Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћичность в психологии




 

6.1. ѕон€тие Ђличностьї

»зучением вопросов, св€занных с пон€тием Ђличностьї, за≠нимаетс€ не только психологи€, но и многие другие науки, такие, например, как философи€, педагогика, социологи€, криминологи€ и др. ¬ самой же психоло≠гии практически нет такой области, где бы не присутствовал (€вно или не€вно) Ђличностный взгл€дї на проблему. ¬сем ведь пон€тно, что процессы воспри€≠ти€, пам€ти, мышлени€, речи и т.д. сами по себе не существуют. » воспринима≠ет, и запоминает, и мыслит Ч личность. ¬се эти и другие психические процессы включены в личностный контекст. Ќе случайно поэтому выдающийс€ отече≠ственный психолог ¬.Ќ. ћ€сищев говорил, что психологи€ безличных процес≠сов должна быть заменена психологией де€тельной личности. “олько условно можно рассматривать эти процессы в отрыве от их носител€ Ч личности. ћы знаем, что в зависимости от различных установок личности каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружаю≠щих его людей. Ћичностное отношение человека к той или иной информации вли€ет на процесс ее запоминани€ (и забывани€ тоже). Ћичностные особеннос≠ти, установки, субъективное отношение к конкретным люд€м пр€мо вли€ют на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими людьми и т. д.

„то же такое Ђличностьї в психологии? —уществует много определений это≠го пон€ти€, но, несмотр€ на все различи€ между собой, в главном они не проти≠воречат друг другу. »так, в дальнейшем, говор€ о Ђличностиї, мы будем иметь в виду, что личность Ч это социальный индивид, субъект общественных отно≠шений, де€тельности и общени€. ¬ несколько упрощенном виде можно сказать, что термином Ђиндивидї обозначают биологическую сущность человека, а тер≠мином Ђличностьї Ч его социальную сущность. »ндивидом рождаютс€, а лич≠ностью станов€тс€. ќднако было бы неверным представл€ть себе существова≠ние этих двух Ђипостасейї человека в разрозненно-независимом виде.

—оциальное в человеке не оторвано от биологического. »ндивидное начало включено в личность и про€вл€етс€ в личностном. Ќо про€вл€етс€ уже будучи Ђпереработаннымї, ассимилированным в личность, т.е. про€вл€етс€ на более высоком личностном уровне. ¬ этой св€зи очень метким представл€етс€ замеча≠ние (≈.ј.  лимов) о том, что споры о доминировании Ђсоциальногої или Ђбио≠логическогої в человеке столь же уместны и логичны, как и споры о доминиро≠вании машинного и металлического в пишущей машинке или книжного и бу≠мажного в книге.

ѕредставление о системном единстве биологического и социального в лич≠ности характеризует и понимание личности Ё. ‘роммом Ч выдающимс€ психо≠логом и философом XX столети€, Ч который считал, что личность есть целостность врожденных и приобретенных психи≠ческих свойств, Ћичность Ч это социальный индивид, субъект обществен≠ных отношений, де€тельности и общени€.

характеризующих индивида и делающих его уникальным. Ћичность включает в себ€ и темперамент, и способности, и особенности эмоционально- волевой сферы, и характер. Ќо все-таки сущность личности Ч это ее ценност≠ные ориентации, ее мотивационна€ сфера, ее система социальных отношений и установок, в том числе об€зательно и самоотношение.

 лассический механицизм пытаетс€ непосредственно вывести психические €влени€ из внешних воздействий. ќтражением этого подхода на уровне лич≠ностной феноменологии €вл€етс€ механистическа€ концепци€ социализации личности, предполагающа€, что личность есть зеркальное отражение, Ђслепокї социальных воздействий, оказанных на нее в разное врем€ в процессе онтогене≠за. ћы специально особо выделили термин Ђмеханистическа€ї, жела€ подчер≠кнуть, что феномен социализации личности вовсе не об€зательно может пони≠матьс€ только так упрощенно. ¬ сущности, указанна€ механистическа€ концеп≠ци€ социализации личности вообще не €вл€етс€ психологичной.

¬ противоположность этому, дл€ многих теорий в широком поле персоналистической психологии характерным €вл€етс€ радикально оппозиционный под≠ход, объ€сн€ющий психические €влени€ исход€ лишь из внутриличностных об≠разований (мотиваци€, аттитюды, потребности, влечени€, личностные свойства и т.д.). ѕо мнению —.Ћ. –убинштейна, дл€ решени€ вопроса и преодолени€ этой антитезы недостаточно соединить тот и другой подход, утвержда€, что надо учитывать и внешние воздействи€, и внутреннюю обусловленность психиче≠ских €влений личностью, прин€в, таким образом, теорию двух факторов.

ѕыта€сь преодолеть отмеченное противоречие между этими двум€ концеп≠ци€ми, —.Ћ. –убинштейн предлагает свою знаменитую формулу о том, что внешние причины всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние услови€. ѕри этом подчеркиваетс€, что при объ€снении любых психических €в≠лений личность выступает как воедино св€занна€ совокупность внутренних ус≠ловий, через которые преломл€ютс€ все внешние воздействи€. —ами эти внут≠ренние услови€ включают в себ€ психические €влени€ Ч психические свойства и состо€ни€ личности. Ётот подход преодолевает механистическое социологизаторство и €вл€етс€, конечно, психологичным. ѕсихологичным, но отнюдь не панпсихологичным Ч рассматривающим личность как Ђвещь в себеї, самодо≠статочную и изолированную от социума.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 333 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1491 - | 1353 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.