Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 онструирование воспоминаний




 

¬ы согласны со следующим утверждением:

Ђѕам€ть можно сравнить с наход€щимс€ в мозге сундуком, в который мы складываем разную информацию, а потом извлекаем ее по мере необходимости. »ногда из этого сундука что-нибудь пропадает, и тогда мы говорим, что мы это забыли.ї

ќколо 85% студентов колледжа согласны с ним (Lamal, 1979).  ак написал в 1988 г. журнал Psychology Today,Ђнаука доказала, что накопленный жизненный опыт прекрасно сохран€етс€ в вашем сознанииї.

Ќа самом же деле исследовани€, выполненные психологами, доказали, что это совсем не так. ћногие воспоминани€ не €вл€ютс€ копи€ми реальных событий, Ђотданными на хранениеї в банк пам€ти. ѕравильнее говорить о том, что мы конструируем воспоминани€ в тот момент, когда извлекаем их, ибо пам€ть включает и аргументацию, обращенную в прошлое. »спользу€ то, что мы сегодн€ знаем, или то, во что верим, пам€ть делает выводы о том, что должно было бы быть. ћы похожи на палеонтолога, который по фрагментам костей реконструирует облик динозавра: использу€ фрагменты информации и наши нынешние чувства и ожидани€, мы реконструируем свое далекое прошлое (Hirt, 1990; Ross & Buehler, 1994). “аким образом, мы можем легко пересмотреть (хот€ и на уровне подсознани€) свои воспоминани€ таким образом, чтобы они соответствовали нашим нынешним знани€м.  огда один из моих сыновей посетовал, что не вышел из печати июньский номер журнала Cricket,а потом ему показали, где журнал лежит, он сказал: Ђ«дорово! я же знал, что получил его!ї

{¬ отличие от фотографий воспоминани€, извлеченные из банка пам€ти, реконструируютс€}

<Ќельз€ сказать, что пам€ть похожа на чтение книги. ќна скорее похожа на написание книги по разрозненным заметкам. ƒжон ‘.  ильстрем, 1994>

 огда экспериментатор или психотерапевт начинают манипулировать с представлени€ми людей об их прошлом, многие конструируют ложные воспоминани€. ѕопросите кого-нибудь живо представить себе эпизод из детства (бежал, споткнулс€, упал и разбил рукой окно) или как он опрокинул чашу с пуншем на свадьбе, и вы увидите, что около 25% из тех, к кому вы обратились с подобной просьбой, потом станут вспоминать эти вымышленные событи€ как реальные (Garry et al., 1996; Hyman et al., 1995, 1996; Loftus & Pickrell, 1995). „еловеческий разум зан€т поисками истины, но это не мешает ему иногда создавать ложь.

 

–еконструкци€ прошлых установок

 

 ак вы относились 5 лет назад к атомной энергии?   президенту  линтону или к премьер-министрам Ч ∆ану  ретьену или “они Ѕлэру?   своим родител€м? ≈сли с тех пор ваши установки изменились, известно ли вам Ч насколько?

Ёкспериментаторы попытались ответить на подобные вопросы и получили обескураживающие результаты. Ћюди, установки которых изменились, нередко настаивают на том, что они практически всегда были именно такими. ƒарил Ѕем и  ейт ћак- оннелл провели опрос среди студентов ”ниверситета  арнеги-ћеллона (Bem & McConnell, 1970). —реди вопросов, которые они задавали, в не€вном виде присутствовал и вопрос о том, насколько студенты контролируют университетскую учебную программу. —пуст€ неделю студенты согласились написать эссе о том, почему они против студенческого контрол€. ѕосле этого их отношение к студенческому контролю стало значительно более негативным.  огда их попросили припомнить, как они отвечали на вопрос о контроле до написани€ эссе, они Ђвспомнилиї, что и тогда придерживались точно такого же мнени€, как и сейчас, и не согласились с тем, что эксперимент повли€л на них.  огда же оказалось, что и студенты ”ниверситета  ларка точно так же отказываютс€ от своих прежних установок, исследователи ƒ. –. ”иксон и ƒжеймс Ћэрд были потр€сены Ђскоростью, размахом и решительностьюї, с которыми студенты пересматривают собственное прошлое (Wixon & Laird, 1976).

<„еловек никогда не должен стыдитьс€ признаватьс€ в своих ошибках, ибо, признава€сь в них, он признаетс€ в том, что сегодн€ он мудрее, чем был вчера. ƒжонатан —вифт,ћысли о разном, 1711>

¬ 1973 г. исследователи из ћичиганского университета проинтервьюировали старшеклассников средних школ (национальна€ выборка), а затем повторно опросили их в 1982 г. (Markus, 1986). ќказалось, что отношение респондентов к таким проблемам, как помощь меньшинствам, легализаци€ марихуаны и равноправие женщин, спуст€ 9 лет (в 1982 г.) отличалось от их отношени€ к ним в 1973 г. значительно больше, чем казалось им самим, когда они вспоминали свои первые ответы. ∆орж ¬айан, наблюдавший за несколькими взрослыми в течение определенного периода, написал: ЂЌичего удивительного: гусеницы превращаютс€ в бабочек и потом убеждают всех, что они и в юности были маленькими бабочками. ¬се мы с возрастом становимс€ лжецамиї (Vaillant, 1977, р. 197).

ƒействительно, конструирование позитивных воспоминаний делает наши размышлени€ более радостными. “еренс ћитчелл, Ћей “омпсон и их коллеги пишут о том, что люди нередко вид€т прошлое в розовом свете:радостные событи€ кажутс€ им сегодн€ более радостными, чем казались в свое врем€ (Mitchell & Leigh Thompson, 1994, 1997). —туденты колледжа, совершившие трехнедельное путешествие на велосипедах; пожилые люди, путешествующие в сопровождении гида по јвстрии, и студенты-выпускники на каникулах Ч все были довольны тем, как проводили врем€. Ќо впоследствии, вспомина€ об этих событи€х, они говорили о них как о еще более радостных: они практически не упоминали о том, что им не нравилось или раздражало, и подчеркивали только самое хорошее. “о непродолжительное и при€тное врем€, которое € прожил в Ўотландии, сейчас, когда € вернулс€ в свой офис и снова разрываюсь между разными делами, кажетс€ мне насто€щим блаженством. Ћюбой позитивный опыт Ч это сочетание удовольствий, св€занных с ожиданием событи€, с самим событием и с возможностью видеть его потом в розовом свете.

<¬осхищатьс€ можно лишь тем путешествием, которое осталось в прошлом. ѕоль “еру, The Observer>

—огласно данным  эти ћак-‘арланд и ћайкла –осса, по мере того как наши отношени€ с разными людьми измен€ютс€, мы также пересматриваем и наши воспоминани€ об этих люд€х (McFarland & Ross, 1985). »сследователи попросили студентов университета оценить своих партнеров и партнерш, с которыми они посто€нно встречались. —пуст€ два мес€ца процедуру повторили. “е респонденты, чье чувство за это врем€ стало сильнее, были склонны считать, что влюбились с первого взгл€да. “е же, кто рассталс€ со своими партнерами, чаще вспоминали о том, что уже давно распознали в них эгоистов с плохими характерами.

— таким же феноменом столкнулись и ƒиана ’олмберг и ƒжон ’олмс, опросившие 373 пары молодоженов (Holmberg & Holmes, 1994). Ѕольшинство их респондентов говорили, что очень счастливы. ¬о врем€ повторного опроса, который проводилс€ спуст€ два года, те из них, чей брак сложилс€ неудачно, вспоминали, что с самого начала в их жизни не было ничего хорошего. ѕо словам исследователей, результаты оказались Ђпугающимиї: Ђѕодобные предубеждени€ способны привести к опасному скатыванию по наклонной плоскости. „ем хуже ваша текуща€ оценка партнера, тем хуже ваши воспоминани€ о том, что с ним св€зано, а это значит, что ваши негативные установки будут и дальше Унабирать силуФї.

<“щеславие способно сыграть жестокую шутку с нашей пам€тью. ƒжозеф  онрад, писатель (1857-1924)>

ƒело не в том, что мы совершенно не осознаем, какие именно чувства испытывали в прошлом, а в том, что если воспоминани€ не очень отчетливы, ими начинают управл€ть наши нынешние чувства. ¬се родители сокрушаютс€ по поводу нравственных ценностей своих детей. ќтчасти это происходит потому, что они ошибочно полагают, будто разница между их собственными юношескими и нынешними ценност€ми значительно меньше, чем есть на самом деле.

 

–еконструкци€ прошлого поведени€

 

 огда мы обращаемс€ к воспоминани€м, у нас по€вл€етс€ возможность пересмотреть наше собственное прошлое. ћайкл –осс,  эти ћак-‘арланд и √арт ‘летчер рассказали некоторым студентам ”ниверситета ¬атерлоо о том, насколько желательно чистить зубы (Ross, McFarland & Fletcher, 1981). ѕозднее, в ходе Ђдругогої эксперимента эти студенты вспоминали, что за последние две недели чистили зубы чаще, чем те, кто не слышал сообщени€ экспериментаторов.

ћожно привести и другие примеры.

Ч  огда репрезентативную выборку американцев расспросили про курение и экстраполировали полученные данные на всю нацию, оказалось, что как минимум 200 миллиардов сигарет из 600 миллиардов, ежегодно продаваемых в стране, остались Ђневостребованнымиї (Hall, 1985).

Ч  огда Ѕюро переписи населени€ —Ўј (Census Bureau, 1993) провело опрос общественного мнени€, оказалось, что о своем участии в недавних президентских выборах сообщили 61% респондентов, хот€ проголосовали только 55% взрослых американцев.

Ч ћногие считают свои привычки менее вредными, чем привычки их друзей и знакомых. ≈сли таким люд€м сообщаетс€ информаци€ о том, как часто их при€тели излишне много выпивают, ед€т слишком жирную пищу и т. д., они начинают вспоминать и сообщают, что позвол€ют себе подобные Ђвольностиї реже (Klein & Kunda, 1993).

ѕо мнению социального психолога Ёнтони √ринвалда, эти данные сродни €влению, о котором пишет ƒжордж ќруэлл в романе Ђ1984ї: ЂЌеобходимо помнить, что все событи€ происходили так, как было нужної (Greenwald, 1980). √ринвалд считает, что все мы Ч обладатели Ђтоталитарного эгої, которое проводит ревизию прошлого таким образом, чтобы оно соответствовало нашим современным взгл€дам.

»ногда наша нынешн€€ точка зрени€ Ч лишь усовершенствованна€ прежн€€; в этом случае мы можем ошибатьс€, вспомина€ прошлое как более отличное, чем есть на самом деле, от насто€щего. Ёта тенденци€ объ€сн€ет следующие результаты, которые неразрывно св€заны между собой и привод€т исследователей в замешательство: участники психотерапевтических программ, программ, направленных на борьбу с избыточным весом и курением, и спортивно-оздоровительных программ в среднем добиваютс€ очень скромных результатов. ќднако они часто утверждают, что участие в программе принесло им большую пользу (Myers, 2001). ѕо мнению ћайкла  онве€ и ћайкла –осса, это происходит потому, что люди, потратившие немало усилий, времени и денег на самосовершенствование, вполне могут рассуждать примерно так: Ђ¬озможно, € и сейчас далек от совершенства, но раньше € был еще хуже. «начит, программа принесла мне очень большую пользуї (Conway & Ross, 1985, 1986).

 

–еконструкци€ нашего опыта

 

ѕровед€ эксперименты, в которых прин€ли участие более 20 000 человек, Ёлизабет Ћофтус вы€вила следующую тенденцию: мы склонны конструировать воспоминани€ с большой уверенностью, но порой с недостаточной точностью. —тандартный эксперимент проводилс€ следующим образом: испытуемые наблюдают за событием, получают ложную информацию о нем (или не получают ее), а затем тестируетс€ их пам€ть. Ёффект дезинформации про€вл€етс€ из опыта в опыт. »спытуемые включают дезинформацию в свои воспоминани€: они вспоминают знак Ђуступи дорогуї как знак Ђстопї; молотки как отвертки; журнал Vogue как журнал Mademoiselle;доктора ’ендерсона как Ђдоктора ƒэвидсонаї; кашу, поданную на завтрак, как €йца; а гладко выбритого мужчину как парн€ с усами (Loftus et al., 1989). Ћофтус полагает, что внушенна€ дезинформаци€ может даже порождать ложные воспоминани€ о €кобы имевшем место сексуальном насилии над ребенком (Loftus, 1993).

ќтложите книгу и вспомните какой-нибудь эпизод из дорогого вам прошлого, а потом продолжите чтение этого раздела. ¬ы видите себ€ в этом эпизоде? ≈сли да, значит, ваше воспоминание Ч это реконструкци€, потому что в действительности вы себ€ не видели.

Ётот процесс вли€ет на наши воспоминани€ и о социальных, и о физических событи€х. ƒжек  рокстон и его коллеги попросили студентов побеседовать с кем-нибудь в течение 15 минут (Croxton et al., 1984). “е из них, которым потом сказали, что они понравились своим собеседникам, вспоминали поведение последних как раскованное, непринужденное и дружелюбное. “е же, кому было сказано, что они не понравились своим собеседникам, сказали, что те нервничали, суетились и казались недовольными.

„тобы пон€ть, почему это происходит, представьте себе, что наши воспоминани€ опутаны ассоциаци€ми и хран€тс€ именно в такой Ђпаутинеї.  огда мы хотим извлечь что-либо из своей пам€ти, нам нужно Ђдернутьї за одну из нитей, ведущих к этому эпизоду. Ётот процесс назвали прайминг (Bower, 1986). »менно прайминг философ и психолог ”иль€м ƒжеймс описал как Ђпробуждение ассоциацийї.

ћы можем даже не осознавать того, что затрагиваем, пробуждаем наши ассоциации (т. е. что имеет место прайминг).  огда человек, наход€сь дома один, смотрит по телевизору триллер, его мышление может быть Ђприведено в действиеї помимо его воли за счет активации пугающих воспоминаний, и потрескивание дров в печи покажетс€ ему звуком шагов взломщика. ƒл€ многих студентов, изучающих психологию, чтение литературы о психических аномали€х становитс€ толчком к интерпретации собственной тревожности и мрачного настроени€. ¬ экспериментах идеи, Ђвнедренныеї в сознание испытуемых, играют роль предубеждений: они автоматически Ч непреднамеренно, без осознани€ самими испытуемыми и без вс€ких усилий с их стороны Ч определ€ют то, как испытуемые интерпретируют и вспоминают событи€ (Bargh & Chartrand, 1999). ѕрочитав такие слова, как Ђрискованныйї и Ђуверенный в себеї, люди позднее и в другом контексте сформируют позитивные впечатлени€ о воображаемом альпинисте или покорителе јтлантики. ≈сли же толчком к их размышлени€м послужит такое негативное слово, как Ђбезрассудныйї, их впечатлени€ будут менее благопри€тными (Higgins et al., 1977)

 

–езюме

 

Ќаши предубеждени€ оказывают сильное вли€ние на то, как мы интерпретируем и запоминаем событи€. ¬ экспериментах предубеждени€ испытуемых поразительно вли€ют на воспри€тие и интерпретацию ими информации. Ќекоторые экспериментаторы внедр€ли в сознание испытуемых суждени€ или ложные идеи после того, как сообщали им информацию. –езультаты этих исследований свидетельствуют о том, что суждени€, следующие за фактом, искажают наши воспоминани€ точно так же, как суждени€, предшествующие им, искажают наше воспри€тие.

¬ ћодуле ј рассказываетс€ о том, что ни у психиатров, ни у клинических психологов нет иммунитета против этих свойственных люд€м тенденций. ћы замечаем все избирательно, интерпретируем и запоминаем событи€ таким образом, чтобы поддержать наши идеи. Ќаши социальные суждени€ Ч это смесь наблюдений и ожиданий, рационального и эмоционального.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 322 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1202 - | 1114 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.