Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—осто€ние образовани€ в XX веке




 

Ѕурное развитие капитализма, борьба развитых стран за передел мира, две мировые войны вызвали обострение социальных проблем и изменение социальных приоритетов во всем мире. »деологизаци€ общественной жизни, дух враждебности в период Ђхолодной войныї сделали содержательным основанием образовани€ и воспитани€ политизированные интересы. Ќапример, в —оветском —оюзе первоначально дореволюционна€ школа была потеснена Ђпролетарской школойї, основанной на принципе коллективизма (ѕ. ѕ. Ѕлонский, ј. —. ћакаренко). ≈е целью было воспитание Ђстроителей коммунизмаї. Ќо индустриализаци€ требовала знающих людей, и пришлось вернутьс€ к системе √ербарта, котора€ давала устойчивые и надежные результаты (недаром специалисты, обученные в советской школе, цен€тс€ за границей до сих пор). ќднако метод всеобщего планового руководства привел систему советского образовани€ к кризису; так как Ђплан по успеваемостиї вызвал Ђпроцентоманиюї, а идеологизаци€ Ц Ђнеформальныеї молодежные объединени€. ѕопытки реформировани€ образовани€ Ђсверхуї (1985 г.) с помощью приказов, как и попул€ризаци€ движени€ педагогов-новаторов не смогли решить проблему обновлени€ системы образовани€, котора€ оказалась сложнее и глубже, чем предполагали. ¬ насто€щее врем€ образование в –оссии наход€тс€ в состо€нии реформировани€, св€занного с ее присоединением к Ѕолонской конвенции об унификации системы высшего образовани€ в ≈вропе (этот документ ¬.¬. ѕутин подписал в но€бре 2003 г.).

¬ јмерике система образовани€, наоборот, испытала на себе сильное вли€ние идей противоположного характера. Ќа основе идеалов Ђсвободного обществаї там, в 60-е гг., было введено так называемое свободное обучение, когда ученики могли сами выбирать себе не только предметы, но и способы обучени€. Ёто привело к вырождению классической школы, образовани€ и, как следствие, к резкому падению морали в молодежной среде, росту молодежной преступности, бездуховности, множеству субкультур (например, хиппи, панки и т.п.). ¬ конце концов, опасность разрушени€ культуры была осознана, и пришлось возвращатьс€ к классическим традици€м.

¬ ≈вропе в услови€х войны и послевоенной разрухи возникла остра€ потребность в духовно-гуманистических ценност€х, котора€ породила новые направлени€ в педагогике. “ак, получил известность уникальный опыт януша  орчака, который в услови€х немецкой оккупации ѕольши управл€л созданным им Ђƒомом детейї Ц детским домом дл€ сирот. ≈го педагогические принципы исходили из простой установки Ц доброго отношени€ к дет€м в любой ситуации, и его многочисленные произведени€, описывающие мир глазами и с позиции ребенка, €вл€ютс€ ценнейшим вкладом в педагогическую и общечеловеческую культуру (его последователи в –оссии Ц ¬. ј. —ухомлинский, Ў. ј. јмонашвили).

ѕедагогическую систему, призванную развивать в человеке духовность развивал –удольф Ўтайнер (√ермани€, конец XIX - начало XX века). ѕри этом он не сводил духовность к религиозной духовности, а понимал ее как способность человека сознавать свое существование и де€тельность не просто в индивидуальном и социальном плане, но и в глобальном, и в космическом масштабе. –. Ўтайнер (подобно Ћ. “олстому) считал, что именно духовность €вл€етс€ важнейшим основанием совершенствовани€ человека, а значит Ц и всего общества, и всей цивилизации. —уть духовности как качества сознани€, по его мнению, заключаетс€ в способности видеть любое €вление как про€вление жизни и как часть всего космического быти€ (Ђживое мышлениеї). “ака€ установка сознани€ направл€ет его не на разрушение быти€, а на его сохранение и воссоздание. ѕоэтому ученик должен в процессе обучени€ почувствовать себ€ творцом в самом широком смысле и во всех сферах де€тельности: только так можно сформировать чувство ответственности людей за любые их действи€ (в –оссии подобные взгл€ды развивал Ќ.  . –ерих). ¬ такой системе воспитание настолько преобладает над обучением, что сам вопрос, чему и как учить ученика, определ€етс€ даже не из его способностей, а из его желани€, продиктованного его духовностью.

Ёти примеры показывают, что культурный кризис поставил в XX веке перед педагогикой задачу создани€ новых систем образовани€, отвечающих требовани€м времени и идеалу пайдейи. ѕри этом развитие содержательных основ и методико-методологических форм образовани€ происходит диалектически: на каждом историческом этапе своего развити€ образование сталкиваетс€ с неразрешимыми (имеющимис€ у него средствами) проблемами, например, когда, получив школьное образование, человек все-таки становитс€ преступником.  роме того, в наше врем€ возникли проблемы, которые не могут быть решены в рамках ни одного из вышеуказанных видов образовани€ (например, проблемы мировых войн, разрушени€ экологии, молодежной преступности или наркомании). ƒело в том, что решение этих проблем часто напр€мую зависит от интересов определенных национально-религиозных, научных и экономических кругов, способных контролировать общественное мнение и образование. ѕоэтому противосто€ть таким проблемам можно только в масштабе такого образовани€, которое делает человека причастным к решению глобальных проблем. ¬ этом направлении и движетс€ развитие современного образовани€ в целом.

—оответственно, мен€ютс€ и общественные требовани€ к учителю. ќт него все больше и больше ждут не безличного технологического (индивидуального или массового), а гуманистического подхода к обучению, в основе которого лежит отношение к ученику не как к неразвитому взрослому, которого нужно побыстрее Ђразвитьї, а как к иному, равному себе взрослому. — этим учеником надо наладить доброжелательный и всеобъемлющий контакт или коммуникацию, имеющую целью взаимное обучение. Ёто значит, что нельз€ строить воспитание на неравенстве ребенка и взрослого; подлинна€ цель воспитани€ - преодоление этого неравенства взаимными усили€ми ребенка и взрослого. ƒействительно, только взрослый может приобщить ребенка к культуре, но только (данный конкретный) ребенок может научить взрослого, как это нужно делать результативно (в том случае, если взрослый способен этому учитьс€). ¬ противном случае обучение снова сводитс€ к замкнутому кругу бессмысленного насили€ (со стороны учител€) и сопротивлени€ (со стороны ученика), т.е. к €вной или скрытой войне поколений, разрушающей культуру.

¬ наше врем€ уже никто не сомневаетс€, что общество находитс€ на переломном этапе своего развити€ в планетарных масштабах. ѕроисход€т коренные изменени€ во всех сферах общественной жизни и де€тельности, что сопровождаетс€ трансформацией индивидуального и общественного сознани€ и нарушением механизмов трансл€ции культуры. ¬озникают новые, невиданные ранее, проблемы, дл€ решени€ которых нет готовых способов, Ц их нужно создавать заново. Ёто значит, что нужны новые поколени€ людей, с новым сознанием, способные управл€ть этими процессами. ¬ такой ситуации возникает проблема качественного изменени€ всех элементов подготовки учителей Ц содержательных, психологических, методических, организационных Ц в соответствии с современными услови€ми жизни. Ќеобходимость посто€нно приводить содержание образовани€ в соответствие с изменившимис€ услови€ми социальной жизни была пон€та прогрессивными педагогами еще в XIX веке, но только в XX веке эта фундаментальна€ задача начала исследоватьс€ систематически.

“ак, стало пон€тно, что крайности педагогических систем в рамках отношени€ Ђиндивидуальное Ц коллективное обучениеї социально неприемлемы, так как порождают или индивидуалистический, или тоталитарный типы сознани€ и личности (это касаетс€ и самих учителей). јбсолютизаци€ научно-теоретической или социально-практической направленности образовани€ порождает, с одной стороны, ученых, но практически пассивных людей, а с другой, - прагматически активных, но утилитарно ориентированных, бездуховных людей. ¬ыбор же в пользу как добровольно принудительной, так и свободной формы образовани€ не застраховывает от порождени€ аморальных личностей, различающихс€ только степенью и формами активности-пассивности (от маргиналов-хиппи до террористов). Ёто означает, что современному обществу требуютс€ педагогические парадигмы, системы и учител€, реализующие новые формы гармоничного соотношени€ трех моментов в сознании человека - интеллекта, практических умений и нравственных качеств.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1304 - | 1265 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.