Часто можно слышать, что изобразительное искусство в ряду других искусств является наиболее доходчивым. И отсюда нередко делается странный и опасный вывод — воспринимать все богатство произведений изобразительного искусства может каждый зрячий человек, не обладающий никакой специальной подготовкой. «Ведь живопись наглядна!»
Давно известно, что для уха нечуткого, уха с неразвитым музыкальным слухом даже гениальное произведение музыки оказывается бессмысленным набором звуков. Всем ясно: для понимания музыки мало просто не быть глухим. Мало даже обладать развитым слухом. Так и для подлинного понимания живописи, разумеется, мало только обладать натренированным, развитым зрительным восприятием.
Глубоко ошибаются те зрители, кто думает, что содержание живописного полотна ограничивается сюжетом, который можно сравнительно легко пересказать. Для таких зрителей истинное содержание остается за семью замками (как, впрочем, и для тех, кто видит его только в артистизме и блеске исполнения).
На примере музыки, литературы и живописи особенно ясно, что не только каждое из искусств имеет свой, неповторимый строй художественного языка и образного мышления, но несет и свой аспект содержания. Невозможно полностью пересказать даже в самом гениальном произведении литературы все содержание живописного
1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М, 1977, с. 12.
I или музыкального произведения. Очарование рублевской «Троицы», врубелевского «Демона» или «Царевны-Лебеди», всего комплекса мыслей и чувств «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Отказа от исповеди» Репина или «Бумажных фонариков» Коровина вы не передадите полностью ни словами, ни музыкой, какими бы прекрасными они ни были. И этот строй образного мышления, и язык, на котором данное искусство обращается к духовному миру человека, нужно научиться воспринимать.
В любой области искусства немыслима не только замена эстетической воспитанности эрудицией, но также и замена всестороннего эстетического развития развитием одностронне литературным. Немыслима, так как каждое искусство по-своему незаменимо связано со многими важнейшими сторонами жизни и всего общества, и отдельного человека. Мы часто забываем, что развитое эстетическое чувство — это не просто умозрительное любование, но всегда активная любовь к прекрасному и ненависть к уродливому. И чем выше развито в человеке чувство прекрасного, тем увереннее и целеустремленнее будет оно выражаться в его жизни и действиях. Необходимо ясно и четко понять, что нетребовательность в удовлетворении эстетических запросов всегда наносит невосполнимый урон духовному облику человека и, развиваясь, превращается в тор' моз дальнейшего развития культуры народа.
К тому же не следует забывать, что и успехи человечества в той или иной области культуры во многом зависят от того, насколько высок уровень развития каждого члена общества, а значит и всего общества. Так, например, весь мир признает, что блестящие достижения советской науки, открывшей человеку путь в космос, были достигнуты не оторванными от народа гениями-одиночками, а явились закономерным результатом уровня научного образования в СССР — образования, начинающе--> гося со средней школы.
В такой же тесной связи с развитием эстетического образования, художественного вкуса народа находится развитие изобразительного искусства (как и других искусств). Чем выше культурный уровень масс, чем выше уровень их эстетических потребностей, тем больше
3 Заказ 2443 33
условий для расцвета искусства. В улучшении дела эстетического воспитания заинтересованы поэтому не только сами зрители, слушатели, читатели, но и непосредственные создатели художественных произведений— живописцы, скульпторы, архитекторы, композиторы, писатели, актеры и музыканты.
Есть много путей к улучшению массового эстетического художественного воспитания, которые мы, к сожалению, используем далеко не полностью. Здесь и расширение выставочной деятельности, и создание новых музеев, и печать, и клубная деятельность, и кино, и школа, и дом... Все это — звенья одной цепи. Нам необходимо найти основное звено этой цепи, звено, позволяющее совершать решительный, организованный поворот. Звено, способное оказать решающее влияние на другие звенья. Таким звеном можег быть прежде всего средняя общеобразовательная школа. Она более других способна с детства привить каждому человеку любовь к искусству, дать основы его понимания. Школа в состоянии систематически развивать и всесторонне воспитывать духовные потребности кахадого человека: она стоит у нашей духовной колыбели. Это ее важнейшая задача. Вот почему так тревожна именно в школе существующая недооценка эстетического образования и воспитания.
Еще в далеком 1918 году, на заре революции, Государственная комиссия по просвещению опубликовала «Основные принципы Единой трудовой школы». Там есть замечательные слова: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место. Ученик постепенно должен приобрести в своем карандаше новый орган особо точной и образной речи».
«Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы
обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки»1.
Если школа, хотя и не всегда отвечающая современным требованиям преподавания литературы, все же воспитывает и формирует у учеников определенный интерес к ней как к искусству слова, благодаря чему потребность в литературе сохраняется у людей на всю жизнь, то в отношении изобразительного искусства положение оказывается намного хуже. Преподавание рисования в четвертых —шестых классах, ведущееся часто по совместительству преподавателями других дисциплин, не решает вопроса.
Но даже если бы и велось хорошо? Как самое прекрасное преподавание грамматики не может заменить изучения литературы, так и преподавание грамоты рисунка, даже самое наилучшее, не может заменить изучения образного строя, языка изобразительного искусства и — самое главное — его нравственно-эстетического содержания. А ведь это — главное. Не каждый ученик может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке, кино, театре. И научить его этому — непременная обязанность средней школы, тем более что все стороны духовной культуры народа взаимосвязаны и отставание одной из сторон воспитания неминуемо сказывается на общем кругозоре человека, в конечном счете снижая его духовные потенции.
Иногда на духовное развитие влияет и сам характер преподавания искусств в школе. Так, например, даже в нынешнем преподавании литературы сказывается порой некая ложная тенденция. Эта тенденция состоит в подмене эмоционально-художественного раскрытия смысла произведения литературы его историко-социальным анализом. Сюжеты и образы нередко анализируются только со стороны социально-исторической, без использования произведения искусства как средства этического и эсте-
1 Основные принципы Единой трудовой школы. От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1919 г. В ки: Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917—1947 гг Сост Н. И. Болдырев. М.— Л., 1947, вып. 2, с 266—267
тического воспитания. Это и приводит иногда к превращению литературы в придаток урока истории, ослаблению интереса учеников к искусству слова, искажению их представления о его значимости и в конечном итоге обедняет их духовную жизнь. Все те специфические функции искусства в жизни человека, о которых мы говорили выше, при таком методе преподавания остаются почти не использованными.
Сам процесс познания жизни через искусство понимается в этом случае упрощенно. Вне поля зрения учителя и ученика остается подлинный предмет познания искусств — отношение человека к явлениям жизни. За предмет познания принимаются лишь внешние формы вещей и явлений. Ведь анализ построения куба, цилиндра, яблока или отличие листьев одних пород деревьев от других — это предмет изучения, скорее, для черчения или ботаники. Красота же листка или яблока, наше о ней представление — уже проблема искусства. А это и есть проблема человеческого отношения. Вне этого отношения нет и представления о красоте, прекрасном. Поэтому так чревато для урока рисования обилие задач типа «подобрать собственный цвет предмета», ибо здесь забывается часто именно проблема отношения. Так же и в искусствоведческих «беседах», если они не построены системно, с учетом языка искусства, содержание картины раскрывается лишь в плане иллюстрации события или явления. За содержание произведения в этом случае выдается лишь его сюжет, а не все богатство эстетического, нравственного, социального содержания, которым отличается любое подлинное творение искусства.
Все это — результат отсутствия подхода к искусству как к особой форме познания и отражения жизни, форме, не дублирующей научного ее познания (например, историю).
Мы должны осознать, что в школе необходимо воспитывать у учеников интерес и понимание всего богатства духовной культуры народа, всех сложных, присущих искусству аспектов познания жизни, а значит, и средств выражения.
Мы должны добиться того, чтобы из средней школы выходил гражданин, полностью подготовленный к самостоятельному, квалифицированному и чуткому восприя-
тию всей многогранной культуры народа. И таким должна его сделать именно школа, независимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем — врача, инженера, агронома, токаря, доярки или учителя.
Но тут, несомненно, станут перед нами две серьезнейших проблемы —это загруженность школьных программ и отсутствие подготовленных кадров.
Действительно, школьникам сейчас дается огромная сумма знаний по многим предметам. Ребятам зачастую не остается времени ни для отдыха, ни для развлечения. Более того, эта загруженность программ не оставляет места для самостоятельного осмысления полученной суммы конкретных знаний, для выработки своих, собственных взглядов по тому или другому предмету, вопросу-
Задачей средней общеобразовательной школы (и это
отражается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду», декабрь 1977 г.) должно стать не беспредельное накопление знаний, а в первую ' очередь воспитание в юном поколении способности свободно ориентироваться во всех областях материальной и духовной культуры. Это серьезная переориентация. Здесь необходимо подумать о направленности педагогического процесса (повышается эффективность урока) и пропорции времени, отводимые на изучение искусств и наук.
В качестве программы-максимум наряду с политехнизацией школы необходимо иметь в виду и ее «по-литкультуризацию». Нужно усилить роль гуманитарных предметов и решительно улучшить методы их преподавания. Тогда наши будущие инженеры и техники, придя в вуз со школьной скамьи, не замкнутся в кругу профессиональных интересов. И главное — в дальнейшем им будет открыт путь для овладения духовным богатством. Средняя школа в первую очередь способна дать такую «культурную зарядку», и дать ее всему народу — ведь именно все, весь наш народ проходит через школу. И так как мы действительно строим не только заводы, совхозы и лаборатории, но и новые отношения новых людей — граждан развитого социалистического общества, то сделать это мы можем, только предоставив
народу все богатство человеческих мыслей, накопленных веками, и не в последнюю очередь все богатство эмоциональной, нравственной, духовной культуры чело-веческого общества.
И решение этой проблемы — в наших руках, в наших силах.
«...Наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее, великое искусство. Поэтому мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры...» (В кн.: В. И. Ленин. О литературе и искусстве. М., 1979, с. 660).
На пути овладения всем богатством знаний человечества нами не должны быть упущены важнейшие стороны культуры духовной, в частности изобразительное искусство. Тяготение народа к искусству и эстетическому совершенствованию жизни сейчас поистине громадно. Да, «искусство принадлежит народу», и он должен научиться пользоваться всем, что ему принадлежит.
Он имеет на это право.