Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава II. ќбщие выводы




Ќам пришлось указать во введении к насто€щему труду, что он представл€ет собой только краткое резюме, своего рода синтез томов, посв€щенных нами истории цивилизаций.  ажда€ из составл€ющих его глав должна быть рассматриваема как вывод из предшествовавших трудов.

ѕоэтому очень трудно сжать идеи, и без того уже очень сжатые. я хочу, однако, попытатьс€ дл€ читателей, которым дорого врем€, представить в виде очень кратких положений основные принципы, составл€ющие философию насто€щего труда.

- –аса обладает почти столь же устойчивыми психологическими признаками, как и ее анатомические признаки.  ак и анатомический вид, психологический измен€етс€ только после многовековых накоплений.

-   устойчивым и наследственным психологическим признакам, сочетание которых образует психический склад расы, присоедин€ютс€, как и у анатомических видов, побочные элементы, созданные различными изменени€ми среды. Ѕеспрестанно возобновл€емые, они оставл€ют расе широкий простор дл€ внешних изменений.

- ѕсихический склад расы представл€ет собой не только синтез составл€ющих ее живых существ, но в особенности Ч синтез всех предков, способствовавших ее образованию. Ќе только живые, но и мертвые играют преобладающую роль в современной жизни какого-нибудь народа. ќни творцы его морали и бессознательные двигатели его поведени€.

- ќчень большие анатомические различи€, раздел€ющие различные человеческие расы, сопровождаютс€ не менее значительными психологическими различи€ми.  огда сравниваешь между собой средние каждой расы, психические различи€ кажутс€ часто довольно слабыми. ќни станов€тс€ громадными, лишь только мы распростран€ем сравнение на высшие элементы каждой расы. “огда можно заметить, что главным отличием высших народов от низших служит то, что первые выдел€ют из своей среды известное число очень развитых мозгов, тогда как у вторых их нет.

- »ндивиды, составл€ющие низшие расы, имеют между собой очевидное равенство. ѕо мере того как расы поднимаютс€ по лестнице цивилизации, их члены стрем€тс€ все больше различатьс€ между собой. Ќеизбежный результат цивилизации Ч дифференциаци€ индивидов и рас. »так, не к равенству идут народы, но к большему неравенству.

- ∆изнь какого-нибудь народа и все про€влени€ его цивилизации составл€ют простое отражение его души, видимые знаки невидимой, но очень реальной вещи. ¬нешние событи€ образуют только видимую поверхность определ€ющей их скрытой ткани.

- Ќи случай, ни внешние обсто€тельства, ни в особенности политические учреждени€ не играют главной роли в истории какого-нибудь народа.

- –азличные элементы цивилизации какого-нибудь народа, будучи только внешними знаками его психического склада, выражением известных способов чувствовани€ и мышлени€, свойственных данному народу, не могут передаватьс€ без изменений народам совершенно иного психического склада. ѕередаватьс€ могут только внешние, поверхностные и не имеющие значени€ формы.

- √лубокие различи€, существующие между психическим складом различных народов, привод€т к тому, что они воспринимают внешний мир совершенно различно. »з этого вытекает то, что они чувствуют, рассуждают и действуют совершенно различно и что между ними существует разногласие по всем вопросам, когда они приход€т в соприкосновение друг с другом. Ѕольша€ часть войн, которыми полна истори€, возникала из этих разногласий. «авоевательные, религиозные и династические войны всегда были в действительности расовыми войнами.

- —коплению людей различного происхождени€ удаетс€ образовать расу, т.е. сформировать в себе коллективную душу, только тогда, когда путем повтор€ющихс€ веками скрещиваний и одинаковой жизнью в тождественной среде оно приобрело общие чувства, общие интересы, общие веровани€.

- ” цивилизованных народов нет уже естественных рас, а существуют только искусственные, созданные историческими услови€ми.

- Ќова€ среда, моральна€ или физическа€, действует глубоко только на новые расы, т.е. на помеси древних рас, скрещивани€ которых разложили унаследованные от предков черты. ќдна только наследственность достаточно сильна, чтобы боротьс€ с наследственностью. Ќа расы, у которых скрещивани€ еще не успели уничтожить устойчивости признаков, вли€ни€ среды имеют только чисто разрушительное вли€ние. ƒревн€€ раса скорее гибнет, чем подвергаетс€ изменени€м, которые требует приспособление к новой среде.

- ѕриобретение прочно сложенной коллективной души представл€ет собой дл€ известного народа апогей его величи€. –азложение этой души означает всегда час ее падени€. ¬мешательство чужеземных элементов составл€ет одно из наиболее верных средств достигнуть этого разложени€.

- ѕсихологические виды, как и анатомические, подвергаютс€ действию времени. ќни также осуждены стареть и угасать. ¬сегда очень медленно образу€сь, они, напротив, могут быстро исчезать. ƒостаточно глубоко нарушить функционирование их органов, чтобы заставить их испытать регрессивные изменени€, результатом которых бывает часто очень быстрое уничтожение. Ќародам нужны многие века, чтобы приобрести определенный психический склад, и они его иногда тер€ют в очень короткое врем€. ¬осход€ща€ дорога, котора€ ведет их на высокую ступень цивилизации, всегда очень длинна; покатость же, ведуща€ их к падению, чаще всего бывает очень короткой.

- –€дом с характером нужно поставить идеи как один из главных факторов эволюции какой-нибудь цивилизации. ќни действуют только тогда, когда после очень медленной эволюции преобразовались в чувства. “огда они застрахованы от возражений, и требуетс€ очень долгое врем€ дл€ их исчезновени€.  ажда€ цивилизаци€ происходит из очень небольшого числа общеприн€тых основных идей.

- —реди наиболее важных руковод€щих идей какой-нибудь цивилизации наход€тс€ религиозные идеи. »з изменений религиозных верований непосредственно вытекало большинство исторических событий. »стори€ человечества всегда была параллельна истории его богов. Ёти дети наших мечтаний имеют столь сильную власть, что даже им€ их не может изменитьс€ без того, чтобы тотчас же не был потр€сен мир. –ождение новых богов всегда означало зарю новой цивилизации, и их исчезновение всегда означало ее падение. ћы живем в один из тех исторических периодов, когда на врем€ небеса остаютс€ пустыми. ¬ силу одного этого должен изменитьс€ мир.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1350 - | 1202 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.