Лекции.Орг


Поиск:




К работе «Социон, или основы соционики»




(в Интернете данная работа не публиковалась)

С. 33. Соционика … точная наука, показывающая, что в основе восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и развития общества, лежат законы физики.

0d. Автор, будучи гуманитарием, под словом «физика» подразумевает все точные науки, оперирующие строгой причинно-следственной (Аристотелевой) логикой.

Д. Л. Да просто в те годы в СССР ещё не закончился физический бум, культ физики и физиков (который начался ещё при Хрущёве). Достижения физики были очевидны и в доказательствах не нуждались (в отличие, например, от ещё молодой генетики), поэтому физики даже могли позволить себе не начинать свои работы с традиционных цитат классиков марксизма-ленинизма, что с трудом и не всегда могли позволить себе биологи, и совершенно не могли позволить себе гуманитарии. Отсюда и распространённый стереотип тех лет о физике как идеальном критерии объективности и о бесполезном гуманитарном образовании.

Л. Ф. Я думаю принципиально иначе. Аушра всерьёз полагала, что создает именно НАУКУ, и именно ТОЧНУЮ. Отсюда многое.

Не заявляй она многократно и в разных формах по сути то же самое, я бы очень часто иначе реагировал на ее гипотетические умопостроения. А главное – иначе реагировали бы ее последователи.

С. 36. Нас часто удивляет тот факт, что «рассеянные» люди, которые «ничего не помнят», а значит, и «ничего не видят», не расшибаются и не попадают под первую же машину. Оказывается, это происходит потому, что об окружающем конкретном мире они получают информацию, достаточную лишь для собственного практического пользования, но не для вербальной передачи.

1. Для читателя, впервые знакомящегося с соционикой, необходимо пояснить, что слово «оказывается» не следует понимать в его буквальном смысле; скорее, это риторическая фигура, подобная сочетанию «на самом деле».

С. 36. Поэтому они и кажутся рассеянными.

2. Слово «рассеянные» автор употребляет не в общепринятом значении. Данная особенность языка А. Аугустинавичюте объясняется сложностями адаптации её научной концепции к «бытовой» речи. (Не говоря уже о сложностях межъязыковой компиляции: немецкие термины К. Г. Юнга, их не всегда адекватные переводы на русский). Следует с осторожностью относиться к «привычным» терминам, встречающимся в тексте: не всё можно адаптировать без ущерба для точности передачи смысла оригинала.

В. О. Слово «рассеянный» не имело «общепринятого» значения. В детской энциклопедии (1965) специально приводились два «противоречащих» друг другу примера – рассеянный ученик (смотрит в окно на природу, вместо того, что сосредоточенно думать над задачей) и рассеянный профессор (который идя по улице чуть не попадает под машину (сосредоточенно думая над задачей). Общим на самом деле является то, что рассеянный не сосредотачивает внимания на той деятельности, которая уместна в каждый данный момент – задача на уроке и машина на улице.

С. 36 — 37. Первых обычно называют людьми с абстрактным мышлением (интуитивные), вторых — с конкретным (сенсорики). Примечательно, что первые отличаются определенной замедленностью мышления. Им нужно гораздо больше информации, чтобы разобраться, что к чему (…) Вторые (…) импонируют быстрой ориентацией. Первые — стратеги, вторые — тактики.

3. Здесь автор приравнивает конкретное мышление к сенсорному восприятию, а абстрактное — к интуитивному. Термины К. Г. Юнга «сенсорный» и «интуитивный» определены им совершенно иначе. Точно так же эти термины, согласно Юнгу, не относятся пи к делению на стратегов и тактиков, ни, тем более, — к скорости мышления.

Д. Л. А меня скорее удивило другое. В соционике – конкретно в школе Т.Н.Прокофьевой, а позднее — в школе её бывшей ученицы Е.А.Удаловой, получил распространение прямо противоположный стереотип: интуиты — «быстрые»! [Прокофьева, 1999; Удалова, 2005; и др.].

В. О. А вот это прямо свидетельствует о «типности» восприятия. Интуиты – «быстрые» в неоднозначных, нестандартных ситуациях. Сенсорики – в стандартных... Поэтому наблюдения всегда тоже должны «типироваться»! Среда типна и действия в среде для одного и того же человека будет интертипна этой среде.

Д. Л. А вот что касается «конкретности» и «абстрактности», то наверное, лучше почитать «Тэвистокские лекции» Юнга… Кроме того, по моему мнению, что соционическая «сенсорика»-«интуиция» по описанию (не знаю, как по результатам диагностики) как нельзя лучше совпадает с известным в психологии когнитивным стилем «конкретность»-«абстрактность» [Холодная, 2004]. Что же касается «стратегии» и «тактики», то, памятуя известную дискуссию о признаках Рейнина [Стовпюк, Лытов, 2002], вообще промолчим...

С. 39. Каждая отдельно взятая личность формируется на каком-то одном типе ИМ (информационного метаболизма), т.е. приобретает одну из 16 возможных форм интеллекта.

4. Это утверждение является основополагающим для всей концепции соционики. Здесь это — аксиома. Подробнее о таком построении теории и о её соотнесении с типологией К. Г. Юнга — см. комментарий I на стр.425 [Филиппов, 1998].

С. 41. Конкурентная борьба — это всегда старание найти в обществе место с большим КПД, место, на котором проявление активности обеспечивает нужными соционными связями, что самим человеком воспринимается как большая степень признаваемости.

5. Это утверждение — о сводимости всякой социальной конкуренции к поиску места с наивысшим КПД — аксиома, хотя и противоречит воззрениям 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

Д. Л. Этологи говорят, что нередко конкурентная борьба ведётся, даже если нечего делить и всего вдоволь — инстинкт такой заложен… [Дольник, 2004; Лоренц, 2001].

В. О. Поскольку слово «КПД» не объясняется, то любой спор о «противоречиях» лишен смысла. Или имеется в виду «польза всему человечеству»?

С. 41. Активность вне социона — это всегда активность с очень низким коэффициентом социальной полезности, она не может стать и не становится социально необходимой...

6. Аналогично п. 5.

В. О. КСП (коэффициент социальной полезности) и есть тот КПД? Все равно недостаточно определений. К примеру, Гитлер (если без морали) всего лишь реализатор одного из механизмов регулирования численности населения (по Мальтусу: если люди сами не введут механизмов регулирования численности, то действуют только три естественных: война, эпидемия и голод). К счастью, в Европе после двух войн люди нашли способ ограничить рождаемость без голода, эпидемий и войн. Но не так обстоит дело в Африке, Индии, Бангладеш и т.д.

С. 43. С появлением второй сигнальной системы появляется частичный разрыв между энергетическим метаболизмом и информационным метаболизмом. Появляются полностью оторванные от энергетического метаболизма информационные сигналы. Нужно обращать внимание не только на поведение другого, но и на его слова.

7. Где граница между «поведением» и «словами» — с точки зрения информационного общения, — автор не указывает.

Д. Л. Нет определения «энергии» и «информации» — вот в чём проблема.

В. О. И соционикам, надо думать, следует сосредоточиться на всех таких проблемах...

Д. Л. У Юнга «энергия» — ценность для индивидуума тех или иных психических процессов. С «информацией» вообще не всё так просто. О научном определении этого понятия можно говорить лишь в приложении к синергетике — но там, это совершенно другая «информация», а не «то, что может быть сказано, написано и т.д. и т.п.». В общем, не стоит удивляться, если рассуждая о чём-то «интуитивно понятном», в результате придём к абсурду...

И что вообще такое этот метаболизм? Кемпинский под этим термином понимал совсем не то же, что Аугуста. Или, скажем, в психофизиологии есть свой пример метаболизма – основанная на эмпирических данных, а не на умозрительных построениях гипотеза Иваницкого об, очень упрощённо говоря, кругообороте информации в мозге [Черенкова и др., 2006, с. 99], см. также здесь:

www.socioniko.net/ru/1.begin/infomet.html

С. 45. И что половина человечества — все интроверты — ориентируются в мире не на объекты, а на свои чувства, на своё отношение к ним.

8. Утверждение, что именно половина всех людей — интроверты, опытных оснований под собой не имеет.

В. О. Ну, бином Ньютона. Количество интровертов определяется исключительно нормировкой шкал, а никак не какими-то «сакральными» причинами. Впрочем, как я уже утверждал, интровертов вообще не существует – вместо них есть интуиты-логики:)

Д. Л. Ну, в смысле раннего Юнга так и есть (и даже у Айзенка, который якобы противостоит Юнгу, экстраверсия «загрязнена» сенсорикой и этикой, а интроверсия – интуицией и логикой). Но Юнг пересматривал свои представления об экстраверсии-интроверсии всю жизнь, и чем позже, тем они ближе были к тем, что привыкли соционики [Ельяшевич, Лытов, 2006].

С. 45. Непонимание физической природы чувств человека приводит к постоянному смешиванию чувств и эмоций, которые являются лишь формой проявления возбуждённости или подавленности эндокринной системы тела.

9. Идея о сводимости эмоций к эндокринным сдвигам принадлежит автору (см. предыдущий комментарий).

Д. Л. Когда речь идёт о таких сложных вопросах, хорошо было бы дать ссылку на источник утверждения. Увы, категоричных утверждений в работах Аугусты много, ссылок – крайне мало.

С. 45. Кроме того, какой-то один аспект восприятия тел у экстравертов (интровертный) и один аспект восприятия полей у интровертов (экстравертный) являются ведущими или исполняют — как это назвал Юнг — роль «первой функции».

10. С самого начала необходимо четко разделить идеи и терминологию К. Г. Юнга и идеи, и терминологию А. Аугустинавичюте. Юнг не только не писал о роли «первой функции» в психике, но и термина такого в его работах нет. Равным образом понятия «аспект», «тело», «поле» введены А. Аугустинавичюте. Более того, и сами понятия экстраверсии и интроверсии А. Аугустинавичюте трактует иначе, чем их автор — К. Г. Юнг. Подробнее об этом см. Комментарий II [Филиппов, 1998].

С. 46. Первые вслед за Юнгом будем называть рациональными элементами, остальные — иррациональными.

11. Предыдущее замечание целиком относится и к терминам «рациональный» и «иррациональный». Понятия «статика», «динамика», «время», «пространство» у Юнга отсутствуют.

С. 47. Чёрная интуиция (…) способность или неспособность человека видеть реальные потенциальные силы окружения.

12. Выражение «потенциальные силы», как и другие термины, содержащие слова «потенциальный» и «кинетический», употребляются автором абсолютно независимо от их значения в физике.

С. 47. Когда этот аспект восприятия (чёрная интуиция) — ведущий, человек отличается познавательными интересами (…) В благоприятных условиях становится учёным или писателем.

13. В данном случае под словом «учёный» автор, вероятнее всего, подразумевает популяризатора науки, а не собственно исследователя.

Д. Л. Из чего Филиппов делает такой вывод? В тексте я на это не нашёл даже намёков. Видимо, в том, что к этому типу относится Аугустинавичюте, которую он не считает даже исследователем?

С. 48. Чёрная этика. Воспринимается информация о процессах, которые происходят в объектах: в первую очередь, о происходящих в людях эмоциональных процессах, их возбуждённости или подавленности, настроениях.

14. Здесь впервые обращает на себя внимание характерная особенность: теория строится не дедуктивно — от модели к практике, а казуистически, что сама А. Аугустинавичюте и признает как свой принцип. Описания модели того, что здесь названо «ИМ», собственно, нет — ни в одной работе. Сразу идут конкретные — «из жизни» — выводы и примеры. К. Г. Юнг предложил принципиально иную схему. Подробнее об этом — см. комментарий III.

С. 48. Этот аспект восприятия даёт способность разбираться в том, например, что людей возбуждает, а что подавляет. Им определяется способность или неспособность человека управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоциональным состоянием других людей.

15. Объяснения того, каким образом один из «аспектов» информационного общения с миром связан с эмоциями личности, автор не дает.

Д. Л. Добавлю, что у Юнга это был не «аспект восприятия», а, напротив, функция суждения; к восприятию относились интуиция и сенсорика.

С. 48. Когда этот аспект восприятия — ведущий, человек отличается способностью индуцировать или передавать свои настроения другим людям, заряжать других людей своими эмоциями, способен активизировать духовную жизнь других людей, их эмоциональную готовность к активности… у такого человека есть способность заражать других своими настроениями и склонность навязывать другим именно те эмоциональные состояния, которые он считает полезными для жизнедеятельности этих людей.

16. На примере этого «аспекта» — одного из восьми — хорошо видна еще одна особенность стиля изложения, напрямую связанная с тем, что указано в примечании 14. Из одной посылки — о преобладании «черной этики» у данного человека («ведущий аспект») — декларативно делаются многочисленные конкретные выводы о его психике, характере, способностях и эмоциях. Причем все это никак не соотносится с типологией Юнга.

В. О. По-моему, у всех юнгианцев примерно такие же выводы... Что-то он наезжает.

С. 50. Например, чувство спешки, спокойствия или горячности, чувство своевременности или преждевременности…

17. Здесь термины «статика» и «динамика» не просто употребляются вне их привычного разговорного значения, но порой и в противоположном смысле.

Д. Л. А к чему был комментарий? Я не нашёл слов «статика» и «динамика» ни в данном отрывке, ни на данной странице, ни в соседних абзацах. Впервые они упоминаются, кажется, на с. 53.

С. 53. Когда этот аспект восприятия (структурная логика, «белая логика») ведущий, человек отличается своей логичностью при оценке взаимоотношений объективного статического мира, т.е. мира объектов.

18. Аналогично п. 17.

С. 54. (о «белой этике») Высшие чувства этого рода называются этическими, потому что взаимоотношения между потребностями людей в основном регулируются этическими нормами.

19. Слово «этический» используется не в общепринятом значении.

В. О. Это можно сказать о любом термине у любого автора... Что, из контекста не следовало, что это термин, введенный автором?

Д. Л. Да и у Юнга, по правде говоря, термины употребляются не в общепринятом смысле… Даром он, что ли, этой проблеме свои «Тэвистокские лекции» [Юнг, 1998] посвятил? По-моему, тут налицо двойной стандарт, или, как говорили римляне, «что прилично Юпитеру (Юнгу), то неприлично быку (Аугусте)».

С. 55. Нельзя испытывать чувств к совершенно незнакомому и неизвестному, пока к нему нет установки.

20. Такие явления, как, например, ксенофобия, самим своим существованием противоречат данной декларации.

Д. Л. Ксенофобия есть реакция на установку «чужой». Лучше почитать на эту тему этологов, хотя бы Дольника [Дольник, 2004].

С. 57. Если четыре аспекта восприятия тел условно поставить в соответствие четырём тактам двигателя внутреннего сгорания, то можно говорить о четырёх тактах энергетического метаболизма организма или о четырёх телотактах, как это показано на рисунке (рисунок: чёрная логика — > чёрная интуиция — > чёрная этика — > чёрная сенсорика — > снова чёрная логика…).

21. Здесь и далее значок (*) показывает, что за представления об описываемом физическом процессе (или устройстве) целиком отвечает автор, и они никак не редактируются. Это относится не только к циклу двигателя внутреннего сгорания, но и к видам энергии, к энтропии, флуктуациям, полям (гравитационному и электромагнитному), к колебаниям и волнам.

В. О. Если это его удивляет, то пусть узнает первый закон соционики для интуитов: интуиты всегда выходят за пределы своей логической и сенсорной компетенции. Фокус в том, что интуиты строят несенсорные рабочие опорные конструкции (мифы, легенды). И это работает. А противоречия с сенсорными элементами при этом не имеет значения – ведь А. не собиралась делать свой четырёхтактный двигатель из железа?

Л. Ф. «Фокус» в другом. Она сослалась – притом сослалась с детализацией – на нечто такое, о чем имеет самое смутное представление. И если бы это был единичный прокол, а не система, я бы так не реагировал. А ведь узнать о тактах работы ДВС можно из первого встречного школьного учебника физики.

Только на надо объяснять тот факт, что она этого не сделала, типом личности! Назвался груздем…

Я сам безоговорочный дилетант в психологии. Ну, читал кое-что у Юнга, только и всего. Сравнивать мое поверхностное и фрагментарное знание его трудов с Вашим, детальным, было бы попросту невежливо. Ну, читал я еще кое-что из психологии, тоже без системы. И вот когда, уже редактируя этот сборник, я вдруг понял, что автор новой психологической теории, к тому же заявляющий себя продолжателем дела Юнга, является в этой области большим дилетантом, чем я (как и в некоторых других областях, к которым тем не менее уверенно обращается в своих построениях), я, мягко говоря, был неприятно удивлен.

Д. Л. У меня к данному фрагменту — свои два вопроса. Во-первых, снова идёт речь о четырёх аспектах «восприятия», тогда как Юнг считал «воспринимающими» только иррациональные функции (интуицию и сенсорику), а рациональные (мышление и чувство, в соционике переименованные в логику и этику) — «решающими». Правда, и Юнг не безгрешен: в одном месте «Тэвистокских лекций» [Юнг, 1998] он, напротив, пишет, что функция мышления объединяет в себе и суждение, и восприятие.

Второй вопрос: почему стрелки именно в таком направлении? Ни здесь, ни далее это никак не объясняется и даже не иллюстрируется на практических примерах. Просто появились, и всё.

С. 58. Организм постоянно находится в одном из 4-х телотактов — иначе оборвалась бы жизнь. Из-за этого постоянного их присутствия телотакты можно считать устойчивыми параметрами организма.

22. Здесь утверждается, что четыре «аспекта» поочерёдно доминируют в одном человеке. Это не согласуется с понятием «ведущих аспектов». Нигде далее автор данной идеей не пользуется.

В. О. А, к примеру, если неудачный такт продолжается сотую долю секунды, а удачный сорок секунд, то где противоречие? Назовем длительный такт ведущим...

Л. Ф. Идея хорошая. Вполне в духе Юнга, по-моему. Только у Аушры нет и тени такого подхода. Ей нравится СХЕМА. Простая. Всё – по полочкам.

С. 61. И подчеркнём вместе с тем, что пока нас интересуют только те сигналы ИМ, которые человек получает посредством первой сигнальной системы. Эти сигналы достигают психики через сенсорные системы организма как конкретные ощущения.

22a. Очевидно, что простейшей аналогией из механики будет вовсе не двигатель внутреннего сгорания, где превращения энергии совершенно иные, а простейший прыгающий мячик (идеальный), для которого все эти 4 «такта» действительно налицо. Кроме, разумеется, одного (чего уж ни в какой физической системе быть не может) — обновления этапа «кинетической энергии» моментом статики! Очевидно, «чистота» аналогии требует заменить «кинетическую» на другой вид энергии — потенциальную энергию взаимодействия с Землёй. Тогда:

1 — сжатый мяч в момент покоя на земле — потенциальная энергия упругого сжатия (статика);

2 — полёт вверх — превращение энергии (через кинетическую) в потенциальную энергию взаимодействия с Землёй (динамика);

3 — верхняя точка — потенциальная энергия взаимодействия с Землёй (статика);

4 — полёт вниз — «расходование» потенциальной энергии (динамика).

Тот же результат дал бы простейший пружинный маятник, где статические «мёртвые точки» — энергия сжатой и энергия растянутой пружины (то и другое — потенциальная энергия), а между ними — динамические этапы — полёт, превращение энергии сжатия (через кинетическую энергию!) в энергию растяжения.

Д. Л. Я бы сказал, что комментарий Филиппова был бы уместен чуть выше, а к данному фрагменту он отношения не имеет. У меня же родился свой комментарий. Во-первых, Аугуста недвусмысленно даёт понять, что речь идёт о модели «информационного метаболизма» в человеческой психике, а не «вообще» (а то некоторые энтузиасты соционики пытаются типировать вокзалы, станки и т.д.). Во-вторых, мне кажется не совсем логичным, что она относит эти аспекты только к первой сигнальной системе. Логике и этике там совсем не место.

С. 68. При этом механизмы ИМ (информационного метаболизма) рациональных типов (шизотимов) сложены из рациональных блоков, механизмы ИМ иррациональных типов (циклотимов) сложены из иррациональных блоков.

23. Соотнесение рациональных типов личности (терминология К. Г. Юнга) с шизотимами (терминология Э. Кречмера и П. Б. Ганнушкина), а иррациональных — с циклотимами — чисто декларативное. Ганнушкин, автор деления типов «по психопатиям», никогда, даже косвенно, не связывал свои типы с типами мышления Юнга. Более того, по Юнгу все типы действительно делятся на две группы, а по Ганнушкину (даже если его описания патологий «творчески» перенести в «здоровый» мир) типы эмоционального строя личности не исчерпываются двумя названными группами.

Д. Л. Согласен. Для сравнения, Кирси отождествлял шизотимов с интуитами, циклотимов с сенсориками [Keirsey, 2000]. Впрочем, мне, после прочтения работы Кречмера [Кречмер, 2001], и такой подход представляется некорректным. По моему впечатлению, шизотим Кречмера напоминает «среднего» рационального логика-интуита (этакого смешанного Робеспьеро-Джека, но присутствуют и некоторые особенности смежных типов — Штирлица, Гамлета, Максима), а циклотим Кречмера — «среднего» иррационального сенсорика-этика, но опять же, с некоторой примесью соседних типов.

С. 76. Противоположную картину получаем на блоке «белая логика + чёрная сенсорика», который отражает логические отношения между объектами. О любом отношении между двумя объектами он получает совершенно полную и точную информацию.

24. Здесь предполагается, что реально существует возможность абсолютно адекватного «точного» отражения объективного мира в психике субъекта, к тому же и «совершенно полно». Подобная позиция не выдерживает критики не только с точки зрения философии — пусть даже самой материалистической, — но и просто с позиции механистической психологии, элементарного физиологического подхода.

С. 77. Противоречие между объективно существующим и тем, что человек себе представляет об этой объективности, — двигательная сила прогресса. (Это) причина как творческих возможностей, так и ошибок человеческого интеллекта. Того, что оно, это сознание, может оторваться от объективно существующего. При отсутствии возможностей этого отрыва не было бы и человеческого творчества.

25. Хотя автор постоянно ссылается на К. Г. Юнга, здесь можно видеть иллюстрацию к юнговскому положению об однобокости восприятия мира мыслительным экстравертом. А. Аугустинавичюте описывает творческий процесс и интеллектуальный прогресс как преодоление разрыва между имеющейся картиной мира и его «объективным» устройством. При этом есть и совершенно иной путь. Подробнее об этом — см. комментарий IV [Филиппов, 1998].

С. 80. По нашим данным, у циклотима правое полушарие статическое, левое — динамическое. У шизотима — наоборот.

26. О каких данных идет речь, каковы методики определения «шизо- и циклотимности», методики обследования мозга (полушарий) и, наконец, о какой выборке обследованных говорится — никаких сведений нет.

Д. Л. А главное, в других работах Аугусты привязка к полушариям даётся совершенно иная — и тоже без какого-либо обоснования. Это мы увидим чуть ниже. Что касается других социоников, то они привязывают типы к полушариям тоже по-разному.

С. 91. Шизотимы на недвижимые объекты смотрят правым глазом, например, когда беседуют с человеком. На движущиеся — левым. По своей природе каждый шизотим, знает он это или нет, является левшой.

27. Выше не раз декларировалось, что шизотимов и циклотимов в человечестве поровну. Но даже если учитывать скрытых левшей (а этот процент известен вполне достоверно), ни о каком балансе речи быть не может. Кроме того, среди мужчин леворукость встречается в несколько раз чаще, а это — уже привело бы к корреляции пола и типа личности.

Д. Л. По вопросу «ведущего глаза», как известно, у социоников есть несколько взаимоисключающих мнений (Аугуста пишет одно, Кашницкий другое, Филатова третье…). Ещё больше на тему «ведущего глаза» можно прочесть в популярных психологических работах. Впрочем, стоит ли Аугусту судить строго? В 1970-е гг. с психологической литературой у нас было негусто. Опять же, если судить по ссылкам в её работах, она читала в основном не психологическую литературу, а психиатрическую…

Почему именно психиатрическую – объяснить тоже можно. Процитирую свою же старую статью: «В чём причина того, что до соционики было принято отделять проблему типов личности от проблемы межличностных отношений? Прежде всего, в том, что типологии личности возникли не в психологии, а в психиатрии. Ведь серьёзные отклонения куда заметнее бросаются в глаза, чем различия между «нормальными людьми». Поэтому и типы личности, и тесты – это наследие психиатрии. Более того, до сих пор многие из применяемых в психологии тестов грешат «психиатризмом» – они предлагают человеку сделать выбор между некоторыми крайними проявлениями. Здоровый же человек находится даже не посредине – его психика достаточно пластична, а описать движущийся объект – намного сложнее, чем описать объект застывший, сломанный или зациклившийся на акцентуации.

Поэтому многие психологические направления вообще отказались изучать типы личности. Акцент делается на другом: на «гармоничном развитии» личности, на некоей общей для всех золотой середине. Такой метод тоже правомерен, однако чем более мы углубляемся в проблему индивидуальных различий – тем больше сбоев он даёт. Здесь психологи начинают полагаться на личный опыт либо на изучение конкретного человека. Люди же – все разные, каждый по-своему неповторим» [Лытов, 2003].

И тем не менее, жаль, конечно, что и Аугуста, и ранние соционики из всех знаний о психике человека ограничились в основном типологиями (к тому же скорее психиатрическими). Хотя сейчас, годы спустя, критиковать легко. Умная мысля – она завсегда приходит опосля.

С. 95. За каждым актом физической активности все такты: возбуждение, напряжение и расслабление мышц.

28. Здесь аналогия с тем, что автор называет двигателем внутреннего сгорания, разрушается: один такт («работа») выпал.

С. 99. По нашей гипотезе, каждый такт ИМ (информационного метаболизма) реализуется с помощью соответствующих меридианов и стоящих за этими меридианами органов в таком порядке: чёрная интуиция — задний серединный меридиан (-), чёрная этика — меридианы желудка (-) и поджелудочной железы (+)…

29. За все представления о «восточной медицине» и, соответственно, за любые проводимые аналогии и параллели отвечает автор, они никак не редактируются — ни по сути, ни по терминологии.

С. 99. Нетрудно заметить явную связь между тем, как сам человек чувствует себя в социуме, чего ему больше всего не хватает, и его хроническими заболеваниями.

30. Выражение «нетрудно заметить» может создать впечатление, что идущее далее утверждение аргументировано. Однако это утверждение неочевидно.

С. 101. … рис. 47, на котором видно, что функционирование отдельных меридианов во времени не противоречит и своим направлением даже соответствует направлению тактов ЭМ (энергетического метаболизма) организма.

31. Появление среди меридианов звезды Давида никак не оправдано: в китайской традиции число 6 «не работает», а деление суток на 6 частей — не повод к использованию символа.

В. О. За звезду Давида я не отвечаю:) А число 6 в китайской традиции работает, см. комментарии к Книге Перемен (уже то, что чёрточек-то 6!) Каждое положение имеет довольно богатое символическое значение, а все 6 представляют некоторый универсальный паттерн для многих явлений...

3. К работе «Дуальная природа человека»

http://www.socioniko.net/ru/articles/aug-duality1.html

С. 106. В какой-то мере правы утверждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. Но наши исследования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополнением. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности одного активностью другого. А есть и дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ лежит за каждой типологией, которыми пользуются психиатры, начиная от П. Б. Ганнушкина, Э. Кречмера, К. Г. Юнга, А. Кемпинского, кончая А. Е. Личко и К. Леонгардом. За каждой! Просто есть совместимые типы людей и несовместимые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это проверить. В общем — как и при всех открытиях — ответ настолько прост, что уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни за границей.

32. Воздерживаясь от пространных комментариев и объяснений «непостижимого» поведения исследователей от Юнга (а точнее — от Платона) до Леонгарда, всё же приведем афоризмы двух живших в разное время и «в разных мирах» философов и человековедов.

Шарль Монтескье: «Если все в работе кажется простым, то это говорит о неумелости и легкомысленности исполнителя».

Али бен Марабут («Пшекруй»): «Не всегда то, что торчит над водой, бывает лебедем». (Подробнее — см. комментарий V [Филиппов, 1998])

Л.Ф. Вот это и есть моя главная претензия к соционике – от ее автора до большинства тех, кто ее так любит “применять” по всякому поводу. Взять всё да и поделить. На 16 полочек. Чтобы мог применить КТО УГОДНО. Почти как 12 знаков Зодиака у газетных псевдо-астрологов. Дешево и всем понятно. Тут я – двумя руками за Юнга. Не массовое это дело – всё понимать. И не барское – всем всё объяснять. Я вот в теории психологии ничего не понимал и не понимаю. Потому и написал только комментарии. Ибо нечего было людей обманывать – говоря про Юнга.

Ну, а создавать новое – это удел великих. Вроде Аушры.

С. 106. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди — однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди «средние» и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А. Е. Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

33. Среди специалистов такое мнение не только не «бытовало достаточно долго», но и никогда не высказывалось как совершенно примитивное.

Д. Л. А тут Филиппов не совсем прав. Такая тенденция прямо или косвенно прослеживалась и в советской психологии, особенно в период до 1960-х гг., и во многих направлениях западной «практической психологии». Причём, разумеется, не на уровне фактов и доказательств, а на уровне «правильных», «политически корректных» аксиом, в которые психологу было "стыдно не верить".

С. 107. Например, когда К. Г. Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые «мыслят», а вторые «живут эмоциями». На самом же деле они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире.

33a. Здесь необходимо отметить (и это верно и для дальнейшего), что идеи Юнга упрощены. В частности, Юнг не противопоставлял мыслительные и эмоциональные психологические типы. И то, что одни «живут мыслями», а другие «живут эмоциями», ни при каких допущениях из его работ не следует.

Д. Л. Я бы тут поправил: «эмоциональных типов» у Юнга вообще нет — есть типы «чувствующие». Эмоции же Юнг считал внетипными [Юнг, 1998; Ельяшевич, Лытов, 2006].

С. 109. Глава 4. Чувство юмора и 16 типов ИМ.

34. Название данной главы оставлено редактором без изменения, хотя о юморе в ней практически не говорится.

Д. Л. Да ну? А как же, например, написанное на с. 110:

«Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замечания­ми или шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раздражают. Любая шутка до нас доходит как шутка лишь в том случае, если она как бы невзначай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чувство юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что его чувство юмора просто отличается от нашего: он склонен шутить другими словами и совершенно о другом» (конец цитаты).

С. 110. Поэтому разные типы личности, побывав в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно разное и разными словами. Рассказ сопровождают различной мимикой, акцентируют другие моменты происшествия. Основной причиной того, почему один человек приятен, нравится, а другой — неприятен, утомляет, и является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какой мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает, Когда один человек задевает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одному за одно прощается то, что другому — нет.

35. Здесь никакие доводы не приводятся, хотя спорность сказанного несомненна.

Д. Л. Ну, почему же «спорно»? Единственное, к чему можно придраться — это к отсутствию подкрепляющих примеров, они бы тут очень не помешали.

С. 112. Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление обо всей окружающей действительности.

36. Аналогично п. 35.

Д. Л. Что, сразу обо всей?

С. 116. Но в сложных ситуациях, требующих интеллектуальных усилий, люди склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному и одному интровертному. Они-то и определяют тип ИМ и дают нам право называть его логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, то есть определяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром, является белый элемент, мы называем человека экстравертом, а когда чёрный — интровертом.

37. Какова связь четырёх «аспектов» («тактов») с типами мышления («ИМ»), как с этим соотносится деление на экстра- и интровертов, как правильно следует трактовать термины «пространство», «время», «поле» и т.п. и, наконец, на чем основано утверждение о существовании именно восьми (не более и не менее) «аспектов» — из работ автора не ясно.

В. О. Когда делят пополам, то всегда получаются степени двойки... А когда остановиться в делении – это вообще не рациональная операция. Даже в каком-либо кластерном анализе деление продолжается, пока исследователь не решит, что хватит:)

Д. Л. Интересно, что фраза от слов «Кроме того…» не вошла в публикацию в киевском журнале, она есть только в двухтомнике Аугустинавичюте. Видимо, верстали по разным вариантам одной и той же рукописи.

С. 117. Есть женщины и мужчины с разными психическими структурами, которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую структуру.

38. Терминологическая проблема. Автор смешивает понятия дружбы и полового инстинкта. Не секрет, что, например, женственность может быть видна по фотографии, заключаться в походке, голосе, жестах.

В. О. Кто-то смешивает, кто-то разделяет... На вкус и на секс товарищей нет-с...

С. 119. Когда любят того, которого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд, и имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ.

39. Снова терминология. Вряд ли привязанность, от которой «спокойно отказываются», можно назвать любовью.

С. 120. Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как будто прячется за своей элегантностью. Сенсорный о своем влечении легко признается не только себе. Влечение — обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать друго­му.

40. Термины «интуитивный» и «сенсорный» здесь использованы не в том смысле, как у Юнга. Кроме того, по сравнению с его типологией, подход упрощен и сводится к чисто внешним проявлениям. То есть анализ «от модели» отсутствует, сразу дается «результат» — казуистическое описание без причин и без следствий.

С. 121. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образова­лась в детстве. Противоречия лишь обостряются.

41. Это утверждение — о неизменности структуры психики, о формировании ее в детстве — один из камней преткновения теории А. Аугустинавичюте — также аксиома.

Д. Л. Устойчивость психических качеств — одна из ключевых проблем в психодиагностике (а не только в соционике). Впрочем, из современных работ по психогенетике вроде бы следует относительная устойчивость и генетическая заложенность целого ряда психических параметров. См., напр., [Равич-Щербо и др., 2000].

С. 121. Первое из этих качеств — шизотимность-циклотимность — врожденное. Остальные приобретаются детьми в возрасте до пяти лет под влиянием ближайшего воспитыва­ющего человека, чаще всего — матери.

42. Аналогично п. 41.

Д.Л. Мне кажется, эту идею Аугуста позаимствовала у Фрейда, на которого в те годы не принято было ссылаться. Впрочем, подобный стереотип был распространён не только среди фрейдистов. Только в последние годы психогенетикам удалось показать, что подобные представления не имеют под собой почвы (см., напр., [Равич-Щербо и др., 2000]).

В письме ко мне Аугуста писала ещё подробнее — она считала, что в возрасте до 5 лет (а почему не 6, 7, 8? Откуда цифра?) у ребёнка формируется не какой попало тип, а именно дуальный одному из представителей ближайшего окружения [Аугустинавичюте, 1991]. Интересно, где в психике ребёнка должна была храниться подобная информация?

Иллюзия, что человеческий психотип «формируется» в первые годы жизни – это далеко не «соционическая» иллюзия, она очень широко распространена среди психологов советской (т.е. леонтьевской) школы. А связана с тем, что не все черты характера проявляются сразу, даже если они заложены генетически. Аналогичным образом борода и усы пробиваются у большинства мужчин только к совершеннолетию, не раньше, однако это вовсе не значит, что появление усов и бороды — результат «воспитания», «воздействия среды». Чтобы предотвратить их появление, нужно предпринять вмешательство хирургического или химического характера — т.е., по сути, искалечить организм.

С. 122. В таблице 3 все типы ИМ спарены в диады. Там же показано, как те же типы ИМ называются у других авторов, то есть, за какими акцентуациями или психопатиями они у них спрятаны (Д.Л. — далее следует сравнительная таблица).

43. Ни Юнг, ни Кемпинский, ни Личко, ни Леонгард не сопоставляют друг с другом свои типы. Такое сопоставление возможно только при подробном и аргументированном анализе. Не говоря уже о том, что восемь типов Юнга поставлены в соответствие шестнадцати типам А. Аугустинавичюте — «парами» — без разделения типов Юнга — каждого на два, что сделать действительно можно — в принципе — пользуясь его же идеями.

С. 122. Изучение супружеских пар показывает определенную тягу к полному дополне­нию. Оптимальным партнером есть, как мы уже знаем, только один из шестнадцати психических типов. При случайном подборе пар это составило бы около 6,25% (100%:16=6,25%).

44. Это верно еще и при условии, что люди распределяются по шестнадцати типам равномерно — а это отрицает и сама А. Аугустинавичюте.

С. 124. Если информацию о динамике принимает левое полушарие, собственной динами­кой индивида тоже управляет левое. Поэтому последовательным правшой, по нашим наблюдениям и опросам, являются только циклотимы. Шизотимы по своей природе левши, хотя около 50% из них об это совершенно ничего не знают.

45. Клинических обоснований этих утверждений — о корреляции полушарной асимметрии с психологией и, главное, о статистике леворукости — не существует. Более того, доказанным можно считать противоположное.

Д.Л. Среди социоников на эту тему те ещё разногласия. См., например, здесь:

www.socioniko.net/ru/1.begin/psihofiz.html

Л.Ф. Удивительное дело – оказывается, среди социоников есть разногласия. Кто бы мог подумать. В науке (если это наука, а не…) подобные “разногласия” разрешатся элементарно: одним ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ движением. Ибо сие есть критерий истинности. А тут…

Д.Л. Для того, чтобы приступить к эксперименту, нужно выполнить большую подготовительную работу. Вот представим, что два средневековых жителя обсуждают рассказы мореплавателей об Африке, сопоставляют их мнения, пытаются выявить логические нестыковки. Какой тут может быть эксперимент? Правильно – взять да самим поехать в Африку. Но, во-первых, на это нужны были средства, и немалые (так же, как сейчас нужны немалые средства и хорошая аппаратура для любых исследований в сфере нейронауки). А во-вторых, что проверять, если для многих путешественников Африка была «просто Африкой», без конкретизации стран и народов? Один пишет, что видел сплошную пустыню, другой – что задыхался от влаги в тропическом лесу, при этом оба видели именно Африку.

С. 125. Почему циклотимы кажутся импульсивными, а К. Г. Юнгом назывались даже ирраци­ональными?

46. Юнг нигде не упоминает о цикло- и шизотимах, а иррациональными называл интуитивный и сенсорный типы личности. И, повторимся, использование здесь понятия «рациональность» в бытовом, житейском плане меняет смысл, который был вложен его автором — Юнгом. То же — с терминами Ганнушкина и Кречмера: автор их использует по-своему.

С. 127. Экстраверты от интровертов отличаются не только своими психическими свойствами, но и внешне. У экстраверта всегда активным является правое полушарие. Это можно заметить по лицу и глазам. Более развитой половиной лица у экстравертов, как правило, является левая половина лица и левый глаз, у интроверта — правая сторона лица и правый глаз. Когда мы беседуем с человеком, обычно внимание прико­выва­ется активным глазом, то есть, смотрим не столько на все лицо человека, сколько на активный глаз.

47. Внутреннее противоречие. Выше говорилось, что полушарная асимметрия соответствует делению на шизо- и циклотимов. Здесь же — на экстра- и интровертов. И сам автор не утверждает, что это — одно и то же.

С. 128. Что мы считаем основным или одним из основных психических качеств экстраверта? Склонность изменять внешний мир в угоду субъекту. Склонность заботиться о субъектах и объектах, изменяя их взаимоотношения, в противоположность склоннос­ти интроверта изменять субъекты и объекты в угоду или в пользу отношений между ними. У экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям — вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди или их поведение, а не отношения.

48. Как справедливо замечает автор, после работ Айзенка действительно распространилось примитивное понимание терминов «экстраверт» и «интроверт». Они введены К. Г. Юнгом, и использовать их можно только в его смысле. Речь идет не о недопонимании, а об искажении — вплоть до перестановки. В частности, «изменять внешний мир в угоду субъекту» означает, как минимум, ставить субъект выше объекта, что, конечно, ближе к интроверсии.

Д.Л. Однако у Юнга понимание экстраверсии/интроверсии по ходу жизни сильно менялось. Первоначально он вообще отождествлял экстравертов с чувствующими, интровертов с мыслящими; в «Психологических типах» он высказал одновременно столько гипотез, что друг с другом они просто не совместимы, тут уж либо-либо. Если же взять только заключительную главу «Психологических типов», которую и читала Аугуста, и где экстраверсия-интроверсия рассматривается уже на примере каждого из 8 типов (функций), то здесь мы видим понимание, весьма близкое к айзенковскому (ср. [Ельяшевич, Лытов, 2006; Айзенк, Айзенк, 2001; Айзенк, Вильсон, 2000]).

С. 131. Для экстраверта социальные отношения — следствие и признак социальной ценности, качественности объекта. Обыкновенный ход его мыслей: каждый субъект может улучшить свои отношения с окружающим и вызвать к себе положительные чув­ства способом самоусовершенствования. Если субъект в обществе занимает скромное место, значит, ему недостает каких-то социально ценимых качеств.

48a. Стремление сделать теорию легко применимой на практике приводит к избыточному упрощению.

С. 132. Каждый экстраверт отличается определенным беспокойством чувств, определённой активностью, чем-то, что его гонит действовать в ситуациях, в которых интроверт лишь наблюдает. Наблюдает, создавая при этом впечатление погруженности в самого себя.

49. Это по Айзенку «интроверт» погружен в себя. С точки зрения типологии Юнга это неверно в принципе.

Д. Л. См. мой комментарий выше.

С. 133. Когда же нужно что-то репродуцировать по уже имеющимся образцам, то есть воспроизвести то, что уже придумано или где-то было — всё наоборот. Если изобретателем качественно нового товара является интроверт, то организатором его производства по имеющемуся примеру — только экстраверт. Здесь проявляется первый, ведущий элемент ИМ.

50. См. сноску на стр. 133.

Д.Л. Нет такой сноски! И тем не менее, взгляд Аугусты на «новаторов»-интровертов и «организаторов»-экстравертов, мягко говоря, не согласуется с её же собственными взглядами на соционические типы. Разумеется, и фактами он никак не может быть подтверждён.

С. 134. Экстраверт любит активную жизнь. О нем можно сказать, что он, проявляя инициативу, всегда в какой-то мере «лезет на сцену». Но лезет не столько для того, чтобы его видели, сколько для того, чтобы самому видеть и оценивать больше «объектов». Он с удовольствием оценивает и выдвигает других. Интроверт не выдвигает ни себя, ни тем более других. Других он вообще не замечает.

51. То же.

С. 134. Интроверт в плановом хозяйстве ошибок не делает, потому что с планом как с отношением всегда в ладах, нигде не разминётся. Никаких отношений не нарушает, ничьих чувств не раздражает, а свою пассивность и нерешительность всегда умеет объяснить объек­тивными факторами. На каждого, кто активнее его, смотрит как на занимающегося саморекламой. Ведь в глубине души он тоже стремится к большей активности, но проявлять инициативу, пока от него этого в каждом конкретном случае не потребовали, не может. Боится быть неуместно активным.

52. Выражение «в глубине души» в работе последователя школы Фрейда — Юнга, школы учения о бессознательном, не может считаться адекватным. Оно использовано в «бытовом» значении.

Д. Л. А вот интересно: в соционике «планирование» обычно отождествляется с рациональностью, здесь же видим, что Аугуста писала нечто иное…

С. 135. Часто говорят, что интроверт якобы действует лишь ради того, чтобы его оставили в покое. Это видимость. Не желает он этого. И то, почему никак не может отказаться от какого-либо руководящего поста, хотя и видит, что с работой не справляется, есть страх, что после того его «оставят в покое», не будут замечать, он окажется никому не нужным. Это и рождает эгоцентризм и нездоровые монопольные тенденции во что бы то ни стало, всеми правдами и неправдами, удер­жаться «у власти». Даже если это подтачивает здоровье. Страх стать незаметным сильнее здравого смысла.

53. См. примечание 48.

Д. Л. А точно ли это характеристика именно интроверта? К тому же – всякого интроверта???

С. 136. Интроверты, наоборот, не любят ответственности, любят обязанности. С удовольствием выполняют то, что считается их долгом и обязан­ностью, что позволяет быть активными и всячески стараются уйти от того, что называется ответственностью. Само слово «ответственность» им напоми­на­ет приговор, наказание.

54. Пример несогласованности терминов. Ведь для интровертного типа самое характерное — свобода от внешнего давления, то есть именно ответственность! Уход же от ответственности — от принятия решения, от свободы выбора — путь экстравертной психологии.

Д. Л. Ну, это уже пошла словесная игра.

Л. Ф. Нет, Дмитрий, это – не игра слов, а принципиальное несогласие. Говорить, что для интровертированной установки типичен уход от ответственности за принятие решений, значит абсолютно отказаться от юнговского подхода, на какую бы из его работ Вы ни сослались.

Поймите, Аушра, как и всякий человек, имела право создавать любую теоретическую конструкцию. Но она не имела права использовать чужую схему и чужую терминологию таким образом.

Почему Лем после фильма «Солярис» не здоровался с Тарковским? Что, фильм плохой? Отличный фильм. Только вот при чём тут «Солярис» Лема?!

С. 137. Коротко разницу между всеми экстравертами и всеми интровертами можно определить таким образом. Экстраверты в отношении к миру конструктивны, активны, имеют сильную потребность добиваться цели. Интроверты даже тогда, когда они очень деятельны, скорее избегают неприятностей и неудач.

55. См. примечание 48.

С. 137. Типичный пример из студенческой жизни. После успешно сданного экзамена экстраверты почти всегда немного недовольны, что не успели чего-то прочесть. Большинство интровертов с таким же неудовольствием думают о том, что они прочли, а на экзамене не понадобилось.

56. Этот пример к экстра- и интроверсии отношения не имеет.

Д. Л. Имеет, не имеет отношения – тут рассуждать можно долго, но всё это можно проверить на основе статистики. По крайней мере, выдвигая гипотезу, Аугуста была вправе представить некоторое описание. Сначала – феноменология, потом – постановка задачи, потом – постановка корректного эксперимента, и лишь потом можно говорить о фактическом подкреплении теории.

Л. Ф. Боюсь, Дмитрий, наши с Вами представления о том, что означает выражение “выдвинуть гипотезу”, весьма различны. Утверждение Аушры четкое и волне однозначное: в совершенно определенной ситуации ВСЕ РЕАЛЬНЫЕ ЖИВЫЕ экстраверты «почти всегда немного недовольны» тем-то и тем-то, тогда как ВСЕ интроверты – тем-то и тем-то. Вы что же, ЭТО называете «выдвинуть гипотезу»?! Я – не это.

И потом – о какой статистике, о каком корректном эксперименте идет речь? Что, у Аушры или у Вас есть строгое описание проверенной работающей методики практического определения экстра- и интровертированности?..

С. 138. Экстраверт — инициатор, вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает тыловые позиции — заканчивает начатые другими дела, если вначале даже и не проявлял энтузиазма. Он более скромный и спокойный, менее верит в значительность и важность того, что делает, более самокритичен. И вместе с тем, более эгоцентричен.

57. См. примечание 48.

Д. Л. Тут, кстати, вспоминается, что Гуленко подобное же определение давал признаку «инициальность — терминальность», который вроде бы не должен был совпадать ни с одним из юнговских признаков [Гуленко, 1991].

С. 138. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отноше­ния, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях, которые долго, мучительно и пассивно обдумывает, когда остается один.

58. См. сноску на стр. 133.

Д.Л. Нет такой сноски!

С. 143. Такому мужчине часто легче спросить «выйдешь ли ты за меня», чем сказать «люблю». Чувства индивида с логическим мышлением нежные, ломкие, их легко спугнуть. Для того, чтобы они окрепли, нужно время и активные чувства второ­го. Очень похожим образом ведут себя и девушки с логическим типом ИМ.

59. То же.

С. 144. Жизнь этих людей (Д.Л. — этических типов) часто сложна только потому, что объектов любви появляется слишком много, неизвестно, когда остановиться, что любовь как будто есть, а настоящей опоры в другом человеке нет. Что по непонятной причине утомляет странное чувство беспокойства, которое требует менять партнеров и что ни в одном из них нет того, что их сделало бы объектом постоянной любви и, наконец, дало бы успокоение.

60. То же.

С. 145. Сенсорный живет как будто лишь этим днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Благодаря неразвитому абстрактному мышлению, он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю.

61. То же.

С. 145. Он или слишком активен (экстра­верт) и сам себе усложняет жизнь, или слишком пассивен (интроверт), боится ошибок, не уверен, что то, что как будто надо делать — необходимо делать. Боится перестараться — это сделало бы его смешным в собственных глазах, а также в глазах всех прочих интровертов.

62. Активность — пассивность и экстраверсия — интроверсия — не связанные вещи: возможна любая из четырёх комбинаций.

С. 147. В партнёре сенсорику нужны постоянство и своеоб­разная зависимость, послушность. Таким может быть только интуитивный, который поддерживает инициативу сенсорного, но в свои руки ее взять не может.

63. См. сноску на стр. 133.

Д.Л. Нет такой сноски!

С. 147. Интуитивный быстро понимает, что является желаемым, но и после этого активности не показывает. Собственная сексуальная активность для него табу. Не из-за застенчивости и хорошего воспитания, хотя это создает дополнительные затруднения, а из-за специ­фики их сексуальной активности.

64. В чем связь интуитивности и «табу на сексуальную активность» и вообще — «ведущей функции» и специфики полового поведения — из работ автора не ясно.

Д.Л. Табу на сексуальную активность — это, по-моему, относится больше к христианским ценностям, которые выжили даже при социализме. Есть довольно много людей — не обязательно сенсориков — для которых нет не только такого табу, но даже и ограничений, и в последние лет 20 этот факт стал заметен даже в той стране, где раньше «секса не было».

С. 148. Интересна функция ревности во взаимоотношениях интуитивных и сенсорных. Интуитивный знает — ничто не изменится от случайных поступков партнера. Ревнует сенсорный, который судит по своему собственному опыту. На интуитивного небольшая доза ревности влияет положительно, придает ему ценность в собственных глазах. Напоминает, что он нужен, желаем и незаменим. Это самое убедительное доказатель­ство его ценности.

64а. Названия глав данной работы и весь дух изложения приводят к мысли, что будет предложена конкретная схема грамотного подбора пар, в частности — брачной пары. Однако теория так и остаётся абстрактной — как это ни парадоксально при столь жизненном изложении. Как именно определить тип ИМ, в работе не сказано.

Д. Л. Надо же, Филиппов делает комплимент критикуемой за «жизненное изложение».

Л. Ф. Ошибаетесь, это отнюдь не комплимент – речь ведь идет о теоретической работе. Мне казалось, сарказм очевиден.

Во всём же прочем — от феноменологии до технологии всегда нужно сделать очень много работы. Как картошка не становится зрелой сразу, так и в науке — невозможно от алхимии да сразу к таблице Менделеева. Так и Аугуста – конечно, можно ругать работы за незрелость, ну а что было до того? Умная мысля приходит опосля.

Л. Ф. ОТЛИЧНАЯ метафора. Я этот образ упустил! Вы сто раз правы: от АЛХИМИИ к научной химии – точно никак. Вообще никак. Ни быстро, ни медленно. Сколько это ни высеивай – в картошку не вырастет. Ибо цель сего – гомункулус, а не живой корнеплод.

Архимед жил задолго до алхимиков средневековья. А закон его о погруженных телах ВЕРЕН. Просто верен и всё. И дозревания никакого ждать не пришлось. И так В НАУКЕ – ВСЕГДА. Или верно – или нет. А не “опосля”.

Другое дело, что у этих верных законов есть границы применимости. Но В СВОЕЙ ОБЛАСТИ они все-таки верны! А какие ЗАКОНЫ открыли алхимики – чтобы они потом «дозрели» и вылились в науку? (Назовите не случайно найденные практические рецепты, а именно законы, то есть – ТЕОРИЮ!)

Д.Л. Очевидно, Филиппов полагает, что химия родилась не из алхимии, а сразу из Архимеда. Впрочем, у социоников та же проблема, по-моему: только-только картошку посеяли, а уже радуются, как будто она взошла. И о промежуточных стадиях – ожидания, прополки, поливки и т.д. – не думают.

С. 149. Сенсорик доверяет своим ощущениям и не сомневается, когда он здоров, когда болен: он же — «чувствует». Это врач должен подчиняться его конкретным, реальным ощущениям, а не он необосно­ванным диагнозам врача. Если один врач «ничего не нашел», он добивается своего и идет к другому. Интуитивному свои собственные ощущения кажутся менее объективны­ми, чем диагноз врача. Диагноз — это «норматив», и он ведет себя соответственно диагнозу, а не соответственно самочувствию.

65. См. сноску на стр. 133.

Д.Л. Да нету такой сноски, нету…

С. 149. Глаза интуитивного — это глаза, которые смотрят и не видят. Глаза сенсорного, наоборот, глаза очень хорошо видяще­го и все замечающего человека. Походка каждого интуитивного менее уверенна, он как бы немного парит в воздухе и готов каждому уступить дорогу. Походка сенсорно­го отличается отчетливостью, самоуверенностью, неуступчивостью.

66. То же.

С. 150. По глазам можно судить не только о том, сенсорен или интуитивен человек, но и о том, экстравертны или интровертны его сенсорика и интуиция. Это определяется раскрытостью глаз: самые широкие глаза у людей с экстравертной интуицией, самые узкие, наиболее прищуренные, у людей с интровертной интуицией. Это наиболее заметно, когда человек в задумчивом состоянии. Сенсорики распределяются посередине, причем у людей с экстравертной сенсорикой они шире и менее острые, чем у людей с интровертной сенсорикой. Это потому, что первые стараются охватить все наблюдаемое пространство, а вторые – лишь отдельные объекты.

67. Автор нигде не указывает источник своих обобщений. Тем более неясно, как коррелируют эти наблюдения с элементарными расовыми различиями.

Д.Л. Во всяком случае, они не коррелируют с наблюдениями других социоников.

С. 151. О любом происшествии по-настоящему хорошо могут рассказать лишь динамики. По их рассказу всегда легко восстановить последовательность процесса во времени. Статики этого не умеют, у них всегда получается анализ ситуации или рассказ об участвовавших в происшествии людях и предметах. Мышление статиков аналитическое, индуктивное, мышление динамиков — синтетическое, дедуктивное.

68. За то, что аналитическое мышление названо индуктивным, а синтетическое — дедуктивным, — отвечает автор.

С. 153. Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом, сенсор­ным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает магнит, образован­ный из двух индивидуальных полюсов. Только полюсы магнита всегда вместе. А человек — асимметричен, его вторым полюсом является другой чело­век.

69. Эта аксиома — главный постулат «соционики», принципиальная база. В то же время К. Г. Юнг многократно и недвусмысленно отрицал поляризацию психики.

Д. Л. Я, читая Юнга, пришёл к иному выводу. Чтобы долго не спорить, просто сошлюсь на статью [Ельяшевич, Лытов, 2006].

С. 153. Для самочувствия человека и функционирования его как общественного индиви­да исключительно важна психологическая структура супруга. Нет отдельной гармо­ничной личности.

70. И здесь — отрицание идей Юнга. Тоже аксиома.

Д.Л. А почему обязательно все идеи должны совпадать?

С. 154. При понимании, что неприемлемое поведе­ние партнера определяется не его злой волей, а объективной психологической структу­рой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного приспособ­ления. Кроме того, при осознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворенным, легче искать компромисс.

70а. Утверждения о гармоничных супружеских отношениях также несколько упрощены. Подробнее — см. комментарий VII [Филиппов, 1998].

С. 155. Как люди с дополняющей психикой воспринимают друг друга? Как самого «чело­вечного» человека. Самого гуманного, мягкого, доступного, отзывчивого.

71. См. сноску на стр. 133.

Д.Л. Да нет же такой сноски!

С. 157. Ведь один человек обижает другого не столько своими поступками, сколько тем, какими словами он эти поступки объясняет, какие мотивы на первый план выдвигает, какой мимикой свои объяснения сопровождает.

72. Приводить примеры, когда обиду наносят именно поступком, видимо, нет необходимости. Кроме того, и сами слова — тоже поступок.

С. 159. Сексуальное поведения разных типов ИМ очень отличается. Поэтому о настоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополняющими. Проиллюс­трируем это примером двух противоположных диад — диады сенсорно-этического экстраверта и сенсорно-этического интроверта. Эти два противоположных сенсорика диктуют своим партнерам и противоположное «сенсорное» поведение. В диаде сенсорно-этического интроверта, «любят» кожей, всей ее поверхностью. Здесь нет резких движений, партнеры как бы тают в объятиях друг друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта, наоборот, избегают прикосновения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнастических упражнений.

73. Видимо, предполагается, что подобные проявления никак не зависят ни от века, ни от обычаев, традиций и воспитания, ни от темперамента, ни, наконец, от физического здоровья человека. Можно привести сотни примеров, показывающих как минимум вторичность психологического типа («ИМ») в сексуальном поведении. Не говоря уже о влиянии психических особенностей, акцентуаций и комплексов. Да и моногамное гетеросексуальное поведение — не единственный вариант реализации полового инстинкта.

Д. Л. Вообще, сексологические исследования — штука непростая, хотя бы потому, что откровенничать с исследователем будут далеко не все — зато широкое поле для домыслов и широкого обобщения собственного опыта и «двух знакомых»…

Л. Ф. И не только сексологические. ЛЮБЫЕ – в психологии. И не потому вовсе, что кто-то неоткровенен С ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ. А потому, что мы принципиально не можем быть “откровенными” С СОБОЙ. Ибо бессознательное есть, и ни Аушре, ни кому бы то ни было отменить его не удастся. Как бы они ни хотели, чтобы всей этой подводной части айсберга не существовало и чтобы осознать можно было всё – потому что им так ПРОЩЕ. Как искать потерянное – под фонарём.

С. 161. По нашим гипотезам, элементы ИМ увязаны с меридианами следующим образом: чёрная интуиция — задний срединный меридиан; чёрная этика — меридианы желудка и поджелудочной железы…

74. См. примечание 29.

С. 165. Ему гораздо труднее жить около человека со своим вкусом, чем около того, за которого приходит­ся решать все эстетические проблемы, который поддается его воле, прислушивается к указани­ям.

74а. Пример того, как теория «замыкается» на конкретику. Подробнее — см. Комментарий VIII [Филиппов, 1998].

С. 168. Второй элемент – более творческий, чем первый. Поэтому все его проявления больше радуют и самому индивиду кажутся более ценн





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

756 - | 693 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.