци€ (социальна€ работа) в подобную ситуацию ставит следующие цели: а) достижение у клиента понимани€ воздействи€, которое оказывают на поведение ценности мужского шовинизма (см. —ексизм) и патриархатные структуры, б) развитие самоуправл€емой, самореали≠зующейс€ личности, в) создание или усиле≠ние структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма. ¬ некоторых случа€х требуетс€, чтобы индивидуальную или групповую работу терапевтического характера проводили социальные работники женского пола, хот€ среди феминистски настроенных социальных работников встречаютс€ и мужчины (ван ƒен,  упер). Ќаиболее распространенные компоненты феминистской социальной работы включают интеграцию теории и практики, фасилитацию выражени€ точки


зрени€ женщин их собственным голосом, внимательное слушание женщин (см. также ‘еминистское интервьюирование), работу в партнерстве с женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллективных решений социальных проблем, признание взаимозависимости, существу≠ющей между представител€ми местных, национальных и международных сообществ, понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин (см. Ќеоплачиваемый труд женщин) и рынком труда, учет св€зи между ответствен≠ностью женщин за других и необходимостью удовлетвор€ть собственные потребности, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знани€ женщин, уважение достоин≠ства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин (Dominelli).

Feminist social work (англ.)

Ћитература;

Ѕерг ван ƒен,  упер Ћ. Ѕ. ‘еминизм и социальна€

работа // Ёнциклопеди€ социальной работы в 3-х тт.

“. 3. ћ1.: ÷ентр общечеловеческих ценностей, 1994.

—. 369-375.

Dominelli L. and McLeod E, Feminist Social Work.

London: Macmillan, 1989.

Dominelli L. International Social Development and

Social Work. A Feminist Perspective // M. —

Hokenstad, J. Midgley (eds.). Issues in International

Social Work. Washington: NASW Press, 1997. P. 74-

91.

© £. P. ярска€-—мирнова

‘≈ћ»Ќ»—“— јя Ё“Ќќ√–ј‘»я -

практика эмпирического исследовани€ в социальной антропологии и социологии, подразумевающа€, в отличие от традици≠онной этнографии, не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изло≠жени€ результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого. “акое исследование пере≠сматривает традиционные дистанции и отношени€ между исследователем и инфор≠мантами или местным сообществом. “ем самым феминистска€ этнографи€ направлена


на преодоление социального, в том числе, тендерного и расового неравенства, которое зачастую воспроизводитс€ в научном дискурсе, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа социальных данных.

¬первые интерес к тендеру как к аналитической категории этнографических текстов про€вилс€ в начале XIX века.   этому периоду относитс€ работа ‘. –айт "¬згл€д на общество и манеры в јмерике в письмах из этой страны друзь€м в јнглию (1818, 1819, 1820-е годы)", изданна€ в 1821 г., и феми≠нистский анализ американского общества, основанный на этнографических данных, осуществленный X. ћартине "ќбщество јмерики" (1837). ¬ 80-х годах XIX века широкую известность получили работы антрополога ј. ‘летчер, котора€ не только посещала индейские племена —иу, но и жила среди них, по их обыча€м, довольно продолжительное врем€ (Mark). Ќикогда ранее антропологи не прибегали к дли≠тельному проживанию в "другой" культурной среде, и такие исследовани€ стали вехой дл€ развити€ социальных наук в XX веке. ¬ из≠вестном этнографическом исследовании аме≠риканского малого города "ћиддлтаун", опуб≠ликованном в 1924 г. (Lynd R. S. & Lynd Ќ. ћ.), было положено начало первому широко≠масштабному этнографическому проекту, в котором тендерный аспект был представлен довольно широко. ‘еминистска€ этнографи€ в Ѕритании получила развитие в ходе ћанчестерского проекта в 50-е годы XX века. ќдним из ключевых в исследовании стал подход, который рассматривает цех как отра≠жение социальной структуры окружающего сообщества. Ў.  уннисон выступила против того, чтобы рассматривать предпри€тие как закрытую систему, и предложила включить в анализ "внешние" факторы. –оли, которые исполн€ютс€ рабочими во всех этих структу≠рах, необходимо учитывать в интерпретации поведени€ людей на рабочем месте. ќдно из наиболее важных следствий такого анализа заключалось в выделении проблемы тендер≠ных различий на рабочем месте.

√овор€ о феминистской этнографии, Ў. –ейнхарц выдел€ет три направлени€,


различающиес€ по цел€м исследовани€: а) документирование жизни и де€тельности женщин, б) понимание опыта женщин с их точек зрени€ - это направление восходит к работам √. «иммел€, и в) концептуализаци€ женского поведени€, выражающего социаль≠ный контекст.

ƒокументирование жизни и де€тель≠ности женщин возникло как оппозици€ традиционным и, по мнению феминистских социологов, по преимуществу андроцен-тричным социальным исследовани€м. ѕреодолева€ ограничени€ предшествующей методологии, котора€ не рассматривала женщин в качестве значимо вли€ющих на социальные установки, феминистска€ мето≠дологи€ сконцентрировалась на полном и равноправном женском участии в социаль≠ном, экономическом и политическом про≠странствах. “акие исследовани€, например, были выполнены в отношении бедных чернокожих женщин (—тек  .), пожилых ирландских представительниц рабочего класса ( оннорс ƒ.). „тобы сделать жизнь изучаемых групп более "реальной" дл€ себ€, исследовательницы соединили практику глубоких интервью с интенсивным участием в их повседневной жизни.

ѕонимание женщин с их собственной точки зрени€ корректирует главный недо≠статок не-феминистского включенного наблюдени€ о тривиальности женской де€≠тельности и образа мысли или, иначе, об интерпретации женщин с позиций мужчин. ¬ этой традиции, например, выполнена работа –. √олдберг, в которой она рассма≠тривает разочарование своим трудовым опытом у рабочих женщин. «десь доказы≠ваетс€, что необходимо переформулировать концепцию "классового сознани€" в отноше≠нии женщин: неправильно причисл€ть женщину к тому классу/социальной группе, к которой принадлежит ее муж, поскольку женское классовое сознание может в дей≠ствительности быть иным. ƒ. —тэйси в тече≠ние трех лет изучала две группы белых жителей —иликоновой ƒолины, св€занных системой родственных св€зей и пережива≠ющих опыт постиндустриализации.


¬ направлении, известном как понимание женщин в контексте, феминистские этно≠графы стрем€тс€ рассматривать женское поведение в социальном контексте, избега€ брать этот контекст обособленно от анато≠мии, культуры и класса. »зуча€ женщин, при≠надлежащих к рабочему классу, ј. ƒабровски выдел€ет важность социального контекста, когда обнаруживает различные типы жен≠щин-рабочих в зависимости от характера их семейных отношений. ‘. √инзбург изучала де€тельность двух пол€рных по идеологии групп - "Pro-Life" (противники абортов) и "Pro-Choice" (отстаивающие свободу абортов) (Reinharz).

’от€ феминистска€ этнографи€ фоку≠сируетс€, в основном, на изучении женщин, здесь есть исследовани€, где рассматри≠ваютс€ оба пола дл€ того, чтобы пон€ть, как тендер вли€ет на поведение. Ќапример, Ќ. „арлз и ћ.  ерр установили различи€ в потребительских установках в семь€х с двум€ родител€ми.  роме того, в современ≠ной этнографии представлено направление, которое занимаетс€ рассмотрением различ≠ных аспектов маскулинности. ѕримером такого анализа может стать исследование —. ћюррей, в котором она, примен€€ включенное наблюдение и фокусированные интервью с детскими воспитател€ми (муж≠чинами и женщинами), анализирует способы, какими обозначают себ€ мужчины в этой сфе≠ре труда (Murray). ¬ключенное наблюдение €вл€етс€ основным методом этнографии, иногда между ними даже став€т знак равенства, что не совсем верно, поскольку этнографи€ предполагает мультиметодичес-кий дизайн исследовани€. ¬ любом случае, посылки, определ€ющие стратегию вклю≠ченного наблюдени€, во многом определ€ют и ход этнографического исследовани€. ј. ’охшилд полагает, что этнографи€, осуществл€ема€ женщинами (независимо от того, феминистки ли они), отличаетс€ по природе от этнографии, которую делают мужчины (Reinharz).

—редств анализа этнографических данных существует множество, они подразумевают различные формы полевых материалов и


стратегии работы с ними. Ёто может быть анализ женского €зыка, работа с текстами - в том числе такими специфическими, как автобиографии и художественные тексты. ћ. ѕеже обосновывает исполнение феминист≠ского исследовани€ подобно театральному действию. ћногие феминистские этнографы надеютс€ сделать вклад в феминистскую теорию, другие стрем€тс€ проверить или применить определенные теоретические подходы. “акие работы, по мысли авторов, должны быть направлены на изучение конкретных ситуаций через призму феми≠нистских теорий с тем, чтобы избежать рас≠суждений на абстрактном уровне, способных привести к нарочитому упрощению реальных социальных процессов (Reinharz). Feminist ethnography (англ.)

Ћитература:

«иммель √. ∆енска€ культура // √еорг «иммель.

»збранное. “. 2. "—озерцание жизни". ћ: ёристь,

1996.

Lynd R. S., & Lynd H. M. Middletown: A Study of

American Culture. New York: Harcourt and Brace,

1929.

Mark J. A Stranger in Her Native Land: Alice Fletcher

and the American Indians. Lincoln, NE: University of

Nebraska Press, 1988.

Murray S. "We All Love Charles": Men in Child Care

and the Social Construction of Gender. Gender and

Society, 10 (4), 1996. P. 368-370.

Reinharz S. Feminist methods in social research. New

York, Oxford: Oxford University Press, 1999.

© ѕ. ¬. –оманов

‘≈ћ»Ќ»—“— »≈ ј–’»¬Ќџ≈ »—≠—Ћ≈ƒќ¬јЌ»я, см. ‘еминистский анализ текстов.

‘≈ћ»Ќ»—“— »≈ Ќ≈ќЋќ√»«ћџ,

см. ‘еминистска€ критика €зыка.

‘≈ћ»Ќ»—“— »… јЌјЋ»« “≈ —≠“ќ¬ - это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интер≠претации содержащихс€ в них тем с позиций феминистской теории. “о, что нас окружает и доступно наблюдению, уже €вл€етс€ текстом или может быть в качестве такового


представлено. ¬се эти тексты, или докумен≠тальные источники, можно разделить на два типа - созданные специально дл€ исследова≠ни€ (например, расшифровки интервью), или же созданные первоначально дл€ иных целей и лишь затем проанализированные учеными (ядов). Ќапример, детские книги, народные сказки, доски объ€влений, произведени€ детского творчества, мода, всевозможные руководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (например, как стать хорошей хоз€йкой), произведени€ искусства, газеты, медицинские записи, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат, письма, официальные документы и —ћ».   материалам, принципиально важным в гендерных исследовани€х (см. √ендер), относ€тс€ зафиксированные письменные сви≠детельства (например, дневники, научные журналы, художественна€ литература, граф≠фити), нарративные и визуальные тексты (например, фильмы, телешоу, реклама, поздравительные открытки), материальна€ культура (например, музыка, технологи€, содержимое детской комнаты, коллекци€ книг) и поведенческие стили (например, манера одеватьс€, жесты, взгл€ды) (см. также ‘еминистска€ этнографи€, √ендерна€ социализаци€ в образовании).

ѕреимущество документов, созданных независимо от задач исследовател€, перед данными анкетных опросов и даже глубинными интервью состоит в том, что содержаща€с€ в них информаци€ в большей степени св€зана с естественным контекстом реальности, чем с искусственной ситуацией опроса. “акие "документы жизни" сущес≠твенно расшир€ют наши представлени€ о реальности (—еменова), отража€ не только врем€ и место их создани€, но и опыт тех, кто эти тексты создает. —овременные исследо≠ватели культурных текстов учитывают этот опосредованный смысл артефакта и в св€зи с этим анализируют как сам текст, так и процесс его производства, задава€ вопрос о том, что позвол€ет или что заставл€ет автора произвести именно такой текст (Reinharz). Ѕлизкие значени€ к пон€тию анализ текстов - это контент-анализ, архивные исследо-


вани€, литературна€ критика (см. ‘еми≠нистска€ литературна€ критика). ѕосколь≠ку различаютс€ теоретические перспективы к анализу культурных артефактов, существуют дополнительные обозначени€ анализа текс≠тов: дискурс-анализ, анализ риторики и деконструкци€.

ќдин из способов феминистского кон≠тент-анализа - выдел€ть категории текстов, рассматрива€ отдельно те артефакты, что произведены женщинами, о женщинах или дл€ женщин, мужчинами, о мужчинах или дл€ мужчин, а также женщинами дл€ мужчин и в других сочетани€х категорий. »ногда артефакт попадает в более чем одну категорию, если текст, скажем, написан женщинами о женщинах и дл€ женщин. ¬ процессе феминистского контент-анализа может вы€витьс€, что тот или иной текст транслирует сугубо патриархатные и даже женоненавистнические взгл€ды. — другой стороны, образец попул€рной культуры, выбранный дл€ анализа, может про€вить свою оппозиционную сущность по отно≠шению к доминантной культуре.

–оманы, написанные как мужчинами, так и женщинами, оказываютс€ политическими текстами в социальном и индивидуальном аспектах, поскольку персонажи художес≠твенных произведений представл€ют собой источник формировани€ идентичности (см. также ∆енска€ литература). —реди принципов феминистского анализа художес≠твенных произведений, которые примен€ют≠с€ и при анализе текстов интервью - изучение гендерных аспектов лингвистического репер≠туара и идеологических подтекстов, или тем, стереотипов и дихотомий, которые содержат≠с€ в речи героев.

»сследователи, собирающие культурные артефакты дл€ феминистского анализа, могут интерпретировать их с применением коли≠чественных или качественных методов. Ќапример, компьютерные программы, подсчитывающие частоту употреблени€ слов, позвол€ют обнажить скрытые механизмы, заложенные в большом количестве докумен≠тов. ѕодобным образом может проводитьс€ количественный контент-анализ авторства


и содержани€ академических журнальных статей.  анадска€ психолог ѕола  аплан применила этот метод, чтобы продемонстри≠ровать антагонизм психологов в отношении к матер€м обследуемых детей: она проанализи≠ровала дев€ть основных журналов в области исследований психического здоровь€ за три года в течение 1972-1982 гг., применив 63 категории дл€ прочтени€ и классификации 125 статей в аспекте "обвинени€ матери". ƒругой пример - работа американских исследовательниц ƒайаны —калли и ѕолин Ѕарт. ќни осуществили количественный контент-анализ учебников гинекологии и пришли к выводу, что портрет женщин в этих текстах рисуетс€ как образ психически больной (Reinharz). –езультаты количествен≠ного контент-анализа могут затем использо≠ватьс€ дл€ формулировки гипотез, имеющих отношение к тендерным исследовани€м, а также дл€ практической де€тельности в цел€х социальных изменений.

ƒокументы, происход€щие из публичной сферы (суд, правительство, церковь), €вл€ютс€ конвенцпальньши источниками. ќни подход€т дл€ изучени€ официальных событий, то есть тех, где преобладают мужчины. ≈сли же мы хотим исследовать жизнь обычных женщин, дл€ нас неоценимыми станут личные письма, дневники, молитвы, вышивка и другие произ≠ведени€ женского творчества, автобиографии, устные истории, медицинские карты, письма к редактору журнала, художественна€ литерату≠ра, написанна€ женщинами, произведени€ женского фольклора, тетради с песн€ми и ку≠линарными рецептами. ‘еминистска€ теори€ используетс€ здесь как основа интерпретации данных. ѕрочтение √ердой Ћернер - историком и социологом - женских дневников поколебало гендерно нейтральное определение подрост≠кового возраста: в то врем€, когда молодые мужчины переход€т через подростковый период к ответственной взрослости, молодые женщины проход€т свой путь к зависимости, мен€€ свободу, которую они имели, будучи детьми, на ограничени€ и запреты, суще≠ствующие дл€ взрослых женщин (Reinharz).

ѕримеры феминистского контент-анализа представлены в работах новосибирских


ученых (Ѕарчунова; ƒер€бин;  осыгина; ћаксимова; “аратута) по материалам нацио≠налистической прессы, женских романов и журналов, произведений русской классики, на которых во многом построена школьна€ программа по литературе, а также сборников анекдотов и визуальных репрезентаций. ‘ильмы, реклама, видеоклипы и фотографии представл€ют собой важные визуальные источники информации дл€ феминистского анализа текстов. »сточником информации в феминистском контент-анализе могут слу≠жить также предметы обихода, инструменты повседневной де€тельности специалиста какой-либо профессии, одежда, истори€ вещей или истори€ дома (—еменова).  онтент-анализ вещественных документов, текстов может примен€тьс€ в сочетании с другими методами, при этом важно, чтобы выбор используемого метода был обоснован, а анализ и интерпретаци€ полученных данных логично св€зывались с исследова≠тельской концепцией.

Feminist analysis of texts (англ.)

Ћитература:

Ѕарчунова “. ¬. ¬ариации в ж-миноре на темы газеты "«автра" (женщины в символическом дискурсе националистической прессы) // ѕотолок пола. —б. научных и публицистических статей / ѕод ред. “. ¬. Ѕарчуновой. Ќовосибирск, 1998. ƒер€бин ј. ј. –епрезентаци€ тендерных отношений в русском музыкальном видео // “ам же. —. 129-136.  осыгина Ћ. ћужчина и женщина в таблицах и анекдотах // “ам же. —. 149-160. ћаксимова “. ∆енские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или "кажда€ маленька€ девочка мечтает о большой любви" // “ам же. —. 91-128.

“аратута ≈. »рони€ и скепсис в изображении женщин-emancipee (на примере сочинений ». —. “ургенева) // “ам же. —. 137-148.

—еменова ¬. ¬.  ачественные методы: введение в гуманистическую социологию. ћ.: ƒобросвет, 1998.

ядов ¬. ј. —оциологическое исследование: ћето≠дологи€, программа, методы. —амара: —амарский университет, 1995.

Reinharz S. Feminist Methods in Social Research. New York, Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 145-163.

© E. P. ярска€-—мирнова


‘≈ћ»Ќ»—“— »… јЌјЋ»« “–”ƒј -

научное направление, основанное на социаль≠ной критике гендерно-нейтральных подходов к пон€ти€м рабочей силы и процесса труда.  лассические марксистские определени€ этих пон€тий не принимали в расчет различи€ между мужчинами и женщинами, про€вл€ющиес€ в практиках найма, трудовых отношени€х, характере зан€тости и размерах вознаграждени€. Ќапример, в 1992 г. исследовательницы  . ƒельфи и ƒ. Ћеонард показали в своей книге, что трудовой контракт заключаетс€ на основе негласно действующего в семье гендерного контракта (см. √ендерна€ система), согласно которому мужчины вольны продавать свой труд, тогда как женщины, чтобы пойти на оплачиваемую работу, должны получить разрешение от главы семьи.  . ѕэйтмэн, Ћ. јдкинс, ƒж. Ѕрюис, ƒ.  ерфут и другие исследова≠тельницы в конце 1980-х - середине 1990-х гг. опубликовали книги, где содержалс€ анализ таких видов зан€тости, как проституци€, индустри€ досуга и секретарска€ работа, показав, что в этих случа€х покупаетс€ отнюдь не абстрактна€ рабоча€ сила, а воплощенна€ сексуальность женщин. ≈сли сами женщины при этом воспринимают свое тело и сексуальность как неличностный, отчуждаемый товар, то тем самым лишь оправдываетс€ сексуальна€ эксплуатаци€. ƒругие феминистские авторы (’охшильд) показали, что в современном обществе растет число рабочих мест, на которых требуетс€ использовать не профессиональные знани€ и навыки, а личностные качества сотрудников. ¬ основном, сюда нанимают женщин, от которых ожидаетс€ про€вление эмпатии. но бывает и соответствующа€ работа, где мужчины должны задействовать определен≠ные черты. маскулинности (например, "вышибала"). —юда же примыкает феминист≠ский анализ так называемой "эмоциональной работы", то есть тех профессий, где делаетс€ большой акцент на психологическую нагруз≠ку работников (учител€, медсестры, социаль≠ные работники, стюардессы, туристические агенты). ¬месте с тем, у этой точки зрени€ есть и обратна€ сторона: нар€ду с критикой


личностно-ориентированной работы здесь происходит закрепление стереотипных пред≠ставлений о том, что такое "мужские" и "жен≠ские" качества, которые принимаютс€ как должное и представл€ютс€ неизменными. —.  окбарн в 1991 г., ј. ‘илипс и Ѕ. “эйлор в 1986 г. показали, как в трудовых процессах переплетаютс€ тендерные и капиталисти≠ческие отношени€, например, указыва€ на особенности дизайна различных механизмов, с которыми, как предполагаетс€, должны работать мужчины, а также на характер тендерной идентификации статуса работы и ранга сотрудника. ѕервые исследовани€ отечественных авторов, представл€ющих феминистский подход к проблемам труда и зан€тости, по€вл€ютс€ в российской печати в конце 1980-х - начале 1990-х гг. (ј. ». ѕосад≠ска€, Ќ. ћ. –имашевска€, 3. ј. ’откина). –ечь идет о постсоциалистическом патриархатном ренессансе, воплощаемом в гендерной асим≠метрии секторов экономики, феминизации безработицы и бедности (см. Ѕедность). особенност€х женского рынка рабочей силы. Ѕольшое внимание удел€етс€ гендерной экс≠пертизе трудового законодательства и политики зан€тости (ћ. ≈. Ѕаскакова, ≈. Ѕ. ћезенцева). Feminist analysis of labour (англ.)

Ћитература:

Ѕаскакова ћ. ≈. ѕроблемы и права работников с семейными об€занност€ми // ѕрава женщин в –оссии: исследование реальной практики





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 915 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1483 - | 1431 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.191 с.