Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гендерные отношения




Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уточнить некоторые по­нятия. Мы будем говорить о трех различных явлениях: об организации взаимо­действия и общения полов (половая сегрегация и конвергенция), о различиях ме­жду полами в личностных характеристиках и социальном поведении (мужской и женской субкультурах) и о гендерных отношениях внутри пола или между пола­ми (конфронтации полов или их гармоничных взаимоотношениях). Все эти явле­ния взаимосвязаны и находятся под мощным влиянием общего фактора под на­званием «культура». Общество почему-то заинтересовано в том, чтобы мужчины и женщины являли собой почти различные миры, представители которых с тру­дом понимают друг друга. Это демонстрирует даже само понятие «противополож­ный пол» (которое представляется мне некорректным, поскольку в скрытом виде предполагает наличие конфронтации между полами, но, поскольку оно общепри­нято, я также иногда буду его употреблять). Нас интересуют именно гендерные отношения, которые складываются в условиях половой сегрегации и конверген­ции и при наличии двух разных субкультур — мужской и женской. Поэтому для анализа мы будем использовать все три указанных явления.

Раздел гендерной психологии, изучающий взаимоотношения между предста­вителями обоего пола, только начинает складываться. Он связан с другими обла­стями психологии: психологией лидерства и менеджмента, психологией конф­ликта, психологией девиантного поведения, психологией сексуального поведения и сексуальных отношений. Иногда его называют «социальной психологией взаи­моотношений между мужчинами и женщинами» (Del Boca, Ashmore, 1986). Ис­следования в этой области разрозненны и не подвергались столь тщательному и обобщенному анализу, как, скажем, многолетние исследования в психологии по­ловых различий, однако я попытаюсь нарисовать определенную картину (там, где позволяют эмпирические данные).

Мы рассмотрим гендерные отношения в детских группировках, в деловых группах, в интимных группах (дружеских и сексуальных), между супругами, в се­мье (родители—дети), в ситуации конфликта и в девиантных ситуациях. Для этих групп в детстве и во взрослости характерно наличие двух тенденций: а) половой или гендерной сегрегации (общения с представителями своего пола) и б) конвер­генции полов (общения с представителями противоположного пола). Обе тенден­ции неравнозначны в различные возрастные периоды и в различных типах отно­шений. Очевидно, и в разных культурах также можно отметить подобную нерав­нозначность (существуют культуры, в которых два пола почти целиком отделены друг от друга: например, в домах имеются «женская» и «мужская» половины, или мужчины и женщины не садятся вместе за стол).

Гендерные отношения 277

Гендерная сегрегация в наибольшей степени характерна для:

1) детских дружеских группировок;

2) свободного общения детей между собой (в отсутствие взрослых, в условиях свободного выбора партнеров) в школьном возрасте:

3) делового мира взрослых — в ситуациях неформального общения; 4) дружбы во взрослости (обычно она однополая);

5) сексуальных гомогендерных связей (мужчины-гомосексуалы и лесбиянки пред­почитают сексуальное общение со своим полом, отвергая противоположный).

Следствиями этой сегрегации являются, во-первых, формирование двух раз­личных субкультур — мужской и женской и, во-вторых, наличие конфронтации полов, которая проявляется в сложных или даже враждебных взаимоотношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами (в том числе в особых конфликтах между ними и в девиантных отношениях, когда один пол совершает насилие по отношению к другому).

Противоположная тенденция — конвергенция полов — проявляется преиму­щественно:

1) в детских играх (начиная с 1 года и позднее — в различные возрастные периоды);

2) в зарождении интереса к противоположному полу в конце младшего школьно­го возраста;

3) в формировании «любовных отношений» (влюбленности, романтической люб­ви) в подростковом и юношеском возрасте;

4) в любовных и сексуальных отношениях в молодости и зрелости;

5) в супружеских отношениях;

6) в выполнении родительских ролей — в отношениях «родители—дети»; 7) в деловых отношениях взрослых.

Перечень можно продолжить. Следствием второй тенденции является уста­новление хороших, гармоничных отношений между полами.

Обе эти тенденции существуют в различных культурах. В разные возрастные периоды то одна, то другая является более сильной и значимой для обоих полов (хотя ни одна из них не исчезает полностью). Эти тенденции представляют собой столь сложные явления, что трудно говорить о причинах, их порождающих. На се­годняшний день развитие гендерной психологии не позволяет однозначно на­звать причины сегрегации и конвергенции полов. Я могу высказать лишь некото-рые предположения (исходя из имеющихся литературных данных).

Более понятна тенденция конвергенции: если оба иола будут существовать от­дельно, человеческий род прекратит свое существование (поэтому так опасен рост гомогендерных сексуальных связей; если представить себе в утрированном виде ситуации), что таких связей станет большинство, то некому будет рожать и воспи­тывать детей). Кроме того, мы живем в мире, состоящем из двух полов. И в дело­вых ситуациях, и в повседневном общении мы должны уметь общаться не только с представителями своего (к этому мы привыкли с детства), но и противополож­ного пола.

Почему же так устойчива другая тенденция — к сегрегации полов? Причины ее неясны. Самая мощная причина — это влияние культуры. Во многих обществах

278 Глава 9. Гендерные отношения

принято такое разделение полов. В детстве дети играют с представителями своего пола, и это не беспокоит взрослых. Возможно, их даже устраивает такая ситуация: так легче происходит освоение гендерной роли (мальчик учится у других мальчи­ков мужскому поведению, а девочка — у других девочек — женскому). Однако Э. Маккоби и другие исследователи показывают, что это не вполне безобидное яв­ление. Следствием его является уже вышеупомянутая конфронтация полов. Да и наличие двух субкультур (проявляющихся, к примеру, в речевых паттернах, пра­вилах, способах общения) в дальнейшем приводит к непониманию представите­лей разных полов, к конфликтам на работе, в семье, в разных взглядах на воспита­ние детей и т. п.

Все сказанное не означает, что нужно непременно стремиться к исключению тенденции половой сегрегации. Некоторые из ее последствий позитивны. Так, существование дружбы с представителем своего пола (как мужской, так и жен­ской) — это прекрасное явление, которое украшает жизнь людей в любом возрасте (и особенно значимо для тех людей, которые в силу каких-либо причин одиноки, не имеют семьи или не умеют общаться с противоположным полом). Также пози­тивным, на мой взгляд, является складывающееся своеобразие полов. Более нега­тивной в моем восприятии выглядит тенденция к появлению «унисекса», свойст­венного прежде всего современной молодежной субкультуре — нивелирования патовых различий в одежде, в манере поведения, в речи (к примеру, одинаковой по степени грубости для юношей и девушек). Мне кажется, мы, психологи, долж­ны стремиться сохранить своеобразие полов, но одновременно помочь взаимопо­ниманию мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Помимо этого, необходимо отметить, что два таких явления, как половая сегре­гация и наличие двух субкультур (мужской и женской), переплетены друг с дру­гом. Вначале возникают различия в поведении мальчиков и девочек по отношению к своему и противоположному полу (уже обусловленные влиянием культуры) — их можно назвать «первичными различиями». Они порождают стремление к по­ловой сегрегации (в основе этого стремления у мальчиков и девочек лежат разные причины: у девочек — желание защититься от хулиганства мальчиков, а у мальчи­ков — желание оградить себя от всего «девчоночьего»). Затем возникшая половая сегрегация как явление, в котором протекает гендерная социализация девочек и мальчиков (а позже в некоторой степени и взрослых мужчин и женщин), приво­дит к усилению различий между ними — эти различия можно назвать «вторичны­ми». Последние сохраняются и во взрослости. Вопрос о том, что (половая сегрега­ция или две субкультуры) вторично, а что первично, остается открытым. Скорее всего, оба фактора (и различия в поведении, и сегрегация) в равной степени влия­ют друг на друга. Различия в поведении и стремление к сегрегации приводят к этой сегрегации, а позднее сегрегация усиливает различия. Главное, что общество поощряет такую тенденцию. Возможно, такая тенденция выгодна (в частности, для традиционного патриархального общества), так как под ее влиянием форми­руются мужчины и женщины с личностными качествами, необходимыми в дан­ном обществе: мужчины предназначены для доминирования, а женщины — для подчинения. Однако в современном мире эта ситуация порождает множество про­блем (в том числе и непонимание между полами, которое может вести к распаду семей, к особым конфликтам на работе и т. п.), поэтому необходимо осознавать позитивные и негативные стороны гендерных отношений.

Гендерная сегрегация в детских группах 279

Итак, рассмотрим явления сегрегации и конвергенции в различные возраст­ные периоды и в различных ситуациях, начиная с детства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2327 - | 2299 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.