Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ведение. Ёра толпы




Ёволюци€ современной эпохи. Ч ¬еликие изменени€ цивилизации суть следстви€ перемен в мысли народов. Ч —овременное верование в могущество толпы. Ч ќно преобразовывает традиционную политику государств. Ч  ак выступают низшие классы и как про€вл€етс€ их могущество. Ч “олпа может играть только разрушительную роль. Ч “олпа заканчивает процесс распадени€ устаревших цивилизаций. Ч ¬сеобщее незнание психологии толпы. Ч ¬ажность изучени€ толпы дл€ законодателей и государственных людей.

¬еликие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, например, падение –имской империи и основание арабской, на первый взгл€д определ€ютс€ главным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников, падением династий. Ќо более внимательное изучение этих событий указывает, что за этими кажущимис€ причинами чаще всего скрываетс€ глубокое изменение идей народов. »стинно исторические перевороты Ч не те, которые поражают нас своим величием и силой. ≈динственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаютс€ в иде€х, пон€ти€х и веровани€х.  рупные исторические событи€ €вл€ютс€ лишь видимыми следстви€ми невидимых перемен в мысли людей. ѕеремены эти, однако, случаютс€ редко, потому что самое прочное в каждой расе Ч это наследственные основы ее мыслей.

—овременна€ эпоха представл€ет собой один из таких критических моментов, когда человеческа€ мысль готовитс€ к изменению. ¬ основе этого изменени€ лежат два главных фактора. ѕервый Ч это разрушение религиозных, политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашей цивилизации; второй Ч это возникновение новых условий существовани€ и совершенно новых идей, €вившихс€ следствием современных открытий в области наук и промышленности.

»деи прошлого, хот€ и на половину разрушенные, все еще достаточно сильны; идеи же, которые должны их замен€ть, наход€тс€ пока еще в периоде своего образовани€ Ч вот почему современна€ эпоха есть врем€ переходное и анархическое.

Ќелегко предсказать, что может выйти из такого периода, поневоле имеющего хаотический характер.  аковы будут основные идеи, на которых воздвигнутс€ новые общества, идущие нам на смену? ћы этого пока не знаем.

Ќо мы уже теперь можем видеть, что при своей организации им придетс€ считатьс€ с новой силой, последней повелительницей современной эпохи Ч могуществом масс. Ёта сила возникла на развалинах многих идей, считавшихс€ некогда истинными и теперь исчезнувших, многих сил, разрушенных последовательно революци€ми, и, по-видимому, готова поглотить и остальные. » в то врем€, как все наши древние веровани€ колеблютс€ и исчезают, старинные столпы общества рушатс€ друг за другом, могущество масс представл€ет собой единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличиваетс€. Ќаступающа€ эпоха будет поистине эрой масс.

Ќе более столети€ тому назад традиционна€ политика государств и соперничество государей были главными факторами событий. ћнение масс не принималось в расчет, да большей частью оно и не существовало. ¬ насто€щее же врем€ политические традиции, личные склонности монархов, их соперничество уже более не принимаютс€ в расчет, и, наоборот, голос толпы становитс€ преобладающим. ћассы диктуют правительству его поведение, и именно к их желани€м оно и стараетс€ прислушатьс€. Ќе в совещани€х государей, а в душе толпы подготавливаютс€ теперь судьбы наций.

¬ступление народных классов на арену политической жизни, т.е. в действительности их постепенное превращение в руковод€щие классы, представл€ет одну из наиболее выдающихс€ характерных черт нашей переходной эпохи.

Ёто вступление на самом деле вызвано вовсе не всеобщей подачей голосов, котора€ долгое врем€ не имела самосто€тельной, руковод€щей роли и легко подчин€лась сторонним вли€ни€м. ѕрогрессивный рост могущества толпы совершилс€ прежде всего путем распространени€ известных идей, которые медленно насаждались в умах, и затем Ч посредством постепенного образовани€ ассоциаций индивидов с целью осуществлени€ теоретических построений. ѕутем ассоциации толпа выработала идеи (если не совсем справедливые, то, во вс€ком случае, вполне определенные) о своих интересах и получила сознание своей силы. “олпа составл€ет синдикаты, перед которыми капитулируют все власти, одна за другой, и организует биржи труда, стрем€щиес€ управл€ть услови€ми работы и заработной платы. “олпа посылает в правительственные собрани€ своих представителей, лишенных вс€кой инициативы и, чаще всего, служащих только простым орудием тех комитетов, которые их избрали.

¬ насто€щее врем€ прит€зани€ толпы станов€тс€ все более и более определенными. ќграничение рабочих часов, экспроприаци€ рудников, железных дорог, фабрик, земли, равномерное распространение всех продуктов и т.д., и т.д.

- вот в чем заключаютс€ требовани€ толпы.

ћало склонные к теоретическим рассуждени€м, массы зато очень склонны к действию. Ѕлагодар€ своей теперешней организации, толпа получила огромную силу. ƒогматы, только что нарождающиес€, скоро получат силу старых догматов, т.е. ту тираническую верховную силу, котора€ не допускает никаких обсуждений. Ѕожественное право масс должно заменить божественное право королей.

ѕисатели, пользующиес€ симпати€ми нашей современной буржуазии и лучше всего умеющие выразить ее несколько узкие идеи, поверхностный скептицизм и подчас чрезмерный эгоизм, тер€ютс€ при виде новой силы, растущей на их глазах, и чтобы как-нибудь побороть "беспор€док", господствующий в умах, обращаютс€ с отча€нными воззвани€ми к нравственным силам церкви, которыми некогда они так пренебрегали. ќни говор€т нам о банкротстве науки и, возвраща€сь кающимис€ грешниками из –има, призывают нас к изучению истин откровени€. Ќо все эти новообращенные забывают, что уже слишком поздно! ≈сли бы даже в самом деле милость Ѕожи€ коснулась их, всетаки они не могли бы теперь иметь достаточной власти над душами, мало интересующимис€ теми вопросами, которыми так поглощены новоиспеченные св€тоши. “олпа не хочет теперь тех богов, которых они сами не хотели знать еще так недавно и ниспровержению которых сами способствовали. Ќет такой божественной или человеческой власти, котора€ могла бы заставить реку течь обратно к своему источнику!

— наукой не произошло никакого банкротства, и она не при чем ни в нынешней анархии умов, ни в образовании новой силы, растущей посреди этой анархии. Ќаука обещала нам истину или, по крайней мере, знание тех отношений, которые доступны нашему уму, но она никогда не обещала нам ни мира, ни счасть€. —овершенно равнодушна€ к нашим чувствам, наука не слышит наших жалоб. ћы должны прилаживатьс€ к ней, потому что ничто не может вернуть нам тех иллюзий, которые она рассе€ла.

ќбщие симптомы, заметные у всех наций, указывают нам быстрый рост могущества масс и не допускают мысли, что это могущество скоро перестанет расти. „то бы оно нам ни принесло с собой, мы должны будем с ним примиритьс€.

¬с€кие рассуждени€ и речи против этого могущества Ч пустые слова.  онечно, возможно, что вступление на сцену толпы знаменует собой одни из последних этапов цивилизации «апада, полное возвращение к периодам смутного переходного времени, всегда, по-видимому, предшествующего расцвету каждого нового общества. Ќо как же помешать этому?

ƒо сих пор самой определенной ролью масс было великое разрушение устаревших цивилизаций. –оль эта существует не с нынешнего дн€. »стори€ указывает нам, что как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизаци€, тер€ют власть, дело окончательного разрушени€ завершаетс€ бессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами. ÷ивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда Ч толпой. —ила толпы направлена лишь к разрушению. ¬ладычество толпы всегда указывает на фазу варварства. ÷ивилизаци€ предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, предвидений будущего, более высокую степень культуры, а это все услови€, которых толпа, предоставленна€ сама себе, никогда не могла осуществить. Ѕлагодар€ своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускор€ющие разложение ослабленного организма или трупа. ≈сли здание какой-нибудь цивилизации подточено, то всегда толпа вызывает его падение. “огда-то обнаруживаетс€ ее главна€ роль, и на врем€ философи€ численности €вл€етс€, по-видимому, единственной философией истории.

Ѕудет ли так же и с нашей цивилизацией? ћы можем этого бо€тьс€, но еще не можем этого знать. „то бы там ни было, но мы должны покоритьс€ и пережить царство толпы.

Ёту толпу, о которой начинают так много говорить, мы знаем очень мало. ѕрофессиональные психологи, жившие вдали от нее, всегда ее игнорировали, а если зан€лись ею в последнее врем€, то лишь с точки зрени€ ее преступности. Ѕез сомнени€, есть преступна€ толпа, но есть также толпа добродетельна€, героическа€ и много других. ѕреступлени€ толпы составл€ют лишь частный случай ее психологии; нельз€ узнать духовную организацию толпы, изуча€ только ее преступлени€, так же как нельз€ узнать духовную организацию какой-нибудь личности, изуча€ только ее пороки. ¬прочем, говор€ по правде, все властители мира, все основатели религий или государств, апостолы всех верований, выдающиес€ государственные люди и, в сфере более скромной, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы и часто Ч очень верно.

»менно благодар€ этому пониманию, они и становились властелинами толпы. Ќаполеон прекрасно постиг психологию масс той страны, в которой царствовал, но зачастую выказывал полное непонимание психологии толпы других народов и рас. “олько потому что он не понимал этой психологии, он и мог вести войну с »спанией и –оссией, нанесшую его могуществу удар, от которого оно погибло.

«нание психологии толпы составл€ет в насто€щее врем€ последнее средство, имеющеес€ в руках государственного человека, Ч не дл€ того, чтобы управл€ть массами, так как это уже невозможно, а дл€ того, чтобы не давать им слишком много воли над собой.

“олько вника€ глубже в психологию масс, можно пон€ть, до какой степени сильна над ними власть внушенных идей. “олпами нельз€ руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее. ≈сли, например, какой-нибудь законодатель желает учредить новый налог, то должен ли он в таком случае выбрать такой налог, который будет наиболее справедливым? Ќикоим образом! —амый несправедливый налог может в практическом отношении оказатьс€ самым лучшим дл€ масс. ≈сли такой налог не бросаетс€ в глаза и кажетс€ наименее т€желым, он всего легче будет прин€т массами.

ѕоэтому косвенный налог, как бы он ни был велик, не вызовет протеста толпы, так как он не стесн€ет ее привычек и не производит на нее впечатлени€, ибо взимаетс€ ежедневно и уплачиваетс€ по мелочам при покупке предметов потреблени€. Ќо попробуйте заменить этот налог пропорциональным налогом на заработок или другие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, Ч вы вызовете единодушные протесты, хот€ бы теоретически этот налог и был бы в дес€ть раз легче первого. ¬место незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тут получаетс€ сравнительно высока€ сумма, и в тот день, когда ее придетс€ вносить, она покажетс€ чрезмерной и потому уже произведет внушительное впечатление. ≈сли бы откладывать постепенно по грошу, то, конечно, она не показалась бы такой большой, но подобный экономический прием указывал бы на предусмотрительность, к которой вообще толпа неспособна.

”казанный пример весьма прост, и справедливость его бросаетс€ в глаза. “акой психолог, как Ќаполеон, конечно, понимал это, но большинство законодателей, не знающих души толпы, не замет€т этой особенности. ќпыт еще недостаточно убедил их в том, что нельз€ руководить массами посредством предписаний только одного разума.

ѕсихологи€ масс может иметь применение и во многих других случа€х. ќна бросает свет на множество исторических и экономических фактов, которые без нее были бы совершенно необъ€снимы. я буду иметь случай указать здесь, что если самый замечательный из современных историков, “эн, так плохо понимал в некоторых случа€х событи€ нашей великой революции, то это произошло лишь потому что он никогда не думал изучать душу толпы. ќн вз€л дл€ себ€ руководством при изучении этого сложного периода описательный метод натуралистов; но ведь среди €влений, которые приходитс€ наблюдать натуралистам, мы не находим нравственных сил, а между тем, эти силы и составл€ют истинные пружины истории.

»так, изучение психологии толпы представл€етс€ желательным с практической точки зрени€, но если бы даже оно представл€ло исключительно только теоретический интерес, то и в таком случае заслуживало бы внимани€. –аспознать Ч двигателей, управл€ющих действи€ми людей, не менее интересно, чем распознать какой-нибудь минерал или цветок.

Ќаше исследование души толпы не может быть ничем иным как простым синтезом, кратким изложением Ќаших прежних изысканий. Ќельз€ требовать от нашего очерка ничего другого, кроме некоторых взгл€дов, навод€щих на размышлени€. ƒругие углуб€т ту борозду, которую мы провели на поверхности до сих пор еще очень мало исследованной почвы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 283 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1544 - | 1355 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.