Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√еродот Ц отец европейской истории




 

ќ жизни √≈–ќƒќ“ј (490/80 Ц ок. 425 до н. э.) известно чрезвычайно мало. ѕредполагают, что он родилс€ в 484 г. до н. э. и около дес€ти лет (455Ц447 до н. э.) путешествовал по странам, с которыми греки вели торговлю. √еродот собирал сведени€ о природных услови€х тех мест, которые посещал, об обыча€х, образе жизни и истории разных народов, вел наблюдени€ лично, записывал рассказы очевидцев. Ќесколько лет в середине 440-х гг. до н. э. он провЄл в јфинах, где сблизилс€ с кружком ѕерикла. “ам же он, веро€тно, читал отдельные части своего труда, в котором истори€ јфин занимает центральное место. ѕоследние годы жизни √еродот провЄл в ‘ури€х, греческой колонии на юге »талии.

“рудно установить, зачем √еродот путешествовал: только ли из любознательности или основной его целью была торговл€. ѕомимо греческих колоний, он побывал в ≈гипте, дойд€ по Ќилу до Ёлефантины, и ѕередней јзии, дойд€ до ¬авилона. Ёти области были хорошо известны грекам. «десь находились греческие фактории; сюда посто€нно направл€лись греческие торговцы и наемники. ¬се остальные места, которые посетил √еродот, представл€ют собой греческие поселени€: это ћала€ јзи€, ‘иники€, —ири€, √еллеспонт, западный берег „ерного мор€, ќльви€.

√еродот заимствовал многие знани€ и приемы изложени€ у своего, предшественника √екате€ ћилетского (рационалистическую аргументацию, универсальную карту мира, этнографические экскурсы), но в центр своих исследований он поместил человека, и в этом его главна€ заслуга. √еродот был первым универсальным историком, не ограничившим себ€ рамками какого-нибудь одного государства или народа. Ќапример, вышеупом€нутый √екатей ћилетский при всей широте и универсальности знаний был мифографом и географом, но не историком. “руд √еродота Ђ»стори€ї представл€ет решительный переход от Ђописани€ земельї к истории в собственном смысле слова.

¬ отличие от логографов (которые обычно давали разрозненное описание отдельных местностей и народностей), √еродот объединил разнородный материал темой борьбы ¬остока и «апада. ќн начинает свою Ђ»сториюї с установлени€ причин конфликта между јзией и ≈вропой, отыскива€ виновников войны.

»сторик посетил все страны современного ему культурного мира и изучил образ жизни, нравы, прошлое и религиозные обычаи древних народов. Ќе зна€ местных €зыков, √еродот был вынужден пользоватьс€ рассказами посредников-переводчиков, проводников, жрецов.

 

 

ѕоэтому его сообщени€ часто относ€тс€ к области фольклора и иногда передают исторические факты в искаженном виде. ¬ основном, однако, эти факты подтверждаютс€ археологическими раскопками и сведени€ми из других источников.

÷ицерон назвал √еродота Ђотцом историиї: с его труда начинаетс€ греческа€ историографи€, как поэзи€ Ц с √омера. »менно он утвердил св€зь пон€тий Ђистори€ї, Ђисследованиеї, Ђузнаваниеї с целью составлени€ повествовани€ о течении дел человеческих. »стори€ сформировалась как повествование о цепи взаимосв€занных событий, причинно обусловленных и привод€щих к определенным последстви€м, чаще всего непредвиденным.

√реко-персидские войны, вдохновившие √еродота предприн€ть свой труд, укладываютс€ в четверть века, но дл€ освещени€ этих событий ему понадобилась громадна€ историческа€ ретроспектива: истоки конфликта он прослеживает в глубоком прошлом вт€нутых в него стран и народов. ’от€ тема Ђ»сторииї по сути своей военно-политическа€, √еродот нагромоздил в ней массу разнообразных, нередко единственных в своем роде сведений по исторической географии, археологии, этнографии, истории мореплавани€ и торговли, религии и мифологии. ¬се эти экскурсы имели весьма отдаленное отношение к главным событи€м повествовани€, однако в них были заданы границы предмета истории (независимо от того, в какой мере это понимал автор). ѕредмет истории в глазах самого √еродота великие и достойные удивлени€ де€ни€, а задача историка в сохранении знани€ о минувшем, чтобы Ђпрошедшие событи€ с течением времени не пришли в забвениеї [7].

√еродот выступил первооткрывателем и в области исторического метода: он впервые подошел к историческому сюжету как проблеме, став€ перед собой конкретную познавательную задачу Ц поиск ответа на вопрос: почему эллины и варвары воевали друг с другом?

«аранее определЄнна€ познавательна€ цель диктовала необходимость установлени€ истинности собранных сведений, а также отбора и упор€дочени€ событий, т. е. элементов исторического повествовани€. ” √еродота причудливо сочетаютс€ два различных принципа историописани€ Ц рациональный и мифологический. ѕервый основываетс€ на фактах, очевидцем которых был сам историк, второй Ц на сведени€х о далеком прошлом, почерпнутых преимущественно из устной традиции. √еродот иногда подвергает сомнению некоторые рассказы о чудесах, но факт божественного вмешательства в человеческую жизнь остаЄтс€ дл€ него очевидным.

 

 

¬ мире, по мнению √еродота, царит неодолима€ божественна€ сила. Ѕожество, с одной стороны, карает людей за неправду и заносчивость, а с другой Ц завидует человеческому счастью.  ара и зависть богов Ц реальные факторы исторического процесса. √лавный принцип миропор€дка Ц закон меры, границы (мойры) [8], котора€ определ€ет линию жизни человека. Ќельз€ допускать чрезмерность, нарушать границу отпущенного. ѕерсам была отведена в удел јзи€. ќднако они ослушались и пос€гнули на ≈вропу, отданную богами эллинам. »з этого следовало, что им не миновать поражени€.  серкс, напав на Ёлладу, про€вил высокомерие, заносчивость и стремление захватить больше, т. е. подн€тьс€ выше предписанного ему непостижимой судьбой уровн€. ќн совершил преступление, за что и понес божественное возмездие. — точки зрени€ √еродота, непререкаемость слепого рока, наказывающего каждого, кто захватывает больше, чем ему отведено, есть основной закон истории.

Ђ»стори€ї в дошедшем до нас виде делитс€ на дев€ть книг, из которых каждой дано им€ одной из муз; поэтому и все сочинение иногда называетс€ Ђћузыї. ѕерва€ половина труда √еродота (кн. IЦIV) представл€ет введение, в которое включены эпизоды-новеллы фольклорного характера. ¬о второй части Ђ»сторииї (кн. VЦIX) автор дает описание греко-персидских войн с р€дом вставных новелл и несколькими большими историческими отступлени€ми. —воим рассказом о де€ни€х эллинов и варваров историк, следу€ эпической традиции, стремитс€ доставить слушател€м и читател€м наслаждение, но главна€ его цель состоит в том, чтобы событи€ с течением времени не пришли в забвение, а великие де€ни€ не остались в безвестности. √еродот мерит врем€ событи€ми: каждый эпизод его истории выступает перед читателем пластически цельным и законченным и в то же врем€ вписанным в широкую историческую концепцию, котора€ охватывает все разнообразие собранных фактов.

 огда речь идЄт о предани€х, √еродот приводит по возможности все существующие версии и при этом указывает, кака€ из них ему кажетс€ предпочтительней (Ђсуществует еще и третье сказание, ему € больше всего довер€юї). ћногое он отвергает как маловеро€тное, неправдоподобное. ќднако считает необходимым передавать ЂвсЄ, что рассказываютї. ¬ р€де случаев автор отдел€ет собственные наблюдени€ от того, что знает только по слухам.

 

 

ƒругих методов отбора материала и исторической критики √еродот еще не использует.

Ќередко он ссылаетс€ на хорошо знакомые его современникам предани€ вовсе не дл€ того, чтобы согласитьс€ с ними: они нужны ему как контрастный фон, оттен€ющий его личный взгл€д на событи€.

√еродот чужд вс€кой заносчивости и враждебности по отношению к варварам. ќн бесстрастно и спокойно повествует о странных дл€ грека обыча€х и в отдельных случа€х (например, под впечатлением древних пам€тников египетской культуры) даже признает превосходство Ђварваровї над эллинами.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 633 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1386 - | 1311 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.