Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 лассическое направление




 лассическое направление в уголовном праве исходит из идей просве≠тителей-гуманистов XVIII в., чьи уголовно-правовые взгл€ды довольно часто выдел€ют в качестве отдельного просветительско-гуманистиче-ского направлени€, предшествующего классической школе (к его пред≠ставител€м относ€т Ў. ћонтескье, ∆.-∆. –уссо, ¬ольтера, „. Ѕеккариа, французского революционера ∆.-ѕ. ћарата).

¬первые идеи классической школы были систематизированы в ра≠боте италь€нского юриста „езаре Ѕеккариа Ђќ преступлени€х и нака≠зани€хї (1764)1, сыгравшей решающую роль как в становлении данного направлени€, так и в развитии науки уголовного права в целом. „. Ѕек≠кариа (1738Ч1794)2 опубликовал эту скромную по объему книгу-пам≠флет в возрасте 26 лет.  нига €вл€лась удачным синтезом идей, выска≠занных ранее просветител€ми, прежде всего Ў. ћонтескье, по вопро≠сам уголовного права и правосуди€.

¬ своем труде „. Ѕеккариа не ограничилс€ критикой обществен≠ных пор€дков, системы правосуди€ и действующего законодательства, а предложил позитивную программу уголовно-правовых реформ, опи≠равшуюс€ на два исходных принципа: гуманизма и законности. ѕервый нашел свое выражение в предложени€х автора ограничить круг де€ний, рассматриваемых в качестве преступлений, уменьшить карательность уголовных наказаний. „. Ѕеккариа считал, что Ђкаждый гражданин мо≠жет делать все, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказаниеї. ¬торой принцип отразилс€ в положени€х, соглас≠но которым преступление и наказание могут быть установлены толь≠ко законом, а издавать и толковать законы вправе только сам законо≠датель, а не судь€3.

„. Ѕеккариа одним из первых четко сформулировал основные цели наказани€: Ђ÷ель наказани€... заключаетс€ не в чем ином, как в пре-

Ѕлест€щий перевод работы „. Ѕеккариа выполнил профессор ћосковского универ≠ситета ћ.ћ. »саев (см.: Ѕеккариа „. ќ преступлени€х и наказани€х / Ѕиографический очерк и перевод книги Ѕеккариа проф. ћ.ћ. »саева. ћ., 1939).

2 ќ жизни и творчестве 4. Ѕеккариа см. также: –ешетников ‘.ћ. Ѕеккариа. ћ., 1987.

—м.: –ешетников ‘.ћ. ”головное право буржуазных стран. ¬ып. 2. ћ., 1966.


√лава XXV. ќсновные направлени€ в науке уголовного права

дупреждении новых де€ний преступника, нанос€щих вред его согра≠жданам, и в удержании других от подобных действий. ѕоэтому следу≠ет примен€ть такие наказани€ и такие способы их использовани€, ко≠торые, будучи адекватны совершенному преступлению, производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на души лю≠дей и не причин€ли бы преступнику значительных физических страда≠нийї. »менно „. Ѕеккариа впервые убедительно обосновал необходи≠мость отказа от смертной казни как вида наказани€, в частности, ука≠зав на ее мнимое предупредительное значение.

»деи „. Ѕеккариа были положены в основу французского ”  1791 г. и стали отправной точкой в последующей разработке основных начал уголовного законодательства и уголовно-правовых институтов не толь≠ко в континентальной ≈вропе, но и в других част€х света. –оссийска€ императрица ≈катерина II использовала многие идеи „. Ѕеккариа при подготовке Ќаказа 1767 г., данного комиссии дл€ сочинени€ проекта но≠вого ”ложени€. Ќа рукописи Ќаказа имелась собственноручна€ пометка императрицы о том, что вс€ 10-€ глава Ќаказа Ђќб обр€де криминально≠го судаї есть перевод из книги Ѕеккариа, сделанный по ее повелению1.

ќригинальна€ уголовно-правова€ теори€ была разработана англий≠ским ученым-философом »еремией Ѕентамом (1748-1832). ¬ своих мно≠гочисленных работах ». Ѕентам развил идеи Ў. ћонтескье и „. Ѕек≠кариа о необходимости соразмерности наказани€, попытавшись найти конкретный способ определени€ такой соразмерности. »сследователь создал модель преступника и процесса прин€ти€ им решени€ перед со≠вершением преступлени€. ѕо мысли ». Ѕентама, человек, прежде чем совершить преступление, оценивает положительные и отрицательные последстви€ нарушени€ правовой нормы. ¬ зависимости от того, чего преступление принесет больше: хорошего или плохого, человек решает, совершить преступление или нет. Ёти взгл€ды ». Ѕентама переклика≠лись с теорией ј. ‘ейербаха о превентивной функции наказани€. Ѕен≠там выступал за проведение Ђэкономнойї уголовной политики, он стал родоначальником уголовно-правового прагматизма. ”чение ». Ѕентама в значительной степени повли€ло на развитие уголовно-правовой тео≠рии и законодательства, в частности на разработку ”  ‘ранции 1810 г.

¬ английской уголовно-правовой науке идеи классической школы поддерживались ее главными теоретиками Ч ”. Ѕлэкстоном, ћ. »деном и ƒж. —тифеном, составившим в 1878 г. один из наиболее удачных проектов ”  јнглии2.

—м.: Ѕеликов —.я. «начение Ѕеккариа в науке и в истории русского уголовного за≠конодательства. ’арьков, 1889. —. 220.

—м.: –ешетников ‘.ћ. ”головное право буржуазных стран. Ђ лассическа€ї школа и антрополого-социологическое направление. 2-е изд. ћ., 1985. —. 52-65.


–аздел восьмой. «арубежное уголовное право

Ќа формирование идейной основы классической школы (в особен≠ности ее консервативного, Ђметафизическогої направлени€) значитель≠но повли€ли идеи немецких философов ».  анта и √. √егел€.

–одоначальник классической немецкой философии »ммануил  ант (1724Ч1804) оказал серьезное вли€ние на современную ему уго≠ловно-правовую теорию и в особенности на решение проблемы осно≠ваний уголовной ответственности и наказани€1. ѕо мнению ».  анта, причины совершени€ преступлени€ заложены в самой внутренней при≠роде человека Ч в его Ђзлой волеї, не обусловленной никакими внеш≠ними обсто€тельствами. »сход€ из этой философской посылки, осно≠ванием уголовной ответственности ».  ант считал свободную волю правонарушител€ как разумного существа.  антовска€ иде€ о свободе воли преступника €вилась философским обоснованием учени€ класси≠ческой школы в объ€снении как причин преступного поведени€, так и следующих за ним уголовно-правовых последствий такого поведе≠ни€ Ч уголовной ответственности и наказани€.

¬ вопросах уголовного наказани€ ».  ант исходил из торжества аб≠страктной справедливости. »звестно €ркое высказывание  анта: Ђ≈сли бы справедливость погибла, то люд€м не стоило бы жить на землеї. ‘и≠лософ исходил из Ђкарающего императиваї, согласно которому един≠ственной целью наказани€ €вл€етс€ возмездие по принципу талиона: убийство должно наказыватьс€ смертной казнью, изнасилование Ч ка≠страцией и т.д. ».  ант доводил свое учение о наказании до логического завершени€. ќн писал, что если бы гражданское общество должно бы≠ло прекратить свое существование, то должен быть наказан последний убийца, наход€щийс€ в тюрьме и приговоренный к смерти (Fiatjustitia, pereat mundus Ч ƒа свершитс€ правосудие, хот€ бы погиб мир).

Ќесмотр€ на отмеченные крайности, нельз€ не признать, что уголов≠но-правова€ теори€  анта €вл€етс€ глубоко гуманной, преисполнен≠ной уважением к человеческой личности, котора€ Ч единственна€ Ч должна €вл€тьс€ объектом правового воздействи€, но никогда не может быть средством достижени€ иных целей2. »менно это во многом опре≠дел€ет ее сохран€ющуюс€ привлекательность и дл€ современного уго≠ловного права.

Ќемецкий философ √еорг ¬ильгельм ‘ридрих √егель (1770-1831), вошедший в историю как основоположник диалектического метода,

—м.: ѕионтковский јЋ. ”головно-правовые воззрени€  анта, ј. ‘ейербаха и ‘ихте. ћ., 1940.

».  ант писал: Ђѕрава человека должны считатьс€ св€щенными, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. «десь нет середины, и нельз€ измышл€ть среднего, прагматически обусловленного права... всей политике следует преклонить колени пе≠ред правомї ( ант ». —очинени€ на немецком и русском €зыках. “. 1. ћ., 1994. —. 461).






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1216 - | 1170 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.