Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Деятельности




 

Педагогический процесс как движение мысли, деятельности, отношений педагога и учащихся может быть эстетически оценен также с позиции ритмичности его протекания, симметрии и пропорциональности, в распределении учебного материала и нагрузки, организованности, последовательности и сознательности дисциплины. Закон ритма, завершенного цикла в жизнедеятельности, как общее свойство природных и общественных явлений, проявляется в общей и частной организации педагогического процесса. Чередование занятий по контрастному содержанию, по видам деятельности, по формам и приемам работы происходит не произвольно, а с учетом законов функционирования психики, биологических циклов жизни детского организма, движения в познании от абстрактного к конкретному и обратно, уменьшения степени умственного напряжения и наращивания физически и психически активной деятельности. Эти ритмы организации умственного труда и учебных занятий школьников, связанные с законами жизнедеятельности детского организма, создают гармонию детской жизни, эстетически совершенную организацию и оптимальные условия для эффективного обучения и воспитания.

Активно-деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Для школьника процесс познания окружающей действительности не ограничивается только'умственной деятельностью. Он познает мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходим определенный ритм всей познавательной деятельности, постоянное чередование структурно-организационных элементов внутри каждой учебно-воспитательной формы, перемена видов учебной работы, многообразие и разнообразие самих форм. В расписании за уроком может следовать лекция, практическое или семинарское занятие, экскурсия или конференция. Тогда педагогический процесс предстанет перед учителями и учащимися как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской. Сама форма обучения и воспитания становится подтвержденной, доступной эстетическим критериям, когда предельно содержательна, четко организована, методически оснащена, включает детей в разнообразную активную деятельность, требует от них волевого напряжения, удовлетворяет интересы и потребности.

Гармоничность учебному процессу придает также ритмичное, взаимодополняющее взаимодействие адекватных содержанию учебного материала и возрастным особенностям детей методов организации познавательной, творческой, производительной работы. Внешняя красота урока, лекции, семинарского или лабораторного занятия определяется разнообразием и внутренней гармонией методов, переходами одного в другой, сменяемостью и взаимозаменяемостью, создаваемой ими деловой напряженностью и разрядкой, непринужденностью, легко вводящей в серьезный труд. Таким образом, закон ритма как эстетический критерий истины проявляется в целостном педагогическом процессе в виде гармонического чередования и взаимодействия различных видов деятельности, форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающего эффективность учебно-воспитательной работы. Учитель-мастер рассказ дополняет объяснением, обсуждение переводит в дискуссию, упражнения завершает творческой работой. Мозаика методов создает гармонию деятельности.

Воспитание, образование как общественные явления вырастают из системы общественных отношений, служат их развитию и совершенствованию. Ощущение, видение, чувствование красоты от соприкосновения с общественной системой воспитания возникают вместе с эффективным отражением и удовлетворением ею общественных потребностей, требований к подрастающему человеку. Красота заключается в выражении целей педагогической деятельности взрослых, в организованной реализации их через содержание воспитания, образования, труда с помощью современных форм учебно-воспитательной работы. Высшая педагогическая красота обнаруживается в конкретных свойствах и качествах личности, способной активно участвовать в общественном прогрессе, двигать его вперед и в процессе этого движения творить условия для собственного саморазвития, самостановления и самоутверждения. Формула красоты воспитания человека такова: настойчивое движение от стихии жизненных отношений к их педагогическому преобразованию и упорядочению в целях формирования личности; погружение личности в жизненные отношения с целью преобразования и совершенствования общественной жизни.

Красота как показатель истинности педагогического знания проявляется в учебно-воспитательном процессе в различных модификациях симметрии. Закон симметрии требует, чтобы организация и содержание процесса познания действительности школьниками были адекватны типам, приемам, способам мышления, законам теории познания, освоения реального мира. Человек познает действительность посредством обобщений в представлениях, понятиях, образах и символах. На этой основе у него развивается эмпирическое, абстрактно-отвлеченное и образно-эмоциональное мышление, происходит становление психики и интеллекта как цельной полифункциональной системы.

Развитие всех типов и способов мышления, усвоение учебного материала во всей полноте, формирование целостного представления о мире, развитие в ребенке всех духовных сущностных сил требуют компановки, подбора содержания образования соответственно симметрично-эмпирическому, понятийному, образному и символическому мышлению. Один и тот же материал необходимо выразить и в конкретных фактах, и в научных категориях, и в условных символических значениях, и в реальной или художественной картине. Расположение и распределение учебного материала соответственно симметрично способам, типам мышления, дает возможность ребенку рассмотреть, почувствовать, ощутить явления мира со всех сторон, во всей их полноте, целостности, единстве формы и содержания, красоте.

Так, например, при изучении истории, накапливая факты, проникая в суть исторических концепций, в результате теоретического осмысления различных периодов жизни общества школьники овладевают историей на понятийно-историческом и эмпирическом уровнях. Знакомясь с деятельностью выдающихся личностей, главнейшими историческими событиями жизни народа, они воссоздают в своем сознании образные картины прошлого, эмоционально переживают их. Осваивая социологические схемы становления общества, графики хозяйственного развития, планы битв, карты территорий государств, ребята включаются в систему образно-понятийного сознания, погружаются в символические изображения, всесторонне осмысливают, систематизируют исторический материал. При изучении музыки учащиеся также осваивают ее теорию, звучание музыкальных образов и нотные символы. Подобным образом происходит познание любого предмета науки и искусства. Нарушение симметрии в организации обучения между законами познания, мышления и структурированием учебного материала делает образовательный процесс стихийным, ущербным и неуправляемым. Стало быть, симметрия, как образовательный закон объективной красоты, свойственна педагогическим явлениям, составляет существенный момент системности педагогического процесса, и ее наличие может служить критерием истинности педагогического знания.

В поисках научной педагогической истины, в ее выявлении огромное значение имеет красота организации повседневной жизнедеятельности детей, их отношений. Культура проявления детской личности, сочетание в жизни школьного воспитательного коллектива глубокого содержания учебного, производительного, художественно и технически творческого общественно полезного труда с разнообразием современных форм организации жизни закономерно приводят к налаживанию внешней организованности; красоте быта и дисциплине труда; целеустремленности детей; их занятости и заинтересованности социально ценными сторонами жизни. В свою очередь подлинная эстетика детского быта, труда и отношений, эти внешне эстетические признаки, могут быть результатом только глубоко научной педагогической организации детской жизни, достижения в коллективе подлинного единства, гармонии жизненного содержания и педагогической формы.

Самый выразительный, убедительный, всесторонний и всеобъемлющий критерий истинности учебно-воспитательных систем, их содержания, форм и методов — красота самой детской личности. Она несет в себе и постоянно проявляет в жизни многочисленные свойства, качества, особенности. Ее эстетическая сущность ярко отражается в отношениях к людям, труду, культуре, самой себе. В жизненных отношениях обнаруживается степень нравственной цельности личности, ее стремление к духовности, к достижению идеалов, увлеченность делом, образованность, интеллектуально-нравственная свобода, сила духа, любовь к людям и всему живому, ответственность за происходящее в обществе. Духовная наполненность, воспитанность, образованность делают детскую личность внутренне цельной, содержательной, а стало быть, и красивой, возвышенной, прекрасной. Внутренняя гармония, чистота, красота человека находят выражение во внешнем облике: в привлекательности внешних черт, в выражении духовности и человечности на лице. Красота и гармония воспитанной личности проявляются также в четком ритме жизни и труда, в многообразных явлениях и навыках качественного выполнения любой практической работы, в изготовлении эстетически совершенных вещей, в изящных решениях задач, в овладении выразительным чтением, убедительностью выступлений.

К показателям истинности педагогического знания, примененного в воспитании и обучении, относятся сформированная в личности способность эстетической оценки искусства, явлений природы и общественной жизни с позиции подлинного художественного вкуса. Показателем истинности использованных в воспитании содержания, средств, форм, методик и технологий является, наконец, сформированная в личности общая культура поведения, общения, сотрудничества, взаимодействия в любой области общественной жизни — труде, политическом диалоге, дружбе.

Однако эстетические критерии истинности педагогических знаний не ограничиваются лишь гармонией, симметрией, красотой, изящным и прекрасным, подтверждающим правильность избранного пути в воспитании. Критериальное значение имеют и такие эстетические проявления в детской жизни, в процессе воспитания школьников, которые выражаются категориями комического, трагического и безобразного. Комическое возникает в педагогической деятельности взрослых, когда в работе с детьми они проявляют невежество, растерянность, неумение найти выход из элементарных житейских коллизий, не основывают свою деятельность на науке, третируют ее и вместе с тем проявляют чванство, претенциозность, ходульность, самомнение, напыщенность. Ребята быстро подмечают комическое в фигуре, поведении, поступках педагога, и детский смех выносит нелицеприятный, справедливый и жесткий приговор несостоятельности поведения и педагогических средств самонадеянного педагога.

Трагические ситуации в жизни детей и воспитателей случаются, когда в жизни коллектива образуется застой, коллектив переживает кризис, распадается и разлагается. В отношениях между детьми, детьми и взрослыми в этой ситуации возрастает напряженность, недоброжелательность, подозрительность, отчужденность, враждебность. Срывы в поведении школьников, совершение ими бесчеловечных поступков по отношению к товарищу, животным или самим себе, все трагические ситуации являются безнравственно-эстетическим сигналом тревоги, показателем ошибочности педагогических построений, организации отношений с детьми и в детской среде.

Безобразные события в коллективе также достоверный и убедительный эстетический показатель педагогических просчетов, промахов и ошибок. Критерии безобразного естественно включаются в оценку учебно-воспитательной работы, приведшей к полному развалу педагогического процесса. Когда в коллективе воцаряется хаос отношений, анархия в воспитательной деятельности; в школе имеют место насилие, грубость, жестокий расчет, лицемерие, эгоизм; среди школьников распространяются правонарушения, токсикомания, пьянство, наркомания, проституция, тогда очевиден крах педагогических усилий учителей, полная несостоятельность их представлений о воспитательных задачах, формах, методах, организационная беспомощность и безответственность.

Таким образом, наряду с логическими критериями, надежными и корректными показателями истинности педагогических систем,, процессов, теорий и действий являются образно-эмоциональные, эстетические критерии.

 

Вопросы и задания:

 

1. Назовите основные субъективно-объективные критерии, показатели научной достоверности используемых в воспитательно-образовательном процессе педагогических знаний.

2. Каковы основные эстетические показатели, в каких явлениях, формах педагогического процесса и детской жизни наиболее ярко обнаруживается красота как результат истинности педагогической деятельности воспитателей?

3. В ходе педагогической практики постарайтесь выявить красоту личности детей, педагогов, организации жизни школы и проанализируйте в реферате причины всех этих феноменов.

 

Литература для самостоятельной работы:

 

1. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. Гл. V.

2. Пологский В.М. Оценка качеств научно-педагогических исследований. М., 1987.

3. Учебные стандарты школ России. Книга I и II. М., 1998,

4. Энциклопедия педагогического образования. Критерии. М., 1998. С. 494— 501.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2354 - | 2112 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.